Алмонд верба гражданская культура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Патриархальная - отсутствие в обществе интереса к политической системе, его ограничение местной или этнической солидарностью, ориентация политического поведения на воспроизведение раз навсегда заданных образцов. Индивиды в принципе не соотносят свое существование с политической системой как таковой, и вопрос о возможностях влияния на систему даже не ставится.

Подданническая - характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием членов политического сообщества в ее функционировании, инициатива политического действия здесь исходит от институтов, продуцирующих и доводящих до массы нормы политического поведения, Доминирующими здесь являются представления граждан о своем зависимом положении от политической системы, о невозможности и безрезультатности своей активности.

Партисипаторная (активистская) - заинтересованность и активное участие в политической системе, граждане выступают активными субъектами политической жизни, понимают что они в состоянии реально влиять на политическую систему через участие в выборах, через организацию групп давления, политических партий для выражения своих интересов.

Алмонд и Верба подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные типы: патриархально-подданический, подданнически-активистский, патриархально-активистский.

Наилучшие шансы на достижение стабильной демократии имеют общества, в которых в основоном партисипаторная политическая культура включает в себя также значительные элементы приходской и подданнической ориентаций.

Этот особый гибрид и был назван гражданской политической культурой - граждане достаточно сильно вовлечены в политику и активно выражают свои интересы и предпочтения, но не настолько, чтобы блокировать принимаемые элитой политические решения. Субъективно считая себя способными повлиять на правительство и представительную власть, люди во многих случаях остаются пассивными, предоставляя власть имущим значительную свободу действий. Сравнительная редкость политического участия, относительная неважность такого участия для индивида и объективная слабость обычного человека позволяют правительственным элитам действовать. Противоположная роль гражданина как фактора, обеспечивающего ответственность элит, поддерживается благодаря его глубокой приверженности нормам активного гражданства, равно как и его убежденностью, что он может быть влиятельным гражданином. Гражданин, существующий в рамках гражданской культуры, располагает, таким образом, резервом влиятельности, он считает, что в случае необходимости может мобилизовать свое обычное социальное окружение в политических целях.

Из пяти исследованных стран ближе всех к гражданской политической культуре, по мнению Алмонда и Вербы, стояла Великобритания, за ней следовали США, ФРГ, Италия и Мексика. Алмонд и Верба выводят формулу гражданской культуры, присущей демократическим индустриальным странам Запада: 60 % - участников; 30% - подданных; 10 % - парохиалов.

Мерриам Чарлз Эдвард (1874—1953)—выдающийся американский ученый, один из создателей современной политической науки. Почти вся его педагогическая и научная деятельность связана с Чикагским университетом, где с 1923 по 1940 г. Ч. Мерриам возглавлял отделение политической науки, в рамках которого сформировалась чикагская школа политических исследований. В своих работах ученый развивал бихевиоральный подход в изучении политических феноменов. Разрабатывая новую методологию научного анализа, Ч. Мерриам обосновал необходимость междисциплинарных исследований, широкого использования количественных методов, настаивал на тесной связи политической науки с действительностью. Все эти вопросы широко освещены в его книге “Новые аспекты политики”.

М считал, что в политической науки для получения точного знания необходимо интенсивнее проводить эмпирические исследования и применять метода, заимствованные из других наук как социальных, так и естественных.

Самостоятельно ни одна наука не способна дать адекватный анализ и интерпритацию какой-либо проблемы социальных явлений. Так как на практике происходит постоянное взаимодействие и взаимовлияние различных сфер общества. Помимо необходимости взаимодействия политической науки с социальными. Мерриам обосновывает также значение интеграции политических исследований с естественными науками (биология. Медицина, география и т п). Достижения в области естественно-научных исследованиях будут способствовать расширению политического мышления и развитию новых подходов к изучению объектов политики.

Гарольд Дуайт Лассуэл— американский политолог, один из основоположников современной политологии, представитель бихевиористского подхода в политической науке и один из основателей чикагской школы социологии, теоретик междисциплинарного подхода к исследованию поведения личности в различных сферах деятельности.

предлагал создать единую интегрированную политическую науку, ориентированную не только на чисто теоретические "библиотечные", а в первую очередь - на полевые исследования, что позволило бы ей более соответствовать потребностям политической практики.

В "Психопатологии и политике" Г.Лассуэлл пришел к выводу, что причины политических и социальных явлений коренятся в индивидуальной психике, в бессознательном, скрытых политизированных чувствах, Основой психоаналитического объяснения политического поведения является теория фрустрации, суть которой состоит в том, что бессознательные сексуальные мотивы (libido) с помощью "проекции", "замещения", "сублимации" (термины З.Фрейда) трансформируются в иные, в том числе и в политические желания. По Лассуэллу, борьба за власть - это лишь компенсация детской травмы; власть помогает преодолеть низкое самоуважение; власть объясняется в терминах компенсаторной теории политики.

Исследует психологию "искателей" власти - индивидов, готовых на все ради ее получения. Он предлагает оригинальную типологию политических деятелей по двум критериям: 1) исполнение той или иной политической роли; 2) особенности детского психосексуального развития. Таких подтипа три: агитатор, администратор, теоретик.

Г.Лассуэлл рассматривал коммуникацию как сложный процесс, имеющий свои социальные функции, внутреннюю структуру и общую направленность. Важнейшей ее функцией является поддержание равновесия любой системы. Осуществил анализ таких трех важнейших функций массовой коммуникации, как: 1) информационная функция; 2) корреляция с социальной структурой и "ответственностью" общества, воздействие на него и его познание через обратную связь; 3) "трансмиссия" культурного наследия - познавательно-культурологическая функция, функция преемственности культуры.

Введя в структуру коммуникативного процесса такой его важнейший элемент, как "эффект" он - одним из первых поставил вопрос об управлении массовым сознанием

Билет №31. Политическая идеология. Понятие. Структура. Функции

Хотя сегодня этот термин употребляется в нейтральном значении — как простое обозначение той или иной социальной философии или мировоззрения, политическую идеологию можно определить как систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.

Носителями идеологии выступают, как правило, достаточно крупные общественные группы – это прежде всего классы: буржуазия, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, крестьянство, а также нации. Однако существуют и идеологии, не имеющие классового или национального выражения, а ориентируются на определенные ценности. Например, идеология анархизма (дословно - безвластие) привлекает в свои ряды сторонников максимальной свободы личности, не ограниченной никакой формой власти. Идеологию "зеленых" "исповедуют" представители самых разных социальных групп, ориентирующиеся на постматериальные ценности.

Существующие в обществе идеологии отражают социальную дифференциацию общества и прежде всего характери остроту социальных, экономических, политических, религиозных, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными социальными конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества.

Характерные черты идеологий – групповой эгоизм, идеализация, приукрашивание места и роли данной группы в обществе, ее противопоставление другим группам (классам), гипертрофированное выражение ее интересов, не учет интересов других слоев (яркий пример – марксизм с его учением о пролетариате как гегемоне в революционных преобразованиях общества и диктатуре пролетариата как выражающей интересы всех слоев общества). Эти отличительные черты идеологий определяются прежде всего их сущностной характеристикой как социально тенденциозной коллективной формы сознания.

♦ Идеологии связывают политическую теорию и политическую практику. С одной стороны, идеологии близки к политическим философиям, поскольку содержат в себе тот

или иной набор ценностей, теорий и доктрин — то есть определенное мировоззрение. С другой стороны, они выливаются в широкие политические движения и выражаются в деятельности политических лидеров, партий и групп.

♦ Идеологии ни в коем случае не являются герметически закрытыми и неизменными системами мысли. Они могут пересекаться друг с другом, иногда они обращены к одним и тем же проблемам, зачастую они говорят очень близким языком. Они на какое-то время могут уходить в тень, а потом возвращаться, поскольку пересекаются друг с другом, друг на друга воздействуют, изменяются во времени и приспосабливаются к изменяющимся историческим обстоятельствам.

♦ Престиж идеологий растет или падает в зависимости от того, как именно они связаны с политическими, социальными и экономическими обстоятельствами и способны ли они творчески изменяться. Идеологические конфликты XX века привели к тому, что главные идеологии переосмыслили многие из своих традиционных принципов, — тем временем появились новые идеологии, такие, как феминизм, экологизм и религиозный фундаментализм.

Либерализм. Консерватизм.

Исторически первой политической идеологией была идеология либерализма, родоначальники которой - Д. Локк, Т. Гоббс, А Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида в лице зарождавшегося буржуа. Экономически активная, но политически бесправная, буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политической доктрине. Сегодня либерализм представляет собой совокупность концепций, которые непременно включают весь базовый набор либеральных ценностей.

Исходным тезисом либеральной идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над интересами общества и государства. Условия самореализации индивида - наличие зрелого гражданского общества, правовое равенство граждан, политический плюрализм как принцип организации жизни общества на началах многообразия, правовое государство с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества.

Глубокий кризис западного общества первой трети XX в. обнаружил ограниченность возможностей либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенства, что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей, в частности расширил социальные функции государства и границы его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Либерализм стал идеологической основой западных демократий.

Исходные ценности консервативной политической доктрины - порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Коль логика прогресса задана свыше, то противоестественно вмешиваться в естественный ход исторического развития. Принимая принципы частной собственности, рынка, свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития естественного жизненного начала. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, согласно которой власть принадлежит элите, а свободы трактуются как подчинение власти и лояльность ей. Консерватизм возник не как идеология новых классов, а, наоборот, как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов, в частности аристократии.

1.Приходская (парокиальная) – отсутствие интереса людей к политике, знаний о полит.системе и существенных ожиданий от ее функционирования; отсутствие полит.ролей, полит.активности; граждане воспринимают свое место в полит.системе через место в хоз-ве; 2.Традиционная (подданическая) – граждане ориентируются на полит.институты; отсутствие полит.активности; принадлежность к полит.системе осознается через монарха; 3.Рациональная (партиципаторная, участническая, активистская) - заинтересованности граждан в политическом участии; проявление активности. Политическая культура = политические знания + политическое поведение + культура функционирования политических институтов. II.Принимая во внимание то, что люди неодинаково осваивают ценности и нормы, присущие различным сообществам, политологи выделяют 2 типа полит.культур: 1)Консенсуальная – характеризуется значительной степенью сплоченности граждан вокруг ведущих ценностей, целей гос-ва и общества; лояльное отношение к правящим кругам и политическим ориентациям режима; 2)Поляризированная – субкультуры отличаются очевидным несовпадением базовых ценностей и ориентиров полит.деятельности населения. Подтипом поляризированной культуры является сегментированный тип полит.культуры (существует определенный консенсус относительно национальных ценностей; сильное недоверие соц.групп друг к другу; нестабильность правительств у власти; характерна для переходных обществ).

Все эти виды культур смешиваются между собой. Гражданская полит. культура - синтез всех трех культур. (по Алмонду – синтез подданической культуры и культуры политического участия). В то же время типы политической культуры могут опреде­ляться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического по­ведения граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить орыночной политической культуре (где политика пони­мается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государ­ственных институтов в организации политической жизни и опре­делении условий политического участия индивида — Э. Баталов)

1.Приходская (парокиальная) – отсутствие интереса людей к политике, знаний о полит.системе и существенных ожиданий от ее функционирования; отсутствие полит.ролей, полит.активности; граждане воспринимают свое место в полит.системе через место в хоз-ве; 2.Традиционная (подданическая) – граждане ориентируются на полит.институты; отсутствие полит.активности; принадлежность к полит.системе осознается через монарха; 3.Рациональная (партиципаторная, участническая, активистская) - заинтересованности граждан в политическом участии; проявление активности. Политическая культура = политические знания + политическое поведение + культура функционирования политических институтов. II.Принимая во внимание то, что люди неодинаково осваивают ценности и нормы, присущие различным сообществам, политологи выделяют 2 типа полит.культур: 1)Консенсуальная – характеризуется значительной степенью сплоченности граждан вокруг ведущих ценностей, целей гос-ва и общества; лояльное отношение к правящим кругам и политическим ориентациям режима; 2)Поляризированная – субкультуры отличаются очевидным несовпадением базовых ценностей и ориентиров полит.деятельности населения. Подтипом поляризированной культуры является сегментированный тип полит.культуры (существует определенный консенсус относительно национальных ценностей; сильное недоверие соц.групп друг к другу; нестабильность правительств у власти; характерна для переходных обществ).




Все эти виды культур смешиваются между собой. Гражданская полит. культура - синтез всех трех культур. (по Алмонду – синтез подданической культуры и культуры политического участия). В то же время типы политической культуры могут опреде­ляться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического по­ведения граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить орыночной политической культуре (где политика пони­мается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государ­ственных институтов в организации политической жизни и опре­делении условий политического участия индивида — Э. Баталов)

Political Science Library

Political Science Library

Political Science Library запись закреплена

Г. Алмонд, С. Верба - "Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах"

Читайте также: