Лени рифеншталь биография кратко

Обновлено: 16.05.2024

Хелен Берта Амали "Лени" Рифеншталь (Немецкий: [ˈLeː.niː ˈʁiː.fn̩.ʃtaːl] ( Слушать ) ; 22 августа 1902 - 8 сентября 2003) был немецким кинорежиссером, актрисой, фотографом и Нацистский сочувствующий. [1] [2] [3]

Рифеншталь умерла от рака 8 сентября 2003 года в возрасте 101 года и была похоронена в Мюнхен Вальдфридхоф.

Содержание

Ранние годы

Хелен Берта Амали Рифеншталь родилась в Берлине 22 августа 1902 года. [7] Ее отец, Альфред Теодор Поль Рифеншталь, [8] владел успешной компанией по отоплению и вентиляции и хотел, чтобы его дочь последовала за ним в деловой мир. [9] Поскольку Рифеншталь была единственным ребенком в течение нескольких лет, Альфред хотел, чтобы она сохранила фамилию и обеспечила семейное состояние. [9] Однако ее мать, Берта Ида (Шерлах), которая до замужества работала швеей неполный рабочий день, верила в Рифеншталь и считала, что будущее ее дочери связано с шоу-бизнесом. [10] [9] У Рифеншталь был младший брат Хайнц, убитый в возрасте 39 лет Восточный фронт в нацистская Германиявойна против Советский союз. [11]

Рифеншталь полюбила искусство еще в детстве. [12] Рисовать и писать стихи начала в четыре года. [12] Она также была спортивной и в возрасте двенадцати лет поступила в кружок гимнастики и плавания. [9] Ее мать была уверена, что ее дочь вырастет и станет успешной в области искусства, и поэтому полностью поддерживала ее, в отличие от отца Рифеншталь, которого не интересовали художественные наклонности дочери. [9] В 1918 году, когда ей было 16 лет, Рифеншталь посетила презентацию Чистый белый цвет который глубоко ее заинтересовал; это привело ее к желанию стать танцовщицей. [9] Вместо этого ее отец хотел дать дочери образование, которое могло бы привести к более достойному занятию. Однако его жена продолжала поддерживать увлечение дочери. [9] Без ведома отца она записала Рифеншталь в уроки танцев и балета в танцевальную школу Grimm-Reiter в Берлине, где быстро стала звездной ученицей. [9]

В послевоенные годы она была предметом четырех денацификация в результате судебного разбирательства, в результате которого ее признали сторонницей нацистов, но она так и не была привлечена к ответственности. Она никогда не была официальным членом нацистской партии, но ее всегда видели в пропагандистских фильмах, которые она снимала во время Третий рейх. [13]

Танцевальная и актерская карьера

Рифеншталь посещала танцевальные академии и стала хорошо известна своими самопровозглашенными танцевальными навыками, путешествуя по Европе с Макс Рейнхардт в шоу, финансируемом еврейским продюсером Гарри Сокал. [14] [15] Рифеншталь часто делала почти 700 Рейхсмарки для каждого выступления и была так увлечена танцами, что даже не думала о кинопроизводстве. [15] Она начала переносить серию травм стопы, которые привели к операции на колене, которая поставила под угрозу ее танцевальную карьеру. [9] Собираясь на прием к врачу, она впервые увидела плакат к фильму 1924 года. Гора судьбы. [16] Она вдохновилась на создание фильмов и начала ходить в кино, чтобы смотреть фильмы, а также посещала кинопоказы. [9]

Во время одного из своих приключений Рифеншталь встретила Луиса Тренкера, актера, который появлялся в Гора судьбы. [16] На встрече, устроенной ее другом Гюнтером Раном, она познакомилась Арнольд Фанк, директор Гора судьбы и пионер горный фильм жанр. [16] Фанк работал над фильмом в Берлине. После того, как Рифеншталь сказала ему, как сильно она восхищается его работой, она также убедила его в своих актерских способностях. [16] Она убедила его сыграть ее в одном из его фильмов. [16] Позже Рифеншталь получила посылку от Фанка, содержащую сценарий фильма 1926 года. Святая гора. [16] Она сняла для Фанка серию фильмов, в которых научилась у него актерскому мастерству и технике монтажа. [16] Одним из фильмов Фанка, который привлек внимание к Рифеншталь, был Белый ад Питц Палу 1929 г., со-режиссер Г. В. Пабст. [16] Ее слава распространилась на страны за пределами Германии. [16] [9]

В 1933 году Рифеншталь появилась в совместном американско-немецком производстве Арнольд Фанк-направленный, немецкоязычный SOS Eisberg и Тэй Гарнетт-направленный, англоязычный S.O.S. Айсберг. Фильмы снимались одновременно на английском и немецком языках, а их продюсированием и распространением занималась компания. универсальные студии. Ее роль актрисы в S.O.S. Айсберг была ее единственной англоязычной ролью в кино. [21]

Режиссерская карьера


Пропагандистские фильмы


Рифеншталь и съемочная группа стоят перед автомобилем Гитлера во время митинга 1934 года в Нюрнберге.

В интервью для документального фильма 1993 г. Прекрасная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь, Рифеншталь категорически отрицала любую преднамеренную попытку создать Нацистская пропаганда и сказала, что ей противно это Triumph des Willens был использован таким образом. [20]

Гитлер пригласил Рифеншталь снимать 1936 летние Олимпийские игры Планируется, что в Берлине состоится показ фильма, который, по словам Рифеншталь, был заказан Международный олимпийский комитет. [33] Она побывала в Греции, чтобы снимать маршрут инаугурационная эстафета огня и оригинальный сайт игр по адресу Олимпия, где ей помогал греческий фотограф Нелли. [33] Этот материал стал Олимпия, чрезвычайно успешный фильм, который с тех пор широко известен своими техническими и эстетическими достижениями. [33] Олимпия тайно финансировался Третьим рейхом. [34] Она была одним из первых режиссеров, которые использовали отслеживание выстрелов в документальном фильме, [35] размещение камеры на рельсах, чтобы следить за движениями спортсменов. Фильм также известен своими кадрами с замедленной съемкой. [35] Рифеншталь использовала идею замедленного движения, снимков с подводного плавания, чрезвычайно больших и малых углов съемки, панорамных снимков с воздуха и снимков с помощью системы слежения для обеспечения быстрого действия. Многие из этих снимков были относительно неслыханными в то время, но их использование и увеличение Лени установили стандарт, и по этой причине они все еще используются по сей день. [36] Рифеншталь над Олимпия был назван одним из самых влиятельных людей в современной спортивной фотографии. [33] [35] Рифеншталь снимала участников всех гонок, включая афроамериканцев. Джесси Оуэнс в кадрах, ставших впоследствии знаменитыми. [37]


Иконография

Использование музыки

Вторая Мировая Война

Когда Германия вторглась в Польшу 1 сентября 1939 года Рифеншталь была сфотографирована в Польше в военной форме и с пистолетом на поясе в компании немецких солдат; она уехала в Польшу в качестве военного корреспондента. [44] [18] 12 сентября она была в г. Коньские когда 30 мирных жителей были казнены в отместку за предполагаемое нападение на немецких солдат. [45] По ее словам мемуарыРифеншталь попыталась вмешаться, но разъяренный немецкий солдат держал ее под прицелом и угрожал застрелить на месте. [18] Она сказала, что не знала, что жертвами были евреи. [18] С того дня сохранились фотографии потенциально обезумевшей Рифеншталь. [18] Тем не менее к 5 октября 1939 года Рифеншталь вернулась в оккупированная Польша съемок гитлеровской парад победы в Варшаве. [45] После этого она покинула Польшу и решила больше не сниматься в фильмах нацистской тематики. [46]


После Нюрнбергских митингов трилогия и Олимпия, Рифеншталь начала работу над фильмом, который она пыталась и однажды не смогла снять, а именно Tiefland. [49] [10] По прямому приказу Гитлера Правительство Германии заплатил ей семь миллионов Рейхсмарки в качестве компенсации. [50] С 23 сентября по 13 ноября 1940 г. снималась в Krün возле Mittenwald. [49] Массы, играющие испанских женщин и фермеров, были взяты из цыган, содержащихся в лагере в Зальцбург-Максглан которые были вынуждены работать с ней. [49] Съемки на Babelsberg Studios под Берлином началось 18 месяцев спустя, в апреле 1942 года. [49] В это время Синти и Рома люди из Марцан в лагере под Берлином были вынуждены работать массовкой. [49] Почти до конца своей жизни, несмотря на неопровержимые доказательства того, что обитатели концлагеря были вынуждены работать над фильмом бесплатно, Рифеншталь продолжала поддерживать все массовки фильма в живых, и что она встретила некоторых из них после войны. [51] [48] Рифеншталь подала в суд на режиссера Нину Гладиц, которая сказала, что Рифеншталь лично выбирала массовку в их лагере; Гладиц нашел одного из выживших цыган и сопоставил его воспоминания со кадрами из документального фильма, который снимал Гладиц. [52] Немецкий суд вынес решение в основном в пользу Гладица, заявив, что Рифеншталь знала, что массовки были из концлагеря, но они также согласились с тем, что Рифеншталь не была проинформирована о том, что цыгане будут отправлены в Освенцим после завершения съемок. [52]


Эта проблема снова возникла в 2002 году, когда Рифеншталь было 100 лет, и она предстала перед судом. Рома группа за отрицание нацистов истребила цыган. [53] Рифеншталь извинилась и сказала: "Я сожалею, что Синти и цыгане [люди] должны были страдать в период национал-социализма. Сегодня известно, что многие из них были убиты в концентрационные лагеря". [53]

В октябре 1944 года производство Tiefland переехал в Студии Баррандов в Праге для интерьерных съемок. [9] Шикарные декорации сделали эти кадры одними из самых дорогих в фильме. [9] Фильм не был отредактирован и выпущен на экраны почти десять лет спустя. [9]

В последний раз Рифеншталь видела Гитлера, когда она вышла замуж за Питера Якоба 21 марта 1944 года. [47] Рифеншталь и Яков развелись в 1946 году. [54] Поскольку к началу 1945 года военное положение Германии стало невозможным, Рифеншталь покинула Берлин и автостоп с группой мужчин, пытающихся связаться с ее матерью, когда она была арестована американскими войсками. [9] Она вышла из лагеря, начав серию побегов и арестов через хаотичный пейзаж. [9] Наконец, вернувшись домой на велосипеде, она обнаружила, что ее дом захватили американские войска. [9] Она была удивлена ​​тем, как ласково с ней обращались. [9]

Сорванные кинопроекты

Большинство незавершенных проектов Рифеншталь были потеряны к концу войны. [9] Французское правительство конфисковало все ее монтажное оборудование вместе с производственными катушками Tiefland. [9] После долгих лет судебных разбирательств они были возвращены ей, но, как сообщается, французское правительство повредило часть кинопленки, пытаясь проявить и отредактировать ее, при этом некоторые ключевые сцены были пропущены (хотя Рифеншталь была удивлена, обнаружив оригинальные негативы для фильма). Олимпия в той же отправке). [9] Во время съемок Олимпия, Рифеншталь была профинансирована государством для создания собственной продюсерской компании от своего имени, Riefenstahl-Film GmbH, которая не имела отношения к ее наиболее влиятельным работам. [28] Она отредактировала и дублировала оставшийся материал и Tiefland Премьера состоялась 11 февраля 1954 г. в г. Штутгарт. [9] Однако ему было отказано во въезде в Каннский кинофестиваль. [9] Хотя Рифеншталь прожила еще почти полвека, Tiefland был ее последний полнометражный фильм. [55]

Рифеншталь много раз пыталась снять больше фильмов в течение 1950-х и 1960-х годов, но встречала сопротивление, общественные протесты и резкую критику. [9] Многие из ее сверстников-кинематографистов в Голливуде бежали из нацистской Германии и не сочувствовали ей. [9] Хотя и профессионалы кино, и инвесторы были готовы поддержать ее работу, большинство проектов, которые она пыталась реализовать, были остановлены из-за постоянно возобновляющейся и крайне негативной огласки ее прошлой работы для Третьего рейха. [9]

Задержание и суды

Рифеншталь сказала, что она была очарована нацистами, но также политически наивна, оставаясь невежественной в отношении военных преступлений. [62] С 1945 по 1948 год она содержалась в различных концлагерях Германии, контролируемых союзниками. [62] Она также некоторое время находилась под домашним арестом. [62] Послевоенные власти четыре раза судили ее за денацификация и в конечном итоге оказалось "попутчик" (Mitläufer) сочувствовавшие нацистам. [62] Она выиграла более пятидесяти дел о клевете против людей, обвинявших ее в том, что она ранее знала о нацистской партии. [13]

Незадолго до смерти Рифеншталь озвучила свои последние слова по поводу ее связи с Адольфом Гитлером в интервью BBC: «Я была одним из миллионов, которые думали, что Гитлер знает все ответы. Мы видели только хорошее; мы не знали. плохие вещи должны были произойти ". [63]

Африка, фотография, книги и финальный фильм

Рифеншталь на всю жизнь подружилась со своим оператором Хорстом Кеттнером, который был на 40 лет моложе ее и помогал ей с фотографиями; они были вместе с тех пор, как ей было 60, а ему 20. [64]

Рифеншталь пережила вертолет крушение в Судане в 2000 году при попытке узнать судьбу своих друзей-нубийцев во время Вторая суданская гражданская война и была доставлена ​​по воздуху в больницу Мюнхена, где ей сделали перелом двух ребер. [74] [46]

Смерть


Рифеншталь отметила свой 101 день рождения 22 августа 2003 г. в отеле в г. Фельдафинг, на Озеро Штарнберг, Бавария, недалеко от ее дома. На следующий день после празднования своего дня рождения она заболела. [75]

Прием

Во время поездки в Голливуд Рифеншталь подверглась очень резкой критике со стороны Антифашистской лиги за то, что хотела продемонстрировать свой фильм. Олимпия вскоре после его выпуска. [80]

Обозреватель Гэри Моррис назвал Рифеншталь «художницей несравненного дара, женщиной в индустрии, где доминируют мужчины, одним из великих формалистов кино наравне с Эйзенштейн или же Уэллс". [81]


Киножурналист Сандра Смит из Независимый отметил: "Мнения разделятся между теми, кто видит в ней молодую, талантливую и амбициозную женщину, захваченную волной событий, которые она не до конца понимала, и теми, кто считает ее холодным и оппортунистическим пропагандистом и нацисткой. ассоциация ". [83]

Писатель Ричард Корлисс писал в Время что он был «впечатлен репутацией Рифеншталь как полного автора: продюсер, писатель, режиссер, редактор и, в художественных фильмах, актриса. Проблемы, которые поднимают ее фильмы и ее карьера, столь же сложны и важны, и ее хулиганы склонны свести аргумент к одному из соучастия директора в злодеянии или его преступного невежества ". [64]

Биографии фильмов

В 1993 году Рифеншталь стала героем отмеченного наградами немецкого документального фильма. Прекрасная, ужасная жизнь Лени РифенштальРежиссер Рэй Мюллер. [85] Рифеншталь появилась в фильме и ответила на несколько вопросов, а также подробно рассказала о производстве своих фильмов. [85] [86] Биопленка была номинирована на семь Эмми Награды, победив в одной категории. [85] Рифеншталь, которая некоторое время работала над своими мемуарами, решила сотрудничать в создании этого документального фильма, чтобы рассказать историю своей жизни о трудностях, которые она пережила в своей личной жизни, своей кинокарьере и о том, что люди думают о ней. . [86] Она также была предметом документального фильма Мюллера 2000 года. Лени Рифеншталь: ее мечта об Африкео ее возвращении в Судан, чтобы навестить нубийцев. [74] В 1987 году была выпущена автобиография о Рифеншталь, Мемуар Лени Рифенштальо ее жизни как режиссера и послевоенной жизни.

В 2011 году директор Стивен Содерберг показал, что он также работал над биографическим фильмом о Рифеншталь около шести месяцев. [88] В конце концов он отказался от проекта из-за опасений относительно его коммерческих перспектив. [88]

В популярной культуре

В 1998 г. Neue Deutsche Härte группа Rammstein выпустила обложку депеш Мод песня "Раздетый", в сопровождении видеоролика, включающего кадры из Олимпия. Члены Rammstein похвалили режиссерские способности и эстетический выбор Рифеншталь в документальном фильме 2011 года о создании видео, особенно изображения спортсменов, одновременно отмежевываясь от ее политики. [ нужна цитата ]

В пьесе 2004 года Лени, автор драматург Сара Гринман, мы встречаем двух Лени Рифеншталь, одна в расцвете страстей своей юности, а другая в конце своей жизни, оглядываясь назад. Гринмена Лени вращается вокруг создания Триумф воли и видел постановки по всей территории Соединенных Штатов.

Съемочные достоинства Рифеншталь обсуждаются между персонажами фильма 2009 года. Квентин Тарантино фильм Бесславные ублюдки. [89]

Рифеншталь изображали Здена Студенкова в Лени, словацкая драма 2014 года о ее вымышленном участии в Вечернее шоу с участием Джонни Карсона. [91]

Рифеншталь сыграла голландская актриса Карис ван Хаутен в Раса, а спортивный драматический фильм режиссер Стивен Хопкинс о Джесси Оуэнс. Он был выпущен в Северной Америке 19 февраля 2016 года. [92] Чтобы сделать ее симпатичный образ приемлемым для американской аудитории, в фильме драматизируются ее ссоры с Геббельсом из-за ее режиссуры. Олимпия, особенно о съемках афроамериканской звезды, которая оказывается политически неловким опровержением заявлений нацистской Германии об атлетическом превосходстве арийцев. [ нужна цитата ]

В короткометражке 2016 года Лени. Лени.по пьесе Тома Макнаба в постановке Адриана Витории, Хильдегард Нил изображает Рифеншталь [93] готовится дать интервью в 1993 году. В гримерной ее "навещают" она сама в образе молодой женщины, которую Валерия Кожевникова изображает на трех этапах / поворотных моментах в ее жизни: танцовщице (1924), актрисе (1929) и режиссер (1940). [ нужна цитата ]

Рифеншталь появляется в фильме 2019 года Хеллбой роль снова исполнила Кристина Клебе. [94]

Немка по национальности, Лени Рифеншталь прожила удивительно долгую жизнь длиною в 101 год. За это время она успела проявить себя в качестве кинорежиссера-документалиста и фотографа, танцовщицы и актрисы, а также познать как поклонение, так и ненависть. Сама не отдавая себе в этом отчет, женщина пропагандировала нацистскую партию и кровавую деятельность ее лидера. Несмотря на такое мрачное пятно в биографии, Рифеншталь смогла реализовать себя в разных сферах искусства и внести собственное имя в мировую историю.

Детство и юность

Берта Хелена Амалия Рифеншталь появилась на свет 22 августа 1902 года в рабочем районе Веддинг, находящемся в немецкой столице. Семья девочки являлась многодетной, она росла с тремя братьями, один из которых — Хайнц — был младше Хелены всего на 2,5 года. Отец семейства Альфред являлся владельцем крупной фирмы, занимающейся продажей и монтажом отопительных и вентиляционных устройств. Мать Хелены звали Берта Ида.

Свой творческий путь Рифеншталь начала с музыки. Два раза в неделю в течение 5 лет отец водил ее в художественную школу. Далее девочка стала заниматься живописью и довольно успешно — из-под ее кисти выходили по-настоящему качественные пейзажи. Несмотря на это, ни рисование, ни занятия музыкой не вызывали у нее особого интереса.

Первое публичное выступление начинающей танцовщицы привело к скандалу в семье Рифеншталь. Отец выпалил в гневе, что отправит своего ребенка в интернат закрытого типа. В стремлении избежать такой участи девушка согласилась поступить в берлинское художественное училище, в котором начала изучать живопись. Альфред выпустил ситуацию из-под контроля, только когда повзрослевшая Хелена пообещала сбежать из отчего дома, если ей не позволят выступать на сцене.

Embed from Getty Images Лени Рифеншталь в молодости

Рифеншталь не прогадала — у нее был безусловный талант к танцам. В молодости примкнув к труппе немецкого театра, девушка демонстрировала блестяще выполненные как одиночные выступления, так и в общем составе.

Ей удавалось гармонично сочетать новаторские идеи и классические па. Однако в дальнейшем Лени связала свою судьбу совсем не с танцами. Из-за разрыва связок и долгого восстановления врачи вынесли вердикт: подобные физические нагрузки ей были категорически запрещены. И тогда девушка принялась искать новое для себя увлечение.

Актерская карьера

В 1919 году на большие экраны вышел фильм "Гора судьбы", неплохо стартовавший в прокате. Лени Рифеншталь, оказавшаяся на одном из сеансов, вышла из кинозала обновленным человеком. Девушку настолько впечатлила картина, что она во что бы то ни стало решила познакомиться с создателем проекта — режиссером Арнольдом Фанком.

Мужчина на первой встрече тоже очаровался Хеленой, до такой степени, что сочинил сценарий к своему новому проекту под названием "Священная гора" специально для нее. Девушка усиленно готовилась к началу съемок — училась скалолазанию у профессионалов и каталась на лыжах.

Лени Рифеншталь (кадр из фильма

Лени Рифеншталь (кадр из фильма "Голубой свет")

После исполнения дебютной роли фильмография Рифеншталь пополнилась еще несколькими кинокартинами, такими как "Большой прыжок" 1927-го, "Белое безумие — новое лыжное чудо" 1931-го. Набравшись опыта, она поняла, что способна на нечто большее.

В 1932 году состоялась премьера ее собственной киноленты под названием "Голубой свет" — Лени предстала и актрисой, и режиссером, и сценаристом. Рифеншталь перевоплотилась в главную героиню по имени Юнта. Лента о женщине с противоречивой и непростой судьбой, наполненной мистики и загадочности, пришлась по вкусу самому Адольфу Гитлеру.

Режиссура

В феврале 1932-го Гитлер произнес свою пламенную пропагандистскую речь в стенах Берлинского дворца спорта. Среди зрителей, присутствовавших там, была и Лени Рифеншталь. Она настолько восхитилась ораторским даром фюрера, что решила непременно сообщить ему об этом в письме. Ответ не заставил себя долго ждать — Адольф, который к тому времени уже был знаком с картиной "Голубой свет", сам желал поближе пообщаться с талантливой создательницей кино.

Embed from Getty Images Лени Рифеншталь на съемочной площадке

И причины для этого были не только сугубо личные — Гитлер на тот момент активно искал режиссера, который бы справился со съемками документальной картины о национал-социалистической немецкой рабочей партии. Рифеншталь, которая все еще пребывала под воздействием обаяния и харизмы лидера Третьего рейха, с радостью приняла его предложение. В апреле 1934-го она начала вести работу над созданием киноленты "Триумф воли".

Адольф поставил перед съемочной группой непростую, но понятную задачу — таким образом показать партию и ее лидера, чтобы она предстала перед зрителями в наиболее выгодном свете. Над документальной картиной трудились более 170 человек, было задействовано 30 камер и такое же количество операторов. Каждый из них был обязан научиться с легкостью кататься на коньках прямо во время съемочного процесса, чтобы снять эпизоды в движении. Монтаж киноленты продлился больше 6 месяцев.

Embed from Getty Images Лени Рифеншталь и Адольф Гитлер

Весной 1935-го фюрер смог оценить труды своей команды — долгожданная смонтированная пленка хронометражем в 114 минут была полностью готова к показу на больших экранах Германии. 28 марта в Берлине состоялась премьера картины "Триумф воли", на которую пришли простые местные жители. Успех был ошеломительным. Рифеншталь, которая мгновенно получила признание, а вместе с ним и награды, решила сочинить книгу о том, что осталось за кадром документальной ленты.

Сотрудничество с Адольфом Гитлером обеспечило Лени безбедное существование. Талантливой и многогранной артистке были рады в любом обществе, а профессиональные предложения поступали один за другим. Однако лишь на некоторые из них она отвечала согласием. Режиссер принялась за съемки фильма "Олимпия", повествующего об Олимпийских играх 1936-го, прошедших в Берлине. И по сей день эту картину принято считать образцом документалистики.

Во время съемок ленты в ход шли камеры для подводных съемок. Операторы двигались по специализированным рельсам, что облегчало им работу. А когда возникла необходимость в съемках в воздухе, было решено поместить камеры в дирижабли. Гитлер пришел в восторг от полученного результата: кино получилось современным и не прямолинейно пропагандистским.

Embed from Getty Images Лени Рифеншталь снимает фильм "Олимпия"

Далее, понемногу узнавая о подробностях жестокости со стороны правящей партии, Рифеншталь старалась отстраниться от сотрудничества с Гитлером. 30 марта 1944-го режиссер в последний раз встретилась с фюрером на территории его резиденции "Бергхоф".

Спустя некоторое время Лени стала воспринимать "Триумф воли" как свою ошибку, утверждая в нечастых интервью о том, что она абсолютно аполитична. Позже артистка созналась, что оказалась под влиянием Адольфа Гитлера, который имел безусловный дар убеждения. Однако ее оправдания мало кого трогали за душу. Когда произошло свержение политического режима, проекты Лени Рифеншталь прекратили финансировать.

Embed from Getty Images Лени Рифеншталь осуществляет монтаж фильма

Пережив страшные эмоциональные и физические потрясения, женщина захотела восстановить утраченные силы. В апреле 1956-го, когда Рифеншталь было 53 года, она отправилась в путешествие по жаркой Африке. Однако вместо видеокамеры Лени носила с собой повсюду фотоаппарат. Вернувшись на родину, женщина отправила полученные фото в редакцию некоторых глянцевых журналов, которые с успехом опубликовали.

Embed from Getty Images Лени Рифеншталь в 1972 году

В 1971-м Лени, проводившая время на Мальдивах, в первый раз погрузилась в Индийский океан. Конечно же, дело не обошлось без камеры для подводных съемок, которую женщина взяла с собой, чтобы зафиксировать увиденное. Всего за свою жизнь Рифеншталь совершила около 2 тысяч погружений. Результатом ее многолетних трудов стали фотоальбомы "Чудо под водой" и "Коралловые сады", а также документальный фильм "Коралловый рай".

В 1973 году она презентовала альбом с фотохроникой из жизни нубийцев — жителей племени нуба. Работа получила название "Люди, будто пришедшие с другой звезды".

Личная жизнь

Личная жизнь культовой женщины развивалась активно, как и творческая. О ее любовниках (среди которых, по слухам, был культовый немецкий писатель Эрих Мария Ремарк) и мужьях ходило много слухов.

Embed from Getty Images Лени Рифеншталь и Петер Якоб

Первым супругом Хелены стал Петер Якоб, являющийся лейтенантом альпийских стрелков. Молодые люди познакомились в 1940 году на съемках картины "Долина", которые проходили в Австрии. Мужчина прибыл туда, чтобы восстановиться после ранения и сняться в киноленте в качестве каскадера. Свадьба влюбленных состоялась 21 марта 1944-го в австрийском курортном городе Кицбюэль.

Embed from Getty Images Хорст Кеттнер и Лени Рифеншталь в последние годы

Вторым и последним супругом Рифеншталь стал кинооператор Хорст Кеттнер, который был на 40 лет младше своей избранницы. Они прожили вместе до самой смерти Хелены. 61-летний мужчина не отходил от постели жены в последние секунды ее жизни. В старости женщина грустила лишь об одном — что ей так и не удалось завести детей. Рост и вес Лени доподлинно не известны.

Смерть

Причиной смерти Лени Рифеншталь стала злокачественная опухоль. Она скончалась 8 сентября 2003-го, спустя 2 недели после своего 101-го дня рождения. Кремация состоялась спустя 4 дня, прах захоронили на кладбище "Вальдфридхоф" в Мюнхене.

Лени Рифеншталь

Хелена Берта Амалия Рифеншталь, получившая мировую известность как Лени Рифеншталь, родилась 22 августа 1902 года в Берлине.

Отец - Альфред Рифеншталь, родом из Бранденбургской Марки, коммерсант, владел крупной фирмой по продаже и монтажу вентиляционных и отопительных устройств.

Мать - Берта Ида (урождённая Шерлах), родом из Западной Пруссии, дочь строителя.

Имела младшего брата Хайнца.

Семья Лени проживала в рабочем районе Берлина - Веддинге.

С ранних лет родители пытались приобщить свою дочь к искусству. Она занималась музыкой, танцами и живописью, причем, везде демонстрировала наличие недюжинного таланта. В детские годы она с успехом выступала в Берлинской филармонии с сонатами Бетховена. А итальянский музыкант Бузони, увидев танцующую Лени под его музыку, написал специально для неё вальс-каприз, который позже стал одним из ее коронных номеров на сцене.

Танцовщица

В 1918 году окончила Кольморгенский лицей в Берлине, далее стала брать уроки танцев. Это занятие в штыки воспринял отец и под угрозой отправки в закрытый интернат для девушек, Лени Рифеншталь согласилась поступить в государственное художественное училище в Берлине, где изучала живопись.

В 1919 году отец все-таки отправил Лени в пансион в Тале. Там она тайно занималась танцами, играла в театральных постановках и посещала представления местного театра на сцене под открытым небом.

В 1920 году Рифеншталь стала секретарём на предприятии своего отца, училась машинописи, стенографии и бухгалтерскому учёту и могла открыто брать уроки танцев и выступать на публике. Кроме того, она играла в теннис. После очередной ссоры, приведшей к уходу Лени из родительского дома, отец перестал сопротивляться желаниям дочери, мечтающей о сцене.

В 1921-1923 годах Рифеншталь обучалась классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин, и дополнительно изучала хара́ктерный танец в школе Ютты Кламт. В 1923 году на полгода она уехала в Дрезден, чтобы брать уроки танца в школе Мэри Вигман. Её первое сольное выступление состоялось в Мюнхене 23 октября 1923 года. Затем последовали выступления в камерных постановках Немецкого театра в Берлине, во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дюссельдорфе, Кёльне, Киле, Штеттине, Цюрихе, Инсбруке и Праге, однако разрыв связок поставил крест на дальнейшей карьере танцовщицы.

Лени Рифеншталь в молодости

Лени Рифеншталь в молодости

Актриса

Режиссер

Лени Рифеншталь на съемках

Лени Рифеншталь и Адольф Гитлер

Впоследствии Лени Рифеншталь называла свои пропагандистские постановки чисто документальными работами, причём она понимала под документальным фильмом такой фильм, который отражал дух и атмосферу мероприятия.

Ориентированные на формально-эстетические признаки поклонники Лени Рифеншталь до сих пор подчеркивают международный успех фильма в силу блестящей операторской работы и тонкой интуитивной организации отснятого материала.

В новой гитлеровской столице мира - Германии - было запланировано строительство киностудии Рифеншталь площадью 26 000 м².

30 марта 1944 года Рифеншталь в последний раз встретилась с Адольфом Гитлером в его резиденции Бергхоф.

Летом 1944 года умер её отец, на восточном фронте погиб её брат Хайнц, который по доносу был обвинён в покупке мяса на чёрном рынке и пораженческих высказываниях, лишён брони и отправлен в штрафной батальон. Незадолго до конца войны к ней в Кицбюэль приехала мать.

режиссер Лени Рифеншталь

6 июня 1945 года арестованная с целью допроса Лени Рифеншталь была выпущена на свободу 7-й американской армией. В июне 1947 года она легла в психиатрическую клинику во Фрайбурге.

Новые проекты, которые Лени Рифеншталь готовила в Италии и Испании, реализовать не удалось отчасти по причине их высокого бюджета и нехватки денег. Это привело к тому, что она прекратила заниматься кино и увлеклась фотографией.

Фотограф

В августе 1987 года вышли её воспоминания, которые были изданы в 13 странах, а в Америке и Японии стали бестселлером.

В октябре 1995 года на Международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге состоялась ретроспектива фильмов Рифеншталь. 3 декабря 1998 года в киномузее в Потсдаме открылась посвящённая ей выставка.

В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне вручил ей Золотую медаль Международного олимпийского комитета (хотя медаль и была присуждена ей ещё в 1948 году, получить её она долгое время не могла). В том же году Рифеншталь впервые посетила Россию.

Лени Рифеншталь в старости

Лени Рифеншталь в старости

В 2002 году Лени Рифеншталь отпраздновала свой столетний юбилей в кругу друзей и поклонников.

8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в 22:50 в своём доме в городке Пёккинге на Штарнбергском озере. 12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10 октября того же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище Вальдфридхоф.

Личная жизнь Лени Рифеншталь:

Луис Тренкер - любовник Лени Рифеншталь

Луис Тренкер любовник Лени Рифеншталь

Лени Рифеншталь и муж Петер Якоб

Лени Рифеншталь и муж Петер Якоб

Последним ее спутником жизни был кинооператор Хорст Кеттнер (1944-2016), на 42 года младше Лени. Он был с ней до самой смерти.

Лени Рифеншталь и Хорст Кеттнер

Лени Рифеншталь и Хорст Кеттнер

Фильмография Лени Рифеншталь:

1925 - Путь к силе и красоте (Ways to Strength and Beauty) (документальный) - танцовщица
1926 - Священная гора (Der heilige Berg) - танцовщица Диотима
1927 - Большой прыжок (Der große Sprung) - Гита
1928 - Судьба Габсбургов (Das Schicksal derer von Habsburg) - Мария Ветсера
1929 - Белый ад Пиц-Палю (Die Weiße Hölle vom Piz Palü)
1930 - Бури над Монтбланом (Stürme über dem Mont Blanc) - Хелла Армстронг
1932 - Голубой свет (Blue Light, The) - Юнта
1933 - S.O.S. Айсберг (S.O.S. Eisberg)
1954 - Низина (Tiefland)
1993 - Власть образов (Die Macht der Bilder) (документальный)
2003 - Лени Рифеншталь — мечта об Африке (Leni Riefenstahl — Ein Traum von Afrika) (документальный)

Режиссерские работы Лени Рифеншталь:

1932 - Голубой свет (Blue Light, The / Das Blaue Licht)
1933 - Победа веры (Der Sieg des Glaubens)
1935 - Триумф воли (Triumph des Willens) (документальный)
1935 - День свободы! — Наш вермахт! (Tag der Freiheit! — Unsere Wehrmacht!)
1936-1938 - Олимпия (Olympia) (документальный)
1954 - Низина (Tiefland)
2002 - Коралловый рай (Impressionen unter Wasser)

Сценарии Лени Рифеншталь:

1932 - Голубой свет (Blue Light, The / Das Blaue Licht)
1935 - Триумф воли (Triumph des Willens) (документальный)
1936-1938 - Олимпия (Olympia) (документальный)
1954 - Низина (Tiefland)

Работы Лени Рифеншталь как оператора:

1954 - Низина (Tiefland)

Продюсерские работы Лени Рифеншталь:

1932 - Голубой свет (Das blaue Licht)
1933 - Победа веры (Der Sieg des Glaubens)
1934 - Триумф воли (Triumph des Willens)
1938 - Олимпия (Olympia)
1954 - Долина (Tiefland)
2002 - Подводные впечатления (Impressionen unter Wasser)

Библиография Лени Рифеншталь:

1933 - Борьба в снегах и во льду (Kampf in Schnee und Eis)
1935 - То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии (Hinter den Kulissen des Reichsparteitags-Films)
1937 - Красота олимпийской борьбы (Schönheit im olympischen Kampf)
1973 - Нубийцы - люди, будто пришедшие с другой звезды (Die Nuba - Menschen wie von einem anderen Stern)
1975 - Нубийцы из племени Кау (Die Nuba von Kau)
1978 - Коралловые сады (Korallengärten)
1982 - Моя Африка (Mein Afrika)
1987 - Мемуары (Memoiren)
1990 - Чудо под водой (Wunder unter Wasser)

Лени Рифеншталь — пропагандистка Третьего рейха и самый спорный культурный деятель XX века

Берта Хелена Амалия Рифеншталь появилась на свет на заре XX века. Ее отец Альфред Рифеншталь был деспотичным, властным и нетерпимым человеком, он владел крупной фирмой по производству и установке вентиляционных и отопительных приборов, а также очень четко представлял, каким должно быть воспитание его детей (Лени и ее младшего брата Хайнца). Мать же была покладистой женщиной. Родители сходились в одном: девочке положено развивать в себе художественные способности. С ранних лет Лени занималась музыкой и живописью. В юности к этому добавились плавание, гимнастика, теннис и коньки.

Всю жизнь Лени ее судьбу определяли два ключевых качества — впечатлительность и амбициозность. Она всегда легко загоралась новой идеей и всегда самозабвенно стремилась к самым высоким результатам во всем, что она делала. Первой ее большой страстью стали танцы. Однако отец не поощрял желание девочки заниматься классической и современной хореографией. Некоторое время она при содействии матери посещала занятия тайно и добилась больших успехов. Когда правда выяснилась, между отцом и дочерью начались бесконечные скандалы. Иногда Лени даже уходила из дома. В качестве компромисса было решено, что в училище Рифеншталь будет изучать живопись, а танцы станет посещать факультативно. Исполнив желание родителя и окончив художественное училище, Лени наконец смогла с головой окунуться в хореографию. Она изучала классическое и экспрессивное направления и вскоре уже ездила по Европе с сольной программой. Ее перспективная карьера оборвалась на самом взлете — девушка порвала связки, а значит, о дальнейших выступлениях можно было забыть.

Адольф Гитлер и Лени Рифеншталь

Последний раз она виделась с Гитлером в конце марта 1944 года, сразу же после своей свадьбы с лейтенантом Петером Якобом, который после ранения на фронте работал у нее на съемочной площадке каскадером.

Читайте также: