Городское население в 15 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основной единицей застройки являлся двор — комплекс жилых и хозяйственных построек, стоявших в одной ограде и находившихся во владении одного хозяина. Двор являлся и учетной подчтной единицей. Население его было различным в зависимости от положения хозяина,.

Наиболее богатые купцы, объединенные в гостиную сотню, пользовались рядом привилегий. Мелкие торговцы по своему имущественному и правовому положению приближались к рядовым ремесленникам.

Правовое и имущественное положение ремесленников уже не было в этот период единообразным. Начавшееся в XIV—XV вв. их расслоение все увеличивалось. Положение низов городского посадского населения было тяжелым. Именно на них всей тяжестью ложились многочисленные подати и повинности, число которых постепенно возрастало .

Ремеслом занимались и городские служилые люди (воротники, пушкари и пр.), которых было особенно много в пограничных городах-крепостях. Они не несли тягла, т. е. налогами не облагались.

В Новгороде меньшую часть населения города составляли своеземцы. Эта категория горожан также не была однородной. Среди своеземцев встречаются и владельцы небольших земельных участков с одним двором, независимых, но не обеспеченных доходами с земли. Они нередко занимались ремеслами и торговлей, владели лавками на городском рынке.

Ограничение владельческих прав крупных духовных и светских феодалов в городах, подчинение посадов непосредственно центральной власти способствовало укреплению союза между городом и властью московских князей. Посадские люди сыграли активную роль в борьбе с феодальной реакцией в 40-х годах XVI в.

Тяжесть феодальной эксплуатации приводила к росту классовой борьбы в русских городах, которая нередко выливалась в открытые восстания. Так было в 80-х годах XV в. во Пскове. Так было позднее, в 1547 г.. в Москве .

Точных причин возникновения казачества не известно. Существует мнение, что казаки появились в результате бегства крестьян от крепостной зависимости. Формирование казачество происходило также по причине необходимости отражения атак со стороны врагов. У казаков было местное самоуправление, вопросы решались на совете. Казаки считались вольными людьми, имели определенные права.

В 15 веке происходит переход от Средневековья к Новому времени. Начинают совершенствоваться орудия труда. В городах развиваются ремесла. Из деревень некоторые переезжают в город, чтобы сменить вид деятельности, но тем не менее горожане составляют меньшую часть населения страны.

http://www.nachideti.ru/history/kartinki/33.jpg

На нашем занятии мы поговорим о быте русских горожан и крестьян в XV-XVI веках. В рассматриваемый период с расширением пределов Российского государства происходит укрупнение ранее существовавших городов и появление новых. Прежде всего, город был опорным военным пунктом, где селились в первую очередь казаки и стрельцы, а уж затем - селяне. Города обычно располагались на реке – Волге, Оке, Ветлуге и прочих. Города на Руси, как и в Европе, укреплялись деревянными, земляными либо каменными крепостями, которые были окружены оборонительными рвами.

За стенами города находились различные административные здания. В первую очередь строилась приказная изба – городское управление, вблизи которой располагался двор воеводы. Далее следовали дворы священников и церковь. Обычно за ними находился пушечный амбар для хранения оружия и государева житница, откуда служилым людям выдавали продукты на жалованье. За городскими стенами располагалась тюрьма, а недалеко от городских крепостей - дома стрельцов. И, наконец, в городе имелись дома землевладельцев, поместья которых располагались неподалеку (правда, в мирное время помещики в городе не жили). Еще в городе были казенные (государственные) осадные избы для простых людей на случай войны. В больших городах сооружались торговые ряды, в этом случае город считался не только административным центром, но и торговым.

Торговцы и ремесленники проживали в посаде. Дома в посадах строились улицами. Обычно все улицы именовались либо по занятиям проживающих на них людей (Кузнецкий мост, Гончарная), либо по именам церквей, построенных на них (Успенская, Воскресенская). Улицы с разных сторон сходились к главной торговой площади. Здесь находилась земская изба (место выборного управления), а также лавки и торговые ряды, ремесленные мастерские, харчевни (место для приема пищи). В предместьях посадов и слободах жили военные - стрельцы, казаки, пищальники и пушкари.

Население, которое занималось земледелием, проживало в селах и деревнях, обычно состоящих из одной улицы, по сторонам которой располагались дома. Село имело церковь, в деревне ее не было.

Так как крестьяне жили в стесненных условиях, им обязательно нужно было поддерживать чистоту в избе и соблюдать личную гигиену, чтобы избежать различных заболеваний. Поэтому они еженедельно ходили в баню, а также закалялись, купаясь в холодной реке или обтираясь снегом.


Одевались русские мужчины обычно в рубаху и порты, верхней одеждой служил кафтан – у крестьян из домашнего серого сукна, у людей побогаче – из тонкого цветного. Обувью крестьян были лапти, а зажиточные люди имели кожаные башмаки и сапоги, которые, впрочем, были редкостью. Зимой мужчины всех сословий носили овчинные шубы. Их подпоясывали кушаками, а сверху надевали кафтаны и рукавицы.

http://apropospage.ru/history/images/kn1.jpg

Основным элементом женской одежды была льняная или полотняная рубашка, поверх которой надевали длинный сарафан с пуговицами и душегрею – короткую кофту с рукавами или без них. На ногах были лапти. Зимой женщины, как и мужчины, носили овчинные шубы. Особое значение имел головной убор: незамужние девушки удерживали свои косы повязкой, а замужние женщины прятали волосы под особую шапочку – волосник, а поверх надевали платок.

Одежда богатых людей отличалась не столько покроем, сколько качеством ткани, также она была пышно украшена жемчугом, мехами, золотым и серебряным шитьем. Кафтаны знати назывались ферязь, охабень, однорядка – в зависимости от фасона. Сапоги были из мягкой кожи. Зажиточные женщины носили яркие шелковые рубахи, а поверх надевали богато вышитый сарафан или летник – одежда, похожая на мужской кафтан, расшитая золотом и жемчугом. В холодную погоду они носили не тулупы, а опашень – длинный кафтан из тяжелой материи. Обувь у богатых женщин обычно делалась из тонкой кожи и расшивалась камнями или золотым шитьем.

Главной пищей крестьян были ржаной хлеб, кислые щи, разнообразные каши и кисели; мясо ели крайне редко и только в праздники. Летом питались овощами со своего огорода, собирали в лесу ягоды и грибы, а если поблизости был водоем, то ловили рыбу, особенно любима была уха. В праздники крестьяне могли себе позволить селянку, яичницу, мясные щи и пироги.

http://s59.radikal.ru/i165/1008/b0/1aaa15cbd595.jpg

Население побогаче питалось более разнообразно и обильно. Помимо каш и овощей в их повседневный рацион добавлялась дичь, рыба во всяких видах – жареная, вареная, уха, разнообразные пироги и так далее. Блины и оладьи считались лакомством даже у богачей: их пекли только по праздникам. Пили зажиточные крестьяне вино, квас и медовуху; в XVI веке голландские купцы завезли на Русь кофе, который прижился в богатых домах.

Несмотря на достаток, все русские люди обязательно молились перед приемом пищи и после этого, а также очень строго соблюдали церковные посты. В это время были различные ограничения в пище; всем, не исключая князей и бояр, не дозволялось есть мясо.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в XV-XVI веках у большинства русских людей, вне зависимости от сословий, еще сохранялись общие устои жизни. Несмотря на различия в материальном положении, они носили похожую одежду, ели сходные блюда и имели общие обычаи. Но, тем не менее, именно в XV-XVI веках стало резче, чем прежде, проявляться имущественное различие населения.


Материал урока даёт представление о социальной структуре и динамике российского общества в 14 – 15 веках. Рассматривает характеристику и положение основных сословий: феодалов, горожан, крестьян. Определяет роль государства и церкви в развитии общественных отношения. Указывает на особенности структуры российского общества конца 15 века.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Основные социальные слои Российского государства XIV–XV вв"

На сегодняшнем занятии мы познакомимся с обществом русских земель, его составом и развитием. Узнаем, какую роль в нем играли основные сословия (феодалы, горожане, крестьяне).

На улицах русского города

Определим роль государства и церкви в развитии общественных отношения. Рассмотрим особенности этого общества и сравним его с европейским и восточным.

Если в период раздробленности и начала объединения структура общества была так же очень пестра. То с периодом централизации связано и упорядочение этой структуры. Выделение более-менее чётких сословий и их иерархии.

Наверху социальной лестницы находились феодалы. К ним принадлежали великие князья, боя̀рство, дворянство и церковь. Ко второй группе относят городское население и купечество. Третья – самая многочисленная – это крестьянство.

Российское общество

Немного особняком стоит группа лично зависимого населения – холо̀пов.

В 15 веке в положении феодалов происходят заметные сдвиги, связанные с усилением процесса централизации Русского государства.

Двор феодала

Наметились новые явления в развитии феодальной собственности на землю. Князья, бояре, монастыри стремились повысить доходность своих владений. Раздавали их своим слугам при условии заселения и обработки пустующих земель и выполнения различных служб (в том числе и военной). В 15 веке из дворян и детей боярских, начинает зарождаться новый слой землевладельцев – помещики.

Если в 14 – начала 15 века основной формой землевладения была во̀тчина. То с середины 15 века распространяются условные земельные держания – помѐстья. Помѐстьем в Московской Руси назывался участок казённой или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, как вознаграждение за службу и как средство для службы. Это владение было временным, пожизненным. Своим условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность.

Крупным феодалом оставалась церковь. Монастырское землевладение расширяется за счёт пожалований местных князей и бояр, в силу завещаний, захвата неосвоенных земель.

Церковь обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным. Вместо десятины, церковь в Московском государстве получила иные источники доходов: поступления от княжеских доходов: городских, торговых, таможенных, судебных пошлин.

Доходы церкви

Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже добиваться приоритета перед ним. Однако к концу рассматриваемого периода великим князьям удалось взять верх. В обмен за сохранение в неприкосновенности её земельных имуществ церковь признала верховенство светской власти.

На первую половину 15 века приходится быстрое развитие русских городов, игравших важную роль как административных центров, а также центров ремесла и торговли.

Города делились на две части: го̀род – огороженное стеной место, крепость, и окружающий городские стены торгово-ремесленный поса̀д.

Важное положение в городах занимали купцы.


Промежуточную категорию составляло население слобо̀д и дворов, принадлежавших феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди были свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина.

Владения можно было продавать, закладывать, дарить или менять. Они были наследственными. Каждый двор вёл своё хозяйство. Несколько селений составляли волость.

Второй группой были частновладельческие крестьяне, в разной степени зависевшие от вотчинников. Они занимали земли по договору с господином и платили за них условленный оброк, а также исполняли работы. По закону они имели право перехода от одного владельца к другому, если надеялись в другом месте найти лучшие условия жизни.

В конце 15 века государство переходит в наступление на права и свободы крестьян. Судебник Ивана 3 (1497 год) установил единый для всей страны срок перехода крестьян – неделя до Юрьева дня и неделя после. Юрьев день стал первым ограничением крестьянской свободы.

В этот период продолжали существовать лично зависимые категории населения. Они носили общее название холопы. Они составляли собственность своих господ, которые могли их продать и купить, подарить и передать в приданое, по наследству. По своему составу были неоднородны.

Часть холопов исполняли обязанности прислуги в домах, на дворах владельцев, другие работали на барской пашне, третьи управляли отдельными отраслями хозяйства. Имелись военные холопы, ходившие с барином в походы.

Последние две категории холо̀пов – самые привилегированные. Холопом можно было стать за долги или преступление.

Все группы населения Российского государства 14 – 15 веков были достаточно неоднородными.

Они ещё не сформировались окончательно. Их оформление приходится на более поздний период.

Но, тем не менее, к концу 15 века были намечены основные сословные группы российского общества и их иерархия и правовой статус.

Читайте также: