Европейское просвещение эпоха петра первого кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эпоха Просвещения – это целый век разума, интеллектуального и духовного движения в Европе в XVIII в., рождение идеи о том, что улучшить общество можно только с помощью рациональных преобразований. Просвещение основано на гуманизме Возрождения, отказе от религиозного взгляда на мир. Последователи идей Просвещения считали, что единственным критерием познания окружающего мира и человека в нём является разум, а свободомыслие – необходимое условие для поиска истины.

История

Д. Локк и его последователи ввели основные понятия нового учения. Естественное право основывалось на правах человека, которые были названы главными: неприкосновенность личности и собственности, свобода, равенство. Государство должно было обеспечивать охрану этих прав. Началом естественной религии, по мнению просветителей, должен был стать деизм (учение, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее дальнейшее Его вмешательство в события).

Таким образом, идеи Просвещения, возникшие в Англии в конце XVII- начале XVIII вв., постепенно захватили всю Европу. Но в разных странах они приобретали национальный характер и иногда даже противоречили друг другу.

Французское Просвещение

Так мощное интеллектуальное движение просветительства изменило социальную и этическую жизнь Европы и Америки, подтолкнуло к борьбе против колониального гнета, способствовало отмене рабства, начало движение за права человека, снизило авторитет аристократии и религии.

Российское Просвещение

Идеология Просвещения в России наиболее проявила себя во второй половине XVIII в. Именно в это время в стране появились первые университеты, музеи, театры, открывались библиотеки, формировалась свободная пресса.

Известно, что самый большой вклад в российское Просвещение внесла Екатерина Великая, активно поддерживавшая и развивавшая науку, образование и искусство.

Но российское Просвещение имело свои особенности. Это касается, например, отношения к либеральным идеям – Россия их не только не приняла, но даже относилась к ним крайне враждебно: бо́льшая часть дворянства была против отмены крепостного права. Однако Пугачёвское восстание (1773-1775) и последовавшая за ним Великая французская революция (1789-1799) сильно повлияли на дальнейший ход событий и развитие российского общества. Началась внутренняя дискуссия между представителями интеллектуальной элиты, что привело к образованию западников и славянофилов.

Раннее русское Просвещение

Пётр I первым воспринял идеи Просвещения. Он создавал школы для лиц духовного звания, а дворян отправлял учиться за границу. В России также организовывал школы по западному образцу – таковой является, например, навигацкая школа в Москве, которая готовила кадры для русского флота.

Посещая Европу, Пётр I приглашал в Россию учёных, мастеров искусства и архитектуры, помогал и отечественным талантливым зодчим.

Эпоха Екатерины Великой

Но через некоторое время Екатерина II стала проводить политику контрпросвещения: Пугачёвское восстание и другие события показали, что идеи Просвещения оказывают сильное влияние на политическую жизнь страны. Заключались в тюрьмы за вольнодумство известные деятели культуры, А. Радищев был сослан на каторгу, его книги сожгли и запретили, как и труды Вольтера.

Екатерина Великая предпочитала не барокко, а другой главный стиль эпохи Просвещения – классицизм, в этом стиле и создавалась архитектура Петербурга, представленная работами Росси, Кваренги, Баженова, Казакова и др. выдающихся мастеров.

Расцвет искусств в эпоху Просвещения

Русское изобразительное искусство эпохи Просвещения достигло высокого уровня. Некоторые художники учились за границей (И. Никитин, А. Матвеев), другие, приглашенные из-за границы, создавали русскую школу живописи. Работы художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова являют собой расцвет искусства Просвещения.

Бурно начала развиваться и русская классическая музыка, известностью пользовался скрипач Иван Хандошкин. Екатерина II своих лучших композиторов отправляла учиться за границу (Березовского, Бортнянского).

Позднее русское Просвещение

В годы правления Павла I (1796-1801) расцвел талант баснописца Ивана Крылова.

Александр I уже видел, что в дворянской среде формируется либеральное крыло и опасался их противостояния с абсолютизмом, поэтому разработал программу политических реформ. Россия осталась единственной страной в Европе, где существовало крепостное право. Он создал Негласный комитет, который возглавил М. Сперанский. Программа этих реформ была проведена лишь при Александре II.

Значение идей Просвещения

Либерализм во многом берёт своё начало из эпохи Просвещения. Идеи Просвещения также являются основой политических свобод и демократии, толерантности, рыночных отношений, капитализма.

Но во второй половине XX в. идеи Просвещения стали несколько переоцениваться, в них нашли недостатки, нереалистическую оценку и романтизацию её деятелей. Но… время покажет и всё расставит по своим местам.

При Петре I в России произошли колоссальные изменения, касающиеся практически всех аспектов жизни страны: политики, экономики, армии, образования. Российский император понимал, что в своем развитии его держава сильно отстает от Европы, оставаясь феодальной страной со слаборазвитой промышленностью, отсутствием массового образования и большой зашоренностью населения.

Необходимость реформ

Необходимость менять курс развития страны возникла задолго до царствования Петра I. Культурная и экономическая отсталость России была угрозой ее целостности и независимости. Нужная была сильная армия, с образованными военачальниками, офицерами, врачами и собственным вооружением. Для управления огромной империей необходимы были грамотные люди.

Самодержец действовал жестко и решительно. Боролся с варварством варварскими методами, что принесло свои плоды. Стала быстро развиваться российская промышленность и значительно выросли объемы внутренней и внешней торговли. Не последнюю роль в развитии страны сыграли просветительские реформы.

Сподвижники

Основными сподвижниками Петра I по реформированию образования стали: Салтыков Ф.С., Брюс Я.В., Татищев В.Н., Курбатов А.А., Скорняков-Писарев Г.Г. и ряд других российских и иностранных ученых, государственных деятелей.

Суть образовательных реформ

Просветительские реформы в России имели разностороннюю направленность. Готовились военные и управленческие кадры, организовывались географические экспедиции, проводились геологические изыскания, велись астрономические наблюдения.

Цифирные школы

Это была первая попытка в России создать общее начальное образование по всей стране. Задачей цифирных школ было обучить поступивших грамоте, счету и подготовить их к поступлению в профессиональные образовательные учреждения, либо к работе на производстве и строительстве. Созданием начальных школ занимались магистраты, коллегии и православная церковь, обладающая необходимым опытом и инфраструктурой. Государственные цифирные школы создавались при различных производствах, воинских соединениях, монастырях, архиерейских домах.

Что примечательно: первопроходцем в этом деле стал архангельский вице-губернатор Курбатов, открывший у себя в городе в 1711 году ряд цифирных школ.

Введение обязательного начального образования

Указом Петра I от 1714 года в цифирных школах были обязаны обучаться дворянские, чиновничьи, дьяческие и подьяческие дети мужского пола от 10 до 15 лет. Со временем к этому списку присоединились купеческие дети.

Преподавателями в цифирных школах служили воспитанники Морской академии и Московской навигацкой школы.

На пути организации начального образования возникли препоны в виде нежелания и неповоротливости местных властей. Местная администрация не хотела выделять помещения для цифирных школ и финансировать их.

Отношение населения к всеобщему образованию

Помимо того родители, в том числе и дворяне с очень большой неохотой отдавали своих детей в обучение. Школы, как правило, располагались далеко и не радовали воспитанников строгим уставом и наказаниями. Однако, без свидетельств об окончании цифирной школы не допускали к венчанию. Мера, прямо скажем, драконовская и желаемых результатов так и не принесла. Школы стояли полупустыми.

Регламент 1721 года

Специальным регламентом 1721 года предписывалось местным властям оказывать всяческое содействие цифирным школам и финансировать их в полном объеме. И все равно цифирные школы не получили должного развития, так как не были приняты дворянским и духовным сословием, стремящимися обособить своих отпрысков от остальных детей. Хотя свою важную роль они, все-таки, сыграли – это было первое массовое начальное образование в России, заложившее фундамент для школьной педагогики.

Навигацкая школа

В навигацкую школу учащихся принимали как на добровольной основе, так и принудительно. Учениками становились мальчики и юноши 12-20 лет из дворян, семей купцов, священнослужителей и приказных. Сначала в школе было 200 учеников, но, постепенно количество увеличивалось.

Навигацкая школа отличалась строгими порядками. К ученикам применяли штрафы и телесные наказания. Интересно, что первые годы после своего образования школой управляла Оружейная палата, и только через несколько лет ее передали в ведение Адмиралтейской коллегии.

В качестве преподавателей пригласили ряд британских специалистов по математическим и морским наукам.

Порядок обучения

В подготовительных классах школы изучались грамота и счет. После этого в цифирных классах: геометрия, тригонометрия, арифметика. В старших классах: навигация, география, астрономия, геодезия. Плюс к этому – фехтование. Как правило, ученики из неблагородных сословий ограничивались подготовительным и цифирным классами и после этого поступали на службу.

Строго срока обучения в школе не существовало. Учеников переводили из одной науки в другую по мере изучения. На место выпустившихся принимали новых учеников.

Выпускники школы шли служить во флот, артиллерию или инженерный корпус, работали и в гражданской сфере, учителями и картографами. Часть выпускников продолжали обучение заграницей.

Преобразование высших классов в Морскую академию

После 14 лет существования и 1200 выпускников высшие классы навигацкой школы (навигацкие или мореходные) перенесли в столицу, где они были преобразованы в Морскую академию. Теперь московская математическая и навигацкая школа стала считаться приготовительным училищем Морской академии. Основным предметом стала математика. Эта школа была первым подобным и самым крупным учебным заведением в Европе. Ее выпускники создали ряд школ, различной направленности по всей стране.

Морская академия

Морская академия считалась элитным учебным заведением и была организована по примеру морских училищ Франции. Изначально предполагалась набирать учиться только отпрысков аристократов. Царь Петр изменил данный порядок, и в Морской академии обучались представители разных сословий.

С подачи директора Морской Академии Нарышкина А.Л. помимо морского дела в ней стали преподавать кораблестроение. Много времени занимала практика – настоящие морские походы.

Выпускники академии славно трудились для Отечества, и не только как моряки, но и как геодезисты, географы, педагоги.

Инженеры, врачи, артиллеристы, переводчики, священнослужители

Большое внимание уделялось обучению на ряд военных и гражданских профессий, для чего были созданы специальные школы. Так в Москве в 1701 году открылась артиллерийско-инженерная школа, где обучались грамоте, счету, пушкарскому делу, инженерным наукам. Школа полностью финансировалась государством и насчитывала порядка 300 учеников.

Также в Первопрестольной в 1703 году учредили инженерную школу численностью 150 учащихся. Выпускники обычно поступали на военную службу.

Не оставил своим вниманием Петр I и церковное образование. Реформировал Духовную академию и повелел учредить архиерейские школы.

Результаты реформы

Образовательная реформа Петра I имела большое значение для всех сфер государственной жизни. Было организовано с нуля множество новых учебных заведений, уже существующие были реформированы с учетом требований времени и европейского опыта.

В России появились грамотные специалисты в разных областях, что дало большой толчок ее развитию. Появилась сильная армия и флот, Россия расширяла свои владения, открывались новые земли, укреплялись границы, развивалось производство и торговля, строились новые города. Кроме того, повышался культурный уровень большой части населения, впервые появилось массовое начальное образование.

Шел четырнадцатый год Северной войны. Позади были блистательные победы при Лесной и под Полтавой, взяты крепости Нарва и Ниеншанц, а в России все еще ужасно не хватало образованных офицеров. Касалось это, впрочем, и гражданских чинов – будущая империя нуждалась в лучших управленцах и государственных деятелях из дворянской среды.

Навигацкая школа располагалась в здании Сухаревой башни. Файл: петр-навигацкая

Навигацкая школа располагалась в здании Сухаревой башни

Вступить в брак отныне разрешалось лишь после знакомства с математикой. Юным дворянам цифирные школы виделись настоящим местом ссылки, где помимо прочего следовало соблюдать строгую дисциплину и сдавать экзамены. Пугало изнеженных отроков и то, что во время занятий в классе за ними наблюдали отставные солдаты с хлыстами в руках – отвлечься от урока было просто-напросто опасно. Не пожалел деятельный государь и тех, кто считался (или прикидывался) слабоумным: им жениться тоже не разрешалось. Правда, для них существовал испытательный срок на службе, успешно выдержав который, можно было создавать семью.

Петр I в Голландии

Петр I в Голландии

К неудовольствию Петра I обучение за казенный счет пошло на пользу далеко не всем, на родине нерадивых школяров сурово наказывали и с позором отправляли домой. Совершенно не стесненные в средствах дворянские дети посещали игорные дома и театры, пренебрегали занятиями и при любой возможности отказывались от морских плаваний. От подобных новостей Петр Алексеевич приходил в ярость, приказывал немедленно разжаловать прогульщиков в матросы и отправлять на самые тяжелые работы. Об успешной карьере им приходилось забыть, зато талантливые и прилежные по возвращении получали высокие должности и царскую похвалу.

Царь-экзаменатор и нерадивые студенты

Известно, что Петр I любил присутствовать на экзаменах, которые держали вернувшиеся в Россию молодые люди, и даже лично проверять их знания. Вопросы царь задавал каверзные и оценивал экзаменуемых строго. Выдержать подобную проверку могли даже не все прилежные ученики, а ленивые и бесталанные – и подавно.

Петр I встречает дворян, прибывших из Европы

Петр I встречает дворян, прибывших из Европы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Петр I и процесс европеизации культуры России

Личность Петра I

На престол Петр Великий взошел в 1682 году, после смерти царя Федора. С того самого момента, как он получил власть над страной, он стал служить ее интересам. Война с Крымом была продолжена, Азовская крепость взята русскими войсками. Дальнейшими действиями императора стало создание могучего флота. Если говорить о внешней политике того периода, то вся она, в основном, была направлена на поиски новых союзников в войне против Османской империи. Именно ради этого царь совершает свою знаменательную поездку в Европу. Про личность Петра 1 много говорит тот факт, что даже в это непростое для страны время он занимается изучением кораблестроения, устройством и культурой других стран. После того, как стало известно о стрелецком мятеже, император незамедлительно возвратился в Россию из Европы. Результатом поездки стало то, что он пожелал изменить свою родину и с этой целью принял множество нововведений. В качестве примера можно привести принятие летоисчисления по юлианскому календарю.

Для того, чтобы развитие торгового дела в России могло проходить полным ходом, нашей стране был необходим выход к Балтийскому морю. Осознавая это, Петр I стал вести военные действия со Швецией – это стало новым этапом его царствования. Далее он заключает мир с Турцией, и после захвата крепости Нотебург, начинает возведение города Санкт-Петербург. Полтавская битва в июне 1709 года ставит победную точку в войне со Швецией. После смерти короля этой страны, был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Россияне получали желанный выход в Балтийское море, а также новые земли.

Титул императора был присвоен Петру I в 1721 году. Его личность, без сомнения, была одной из самых сильных и значимых в мировой истории. Он хотел поменять и людей, и само государство, и ему удалось это в полной мере. Памятники великому императору можно найти не только в российских городах, но и в большинстве стран Европы.

Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От своих отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.

Преобразования Петра I в России в области культуры

Первая четверть XVII I столетия в России ознаменовалась преобразованиями, непосредственно связанными с "европеизацией" страны. Начало Петровской эпохи сопровождалось серьезными изменениями в нравах и быту. Коснулись преобразования просвещения и других сфер общественной жизни. Все реформы проходили на первом этапе крайне тяжело, зачастую насильственно. Рассмотрим далее основные события Петровской эпохи.

Предпосылки к реформам

Необходимо сказать, что активное проникновение западноевропейских ценностей отмечалось в стране на протяжении всего XVII столетия. Однако направленность этого влияния изменила именно Петровская эпоха. Век XVIII стал периодом внедрения новых ценностей и идей. Ключевым объектом преобразований стала жизнь русского дворянства. Интенсивность реформ обуславливалась в первую очередь государственными целями. Петр Первый стремился к преобразованию в административной, военной, промышленной и финансовой сферах. Для этого ему необходимы были опыт и достижения Европы. Успех государственных реформ он связывал с формированием качественно нового мировоззрения элит, перестройкой быта дворянства.

Первый опыт

Петровская эпоха проходила под влиянием западного образа жизни. Симпатия правителя России появилась к европейским ценностям еще в юности. В свои ранние годы Петр часто приезжал в Немецкую слободу, где обрел своих первых друзей. После первого визита за границу у него возникла идея перенести из Европы в Россию обычаи, институты, формы развлечений и общения. Однако он не учитывал, что все это будет восприниматься с определенными сложностями, поскольку почвы и органичной предыстории для этого в стране создано не было. Петровская эпоха, кратко говоря, ассоциируется с насильственным внедрением в русскую жизнь европейских ценностей. Как свидетельствуют записи, государь фактически требовал от подданных переступить через себя и отказаться от вековых традиций предков.

Первые преобразования

Если говорить о том, какой была Петровская эпоха, то сближение с Западом выражалось в заботе правительства о том, чтобы люди в России даже внешне напоминали европейцев. После приезда из-за границы Петр приказал принести ножницы и сам обрезал бороды у шокированных бояр. Эту операцию государь проделывал не один раз. Борода для него стала символом старины. Он негативно воспринимал ее присутствие на лице бояр. Хотя издавна борода выступала как неприкосновенное украшение, признак чести и родовитости, предмет гордости. Указ 1705 г. обязал всех мужчин, кроме священников и монахов, сбрить усы и бороду. Таким образом, общество оказалось разделено на 2 неравные части. Одна – дворянство и элита городского населения, которая находилась под давлением европеизации, другая же сохраняла привычный уклад.

Образование и наука

Практические потребности Российского государства порождали интерес к наукам, преимущественно естественным. Правительством и частными лицами были организованы крупные экспедиции: экспедиция В. Атласова – исследование и описание Камчатки, 1697-1699 гг.; экспедиция Ф. Саймонова и К. Вердена – исследование Каспия, 1720-е гг.; экспедиция В.И. Беринга, Л.А. Чирикова 1733-1743 гг. Это время ознаменовалось появлением крупных технических новшеств и изобретений: в горном деле и металлургии Г.В. де Реннин, В.Н. Татищев; в военном деле – Я.В. Брюс, А.К. Нартов.

Итогом петровских преобразований в области просвещения можно считать открытие Академии наук в Петербурге (1725 г.). Ее особенностью было объединение научно-исследовательских и педагогических функций (в составе Академии учреждались академический университет и гимназия). Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, физическую и химическую лаборатории.

Книжное дело и печать

В связи с потребностями новой учебной и научной литературы были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. За четверть века ими было выпущено более 600 книг, ведомостей, манифестов и т.д.

Общественно-политическая мысль и публицистика

Не менее важной проблемой, затрагиваемой в публицистике, является вопрос о просвещении. Мысль о необходимости просвещения все более проникала в общественное сознание. Именно в распространении просветительских идей виделась возможность превращения России в могущественную державу.

В то же время появляется довольно значительное количество сочинений, направленных против Петра 1 и его преобразований. В первую очередь это произведения старообрядцев.

Литература

Наиболее ярко отражала веяния нового времени литература Петровской эпохи. В 1717 г. было опубликовано "Рассуждение о причинах Северной войны", в котором описывались причины войны со Швецией. Издание было подготовлено вице-канцлером Шафировым по поручению государя. Это "Рассуждение" стало первым отечественным дипломатическим трактатом о внешнеполитических приоритетах России. Экономические преобразования отражались в трудах Посошкова. Наиболее известной его публикацией стала "Книга о богатстве и скудости". Видным деятелем был Стефан Яворский. Он создал такие религиозные трактаты, как "Камень веры", "Знамение пришествия антихристова". Эти труды были направлены против протестантизма и реформаторства.

Большое распространение в литературе первой четверти XVIII века получили любовные стихи.

Архитектура

В архитектуре появляются новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры становится ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы – Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю.

В русской архитектуре XVIII века начало формироваться барочное направление. Барокко – направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи), которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности и величию.

Живопись

Художники Петровской эпохи по-своему отражали закономерности этого исторического периода. Надо сказать, что живопись в целом выходила на новый уровень с определенным опозданием в сравнении с другими передовыми странами. Искусство Петровской эпохи становится светским. Изначально новая живопись утверждается в Москве и Петербурге. До этого мастера писали исключительно иконы. Культура Петровской эпохи требовала изображения торжественных баталий, прославлявших победы, портретов царя и подданных. Наибольших успехов достигло искусство портрета.

Специфика реформ в живописи

Особенности культуры Петровской эпохи проявлялись в резкой трансформации привычного уклада жизни людей. В первую очередь Россия стала приобщаться к западным направлениям в живописи. Преобразования осуществлялись не только для того, чтобы привлечь в страну зарубежных художников и мастеров. В качестве одной из ключевых целей выступало просвещение отечественной публики, введение лучших европейских традиций. Время обучения для русских мастеров длилось недолго. Во второй половине 18 в. вернувшиеся из Голландии и Италии художники показали миру свой талант, полученные навыки, начав создавать великолепные шедевры. Новая живопись отличалась повышением интереса к человеку. Большое внимание стало уделяться и его внутреннему миру, и строению тела. Русские художники стали владеть техническими достижениями европейских мастеров. В своей работе они используют теперь новые материалы: мрамор, масло, холст. В живописи появляется прямая перспектива, способная показать объемность и глубину пространства. Первыми художниками новой эпохи стали Матвеев и Никитин.

Гравюра

Она заняла отдельное место в искусстве в первой половине 18 столетия. Гравюра считалась наиболее доступным видом живописи. Она достаточно быстро откликалась на события, происходившие в жизни. На новом историческом этапе необходимы были виды Петербурга, гравюры к учебникам по артиллерийскому, архитектурному и морскому делу. Культура Петровской эпохи высвобождалась из-под власти церкви, пыталась сравняться с европейскими странами, ушедшими далеко вперед. Спектр сюжетов гравюр сводился к портретам великих людей, видам городов, сражений, торжественных мероприятий. Петровская эпоха подарила России и миру таких мастеров, как Ростовцев, Алексей и Иван Зубовы.

Скульптура

Скульптура много веков в России была фактически под запретом, поэтому традиций и мастеров в этой области искусства не было. Первые скульптуры, появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии.

Большое количество скульптур было изготовлено в России под руководством К. Растрелли для пригородов Петербурга, в первую очередь для Петергофа.

Развлечения

Во время реформ предпринимались попытки создать публичные театры в Петербурге и Москве. На сцене ставили комедийные и исторические пьесы ("Амфитрион" и "Доктор Принужденный" Мольера, например). Стали появляться и первые отечественные драматические работы. Так, Петровская эпоха была ознаменована созданием трагикомедии Прокоповича "Владимир", пьесы Жуковского "Слава Российская". Изменения в нравах проявлялись в появлении новых видов развлечений. К концу 1718 г. элиты петербургского общества известили о введении ассамблей. Эта идея родилась у Петра после посещения французских гостиных. В них собирались и беседовали крупные политические, научные деятели, живописцы и другие представители высшего общества. Учреждая ассамблеи в России, Петр стремился приучить дворян к светскому поведению, а также приобщить женщин государства к общественной жизни. В процессе организации реформатор использовал и практические, и теоретические достижения Европы. В указе, регламентировавшем порядок собраний в домах, приводился перечень правил, описывался распорядок развлечения, которым должны были следовать присутствующие.

Летоисчисление

"Полезность" была основной идеей, которой пронизывалась вся Петровская эпоха. Годы правления великого реформатора ознаменовались введением нового летоисчисления. Теперь отсчет велся не от сотворения мира, а с Рождества Христова. Новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября. Учреждались также праздники. Так, Петром был введен Новый год. Его празднование должно было осуществляться с 1 по 7 января. При этом ворота дворов следовало украшать еловыми, сосновыми и можжевеловыми деревьями или ветвями. По большим улицам вечерами было предписано жечь костры, а встречающиеся люди должны были друг друга поздравлять. В Новый год в столице устраивали фейерверки. Петр стал, таким образом, основателем многих государственных праздников. Победные торжества стали устраиваться по примеру триумфов Рима. В 1769-м в празднествах по поводу победы под Азовом проявились ключевые элементы будущих мероприятий. В них достаточно явно просматривались римские признаки. По распоряжению государя были сооружены триумфальные ворота.

Ювелирное искусство

На протяжении веков развитие ювелирных украшений находилось в тесной зависимости от стилистических изменений моды, покроя одежд и т.п. Украшения начала XVIII века не отличались от аналогичных изделий конца XVII века до тех пор, пока не произошли и прочно не укоренились в быту изменения в костюме. Для украшения одежды и головных уборов по-прежнему использовались запоны разных форм и с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями).

Изысканным украшением костюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.

В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений - среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе. За двадцать пять лет после указа новый костюм прочно вошел в быт русских дворян, хотя одежда купечества, мещан и крестьян существовала почти без изменений до конца столетия.

Для XVIII века, за исключением последних лет, характерно женское платье с облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой; для мужчин вводятся французского образца кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик.

Кроме моды в России XVIII века одежду дворян регламентировали также государственные постановления и указы, в которых четко определялась не только форма костюма, но и характер его отделки, ткань, цвет, украшения.

Приобщение женщин к светской жизни

Проводя свои реформы, Петр не учитывал, что население не совсем к ним готово. Так, например, женщинам было крайне проблематично в один момент отойти от домостроевского уклада. Однако реформатор проявлял заботу о них. Он указывал женщинам, как себя вести, одеваться, говорить. На первых порах на ассамблеях, по воспоминаниям современников, русские дамы, туго затянутые в корсеты, не умели не только грациозно и легко танцевать, но и не знали, как им нужно сесть или встать. По большей части они были неуклюжи, неповоротливы.

Значение Петровской эпохи

Преобразования государя позволили стране выйти на качественно новый уровень. В первую очередь существенно сократилось отставание культурной и экономической сфер от передовых стран Европы. Кроме этого, Россия стала превращаться в великую и могущественную державу. За счет внедрения европейских ценностей страну стали воспринимать на международной арене. Благодаря петровским реформам теперь ни одно важное событие не решалось без участия России. Изменения, которые произошли в жизни государства в первой четверти XVIII столетия, были весьма прогрессивными. Однако они еще сильнее увеличили разрыв между дворянством и низшими классами. Бояре превратились в благородное элитное сословие. Использование культурных достижений и благ стало только их привилегией. Все это сопровождалось распространением презрения к русскому языку и древней культуре в среде дворян.

Многие историки отмечают, что европеизация усилила негативные культурные проявления допетровской России. Вводимые новшества тяжело воспринимались дворянством. Зачастую преобразования провоцировали действия, совершенно противоположные тем, что ожидались. Вежливость и обходительность по приказу не могли стать внутренней потребностью, они порождали грубость и непристойность. Перемены затронули только верх общества. Русский крестьянин еще очень продолжительное время после окончания Петровской эпохи не ходил в театр, не читал газет, не знал о существовании ассамблей. Таким образом, реформы изменили социальное положение привилегированного класса в сторону Запада, а жизнь низших классов – в противоположном направлении, к Востоку. С одной стороны, преобразования в сфере быта и культуры формировали условия для развития просвещения, науки, литературы. Однако многие европейские ценности и стереотипы переносились насильственным и механическим путем. Это создавало существенные препятствия для полноценного развития исконно русской культуры, основанной на древних национальных традициях.

Представители дворянского сословия, принимая европейские ценности, довольно резко отходили от народа. Хранитель русской культуры – русский крестьянин – был привязан к национальным традициям. И эта его связь только усиливалась по ходу модернизации государства. В результате начался глубокий социально-культурный раскол в обществе. Все эти явления во многом предопределили острые противоречия и силу общественных потрясений, возникших в начале XX столетия.

Читайте также: