Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками кратко

Обновлено: 28.06.2024

1. От взаимоотношений со взрослыми, которые находятся в непосредственном окружении подростка, то есть с родителями и учителями, во многом зависит развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование личности.

Поэтому от родителей зависит правильное понимание стремления своего ребенка к самостоятельности, независимости, стремлению быть как взрослые и выглядеть как они. Это влияет на межличностные отношения в семье и дальнейшее развитие ребенка. Неготовность, нежелание или даже не способность родителей понять и принять все возрастающее стремление детей к самостоятельности, взрослости становится причиной конфликтов и отчуждения детей от семьи, причиной их неудовлетворенности от общения с родителями и направленности на группы сверстников, которые в большей степени отвечают этим запросам.

В этом возрасте важно функцией родителей является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. Семья, как и на предыдущих стадиях развития, сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подростковый период сопровождается противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности из-за происходящих в это время перемен в развитии. Прежде всего эмоциональное качество отношений в семье подростка связано с уровнем его самооценки. Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, от гибкости родителей, характера общения с ними и удовлетворения от совместной деятельности, а также от родительской поддержки, участия и руководства.

Реализуемый стиль воспитания, взаимодействуя со сложившимися личностными особенностями подростка, приводит к формированию определенных личностных черт. Неадекватный стиль воспитания может привести к различного рода нарушениям и расстройствам.

От родителей зависит формирование эмоциональной отзывчивости у ребенка. Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и настроениям своих детей. Одно из возможных последствий эмоциональной глухоты заключается в том, что и дети в такой семье могут вырасти столь равнодушными к переживаниям других.

Подростковый период считается трудным не только в плане отношений с родителями, но и в отношении учебных достижений. По мере вступления в подростковый возраст нарастает количество неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе, снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе. Эти проблемы обусловлены началом подросткового кризиса.

Поэтому педагогам необходимо соблюдать профессиональную компетентность при работе с подростками, знать, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, понимать реальные проблемы и интересы подрастающего поколения.

Учителя оказывают большое влияние на развитие эмоциональной сферы школьников, а также играют огромную роль в развитии социальной зрелости подростков. На эмоциональное развитие учащихся благотворно влияет эмоционально устойчивый учитель, с ровным и доброжелательным характером, умеющий противостоять фрустрациям и не склонный к крайнему проявлению эмоций или скачкам настроения. Эмоциональная зрелость способствует проявлению со стороны учителя доброты, любви, истинного душевного тепла и уважения по отношению к другим людям. Это позволяет педагогу установить тесные личные связи в собственной жизни и строить взаимоотношения с учениками на основе взаимопонимания.

Игнорирование этих столь важных аспектов ведет к формированию у подростков повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии и в установлении межличностных контактов, мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях.

2. На первый план в подростковый период выходит общение со сверстниками.

Половое созревание приносит новые чувства, желание обрести эмоциональную свободу и независимость от родителей. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем, чтобы найти у них то, что раньше давали им родители.

Поведение подростков по сути своей является коллективно-групповым, и общение со сверстниками в этом возрасте принимает характер первоочередной необходимости.

Во-первых, общение со сверстниками – это очень важный специфический канал информации, по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Так дружба со сверстниками является появления новых интересов, ценностей, необходимых знаний о жизни. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

Удовольствие от совместного время провождения, совместных занятий, стремление их продолжать помогают преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений. Практика согласования ведет к развитию способности строить равноправное сотрудничество детей, мыслящих и чувствующих по-разному.

В-третьих, общение со сверстниками – это специфический вид эмоционального контакта, который не только позволяет подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайное важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Общение со сверстниками знаменует новую (межличностную) стадию эмоционального развития, которая характеризуется появлением способности к эмоциональной децентрации – это способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, воспринимать эмоции, эмоциональные состояний другого человека.

В результате, дружба является источником становления норм поведения, так как среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям – к чуткости, отзывчивости, умение хранить тайну, понимать и сопереживать.

В подростковом возрасте дружеские отношения насыщенны, эмоциональны, но порой приводят к конфликтам, если их участники не получают удовлетворения своих потребностей. Подростки могут ошибиться в своем выборе: поведение приятелей, не отвечающее их запросам, может стать причиной досады и гнева. Чем сильнее и эгоистичней чувства, заставляющие подростка добиваться чьей-то дружбы, тем вероятно, что такие отношения будут напряженными и взрывоопасными. Всякий раз, когда желания неуравновешенных, незрелых в социальном плане подростков не получают своего удовлетворения, ответом становится бурный всплеск эмоций, что может привести к временному или окончательному разрыву отношений.

32. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте.

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте обусловлена ??особенностями пребывания ученика на пороге самостоятельной жизни, необходимостью личностного и профессионального самоопределения, выбора жизненного в пути Психологическим центром ситуации развития старшеклассников становится выбор профессии, в результате чего у них формируется своеобразная внутренняя позиция Своеобразие ее обусловлена ??ориентированность в будущее, с принятием настоящего сквозь призму этой основной направленности личноститі.

Существенной особенностью внутренней личностной позиции старшеклассника является изменение характера потребностей, из непосредственных превращаются в опосредованные, осознанные и произвольные Ученик может управлять своими потребностями и стремлениями, составлять жизненные планы, удостоверяющий достаточно высокий уровень личностного и социального развитияу.

На этом возрастном этапе происходит формирование механизма цилетворення, основными проявлениями которого является наличие у человека определенного замысла, плана жизни, жизненной цели, проекта цели, общего опыта своего в бытие Этот механизм связан со стремлением и способностью старшеклассника осуществлять самопроекцию на будущее Речь идет о его стремление и способность ставить конкретные цели, переносить себя в будущее выстраивать свою реальную жизнь с проекцией на будущеенє.

Новая внутренняя позиция ученика старших классов меняет важность для него содержания, целей и задач обучения Он оценивает свое обучение учитывая его значимость для собственного будущего, особенно для выбор ру профї.

Социальная позиция юношей и девушек ориентирована на получение статуса самостоятельной взрослого человека В связи с этим старшеклассники проявляют повышенный интерес к образу жизни взрослых, что способствует их жизнедеятельности евому и профессиональному самоопределению Расширяется круг их дружеского общения со сверстниками при одновременном повышении, по сравнению с подростками, избирательности личностных контактов и предпочтенийнь.

Новообразования раннего юношеского возраста

Центральным новообразованием раннего юношеского возраста является личностное самоопределение, выступает как потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в обществе, с понять себя и свои возможности Нередко для обозначения этого феномена используют понятие \"идентичность\"сть" - осознанная индивидом самотождественность.

Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида Она образует одну систему координат для организованных и интегрированных форм поведения в различных сферах жизни человека, у согласовывает личные склонности и таланты с ранее предлагаемыми родителями, сверстниками и обществом идентификациями Помогая человеку определить свое место в обществе, личностная идентичность обес печивает основу дляя социальных сравнений - сравнений себя с ровесниками, взрослыми, своим идеалом, а также с собой в прошлом, актуальном настоящем, потенциальному близком и отдаленном будущем Внутреннее чутье идентичности (Эго-иден нтичности) помогает определить направление, цели и содержание будущей жизни молодого человека Формирование его является, по утверждению Е Эриксона, главной задачей и важной проблемой юности С этим связана свойственна раннем юношеском возрастаіку кризис идентичности - особый момент развития, когда одинаково динамично нарастает уязвимость и развивается потенциал личности.

Формирование идентичности является длительным и сложным процессом Он зависит от принятия индивидом собственных решений (кризис идентичности), а также от взятия на себя обязательств по осуществленного выбора, системы и ценностей или будущей профессиональной деятельности Основными вариантами становления идентичности, является обусловленность, диффузия, мораторий и достижение идентичноститі.

Обусловленность При таком варианте формирования идентичности юноши берут на себя определенные обязательства, не преодолевая этапа принятия самостоятельных решений их выбор профессии, религии или идеологии заранее определенный их И мы родителями или учителями, а не является результатом самостоятельного поискав.

Диффузия Молодые люди, которые не определили направление своей жизни, не имеют возможности соответствии двигаться, находятся в состоянии диффузии - неопределенности, их особо не волнует Они не пережили кризиса, не выбрали для себя профессиональной роли или морального кодекса и даже избегают мыслей об этоме.

Мораторий Юноши и девушки переживают кризис идентичности (период принятия решений), заняты поиском себя их решения касаются выбора профессии, религиозных или этических ценностейй.

Достижение идентичности Таков статус юношества, которое уже пережило кризис идентичности, осознало и приняло на себя ответственность за свою жизнь как следствие самостоятельного выбора Прежде всего этот выбор касается жизненного пути, м будущей профессии и реализуется в стремлении жить, соблюдая значимых для себя моральных ценностей, норм и правил.

Приближение момента окончания школы требует личностного и профессионального самоопределения Именно поэтому ранний юношеский возраст связан с морально-личностным (каким быть?), Экзистенциальных (в чем смысл жизни я?) И профессиональным (кем быть?) Выборами, которые являются взаимосвязанными и осуществляются одновременно их движущей силой является переход от детской зависимости к взрослой ответственности и свободди.

Личностный самоопределения юношей По своей сути личностное самоопределение является процессом сознательного определения субъектом своей сущности и места в системе общественных отношений, мире, что проявляется в активном отношении человека к себе и а окружающей действительности В старших классах оно означает формирование у юношей и девушек устойчивых и осознанных убеждений; овладение нормами поведения, принципами, идеалами; выработки умений наблюдается ты и осмысливать явления окружающей жизни, понимать себя Оговаривается оно не столько системой усвоенных знаний, сколько готовностью к принятию решений, самостоятельных и ответственных действий в новых ситу ацияях.

Содержание личностного самоопределения реализуется через сенсотворення - формирование у старшеклассников общих представлений о смысле жизни, поиск смысла собственного существования; мотивацию - побуждение к направленной деятельности личности; самореализацию и самовыражения - сознательное утверждение личностью собственной позиции в определенных проблемных ситуациях Центральным моментом в личностном самоопределении юношей и девушек является осознание себя субъектом Само и знания, самоизменения, самосовершенствованияя.

Профессиональное самоопределение старшеклассников Активные размышления старшеклассников над своим будущим основном имеют следствием сложившуюся направленность по выбору профессии Эта их направленность еще непрочная, а многим из них свойственны разнообразные и колебания их свидетельством является одновременный интерес к нескольким профессиям, конфликт между стремлениями и способностями, между идеализированным видением будущей профессии и реальными перспективами (ученик хочет вступить в вуз, но это невозможно из-за низкой успеваемости или отсутствия средств на оплату за обучение; интерес ученика не совпадает с желанием родителей) Старших школьников, которые еще не опреде лись в выборе профессии, волнует проблема выбора, и они часто общаются по этому поводу со сверстниками и взрослымими.

В старших классах учащиеся начинают серьезно задумываться и над своей пригодностью к работе в той сфере, которую для себя выбирают При выборе профессии они учитывают не только на свои интересы, но и на баг Гато других обстоятельств, прежде всего сравнивают свои способности, возможности с требованиями, которые предъявляет к человеку та или иная профессия Этим обусловлен их интерес к различным аспектам психологии способностей мышления, самовоспитания, в познании которых неоценимой для них может быть помощь опытного специалиста по выбранной сфере деятельности, педагога и школьного психологга.

Кроме самоопределение, важными новообразованиями раннего юношеского возраста является открытие внутреннего Я, формирование целостной Я-концепции, мировоззрения.

Общение подростков со взрослыми


  1. Они начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав.
  2. Но, несмотря на внешний протест, подростки испытывают потребность в поддержке, необходимость поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни. Им самим трудно начать столь близкое общение. Взрослым людям следует проявить активность и стать подростку другом.
  3. Подростки, как правило, имитируют поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращают внимание на внешнюю сторону.

Общение подростков со сверстниками


Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а своим сверстникам. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу с ними, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств своих друзей. По отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Успехи в среде сверстников в подростковом возрасте ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.


Для подростка большое значение имеет обретение лучшего друга. Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части детские дружеские отношения остаются в душе взрослого на всю жизнь.

Общение подростка со сверстниками противоположного пола

К концу подросткового возраста возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, и как следствие этого появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Особое значение в этой связи придается личной привлекательности — это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание стать лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

Язык общения подростков


В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту группировок) своеобразный сленг или арго — слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Речь подростков может быть сплошь сленговая, или иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.

Правила общения родителей с подростком

  1. Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Но их не должно быть слишком много, и они обязательно должны быть гибкими.
  2. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностью в движении, познании, общении со сверстниками, мнение которых он часто уважает больше, чем мнение взрослых).
  3. Правила, ограничения, требования, запреты, должны быть согласованы взрослыми между собой.
  4. Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  5. Наказание за ошибку подростка должно соответствовать серьёзности проступка, и здесь важно не переусердствовать.

Как выстроить с ребенком доверительные отношения

  1. Беседовать с подростком дружелюбно, в уважительном тоне.
  2. Быть одновременно твердым и добрым, выступать в роли не судьи, а советчика.
  3. Снимать излишний контроль.
  4. Поддерживать подростка.
  5. Иметь мужество и терпение при изменении поведения подростка.
  6. Демонстрировать доверие к подростку и уверенность в нем.

Как не стать его врагом?

Что нельзя говорить ребенку

Методика реагирования на раздражения и конфликтность подростка:

Взрослому от подростка

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха — поймут все без труда. Слова порой запутаны, пример же — никогда. Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ. И если все мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить и умным словесам. Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет. Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.

Читайте также: