Страхование морского транспорта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Страховая защита морских и речных судов, а также финансовая поддержка интересов судовладельцев, фрахтователей и судостроителей.

Как работает страховая защита?

При страховом случае мы поможем решить возникшие проблемы:

  • сотрудники Компании подскажут, что делать при страховом случае, привлекут к работе сюрвейера, юриста, адвоката в целях минимизации ущерба;
  • персональный менеджер поможет подготовить необходимые документы для страховой выплаты и организует независимую оценку ущерба;
  • после выявления причин аварии и оценки нанесенного ущерба Компания выплатит страховое возмещение.

Контакты для обращения при страховом событии:

Какая может быть страховая защита?

  • страхование средств водного транспорта — до 30 000 000 EURO;
  • страхование гражданской ответственности судовладельцев/фрахтователей — до 50 000 000 EURO;
  • страхование судов в постройке — до 50 000 000 EURO;

Зачем нужна страховая защита?

Страхование морского транспорта и речных судов позволяет уберечь предприятие от непредвиденных расходов в случае гибели, пропажи без вести и аварии судна, а также в случае предъявления претензий со стороны третьих лиц. Страховая защита актуальна для всех судовладельцев, пароходств, портов, судостроительных и судоремонтных организаций, лизинговых компаний и многих других организаций, связанных с судоходством.
Компания предлагает широкий спектр программ морского страхования:

Морские перевозки считаются одним из самых безопасных способов доставки грузов, но неприятности все же случаются. В прошлой колонке я рассказал о том, в каких пределах перевозчик и капитан отвечают за перевозимый фрахт. Сегодня разберем особенности морского страхования и защиты интересов собственника груза.

Морское страхование грузов относится к имущественному виду страхования. Основными правовыми актами, которые регулируют обязательства, вытекающие из договора морского страхования грузов, являются: Кодекс торгового мореплавания (глава 15), Гражданский кодекс (глава 48) и Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Существенное влияние на российское законодательство в сфере морского страхования оказало английское право, являющееся одним из наиболее развитых в этой сфере.

Согласно ст. 970 ГК РФ положения Кодекса торгового мореплавания РФ, регулирующие морское страхование, имеют специальный характер по отношению к положениям ГК РФ, что предполагает изначально приоритетное применение его норм.

По общему правилу нормы главы 15 Кодекса торгового мореплавания РФ имеют диспозитивный характер и применяются, если соглашением сторон не установлено иное (п. 1 ст. 247 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Это означает, что законодательство, регулирующее обязательства по договору морского страхования грузов, предоставляет сторонам самим устанавливать в договоре условия и только в исключительных случаях законодатель императивно регулирует данные отношения. Это связано с тем, что сторонами договора морского страхования грузов являются профессиональные субъекты хозяйственного оборота и как таковой слабой стороны в данном обязательстве нет, поэтому нет необходимости жесткого регламентирования данных правоотношений. Аналогичная позиция озвучена и в судебной практике: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2014 г. по делу № А42-5257/2013.

К императивным нормам, предусмотренным Кодексом торгового мореплавания РФ в части регулирования договора морского страхования грузов, можно отнести условие об абандоне, то есть об отказе от своих прав на застрахованное имущество и получении в связи с этим обстоятельством всей страховой суммы. Условие договора морского страхования грузов, противоречащее данному правилу, ничтожно.

В ст. 246 Кодекса торгового мореплавания РФ содержится определение договора морского страхования.

В соответствии с данным определением в договоре морского страхования грузов указывается:

  • объект страхования, то есть груз, в отношении которого заключается договор;
  • страховой случай, то есть опасности или случайности, при наступлении которых подлежит выплате страховое возмещение;
  • страховая премия;
  • страховая сумма (ее размер не может превышать действительную стоимость груза);
  • выгодоприобритатель, то есть лицо, в пользу которого заключен договор;
  • информация о риске, то есть об обстоятельстве, имеющем существенное значение при определении степени риска.

По общему правилу договор морского страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии (ст. 252 Кодекса торгового мореплавания РФ). В то же время, учитывая диспозитивный характер регулирования данных правоотношений, стороны могут предусмотреть и иной порядок вступления в силу договора.

Законодателем установлена письменная форма договора. При этом договор морского страхования грузов может быть заключен путем подписания соглашения (генерального полиса), в котором стороны согласуют общие условия договора, без индивидуализации груза. Информацию о конкретном грузе (вид и род груза, путь следования, а также страховую стоимость и т.п.) страхователь обязан своевременно предоставлять страховщику в период исполнения договора. Неисполнение данной обязанности страхователем или выгодоприобетателем по генеральному полису позволяет страховщику отказать в страховой выплате.

Основными обязанностями, возложенными на страхователя, выгодоприобретателя являются:

  • информационная обязанность – то есть обязанность предоставления сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, или информации о существенном изменении, произошедшим с объектом страхования или в отношении объекта страхования. Неисполнение данной обязанности в зависимости от степени вины стороны договора (умысел, грубая неосторожность и т.д.), от содержания и актуальности данной информации и от соответствия поведения сторон договора принципу добросовестности может являться основанием для отказа в выплате страхового возмещения (отказа от исполнения договора). При этом страховщик сохраняет право на выплату страховой премии;
  • оплата страховой премии. Как было сказано выше, законодатель связывает (по общему правилу) с исполнением данной обязанности вступление в силу договора страхования морских грузов;
  • извещение страховщика о наступлении страхового случая и выполнение его указаний после извещения;
  • принятие мер по предотвращению или уменьшению убытков. В случае неисполнении данной обязанности умышленно либо по грубой неосторожности страховщик освобождается от ответственности за убытки;
  • осуществление контроля надлежащей упаковки груза. В случае если убытки возникнут из-за ненадлежащей упаковки груза, страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения.

Основными обязанностями страховщика являются:

  • выплата страхового возмещения при наступлении страхового случая;
  • возмещение страхователю или выгодоприобретателю необходимых расходов, пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости;
  • оплата взносов по общей аварии.

При этом общий размер страхового возмещения, взносов по общей аварии и данных расходов может превышать страховую стоимость. Это объясняется различной правовой природой страхового возмещения, привязанного к страховой стоимости, и указанных дополнительных расходов.

Кодексом торгового мореплавания РФ предусмотрено еще одно обстоятельство, с которым законодатель автоматически связывает перемену лиц в обязательстве, а именно отчуждение застрахованного груза. Такое решение законодателя связано с тем, что по общему правилу интересом в сохранении груза после продажи обладает новый собственник, а личность собственника груза принципиально не влияет на увеличение страхового риска и не оказывает существенного влияния на возникшее обязательство.

Общим основанием для отказа в страховой выплате является умысел или грубая неосторожность страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя. При определении грубой неосторожности необходимо руководствоваться, в том числе сложившейся морской практикой (определение ВС РФ от 6 февраля 2015 г. № 303-ЭС15-525 по делу № А51-2824/2014).

Законодателем предусмотрены основания для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения в связи обстоятельствами, возникновение которых не зависит от воли сторон. К таким обстоятельствам относится ядерный взрыв, радиация или радиоактивное заражение, военные или пиратские действия, народные волнения, забастовки, конфискации, реквизиции, арест либо уничтожение груза по требованию соответствующих властей, повреждение груза в результате естественных свойств груза.

На основе анализа действующего законодательства и судебной практики можно сделать вывод, что с учетом диспозитивного регулирования данных правоотношений важное значение имеет договорная работа юристов, как при определении условий договора, так и при определении применимого права. Необходима также качественная преддоговорная работа страховщика, направленная на получение информации об объекте страхования и иных сведений, влияющих на определение степени страхового риска.

Деятельность, связанная с эксплуатацией речных и морских судов, сопряжена с многочисленными рисками. В страховании водного транспорта есть элементы КАСКО и морского страхования, так как, с одной стороны, суда – вид транспорта, а с другой – они подвержены тем же рискам, что и объекты морского страхования. Благодаря этому застраховать водный транспорт довольно сложно.

Проблема оценки судна тоже не простая, так как по морям, океанам, рекам и озерам ходят корабли, средний возраст которых перевалил за четверть века. Но даже такие ветераны стоят больших денег, и повреждение или гибель судна могут привести к краху компании и тяжелым последствиям для команды и пассажиров. Поэтому большинство владельцев водного транспорта предпочитают оформлять страховой полис на свое средство, будь то современный лайнер, старая баржа или маломерное судно.

Страхование водного транспорта: коротко о главном

Для страхования средств водного транспорта нужна специальная лицензия. В качестве страхователей могут выступать физические и юридические лица, имеющие имущественный интерес в сохранении ТС или возмещении ущерба, который может быть нанесен при эксплуатации судна окружающей среде, средству или жизни пассажиров или команды.

Страхование защищает объект – корабль, яхту, катер или иное судно в целом или его части:

  • корпус;
  • оборудование;
  • механизмы;
  • машины;
  • такелаж;
  • катера, шлюпки, установленные заводом-изготовителем или авторизованным дилером перед продажей судна или в ее момент;
  • неотъемлемые элементы конструкции.

Если на судне имеется дополнительное нештатное оборудование, которое нужно застраховать, оно должно быть перечислено в договоре или приложении к нему. Вторым объектом страхования является ответственность страхователя перед третьими лицами и окружающей средой.

Субъектами страхования могут быть имеющие законный интерес лица:

  • собственники;
  • владельцы;
  • арендаторы;
  • лизингополучатели;
  • фрахтователи;
  • купившие судно в кредит

и другие лица, чей интерес подтвержден документально.

В связи с высокой стоимостью большинства судов водный транспорт обычно перестраховывается в крупных страховых или перестраховочных компаниях с тем, чтобы гарантировать выплату в случае крупных убытков.

Водный транспорт и ответственность можно застраховать по разным договорам и даже в разных компаниях, а можно – по одному договору страхования водного транспорта, если у страховщика есть комплексный продукт.

Если страхование самого судна является делом добровольным, то ответственность при его эксплуатации должна быть застрахована в силу закона. Некоторые страховщики в отдельный вид выделяют страхование судов маломерного флота.

Ответственность перед экипажем может быть застрахована по отдельным программам или их жизнь и здоровье могут быть застрахованы в рамках личного страхования от несчастных случаев и болезней.

Классификация морских и речных судов

Статьей 7 Кодекса Торгового мореплавания РФ (КТМ) даны определения самоходных и несамоходных плавучих сооружений, используемых для торгового мореплавания, то есть судов:

  • торгового флота;
  • рыбопромыслового флота, включая обслуживающие и вспомогательные плавучие средства;
  • маломерных (не превышающих в длину 20 метров с числом людей не больше 12);
  • прогулочных, предназначенных для отдыха и не эксплуатируемых в коммерческих целях с числом людей до 18;
  • спортивных парусных;
  • специального назначения;
  • плавучих морских платформ;
  • судов для грузоперевозок;
  • для пассажирских перевозок;
  • для ледовой и лоцманской проводки;
  • для научных исследований;
  • спасательных операций.

Международной конвенцией о спасении (статьей 1) предлагается считать судном любое сооружение или средство, которое может плавать. Тем не менее, не каждое плавсредство может быть застраховано по правилам страхования водного транспорта. Многие компании делают исключение для судов, находящихся в аварийном состоянии; для имущества на судах, не являющегося собственностью страхователя и не перевозимое им в силу договоров.

Страховать можно только суда, внесенные в один из государственных реестров РФ:

  • судовой реестр;
  • судовые книги российских портов;
  • речной регистр.

Страховые случаи при страховании судна

Стандартными правилами страхования предусматриваются выплаты Выгодоприобретателю или Страхователю в случаях гибели (утраты) или повреждения судна в результате:

  • действия огня, молнии, взрыва;
  • стихийных бедствий;
  • аварий, транспортных происшествий;
  • аварий, вызванных столкновением с гидротехническими сооружениями или другими судами, погрузочной техникой;
  • аварий оборудования, устройств и машин судна;
  • пропажи без вести;
  • противоправных действий.

Страховщик оплачивает причитающуюся долю судна по общей аварии, под которой понимается ситуация, когда для спасения судна, фрахта или груза приходится нести убытки из-за жертвования частью груза или оборудования. Иногда в общей аварии могут участвовать и другие суда – буксировщики или корабли, участвующие в одной коммерческой операции. Убытки считаются общими и распределяются пропорционально стоимости груза и судна между разными грузовладельцами и судовладельцем.

КТМ главой XIII статьей 234 к убыткам по общей аварии относятся убытки, вызванные следующими обстоятельствами для спасения судна:

  • выбрасыванием груза или оборудования за борт;
  • принятием мер по общему спасению;
  • тушением пожара вплоть до затопления судна;
  • посадкой на мель;
  • попытками снять с мели;
  • заходом в порт-убежище при чрезвычайных обстоятельствах

и другими условиями, перечисленными в статье 234 и Правилах страхования.

Пропавшим без вести считается судно, срок отсутствия которого вдвое превышает срок, необходимый для преодоления расстояния до порта назначения от места, откуда поступил последний сигнал. Полной конструктивной гибелью судна считается его состояние, при котором его восстановление обходится дороже страховой суммы или равно ей. Для получения страховой выплаты по полной конструктивной гибели от судовладельца может потребоваться абандон – отказ от прав на судно в пользу страховой компании, или страховщик может вычесть из страховой суммы стоимость годных остатков.

Дополнительные риски

Многие страховые компании предлагают страховать водный транспорт от дополнительных рисков по соглашению со страхователем. К ним можно отнести ущерб:

  • нештатному оборудованию;
  • полученный в процессе буксировки, разгрузки или погрузки;
  • причиненный в процессе испытательных рейсов, регат, гонок и прочих мероприятий;
  • от военных действий;
  • от социальных беспорядков

и других факторов, которые могут быть важными для конкретного клиента.

Страховая сумма и тариф

Страховая сумма судна не может превышать его реальной стоимости, которая определяется экспертами страховой компании по согласованию со страхователем или независимым экспертом – сюрвейером . Если судно застраховано не на полную стоимость, выплаты осуществляются пропорционально относительно реальной стоимости.

Реальная (действительная стоимость) может определяться и на основе бухгалтерских документов с применением коэффициентов износа к покупной стоимости, но и в этом случае требуется учесть еще многие факторы, включая состояние судна.

На страховой тариф влияют следующие обстоятельства:

  • возраст ТС,
  • класс судна,
  • его техническое состояние,
  • характер эксплуатации,
  • территория плавания,
  • срок страхования,
  • перевозимые грузы,
  • материал корпуса судна,
  • водоизмещение,
  • тип двигателя,
  • величина и тип франшизы,
  • аварийность за последние годы

и другие факторы (наличие противопожарной сигнализации, систем пожаротушения и пр.).

Страховая сумма может уменьшаться после каждого страхового события, а может оставаться неизменной в зависимости от правил страхования. Уменьшаемую страховую сумму можно пополнять по отдельному дополнительному соглашению к договору. Договор может заключаться с франшизой (не восполняемой минимальной суммой ущерба) или без нее.

Страховой полис может выдаваться на срок от месяца до года или на конкретный рейс. При появлении условий, повышающих страховой риск, страхователь должен сообщить об этом страховщику, который предложит ему составить дополнительное соглашение, по которому вносится дополнительная премия, или в котором вновь возникшие обстоятельства исключаются из страхового покрытия.

Особенности страхования водного транспорта в различных страховых компаниях

Водный транспорт страхуют многие страховые компании, например

Военно-страховая компания предлагает страховать суда по правилам:

  • специального КАСКО;
  • страхования судов во время постройки;
  • страхования маломерного флота.
  • гибель и повреждение судна;
  • полную гибель с учетом расходов на спасение;
  • гибель судна без ответственности за прочее имущество.
  • гибели и повреждения судна,
  • его пропажи без вести,
  • поломки механизмов и машин,
  • пиратства,
  • военных действий,
  • потери фрахта.

Дополнительно страховая компания возмещает затраты на спасение судна и на предотвращение убытков. Кроме основных рисков, связанных с эксплуатацией судов, Allianz страхует по отдельным программам суда в процессе постройки и крупные яхты.

  • суда в постройке,
  • экипажи судов,
  • КАСКО судов,
  • малотоннажный водный транспорт,
  • ответственность судовладельца.
  • гибели судна;
  • пропажи его без вести;
  • повреждения корпуса и оборудования судна;
  • общей аварии.

Страховщик также берет на себя расходы, произведенные для спасения судна и предотвращения или уменьшения убытка.

Обязательного страхования водного транспорта не существует, но ответственность судовладельца страховать обязательно.

Страхование ответственности владельца судна

Каким бы видом водного транспорта не перевозились люди, перевозчик несет ответственность перед пассажирами согласно статье 186 КТМ РФ за ущерб, нанесенный по его вине здоровью и жизни пассажиров и их багажу в результате:

  • кораблекрушения,
  • посадки судна на мель,
  • столкновения,
  • взрыва или пожара на судне,
  • недостатков судна.

Эти положения соответствуют положениям Афинской конвенции (статьи 3).

Для обеспечения гарантий пассажирам осуществляется страхование пассажиров на водном транспорте в рамках гражданской ответственности.

Статьей 121 Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ предусмотрена ответственность судовладельца за ущерб, нанесенный имуществу физических лиц или юридических лиц, включая вред:

  • окружающей среде, нанесенный разливом нефти или иных веществ;
  • причиненный инфраструктуре речного или морского порта или внутренних водных путей.

Пунктом 4 данной статьи предусмотрены 2 варианта обеспечения ответственности судовладельца:

  • финансовая гарантия банка;
  • страховой полис.

Они не обязательны для судов маломерных, спортивных парусных, прогулочных, несамоходных судов-сухогрузов. В остальных случаях без гарантий обеспечения ответственности эксплуатация судна не допускается.

  • до 200 единиц ответственность должна быть застрахована на 2 млн. руб.;
  • от 200 единиц до 2000 – на 2 млн. руб. + 10 тыс. руб. за каждую единицу сверх 200;
  • свыше 2000 единиц – на 20 млн. руб. + 8 тыс. руб. за каждую единицу сверх 2000.

Реальные страховые суммы по согласованию сторон могут превышать их минимальные размеры, а набор рисков может быть значительно расширен. Если ответственность застрахована в соответствии с требованиями международных законов и договоров РФ на суммы, не меньшие, чем указаны в законах РФ, дополнительные страховки не нужны.

Дополнительно введенная статья 121-1 ограничивает ответственность судовладельца в зависимости от валовой вместимости следующими суммами:

  • до 2000 единиц ответственность не может превышать 50 млн. руб.;
  • свыше 2000 единиц до 4000 – 50 млн. руб. + 5 тыс. руб. за каждую единицу сверх 2000;
  • свыше 4000 единиц до 6000 – 50 млн. руб. + 4 тыс. руб. за каждую единицу сверх 4000;
  • свыше 6000 единиц – 50 млн. руб. + 3 тыс. руб. за каждую единицу свыше 6000.

Информация этой статьи показывает, что обязательных страховых сумм может не хватить для погашения реального ущерба по гражданской ответственности, поэтому страховые суммы могут существенно превышать минимум, установленный законом.

Страхование ответственности судовладельца может отличаться в различных страховых компаниях по набору рисков. Максимальный набор страхует ВСК, которая предлагает страхование гражданской ответственности судовладельцев в рамках:

  • перед не членами экипажа – физическими лицами;
  • за репатриацию и замену членов экипажа;
  • за спасение жизни;
  • за потерю работы членов экипажа после кораблекрушения;
  • за девиацию (отклонение от маршрута);
  • за столкновение с другими судами;
  • по договору буксировки;
  • за груз

и еще около десятка видов ответственности, которые выбирает по желанию сам страхователь.

Подобрать подходящий страховой продукт и компанию, удовлетворяющую требованиям страхователя водного транспорта, может помочь страховой брокер, который разбирается в тонкостях такого сложного вида страхования.

Читайте также: