Анатомия ее место среди биологических наук кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 1.2 Связь анатомии с биологическими дисциплинами

Анатомия и морфология

Теоретические аспекты цитологии и гистологии

Научные положения и теоретические аспекты эмбриологии

1. Анатомия и морфология

Морфология – наука, изучающая изменчивость строения тела.

1 ) в широком понимании - учение о строении человеческоготела в связи с его развитием и жизнедеятельностью ; включает анатомию , эмбриологию и гистологиючеловека . 2 ) В узком смысле — раздел антропологии , изучающий вариацииполовозрастных , этнотерриториальных , конституциональных , профессиональных и других особенностейчеловеческого тела , а также отдельных его частей и органов . Методы морфологического исследованияиспользуются в этнической антропологии и в изучении Антропогенез а . Без морфологических данныхневозможно , например , правильно определить степень сходства и различия между человеческими расами , понять историю их формирования , нельзя оценить соотношение между современным человеком и егоископаемыми предками . М . ч . принято делить на два подраздела: мерологию , или анатомическуюантропологию , исследующую вариации и связи отдельных органов и тканей , и соматологию , изучающуюизменчивость и зависимости признаков строения всего тела живого человека . В мерологии обычнорассматривают покровы человеческого тела , наружные части органов чувств , внутренности , зубы , сосуды , мышцы , скелет и череп , головной мозг . Предметом соматологии является анализ тотальных размеров тела ( длины и массы тела , окружности груди , поверхности и объёма тела ) и их соотношений , пропорций тела , наружных форм отдельных его частей , половых признаков , некоторых характеристик крови , особенностейконституции и т . п . В 1960 — 1970 - е гг . большое развитие получила возрастная М . ч ., особенно в связи спроблемой акцелерации . Внедрение в практику морфологического исследования методовфизического и химического анализа позволяет получать данные о составе тела , т . е . о составляющих теложивого человека тканевых компонентах . Изучаются также связи морфологических особенностей сбиохимическими , физиологическими , эндокринологическими характеристиками , генетика морфологических особенностей , влияние факторов внешней среды на морфотип человека

2. Теоретические аспекты цитологии и гистологии

Организм человека и животных представляет собой целостную систему, в которой условно можно выделить ряд взаимосвязанных, взаимодействующих и соподчиненных иерархических уровней организации живой материи: клетки - клеточные диффероны - ткани - морфофункциональные единицы органов - органы - системы органов. Каждый из этих уровней структурной организации имеет морфофункциональные особенности, отличающие его от других уровней, и включает структурные единицы нижележащих уровней.

Гистология (от греч. histos - ткань, logos - учение) - наука, изучающая закономерности развития, строения и жизнедеятельности тканей в историческом и индивидуальном развитии многоклеточных животных и человека.

В отличие от других биологических наук основным предметом гистологии являются именно ткани, которые представляют собой филогенетически сложившиеся, топографически и функционально связанные клеточные системы и их производные. Тканям присущи общебиологические закономерности, свойственные живой материи, и вместе с тем собственные особенности строения, развития, жизнедеятельности, внутритканевые (внутриуровневые) и межтканевые (межуров-невые) связи. Ткани служат элементами развития, строения и жизнедеятельности органов и их морфофункциональных единиц. Для основных тканевых систем (нервная ткань, мышечная ткань, эпителиальная ткань, соединительная ткань и кровь) характерны присущие именно им особенности развития, строения и жизнедеятельности. Предметом общей гистологии, или собственно учения о тканях, являются общие закономерности, характерные для тканевого уровня организации и отличительные особенности конкретных тканей; предметом частной гистологии - закономерности строения, жизнедеятельности и взаимодействия различных тканей в органах на более высоких уровнях организации. Частная гистология служит основой для изучения микроскопического строения морфофункциональных единиц органов и органов в целом.

Как учебная дисциплина гистология включает также цитологию - учение о клетке и эмбриологию - учение о зародыше.

Цитология (от греч. kytos - клетка, logos - учение) - наука о клетке. Она включает рассмотрение вопросов о развитии, строении и функциях клеток и их производных, а также механизмов воспроизведения и взаимодействия.

Цитология составляет необходимую часть гистологии, так как клетки являются основой развития, строения и функций тканей. В разделе общей цитологии рассматриваются общие принципы строения и физиологии клеточных структур. Частная цитология изучает особенности специализированных клеток в различных тканях и органах. Цитология в последние годы обогатилась многими научными открытиями, внесшими существенный вклад в развитие биологических и медицинских наук и в практику здравоохранения. Новые данные о структуре ядра, его хромосомного аппарата легли в основу цитодиагностики наследственных заболеваний, опухолей, болезней крови и многих других болезней. Раскрытие особенностей ультраструктуры и химического состава клеточных мембран является основой для понимания закономерностей взаимодействия клеток в тканевых системах, защитных реакциях и др. Клиническая цитология, использующая методы аспирационной пункции органа, является частью диагностического процесса при диспансеризации населения и раннего выявления онкологических заболеваний.

3. Научные положения и теоретические аспекты эмбриологии

Эмбриология (от греч. embryon - зародыш, logos - учение) - наука о закономерностях развития зародыша.

В курсе эмбриологии, преподаваемом в медицинском вузе, основное внимание обращается на закономерности эмбрионального развития человека. Знакомство будущего врача с особенностями эмбриогенеза человека имеет большое значение для формирования его научного мировоззрения и для практической деятельности. Особое значение в курсе эмбриологии придается источникам развития и механизмам образования тканей (гистогенез) на определенном этапе эмбриогенеза. Закономерности гистогенеза определяют морфофункциональные особенности тканевых структур в постнаталь-ном онтогенезе, в частности их способность к регенерации. Таким образом, объединение гистологии, цитологии и эмбриологии в один предмет не формально, а отражает внутренние естественные связи между ними.

Гистология с цитологией и эмбриологией, как и другие биологические науки, решает главную задачу - выяснение источников развития, закономерностей гистогенеза, реактивности и регенерации тканей и в связи с этим - возможность целенаправленного воздействия на них. Среди теоретических положений гистологии важное место занимают клеточная теория, теория зародышевых листков, эволюции тканей, гистогенеза и регенерации.

Современные гистология, цитология и эмбриология вносят существенный вклад в разработку теоретических и прикладных аспектов современной медицины и биологии.

К фундаментальным теоретическим проблемам относятся:

• разработка общей теории гистологии, отражающей эволюционную динамику тканей и закономерности эмбрионального и постнатального гистогенеза;

• изучение гистогенеза как комплекса координированных во времени и пространстве процессов пролиферации, дифференциации, детерми-

нации, интеграции, адаптивной изменчивости, программированной гибели клеток и др.;

• выяснение механизмов тканевой регуляции (нервной, эндокринной, иммунной), а также возрастных изменений тканей;

• изучение закономерностей реактивности и адаптивной изменчивости клеток и тканей при действии неблагоприятных экологических факторов и в экстремальных условиях функционирования и развития, а также при трансплантации;

• разработка проблемы регенерации тканей после повреждающих воздействий и методов тканевой заместительной терапии;

• раскрытие механизмов молекулярно-генетической регуляции клеточной дифференцировки, наследования генетического дефекта развития систем человека, разработка методов генной терапии и трансплантации стволовых эмбриональных клеток;

• выяснение процессов эмбрионального развития человека, критических периодов развития, воспроизводства и причин бесплодия.

Курс гистологии с цитологией и эмбриологией тесно связан с преподаванием других медико-биологических наук - биологии, анатомии, физиологии, биохимии, патологической анатомии, а также клинических дисциплин. Так, раскрытие основных закономерностей структурной организации клеток является основой для изложения вопросов генетики в курсе биологии. С другой стороны, изложение вопросов, касающихся эволюции живой материи, в курсе биологии является необходимой предпосылкой для изучения различных уровней организации живой материи в организме человека. Изучение строения органов в курсе анатомии базируется на данных гистологического анализа. В настоящее время, когда исследования клеточных и тканевых структур ведутся на субклеточном и молекулярном уровнях с применением биохимических, иммуноцитохимических методов, отмечается особенно тесная связь гистологии, цитологии и эмбриологии с биохимией и молекулярной биологией. В преподавании, научных исследованиях и клинической диагностике широкое применение нашли цито- и гистохимические данные. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием для понимания механизмов их изменений в патологических условиях, поэтому гистология с цитологией и эмбриологией тесно связана с патологической анатомией и многими клиническими дисциплинами (внутренние болезни, акушерство и гинекология и др.). Таким образом, гистология с цитологией и эмбриологией занимает важное место в системе медицинского образования. Для современной медицины с ее направленностью на предупреждение и раннее выявление патологических процессов в организме знания о структурных основах и закономерностях обеспечения устойчивости и надежности живых систем (в том числе - тканей) особенно важны, поскольку прогрессивное развитие цивилизации неизбежно влечет за собой появление новых факторов, неблагоприятно воздействующих на животные организмы, в том числе и человека.

Анатомия - наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма животных в целом.

Первоначально под анатомией подразумевалось искусство рассечения трупов (ana – поровну, tomeo – режу, отсюда anatemno – рассекаю) с целью познания строения живого организма. На современном этапе анатомия является наукой о закономерностях строения и развития животных с учетом их видовых, породных, конституционных, половых и возрастных особенностей.

Анатомия относится к естественно-биологическим наукам.

Биология – (bios – жизнь, logos – учение, понятие) – наука о живых объектах, их организации и жизнедеятельности. Живое – это совокупность животных и растительных организмов, населяющих нашу планету.

По объектам изучения биология подразделяется на ботанику – учение о растительных организмах и зоологию – учение о животных организмах.

По характеру изучения биология делится на морфологию – учение о формах животных и растительных организмов и физиологию – наука о функциях живого организма.

Анатомию принято изучать в трех аспектах становления организма животных:

В его вполне сложившемся, взрослом состоянии – нормальная анатомия

В процессе индивидуального развития, т.е. онтогенезе, когда изучаются особенности строения и развития организма от момента зачатия до рождения, что составляет предмет изучения науки эмбриологии, и от рождения до смерти, т.е. в постэмбриональном периоде, что входит в задачу возрастной анатомии.

В процессе исторического развития, т.е. в их филогенезе, когда предметом изучения являются особенности строения и развития организмов от низших форм к высшим.

Анатомия подразделяется на:

Макроскопическую, или просто анатомию, изучающую детали строения организма на органном и системном уровне

Микроскопическую анатомию, когда организм изучается на тканевом – гистология и клеточном – цитология уровнях

Макро-микроскопическую анатомию, изучающую детали строения организма, занимающие пограничную область видения между анатомией и гистологией.

С учетом практических задач анатомия подразделяется на описательную, или системную, теоретическую, функциональную, сравнительную, пластическую, топографическую и патологическую.

Описательная, или системная, анатомия дает сведения о строение животного в определенной последовательности по системам органов.

Теоретическая, или общая анатомия, когда даются общие сведения о принципах строения и закономерностях развития систем и органов в процессе фило- и онтогенеза.

К основным объектам изучения анатомии домашних животных относятся: лошадь, свинья, собака, птица.

К методам, с помощью которых осуществляется изучение строения тела животных, относятся:

Анатомия — это биология человека, наука, которая изучает как устроено человеческое тело.

Знания в области анатомии важны, так как с их помощью можно получить представления о жизнедеятельности человека в целом. По этой причине, в том числе, есть связь между анатомией и другими дисциплинами, такими как физиология, цитология, гистология.

Разделы и виды анатомии

В результате связи анатомии с другими дисциплинами возникли следующие разделы анатомии:

  • остеология. Занимается изучением костной системы;
  • ангиология. Исследует сосудистую систему человека;
  • миология. Изучает мышечную систему человека;
  • неврология. Раздел анатомии, изучающий нервную систему;
  • спланхнология. Занимается сразу несколькими системами человеческого организма: пищеварительной, мочеполовой, дыхательной.

По содержанию различают анатомию:

  • систематическую или описательную. Занимается изучением формы и строения органов;
  • топографическую. Рассматривает совокупность систем и органов, расположенных в определенной части тела;
  • пластическая. Исследует наружные формы тела;
  • нормальная. В поле ее зрения — только здоровые органы и системы органов;
  • патологическая. Занимается изучением болезненных органов или систем органов;
  • сравнительная. Ее интерес — в поиске и изучении происхождения и родственных связей между людьми и животными в ходе эволюции.

Специфика биологических закономерностей и биосоциальная природа человека

В биологии человек — существо социальное, поэтому его выживание обусловлено не только и не столько биологическими механизмами. В первую очередь выживание человека зависит от труда, общества, производства, расселения и благополучия. Социальность человека свидетельствует о том, что историческое развитие человечества идет не по биологическим законам, а по социальным.

Человек в современном понимании — единство биологического и социального. В человеческом организме происходят биологические процессы, которые выполняют основополагающую функцию: определяют жизненно необходимые факторы в жизнедеятельности и развитии человечества.

Анатомия как теоретическая основа медицины

Согласно Гиппократу, врачи должны знать и понимать природу. Это вполне объясняет, почему медицинская наука пользуется общебиологическими понятиями. Теоретические исследования проводят в различных областях биологии, а их результаты используются в практической медицине.

Многие врачи считают, что здоровье человечества — результат влияния среды обитания и образа жизни.

Взаимосвязь биологии и медицины начала изучаться в 19 веке, после того как была открыта клеточная теория. Р. Вихров — человек, который объединил клеточную теорию и патологию. Таким образом биология стала теоретической основой медицины.

В начале 20 века К. Бернар и И. Павлов обнаружили общебиологические основы физиологии и патологии. Развитие учений об инфекционной патологии позволили развить хирургию.

И. Мечников стоял у истоков биологических основ учения об иммунитете.

Связь биологии и медицины укрепилась благодаря генетике.

Также в 20 веке началось изучение наследственной патологии, встречающейся у людей.

Физиология, анатомия и прочие медико-биологические науки дали толчок развитию терапии и хирургии.

Иммунология, микробиология и паразитология развили эпидемиологию.

Данные анатомии, биохимии, физиологии и общей молекулярной генетики определяют теоретические основы диагностики, профилактику и лечение наследственных заболеваний.

Биологические системы

Энергетические процессы, протекающие в биологических системах, протекают в соответствии с первыми двумя законами термодинамики. Когда биологическая система достигает равновесия, энтропия доходит до максимума. Когда организмы растут и развиваются, то они отличаются низким значением энтропии. При этом живые организмы могут сохранять определенный уровень энергии — а это приводит к противостоянию энтропии.

Когда энтропия снижается, то система становится неустойчивой — возникает угроза летального исхода.

Lateral head anatomy detail.jpg

Содержание

Наиболее известные ветви анатомии

  • анатомия растений — изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у растений.
  • анатомия животных — изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у животных.
  • анатомия человека — изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у человека. Эта ветвь науки имеет значение как для биологии, так и для медицины. Кроме того, знание анатомии необходимо в прикладном искусстве для правильной передачи пропорций, поз, жестов и мимики человека.

Область применения и подразделы анатомии

Как многие другие науки, анатомия имеет две стороны: практическую и теоретическую. Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приемы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ; вторая занимается не самым исследованием, а его результатами, то есть описывает эти результаты, объясняет их, приводит в систему и делает им сравнительную оценку. Другими словами, первая есть искусство, вторая — наука анатомии.

В прежнее время анатомические исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающих. Поэтому под собственно анатомией понимали преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом возникла животная анатомия, или зоотомия. Затем начались исследования внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки, растительную анатомию, или фитотомию.

Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их анатомического строения, то наука неизбежно должна была прийти к изучению сходств и различий этого строения, и таким образом появилась сравнительная анатомия, которая изучает основные этапы эволюции организма человека и животных. Она связана с палеонтологией и генетикой, составляя важную опору учению о происхождении видов.

Изобретение увеличительных линз позволило увидеть, то, что кажется однородным невооруженному глазу, вследствие этого от анатомии отделилась особая наука под названием микроскопическая анатомия, или гистология, изучающая организмы на тканевом уровне. Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии. Последняя вместе с гистологией носит название общей анатомии, и в противоположность этому систематической анатомии дается название частной, или описательной анатомии.

Анатомия здорового человека подразделяется соответственно употребляемому ею методу изложения на систематическую и топографическую.

Систематическая, или описательная, анатомия занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных систем, служащих для достижения одной общей конечной цели. По мере накопления информации и появления новых методов исследований, систематическая анатомия дифференцировалась на ряд научных дисциплин: остеология — учение о костях, с включением суставных хрящей (хондрология); синдесмология — учение о связках между составными частями скелета, которые связывают кости в одно подвижное целое; миология — учение о мышцах; спланхнология — учение о внутренних органах, входящих в состав дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем; ангиология — учение о сосудах, о кровеносной и лимфатической системах; неврология — учение о центральной, периферической нервной системах и ганглиях (нервных узлах); эстезиология — наука об органах чувств; эндокринология — наука о строении и функциях эндокринной системы.

Топографическая анатомия, рассматривает части человеческого тела не по отдельным системам, а, главным образом, со стороны их взаимного положения во внутреннем пространстве тела, идя от наружной стороны внутрь, от поверхностно лежащих к глубоко лежащим частям. Она разделяет тело на множество крупных и мелких отделов, или провинций (областей), пользуясь для этого отчасти естественными границами, данными в различных сгибах, суставах, перегородках и т. д., отчасти воображаемыми, нарочно для этого придуманными линиями. Ствол делится на голову и туловище; последнее состоит из шеи, груди и живота. Конечности делятся на грудные, или руки, и брюшные, или ноги. На каждой из этих крупных частей различают ещё отделы и подотделы. Взаимное отношение органов в определенном пространстве играет важную роль при болезнях, и нарушение этого отношения влечет за собою целый ряд болезненных изменений, правильное понимание которых возможно только тогда, когда отношение это известно. Эта анатомия областей составляет важную прикладную часть практической анатомии, особенно важную для хирургии. Анатомия областей, излагаемая преимущественно с точки зрения потребностей оперативной хирургии, носит также название хирургической анатомии. Топографическими препаратами называются такие, на которых отдельные системы тканей (мышцы, артерии, вены и кости) представлены в их положении относительно друг друга. К этим же топографическим препаратам относятся и разрезы, получаемые на замороженных трупах. Русская школа топографоанатомов была создана Н. И. Пироговым.

Пластическая анатомия, изучаемая художниками (также скульпторами и некоторыми мультипликаторами), в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, пропорции, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжения, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимные отношения.

Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, изучает формирование органов на уровне индивидуального развития, определяя крайние пределы изменчивости, что востребовано лечебной практикой.

Большинство болезней сопровождается различными структурными изменениями в положении или строении различных органов и их тканей — исследование этих болезненных изменений составляет предмет так называемой патологической анатомии.

Читайте также: