Особенности итальянского просвещения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лекция базируется на учебнике: История зарубежной литературы XVIII века / под. ред. Л.В. Сидорченко. М.: Академия, 1999.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Первые десятилетия XVIII в. сохраняет господствующие позиции барокко, стремившееся к созданию элитарной культуры. Лишь немногие деятели науки и искусства сознавали необходимость ее обновления и в поисках путей осуществления этой задачи обращались к опыту Франции и Англии, где уже утвердились философия, наука, литература и искусство Просвещения.

В отличие от Англии и Франции, итальянское Просвещение не создало собственной философской основы и ориентировалось на достижения европейской философии. В первой половине XVIII в. господствовала картезианская философия, а во второй половине века — сенсуализм.

Просвещение в Италии развивается сравнительно поздно. В первой половине XVIII в. в Италии были лишь отдельные мыслители, осознававшие необходимость преобразования итальянского общества согласно законам разума и природы. Сравнительно широкие масштабы просветительское движение приобрело в Италии лишь во второй половине столетия. Позднее развитие итальянского Просвещения определило, в частности, космополитическую ориентацию многих деятелей культуры на литературно-эстетический опыт Европы и нередко недооценку национальной культурной традиции.

Позднее формирование итальянского Просвещения имело своим следствием также и то, что в Италии не было более или менее последовательной смены литературных направлений. Просветительский классицизм здесь зарождается почти одновременно с сентиментализмом; нередко черты этих направлений причудливо переплетаются в творчестве одного художника.

Для итальянского Просвещения характерна эволюция иного рода: ранее всего оно обнаруживается в различных ученых штудиях — исторических, экономических, юридических, эстетических. Художественная продукция итальянских просветителей появляется позднее и уже на подготовленной учеными почве.Среди множества блестящих имен, прославивших в это время науку Италии, особняком стоят имена трех выдающихся деятелей науки — Д. Вико, П. Джанноне, Ч. Беккарии.

Самым плодотворным в творческой биографии писателя было начало 1780-х годов, когда он написал свои лучшие трагедии и оды.

Наивысшим достижением литературы Италии 18 века стала драматургия Гоцци и Гольдони.

В историю итальянского театра Гольдони вошел как реформатор комедии. В своей деятельности он учитывал сложившиеся до него театральные традиции: популярную в XVIII в. импровизированную комедию, творческий опыт своих литературных предшественников, а также очень сильные в Италии традиции мольеровского театра.

В своем художественном творчестве Гольдони выступил пропагандистом передовых просветительских идей. Он опирался на разум и призывал прислушиваться к голосу сердца, поэтому чувствительность в такой же мере присуща его произведениям, как и опора на природу. В философии Гольдони стоял на позициях сенсуализма. Он рекомендует разумную любовь к самому себе (эвдемонизм), полагая, что стремление к наслаждению заложено в человеке от природы. Нужно лишь научиться его разумно удовлетворять. Это приведет человека к счастью и одновременно принесет пользу всему обществу. Дурные же поступки, по мнению Гольдони, продиктованы заблуждением или плохим влиянием. Он полагал, что с помощью разумного воспитания можно избегнуть заблуждений и ошибок, стать честным купцом, добродетельной женой, любящей матерью и т. п. Пропагандируемая Гольдони мораль открыто противопоставлялась морали феодального общества; он призывал представителей третьего сословия думать о пользе общества.

Созданный Гольдони новый жанр комедии прочно утвердился в Италии; драматург стал одним из первых итальянских просветителей, творчество которого приобрело европейское признание.

Гоцци боролся не только с комедиями Гольдони и Кьяри, но отвергал мещанскую драму и высокую комедию французского классицизма, утверждая, что они чужды итальянцам. Всем этим жанрам он противопоставлял комедию дель арте как жанр национальный и любимый народом.

Нам требовалось испытать, насколько
Фантастика воздействует на душу,
И может ли она иметь успех
У зрителей…
Так пусть начнется смех.

Характеры действующих лиц — Милона, Дженнаро, Армиллы — обрисованы с большим искусством.

В пьесе также нашла отражение одна из важных тем просветительской литературы — тема доброго короля и злого министра. Дерамо — добрый король, а министр Тарталья — злодей. Честолюбивые замыслы толкают его на подлые поступки: он стремится умертвить короля, превращает его в оленя, и, захватив престол, ведет себя как настоящий тиран. Но в конце пьесы сам становится чудовищем.

Специфика фьяб заключается в том, что их действие развертывается в двух сферах: реальной и фантастической. Причины происходящего в мире недоступны пониманию персонажей, так как скрыты в мире волшебного. На первый взгляд может показаться, что в происходящем на сцене нет никакой внутренней закономерности. На самом деле она существует, но кроется в мире чудесного и обнаруживается в конце пьесы — в торжестве добра и справедливости над злом. Положительные герои в конечном итоге торжествуют, но к победе их ведет не разум, а сердце. В этом проявляется связь фьяб Гоцци с народной сказкой, в которой добро всегда побеждает зло, а герои четко делятся на благородных и злодеев.

Театральные сказки Гоцци — яркая страница в истории итальянского и мирового театра.

Историко-сравнительный метод позволяет разделить историю развития государства и права на следующие этапы: эпоха богов; эпоха героев; эпоха людей.

Эпохе богов были присущи следующие признаки:

- доминирование религии во всех сферах человеческой деятельности; - отсутствие позитивных законов;

- замена позитивных законов положениями религии;

- неоднородность социальных интересов. Эпохе героев были присущи:

- господство военной аристократии;

- использование власти в интересах малой группы людей;

- жестокое подавление восстаний низших слоев населения.

Для эпохи людей были характерны:

- господство права, равного для всех;

- гарантированность прав граждан.

Каждому государству надлежит пройти эти шаги.

Детерминистский подход заключался в констатации обусловленности (предопределенности) всех социальных явлений, государства, права.

Беккариа разделял историю развития человеческого общества на периоды: естественного состояния; гражданского состояние.

В период естественною состояния жизнь людей была наполнена войнами и конфликтами.

В период гражданского состояния создается государство, которое было призвано обеспечить гарантии безопасности и спокойствия.

Основой государства Беккариа считал общественный договор, а целью его образования - достижение счастья наибольшим количеством людей.

Способ достижения счастья я блага большинством, по Беккариа, заключается.

- в устранении социального неравенства;

- предоставлении равных прав всем слоям населения; - просвещении низших слоев граждан населения;

- передаче власти просвещенному монарху. Идеи Беккариа относительно права состояли:

- в издании справедливых законов;

- установлении обязательности законов для представителей всех сословий;

- выделении типа "врожденного преступника'', чье поведение обусловлено аномальной генетической природой, и своевременном принятии мер по отношению к представителям данного типа личности.

29. Консерватизм в Европе: Д.Юм, Э.Берк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд, К. Галлер.

Общими чертами работ представителей европейского консерватизма можно считать присутствие в них:

- моральной критики идей либерализма, республиканизма;

- положений в поддержку монархии и основ религии;

- критики политических идей просветительского рационализма;

- утверждений в защиту традиций, устоев;

- негативного восприятия социальных перемен.

Давид Юм (1711-1776) выступил одним из первых критиков идей европейского Просвещения.

Он обосновывал превосходство опыта над разумом и критиковал:

- представителей пуританского течения и состояние духовной сферы в целом;

- намерения последователей Просвещения провести реформы в сфере юриспруденции.

В духовной сфере Юмом критиковались:

- тенденции к упрощенному и самостоятельному толкованию Библии людьми;

- попытки применения идей естественного права к проблемам возникновения и развития государства и права.

В правовой сфере Юм:

- отстаивал идею о неспособности человеческого разума самостоятельно создать новые правовые нормы;

- призывал следовать традициям и опыту;

- обосновывал идею, что все нормы судопроизводства есть также результат исторического развития общества.

В дальнейшем на работах Юма основывались представители консерватизма - Местр, Бентам, Кант и Хайек.

Эдмунд Берк (1729-1797) придерживался следующих взглядов на проблему сущности государства:

- государство является творением Бога;

- цель создания государства - установление связи между людьми;

- закон в государстве - един, он - выражение воли Бога;

- только монарх и министры, утвержденные органом народного представительства, в силах применить закон на практике, без участия их любой закон – ничто.

Наилучшая форма правления - конституционная монархия.

Местр (1753 - 1821)

О сущности права:

- признавал теорию божественного, а не естественного права;

- отрицал возможности человека участвовать в творении законов бытия и в их реализации в жизни.

Относительно сущности государства:

- государство возникает до появления общества;

- оно подобно живому существу (органическая теория государства);

- идеальное государство имеет формой правления монархию, эта форма наиболее соответствует воле Бога;

- монархия может быть утверждена только при помощи религии (католичества), а роль последней инстанции во всех конфликтах должен играть Римский Папа.

Луи де Бональд (1754 - 1840) основным положением своей доктрины считал доминирующую роль религии в вопросах государства, права и иных социальных институтов.

Бональд о сущности государства и права:

- государство, право и иные социальные институты имеют своим источником природу человека;

- цель государства и религии - сдерживание человеческих страстей, человек эгоистичен по природе.

Государство представляет собой совокупность семей, объединившихся с целью обеспечения безопасности себе и своему имуществу.

Бональд представлял классификацию государств:

- истинные государства, чьи законы отражают веления природы и являются выражением общей воли;

- извращенные государства, чьи законы выражают частные воли, конфликтующие между собой.

- опровержение идеи общественного договора как противоречащей историческим фактам;

- представление о государстве как о частной собственности государя, дарованной ему Богом;

- представления о естественном законе как произошедшем от Бога установления подчиняться сильнейшему;

- утверждение о ненужности законов, помимо монарха.

30. Учение Канта о государстве и праве.

Характерными чертами немецкой идеологии рубежа XVIII-XIX вв. была:

- укрепление положения феодалов и дальнейшего усиления гнета крестьян;

- экономическая отсталость страны; - установление религиозного плюрализма;

- появление новых философских направлений - классического немецкого идеализма и диалектики.

Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии.

Отличительные черты правовой доктрины Канта:

- мораль и право едины по своему источнику и цели. Источником является разум индивида, а целью - установление всеобщей свободы;

- отличие морали от права заключено в способе принуждения. Мораль основывается на принуждении человека внутренними, а право - внешними условиями.

Право является совокупностью условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

В совокупность условий Кант включал:

- наличие гарантий прав собственности и гарантий иных личных прав граждан;

- существование законов и гарантий их принудительного исполнения;

- всеобщее равенство перед законом;

- судебный порядок разрешения споров.

Взгляды Канта о сущности государства:

- государство - это соединение людей, подчиненных правовым законам. Оно строится на основе общественного договора и народного суверенитета;

- народный суверенитет - это право народа устанавливать порядок в государстве посредством принятия законов, которые выражают его интересы. Кант предлагал ввести представительство народа в законодательном органе, наделенном правом отклонять указы правительства лишь в исключительных случаях;

- правовые законы напрямую связаны с теорией разделения властей, законодательный орган (парламент) должен издавать законы, исполнительный орган (правительство) - выполнять, а судебные органы - охранять их.

Классификация форм государства Канта:

- республиканская форма правления;

- деспотическая форма правления.

При республиканской форме государства учитывался принцип разделения властей, в то время как деспотизм основывался на принципе самовластного исполнения государственных законов, данных им самим.

31. Учение Г.В.Ф. Гегеля о государстве и праве.

Учение Георга Гегеля (1770-1831) представляет собой этап наивысшего развития немецкого идеализма.

Главные положения взглядов Гегеля:

- абсолютная идея - охарактеризована Гегелем как первичная реальность, то есть то, что не имеет начала и вечно. Она и является источником всего;

- диалектический метод. Смысл диалектического метода заключен в представлении процесса развития абсолютного духа в виде следующих стадий: тезис, антитезис, синтез.

Процесс развития системы знании:

Государство и право Гегелем представлены как предмет изучения философии духа. Она исследует процесс развития сознания человека. Дух в своем развитии проходит следующие ступени:

- субъективный дух. К этой совокупности знаний относятся науки: психология, феноменология, антропология;

- объективный дух. Сюда отнесены абстрактное право, мораль, нравственность;

Составляющие элементы объективного духа (абсолютное право, мораль и нравственность) обладают следующими характеристиками:

- абстрактное право - определяется как теоретическая правоспособность любого человека. Оно выражается в праве на собственность, праве заключать договоры и праве требовать защиты своих прав от посягательства. Его положения представлены в идее запретов;

- мораль - представляет собой сферу не возможного (теоретического), а должного поведения человека. Здесь важную роль играют такие понятия, как добро зло, совесть, вина;

- нравственность - понятие, объединяющее мораль и абстрактное право.

Нравственность формируется в следующих объединениях людей:

- семье. Семья является объединением людей на основе любви и взаимопомощи;

- гражданском обществе. Гражданское общество представлено как объединение людей, основанное на общем интересе;

- государстве. Государство - высшая форма нравственности, призванная объединить гражданское общество и семью.

Относительно сущности права Гегель высказывал следующие идеи:

Гражданское общество представлено как совокупность: - потребностей; - правосудия; - полиции; - корпорации.

Структуру гражданского общества составляют:

- сословия, связанные с землей (крестьяне и дворяне);

- представители промышленной сферы (рабочие, фабриканты);

- общее сословие (чиновники).

В гражданском обществе основу составляет закон экономики. Государство же стремится синтезировать экономический закон и законы этики. Именно оно выступает связующей силой для гражданского общества и семьи.

Концепция Гегеля о сущности государства:

Государство - высшая форма нравственности;

Цель государства - благо общества, а не граждан.

Внутреннее устройство государства:

- установление монархии как идеальной формы правления;

- применение принципа разделения властей на законодательную, правительственную и королевскую ветви. Судебная власть :

- часть правительственной или королевской, а королевская власть - основа первых 2 властей;

- учреждение структуры государственных органов: монарх; правительство; двухпалатный парламент.

Королю принадлежит последнее слово при принятии закона.

Правительство выступает как совещательная инстанция.

32. Политические идеи и программы декабристов. "Русская правда" Н. Пестеля, "Конституция" Н. Муравьева.

Декабристы стали основоположниками дворянского революционного движения.

Факторами, обусловившими появление данного течения, стали:

- победа России в Отечественной войне 1812 г.;

- последовавшие за ней заграничные походы русской армии;

- появившаяся возможность дворян ознакомиться с произведениями западноевропейских мыслителей;

- послевоенное усиление крепостного гнета;

- увеличение числа крестьянских восстаний.

Внутри движения декабристов выделились: радикальное течение (Пестель) и умеренное течение (Муравьев).

Общими целями обоих течений были:

- отмена крепостного права;

- организация государственной власти в виде конституционной или представительной монархии либо республики;

- провозглашение всеобщего равенства прав граждан.

Но способы достижения ройных целей были различны.

Россия в проекте Муравьева была представлена в виде федеративного государства, состоящего:

из 13 держав; 2 областей (Московской и Донской); 368 уездов.

Столицей предполагалось, как и у Пестеля, сделать Нижний Новгород.

Наилучшей для России формой правления Муравьев представлял конституционную монархию.

В сфере организации верховной власти Муравьев предлагал разделение ее на 3 ветви:

законодательную; исполнительную; судебную.

Законодательная власть, по плану Муравьева, была представлена 2 палатами Народного веча:

Верховной думой и Палатой народных представителей.

Дума состояла из 42 членов, избранных на 6 лет собраниями держав и областей.

Палата народных представителей включала в себя 450 членов, избранных гражданами.

Полномочия законодательного органа, по Конституции Никиты Муравьева, включали в себя право:

принимать законы; отменять законы; объявлять амнистию; решать вопросы о налогах и пенсиях; утверждать бюджет.

Исполнительная власть передавалась императору и его министрам. Император был уполномочен:

сохранять и защищать конституцию; назначать глав приказов; выполнять дипломатические функции; командовать военными силами; делать замечания по поводу принимаемых законопроектов; созывать палаты парламента.

Судебная власть была представлена системой:уездных совестных судов; съездов совестных судов; областных судов; верховным судилищем.

Частично судебными функциями наделялась Верховная дума (в случае правонарушения, совершенного должностным лицом).

Крестьянский вопрос Муравьев предлагал решить при помощи проведения мероприятий по освобождению крестьян от крепостной зависимости.

Землю Муравьев первоначально оставлял за ее владельцами, но потом предложил частичную ее передачу крестьянам. Количество капитала и размер земельного надела явились основным критерием для разделения всего общества на сословия. Муравьев в конституции применил имущественный ценз для выявления граждан, способных участвовать в решении государственных дел.

Пестель предлагал план по реформированию устройства российского государства.Одними из первых мероприятии он считал:

- освобождение всех крестьян;

- отмену крепостного права;

- наделение каждого землей.

Проблему раздела земли Пестель предлагал решить следующим образом:

- разделить землю на волостные и частные участки;

- волостную землю делят между всеми членами волости, она не может быть продана или заложена;

- частная земля предназначена для совершения земельных сделок, то есть участок может быть свободно продан или заложен.

Целью данного проекта было обеспечение прожиточного минимума. Передача земли от землевладельцев к крестьянам должна была произойти постепенно, путем выкупа ее или выплаты оброка.

Далее Пестель предлагал изменить форму государственного устройства, представляя Россию унитарным государством с республиканской формой правления.

Территорию России предлагалось разделить:

на 10 областей; 3 удела.

Столицу России перенести в Нижний Новгород, являвшийся географическим центром страны и городом с демократическими традициями (Минин, Пожарский и др.). Государственные органы должны были составить следующую систему: Народное вече; Державная дума; Верховный собор.

Члены Народного веча избираются на 5 лет, при этом пятая часть его должна была ежегодно переизбирается. Полномочиями Народного веча являются: принятие законов и объявление войны или мира.

Державная дума представляет собой орган исполнительной власти Она должна была состоять из 5 человек, избираемых на 5 лет. Каждый из ее членов на один год избирается президентом. В полномочия Державной думы входит: проведение военных действий и участие в переговорах.

- проверка текстов будущих законов;

- назначение одного из своих членов в каждое министерство Державной думы;

- назначение Главнокомандующего военными силами России;

- передача суду любого чиновника за злоупотребления властью.

Местное самоуправление было представлено системой народных собраний, представленной: волостными; уездными; губернскими собраниями.

Представители каждого из собраний выбирались непосредственно жителями того или иного региона.

Правом избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления Пестель предлагал наделить каждого россиянина, достигшего 20 лет. Исключение составляли лица, находившиеся в личном услужении.

Помимо избирательного права, предлагалось закрепить законом:

- равенство прав всех граждан;

- право на неприкосновенность личности;

- свободу слова и мысли;

- свободу совести и т. д.

Помимо правовой сферы и сферы государственного устройства, Пестель предлагал провести реформы в сфере законодательства:

В социальной и экономической сфере Италия переживала процесс рефеодализации. Приходит в упадок внутренняя и внешняя торговля, сокращается число мануфактур, крестьянство вновь опутывают многочисленные феодальные повинности. Опустошительные войны, в которые, вопреки своим национальным интересам, оказалась втянутой Италия, довершили разорение страны, обнищание народа. Все это создавало неблагоприятные обстоятельства для формирования единой итальянской науки и национального языка. В широких слоях населения, в том числе и интеллигенции, укреплялись партикуляристские (местнические) настроения; большая часть итальянцев разговаривала на многочисленных местных диалектах.

Однако с середины XVIII в. в социально-политической ситуации начинаются некоторые перемены. В 1748 г. в стране, наконец, почти на полстолетия воцаряется мир. В результате военных поражений Испания лишается своих итальянских владений. Неаполитанское королевство обретает самостоятельность, а север Италии переходит к Австрии, в Тоскане и Ломбардии приходит к власти Лотарингская династия, гораздо более склонная прислушиваться к требованиям века. В результате во второй половине столетия несколько оживляется экономика страны; развивается внешняя торговля; вновь возрастает число мануфактур; буржуазные отношения, в особенности на севере, начинают усиленно проникать в сельское хозяйство.

Все это не могло не наложить своеобразного отпечатка на итальянскую культуру. Весь XVII век и первые десятилетия XVIII в. - период глубокого застоя и упадка культуры. Лишь немногие деятели науки и искусства сознавали необходимость ее обновления и в поисках путей осуществления этой задачи обращались к опыту Франции и Англии, где уже утвердились философия, наука, литература и искусство Просвещения.

Целью данной работы является: рассмотреть вклад представителей итальянского Просвещения в европейскую культуру.

Наибольшего внимания исследователей была удостоена литература Италии. Итальянская литература анализируется С.С. Мокульским, Б.Г. Реизовым, Ф. Де Санктисом.

1. Истоки итальянского Просвещения

Наиболее значительные события, подготовившие итальянское Просвещение, - это распространение "доказательств Галилея" и деятельность академий: римской Линчеи, флорентийской Чименто и неаполитанской Инвестиганти. Именно в Неаполе Томмазо Корнелио (1614-1684) популяризировал сочинения Декарта, идеи Гассенди и Бэкона, Ньютона и Бойля. Здесь же, в Неаполе, заявили о себе последователь Декарта Грегорио Калопрезе (1650-1715) и юристы: Франческо Д'Андреа (1625-1698), Джузеппе Валлетта (1636-1714) и Костантино Гримальди (1667-1750). Они выступили против вмешательства церковных властей в дела государства. Этот тезис получил наибольшее развитие в работах Пьетро Джанноне.

Джанноне родился в Искителле (провинция Фоджа) в 1676 г. Он был глубоким знатоком философских теорий Декарта, Гассенди, Локка; в 1723 г. опубликовал "Гражданскую историю Неаполитанского королевства". Осужденная церковью в 1724 г., она стала причиной изгнания Джанноне в Вену. Там он написал новую работу "Три царства". В Женеве Джанноне перешел в кальвинизм. Преданный соратниками, которые на деле оказались эмиссарами короля Сардинии, он был заключен в тюрьму сначала в Шамбери, затем в Чеве и, наконец, в Турине, где вынужденно подписал акт отречения. В "безнадежном безделье" тюрьмы написаны следующие работы: "Рассуждения о труде Тита Ливия", "Апология теологов-схоластов" и "Церковь времен понтификата Григория Великого". Джанноне умер в тюрьме в 1748 г.

Его "История", переведенная на французский, английский, немецкий языки, заслужила похвалы Монтескье, Вольтера и Гиббона. Это история борьбы государства (Неаполитанского королевства) и церкви (Римской курии). "Джанноне наступателен и активно полемичен. Его основной тезис: Государство воплощает Добро, Церковь - Зло; Государство несет цивилизацию и прогресс, Церковь - причина обскурантизма, регресса и упадка; Государство - организующий разум, действующий в юридическом институциональном аспекте, Церковь дезинтегрирует любой государственный и общественный порядок". Джанноне считает фундаментальным принципом социальной и юридической этики принцип свободы. Он намеревался объявить и затем на деле освободить государство от вмешательства католической церкви, которая, хотя и казалась религией "смиренной и презирающей все земное", на деле спекулировала на беззакониях.

Джанноне ниспровергает католические догмы и в своей работе "Три царства". Он пишет о том, что, как и любой другой человеческий феномен, религия подвержена порче. Евреи знали только "земное царство"; Христос проповедовал "царство небесное", но его достижение возможно лишь после воскресения из мертвых (души не могут ни наслаждаться, ни страдать); церковь из-за жадного стремления к богатству и власти установила папское царство. Папское царство, пишет Джанноне, "опутало цепями не только тела, но, что гораздо хуже, сердца и души людей". Чтобы уничтожить это зло, необходимо просветить сознание людей.

В сочинении "Жизнь, описанная им самим" Джанноне сообщает, что в 1731 г. приступил "к изучению условий человеческой жизни, исследованию устройства мира, сбору сведений о его древних обитателях, о человеке, о его жизни, о том, как зародилось общественное устройство, как появились города, царства, религия и республики". Историческое исследование по мысли учёного должно пролить свет и на те злоупотребления, которые одни люди применяют по отношению к другим. Чтобы устранить эти злоупотребления и восстановить независимость светской власти, необходимо, считает Джанноне, отнять у клира власть и подчинить его государству.

К предшественникам итальянских просветителей относят также секретаря академии Чименто Лоренцо Магалотти (1636-1712) и Фарделлу (1650- 1718). Лоренцо Магалотти много путешествовал, что помогло ему познакомить Италию с идеями Гоббса, Барроу, Коллинза и Гука, Микеланджело.

Фарделла был монахом-францисканцем, затем - священником в миру, вел преподавательскую деятельность в Мессине и Риме; особый интерес он проявлял к математике и физике, провел три года в Париже, где познакомился с Мальбраншем и Арно. Вернувшись в Италию, он стал профессором "астрономии и атмосферных явлений" в Падуе, где его посетил Лейбниц. Среди его трудов заслуживают упоминания "Система всеобщей философии" (1691), "Теория общеупотребительной математики" (1691), "Природа человеческой души, открытая Августином" (1698). Сохранился также фрагмент письма к Лейбницу, в котором Фарделла просит разъяснений относительно исчисления бесконечно малых величин. Но главная его тема - соотношение религиозной веры и нового сознания.

Учеником Фарделлы был Антонио Конти, который именно от него воспринял идеи философии Декарта. Конти родился в Падуе в 1677 г., в богатой семье. Он также много путешествовал, лично был знаком с Ньютоном, Мальбраншем, Фонтенелем и Лейбницем. В Лондоне он принял участие в нескольких заседаниях Королевского общества. Конти тщательно изучал все исследования по математике (работы Ньютона, Лейбница, Джакомо и Джованни Бернулли), а в Падуе познакомился и подружился с известным медиком и биологом Антонио Валлисниери. В фил

В социальной и экономической сфере Италия переживала процесс рефеодализации. Приходит в упадок внутренняя и внешняя торговля, сокращается число мануфактур, крестьянство вновь опутывают многочисленные феодальные повинности. Опустошительные войны, в которые, вопреки своим национальным интересам, оказалась втянутой Италия, довершили разорение страны, обнищание народа. Все это создавало неблагоприятные обстоятельства для формирования единой итальянской науки и национального языка. В широких слоях населения, в том числе и интеллигенции, укреплялись партикуляристские (местнические) настроения; большая часть итальянцев разговаривала на многочисленных местных диалектах.

Однако с середины XVIII в. в социально-политической ситуации начинаются некоторые перемены. В 1748 г. в стране наконец почти на полстолетия воцаряется мир. В результате военных поражений Испания, оплот воинствующего католицизма и реакции, лишается своих итальянских владений. Неаполитанское королевство обретает самостоятельность, а север Италии переходит к Австрии, в Тоскане и Ломбардии приходит к власти Лотарингская династия, гораздо более склонная прислушиваться к требованиям века. В результате во второй половине столетия несколько оживляется экономика страны; развивается внешняя торговля; вновь возрастает число мануфактур; буржуазные отношения, в особенности на севере, начинают усиленно проникать в сельское хозяйство.

Все это не могло не наложить своеобразного отпечатка на итальянскую культуру. Весь XVH век и первые десятилетия XVIII в. — период глубокого застоя и упадка культуры. В литературе еще долгое время сохраняют господствующие позиции эпигоны барокко, стремившиеся к созданию элитарной культуры. Лишь немногие деятели науки и искусства сознавали необходимость ее обновления и в поисках путей осуществления этой задачи обращались к опыту Франции и Англии, где уже утвердились философия, наука, литература и искусство Просвещения.

Просвещение в Италии развивается сравнительно поздно. В первой половине XVIII в. в Италии были лишь отдельные мыслители, осознававшие необходимость преобразования итальянского общества согласно законам разума и природы. Сравнительно широкие масштабы просветительское движение приобрело в Италии лишь во второй половине столетия. Позднее развитие итальянского Просвещения определило, в частности, космополитическую ориентацию многих деятелей культуры на литературно-эстетический опыт Европы и нередко недооценку национальной культурной традиции.

Позднее формирование итальянского Просвещения имело своим следствием также и то, что в Италии не было более или менее последовательной смены литературных направлений. Просветительский классицизм здесь зарождается почти одновременно с сентиментализмом; нередко черты этих направлений причудливо переплетаются в творчестве одного художника.

Для итальянского Просвещения характерна эволюция иного рода: ранее всего оно обнаруживается в различных ученых штудиях — исторических, экономических, юридических, эстетических. Художественная продукция итальянских просветителей появляется позднее и уже на подготовленной учеными почве.

В числе наиболее известных членов Аркадии в период расцвета ее деятельности был крупнейший литератор первой половины XVIII в. Пьетро Метастазио (Pietro Antonio Domenico Bonaventura Trapassi, 1698–1782).

В историю итальянского театра Гольдони вошел как реформатор комедии. В своей деятельности он учитывал сложившиеся до него театральные традиции: популярную в XVIII в. импровизированную комедию, творческий опыт своих литературных предшественников, а также очень сильные в Италии традиции мольеровского театра.

Карло Гольдони был реформатором итальянской комедии, однако важную роль в процессе ее обновления сыграло творчество трех тосканских комедиографов: Джован Баттиста Фаджуоли (1660–1742), Джироламо Джильи (1660–1722) и Якопо Анджело Нелли (1673–1767), которые в своем стремлении реформировать жанр комедии учитывали опыт Мольера.

Фаджуоли, Нелли, Джильи много сделали для того, чтобы приспособить форму классицистской комедии к новым веяниям времени.

В своем художественном творчестве Гольдони выступил пропагандистом передовых просветительских идей. Он опирался на разум и призывал прислушиваться к голосу сердца, поэтому чувствительность в такой же мере присуща его произведениям, как и опора на природу. В философии Гольдони стоял на позициях сенсуализма. Он рекомендует разумную любовь к самому себе (эвдемонизм), полагая, что стремление к наслаждению заложено в человеке от природы. Нужно лишь научиться его разумно удовлетворять. Это приведет человека к счастью и одновременно принесет пользу всему обществу. Дурные же поступки, по мнению Гольдони, продиктованы заблуждением или плохим влиянием. Он полагал, что с помощью разумного воспитания можно избегнуть заблуждений и ошибок, стать честным купцом, добродетельной женой, любящей матерью и т. п. Пропагандируемая Гольдони мораль открыто противопоставлялась морали феодального общества; он призывал представителей третьего сословия думать о пользе общества.

Гольдони отказался также и от импровизации, заставив актера серьезно работать над ролью. Тем самым комедия из чисто развлекательного зрелища превращалась в серьезное представление.

Созданный Гольдони новый жанр комедии прочно утвердился в Италии; драматург стал одним из первых итальянских просветителей, творчество которого приобрело европейское признание.

Гоцци боролся не только с комедиями Гольдони и Кьяри, но отвергал мещанскую драму и высокую комедию французского классицизма, утверждая, что они чужды итальянцам. Всем этим жанрам он противопоставлял комедию дель арте как жанр национальный и любимый народом.

Фьяба имела большой успех, прототипы были узнаны и полемика еще больше обострилась.

Нам требовалось испытать, насколько

Фантастика воздействует на душу,

И может ли она иметь успех

У зрителей…

Так пусть начнется смех.

Характеры действующих лиц — Милона, Дженнаро, Армиллы — обрисованы с большим искусством.

В пьесе также нашла отражение одна из важных тем просветительской литературы — тема доброго короля и злого министра. Дерамо — добрый король, а министр Тарталья — злодей. Честолюбивые замыслы толкают его на подлые поступки: он стремится умертвить короля, превращает его в оленя, и, захватив престол, ведет себя как настоящий тиран. Но в конце пьесы сам становится чудовищем.

Специфика фьяб заключается в том, что их действие развертывается в двух сферах: реальной и фантастической. Причины происходящего в мире недоступны пониманию персонажей, так как скрыты в мире волшебного. На первый взгляд может показаться, что в происходящем на сцене нет никакой внутренней закономерности. На самом деле она существует, но кроется в мире чудесного и обнаруживается в конце пьесы — в торжестве добра и справедливости над злом. Положительные герои в конечном итоге торжествуют, но к победе их ведет не разум, а сердце. В этом проявляется связь фьяб Гоцци с народной сказкой, в которой добро всегда побеждает зло, а герои четко делятся на благородных и злодеев.

Театральные сказки Гоцци — яркая страница в истории итальянского и мирового театра; их автор по праву занимает место в одном ряду с создателем итальянской просветительской комедии Гольдони и реформатором итальянской трагедии Альфьери.

Витторио Альфьери (Vittorio Alfieri, 1749–1803) родился в небольшом городке в Пьемонте в знатной семье и унаследовал титул графа. Он обучался в Туринской академии, по окончании которой получил диплом магистра искусств. В 16 лет Альфьери стал офицером королевских войск. С 1766 по 1772 г. он совершил три путешествия по Европе, объездив почти все страны и побывав даже в Петербурге. Наибольшее впечатление на него произвела Англия, которая представлялась ему страной свободы благодаря ее парламенту. Во время путешествий Альфьери познакомился с сочинениями Гельвеция, Монтескьё, Вольтера, Руссо и др. Из античных авторов он особенно любил Плутарха.

Чтение трудов французских просветителей способствовало усвоению Альфьери сенсуалистической философии и закономерно привело его к этике утилитаризма. Себялюбие, по мнению Альфьери, движет человеком в стремлении к истине и красоте, является основой художественного творчества и искусства. На любви человека к себе основано и его стремление к славе и добродетели, потому что оно заключает в себе желание быть полезным обществу и получить одобрение других людей. Только человек, одержимый высокой страстью, полагает Альфьери, способен на героический поступок, например на борьбу с тиранией. На утилитарной этике основана вера Альфьери в героя, который, освободив себя, способен освободить и других от власти тирана.

Совершенствуя форму трагедии, стремясь приблизить ее к греческому образцу, Альфьери не отказался от трех единств, хотя и не всегда соблюдал единство места и времени. К единству действия он относился более требовательно, полагая, что оно является необходимым условием воздействия трагедии на зрителей, так как несоблюдение этого единства раздваивает интерес, и трагедия не достигает своей цели.

Трагедия у Альфьери получилась небольшая по объему, с малым числом персонажей и стремительно развивающимся действием. Его перу принадлежит более 20 трагедий. Обычно их подразделяют на несколько групп.

Меня ты ненавидишь вот в чем

Единое мое злодейство, жаждешь

Моей ты крови, оправданье в этом

Мое одно, и право ты одно лишь

Имеешь абсолютное правленье

Филипп оправдывает свою политику государственным интересом, но Альфьери показывает, что под благом государства Филипп подразумевает свой личный интерес. Тиран одинок, его окружает атмосфера страха и подозрительности. Перед советом придворных он обвиняет Карлоса в измене и покушении на собственную жизнь. Придворными движет страх, и только друг принца отказывается признать его виновным. Фаворит Филиппа — орудие его черных замыслов — готов на предательство ради милости короля. Жертвами его интриг становятся Карлос и королева, которые кончают жизнь самоубийством; Филипп достиг желаемого:

Крови

Течет поток (и какой крови!). Мщенья

Я полного, ужасного добился,

Но счастлив ли я.

В этих словах звучит сомненье. Альфьери стремился показать и в деспоте человека. Смешение доброго и злого начал, неожиданное проявление человеческого в душе тирана казалось Альфьери более естественным и соответствующим природе.

В области трагического театра Альфьери выступил таким же реформатором, каким Гольдони был в комедии. Иными средствами, чем Гольдони, но так же, как и он, Альфьери стремился создать искусство, отвечающее задачам его времени, отражающее интересы передовой части итальянского общества, вступившей в борьбу с феодализмом и стремившейся обрести политическую и духовную свободу.

В целом итальянский театр Просвещения — значительное явление в литературном развитии Европы.

Примечания:

Тураев С. В. Спорные вопросы литературы Просвещения // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. С. 15.

Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Т. II. М., 1964. С. 453.

Читайте также: