Арно бабаджанян биография кратко

Обновлено: 18.05.2024

Советский композитор Арно Бабаджанян родился в 1921 году в Ереване, в семье преподавателей. День его появления на свет пришелся на день смерти вождя пролетариата Владимира Ленина. Поэтому отцу будущего музыканта пришлось перенести дату рождения своего сына, чтобы она не совпадала с датой траура.

Отец мальчика Арутюн любил играть на флейте. Вместе с матерью Арцвик они эмигрировали с оккупированной Турцией территории Игдыр. Бабаджаняны долго не могли иметь своих детей и поэтому взяли под опеку девочку, родные которой погибли во время армянского геноцида.

С детства мальчик полюбил музыку, он проявлял большие музыкальные способности. В трёхлетнем возрасте ребенок освоил игру на старенькой гармонике, а ещё через два года Арам Хачатурян после прослушивания отметил малыша и настоятельно рекомендовал его родителям отдать сына в специальную музыкальную школу при Ереванской консерватории.

Естественным продолжением обучения в музыкальной школе талантливого юноши стало его поступление в консерваторию. Но спустя два года учёбы Арно решил попытать счастья в Москве. В 1938 году он приезжает в столицу СССР и поступает к профессору Е. Ф. Гнесиной в созданное ею музыкальное училище. Параллельно с исполнительским факультетом молодой музыкант получает вторую специальность в классе композитора В. Я. Шебалина. Через два года Бабаджанян поступил в МГК по специальности фортепиано к педагогу Б. М. Берлину, а ещё через два года он переводится обратно в ЕГК.

На родине молодой музыкант совершенствуется как композитор у профессора В. Г. Тальяна. В молодости Арно становится участником Армянской могучей кучки, руководителями которой были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. После войны Бабаджанян возвращается в Москву для продолжения учёбы в аспирантуре у знаменитого пианиста К. Н. Игумнова и в классе композиции у Г. И. Литинского.

Классика

В 1950 году влюбленный в свою родину композитор вновь возвращается в столицу Армении для работы преподавателем в высшем музыкальном учебном заведении. Но через шесть лет он окончательно переезжает в Москву и наведывается в Ереван только изредка. Эти нечастые визиты на Кавказ всегда вдохновляли композитора на сочинение новых произведений, которые получались на редкость удачными.

Три гения - Муслим Магомаев, Арно Бабаджанян, Роберт Рождественский..

Posted by Ку-Ру-Ру on Sunday, April 30, 2017

Популярная музыка

В Москве Бабаджанян начинает писать музыку в основном для кинематографа и для эстрады. Как отмечал впоследствии сам композитор, работа над песней требовала не меньшего таланта и отточенности мастерства, чем симфоническая музыка.

С 1964 года на отечественной эстраде сформировался творческий коллектив, в который вошли Арно Бабаджанян, Роберт Рождественский и молодой Муслим Магомаев. Совместная работа над первыми вокальными произведениями стала новым витком в музыкальной биографии композитора. Каждая песня, едва прозвучав по советскому радио, тут же становилась шлягером.

Личная жизнь

Личная жизнь композитора отличалась стабильностью. Со своей женой Терезой Оганесян он познакомился сразу после войны в Московской консерватории, где молодая девушка в то время проходила обучение. После свадьбы она пожертвовала своей пианистической карьерой ради семьи.

В 1953 году у пары родился сын, которого назвали Ара. Он пошёл по стопам родителей, став музыкантом. Помимо певческой карьеры Бабаджанян-младший увлекся театром и работал некоторое время актером.

Внешность композитора

Арно Бабаджанян обладал особенной внешностью, его нос был непропорционально большим, что видно на всех фото музыканта. И если в молодости он сильно переживал по этому поводу, то со временем начал с иронией воспринимать сей факт.

Арно Арутюнович понял, что нос стал неотъемлемой частью его образа. Многие художники и скульпторы создавали его портреты, не стесняясь делать акцент на этой части лица композитора.

Болезнь

С 1953 года у музыканта диагностировали страшное заболевание, которое в то время в СССР совершенно не лечилось - рак крови. Но благодаря счастливой случайности в это время по приглашению Алексея Косыгина в Советский Союз из Франции приехал выдающийся онколог. Друзьям композитора удалось уговорить медика проконсультировать Бабаджаняна и назначить ему лечение.

Благодаря стараниям врача и заботе жены Терезы Арно сумел победить белокровие на целых тридцать лет. Болезнь настигла Арно Арутюновича только в 1983 году, став причиной его смерти.

Похороны проходили в Ереване, родном городе музыканта. На Ереванском кладбище находится и могила Арно Бабаджаняна. Каждый день на ней появляются живые цветы от верных поклонников музыканта и его родных.

Арно Арутюнович Бабаджанян

Арно Арутюнович Бабаджанян

После окончания школы Арно Бабаджанян приехал в Москву и поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, был принят сразу на последний курс по классу фортепиано. Затем он окончил экстерном композиторский факультет Ереванской консерватории и Московскую консерваторию по классу фортепиано. С 1950 года был преподавателем Ереванской консерватории, сочинял музыку: фортепианные пьесы, концерты для скрипки и виолончели, песни.

Нередко Арно Арутюнович выступал в качестве пианиста на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений, которые были записаны на плёнки, изданы на аудиодисках. В последний период жизни он стремился к большему рационализму в творчестве.

Народный артист СССР и Армянской ССР — композитор был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, он лауреат Сталинской и двух Государственных премий Армянской ССР.

Арно Арутюнович Бабаджанян умер 11 ноября 1983 года в Москве, был похоронен в Ереване на Тохмахском кладбище. В его честь открыт фонд памяти, который занимается поддержкой талантливых музыкантов.

Композитор Арно Бабаджанян является автором множества песен, которые давно стали достоянием всего огромного сообщества, известного как советский народ. Сегодня эти вечные хиты с удовольствием исполняют и известные и начинающие певцы. О биографии и творчестве Арно Бабаджаняна расскажет эта статья.


Ранние годы

Будущий композитор родился в Эривани (до 1936 г. так назывался Ереван) в семье преподавателя математики. По некоторым сведениям, это событие произошло 21 января 1921 года. Однако отец мальчика велел впоследствии изменить дату на 22 января. Дело в том, что в этот день в 1924 году умер В. И. Ленин, и 21-е число первого месяца года стали считать траурным. Арутюну Бабаджаняну не хотелось, чтобы сын был лишен возможности праздновать свой день рождения, и он изменил дату.


Первые уроки музыки

Окончив музыкальную школу при Ереванской консерватории, Арно продолжил учебу в этом вузе, где обучался композиции у армянских композиторов В. Тальяна и С. Бархударяна.

В Москве

В 1938 году Арно Бабаджанян (биография в детстве представлена выше) переехал в столицу, и его взяли сразу на последний курс Музыкального училища им. Гнесиных. Там он занимался композицией у В. Я. Шебалина и фортепиано — у Е. Ф. Гнесиной.

После окончания училища в 1941 году будущий известный композитор поступил в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. Через несколько месяцев после начала ВОВ он возвратился в Ереван, где продолжил учебу в местной консерватории.


Дальнейшая карьера

В 1946 году Бабаджаняна вместе с группой молодых коллег направили в Москву на усовершенствование. В последующие несколько лет он также неоднократно приезжал в столицу, где брал уроки у известных советских композиторов и музыкальных педагогов.

В 1950-1956 годах Арно Бабаджанян, биография которого в молодости вам уже известна, преподавал фортепиано в Ереванской консерватории, получив в 1956 году звание доцента.

В том же году он переехал в Москву уже насовсем.


Работа с Рождественским и Магомаевым

Хрущевская оттепель сделала известными многих молодых поэтов, в том числе Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и Евгения Евтушенко. Арно Бабаджанян, биография и личная жизнь которого была известна только близким друзьям, стал активно сотрудничать с этими молодыми дарованиями и написал вместе с ними множество песен, включая несколько хитов, которые знал каждый житель Советского Союза.

Эти произведения стали визитной карточной Муслима Магомаева, который благодаря им и своему волшебному голосу стал одним из самых популярных певцов в Советском Союзе.

Творчество


В родной Армении

Хотя наибольшей популярностью пользуются песни Арно Бабаджаняна, он является автором многих симфонических, камерных и инструментальных произведений. К числу наиболее известных относятся:


Арно Бабаджанян: болезнь

Композитор скончался в ноябре 1983 года. Он около 20 лет, начиная с середины 60-х годов, страдал лейкемией. Для того времени это было настоящим чудом. Ведь при тогдашнем развитии медицины онкобольные могли надеяться продлить свою жизнь лишь на несколько лет.

На протяжении всего этого времени рядом с Арно Арутюновичем были его супруга Тереза Сократовна и сын Ара. Их семья придерживалась армянских традиций и была образцовой на всем протяжении своего существования. Тереза Сократована в молодости была пианисткой и умела тонко чувствовать музыку, давая Арно Арутюновичу дельные советы.

Ара Бабаджанян, который в молодости был неплохим эстрадным певцом и снялся в нескольких художественных картинах, сегодня возглавляет Фонд имени своего отца.

Теперь вы знаете, какой след в истории советской музыки оставил Арно Бабаджанян. Биография, личная жизнь и творчество композитора вам также известны, а его песни и другие музыкальные произведения еще долгие годы будут радовать всех, кто родился в СССР.

В 2021 году исполняется 100 лет со дня рождения Арно Бабаджаняна, в музыке которого так причудливо и естественно переплелись национальные армянские мотивы, элементы русского фольклора и синкопы джаза.

После окончания консерватории ему прочили путь великого симфониста, великим он стал, но обывателю известен своими песнями, излучающими любовь и добро: "Королева красоты", "Солнцем опьяненный", "Благодарю тебя", "Ноктюрн" и другие.

Дудук, фисгармония и "дядя из Москвы"

Арно Бабаджанян родился в интеллигентной семье учителей: отец преподавал математику, любил играть на дудуке, мать была учительницей русского языка. Родителям пришлось эмигрировать с оккупированной территории. Своих детей у четы долго не было, поэтому они взяли на воспитание девочку, родители которой погибли. А 21 января 1921 года в семье произошло пополнение - на свет появился маленький Арно. Когда будущему композитору исполнилось три года, умер Ленин. Арутюн Бабаджанян решил, что не стоит праздновать день рождения сына, когда страна погрузилась в траур. Поэтому дату рождения Арно в документах исправили на 22 января.

Первое признание

Первое издание нот Арно было выпущено, когда мальчику было всего семь лет. Однажды в гости к его родителям пришел поэт Егише Чаренц (после революции он был ответственным по вопросам культуры в Армении). Когда в доме есть одаренный ребенок, его часто просят выступить перед гостями. Арно сыграл несколько произведений, выяснилось, что было и написанное им самим. Восхищенный поэт спросил, есть ли ноты. Мальчик принёс, а Егише Чаренц поставил на них свою резолюцию: "Отдать в печать". Так было опубликовано сочинение Арно Бабаджаняна. В девять лет был написан "Пионерский марш", который одобрили педагоги мальчика. А в двенадцать лет за исполнение произведений Мендельсона и Бетховена юный пианист получил свой первый приз на республиканском конкурсе молодых дарований.

Восхождение на музыкальный Олимп

После окончания школы Бабаджанян поступил сначала в Ереванскую консерваторию, а позже решил покорить и московскую. Но так как документы пианист с собой не привез, то брать в столичный институт юношу не захотели. Возможно Арно Бабаджанян вернулся бы учиться в Армению, но он рискнул обратиться за помощью к Араму Хачатуряну. И благодаря протекции старшего соотечественника и своему незаурядному таланту юноше удалось попасть в музыкальное училище им. Гнесиных на последний курс.

Год он проучился под руководством самой Елены Гнесиной, а потом поступил в московскую консерваторию. Но учиться там предстояло недолго - началась Великая Отечественная война. Поэтому сначала Арно был мобилизован на строительство оборонительных сооружений, а в конце 1941 года эвакуировался с консерваторией в Саратов.

Кстати, можно отметить, что Арно Бабаджанян был мастером на все руки и не боялся пробовать браться за новую работу. Известен случай, когда в Саратове Бабаджанян сумел реставрировать старое пианино, про которое говорили, что оно теперь сгодится только на дрова.

«Москва фактически стала для отца второй родиной. Когда началась Великая Отечественная, их послали на строительство оборонительных рубежей под Москвой. Позднее в Москве отец получил второе образование.

Экзаменационная комиссия приняла произведения выпускника Бабаджаняна за работы Скрябина

В 1942 году Бабаджанян вернулся в Ереван, где продолжил обучение. Вернуться в Москву для совершенствования игры ему предстояло лишь в 1946 году. Зато сбылась давняя мечта исполнителя: он попал в класс великого пианиста Константина Игумнова. Когда Игумнов в 30-е годы приезжал на гастроли в Ереван, Арно с родителями был на выступлениях выдающегося пианиста. Юношу очень поразила тогда манера звукоизвлечения Игумнова. И попав в ученики к своему кумиру спустя несколько лет, Бабаджанян был счастлив.

Читайте также: