Этика джордано бруно кратко

Обновлено: 04.07.2024

Джордано Бруно – натурфилософ, мистик и поэт, родился в итал. городе Нола в 1548г. (отсюда его прозвище – Ноланец). Бруно высказывал идеи о материальном единстве и бесконечности Вселенной во времени и пространстве. Назначение философии он видел в познании природы, божественной в своей сущности. В этом и многом другом взгляды Бруно противоречили официальному учению католической церкви. Свободомыслие Бруно чаще сталкивалось с неприязнью, чем с пониманием. В 1593г. инквизиция обвинила его в ереси. Отказавшись отречься от своих идей, Бруно был сожжен в 1600г. на Площади Цветов в Риме.

Натурфилософия Джордано Бруно

С другой стороны, материальная природа и все в ней является живым и одушевленным. Духовным началом всего существующего у Бруно выступает Мировая душа, которая практически подменяет понятие Бога. Она предстает как всеобщий разум, объединяющий все многообразие вещей в единое гармоничное целое. Мировая душа является внутренней движущей силой природы и каждой вещи в отдельности. Таким образом, принцип самодвижения содержится в самой природе. Важно понимать, что материя и душа согласно учению Бруно не существуют отдельно друг от друга. Они (и все противоположности вообще) совпадают в одной единой бесконечной субстанции. Эта субстанция есть высшее единство, причина и основание всего существующего, которое воплощено в бесконечном многообразии конечных вещей Вселенной.

В конечном итоге, природа у Джордано Бруно – это единая, бесконечная, неподвижная (т.е. не имеет вне себя ничего, к чему она могла бы переместиться) Вселенная, которая является единственным, несотворенным, самостоятельным бытием, сверх которого ничего не существует. Творческая мощь и причина движения принадлежат самой природе.

Космология Джордано Бруно

Джордано Бруно о познании

Вопрос 1. Философско-этическая мысль эпохи Возрождения (итальянские гуманисты).

Вопрос 2. Мораль буржуазного общества, ее особенности.

(итальянские гуманисты)

1. Этика и философия Возрождения

1. Ренессанс, илиВозрождение (XIV - начало XVII вв.), характеризуется:

• формированием гуманистического мировоззрения во всех сферах ду­ховной жизни;

• развитием наук, "обновлением" культуры;

• секуляризацией морали, отделением этики и философии от богосло­вия.

Возникаетантропоцентрическая этика. Ее основные положения: чело­век - это часть природы, высшее земное существо с высокими духовны­ми устремлениями; мораль - форма реализации человека.

Основным направлением философии Возрождения являетсягуманизм. Итальянские гуманисты выступали против религиозной схоластики, обращенности только к Священному Писанию, призывали использо­вать достижения античной культуры.

2. Лоренца Валла (1407 - 1457) в трактате "О наслаждении" утверждал, что человек должен предаваться не только духовным, но и плотским удо­вольствиям. По мнению Валла, наслаждениеявляется главным законом жизни, поскольку Господь сотворил все земные блага и дал человеку спо­собность к наслаждению (5 чувств).

Принцип наслаждения Балла распространял и на загробный мир. Он опи­сывает рай, где люди имеют усовершенствование тела.

Лоренцо Валла утверждал принцип индивидуализма: эгоизм неискоре­ним, заложен в природе человека, порожден инстинктом самосохране­ния. Жизнь индивида является наивысшим благом для него, жизнь ближ­него, судьба родины - второстепенны.

Добродетелью Валла считал полезность. Полезность основана на здра­вом расчете. Принципу полезности, расчету подчинены все отношения в обществе.

3. Пико делла Мирандола (1463 - 1494) в труде "Речь о достоинстве челове­ка" провозглашает, что человек - это микрокосм, венец творения, центр Вселенной.

Мирандола утверждал, что Бог создал человека незавершенным, тем самым предоставив ему свободу самосовершенствования, сотворения своего образа.

Мирандола отмечал как важнейшее достоинство человека его способ­ность продолжать дело Творца. Человек может достичь совершенства ангелов, преодолев свои низменные страсти.

По мнению Мирандолы, человек может достичь:

• высшего блага посредством Божественной благодати;

• естественного счастья путем познания природы и самого себя, пости­жения тайн мироздания.

4. Никола Макиавелли (1469 - 1527) впервые разграничил принципы морали и политики. Он отошел от религиозной догматики. Бог в представлении Макиавелли - Судьба, Необходимость.

В трактате "Государь" Макиавелли исследует отношения людей, в пер­вую очередь политические. По мнению автора, они являются выражени­ем низменной природы человека.

Человеческая природа выражается в хаотичном изменении нравов, паде­нии и возвышении государств.

Необходимостьявляется предпосылкой действий человека, государства, религии и морали. Государство, религия, мораль полезны людям, удов­летворяют их потребности.

Макиавелли выделял добродетели, помогающие людям противостоять судьбе: воля и энергия, стремление изучать объективные обстоятель­ства.

Макиавелли считал, что идеалы христианства не соответствуют реаль­ной жизни. По его мнению, религия должна быть политическим инстру­ментом, то есть обеспечивать духовное единство государства, воспиты­вать сильных, активных людей (а не проповедовать непротивление злу и др.).

Макиавелли утверждал, что:

благом является все, что идет на пользу государству. Высшее благо - это укрепление национального государства, его целостность;

политикаявляется важнейшей сферой общественной жизни;

моральподчиняется политическим целям;

• для достижения благой цели все средства хороши (обман, насилие и т п.). Любое зло может быть оправдано государственной необходимос­тью.

По мнению Макиавелли, государь, желающий удержаться у власти, не должен специально отклоняться от добра, а в случае необходимости быть недобродетельным.




5. Этическая концепцияДжордано Бруно (1548 - 1600). Ее основные поло­жения:

• преодоление теологического понимания Бога;

• рассмотрение Бога как единства природы;

• нравственные ценности, добродетели - это свойства человека и его де­ятельности;

• человеческая деятельность является целеполагающей (вне духовного начала);

• деятельность людей основана на причинности социальной среды;

• единство человека и общества выражается в общественно полезной де­ятельности людей. Особенности моральной личности:

• ответственность за себя и свое окружение;

• обладание творческой энергией;

• осмысление моральных проблем;

• восприятие общечеловеческих ценностей.

Неотъемлемым качеством моральной личности является героическая любовь, которая отражает единство физических, эмоциональных и ин­теллектуальных способностей человека, лишена обыденности, выше эгоистических интересов человека. Целью моральной личности является служение обществу.

Никола Макиавелли

Пико делла Мирандола

Лоренцо Валла

Вопрос 1. Философско-этическая мысль эпохи Возрождения

Тема 5. Этическая мысль в период Возрождения. Буржуазная мораль.

Вопрос 1. Философско-этическая мысль эпохи Возрождения (итальянские гуманисты).

Вопрос 2. Мораль буржуазного общества, ее особенности.

(итальянские гуманисты)

1. Этика и философия Возрождения

1. Ренессанс, илиВозрождение (XIV - начало XVII вв.), характеризуется:

• формированием гуманистического мировоззрения во всех сферах ду­ховной жизни;

• развитием наук, "обновлением" культуры;

• секуляризацией морали, отделением этики и философии от богосло­вия.

Возникаетантропоцентрическая этика. Ее основные положения: чело­век - это часть природы, высшее земное существо с высокими духовны­ми устремлениями; мораль - форма реализации человека.

Основным направлением философии Возрождения являетсягуманизм. Итальянские гуманисты выступали против религиозной схоластики, обращенности только к Священному Писанию, призывали использо­вать достижения античной культуры.

2. Лоренца Валла (1407 - 1457) в трактате "О наслаждении" утверждал, что человек должен предаваться не только духовным, но и плотским удо­вольствиям. По мнению Валла, наслаждениеявляется главным законом жизни, поскольку Господь сотворил все земные блага и дал человеку спо­собность к наслаждению (5 чувств).

Принцип наслаждения Балла распространял и на загробный мир. Он опи­сывает рай, где люди имеют усовершенствование тела.

Лоренцо Валла утверждал принцип индивидуализма: эгоизм неискоре­ним, заложен в природе человека, порожден инстинктом самосохране­ния. Жизнь индивида является наивысшим благом для него, жизнь ближ­него, судьба родины - второстепенны.

Добродетелью Валла считал полезность. Полезность основана на здра­вом расчете. Принципу полезности, расчету подчинены все отношения в обществе.

3. Пико делла Мирандола (1463 - 1494) в труде "Речь о достоинстве челове­ка" провозглашает, что человек - это микрокосм, венец творения, центр Вселенной.

Мирандола утверждал, что Бог создал человека незавершенным, тем самым предоставив ему свободу самосовершенствования, сотворения своего образа.

Мирандола отмечал как важнейшее достоинство человека его способ­ность продолжать дело Творца. Человек может достичь совершенства ангелов, преодолев свои низменные страсти.

По мнению Мирандолы, человек может достичь:

• высшего блага посредством Божественной благодати;

• естественного счастья путем познания природы и самого себя, пости­жения тайн мироздания.

4. Никола Макиавелли (1469 - 1527) впервые разграничил принципы морали и политики. Он отошел от религиозной догматики. Бог в представлении Макиавелли - Судьба, Необходимость.

В трактате "Государь" Макиавелли исследует отношения людей, в пер­вую очередь политические. По мнению автора, они являются выражени­ем низменной природы человека.

Человеческая природа выражается в хаотичном изменении нравов, паде­нии и возвышении государств.

Необходимостьявляется предпосылкой действий человека, государства, религии и морали. Государство, религия, мораль полезны людям, удов­летворяют их потребности.

Макиавелли выделял добродетели, помогающие людям противостоять судьбе: воля и энергия, стремление изучать объективные обстоятель­ства.

Макиавелли считал, что идеалы христианства не соответствуют реаль­ной жизни. По его мнению, религия должна быть политическим инстру­ментом, то есть обеспечивать духовное единство государства, воспиты­вать сильных, активных людей (а не проповедовать непротивление злу и др.).

Макиавелли утверждал, что:

благом является все, что идет на пользу государству. Высшее благо - это укрепление национального государства, его целостность;

политикаявляется важнейшей сферой общественной жизни;

моральподчиняется политическим целям;

• для достижения благой цели все средства хороши (обман, насилие и т п.). Любое зло может быть оправдано государственной необходимос­тью.

По мнению Макиавелли, государь, желающий удержаться у власти, не должен специально отклоняться от добра, а в случае необходимости быть недобродетельным.

5. Этическая концепцияДжордано Бруно (1548 - 1600). Ее основные поло­жения:

• преодоление теологического понимания Бога;

• рассмотрение Бога как единства природы;

• нравственные ценности, добродетели - это свойства человека и его де­ятельности;

• человеческая деятельность является целеполагающей (вне духовного начала);

• деятельность людей основана на причинности социальной среды;

• единство человека и общества выражается в общественно полезной де­ятельности людей. Особенности моральной личности:

• ответственность за себя и свое окружение;

• обладание творческой энергией;

• осмысление моральных проблем;

• восприятие общечеловеческих ценностей.

Неотъемлемым качеством моральной личности является героическая любовь, которая отражает единство физических, эмоциональных и ин­теллектуальных способностей человека, лишена обыденности, выше эгоистических интересов человека. Целью моральной личности является служение обществу.


Мужество Джордано Бруно поразило воображение современников вовсе не тем, что он бесстрашно взошел на костер. XVI столетие знало немало мучеников за веру. В подвиге Бруно восхищало одних и поражало других нечто совсем иное: как можно было идти на смерть, не веря в бессмертие души, не ожидая посмертного воздаяния. Смертность души – одна из предпосылок этического учения Джордано Бруно. Какие бы высказывания о бессмертии души мы ни встречали в его сочинениях, они относятся лишь к вечной духовной субстанции. “Ибо, если даже и ждем иной жизни и иного существования, – писал Бруно в “Изгнании торжествующего зверя”, – то все же та наша жизнь не будет такой, какой мы живем сейчас. Ибо эта жизнь проходит навеки без всякой надежды на возвращение” [19, с. 122]. Человек неразрывно связан с вечной и бесконечной природой, он ощущает себя частицей величественного и непрерывного потока. Но не сознание собственного ничтожества перед величием Вселенной охватывает его, а гордость и упоение: “Эта философия возвышает мою душу и возвеличивает разум!” [108,с.7].
Отказавшись от надежды на личное бессмертие, гордый человеческий разум преодолевает страх смерти. С него достаточно ощущать себя частью вечной природы. Но именно потому, что эта земная жизнь человека – единственная, что она – краткое мгновение в бесконечном потоке времени, в этическом учении Джордано Бруно звучит властный призыв к действию: “Но в ожидании своей смерти, своего превращения, своего изменения, – говорит Ноланец, обращаясь к человеку, – да не будет он праздным и нерадивым в мире!” [19, с. 10].
Этическое учение Бруно в равной мере противостоит пассивности аскетической, проповеди ухода от мира, религиозной созерцательности, перенесению всех надежд и чаяний в загробный мир – и одновременно пассивности гедонистической, досугу бездеятельного наслаждения, “Зачем мы так много бездельничаем и спим живые, если так долго, долго придется нам бездействовать и спать в смерти?” [19, с. 122].
Истинным мерилом нравственности Бруно провозглашает человеческую деятельность: “Прочь от меня всякое безобразие, всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность!” [там же]. Именно в труде, добиваясь господства над природой, человек осуществляет свое предназначение. В “плодотворной общительности-” люди создают гражданское общество, государство, законы, культуру. “Воздвигались ли благодаря их доктринам и учительству, – писал Бруно о кальвинистах,– академии, университеты, храмы, больницы, коллегии, школы и заведения для наук и искусств?” [там же, с. 85].
“Боги одарили человека умом и руками, сотворив его по своему подобию и наделив способностями свыше всех животных” и свободой выбора. “Но, конечно, эта свобода, если будет расходоваться праздно, будет бесплодной и тщетной. Поэтому-то провидение и определило человеку действовать руками, а созерцать умом, чтобы он не созерцал без действия и не действовал без размышления” [там же, с. 134–135]. Благодаря работе “Персей был Персеем, Геркулес – Геркулесом” [там же, с. 119].
Начав с отрицания религиозного самопожертвования ради “иного мира”, Бруно приходит, преодолев эгоистический индивидуализм ранних гуманистов, к прославлению героического энтузиазма, самоотверженности и подвижничества ради высокой цели. Человек должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без доблестных деяний и жертв [см. там же. с. 121].
Героический энтузиазм Джордано Бруно – это одновременно и высшая ступень познания природы, и высшая ступень человеческого совершенства. Он означает “ту достойную восхищения душевную напряженность, свойственную философам”, которая позволяет мужественно переносить страдания: “Достойное философа поведение заключается в том, чтобы освободиться от физических страстей, не чувствовать мучений. Кого больше всего привлекает к себе любовь к бож
ественной воле (которую он почитает наиболее твердой), тот не придет в смятение ни от каких угроз, ни от каких надвигающихся ужасов. Что касается меня, то я никогда не поверю, что может соединиться с божественным тот, кто боится телесных мук”. Мыслитель, поднявшийся к созерцанию истины, “не чувствует ужаса смерти” [110, т. 2, ч. 2, с. 192].
Божественность человека в философии Бруно следует понимать двояко. Он божествен, ибо божественна создавшая его природа, частью которой он является. В то же время божественным делает его порыв к знанию и высшему деянию, человек обожествляется в героическом восторге слияния с обожествленной природой.

Эта феноменология любви имеет непосредственное отношение к трактовке морали, которая, как и любовь, предстает неоднородной – и подпадающей под ее перфекционистское понимание, и выпадающей из него.

Сочетание у Бруно разных видений морали позволяет сделать вывод об императивно-ненормативном характере предлагаемого им образа морали. Мораль, как она просматривается у Бруно, во всех своих проявлениях предстает императивной уже потому, что в той мере, в какой Бруно дифференцированно описывает моральный опыт, подвергает его разбору и тем более развивает жизнеучение, он оказывается в рефлексивно-дистанцированной позиции по отношению к этому опыту, явно проводя различия между предпочтительным и недостойным, должным и недолжным. Тем самым несомненно подтверждается не только этическая определенность его рассуждения, но и императивный характер предмета рассуждения. Однако будучи целостно императивной, мораль частично нормативна. В той части, которая касается энтузиастической стороны человеческого опыта, мораль не знает правил, и в этом смысле она не нормативна.

Библиография

Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. Самара: Агни. 1997.

Бруно Дж. Тайна Пегаса, С приложением Киленского осла // Бруно Дж. Диалоги. М.: Госсоцэкиздат. 1949.

Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Пер. с итал. Я. Емельянова (прозаический текст), Ю. Верховского и А. Эфроса (стихотворения). М.: Госхудлит. 1953.

Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев: Новый Акрополь. 1996.

Визгин В.П. Идея множественности миров: Очерки истории / 2-е изд. М.: ЛКИ. 2007.

Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М.: Мысль. 1965;

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль. 1987.

Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция / Пер. Г. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение. 2000.

Карсавин Л.П. Джордано Бруно. Берлин: Обелиск. 1923.

Ордине Н. Граница тени: Литература, философия и живопись у Джордано Бруно / Пер с итал. А.А. Россиуса. СПб.: СПбГУ. 2008.

Шефтсбери. Письмо об энтузиазме // Шефтсбери. Эстетические опыты / Сост., пер., коммент. Ал.В.Михайлова. М.: Искусство. 1975.

Шефтсбери. Солилоквия, или Совет автору // Шефтсбери. Эстетические опыты.

Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики. 2001.

Bruno G. The Expulsion of the Triumphant Beast / Transl. and ed. A.D. Imerti. Lincoln, NE: University of Nebraska Press. 2004.

Bruno G. The Heroic Frenzies / Transl., Introduction, and Notes by P.E. Memmo,Jr. Chapel Hill: The University of North Carolina Press. 1964.

Doubleday W.R. Men and Morals: The Story of Ethics. New York: Doran & Company, Inc., 1929.

Whittaker T. Giordano Bruno // Mind. 1884. Vol. 9. № 34.

[1] Бруно Дж. Тайна Пегаса. С приложением Киленского осла // Бруно Дж. Диалоги. М.: Госсоцэкиздат. 1949.

[2] Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя [Объяснит. письмо]. Самара: Агни. 1997. С. 16. Здесь и далее при ссылках на этот трактат указывается в квадратных скобках его структурная часть и страницы по указанному изданию. Римскими цифрами обозначаются соответственно номер диалога и части.

[3] См.: Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М.: Мысль. 1965; Визгин В.П. Идея множественности миров: Очерки истории / 2-е изд. М.: ЛКИ. 2007. Пантеистический характер философии Бруно ставил под сомнение Л.П. Карсавин, имея в виду, что Бог Бруно продолжает сохранять себя существующим над миром (Карсавин Л.П. Джордано Бруно. Берлин: Обелиск. 1923).

[4] См. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль. 1987.

[5] Социальному критицизму Бруно придавали видимое значение и А.Х. Горфункель, и А.А. Гусейнов с Г. Иррлитцем, связывая его с формирующимися антифеодальными и антиклерикальными настроениями революционной буржуазии.

[6] О морали как таковой моральная философия стала говорить столетие – полтора спустя . Во времена Бруно моральная философия говорила главным на языке добродетелей/пороков и, шире, способностей человека.

[7] Doubleday W.R. Men and Morals: The Story of Ethics. New York: Doran & Company, Inc. 1929. P. 212–216.

[8] Горфункель А. Указ. соч. С. 151. Как мы увидим, героический энтузиазм – не столько высшая ступень совершенства, сколько то состояние духа, благодаря которому возможно достижение высшего совершенства.

[9] Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя [Объяснит. письмо]. С. 25.

[10] Там же [I, II]. С. 70.

[15] Бруно Дж. О героическом энтузиазме [Рассуждение] / Пер. с итал. Я. Емельянова (прозаический текст), Ю. Верховского и А. Эфроса (стихотворения). М.: Госхудлит. 1953. С. 21. Здесь и далее при ссылках на этот трактат указывается его структурная часть и страницы по указанному изданию. Римскими цифрами обозначаются соответственно часть, диалог раздел внутри диалога (где имеется деление на разделы). В русском издании нумерация разделов опущена, при том, что само деление на разделы, там, где оно есть, обозначено дополнительным пробелом между абзацами.

Читайте также: