Половецкие каменные изваяния подонцовья и приазовья кратко

Обновлено: 04.07.2024

Таинственные статуи

Речь идет о статуях, изготовленных преимущественно из серого песчаника и установленных на степных курганах. Высота каменных баб варьируется от 1 до 4 метров. Они представляют собой схематичные изображения людей, которые двумя руками держат у живота некий сосуд или чашу. Причем, пропорции человеческого тела заметно искажены: статуи имеют массивные плечи, короткие ноги, большие головы с плоскими лицами. Некоторые исследователи полагают, что древние мастера при создании каменных баб стремились, чтобы они были узнаваемы с большого расстояния, этим и объясняется нарушение пропорций.

Интересно, что в степях Северного Причерноморья наряду с половецкими статуями ученые находят и более древние, создание которых большинство специалистов приписывает скифам, населявшим эти земли с VIII века до н. э. по IV век н. э. Многие из скифских каменных истуканов также держат у пупка некую чашу или рог для питья. Правда, они прижимают этот сосуд к животу только одной рукой.

Откуда они взялись

И все же, большинство ученых считает, что статуи были созданы половцами. Об этом свидетельствуют различные исторические детали, оружие и одежда каменных баб, характерная для представителей исчезнувшего народа.

Поэтому многие исследователи полагают, что каменные бабы устанавливались на курганах, где находились захоронения представителей половецкой родовой знати или знаменитых воинов.

Предок, враг или божество

Спорят ученые и о том, с какой целью древние мастера создавали эти странные статуи. Одни полагают, что каменные бабы являлись изображениями божеств, которым поклонялись местные жители. Другие видят в данных изваяниях неких сверхъестественных покровителей конкретных родов или семей. Третьи – уважаемых предков или прародителей. Четвертые – убитых врагов, которые теперь мистическим образом связаны со своими победителями и должны оказывать им поддержку из мира духов.

По мнению исследователя, каменные изображения солидных, дородных и величавых мужчин и женщин отражают происходившую в сознании кочевников эволюцию культа предков, когда душа покойного сначала символизировала собой уважаемого прародителя, затем – семейно-родового покровителя, а на более позднем этапе развития религиозных представлений – местное божество.

Ученый считает, что авторами более древних статуй, приписываемых ираноязычным скифам, на самом деле являлись предки тюркских племен. При этом исследователь ссылается на явное сходство между статуями разных эпох, которые изначально изображали умершего родственника. Так покойный, высеченный из камня, мог символически присутствовать на собственных поминках. Поэтому в руках каменных изваяний, независимо от времени их создания, имеется сосуд для питья, из которого мертвец должен как бы пить алкогольный напиток вместе с живыми сородичами на пиру, устроенном в его честь.

Не исключено, что впоследствии половцы поклонялись каменным изображениям своих предков, совершали перед ними жертвоприношения.

Легенды донских казаков

Очевидно, мифическими богатырями предки современных казаков считали статуи, изображающие мужчин-воинов. А женские изваяния воспринимались жителями донских степей как языческие божества плодородия. По крайней мере, такой вывод можно сделать из другой группы легенд.

Полагая, что окаменевшие богатыри способны наделить воина своей могучей силой, а богини плодородия могут повлиять на урожай, казаки с древних пор поклонялись статуям. Они даже верили, что древние изваяния наказывают людей за непочтительное отношение к ним и прочие неблаговидные поступки.

Среди некоторых казаков даже бытовало мнение, что каменных баб создала богиня семьи и домашнего очага. Она наделила статуи душами людей, погибших от несчастной любви, и поручила им охранять мир и гармонию в жизни каждой супружеской пары. Поэтому каменные бабы способны даровать людям счастье, если их хорошенько задобрить. При этом древние духи статуй еще и наказывают всех, кто разлучает или ссорит влюбленных.

Предки современных казаков также считали, что древние статуи обладают чудесной целительной силой, и различные раны заживают рядом с ними быстрее, чем обычно.

Что с ними стало

Эпоха Средневековья с ее мистическими табу давно прошла, и уже в XVIII веке люди, далекие от суеверных опасений, начали использовать каменные статуи в своих целях. Сначала их устанавливали на перекрестках торговых путей вместо верстовых столбов и указателей направления, затем и вовсе стали растаскивать по дворам.

Одни каменные бабы были раздроблены, а их осколки использовались при строительстве. Другим истуканам повезло больше – их установили возле частных домов, в парках и местах отдыха. Некоторые статуи попали в музеи или стали частью городского ландшафта. Остальные просто лежат, сброшенные с курганов, на вершинах которых теперь располагается геодезическое или телекоммуникационное оборудование.

Впрочем, отголоски древних верований все еще сохраняются в народе. Некоторые люди, в чьих населенных пунктах стоят каменные бабы, моют и украшают их перед праздниками, желая тем самым задобрить древних духов.

Ученые наметили районы наиболее массового распространения изваяний. К ним в первую очередь был отнесен Северский Донец. Определена хронология и обосновано положение о том, что прекращение изготовления изваяний в середине XIII в. совпадает с Уничтожением татаро-монголами всей половецкой знати — родовой аристократии, в честь которой исполняли и воздвигали на высоких степных курганах статуи, изображающие воинов и женщин.

Кстати, говоря об уничтожении статуи, следует заметить, что тысячи их, а возможно, и больше исчезло тогда, когда степные просторы вошли в состав Российской империи. Именно в конце XV III и в XIX вв. каменные бабы быстро начали исчезать с курганов. Их свозили для хозяйственных нужд или для украшения помещичьих садов и усадеб. Д. И. Эварницкий сообщает, что один исправник выстроил себе погреб из баб; сотни их шли под фундаменты, использовались в строительстве, их просто ради потехи топили в реках. Пример тому — пруд усадьбы помещика ур. Елин Бор возле г. Брянка. Сейчас в музеях и коллекциях находится около 900 статуй. В Луганской области их около 130, из них приблизительно 60 скульптур — в парке-музее педагогического университета. Картографирование всей серии статуй показало, что их скопление приходится на Правобережье Северского Донца, в особенности на Донецкий кряж.

Тип I — плоские стеловидные статуи, тип II — столбовидные, частично объемные, типы III—V — технически совершенные объемные, иконографически понятные скульптуры.

Материалы, из которых сделаны скульптуры, позволили понять, что глыбы-заготовки к ним местного происхождения и что здесь же находились карьеры, мастерские скульпторов-камнетесов. Часть скульптур исполнены в портретном виде.

Скульптуры Подонцовья внесли определенную ясность в проблему назначения монументальных произведений. У нас сложилось прочное убеждение, что статуи не имели непосредственного отношения к умершим и были связаны со святилищами — сакральными местами половцев. Чем выше социальный ранг святилища, тем большее число совершенных по качеству скульптур в нем было. В нашей области святилища раскопаны у сел Астахово и Провалъе Свердловского района, у с.Полиевка Лутугинского района, с.Уткино Перевальского района. Известны еще несколько святилищ в Донецкой области.

В уникальном произведении камнерезного искусства кочевников из кургана у с.Чернухино Перевальского района, найденном в 1971 г ., особенно сильно воплощена идея женского покровительства, дающего жизнь и, следовательно, продолжение рода.

Но история порой бывает непредсказуемой, и недавно грозные половцы вскоре на себе ощутили трагедию нашествий и погромов, а их история оказалась прерванной разрушительной волной, вызванной вторжением монголо-татар. Однако народ полностью не исчез, и спустя годы лихолетья степь Подонцовья вновь ожила, а из прошлого остались безмолвные свидетели былого могущества — каменные статуи.

Posted on May. 20th, 2009 at 12:36 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Ольга Демідко

Ольга Демідко

Ольга Демідко

Каменная половецкая скульптура Мариупольского краеведческого музея. XII в. Серый плотный песчаник. Женская. Стоящая. Тип III А - объемная скульптура, приземистая статуя с низко опущенным на грудь подбородком и приподнятыми плечами. Размеры: 1, 28 Х 0, 52 Х 0, 34 м. Шляпа IV - высокая конусовидная с валиком, слегка опущенным на лоб и сильно поднятым на затылке. Лопасть I - часть головного убора, прикреплена она на затылке к шляпе и прикрывает спину до пояса. Лицо широкое с выделенным подбородком. Серьги II - кольчатые, с напускной бусиной. Гладкая гривна. Сосуд I - простой цилиндрический сосуд с выделенным венчиком. Полы кафтана с оторочкой. Местами видны следы обработки тонким резцом. Поверхность тщательно отшлифована. Найдена в селе Гусельщиково.

Ольга Демідко

Каменная половецкая скульптура МКМ. XII в. Железистый, коричневый гранит. Очень твердый, трудно поддающийся обработке. Мужская. Стоящая. Тип III А - круглая объемная скульптура, приземистая фигура. Размеры: 1, 27 Х 0, 55 Х 0, 28 м. Шлем II - полусферический. Нагрудные ремни и бляхи I - круглые бляхи с ремнями, перекинутые вверх на плечи и отходящими в стороны - подмышки. Сосуд I - цилиндрический. Полы кафтана с оторочкой, ступни ног отбиты. Без подножки. Брови и нос тип II - глаза прочерчены в виде петли, нос выпуклый, брови прочерчены над глазами двумя изогнутыми (как бы "нахмуренными" ) линиями.

Читайте также: