Речь мышление воображение кратко

Обновлено: 30.06.2024

Цель: ознакомить с методиками изучения мышления, воображения и речи; закрепить знания о видах этих познавательных процессов, учить понимать сущность мышления и воображения, знать их основные особенности, функции и условия развития; уметь использовать знания о развитии мышления, воображения и речи в педагогической деятельности и личной жизни.

Литература:

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998. 336 с.

3. Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2002. 480 с.

4. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. В 3-х ч. Мн.: Амалфея, 2004. 311 с.

5. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 2. М.: Педагогика, 1989.-С. 103-122, 236-240.

6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М. Тривола, 1996.- 600 с.

7. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. с. 232-254.

Вопросы для повторения:

1. Природа мышления и его виды и формы.

2. Творческое мышление: определение, условия и факторы продуктивности.

3. Средства развития мышления.

4. Общая характеристика и соотношение понятий: язык и речь. Функции языка и речи. Классификация видов речи.

5. Воображение и творчество. Развитие воображения.

Основные понятия темы:

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Допонятийное мышление - это начальная стадия развития мышления у ребенка, имеющая другую, чем у взрослых организацию. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил.

Практическое мышление – это подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Интуитивное мышление – это мышление, характеризующееся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Аналитическое (логическое) мышление – это мышление, развернутое во времени, имеющее четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Реалистическое мышление – это мышление, направленное в основном на внешний мир, регулируется логическими законами.

Аутистическое мышление - это мышление, связанное с реализацией желаний человека (выдавать желаемое за действительное).

Формы мышления:

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному.

Мыслительные операции:

Анализ— это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем частей, признаков и свойств.

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Обобщение— мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Качества ума:

Широта умавыражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности.

Глубина умавыражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает.

Самостоятельность мышленияхарактеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей.

Быстрота ума— это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума – проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Гибкость умавыражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки.

Язык - есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

Речь — это процесс использования языка в целях общения людей.

Виды речи:

Внешняя речьслужит общению, поэтому ее основной признак — доступность восприятию других людей.

Внутренняя речь— это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь — словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений.

Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре.

Свойства речи: выразительность, воздейственность, понятность, содержательность.

Вторая сигнальная система – система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Физиологическую основувоображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформирова­лись в прошлом опыте.

Представление – процесс воспроизведения конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Виды представлений:

1) В зависимости от вида анализатора: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и т.д.;

2) В зависимости от участия воли: непроизвольные и произвольные;

3) По степени обобщенности: единичные и общие;

4) По продолжительности: оперативные, кратковременные, долговременные.

Виды воображения:

Произвольное и непроизвольноевообра­жение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного ре­шения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.

Пассивное и активное воображение.Пассивное в свою очередь делит­ся на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гип­нотическое состояние, сновидение, фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Антиципирующее воображениележит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие собы­тия, предвидеть результаты своих действий и т. д.

Приемы творческого воображения: агглютинация (склеивание), акцентирование, гиперболизация, минимизация, перенос свойств одного объекта на другие объекты, обобщение, схематизация, конструирование и др.

Методики и опыты

Методика 1. Определение активности вербального и наглядно-образного мышления.

Порядок исследования. Экспериментатор с помощью секундомера хронометрирует поминутно выполнение заданий по следующим инструкциям.

Мышление- психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий.

Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Воображение (фантазия)- познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.

Воображение - это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств и переживаний, которые владеют человеком в данный момент.

Воображение может быть пассивным и активным, а активное, в свою очередь разделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное воображение).

Речь

По своему значению речь имеет полифункциональный характер. Для человека она является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Речь - это процесс словесного общения, выражение какой-либо мысли.

Язык - это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Если в речи выражается психология отдельно взятого человека, то в языке отражается психология целого народа, говорящего на данном языке. Связующим звеном между языком и речью является значение слова, которое выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Значение слова едино для всех людей, а его смысл может носить сугубо личностный характер. Речь возникла в процессе исторического развития вместе с мышлением, и она имеет для людей прежде всего коммуникативное, общественное значение. Однако к речи мы прибегаем не только тогда, когда нам нужно логично аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам, но и для повседневного общения, взаимодействия по поводу трудовой, учебной, игровой или иной деятельности. Потребность в совместной деятельности и приводит к необходимости в общении.

Общение- это обмен информацией, а язык есть система знаков. Мысли и переживания человека должны быть сначала превращены (закодированы) в устные (звуки) или письменные (буквы, изображения) знаки, чтобы передать их другим людям. Значение (смысл) мыслей и переживаний будет понятно людям, если они знают язык, на котором их передают. Общение между людьми осуществляется не только посредством языка, но и при помощи многих других знаков: научных символов (в математике, физике др.), знаков искусства (ноты в музыке, символы изобразительного искусства), морской сигнализации, знаков дорожного движения. Наука о знаках и знаковых системах (включая языковые знаковые системы) называется семиотикой.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог.

Монологическая речь - развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, придавая им законченную форму. Монологическая речь кроме коммуникативной функции несет в себе и выраженную экспрессивную функцию. Сюда относятся мимика и жесты, паузы и интонации, которые подчеркивают отношение говорящего к содержанию разговора.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи но, в отличие от монолога, строится при помощи письменных знаков.

В качестве самостоятельных основных видов выделяют экспрессивную и импрессивную речь, которые имеют разное психологическое строение.

Лекция 4. МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, РЕЧЬ
И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
План:
4.1. Психические процессы мышления.
4.2. Воображение.
4.3. Психологическая характеристика речи и формы врачеб- ного разговора.
4.4. Психология общения.
4.1. Психические процессы мышления
Мышление – психический процесс отражения наиболее су- щественных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что, в конечном счёте, приводит к получению нового знания о мире. Каждый человек в процессе своей индивидуальной позна- вательной и творческой деятельности не только воспринимает отдельные признаки предметов и явлений объективного матери- ального мира и фиксирует в памяти эти восприятия, но и уста- навливает между ними связи и отношения, выделяет то общее в каждом из предметов, явлений, что им присуще, находит отли- чия в ряду предметов и явлений.
В процессе мышления происходит получение нового знания о созерцаемом, т.е. осуществляется проникновение в суть пред- метов и явлений с раскрытием различных связей и зависимостей между ними. Эти закономерности непосредственно человеку не представлены, их нужно осмыслить, вывести или вычленить на основе переработки информации, поставляемой чувственным познанием. В процессе мышления человеком используются раз- личного рода средства, созданные человечеством с целью про- никновения в существенные связи и отношения окружающего мира: практические действия, образы и представления, символы и язык. Все они являются средствами, орудиями мышления, ко- торые характеризуют его опосредованно. Мышление, выявляя необходимые существенные свойства и связи, отделяя случай- ное от необходимого, переходит от единичного к общему, т.е. всякое мышление совершается в обобщениях. Таким образом,
61

мышление часто обозначают как процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Как психический процесс мышление разделяется на ряд этапов, каждый из которых может продолжаться разное время.
Мышление возникает только тогда, когда человек должен ре- шить какую-либо задачу. Началом мыслительного процесса яв- ляется постановка вопроса, выделение проблемы. Главным мо- тивом выдвижения проблемы является практическая потреб- ность познания, потребность что-то понять в действительности.
Любые виды деятельности человека (труд, учение, игра) требу- ют решения мыслительных задач. Выделение проблемы, как правило, сопровождается определенным эмоциональным воз- буждением, интересом и сосредоточением внимания. Вслед за постановкой проблемы наступает этап выдвижения и перебора гипотез. После его осознания условий задачи начинается поиск способов решения, а затем осуществляется их проверка. Прак- тика для мышления, так же как для ощущений и восприятия, является критерием истины. Обобщения и выводы, которые де- лает человек, исходя из общих положений, проверяются именно на практике. Практика является и областью применения резуль- татов мышления.
Следующей существенной особенностью мышления являет- ся единство его с речью. Выделяя группы предметов или явле- ний по их наиболее существенным признакам, человек всегда обозначает их словом. Почти каждое слово является понятием, и, осваивая язык, человек тем самым овладевает опытом, накоп- ленным многими поколениями людей. Отражение мышлением наиболее существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности, также обычно совершается в языковых формах.
Мышление осуществляется в форме речи, при этом основ- ным элементом мысли является понятие. Понятие – это отра- жение в сознании человека наиболее общих и существенных закономерных признаков и свойств предметов или явлений объек- тивного мира, выраженных словом. В понятии соединились все представления человека о данном предмете или явлении. Поня-
62


Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуж- дении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основа- нии уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям или от частного к частному, минуя общее).
Всякая мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий.
Анализ – мысленное расчленение целого на части. В его ос- нове лежит стремление познать целое глубже путем изучения каж- дой его части. Различают два вида анализа: анализ как мыслен- ное разложение целого на части и анализ как мысленное выде- ление в целом его отдельных признаков или сторон.
Синтез– мысленное соединение частей в единое целое. Как и в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов и явлений действительности.
Сравнение – мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или их качест- венными особенностями.
Абстракция (отвлечение) – мысленное выделение сущест- венных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений.
Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмот- реть их вне связи с другими особенностями того же объекта.
Обобщение – мысленное объединение предметов или явле- ний на основе общих и существенных для них свойств и призна- ков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.
Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе – мысленный переход от обобщенного знания к единичному, кон- кретному случаю.
Систематизация (классификация) – мысленное распределе- ние предметов или явлений по группам или подгруппам в зави-
64

предвидеть последствия решения. Качеством, противополож- ным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Последовательность мышления выражается в умении ус- танавливать логический порядок в решении различных вопро- сов. Быстрота мышления – это умение быстро оценивать ситуа- цию, быстро обдумывать и принимать решения, легко переклю- чаться на другие задачи.
Гибкость мышления выражается в свободе его от сковываю- щего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.
Самостоятельность мышления выражается в умении чело- века выдвигать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоятельно, без посторонней помощи; оно ли- шено податливости внушающему постороннему влиянию.
Критичность мышления – это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказываться от сво- их не соответствующих действительности высказываний, под- вергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.
4.2. Воображение
Способность человека к преобразованию представлений и создание новых образов на основе имеющихся называется вооб-
ражением. Очевидна теснейшая связь между творческой или продуктивной деятельностью человека и его воображением. Во- ображение является основой образного мышления человека, равно как и творческого.
Воображение помогает человеку не только преобразовывать действительность. С его помощью человек способен ярко, мета- форически выразить свою мысль, воспроизвести эмоциональное состояние или строй мыслей другого человека, примирить не- примиримые, на первый взгляд, явления или точки зрения.
Пассивное воображение – явление, когда образы возникают спонтанно, независимо от воли человека. Непроизвольная транс-
68

Содержанием мышления является отражение причинно-следственных связей между явлениями и объектами окружающего мира. Можно привести следующий пример, связанный с установлением причинно-следственных связей: человек в час пик подходит к автобусной остановке и видит, что там много людей, и на основании двух данных фактов делает вывод о том, что долго не было общественного транспорта. Животным и птицам тоже свойственно мышление, они умеют устанавливать причинно-следственные связи. Например, на глазах у вороны приманка входит в один конец трубы и из другого ее конца выходит. При повторении опыта ворона бежит к противоположному концу трубы и там дожидается появления приманки. Это свидетельствует о том, что птица смогла установить причинно-следственные связи, что является сутью мышления.

Содержание

I. Общее понятие о мышлении и воображении.
II. Виды мышления и воображения.
III. Мыслительные операции и формы мышления. Способы создания образов воображения.
IV. Мышление и речь: а) общее понятие о речи и ее значении; б) взаимосвязь мышления, речи и языка; г) виды речи.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1 МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ И РЕЧЬ.docx

II. МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ И РЕЧЬ

I. Общее понятие о мышлении и воображении.

II. Виды мышления и воображения.

III. Мыслительные операции и формы мышления. Способы создания образов воображения.

IV. Мышление и речь: а) общее понятие о речи и ее значении; б) взаимосвязь мышления, речи и языка; г) виды речи.

Общее понятие о мышлении и воображении

Понятие о мышлении.

Содержанием мышления является отражение причинно-следственных связей между явлениями и объектами окружающего мира. Можно привести следующий пример, связанный с установлением причинно-следственных связей: человек в час пик подходит к автобусной остановке и видит, что там много людей, и на основании двух данных фактов делает вывод о том, что долго не было общественного транспорта. Животным и птицам тоже свойственно мышление, они умеют устанавливать причинно-следственные связи. Например, на глазах у вороны приманка входит в один конец трубы и из другого ее конца выходит. При повторении опыта ворона бежит к противоположному концу трубы и там дожидается появления приманки. Это свидетельствует о том, что птица смогла установить причинно-следственные связи, что является сутью мышления.

Особенность человеческого мышления в том, что оно является обобщенным и абстрактным. Все человеческое знание, представленное в виде различных законов, теорем, гипотез, аксиом, раскрывающих суть взаимодействия явлений и их причинно-следственную обусловленность, есть результат человеческого мышления. При этом свойства предметов и объектов отражаются в обобщенном виде посредством знаков и символов, что свидетельствует о связи мышления с речью и языком. Поэтому данное явление называют высшим психическим процессом. Основное значение опосредованного отражения (мышления и воображения) заключается в том, что оно расширяет границы познания, позволяет выйти за рамки непосредственного отражения (ощущений и восприятия). Это происходит благодаря тому, что мышление человека опосредуется мыслительными операциями, знаниями, значениями, которыми владеет личность. Например, мы не можем непосредственным образом ощутить молекулярную структуру предмета, а благодаря мышлению и воображению его можно представить в обобщенно-абстрактном виде.

Следующей особенностью мышления является то, что оно социально обусловлено. Можно привести различные примеры, раскрывающие особенности мышления людей, живших в различные эпохи в разных странах, относящихся к той или иной социальной группе или этносу. Мышление и менталитет современного россиянина значительно отличаются от психологии японца или американца. Социальная обусловленность данного психического процесса объясняется тем, что развитие и формирование мышления человека происходят через усвоение и присвоение культурно-исторического опыта, в котором находят свое отражение историческая эпоха, культура, особенности религии, национальности и этноса.

Для возникновения мышления необходима проблемная ситуация, характеризующаяся определенностью. Под проблемной ситуацией понимают противоречие между тем, что известно и неизвестно. Вспомним школьную задачу о том, что из пункта А в пункт Б вышел поезд, который двигался с скоростью 80 км в час; каково расстояние меду пунктом А и пунктом Б, если его поезд прошел за 3 часа? Возникает мыслительная задача, в которой известны все основные условия, необходимые для ее решения. Для разрешения проблемной ситуации необходимо сориентироваться в условиях задачи, выдвинуть гипотезу, наметить план действий, проверить гипотезу, найти ответ, оценить его правильность. Таким образом, благодаря мышлению возникает новое знание.

Вывод. Мышление - обобщенное, выходящее за пределы чувственного познания, отражение причинно-следственных связей между явлениями и фактами. Мышление социально обусловлено и связано с речью. Для его возникновения необходимо наличие проблемной ситуации определенного характера.

Понятие о воображении.

Разберем следующий пример: паук ткет паутину, а человек - ткань. В данной ситуации даже самый плохой ткач будет отличаться от паука тем, что у него есть воображение. Конечным результатом воображения является новый образ. Благодаря воображению человек может:

- представить результаты своего труда ( известный писатель - фантаст Ж. Верн, живший в XIX веке, придумал и дал описание подводной лодки, которую создали только в XX веке);

- планировать свою деятельность (человек, ясно представляющий конечный результат своей деятельности, может более четко определить порядок действий, направленных на достижение цели);

- регулировать свою психическую деятельность (образы воображения могут стимулировать эмоционально-волевую сферу, познавательную активность), поэтому воображение - особый психический процесс, занимающий промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Вся материальная и духовная культура человечества - результат человеческого мышления и воображения, которые помогают предвидеть будущее. Новоображение возникает тогда, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью, когда наше мышление бессильно, когда мы не можем дать утвердительный ответ на возникшее противоречие между известным и неизвестным. Например, мы не можем определенно ответить на вопрос известного киногероя: , т.к. неизвестны многие условия решения данной проблемной ситуации. В этом случае остается только фантазировать и воображать, что когда-нибудь человеческая нога ступит на планету Марс. Именно в этом заключается сходство и различие воображения и мышления: проблемная ситуация при мышлении характеризуется определенностью, при воображении - неопределенностью. И тот и другой психический процесс направлен на разрешение проблемных ситуаций и, следовательно, способствует возникновению нового знания, формулированию целей деятельности во внутреннем плане (способности выполнять действия в уме и манипулировать образами). И воображение, и мышление дополняют друг друга: воображение возникает тогда, когда бессильно мышление.

Отличие образов воображения от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия являются отражением реальной действительности, а образы воображения могут быть нереальными и фантастическими, не соответствующими действительности.

Отличие образов воображения от представлений памяти связано с тем, что представления памяти, отражающие прошлый опыт человека, должны быть однозначными и максимально приближенными к воспроизводимой действительности. Образы воображения возникают на основе трансформации и преобразования представлений памяти и являются по своей сути многозначными, отражают новые ситуации, раннее не возникавшие. Например, каждый студент может вспомнить о том, как он провел свои летние каникулы (возникают представления памяти), но не сможет определенно ответить на вопрос, как он собирается провести следующее лето. При этом на основе имеющихся представлений памяти возникают образы воображения.

Вывод. Воображение - высший психический процесс, характерный только для человека и направленный на создание новых образов, обеспечивающий создание программы деятельности и поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Благодаря воображению человек может предвидеть будущее, представить конечный результат деятельности.

Виды мышления и воображения

Классификация видов мышления.

1. По характеру используемых средств:

а) наглядное мышление - материал для мыслительной деятельности представлен в наглядной и конкретной форме (муляжи, наглядные модели, например, глобус, лабораторное оборудование);

б) знаковое мышление - материал для мыслительной деятельности представлен в знаковой, символической форме (химические и математические формулы, словесное формулирование понятий или определений).

2. По характеру протекания познавательных процессов и по степени их развернутости:

а) интуитивное мышление - человек решает проблемную ситуацию и получает правильный ответ без осознания путей решения. Например, в научной литературе описывается случай: прохожие прятались от дождя под навесом, который был пристроен к зданию; внезапно навес рушится на людей, стоящих под ним, и при этом за секунду до трагедии из-под него успевают выскочить под проливной дождь несколько человек. Никто из этих людей не смог объяснить причину своего интуитивного поведения, оказавшегося в данной ситуации единственно верным. Интуитивное мышление носит свернутый характер и представляет собой мгновенное ситуации;

б) аналитическое (дискурсивное) мышление совершается путем логических умозаключений, носит осознанный и развернутый характер;

3. По характеру решаемых задач:

а) практическое мышление - мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности или же с манипулированием с предметами. Практическое мышление обычно имеет место, когда человеку приходится разрешать конкретную ситуацию с ее характерными условиями и особенностями. Часто осуществляется в условиях дефицита времени, например, на месте происшествия;

б) теоретическое мышление - человек оперирует общими понятиям, все его действия подчинены поиску основной закономерности, являющейся общей для решения многих конкретных ситуаций. Человек находит ответ, пользуясь только знанием, полученным от других людей.

4. По степени новизны и оригинальности:

а) репродуктивное мышление - воспроизводящее мышление, человек находит выход из проблемной ситуации путем воспроизведения раннее усвоенного порядка действий, их алгоритма;

б) продуктивное мышление - творческое и созидательное мышление, направленное на порождение новых идей, поиск оригинального способа решения задачи;

5. По форме и уровню развития:

а) наглядно-действенное мышление возникает в первый год жизни ребенка, характеризуется тем, что дети манипулируют конкретными предметами в конкретной наглядной ситуации. В результате данных манипуляций ребенок познает суть вещей и окружающий мир. В зрелом возрасте наглядно-действенное мышление не исчезает полностью, а действует как основа для формирования новых типов мышления. У людей определенных профессий оно может превалировать, например, у инженера-техника;

б) наглядно-образное мышление возникает в дошкольном возрасте, ребенок не может оторваться от конкретной наглядной ситуации, мыслительные операции при этом протекают на образном уровне. Например, если попросить ребенка сравнить два одинаковых комочка теста, то он подтвердит их одинаковый размер. Тут же у него на глазах, не убавляя и не прибавляя, раскатываем один кусок теста в лепешку и просим сравнить комочек теста и полученную лепешку. Ребенок ответит, что лепешка больше. Это называется феноменом Пиаже, который ярко демонстрирует наглядно-образный характер мышления ребенка дошкольного возраста: дошкольник затрудняется сохранять в умственном плане такое внутренне качество предмета, как количество, которое при любом изменении внешней формы объекта всегда будет одним и тем же. Теперь становится понятным, почему для ребенка ночное звездное небо представляется в виде черного купола, к которому на ниточке прикреплена луна, а серебряные гвоздики, прибитые к куполу, являются звездочками. Взрослый человек в отличие от детей оперирует наглядными изображениями объектов, их образами (рисунок, схема, план) во внутреннем плане. Образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину, расширяет сферу действия ручного интеллекта;

в) словесно-логическое мышление возникает в период школьного обучения на базе наглядно-образного мышления и характеризуется использованием понятий, языковых и знаковых средств. Человек оказывается в состоянии выходить за пределы данной ситуации, усматривать непосредственно не наблюдаемые отношения и связи, решать теоретические задачи, делать обобщения.

Генетическая классификация мышления представлена в таблице 6.

Генетическая классификация мышления

Конкретная форма предъявления субъекту познавательного материала

Основные формы или способы познания окружающего мир

Материал как таковой в своей материальности и конкретности.

Познание окружающего мира происходит через практическое непосредственное действие с объектом.

Материал, изображенный на рисунке, схеме или чертеже.

С помощью наглядных представлений человек постигает новое.

Материал, представленный в той или иной знаковой системе (числа, язык).

Познание окружающего мира происходит через построение логических понятий и использование других знаковых образований.

Вывод. Классификация видов мышления свидетельствует о сложности и многоаспектности данного познавательного процесса, который различается по характеру используемых средств, протеканию познавательных процессов и степени их развернутости или свернутости, по новизне и оригинальности, по форме протекания и времени возникновения в онтогенезе человека.

Классификация видов воображения.

1. По степени сознательного и активного отношения человека к действительности:

а) пассивное воображение - образы воображения не реализуются в конкретной деятельности:

- произвольное воображение - преднамеренное создание образов воображения (грезы и фантазии). Грезы - идеализированное будущее, фантазии - нереальные грезы. Например, гоголевский герой Манилов мог часами, сидя в кресле, грезить о том, что он построит мост, выкопает пруд, в котором будут плавать лебеди, но при этом он ничего не сделал для реализации своего проекта.

Читайте также: