Опрос в орд кратко
Обновлено: 02.07.2024
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие опроса как ОРМ и его нормативная фиксация. Определения этого ОРМ в ФЗ об ОРД нет. Оно выработано в оперативно-розыскной теории. Опрос — постановка в устной (беседа) или письменной форме (анкета) вопросов человеку (группе лиц) в целях получения информации, необходимой для решения задач ОРД.
Нормативно опрос как ОРМ предусмотрен п. 1 ч, 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные его правила изложены в ст. 5—8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17, а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, для реализации его результатов применяют межведомственную Инструкцию о результатах ОРД.
Характеристика обязательного юридического содержания опроса. Опрос характеризуется как простое ОРМ, совершаемое в виде оперативно- розыскного действия. В оперативно-розыскном законодательстве выделяют как основной состав опроса, так и ограничительный.
Объект опроса общий — все общественные отношения и блага, защищаемые ФЗ об ОРД. В составе этого ОРМ в качестве обязательного признака выступает лицо — носитель информации: каждый опрашиваемый, который обладает или вероятно обладает необходимой для оперативника информацией (включая несовершеннолетнего). Однако не может выступать в качестве такого лица психически больной человек, так как он не осознает характер и последствия своей беседы с оперативником.
С предметно-практической стороны различают следующие виды опроса. В зависимости от стадии осуществления выделяют опрос заранее подготовленный и неподготовленный, т.е. проводимый экспромтом.
С учетом того, вступал ли опрашиваемый в личный контакт с лицом — носителем информации различают опрос контактный (например, личная беседа оперативника с опрашиваемым), бесконтактный (оперативником по телефону, Интернету и т.п.), с помощью бесконтактного полиграфа, путем проведения анкетирования.
В зависимости от определенности числа опрашиваемых известен опрос определенного лица, группы лиц (двух и более) и неопределенного числа лиц (как правило, анкетирование).
Формы проведения опроса — как гласно, так и негласно (конфиденциально). Причем гласная форма предполагает два способа: 1) официальное представление оперативника и 2) его зашифрованные действия (легендиро- вание истинной цели опроса и др.).
В марте 2001 г. в ходе проверки оперативной информации о причастности гражданина А.Н. Чукова к совершению террористических актов сотрудниками Хабезского райотдела внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики он был приглашен в отдел внутренних дел для опроса, дактилоскопирования и фотографирования.
В жалобе в Конституционный Суд РФ А.Н. Чуков просит признать не соответствующим ст. 24 Конституции п. 1 ч. 1 ст. ФЗ об ОРД, согласно которому опрос включается в перечень ОРМ. Конституционный Суд РФ разъяснил, что опрос не может рассматриваться в качестве меры уголовной ответственности. Целью этого ОРМ является сбор юридически значимой информации и ее последующая проверка. Не предполагает он и сбор информации о частной жизни лица иначе как на основаниях, установленных ФЗ об ОРД для целей и задач осуществления ОРД.
Таким образом, опрос относится к мерам проверочного характера. Как следует из представленных гражданином А.Н. Чуковым материалов, в отношении него опрос проводился гласно и с его согласия, его проведением конституционные права заявителя не нарушались (см. определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. № 327-0).
Место и время (сроки) проведения опроса ФЗ об ОРД не ограничены. Опрос может быть проведен в любом месте и в различной обстановке (в квартире опрашиваемого, в служебном кабинете оперативника и т.п.).
Используемые средства: при проведении опроса согласно ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД его субъекты вправе использовать технические (например, полиграф) и иные средства — видео-, кинокамеру, магнитофон и т.п. Субъект опроса простой:
• основной — оперативник или по его заданию агент либо иное лицо, содействующее проведению ОРД;
• дополнительный — сотрудник специального подразделения правоохранительного органа или спецслужбы, проводящий опрос по поручению оперативника.
Характеристика особенностей ограничительного состава опроса,
В оперативнсьрозыскном законодательстве известны следующие особенности ограничительного состава этого ОРМ.
• адвоката, когда это ОРМ связанно с ограничением адвокатской тайны. Применяют Федеральный закон об адвокатуре (ч. 3 ст. 8);
• судьи, когда это ОРМ связанно с ограничением его гражданских прав или с нарушением его неприкосновенности. Применяют правила Закона о статусе судей (ч. 7 ст. 16).
В этой разновидности ограничительного состава опроса субъект проведения сложный: кроме оперативника в обязательном порядке задействованы руководитель оперативно-розыскного органа и судья, которые санкционируют проведение ОРМ (в отношении судьи — коллегия судей). Имеет отличительные черты опрос:
• подозреваемого, содержащегося под стражей. Его опрос возможен только с разрешения соответствующего субъекта уголовного процесса (дознаватель, следователь, прокурор, суд), в производстве которого находится уголовное дело (ст. 95 УПК);
• обвиняемого (по поручению следователя). Опрос допустим только при соблюдении норм УПК (присутствие адвоката и др.).
Субъект проведения данного вида опроса также сложный: кроме оперативника субъектами опроса становятся те участники судопроизводства, которые разрешают (запрещают) опрос подозреваемого или обвиняемого.
Основные правила осуществления опроса. Основания (фактические и юридические — поводы), а также условия для проведения опроса — общие. Вместе с тем практика выработала специфическое условие, характерное именно для опроса, — добровольное согласие лица на опрос (беседу), выраженное оперативнику недвусмысленным способом.
Осуществление заранее подготовленного опроса. Успех такого вида опроса во многом зависит от определения его цели, места проведения и поводов, ознакомления с имеющимися сведениями о личности опрашиваемого, прогнозирования его возможной реакции, уяснения вопросов и очередности их постановки и т.д. Осуществление этого вида опроса классическое: он проходит все стадии, начиная с подготовки.
Осуществление опроса, проводимого экспромтом. Необходимость его проведения зависит от конкретной оперативно-розыскной ситуации.
Инициатива выбора формы опроса может исходить как от оперативника, так и от опрашиваемого лица. Если оперативник заинтересован в сохранении в тайне факта беседы и (или) ее содержания, об этом он должен предупредить до начала опроса. В процессе опроса интересующие оперативника вопросы могут задаваться напрямую или маскироваться, быть устными или письменными. Не исключено использование специальных приемов выведывания (выработанных психологией и другими науками).
Правила оформления результатов опроса. Полученная в итоге опроса информация, как правило, документируется. Сведения оформляют рапортом (актом, справкой и др.) должностного лица, проводившего опрос (как правило, оперативника). К акту могут прилагаться аудио-, видеозаписи и другие технические носители информации. Если опрос проводился в гласной форме, его данные могут быть оформлены письменным объяснением лица по фактическим обстоятельствам, о которых ему были заданы вопросы в ходе опроса (заявление, явка с повинной и пр.).
Данные, полученные в результате опроса и направляемые в уголовный процесс, подлежат оформлению по правилам, изложенным в Инструкции о результатах ОРД.
Правоохранительная практика свидетельствует о том, что опрос граждан является одним из самых распространенных и эффективных средств получения первичной информации, имеющей значение для решения задач ОРД.
Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, представляющее собой вербальный контакт сотрудника оперативного подразделения с гражданами, которые располагают или могут располагать информацией, представляющей определенный интерес для оперативно-розыскных органов.
Основанием для опроса могут быть любые основания, предусмотренные Законом об ОРД для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Опрос проводится по инициативе оперативного сотрудника. Никаких разрешений от вышестоящих руководителей или суда, в отличие от некоторых других оперативно-розыскных мероприятий, для производства опроса граждан не требуется.
Главная цель опроса - получить необходимые фактические данные (не имеющие доказательного значения) и оценить их, чтобы на этой основе принять решение о возбуждении уголовного дела, либо о проведении того или иного следственного действия и определить направление расследования, либо тактику соответствующего следственного действия. Результаты опроса могут быть использованы для проведения других предусмотренных Законом об ОРД оперативно-розыскных мероприятий.
Успех опроса во многом определяет обстановка, в которой приходится опрашивать граждан. Значительную роль играет место проведения опроса, категория и количество лиц, которых необходимо опросить за определенный срок, дефицит времени.
Поскольку одним из основополагающих принципов оперативно-розыскной деятельности является принцип конспирации, а также сочетания гласных и негласных методов, на практике нередко применяется вербальный контакт с гражданином под вымышленным предлогом, когда сотрудник оперативного подразделения выдает себя за какое-то другое лицо или просто не раскрывает своего истинного лица. Это возможно за счет того, что при разрешении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, вправе использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц оперативно-розыскных ведомств.
Кроме того, объектом опроса может быть лицо, согласное предоставить имеющуюся в его распоряжении информацию, однако при условии, что этот факт не будет предан огласке.
Опрос граждан, несмотря на допустимость использования конспиративных приемов, исключает применение при опросе технических средств, психотропных, химических и других веществ, которые угнетают волю и причиняют вред здоровью людей и окружающей среде.
Если хотите получать новые советы и интересные публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал . Наша задача - делиться с вами только полезной и актуальной информацией.
Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, представляющее собой вербальный контакт сотрудника оперативного подразделения с гражданами, которые располагают или могут располагать информацией, представляющей определенный интерес для оперативно-розыскных органов. Главная цель опроса - получить необходимые фактические данные (не имеющие доказательного значения) и оценить их, чтобы на этой основе принять решение о возбуждении уголовного дела, либо о проведении того или иного следственного действия и определении направления расследования, либо тактику соответствующего следственного действия. Результаты опроса могут быть также использованы для проведения других предусмотренных Законом об ОРД оперативно-розыскных мероприятий.
Данная статья на тему "Оперативно-розыскное мероприятие "опрос граждан" продолжает серию публикаций автора, посвященных оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД).
Правоохранительная практика свидетельствует о том, что опрос граждан является одним из самых распространенных и эффективных средств получения первичной информации, имеющей значение для решения задач ОРД.
Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, представляющее собой вербальный контакт сотрудника оперативного подразделения с гражданами, которые располагают или могут располагать информацией, представляющей определенный интерес для оперативно-розыскных органов.
Основанием для опроса могут быть любые основания, предусмотренные Законом об ОРД для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Опрос проводится по инициативе оперативного сотрудника. Никаких разрешений от вышестоящих руководителей или суда, в отличие от некоторых других оперативно-розыскных мероприятий, для производства опроса граждан не требуется.
Главная цель опроса - получить необходимые фактические данные (не имеющие доказательного значения) и оценить их, чтобы на этой основе принять решение о возбуждении уголовного дела, либо о проведении того или иного следственного действия и определить направление расследования, либо тактику соответствующего следственного действия. Результаты опроса могут быть использованы для проведения других предусмотренных Законом об ОРД оперативно-розыскных мероприятий.
Успех опроса во многом определяет обстановка, в которой приходится опрашивать граждан. Значительную роль играет место проведения опроса, категория и количество лиц, которых необходимо опросить за определенный срок, дефицит времени.
Поскольку одним из основополагающих принципов оперативно-розыскной деятельности является принцип конспирации, а также сочетания гласных и негласных методов, на практике нередко применяется вербальный контакт с гражданином под вымышленным предлогом, когда сотрудник оперативного подразделения выдает себя за какое-то другое лицо или просто не раскрывает своего истинного лица. Это возможно за счет того, что при разрешении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, вправе использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц оперативно-розыскных ведомств.
Кроме того, объектом опроса может быть лицо, согласное предоставить имеющуюся в его распоряжении информацию, однако при условии, что этот факт не будет предан огласке.
Опрос граждан, несмотря на допустимость использования конспиративных приемов, исключает применение при опросе технических средств, психотропных, химических и других веществ, которые угнетают волю и причиняют вред здоровью людей и окружающей среде.
Вместе с тем, при опросе граждан не исключается возможность использования при опросе технических средств фиксации информации, устройств, не угнетающих эмоциональное состояние опрашиваемого в ходе беседы с ним.
Сотрудники оперативных подразделений, которые решили провести данное оперативно-розыскное мероприятие, а также граждане, которых они опрашивают, должны иметь в виду правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Так, в определении от 20 декабря 2005 г. № 473 - О Конституционный Суд отметил, что с того момента, когда выступающее в официальном качестве должностное лицо в ходе оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого в отношении гражданина, чьи конституционные права на свободу, личную неприкосновенность и свободу передвижения реально ограничены путем административного задержания, проводит его опрос, направленный на выявление фактов и обстоятельств, уличающих данного гражданина в совершении преступления, тем более, если он делает заявление о совершенном им преступлении, в отношении него подлежат непосредственному действию нормы Конституции Российской Федерации, обеспечивающие, в том числе, предоставление квалифицированной юридической помощи (статья 48) и право не свидетельствовать против себя самого (статьи 51, часть 1).
Результаты опроса оформляются справкой (рапортом) сотрудника оперативного подразделения, а при согласии опрашиваемого — его объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной.
Применение технических средств в ходе опроса также оформляется справкой (рапортом) сотрудника оперативного подразделения. На их основе сотрудник оперативного подразделения составляет справку (справку-меморандум), к которой прилагаются упакованные результаты оперативно-технических мероприятий (материальные носители звуко-, видеозаписи и др.).
Важно знать разницу между опросом (оперативно-розыскным мероприятием) и допросом (следственным действием), который может осуществляться только в рамках возбужденного уголовного дела. Об этом можно будет узнать в серии последующих статей, посвященных уголовно-процессуальной деятельности.
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.
Читайте также: