Оптические иллюзии история возникновения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Посредством глаза, а не глазом,

смотреть на мир умеет разум

Изучение и объяснение оптических иллюзий является актуальным. Зрительные иллюзии очень интересный и необычный феномен, с которым может встретиться в жизни любой человек, но при этом не каждый знает и понимает, что с ним происходит. Столкнувшись с оптической иллюзией люди, наверняка, задают себе вопрос, почему же так получается, и пытаются раскрыть тайну этого явления.

Для меня стала интересна тема знания истинных причин иллюзий. Ведь знание причин помогает объяснить обманы зрения и даже устранить суеверия, с ними связанные. Большинство обманов зрения обусловлено тем, что мы не только смотрим, но и бессознательно рассуждаем.

Цель состоит в том, чтобы изучить оптические иллюзии, ознакомиться с видами иллюзий и узнать как можно применять полученные знания в повседневной и научной деятельности.
Объект – оптические иллюзии.
Предмет – виды оптических иллюзий и разнообразное использование оптических иллюзий в нашей жизни.
Гипотеза: оптические иллюзии это не вымысел, а реальность. Оптические иллюзии окружают нас повсюду и этот поразительный мир скрывает в себе не всегда секрет фокуса, а чаще это лишь обман зрения.
Задачи:

На конкретных примерах раскрыть разновидности оптических иллюзий.

Исследовать применение оптических иллюзий в жизни.

Основная часть
С давних пор люди не только поражаются обманом зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности, пытаясь изобразить объёмные тела на плоскости так, чтобы чувствовалась глубина пространства.

Несмотря на то, что история научного изучения оптических иллюзий насчитывает около 150 лет, знакомы с этим явлением люди были еще в глубокой древности.

Сталкиваясь с разными природными иллюзиями, люди научились использовать в своих целях определенные оптические закономерности

В Древнем Риме дома украшали 3D мозаиками, а в Греции для постройки величественных пантеонов использовали перспективу.

Ошибки восприятия умели использовать ещё древние зодчие, когда создавали разные архитектурные формы. Чтобы скорректировать искажения, мастера прибегали к оптическим поправкам ещё на стадии проектирования сооружения. Они сознательно нарушали геометрию строения: изменяли пропорции, отклоняли элементы от вертикали или горизонтали, искривляли их контуры и т.п. Считается, что более всех преуспели в этом искусстве греки, научившиеся придавать архитектурным формам особую пластичность и выразительность (Приложение 1.Рис.1). Угловые колонны Парфенона афинского Акрополя кажутся по толщине одинаковыми с остальными, хотя диаметр их больше, также больше диаметр каждой колонны внизу, по сравнению с диаметром вверху, что придает сооружению особую величественность.

Оптические закономерности восприятия пространства были знакомы и древнерусским зодчим. Один из примеров – Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, сооруженный в 1422 году (Приложение 1, Рис. 2). Его наружные стены имеют заметный наклон к центру здания, благодаря чему усиливается впечатление устойчивости всего строения. Барабан со щелевидными окнами, на котором возвышается купол храма, сужается кверху.

В XIX веке началось активное изучение закономерностей восприятия и особенностей органов чувств человека. Именно тогда исследователи стали классифицировать оптические иллюзии и анализировать причины их возникновения.

Сегодня зрительные иллюзии активно используются в архитектуре, в дизайне, в искусстве (в том числе в популярном направлении стрит-арта), в цирковом искусстве, даже в военном деле.

Понятие оптической иллюзии

Что же такое оптическая иллюзия

Человеческий организм – сложнейшая саморегулирующая система. Наши органы чувств передают информацию об окружающем мире и изменениях вокруг, позволяя организму запоминать и по-своему интерпретировать результаты. Но иногда даже совершенная система может давать сбой и ошибаться.

Оптическая иллюзия , также зрительная иллюзия — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа и ли попросту говоря оптический обман нашего мозга.

Когда наш глаз получает картинку – включается огромное количество процессов в нашем мозге. Мы начинаем анализировать этот процесс словно компьютер. Начинается анализ расположения основных граней и углов, структура цвета на виде или позиция источника света. И во многих случаях этот анализ неосознанно получается неточен – происходит коррекция зрительных образов

Наше восприятие зависит от освещения, угла зрения, фокусировки, игры цвета, теней и объема картинки. Оптические иллюзии – не плод воображения, не галлюцинация, а вполне реальная вещь, которую мы воспринимаем искаженной в силу разных причин.

Во-первых, изображение на сетчатке перевёрнуто.

Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза, картинка на сетчатке расфокусирована, то есть размыта.

В-третьих, глаз совершает постоянные движения, значит, изображение находится в постоянной динамике.

В-четвёртых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, поэтому изображение через каждые 5 - 6 секунд престаёт проецироваться на сетчатку.

Основными причинами возникновения оптических иллюзий учёные называют следующие:

- Естественные нарушения восприятия, когда идущий от предмета свет наши глаза воспринимают ошибочно, передавая ложную информацию в мозг.

- Нарушения происходят уже во время передачи по нервным путям к мозгу.

- Мозг неправильно интерпретирует сигналы, поступающие от глаз.

Виды и типы оптических иллюзий

Все оптические иллюзии принято делить на три вида:

1.Естественные, которые создаёт сама природа, например, миражи.

2.Искусственные, то есть придуманные человеком, например, фокусы иллюзионистов.

3.Смешанные, естественные иллюзии, воссозданные человеком, это и модель миража, и иллюзионные картинки.

Универсальной классификации зрительных иллюзий не существует, так как механизмы и причины их появления довольно разнообразны и во многом не изучены. Ученые создали необычную классификацию, которая разделяет все виды оптических обманных восприятий по разным признакам.

Зрительные искажения:

Иллюзия восприятия размера

Иллюзия глубины и объема

Иллюзия цвета и контраста

Выделяют два типа иллюзий - те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее.

Это уже больше физиология и психология.

Естественные или Природные явления

Издавна люди наблюдали необычные объекты, а потом рассказывали об их чудесном исчезновении. Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика.

Миражи. Между двумя атмосферными слоями с разными температурами и плотностью происходит резкое преломление световых лучей. (Приложение 2)

Северное и южное полярное сияние. (Приложение 3)

Фата-Моргана. (Приложение 4)

Марево. (Приложение 5)

Смешанные иллюзии

2.1 Искривляющие иллюзии

Известно, что на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и темных областей, свет от ярко освещенных участков как бы перетекает на темные участки. Это называется иррадиацией.
Чередование высококонтрастных четырехугольников создает иллюзию искривления линии, хотя, на самом деле, отрезок параллелен краям картинки. (Приложение 6. рис 1)

Иллюзия искривления происходит за счет чередования красных и белых точек, в результате чего создается ощущение искажения плоскости. (Приложение 6. рис 2) .

Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий. (Приложение 6. рис 3)

Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий .В центре рисунка изображены квадраты, а не фигуры с неровными сторонами. А еще мы можем увидеть несуществующие пульсирующие квадраты по всему полю рисунка. (Приложение 6, рис 4)

2. 2 Иллюзия восприятия размера

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам, площадям, радиусам кривизны. Это так же справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Одной из самых известных иллюзий восприятия размера является иллюзия Мюллера - Лайера. (Приложение 7. Рис 1)

Еще один пример такого вида иллюзии – иллюзия Понцо. Дальний отрезок кажется гораздо больше ближнего. Однако, и в этом случае, они равны. Иллюзия создается из-за ошибки нашего мозга, потому что он привык, что, чем дальше предмет, тем он меньше. (Приложение 7.Рис.2)

Вертикальная линия кажется нам немного длиннее горизонтальной. На самом деле они равны. (Приложение 7. Рис .3)

Комната Эймса(Приложение 7. Рис .4)

2.3 Иллюзия восприятия глубины и объема

Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств.
Решетка Геринга (иллюзия мерцающей решетки). На пересечении белых линий, между черными квадратами образуются так называемые вспышки серого цвета.( Приложение 8. Рис .1)

Иллюзия лестницы Шредера - наглядный пример иллюзии восприятия глубины и объема. ( Приложение 8. Рис .2)

Необыкновенный цилиндр. ( Приложение 8. Рис 3)

Куб Неккера ( Приложение 8. 4)

Благодаря правильному расположению теней, фигура кажется уходящей вглубь. ( Приложение 8. 5)

2. 4 Кажущиеся фигуры

В оптической иллюзии “Треугольник Kanizsa” мы видим треугольник, которого на самом деле нет. В иллюзии можно увидеть на картинке белый равносторонний треугольник.. Эффект обусловлен иллюзорностью контуров предметов. Мы склонны игнорировать пробелы и воспринимать контурные линии, чтобы сделать картинку как единое целое. (Приложение 9. Рис.1), (Приложение 9. Рис.2).

2.5 Иллюзия восприятия цвета и контраста

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета.

На рисунке среди полос синего и желтого цвета видно два оттенка красного и два оттенка зеленого цвета, хотя реально есть только один красный и один зеленый цвет. Ошибка возникла из-за яркости фона и цвета окружающих предметов. (Приложение 10. Рис. 1), (Приложение 10. Рис. 2).

Иллюзия Маха. Плавный переход цвета воспринимается как полосы. На границе белого видна еще более белая полоса, а на границе черного - еще более черная. Полосы Маха - иллюстрация того, что в глазу работает "механизм", усиливающий контраст на границе объекта. (Приложение 10. рис.3).

2.6 Иллюзия движения

Иллюзии движения - самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Смотришь на неподвижные объекты, а они начинают двигаться. Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны.

(Приложение 11. рис.1), (Приложение 11. рис.2).

Большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов. Ведущую роль в иллюзии движения играет периферическое зрение. (Приложение 11. рис.3), (Приложение 11. рис.4), (Приложение 11. рис.5), (Приложение 11. рис.6).

2.7 Двойственные изображения

Двойственные изображения - это изображения, в которых человек

выделяет для себя либо фон, либо фигуру в зависимости от его восприятия

картинки. (Приложение 12. рис.1,2,3,4).

2.8 Изображения – перевёртыши

Вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта.

С одной стороны видишь одно изображение, а если перевернуть – то совсем другое. (Приложение 13. рис.1,2,3,4 ).

2.9 Невозможные фигуры и объекты

Существует огромный класс так называемых "невозможных фигур",

ошибочно или умышленно нарисованных с ошибками, в результате чего

возникают забавные визуальные эффекты.

На самом деле все невозможные фигуры могут существовать в реальном мире. Все объекты, нарисованные на бумаге, являются проекциями трёхмерных объектов. При взгляде на такой объект из определённой точки он будет выглядеть невозможным, но при обзоре с любой другой точки эффект невозможности будет теряться.

Невозможный трезубец (Приложение 14, рис 1) , Треугольник Пенроуза (Приложение 14,рис 2,3,4 ,5), Невозможные бруски (Приложение14, рис.6)

Куб Эшера ( Приложение 14, рис. 7), Невозможная лестница , скамейка ( Приложение 14, рис 9,10), Животные ( Приложение 14, рис 11,12,13,14)

2. 10 Распознавание образов

При распознавании объекта нервной системой выделяется его форма - контур, границы контрастов. Зрительным анализатором выделяются характерные свойства контура, такие как линии с определённой ориентацией, углы, более сложные узлы. Иллюзии распознавания образов характеризуются тем, что порой на изображении очень сложно определить то, что на нём изображено (Приложение 15. Рис 1,2,3 )

2.11 Оптическое искусство
Умелое использование иллюзий в изобразительном искусстве расширяет возможности художника или архитектора. (Приложение 15. Рис. 1,2,3,4,5,6,)

Рассмотрев и изучив разные оптические иллюзии, можно выделить основные причины их возникновения:

1. Законы физики – преломление и отражение световых лучей мы

наблюдали в миражах.

2. Особенности строения нашего глаза - мы видим иллюзию восприятия цвета и иллюзию движения.

3. Оптический обман зрения, который возникает из-за ошибок нашего

мозга, когда он анализирует увиденное. Благодаря этим ошибкам,

мы видим иллюзии восприятия размера, глубины и объема и другие

Наш головной мозг строит искаженные образы реальности. Он способен создавать видимость того, чего не существует в действительности и в то же время не замечать очевидное.

Оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому, знание основных видов, причин и возможных последствий воздействия на человека необходимо каждому из нас.

Список литературы

Демин П. Физические эксперименты и психологические иллюзии / П.Демин.//Журнал " Наука и жизнь".-М. -1986.-№3.- с. 136 – 138.

Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2. Глава 9/ Я.И.Перельман .-М. :"Наука",1981. - 242 с.

Перельман Я.И. Оптические иллюзии , Серия: "Дом занимательных наук"/Я.И.Перельман. - Изд-во СЗКЭО, 2016. - 144 с.

Раков Д.Л. Парадоксальный мир невозможных фигур и оптических иллюзий /Д.Л. Раков , Ю.А. Печейкина -М.: Либроком ,2017. - 200с.

Толанский С. Оптические иллюзии/ С.Толанский; пер. с англ.под ред. К.А. Любарского. - М. : Издательство "Мир", 1967.- 145с.

Приложение 1

Рис. 1 Парфенон Рис. 2 Троицкий собор

Приложение 2

Мираж в пустыне

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Марево. Мерцающий воздух создает эффект мокрой дороги, причем вблизи

она абсолютно сухая

Приложение 6

Приложение 7

Рис.1 Иллюзия Мюллера-Лайера

Рис. 4 Комната Эймса

Приложение 8

Рис. 1 Решетка Геринга

(иллюзия мерцающей решетки) Рис. 2 Лестница Шрёдера

Рис. 3 Необыкновенный циллиндр Рис. 4 Куб Неккера

Приложение 9

Рис.1 Треугольник и квадрат которых нет. Рис.2

Приложение 10

Рис . 3 Иллюзия Маха.

Приложение 11

Рис .3 “Вращающийся змей ”, А. Китаока Рис. 4

Приложение 12

Рис. 1 Рис. 2 Ваза или лица

Рис. 3 Рис. 4 Дон Кихот

Приложение 13

Приложение 14

Рис.1 Невозможный трезубец Рис. 2 Треугольник Пенроуза

Треугольник Пенроуза возможен, представлен в:

Рис. 3 Австралия Рис. 4 Немецкий технический музей Рис . 5

Рис. 6 НевозможныеРис 7. Куб ЭшераРис.8 Невозможная лестница

Рис.9 Невозможная скамейка Рис.10 Три или четыре Рис.13 Сколько ног

Рис .11 Сколько динозавриков Рис. 12 Невозможный слон

Приложение 15

Приложение 16


Старт в науке

Классические оптические иллюзии

Иллюзия восприятия относительных размеров

иллюзия Эббингауз

Иллюзия Эббингауза

В веке началось активное изучение свойств восприятия и особенностей органов чувств человека. Именно тогда исследователями были разработаны оптические иллюзии, которые сейчас считаются классическими, в первую очередь — иллюзия Эббингауза.

Даже если вы не слишком интересуетесь историей психологии, она вам наверняка знакома, взгляните на рисунок. Вы, конечно, понимаете, что размеры оранжевых кругов одинаковы, так как видели такие иллюзии тысячу раз, но глаза вам врут — на доли секунды возникает ощущение, они разные. Мозг человека определяет размеры предметов и изображений, исходя из величины смежных объектов и неизбежно попадает в ловушку — на фоне крупных чёрных кругов оранжевый кажется меньшим, чем рядом с маленькими кружками.

Иллюзия восприятия глубины

Иллюзия Пончо

Иллюзия Пончо

Итальянский психолог Марио Понцо в начале века одним из первых среди учёных продемонстрировал миру, что на восприятие размеров предметов влияют не только смежные объекты, но и глубина фона. Итальянец разработал классическую иллюзию, которая сейчас носит его имя.

Загадка Гельмгольца

Иллюзия Гельмгольца

Иллюзия Гельмгольца

Сюрпризы мозгу преподносят не только сходящиеся линии, но и параллельные вертикальные или горизонтальные. В конце века немецкий физик и физиолог Герман фон Гельмгольц показал, что расчерченный горизонтальными линиями квадрат выглядит шире и ниже, чем точно такой же, но составленный из вертикальных линий.

Стоит отметить, что этот оптический обман изучен вдоль и поперёк, однако учёные пока не могут прийти к единому мнению о механизмах его возникновения.

Иллюзии в веке

Дэвид Хьюбел и Торстен Визель

Дэвид Хьюбел и Торстен Визель





Иллюзии нашего времени

Иллюзия Геринга

Иллюзия Геринга

Новейшие представления об иллюзиях

В наше время интерес к проблеме столь высок, что на протяжении вот уже десяти лет специалисты ежегодно проводят конкурс на лучшую оптическую иллюзию. Скажем, в году эту награду получила динамичная иллюзия Эббингауза, которая гораздо убедительнее обманывает зрение, чем классический статичный вариант. По словам невролога Сюзанны , входящей в состав жюри конкурса, за счёт постоянного изменения размеров смежных объектов эффект новой иллюзии в несколько раз сильнее, чем у неподвижного изображения, предложенного Германом Эббингаузом.

Как и многие другие специалисты по оптическим иллюзиям, Сюзанна уверена — далеко не все механизмы зрительного восприятия открыты, а те, что уже известны, пока не слишком хорошо изучены. Это значит только одно — не стоит слепо верить своим глазам, они вас ещё не раз обманут.


История оптических иллюзий восходит к V веку до н. э., когда Эпихарм впервые представил объяснение этого явления. Эпихарм полагал, что даже если наш ум знает и понимает все ясно, органы чувств обманывают нас и представляют собой оптическую иллюзию. Другой греческий философ того же периода, Протагор, придерживался иного мнения на этот счет. По его словам, нас дурачит окружающая среда, а не чувства. Взгляды, представленные Эпихармом и Протагором, добавили путаницы относительно того, что на самом деле является оптическими иллюзиями.

С течением времени знания об оптических иллюзиях обогащались различными философами и исследователями. Мысли, представленные Платоном, также дают некоторое представление об этом предмете. Согласно Платону, расшифровка обмана и, в конечном счете, реальности, стоящей за иллюзиями, возможна с использованием как чувств, так и ума.

Один из примеров оптических иллюзий прошлого связан с крышами греческих храмов. Крыши этих храмов были построены наклонно. Такой способ строительства создавал иллюзию, что крыши были горизонтальными. Это произошло потому, что крыша и стены, когда они были точно перпендикулярны друг другу, создавали иллюзию, что крыша изогнута или вогнута. Научное объяснение оптических иллюзий должно помочь вам получить глубокое понимание этого понятия.


19 век

Мюллер и Оппель

В XIX веке Иоганн Мюллер и дж. дж. Оппель провели исчерпывающее исследование на тему зрительных иллюзий. Они написали множество статей и книг об этих иллюзиях. Интерес к этой теме у людей вновь возник благодаря исследованию, проведенному этими психологами. Теория Мюллера-Лайера помогла лучше понять концепцию иллюзии. Для объяснения этого примера иллюзии было предложено целых 12 теорий.

Когнитивные иллюзии


Герман фон Гельмгольц, физик из Германии, выдвинул идею когнитивной иллюзии. Согласно Гельмгольцу, когнитивные иллюзии возникают из предположений, которые человек имеет о своем окружении или мире в целом. Человеческий мозг и глаза делают бессознательные выводы, основанные на этих предположениях, и тем самым создают когнитивные иллюзии.

Искажающая иллюзия – это еще одна форма когнитивной иллюзии. Иллюзия стены кафе – лучший пример этой иллюзии. Размер, кривизна, длина и т. д., изображение кажется искаженным в искажающей иллюзии. Другой тип когнитивной иллюзии – это вымышленная иллюзия.Несуществующие объекты, видимые людям, страдающим шизофренией и другими подобными расстройствами, называются вымышленными иллюзиями.

20 век

Карикатуры Хилла


Знаменитая карикатура, сделанная У. Э. Хиллом в 1915 году, является прекрасным примером оптической иллюзии. В этом мультфильме образы старой и молодой женщины были слиты воедино. Именно наше восприятие приводит к тому, что мы видим на картинке. Внимательное наблюдение за эскизом показывает, что различные изображения умело объединены.

Рассвет оп-арта


В 60-е годы среди абстракционистов рос интерес к “ОП-арту”. Картины, отнесенные к категории оп-арта, представляют собой впечатление скрытых образов, вибраций, мигания и других узоров. Художники, такие как Бриджит Райли и Вазарели, широко популяризировали этот стиль живописи. Другими известными художниками в этой лиге были Кеннет Ноланд, Хесус-Рафаэль Сото, Ричард Анушкевич и др.

История оптических иллюзий, представленная в статье, характеризует работы выдающихся философов, художников и исследователей, изучавших этот феномен. Интересно изучить, как феномен иллюзии влияет на наше восприятие и повседневную жизнь. Я надеюсь, что эта статья помогла вам хорошо понять историю и феномен оптической иллюзии.

Зри́тельные иллю́зии (обманы зрения), систематические ошибки зрительного восприятия, а также различные искусственно создаваемые зрительные эффекты и виртуальные образы, основанные на использовании особенностей зрительных механизмов (см. Зрение).

Использование зрительных иллюзий

С давних пор люди не только поражаются обманам зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно используются в архитектуре для создания определенных пространственных впечатлений, например, для кажущегося увеличения высоты и площади залов. Еще более эффективно зрительные иллюзии используются в изобразительном и цирковом искусстве. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения, учитываются в полиграфии и в военном деле. Создаваемая при помощи технических средств виртуальная зрительная реальность занимает в жизни современного человека огромное место и тесно переплетается с действительностью.

Природа зрительных иллюзий

В научной и популярной литературе описаны многие сотни зрительных иллюзий. Причины некоторых из них давно установлены, а других — до конца не раскрыты до сих пор. Поскольку видимые образы являются результатом длинной цепи преобразований и анализа световых сигналов на их пути через оптический аппарат глаза, сетчатку и множество мозговых отделов зрительной системы, очевидно, что разные зрительные иллюзии могут отражать особенности функционирования разных звеньев этого пути. В связи с этим зрительные иллюзии естественным образом распадаются на ряд категорий. Одни зрительные иллюзии объясняются свойствами оптического аппарата глаза, другие отражают особенности связей между нейронами сетчатки или зрительной коры, третьи определяются характером взаимодействия двух глаз, четвертые порождаются процессами адаптации или утомления, пятые связаны инерционными свойствами нервных путей, шестые — с влиянием глазодвигательной системы и т. д. Однако процесс познания природы зрительных иллюзий осложняется тем, что причины большинства зрительных иллюзий носят множественный характер, т. е. в эти иллюзии вносит вклад целый комплекс факторов, относящихся к разным этапам процесса переработки зрительной информации.

История изучения зрительных иллюзий

Систематическое изучение зрительных иллюзий началось примерно с середины 19 века. Во второй половине 19 — начале 20 веков было создано множество тестовых изображений, демонстрирующих наличие значительных ошибок в оценке размеров и формы геометрических фигур. В основе этих зрительных иллюзий лежит то обстоятельство, что на формирование видимого образа данного объекта всегда в большей или меньшей мере влияют объекты, располагающиеся по соседству с ним в поле зрения. Иными словами, наше зрительное впечатление о величине и форме объекта зависит от контекста, в котором он рассматривается. Это свойство нашего зрения было замечено очень давно. В частности, было обнаружено, что на воспринимаемую длину, кривизну и ориентацию линий большое влияние оказывают размеры фигур, в которые они включены, а также наличие прилегающих или пересекающих линий. Многие из придуманных в то время геометрических зрительных иллюзий стали классическими.

Прогресс техники в последние десятилетия неизмеримо увеличил возможности создания новых иллюзий, большая часть которых относится к числу динамических, т. е. возникающих при наблюдении подвижных и меняющихся изображений, которые удобно генерировать при помощи компьютерной техники.

Читайте также: