Прощальная беседа иисуса христа с учениками кратко

Обновлено: 05.07.2024

Видимо, Петру и остальным апостолам было непросто понять, о чем говорил Иисус. Но Спаситель духом прозревал трагедию грядущей ночи, отмеченной в том числе и предательством Петра.

После трапезы Иисус со Своими учениками направился на гору Елеонскую, или, по-русски, Масличную гору, расположенную в предместье Иерусалима, за Кедронским потоком. Название горы объясняется тем, что на ее склонах произрастали масличные деревья — оливы, сохранившиеся там до сих пор, причем возраст некоторых из них превышает две тысячи лет. Во времена жизни Спасителя у подножия горы был большой масличный сад, именуемый Гефсиманским. В его тиши Господь любил отдыхать вместе со Своими учениками, когда бывал в Иерусалиме. Не стала исключением и Страстная неделя. В четверг вечером, после завершения пасхальной трапезы, Спаситель вновь отправился на гору Елеонскую.

В отличие от других евангелистов, Иоанн Богослов не только рассказывает о событиях четверга Страстной недели, но и подробно повествует о прощальной беседе Спасителя с учениками. Эта беседа началась в Сионской горнице, где состоялась Тайная вечеря, а закончилась на берегу Кедронского потока.

Что есть Слава Божия и почему Свои страдания Спаситель связывает с явлением Божией Славы? Что лежит в основе этих страданий? Почему Бог принимает образ человеческий, соединяясь со страданиями мира, и Сам становится жертвой зла? Почему Бог благоволит принять на Себя уничижение и страдание человеческое? Ответ на все эти вопросы будет один: Им движет сила любви к роду человеческому, и потому явление Божией Славы есть знак любви Творца к творению.

Потому, возвестив о приходе часа Его Славы, Господь переходит к теме любви. Обращаясь к ученикам, Он говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да

Так Господь сопрягает нравственное требование любви к ближнему с верой в Бога.

Нередко люди этой связи между нравственностью и верой не усматривают и не постигают. Они полагают, что нравственность может существовать независимо от религии, и на устах у них всегда расхожий аргумент, согласно которому не обязательно веровать, чтобы быть хорошим человеком. И когда Церковь настаивает на существовании органической связи между верой в Бога и нравственностью, то такая проповедь нередко отвергается с порога. И тому есть свое объяснение, ибо в словах о природной нравственности, способной обходиться без религии, имеется доля правды. Нравственное начало, вложенное Богом нам в душу, есть часть нашего существа, нечто изначально присущее роду человеческому. В самом деле, как бы ни был человек убежден в том, что иногда убийство является неизбежным и морально оправданным, все равно лишающий жизни подобного себе почти всегда будет испытывать угрызения совести.

питься и деградировать врожденное нравственное чувство человека. Более того, подобное происходит много легче и незаметнее, чем ослабление физического чувствования. Стоит человеку убедить себя раз, другой и третий в том, что он поступает правильно, несмотря на то, что голос совести твердит ему обратное, и нравственное чувство постепенно начнет сходить на нет. А вот вера как раз является тем защитным механизмом, который позволяет человеку при всех обстоятельствах сохранить остроту нравственного чувства.

Итак, вера есть непременное условие сохранения как нравственного чувства, так и способности любить другого человека. И потому если любовь исчезает из нашей жизни, если мы оказываемся неспособными протянуть руку другому человеку или раскрыть перед ним свое сердце, то это означает, что вера покидает нас. Господь накануне Своих страданий помогает апостолам, а через них и нам, уразуметь, что счастье любить другого человека в полной мере становится возможным тогда, когда мы верим в Бога и Бога принимаем в свое сердце.

Итак, вера в Бога обеспечивает жизнеспособность нравственного чувства. Если взглянуть на историю рода человеческого, то окажется, что в череде прошедших поколений люди безрелигиозные составляют абсолютное меньшинство. Остальные же веруют. В мире существует большое число различных религий.

В этих словах содержится ответ на вопрос об истинной вере. Если Христос являет Собой Путь, Истину и Жизнь, если никто не может прийти к Отцу иначе, как только через Сына, то, следовательно, Он и есть предлежащий нам истинный путь к Богу. И потому ответ верующего христианина на вопрос о других религиях должен заключаться в следующем. Мы не знаем и не можем сказать, приводят другие религии человека к Богу или нет, ибо от нас это сокрыто и об этом будет судить Сам Бог. Но мы знаем точно, что Господь Иисус Христос есть Путь, Истина и Жизнь, и Он дарует людям возможность войти в общение с Отцом Небесным. Но почему именно Иисусом Христом приходим мы к Царствию Божию? Ответ содержится в прощальной беседе Спасителя с учениками:

Истинная вера разрушает преграду между Богом и человеком. Вступая в общение с Иисусом Христом, мы сообщаемся со Всемогущим Богом, Творцом Вселенной. И в ответ на наши молитвы и прошения Он нам подает то, в чем мы нуждаемся.

Ибо истинная вера благословляет человека полнотою общения с Богом. Дело Спасителя живо, и оно доныне облаготворяет человечество. Ведь средостения между Небом и землей, разрушенного жертвенным подвигом Спасителя, более не существует. Единожды сочетавшись Своей Божественной природой с человечеством, Господь навсегда остается Богочеловеком. И Его Богочеловечество есть неиссякающая реальность нашего бытия. Пришествием Христовым началась эпоха, отмеченная тесной связью и взаимодействием Бога с человеком. Но и после того, как Спаситель физически покинул здешний мир, тот не осиротел без Божественной благодати, и возвещенная приходом Господа во плоти новая эра не пресеклась. Но тогда каким образом осуществляется связь Неба и земли, Бога и человека после отшествия Христа?

Но что есть Дух истины? Каков Он и каково Его отношение к Богу Отцу и к Иисусу Христу? В прощальной беседе с учениками Господь как бы отвечает на эти вопросы:

Итак, Дух истины, обещанный миру Спасителем, есть не только Его дух, но и дух Отца. Более того: Дух Святой исходит только от Отца. Значит, Он обладает той же природой, что и Отец. Следовательно, Дух есть Бог. И Дух, посылаемый Сыном в мир от Отца, есть Дух Божественный. Исходящий от Отца Божественный Дух и будет свидетельствовать о Сыне.

Это означает, что свидетельство Духа о Сыне будет выражаться в научении. Дух Святой станет наставлять людей в том, что проповедовал Бог Сын. Дух Святой умудрял апостолов и евангелистов, вдохновлял их в работе над евангельскими текстами. Сведения об Иисусе Христе, полученные через евангелистов, мы полагаем непогрешимыми и безошибочными, ибо они Богодухновенны.

зумляет нас Словом Божиим, но действует Он не только через Священное Писание. Он напоминает нам о Спасителе мира и иным образом, постоянно и многообразно. Это происходит в Церкви — в общине веры, где Святой Дух действует в Таинствах, реально вводя верующих в соучастие всему, что совершил Христос ради нашего спасения.

Итак, в прощальной беседе Спасителя с учениками содержится новозаветное учение о Боге — Троице, Едином по существу и Троичном в Лицах.

Ибо обращенные к ним слова Спасителя ученики воспринимают пока еще с долей сомнения, с колебаниями, с недостаточной верой. Однако Дух Святой будет преподавать человеку Истину таким образом, что она станет усваиваться не только рационально, в силу ее

умопостигаемости и убедительности, но и действием Духа Святого на самое естество человеческое.

Так заповедь о любви человека к Богу перестает быть абстракцией и отвлеченным понятием, наполняясь конкретным и спасительным для человека смыслом.

Когда любовь испытывает только один, это любовь несчастная. Счастливая любовь всегда взаимна. Любовь к Богу не может быть безответной и несчастливой. Бог любит нас, эта взаимная любовь Бога и человека производит в нас великое изменение — мы становимся способными принять Бога в свое сердце и, таким образом, соединиться с Ним.

Мы — это Отец, и Сын, и Святой Дух. Они придут к возлюбившему Христа и сотворят в нем обитель. Таким образом, любовь к Богу через Иисуса Христа преображает характер отношений человека с его Творцом. Об этом говорит евангелист Иоанн: если ты любишь Бога и выражаешь эту любовь в конкретных делах, а Бог отвечает тебе любовью и приходит и творит в твоем сердце Свою обитель, соединяясь с тобой, то кто же ты Богу после всего этого?

Итак, наша любовь ко Христу и ответная любовь Бога к нам обнаруживает себя как в сфере чувств, так и на уровне воли человека, призывая его к исполнению заповедей Божиих. Увенчанием этой любви становится соединение Бога с человеком, который перестает быть рабом, но становится другом Божиим, существом, близким к Богу.

Прощальная беседа Спасителя с учениками рисует нам новую картину бытия, где человек — не песчинка в мироздании, но возлюбленное творение Божие, с которым Творец способен находиться в тесном общении и взаимодействии.

Это единство достигается и соучастием людей в спасительной жертве, принесенной Христом. Вкушая жертвенного Агнца, то есть приобщаясь Тела и Крови Спасителя, мы соединяемся с Ним, а через Него — с полнотой Божества. Любовь, исполнение Божественных заповедей, причащение Тела и Крови Спасителя вводят человека в общение с Богом, в тайнобытие Святой Троицы. Образ единения в любви Бога и человека рисует Спаситель в прощальной беседе с учениками, когда говорит о Себе как о виноградной лозе, а об учениках и последователях — как о ветвях на ней:

Господь в Своих поучениях неоднократно прибегал к образу виноградника. Единство и взаимодействие лозы и ветвей в словах Спасителя являют образ единства Христа и верующего. Ветвь живет и плодоносит только тогда, когда сохраняет связь с лозой. Оторванная ветвь лишается источника жизни, перестает плодоносить и засыхает. Не только полнота человеческого бытия и способность приносить не мнимые, а реальные плоды, но и сама жизнь зависят от Бога, источника жизни и творчества.

Эти простые и бесконечно значительные слова следовало бы повсюду выбить золотыми буквами на самых видных местах, дабы люди всегда имели их перед глазами — и задумывались. Ибо жизнь без Бога обращается в бессмысленную суету, дурную круговерть, бег на месте, в которых человек утрачивает жизненные ориентиры и представление об Истине, второстепенное принимая за главное, а главное навсегда теряя из виду.

виноградные грозди

Размышления, толкования и комментарииРассылка: 100 ключевых текстов Библии

  1. единство Отца и Сына,
  2. взаимная любовь Иисуса и учеников,
  3. заповедь любви друг ко другу,
  4. исполнение молитв во имя Христа,
  5. возвращение Иисуса к Отцу,
  6. пришествие Утешителя-Духа,
  7. молитва Иисуса за учеников…

Всю беседу мы явно не осилим. Предлагаю вам прочесть несколько фрагментов из нее. И даже то, что будет сказано, лишь крупицы понимания этой великой беседы.

Пришел час
13:31 Когда Иуда вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.
33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, [так] и вам говорю теперь.

В определенный момент предатель вышел. Его не удалось обратить к добру, и его присутствие тяготило. Теперь Иисус может говорить свободнее.
Он говорит, что наступило время Его славы.
Отец прославляется в Сыне – в том, что Иисус явил людям человеческий лик Бога. Он показал через проповедь и дела, как Бог заботится о нас, освобождает нас, ценит нас, любит нас.
Теперь пришло время прославиться Сыну. Это можно понять двояко. Во-первых, Иисус полностью подчинил Себя воле Отца, вплоть до смерти крестной – и на Его послушание с благоговейным страхом будут смотреть все, даже нехристиане. Парадоксально, но именно Крест – момент наивысшей славы Иисуса. И потому, во-вторых, вся история христианства, начиная с Воскресения, — это время, когда Сын будет почитаться наравне Отцом. Отец прославляет Сына тем, что ради Имени Иисуса будут совершаться чудеса, и его последователи действительно победят мир, во всех уголках планеты посеяв семена Его Слова.
Но для этого Иисус должен уйти…

Небесные обители
14:1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

Иисус говорит о том, что идет к Отцу. Он обещает, что там найдется место каждому верующему. Многие толкователи понимали это в том смысле, что у Отца есть комнаты, отличающиеся разной степенью близости к Богу и соответствующим уровнем славы. Мне ближе мысль Дж. Макдональда, учителя К.Льюиса, который говорит о том, что у Бога есть тайная комната для каждого, где Бог общается с конкретным человеком так, как не общается ни с кем другим, лично.

Путь к Отцу
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Существует множество пособий по духовной жизни, написанные великими подвижниками, учителями Церкви. Слава Богу за них! Но не стоит их абсолютизировать. Может быть, для одного человека подойдет один опыт, для другого – другой. А вот что действительно важно, так это центральная роль Иисуса во всем этом.
Мы можем расширить сказанное и до мировых религий. Бога по-своему открывали для себя во всех культурах, на всех континентах, появлялись великие провозвестники Божии, такие как Лао Цзы, Будда, или Магомет. Но Иисус – не просто проводник в пути, подобный им.
Он – Логос, Божья Премудрость, воплотившаяся в этом мире. Он Сам является единственным Путем к Отцу.

  • Где Бог был явлен полнее, чем в образе Иисуса?
  • Как получить прощение грехов, минуя Христа, Его жертву?
  • На что опираться в жизни, если не на Слово Иисуса в Библии, в Церкви, где еще искать истину?
  • От Кого еще получить Духа, дающего силы жить и надежду, преображающего нас в полноту славы чад Божиих?

Кому-то покажется, что эти вопросы заставляют смотреть на Иисуса немного функционально, как будто Он нужен только для того, чтобы что-то получить. Дальнейшая беседа приведет нас к большему, к тому, что с Иисусом могут быть отношения дружбы. И, это и есть самое важное, когда мы ищем общения не ради чего-то, а ради Него Самого.

Иисус и Отец — одно
7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Человек может сомневаться, знает ли он Иисуса. Бога – немножечко знает, а Иисуса? Это вопрошание – нормально. Встречи с Ним, познание Иисуса происходят всю жизнь. Ученикам Иисус тоже не был до конца ясен. Им было трудно вместить, что через человека, который ходит с ними, ест и пьет, можно увидеть Невидимого Бога. И все же это так. Иисус говорит о том, что Его дела – тому свидетельство.

Пребудьте во Мне
15:1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Иисус использует образ виноградной лозы. Так в псалмах (Пс. 79:9) говорилось о самом Израиле. Но Иисус уточняет: вы – ветви, я – лоза. А Отец – Тот, кто следит за лозой. И дальше идет разговор о плодах.
Нам иногда кажется, что мы сами с помощью инструментов аскетики должны добиться хороших духовных результатов, например, очищения сердца. Аскетика – это хорошо, но любые человеческие методы довольно ограничены. Пытаясь измениться самостоятельно, можно дойти до невроза, выкорчевать в себе и достоинство, и надежду. Надо понимать, что самая лучшая аскетика – это дать действовать в своей жизни Богу.
И главное действие Бога – это дать Его Слову звучать в нас. Ориентироваться не на то, что впечаталось в нас из детства, из общества, — а на то, какими Бог видит нас, слушаться Его. Это возвращает нас к Нагорной проповеди, но не только. Все Слово Божие – об этом.
Углубляя это, Иисус говорит о том, что мы должны быть в неразрывной связи с Ним. Только тогда мы принесем тот плод, который угоден Богу. Что это значит на практике? Из духовных книг можно привести множество практических способов поддерживать ощущение Божьего присутствия в течение дня, множество советов, как достигать единения с Богом. Но это переведет размышления в слишком инструментальную плоскость. Лучше, читая Евангелие, пробуйте смотреть на Иисуса, что делает Он, чтобы быть в единстве с Отцом, слушайте, что Он говорит.
И вот что Он говорит, вот что самое главное:

Новая заповедь
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Иисус просит нас пребывать в Его любви (это не про сентиментальную, не про романтическую любовь, а про любовь делом, жертвой).
Очень важно как можно скорее уяснить себе: внутри нас нет источника такой любви. Да, мы можем влюбляться. Но любить, отдавая себя, мы можем ровно настолько, насколько мы чувствуем любовь Божию, Его поддержку. Поэтому так важно пребывать с Ним, пребывать в Его любви. Когда Он нас любит, и мы любим в ответ, и можем быть проводниками Его любви.
То, что мы любим кого-то, становится понятным, если мы храним этому человеку верность. Иисус просит, чтобы мы хранили верность его единственной заповеди – любви друг ко другу, жертвенной любви. В другом месте, кстати (Ин. 13:34), он называет это Своей единственной новой заповедью!
Исполнение заповедей не всегда просто, но всегда приносит духовную радость. Исполнение этой заповеди, отдача себя ради других, приносит совершенную радость.
Почему это так важно? Потому что именно через простые дела любви люди могут почувствовать, что кому-то есть до них дело, что их любят, что есть Бог, Которому не все равно.
К сожалению, в истории центробежные силы часто оказывались сильнее слов Христа. Христиане ради собственных пониманий истины (а чаще, по правде говоря, из-за своих амбиций) шли на то, чтобы разделяться, начинали видеть друг в друге врагов, теряли общий язык друг с другом, отказывались прощать и совершенно забывали о служении. Но заповедь Иисуса остается прежней.
Не оттого ли современнее христиане радуются меньше, чем гонимые христиане первых веков, что в отношениях друг с другом мы больше руководствуемся страхами и подозрениями, чем любовью и надеждой? Не оттого ли современные богословы часто разочарованы и циничны, что забыли о простом пути к радости – служении любви? Не оттого ли мир начинает искать пути вне христианства, что не видит у христиан любви на практике, заповеданной Христом?

Вы – друзья Мои
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

В Церкви принято называть друг друга братьями и сестрами. И это – большая степень близости. Но родных не выбирают, они даются. А здесь Иисус говорит: Вы – мои друзья. Я вас, тебя выбрал. Я хочу общения именно с тобой. Теперь ты никогда не будешь одинок, одинока. Я хочу с тобой проводить время, хочу, чтобы у нас были общие интересы. Я хочу все открыть тебе, что слышал от Отца. Я хочу, чтобы ты не потерялся в этой жизни, а был, была на верном пути. Я хочу постоянно присутствовать в твоей жизни, и хочу, чтобы ты присутствовал в Моей.
Тогда будут плоды. Неоднократно в этой беседе говорится о том, что Отец обязательно откликнется на молитву во Имя Иисуса, и сотворит все, о чем ученики ни попросят. Сам же Иисус ждет от них единственного плода – любви. Ведь ненависти и так будет предостаточно.

Ненависть мира
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.
24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

Христианин никогда не будет нравиться всем, это нужно уяснить четко. Причем чем больше он похож на Христа, тем больше он будет вызывать непонимание и раздражение. Но надо понимать, что причина этому – не вы сами, а незнание Бога.
Это не снимает с людей ответственности. Слово Христово доступно, Его жизнь доступна. Если они действительно ненавидят, то не имеют извинения.
Но ободритесь, говорит Иисус далее. В этом мире вы будете не одни.

Обетование Духа
26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Здесь – как бы мостик в ту новую жизнь, которая откроется в Церкви с Пятидесятницы (об этом – книга Деяний и послания). Жизнь в Духе Святом – это жизнь в Царстве Божием, пришедшем в силе. Дух Святой посылается для свидетельства об Иисусе и об Отце. Он – Тот, Кто призван в помощь (это буквальный перевод Параклетес, Утешитель), Кто побуждает к молитве, наставляет и утешает, просвещает, освобождает и освящает, растит в нас духовные плоды и раздает дары для служения. Он и раньше присутствовал на избранниках Божиих, но даже на них не оставался всегда. Теперь же Он будет дан всему народу Божию, всем, кто захочет принять, и будет обитать не на них, а в их сердцах, делая таких людей местом Божьего Присутствия.
Но Его пришествие становится возможным именно благодаря тому, что свершится на Голгофе.

Тайная Вечеря и прощальная беседа Христа с учениками

Во все времена Божественная Литургия, совершаемая в Великий четверг, имела особое значение для всех христиан. Богослужение Литургии есть таинственное переживание верующими событий Тайной Вечери. Литургия святителя Василия Великого, которая служится в Великий четверг, вдвойне посвящена Тайной Вечери, поскольку именно в этот день две тысячи лет назад Христос во время ветхозаветной пасхальной трапезы установил главное христианское таинство — таинство Евхаристии.

В пятый день недели, по нашему четверг, 13-го числа месяца нисана (месяца цветов) по иудейскому календарю Христос дал поручение Своим ученикам Петру и Иоанну идти в Иерусалим, чтобы приготовить пасхальную трапезу. Давая наставления ученикам, Господь в очередной раз явил Свое всеведение: войдя в город, они встретят человека, несущего кувшин воды, пусть последуют за ним и хозяин дома, куда тот войдет, покажет приготовленную для пасхальной вечери комнату. Апостолы пошли в город, где все произошло именно так, как предсказал Христос.

В тот год иудейская Пасха выпала на 14 нисана, но в связи с субботой, днем, когда для иудеев запрещался любой труд. праздник был перенесен на 13-ое Нисана. Согласно другой версии, во времена Христа в связи с обилием жертвоприношений галилеянам, разрешалось праздновать Пасху на день раньше, Христос, хотя и родился в иудейском городе Вифлееме, однако Его детство и юность прошли в галилейском Назарете, поэтому Он совершил Пасху как галилеянин. Здание, в котором Господь совершил Тайную Вечерю, не сохранилось до нашего времени. По преданию, оно было расположено недалеко от Сионских ворот Иерусалима на горе Сион и получило название Сионской горницы. Современное здание Сионской горницы построено в XIV веке католическими монахами.

Современное здание сионской горницы

В память об этих событиях еврейскую пасхальную трапезу составляли жертвенный ягненок (агнец), целиком зажаренный на вертеле, а также опресноки — пресные лепешка (маца), которые ели с горькими травами (лук, чеснок, хрен, петрушка). Опресноки являлись символом чистоты Израиля от языческой египетской закваски, а также воспоминанием о спешке, в которой евреи покидали Египет. Горькие травы должны были напоминать о горечи египетского рабства, а поза возлежания, во время пасхальной вечери пищу принимали полулежа, была символом свободного человека, имевшего свой дом и свою страну.

Другим отличием пасхальной вечери Спасителя стало омовение Им ног апостолам. Ритуал пасхальной вечери предписывал троекратное омовение рук, что диктовалось чисто практическими соображениями, поскольку было необходимо омыть руки до и после трапезы. Это не было обычное омовение ног, которое считалось признаком гостеприимства на Востоке, поскольку было совершено посередине трапезы. Целью омовения было воспитание учеников, которые даже перед лицом предстоящей трагедии не понимали Своего Учителя. Евангелист Лука сообщает о споре о старшинстве, завязавшимся между учениками. Дабы явить ученикам пример смирения. Господь совершает омовение их ног. У евреев омовение ног гостям совершали слуги. Иисус, умыв ноги ученикам, символически показал, что Он пришел в этот мир не ралли почестей, а ради служения, также и Его ученики должны не спорить между собой о главенстве среди апостольской общины, а прежде всего, заботиться о служении людям. Большим среди апостолов окажется именно тот, кто будет первенствовать в служении.

С 2009 г. в Русской Православной Церкви восстановлен древний обычай совершения архиереем чина омовения ног. Он совершается после Литургии, когда архиерей снимает облачение, препоясывается лентионом, длинным полотенцем, и омывает в умывальнице ноги двенадцати священникам или монахам.

Окончив наставления, Господь как Великий Первосвященник обратился с торжественной молитвой к Богу Отцу за Себя Самого, за Своих учеников и за будущую Свою Церковь. В Ветхом Завете в день Очищения (10-е сентября) первосвященник входил в Святая Святых иерусалимского Храма и произносил молитву о себе и о всем народе.

В своей молитве Бог Сын молит Бога Отца дабы помог Ему, как Человеку, проявить в этот час всю силу любовь к Отцу и к созданному Богом миру. Плодом этой любви должно стать спасение всего творения и открытие людям возможности познания Бога, то есть таинственного единения с Ними. Господь молится о Своих учениках, чтобы Отец Небесный взял их под Свое особое покровительство в этом враждебном для них мире, в котором они остаются одни, после отшествия Христа, и сохранил их чистыми и святыми в духовном единении веры и любви между собой, единении, подобном единению Бога Отца и Бога Сына.

В заключительном прошении о всех христианах Господь просит, чтобы Бог Отец отличил их перед миром Своими щедротами и сделал их соучастниками той любви, которую Он имеет к Сыну:

Часть наставлений и Первосвященническую молитву Христос произнес уже по дороге в Гефсиманский сад. Приближался час Его страданий, наступал Великий Пяток.

Предлагаем вам серию библейских рассказов для детей. В данной статье вы найдете историю о ПРОЩАЛЬНОЙ БЕСЕДЕ ИИСУСА для детей. История снабжена красочными иллюстрациями.

Другие библейские истории для детей можно найти здесь.

ПРОЩАЛЬНАЯ БЕСЕДА – библейский сюжет для детей

Перед самым праздником иудейской Пасхи ученики спросили Господа:

— Учитель, где приготовить для Тебя пасху?


Ученики так и сделали. Когда Иисус Христос пришёл туда, Он снял с Себя верхнюю одежду, взял воду и полотенце и омыл ноги всем ученикам. Потом Он сел к столу и спросил их:

— Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите. И вот, если Я, ваш Господь, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Потому что помогать другим не стыдно.

И никто никогда не должен считать себя лучше других, то есть гордиться.


Тайная Вечеря

Потом Христос взял хлеб, помолился, разломил его на части и, подавая ученикам, сказал:

— Примите, ешьте; это Моё Тело, которое предаётся на мучения за грехи всех людей, ради их спасения.

Потом Он взял чашу с вином и, подавая апостолам, сказал:

— Пейте из неё все, это Кровь Моя, которая проливается ради вашего спасения. — И, наконец, Христос добавил: — Всегда делайте так, чтобы вспомнить Меня.


Прошло две тысячи лет, как Спаситель произнёс эти святые слова; но и теперь люди вкушают в церкви Святое Причастие, Тело и Кровь Господа в виде хлеба и вина, и вспоминают, как любящий Спаситель отдал Своё Тело на мучения и Свою Кровь на пролитие ради нашего спасения. Вы знаете, что часто люди поступают дурно, лгут, ссорятся, не молятся Богу, убивают друг друга. И вот, чтобы Бог Отец простил людей, чтобы Он взял их после смерти в Своё Небесное Царство, Иисус Христос понёс заслуженное людьми наказание, страдал за них: был распят и умер на кресте.

Страшно подумать, что мы, зная, как любит нас Иисус Христос, зная, что Он Себя не пожалел, лишь бы спасти нас, всё-таки иногда поступаем дурно, не так, как велел кроткий, любящий нас Спаситель.


Когда апостолы вкусили хлеба и выпили из чаши вина, которые стали по благословению Господа Его Пречистым Телом и Святой Кровью, то почувствовали полное и радостное единство со Христом и друг с другом. Затем Господь обратился к ученикам с такою речью:

— Дети мои! Недолго уже Мне быть с вами! Куда Я иду, вы теперь не можете идти. Заповедь новую даю вам: любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга! По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. А если любите Меня, то соблюдайте Мои заповеди. Если вы будете любить Меня и всегда будете исполнять Мои заповеди, то и Отец Мой Небесный будет любить вас! И если будете со Мной, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Я иду к Богу, Моему Отцу Небесному, и в Его Царстве приготовлю вам место!


По окончании беседы Господь с тремя учениками пошёл в Гефсиманский сад. Там Он оставил их и сказал:

— Душа моя скорбит смертельно, побудьте со Мною!

Иисус Христос так долго и горячо молился, что на лбу у Него выступили капли кровавого пота. Уже ученики Его давно уснули, уже на востоке показалась полоска зари, а Христос, усталый, всё ещё продолжал Свою святую молитву:

— Отче! Если возможно, пронеси мимо Меня чашу страданий! Но, впрочем, пусть будет так, как хочешь Ты, а не Я.


Время Его страданий приближалось, и Он молился теперь и просил у Бога, Отца Своего, помощи для перенесения всех предстоящих Ему мучений, так как все грехи людей, совершённые за всю историю человечества, Он взял на Себя. Он знал, что жертвует Собой, чтобы спасти каждого из нас.

Читайте также: