Б спиноза онтология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Из понятия субстанции как бесконечной и неделимой Спиноза выстраивает понятие детерминизма. Субстанция внутренне необходима, поэтому в субстанции не происходит ничего случайного, т.к. бог есть не внешняя, а имманентная причина всех вещей. Все имеет свою причину, лишь субстанция имеет причину в самой себе.

Идеи Спинозы вылились в механический фатализм: весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом.

Гносеология Спинозы строилась на рационализме. Он выделял несколько форм познания и знания. Низшую ступень познания составляет знание, основывающееся на воображении. Это представления, опирающиеся на чувственные восприятия внешнего мира. Вторую, более высокую ступень познания, образует знание, основывающееся на уме. В этом роде знания истины выводятся посредством доказательства. Третий, и самый высший, род знания есть знание, также опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством. Это – истины, усматриваемые в интуиции, т.е. непосредственные созерцания ума. Таким образом, выступая с позиций рационализма, Спиноза принижал роль чувственного познания и роль опыта.

Деятельность человека, как и любого модуса абсолютно предопределена всей совокупностью мировых связей, образующих прочные и неизменные законы. Поэтому и по отношению к человеку Спиноза считал принципиально возможным такое универсальное математическое познание, которое объясняло бы существование и деятельность каждого отдельного индивида. Вместе с тем в своем этическом учении он не отвергал возможности свободы человека. По его мнению, человеческой природе присуща общая черта – ее зависимость от страстей, или аффектов.

Значение творчества Б. Спинозы состояло, прежде всего, в преодолении дуализма Декарта. Значительную роль в свое время сыграл его пантеизм атеистической направленности. Социально – политические воззрения Спинозы способствовали развитию естественно - правовых и договорных концепций возникновения общества.

Учения Д.Беркли и Д.Юма.

Джордж Беркли.

Английский философ Д.Беркли (1684 – 1753) вошел в историю философии как представитель субъективного идеализма и агностицизма.

Он обозначает все качества предметов субъективными, они есть ни что иное как субъективные ощущения. Поэтому заключал, что отдельные реальные предметыэто комбинации ощущений.

Онтология

Д.Беркли исходил из того положения, что все, что существует – единично. Отсюда следует вывод: общее существует лишь как обобщенный образ единичного. Этот образ носит чувственно – наглядный характер, а не абстрактный, абстрактные же понятия суть ложные понятия, более того, они вообще невозможны.

Опираясь на учение Локка о первичных и вторичных качествах, Беркли с позиций идеалистического сенсуализма признавал лишь вторичные качества, сводя первичные к вторичным. Но для Локка вторичные качества были не чисто субъективными, а чувственным преломлением объективных (первичных) качеств. Беркли совершенно отрывал вторичные качества от их объективной основы, дал им законченно – субъективистскую интерпретацию. Он стремился доказать, что субъективность, присущая вторичным качествам, в равной мере присуща и первичным качествам. Таким образом, все качества в равной мере вторичны, т.е. субъективны.

Гносеология

Давид Юм.

Английский философ, психолог, историк и экономист Д.Юм (1711 – 1776 гг.) был современником Д.Беркли.

Следуя терминологии Д.Локка, Юм делил все впечатления на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Первые возникают от неизвестных нам причин, принципиально непознаваемы. Что касается впечатлений рефлексии, то они возникают в результате действия на ум некоторых идей ощущений (т.е. копий впечатлений ощущения), например, идей удовольствия и страдания.

Получается, что система взаимосвязанных элементов опыта субъекта и выступает у Юма единственной реальностью, подлежащей изучению в его философии. Свою задачу он видел в детальном описании психологического механизма такой связи восприятий.

Позиции Юма в его отрицании возможности абстракций распространяются и на решение вопросов онтологии. В частности, проблемы субстанции. Он задавался вопросом, извлекается ли эта сложная идея из впечатлений ощущения или рефлексии? И отвечал отрицательно, ибо субстанция, как он считал, не есть ни цвет, ни вкус, ни запах, а также ни страсть или эмоция, т.е. ни один из возможных в его учении элементов чувственного опыта. Он писал, идея субстанции, равно как и идея модуса, не что иное, как совокупность простых идей, объединяемых воображением и наделяемых особым именем, с помощью которого мы можем вызвать эту совокупность в собственной памяти или в памяти других людей.

Отрицание субстанции вытекает у Юма еще и в процессе анализа причинности, который он ставит в центр своей теоретической философии.

Основное понятие спинозовского учения о природе, фундамент его онтологии и всей системы – понятие субстанции.

Каковы же основы спинозовской онтологии? Первое, что характеризует субстанцию Спинозы – это то, что она есть causa sui. Дефиницией causa sui и начинает Спиноза изложение своего учения о природе. Понятие causa sui – важнейшее его понятие, из которого следуют кардинальнейшей важности выводы. Оно действительно зародыш, из которого развивается вся система. Объявляя природу causa sui, Спиноза тем самым признает абсолютное совершенство природы, со всеми вытекающими отсюда следствиями. Признание абсолютного совершенства природы исключает самое возможность существования чего бы то ни было более совершенного, стоящего над природой, отвергает, таким образом, a limine самого творца. Из абсолютного совершенства природы вытекает необходимость ее существования. Природе присущи все совершенства, она всереальность, всебытие, она, следовательно, не может не быть.

А вместе с необходимостью существования природы утверждается и его вечность, чем устраняется всякая возможность акта творения. В мире имеет место не творение, а вечное бытие, мир, стало быть, не создан, а постоянно есть. Необходимо же существующее и вечно существующее закономерно. Далее, абсолютно совершенное не может быть ограничено чем-либо, поскольку всякое ограничение есть признак не-совершенства. Субстанция, следовательно, истинно бесконечна, абсолютно неограниченна (бесконечность же субстанции означает и ее безначальность). Но в таком случае не может и существовать что-либо способное ограничить субстанцию в каком-либо отношении. Существует, следовательно, притом необходимо существует, одна единственная субстанция (а отсюда опять-таки, следует вывод о ее несотворимости – т. 6, ч. I). Субстанция, стало быть, есть единственная реальность, объемлющая собой все и заключающая в себе все. Отсюда все происходящее есть проявление мощи самой субстанции, действующей извечно и необходимо на основе законов, вытекающих из самой сущности ее.

Все указанные свойства субстанции столь тесно взаимосвязаны, что отдельные исследователи дедуцируют их в различной по-следовательности, однако все эти свойства неизменно восходят к одному – к абсолютному совершенству субстанции, которое прямо следует из дефиниции субстанции как causa sui [18, стр. 597 – 598]. Важность этого понятия в сис-теме Спинозы, таким образом, не подлежит сомнению.

Недооценка понятия causa sui, отрицание его самого, либо вытекающих из него выводов, либо, наконец, того и другого вместе объясняется недоступностью этого понятия метафизически мыслящим исследователям.

Определение природы как causa sui означает по существу материалистическое решение первой стороны основного вопроса философии. Прежде всего оно отвечает первому требованию материализма: объяснять мир из него самого. Для Спинозы право-мерно лишь причинное объяснение сущего. Однако, пытаясь охватить мир в его целостности, Спиноза не мог апеллировать к господствующей в мире бесконечной причинной цепи. Единственный и найденный мыслителем гениальный выход дало понятие causa sui, посредством которого природа и была объяснена исключительно из нее самой, из присущих ей самой внутренних сил и извечно действующих в ней законов. Причем эта материали-стическая точка зрения, как отмечает А. Деборин [ 11, стр. 78], тем более значима, что предмет здесь – природа в целом, ибо ни один мыслитель, не исключая и тех, кто обходился без божественного вмешательства при объяснении отдельных явлений, не мог обойтись без такового при решении данной проблемы. Определение природы как causa sui, далее, удовлетворяет основному принципу материализма: признанию первичности природы, пер-вичности материального, объективного мира. Соответственно принципам материализма мир рассматривается как несотворимое и вечное, единое и единственно существующее, бесконечное целое, абсолютно неограниченное во времени и пространстве, состоящее из бесконечного числа постоянно взаимодействующих элементов.

Понятие causa sui представляет собой и важнейший шаг на пути к диалектическому решению вопроса об источнике движения, к открытию внутреннего источника движения – к пониманию самодвижения. Понятие causa sui, наконец, не только важнейшая онтологическая категория спинозизма, но и основная гносеологическая категория его. Ведь познание всякого явления, согласно детерминисту Спинозе, заключается в познаиии его причины. А так как причинная цепь в мире необходимо восходит к первой причине, которая есть необходимая причина самой себя и всего существующего и которая может поэтому быть познана только из самой себя, то и познание всего существующего есть в конечном итоге результат познания первой причины, познания causa sui. Таким образом, из определения субстанции как causa sui вытекает не только необходимость всех вещей, но и возможность познания их.

Справедливо ли в таком случае считать Спинозу сторонником онтологического доказательства бытия Бога? Справедлива ли критика, например, Беляевым самого спинозовского понятия causa sui, или критика Диттесом вытекающих из этого понятия выводов, или критика Шилкарским и целым рядом других и самого понятия, и следующих из него выводов? Подобные обвинения и такая критика строятся прежде .всего на непонимании особой роли дефиниций в системе Спинозы: они не простые формальнологические определения, а выражают самое сущность определяемой вещи, сущность, из которой естественно вытекают важнейшие свойства и признаки вещи. Спиноза действительно выводит многие и притом важнейшие свойства субстанции, в том числе и само существование ее, из определения субстанции как causa sui, да из определения субстанции, как таковой (оба эти определения по существу совпадают), на что он сам указывает в своем письме к Ольденбургу [18, стр.

Несомненно, всякое заключение о существовании вещи из самого понятия о ней есть онтологическое доказательство ее бытия. Спиноза предпочитает априорное, т. е., казалось бы, онтологическое доказательство. Тем не менее обвинение Спинозы в онтологическом доказательстве существования субстанции несостоятельно. Ее существование философ выводит не из абстрактного понятия о ней (для Спинозы характерно резко отрицательное отношение к подобным понятиям), а из самой природы субстанции, из сущности ее. Априорное доказательство существования суб-станции у Спинозы вовсе не онтологическое доказательство. Существование любой вещи, по Спинозе, выводимо только из ее причины. Поскольку в априорном доказательстве существование субстанции выводится из самой сущности ее, сущность выступает здесь в качестве причины.

Признание понятия causa sui, определение субстанции как самопричины обязательно влечет за собой признание необходимости существования, несотворимости, вечности и т. д. и т. д. самой природы. В этом материалист Спиноза не мог, разумеется, сомневаться. Понятие causa sui выражает не только логическую необусловленность субстанции, как утверждает ряд исследователей (Лопатин, Шилкарский и др.), но и ее абсолютную безуслов-ность, абсолютную независимость (и логическую, и реальную) от чего бы то ни было. Существование природы как самопричины, ее необходимое извечное существование есть для Спинозы неоспоримый, очввшнейший факт, вечная истина, не требующая ни логического, ни какого-либо иного обоснования.

Итак, первое, что вытекает из провозглашения субстанции абсолютным совершенством, которое в свою очередь следует из определения субстанции как causa sui, – это факт ее необходимого суще-ствования.

Итак, субстанция необходимо существует. Но, может быть, она сотворена? Отнюдь нет. Именно в понятии сотворенной субстанции (а не в понятии causa sui) заключается для Спинозы coiitradictio in adjecto. Несотворимость субстанции вытекает из самого понятия ее, из определения ее как causa sui.

Если бы субстанция могла быть произведена другой субстанцией, то последняя должна была бы иметь столько же, или больше, или меньше совершенства. Первое невозможно, так как предполагает существование двух одинаковых субстанций (и противоречит, следовательно, ее единичности), второе и третье также невозможно, так как одна из субстанций должна была быть ограниченной (что противоречит бесконечности субстанции) [см. 17, стр. S3].

Итак, единая бесконечная субстанция не сотворима, а существует необходимым образом, следовательно, она вечна. Вечность субстанции, подобно другим ее свойствам, вытекает из самого определения субстанции, из ее абсолютного совершенства, из понятия causa sui, а также из абсолютной бесконечности ее, поскольку абсолютно бесконечное не может иметь какого бы то ни было начала 7.

Итак, несотворимая, необходимо существующая, единая и бесконечная субстанция есть вечная причина всего существующего и происходящего в мире. Все происходящее есть проявление необходимости, присущей самой природе субстанции, все существующее есть проявление закономерностей, извечно присущих ее сущности.

Поскольку субстанция в системе Спинозы материальна (кос-венное доказательство чего было дано выше), а сама система – монистическая, то последняя может быть системой лишь материалистического монизма. Следовательно, природа сущего у Спинозы не исчерпывается одним лишь предикатом бытия, и это вытекает уже из рассмотренной части его учения. Мы знаем не только то, что субстанция есть, но и что она такое. Выводимые же из этого предиката (бытия) признаки также не отрицательные по своему содержанию, иначе мы должны были бы (вслед за Шилкарским и др.) говорить о непознаваемости мира Спинозы, что в свете принципов спинозовского рационализма означало бы отрицание самого существования этого мира, т. е. отрицание того же предиката, который единственно и признается Шилкарским 13.

Таким образом, и достоинства, и недостатки спинозовской онтологии очевидцы уже при исследовании субстанции со стороны существования. Но почему же субстанция вечна, бесконечна, несотворима и пр.? Изложенное выше дает лишь один ответ:

потому что она causa sui. Но почему же она causa sui?

Ответ на вопрос о сущности субстанции и тем самым на основной вопрос философии Спиноза дает в своем учении об атрибутах.

Онтология Спинозы связана с учением о субстанции. Существует лишь одна субстанция - природа, которая есть причина самой себя - т.е. не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом.

Детерминизм. Все имеет свою причину, лишь субстанция имеет причину в самой себе. Таким образом, единичные вещи имеют причину. Идеи Спинозы вылились в механический фатализм: весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом.

Гносеология Спинозы строилась на рационализме. Он выделял несколько форм познания и знания. Низшую ступень познания составляет знание, основывающееся на воображении (опирающиеся на чувственные восприятия внешнего мира). Однако чувственный опыт беспорядочен, поэтому знание смутное, ложное. Вторую, более высокую ступень познания, образует знание, основывающееся на уме (знания истины выводятся посредством доказательства). Третий, и самый высший, род знания есть знание, также опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством. Это - истины, усматриваемые в интуиции, т.е. непосредственные созерцания ума. Они отличаются наибольшей ясностью и отчетливостью. Итак, первый род знания - чувственное, второй и третий - интеллектуальное..

Правильный метод познания - основывается на способности души человека к адекватному познанию. Иметь адекватную идею- значит быть уверенным в ее истинности.

человеческой природе присуща общая черта - ее зависимость от страстей, или аффектов. Всякий аффект, т.е. пассивное состояние, перестает быть пассивным, как только мы составляем о нем ясную и отчетливую идею, иначе, познаем его.

Свобода - ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Свобода для человека - только господство разума над чувствами, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию.

Учения Беркли. Юма

. Общие и абстрактные идеи он различает. Общие идеи - это такие, которые могут быть восприняты как наглядные представления. Абстрактные - отвлеченные общие идеи. При этом Беркли различал два вида отвлечения. При первом из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существовать порознь. При втором виде отвлечения - такие, которые в действительности неотделимы друг от друга. Их-то и отвергает Беркли как иллюзорные, как пустые слова, которым не соответствуют никакие восприятия. В качестве примеров таких абстрактных понятий он брал протяжение, движение, число, пространство, время, счастье, добро.

Вся теория абстракции Беркли была направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представляемо, но не то, что мыслимо. Понятие им сводилось к представлению, рациональное - к эмпирическому, общее - к отдельному. Тем самым исчезла качественная грань между двумя формами познания.

Юм задает программу субъективизма и агностицизма.

От этих двух видов первоначальных впечатлений зависят идеи памяти и идеи воображения. Ни одна идея не может быть образована без предшествующего ей впечатления. Для памяти важно сохранить сам порядок последовательности идей, она воспроизводит их в том порядке, в котором они получились. А воображение, напротив, идеи свободно перемещает в свободные сочетания. Свою задачу он видел в детальном описании психологического механизма такой связи восприятий.

Всего Юм называл три типа ассоциации идей. Во-первых, ассоциация по сходству. Но эта ассоциация часто приводит к ошибкам. Во-вторых, это ассоциация по смежности в пространстве и во времени. Наиболее широко встречающаяся ассоциация причинности.

Позиции Юма в его отрицании возможности абстракций распространяются и на решение вопросов онтологии.субстанция, как он считал, не есть ни цвет, ни вкус, ни запах, а также ни страсть или эмоция, т.е. ни один из возможных в его учении элементов чувственного опыта. субстанция - это просто удобная фикция воображения.

В анализе причинности Юм отказывался считать существенно важным отношение порождения причиной действия. Он под­черкивал, что, поскольку мы имеем дело с одними восприятиями, которые совершенно пассивны, невозможно ни логически, ни опытным путем доказать наличие порождающей силы в какой-либо причине. Последняя же причина самих восприятий нам совершенно неизвестна. Тем самым философом отрицалась объективная причинность, а вместе с ней и наличие субстанции.

Человек, по мнению Юма, - это прежде всего чувственное, аффективное существо. Разум не способен преодолеть какой-либо аффект. Это может сделать только другой аффект. Разум в действительности является «рабом аффектовАффекты - это эмоции, возникающие под влиянием объектов. Все аффекты он подразделял на спокойные (например, чувство прекрасного или безобразного) и бурные (например, любовь или ненависть, печаль или радость). Разум, как было уже сказано, относится к спокойным аффектам.

В отношениях с другими людьми человек руководствуется чувством справедливости, которое возникает как впечатление соглашения между людьми.

Онтология (учение о бытии) Бенедикта Спинозы. Все существует только в Боге, через Бога и никак иначе. Бог дает возможность существо-вания всему. Бог и прир. – одно целое, Бог – это субстанция с ее атрибутами, а мир – это модусы. Они неразрывно связаны, так как все существует в Боге, без него ничего нет.

ОнтологиияЛейбница, субст много – поэтому метод поз-я совп с предуст гармонией, ей пронизано ед-во монад. Изучая себя – монаду изуч вселен. Метод – математич – универс связи ч. и целого + вводит понЯтия конеч и бесконеч – универс связь части и целого + автор интегр исчисл. – понятия конечн и бесконечн. Вселен хоть и бесконесна, мож быть посчитана математически Мир состоит из монад. Монады – это прост сущности, то есть не имеющие частей. Их также можно назвать атомами. Из монад состоят все вещи. Монада не мож измениться. Внутри нее не происх никакого движения. .

Монизм (один-единственный) – философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа. “Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis — мно­жественный) — концепция, противопо­ложная

монизму, по который все сущест­вующее состоит из множества равно­значных

изолированных сущностей, . Склонность к плюрализм выражает

стрем­ление современных идеалистов возвыситься над материалисти­ческим иидеалистическим монизмом.плюрализм противосто­ит только диалектико-материалистическому монизму. В

социологии плюрализм, слу­жит основанием для отрицания еди­ной определяющей

Вольтер(основоположников французского Просвещения, который:

• страстно выступал против религии,

• считал Бога основателем окружающего мира,

• видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе,

• в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, ;




• выступал за гуманное отношение к простому народу выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"),а также вел переписку с рядом "просвещенных" монахов

Шарль Луи Монтескье

• выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя,

• видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;

• отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство

• считал, что история делается людьми,

• выдвинул идею "разделения властей"— то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования

основополагающие идеи,

• идея приоритета закона;

• идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

основные положения философии Руссо.Он:

• видел в Боге мировую волю и мировой разум;

• считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

• считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

• был убежден, что человек не в силах до конца познать мир

• выступал против религии как таковой,

• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

• обосновал право народа на восстание(

• власть должна осуществляться через собрания, сходы,

• в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях,

Жан Мелье

• не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);

• не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;

• считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции — материи;

• материя является первопричиной всех вещей,

• материя состоит из мельчайших частиц,

• познание — отражение материи самой материей;

• источником большинства знаний являются чувства;

• причиной социальных антагонизмов видел частную собственность,

• выступал за свержение абсолютизма,

3. Жюльен Ламетриатеистически-материалистических позиций:

• полностью отвергал идеализм и теологию;

• считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции — материи,

• душа, сознание, чувства, являются свойствами материи;

• поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;

• выступал за полную познаваемость мира,

• считал частную собственность гарантией свободы человека;

• идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".

4.Дени Дидро(идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел"."Энциклопедия" была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства,

Философскиевзгляды

• признавал материю единственно существующей субстанцией,

• движение объяснял таким свойством материи, как разнородность

• отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;

• в основе общества и государства видел "общественный договор";

• идеалом государства считал "просвещенную монархию",

Гольбах(1723 - 1789) и Гельвеций(1715 - 1771).Значение деятельности французских философоватеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:

• выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм

• освободили философию от многих религиозных предрассудков;

• дали более реалистическое определение субстанции — материя;

• выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

• подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание

• обосновали идеи социальной справедливости;

• идеологически подготовили Великую французскую революцию.

Кант. если человек сначинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия. Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы. Кант выявил особую категорию всеобщих понятий. Чистый, или теоретический, разум вырабатывает такие понятия, как “Бог”, “вещь в себе, или абсолют, спонтанная сила, действующая в человеке, не может быть прямым объектом познания, Человек познает не вещи в себе, а явления. В своей теории познания он разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию. существует какая-то соразмерность между сознанием и миром. Он связывает размерность космических процессов с бытием человека.

Гегель. Он сформулировал 3 закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей (в борьбе противоположностей заключается источник развития).

2. Закон преобразования количественных отношений в качественные (из-за неразрушения меры при изменении количественных отношений и при достижении определенной стадии происходит качественное изменение).

3. Закон отрицания (любая стадия процесса развития непременно сменяется новой стадией, на смену которой приходит еще более новая стадия).

В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. , диалектика — особая модель философского подхода к миру. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий.

Фихте. В качестве основополагающего принципа, объединение теории и практики философского выделяет принцип свободы. “с человеческой свободой несовместимо признание объективного существования вещей окружающего мира,

Шеллинг. Философское развитие характеризуется, с одной стороны, четко выраженными этапами, смена которых означала отказ от одних идей и замещение их другими. Но, с другой стороны, для его философского творчества свойственно единство основного замысла – познать абсолютное, Природаесть и единственная субстанция, как это полагает Спиноза. Природа, по Шеллингу, представляет собой абсолютное, а не индивидуальное Я. . Центр философских исследований Шеллинг переносит с общества на природу. Шеллинг выдвигает идею тождества идеального и материального: Материя – это свободное состояние абсолютного духа, . Дух и материю они тождественны, так как представляют лишь различные состояния одного и того же абсолютного разума.

Фейербах. Природа - основа всего сущего, Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм.за исходный пункт своего учения принимает живого человека. отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире.




Читайте также: