Особенности поэтики толстого севастопольские рассказы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Художественные особенности "Севастопольских рассказов" Л.Н. Толстого /План сочинения/

I. "Севастопольские рассказы" Толстого - это не просто рассказы Толстого о севастопольской эпопее, не просто очерки, а свидетельство миропонимания писателя, который на страницах этого цикла стремится постичь жизнь человеческого духа в такой экстремальной ситуации, как война. Причем здесь изображены и судьбы отдельных людей и судьбы народа в момент жестоких схваток за Отечество.
II. Основная тема "Севастопольских рассказов" - тема испытания духовной и нравственной силы нации.
1) "Севастополь в мае":
а) страшные подробности военных действий; война ломает нормальный ход жизни, мир преображается: грязь и кровь военной обстановки, тяжелое положение людей, кругом "отвратительный беспорядок", в описании которого Толстой далек от лирики: "На нашем бастионе и на французской стороне выставлены белые флаги, и между ними в цветущей долине кучками лежат без сапог, в серых и синих одеждах изуродованные трупы, которые сносят рабочие и накладывают на повозки. Ужасный тяжелый запах мертвого тела наполняет воздух. Из Севастополя и из французского лагеря толпы народа высыпали смотреть на это зрелище и с жадным благосклонным любопытством стремятся одни к другим" (смешение прекрасного и ужасного, природы и дел человека, который теряет критерий добра и зла и сам порождает ужас вокруг себя);
б) у людей притупляется острота чувств, и только десятилетний мальчик ужаснулся, увидев последствия вчерашнего боя: "Возвращаясь домой с большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило на него ветром, остановился около кучки снесенных тел и долго смотрел на один страшный безголовый труп, бывший ближе к нему. Постояв неподвижно довольно долго, он подвинулся ближе и дотронулся ногой до вытянутой окоченевшей руки трупа. Рука покачнулась немного. Он тронул ее еще раз и крепче. Рука покачнулась и опять стала на свое место. Мальчик вдруг вскрикнул и во всех дух побежал прочь от крепости" (сочетание цветов и трупов, горечь и скорбь автора);
в) поразительно, что даже в такой обстановке люди продолжают оставаться людьми, Толстой восхищается ими: "Посмотрите хоть на этого фурштатского солдатика, который ведет поить какую-то гнедую тройку и так спокойно мурлыкает себе что-то под нос, что, очевидно, он не заблудится в этой разнородной толпе, которая для него и не существует, но что он исполняет свое дело, какое бы они ни было - поить лошадей или таскать орудия, - так же спокойно и самоуверенно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске. То же выражение читаете вы и на лице этого офицера, который в безукоризненно белых перчатках проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего собрания…";
г) автор соединяет правду и боль о человеке с верой в человека и в возможное братство людей.
2) "Севастополь в декабре месяце":
а) война и ее античеловеческая природа; виновники войны - большие и маленькие наполеоны, которым чужды человеческие интересы;
б) война противна человеческой природе, но и здесь люди не столько страдальцы, сколько герои, обладающие чувством собственного достоинства, мужества (изображение бастиона, где человек каждую минуту сталкивается со смертью, и тут же черноморские моряки спокойно "переобуваются, едят, курят трубки, живут…");
в) по мнению писателя, у людей нет каких бы то ни было оснований для войны: они созданы одной природой, принадлежат к одному миру, составляют единую семью; не случайно в конце рассказа дан пейзаж, подчеркивающий античеловеческий характер войны: "Уже вечереет. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам. По воде разносятся звуки какого-то старинного вальса, который играет полковая музыка на бульваре, и звуки выстрелов с бастионов, которые странно вторят им".
3) "Севастополь в августе 1855 года":
а) соединяет особенности проблематики предыдущих рассказов;
б) дана объективная картина армии (карьеризм, казнокрадство);
в) негативное отношение к той системе, которая делает людей бесполезными и невинными жертвами войны;
г) переживания человека в момент боя;
д) единение людей не осуществляется, рассказ заканчивается картиной оставленного в огне Севастополя.
III. Изображая человека на войне, Толстой углубляет свою художественную систему, обогащает формы повествования. Писатель ищет пути сохранения человеческого в человеке.


Ключевые слова: тропика, контраст, эффект отторжения, эффект нарастания, авторская точка зрения.

Переходя к самой тропике, нужно отметить, что наиболее часто в рассказах используется принцип контраста . Как видно, он является здесь основополагающим. С его помощью раскрываются парадоксы войны, абсурд в поступках и отношению героев ко всему происходящему. Анализ парадокса как приема помогает понять и авторскую позицию, и реакцию персонажей на то, что их окружает.

Такая многоярусная подача материала приобретает эффект нарастания . От рассказа к рассказу все более открывается военная реальность. Полухудожественный, полудокументальный очерковый стиль помогает погрузиться в атмосферу, столь реалистично переданную Л. Н. Толстым.

Все художественные приемы этого произведения направлены к одной цели — беспощадному и правдивому изображению войны и главного героя этих очерков — русского народа-воина.

Контрастирующие явления в рассказах ориентированы на новое восприятие психологического состояния, формы чувств и переживаний человека. Противопоставленные реалии и психологический анализ раскрывают суть идей автора, здесь происходит испытание героя.

Представленные художественные приемы, примененные автором в данных рассказах присущи не только этим произведениям. Они пройдут с писателем очень долгий путь, станут незаменимыми в его творчестве.

Многогранность контрастного изображения, присущая этим рассказам, не оставляет читателя равнодушным. Реалистичность правдивого изображения предметов и явлений, так парадоксально противопоставленных друг другу, заставляет лучше понять многое из прошедшей эпохи.

Очевидно, что без анализа использованных приемов художественного изображения невозможно осмысление авторской идеи, его творческих стратегий, мировоззрения в целом. Эта взаимосвязь между тропикой и ядром замысла направляет нас к системному анализу литературы, к тому, что называется литературной герменевтикой.

Основные термины (генерируются автоматически): рассказ, автор, прием, друг, осажденный город, произведение, Севастополь, севастопольский.


Ранние военные рассказы:

В 1853-56 гг. разразилась Крымская война, отмечена она была сражением в гавани Синоп. 30 ноября 1853 года под командованием Нахимова восемь судов одержали победу над всем турецким флотом с огромными потерями со стороны турецкой армии. После этой победы Англия и Франция вступают в союз с Турцией, численность войск достигает 120 тысяч человек, и главная их цель - уничтожение Черноморского флота и отделение Крыма от России. Уволен князь Меньшиков, отступает и князь Горчаков, и тогда Севастополь остается на попечении одного гарнизона на протяжении 349 дней. Организаторами обороны явились Нахимов, а также генералы Истомин, Корнилов, Тотлебек. Несмотря на то, что французам удалось взять Севастополь, для Толстого оборона этого города явилась показателем величия духа русского народа.

Автор размышляет о войне, что это такое и зачем она нужна. В целом войну Толстой не принимает как явление, проявляя пацифизм, причем некоторые исследователи утверждают, что в этих рассказах происходит дегероизация войны и ее участников. Но это большая натяжка, так как Толстой лишь развенчивает ложную героику, показывая, что война есть испытание человека в экстремальных условиях. Три рассказа ,каждый из которых - абсолютно самостоятельное произведение со своими жанровыми признаками. Первый рассказ - лирический монолог, в котором создается образ города-героя, второй - обличает тенденции, построен на антитезе солдатских масс и офицерской среды, третий - широкое эпическое полотно, в котором даны судьбы города-героя. В целом это своеобразная трилогия, в которой можно говорить о постановке проблем истории и судьбы России. Основная тема всех рассказов - героизм и патриотизм русского народа, но в каждом рассказе эта тема решается по-своему. Реализм Толстого в изображении войны заключается в том, что изображена она не в правильном и красивом строе с музыкой, а в настоящих ее проявлениях - крови, страданиях, смерти.

Философия войны по Толстому:

1) пацифизм. 2) реализм в изображении 3)особенности изображения героев и героического, внимание к психологии человека на войне.

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. История создания "Севастопольских рассказов". Мастерское воспроизведение неслышной внутренней речи персонажей. Три момента борьбы. Душа, характер русского народа. Сатирические песни. Песня о сражении на Чернов речке.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.03.2009
Размер файла 33,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

«ИЗУЧЕНИЕ ПОЭТИКИ ПРОЗАИЧЕСКОГО

факультет филологии кафедра литературы специальность татарский язык и литература курс 4~

выполнил : Тимергалиев Р.К.

проверил : Петишев А.А.

II. Основная часть

Три момента борьбы

Душа, характер русского народа

Песня о сражении на Чернов речке

Чувство восхищения и гордости

Лев Николаевич Толстой, потомок старинного дворянского (графского) рода, провел детство, а затем и значительную часть жизни в имении Ясная Поляна Тульской губернии. Он родился в 1828 г. - за четыре года до смерти Гёте. Литературную деятельность начал в 1852 г., вскоре после того, как ушли из жизни и Бальзак и Гоголь. Его творчество, развернувшееся в эпоху глубоких исторических сдвигов в жизни России и всего мира, ознаменовало новую ступень в развитии словесного искусства. Он был первым русским писателем, завоевавшим еще при жизни широчайшую читательскую популярность во всей Европе, и первым европейским писателем, чей голос еще при жизни отчетливо прозвучал в Индии, Японии, Китае.

Уже в годы молодости Толстого сказывалась его склонность быть не только свидетелем, но и прямым участником исторических событий. Именно активность его натуры (а не только сословные традиции) привела его в ряды действующей армии, сначала на Кавказ, потом на бастионы Севастополя. Будучи офицером, он в 1855 г. готовился - но в силу обстоятельств не смог - адресовать царскому правительству докладную записку, где заступался за бесправных и униженных солдат.

То, что было новым, необычным в писательском облике Толстого и образе его жизни, это не участие в событиях времени само по себе (в них участвовали по-своему и веймарский министр Гёте, и царский дипломат Тютчев), а ярко выраженный демократический характер его интересов и симпатий. Как известно, разрыв Толстого с привычными взглядами его среды, высшей помещичьей знати, подготовлялся исподволь и принял осознанный характер в 80-е годы. Однако народ, в широком смысле слова, не раз становился для него ориентиром на протяжении его многолетних идейных поисков. Народ был для Толстого не философской абстракцией, не книжным понятием: в течение долгих лет он близко соприкасался и настойчиво искал соприкосновения с миром обездоленных, будь то трудящиеся деревни (реже - города), деревенские дети-школьники или крестьяне-солдаты.

Мастерское воспроизведение неслышной внутренней речи персонажей - одно из коренных свойств художественной манеры Толстого. В мировой литературе XX в. такие способы характеристики личности приобрели широчайшее хождение и стали у видных прозаиков (будь то Т. Манн или Э. Хемингуэй) основой разнообразных художественных открытий. Толстой стоит у истоков этих открытий.

2.1 Три момента борьбы

Весь этот труднейший, остропроблемный замысел был оставлен главным образом, видимо, потому, что собственное отношение Толстого к декабристам становилось по мере назревавшего в нем перелома все более противоречивым. Однако именно этот замысел, желание исследовать предысторию декабристского движения, и шире того - размышления над исторической ролью, ответственностью, судьбами русских просвещенных дворян, их взаимоотношениями с крестьянским народом - все это в конечном счете вызывало к жизни грандиозное по размаху повествование, включившее не только историю войны 1812 г., но и события, ей предшествовавшие, начиная с 1805 г. В сущности, повествование о судьбах России.

2.2 Душа,характер русского народа

2.3 Сатирические песни

Защитниками Севастополя были возмущены бесцельным и бессмысленным кровопролитием. Вскоре после сражения в войсках стали распевать песню, в которой высмеивались бездарность и тупость генералов, по вине которых погибли тысячи людей. Автором песни называли Толстого. Она написана от лица солдат в сатирическом тоне:



С другой стороны, очевидна противоположная тенденция повествования – представление свежих, ярких впечатлений, выбор неожиданных ракурсов, акцент на описание без объяснения. Взгляд бывалого очевидца постоянно дополняется взглядом новичка, только что прибывшего в город и ещё не освободившегося от своих иллюзий, или взглядом сугубо мирного человека, жителя Севастополя, угодившего в кровавую сумятицу. Этот приём Толстой дважды доводит до предела, вводя в повествование персонажей-детей и их реакцию на ужасы войны:





Так из совмещения противоположных ракурсов, столкновения контрастных оценок и, в конце концов, из борьбы автора с собственным материалом постепенно выкристаллизовываются ключевые художественные открытия Толстого, которые, будучи применены впоследствии в рамках крупных форм романа и романа-эпопеи, поставят его в ряд несомненных классиков мировой литературы. Главным же достижением писателя становится принципиально новый взгляд на природу человеческой психики и способы отображения её в литературном произведении.





Уже сама постановка в литературном тексте подобных вопросов с целью их непременного решения (каким бы неожиданным оно при этом ни показалось читателю) – черта, в высшей степени характерная для мировоззрения Толстого-человека и Толстого-писателя.

Читайте также: