Опишите время неолита на русской равнине абашевская ямная фатьяновская и другие культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Самой древней стоянкой человека современного типа, европеоида, мировое археологическое сообщество признало 3 поселение Костёнки, расположенное в Воронежской области России. Этой стоянке 50 тысяч лет. А к 40-му – 30-му тысячелетию до н.э. европеоидный человек заселил всю Русскую равнину [Хрисанфова Е.Н., 2000]. По географическому признаку, а именно, по зарождению на просторах Русской равнины будем называть этот вид человека – проторус (более узкие, местные вариации – костёнковец, сунгириец, мёзинец, авдеевец и т.д.).

Неоантропы Русской равнины имели средний рост 180 см и выше, белый цвет кожи, европеоидные черты лица. В отличие от неоантропов неандертальцы прилежащих территорий имели рост 164 см и ниже, наблюдались некоторое отставание в развитии и негроидно-монголоидные черты в облике [Медникова М.Б., 2002]. Неоантропы питались пищей смешанного, животного и растительного, происхождения. Неандертальцы – преимущественно животного происхождения [Добровольская М.В., 2005].


Рис. 6. Реконструкция физического облика неоантропов-европеоидов Русской равнины эпохи верхнего палеолита:
слева сунгирийка (поселение Сунгирь, г. Владимир, ок. 30 тыс. л.н.), справа – костёнковец (поселение Костёнки, Воронежская обл., ок. 45 тыс. л.н.). Реконструкции М.М. Герасимова.

Костёнковско-стрелецкая и костёнковско-спицинская культуры занимали территорию бассейна Дона, Десны и Днепра и достигали на юге стоянки Бирючи Балки 2 в долине реки Сиверский Донец, на севере – стоянки Сунгирь на реке Клязьма возле Владимира, стоянки Гарчи в Приуралье. Для этих культур характерны наземные жилища длиной до 35 м и шириной до 9 м, изготовление скульптурных изображений богини Макоши 4 (более 50 шт.), мотыги и др. [Ефименко П.П., 1958; Рогачёв А.Н., 1957].

Верхний слой Костёнок I относят с костёнковско-авдеевской культурой [Лазуков Г.И., 1981, стр. 172]. На Авдеевской стоянке (близ города Курск), созданной неоантропами, – наземные жилища, женские статуэтки (богини Макоши) [Береговая Н.А., 1960; Wace A.J, 1949].

В Южной России неоантропы сформировали гагаринскую культуру – стоянка Гагарино, расположенная на левом берегу реки Дон, ниже города Липецк (найдено овальное жилище размером 5,5×4,5 м) [Замятнин С.Н., 1935]. Гагаринская культура неоантропов существовала одновременно с культурой граветт западноевропейских неандертальцев.

На стоянке эпохи верхнего палеолита Елисеевичи (на правом берегу р. Судость, правый приток р. Десна, Брянская область) – охотники на мамонтов, жилые сооружения, образованные врытыми в землю костями мамонта, геометрический орнамент, статуэтка женщины из бивня мамонта (богини Макоши) – [Поликарпович К.М., 1968]. На стоянке Юдиново (13 тыс. до н.э.; на правом берегу реки Судость в Брянской области) – жилища из костей мамонта.

Мёзинская стоянка неоантропов, расположенная на правом берегу реки Десна в селе Мёзин (Черниговская область Украины), существовала одновременно с культурой мадлен западноевропейских неандертальцев. Но в отличие от пещер и гротов неандертальцев жилища мёзинцев наземные – округлые и овальные (диаметр до 6 м), сооружались из дерева, покрывались шкурами. Мёзинцы изготавливали скульптурные фигурки богини Макоши из бивня мамонта и браслеты из бивня с геометрическими узорами [Шовкопляс И.Г., 1965].

Эпоха мезолита

С палеолитическими памятниками неоантропов Русской равнины генетически связана рессетинская культура (11 тыс. до н.э.). Она наследует верхнепалеолитические традиции памятников типа Гагарино [Васильев С.А., 2004] – Хотылево II – Мёзин [Васильев С.А., 2004], близких Костёнкам, и техникой обработки кремня показывает дальнейшее развитие традиции костёнковской культуры, а также относящейся к костёнковско-авдеевской общности Зарайской стоянки (21 – 20 тысяч лет до н.э.) [Сидоров В.В., 2002].

Рессетинская культура существовала в одно время со свидерской культурой неандертальцев Центральной Европы. Представлена рядом памятников в верховьях р. Ока, например, селище Колтово 7 (под Каширой, Московская область).

Большой группой памятников, расположенных в западной части Волго-Окского междуречья, в верхнем течении Волги и Оки, представлена иеневская культура неоантропов (6,5 – 6 тысяч лет до н.э.; Иенево II, Константиновская IV, Дмитровское 1 и др.).

Основной вид хозяйства племен иеневской культуры – охота, специализированная в зависимости от сезона, рыболовство и собирательство. Образ жизни – осёдлый, о чём свидетельствуют мощные культурные слои и наличие жилищ сложной конструкции.

Иеневская культура находилась во враждебных отношениях с бутовской культурой неандертальцев монголоидного типа – под давлением иеневской культуры неоантропов неандертальское население бутовской культуры распалось [Виноградов А.Г., 2002].

Неолит

В 1972 году Верхневолжская экспедиция Института археологии Российской академии наук открыла комплекс Сахтышских неолитических стоянок, расположенных в Тайковском районе Ивановской области по берегам речки Койки. Стоянки представляют собой многослойные поселения, в толще наслоений которых последовательно залегают слои культур: верхневолжской (5240 – 3430 лет до н.э. – за 1000 лет до начала цивилизаций Шумера Египта) и волосовской (3065 – 1840 лет до н.э. – одновременно с началом становления Шумера и Древнего Египта) [Алексеева Т.И., 1997].


Рис. 8. Ареал распространения неолитических культур Русской равнины:
верхневолжская, волосовская, фатьяновская.

Верхневолжская культура занимает обширный Волго-Окский регион [Крайнов Д.А., 1977; Мезолит, 1989, стр. 86]. Поселения верхневолжской культуры располагаются на высоких берегах рек и озер, на озерных островах, дюнных холмах. Жилища небольшие, от 6 до 12 кв. м, овальной, округлой или прямоугольной формы с очагами в центре.


Рис. 9. Антропологический облик человека неолита Русской равнины (слева направо):
человек верхневолжской (6 – 4 тыс. до н.э.), волосовской (4 – 2 тыс. до н.э., два фото), оленеостровской (2-е тыс. до н.э.) неолитических культур.

На стоянке Сахтыш I в 1962 – 1966 и в 1971 гг. было исследовано 15 погребений. Одно из них (№ 1) датируется позднебронзовым веком, остальные – энеолитом. Погребение № 1, 1962 г., обнаружено на глубине 70 см. Костяк лежал на правом боку в скорченном положении, головой на запад. Умерший был спеленут (или связан). Датировка – поздняя бронза, абашевская культура. Скелет принадлежал молодой женщине примерно 18 – 20 лет. Датировка погребений – волосовское время [Алексеева Т.И., 1997].


Рис. 10. Люди Русской равнины:
слева – волосовец (4 – 2 тыс. до н.э., реконструкция М.М. Герасимова),
справа – абашевец (2-е тыс. до н.э., реконструкция Г.В. Лебединской).

Согласно исследованиям, проведённым антропологом Т.И. Алексеевой [Алексеева Т.И., 1997], краниологическая серия, датируемая волосовским временем, в значительно большей степени проявляет сходство с носителями верхневолжской культуры.

Т.И. Алексеева утверждает, что

Эти особенности строения скелета были унаследованы волосовским населением Русской равнины от своих верхнепалеолитических предков европеоидного антропологического типа (у неандертальцев скелетные особенности иного типа – близкого к монголоидному, кавказоидному или негроидному [Алексеева Т.И., 1997]). Следует отметить, что выраженность этого – европеоидного – морфологического своеобразия достаточно стабильна на огромных пространствах Русской равнины [Алексеева Т.И., 1997].

Волосовская культура была широко распространена в энеолите – на всей территории лесной зоны от Камы до Прибалтики керамические материалы свидетельствуют о существовании единых традиций с разнообразными локальными вариантами [Крайнов Д.А., 1987].

Таким образом, антропологи и археологи уверенно относят носителей волосовской культуры Окско-Волжского междуречья к автохтонам проторусского (европеоидного) происхождения 4 – 2-го тыс. до н.э. [Алексеева Т.И., 1997]. Которые, в свою очередь, явились генетическим наследием такой же автохтонной культуры Окско-Волжского региона – верхневолжской. Последняя уходит своими корнями также в автохтонные, т.е. местные, культуры европеоидов (проторусов) – иеневскую (с центром в Москве, 10 – 6-е тыс. до н.э.), вышедшею из рессетинской культуры (так же округи Москвы, 11 – 9-е тыс. до н.э.), в свою очередь развившейся из юдиновской (13-е тыс. до н.э.), авдеевской и зарайской (близ Москвы, 21 – 20-е тыс. до н.э.), сунгирской, гагаринской, елисеевической (35 – 30 тыс. до н.э.) и, в конце концов, произошедших от первой культуры неоантропов – русов – костёнковской возрастом 50 тысяч лет.

Бронзовый век

На смену волосовской культуре (3065 – 1840 л. до н.э.) [Алексеева Т.И., 1997] во 2-й половине 3-го тыс. до н.э. в лесной полосе Средней и Восточной Европы распространились среднеднепровская культура, фатьяновская культура, культура ладьевидных топоров, Злота культура, катакомбная культура и др., а в Северной Европе распространилась группа культур шнуровой керамики (или другое название – культура боевых топоров).


Рис. 11. Носители фатьяновской культуры
(2-е тыс. до н.э., центральные области Русской равнины, женщина из Ярославской области, реконструкции М.М. Герасимова).

Антропологический тип – индоевропейцы – предки русов, славян, германцев, балтов (Л.Я. Монгайт и др.), кельтов и италийцев [Монгайт А.Л., 1973; Чайлд Г., 1952; Титов В.С., 1966].

Относящиеся к общности культур шнуровой керамики (боевых топоров) славяне среднеднепровской культуры распространились в Среднем и Верхнем Поднепровье во 2-й половине 3-го – 1-й половине 2-го тыс. до н.э. и вели обмен с племенами Прибалтики, Волыни и Причерноморья. Жилища – деревянные, столбовой конструкции с очагами внутри. Захоронения – в курганных и грунтовых могильниках (трупоположения и трупосожжения) [Артеменко И.И., 1967].

В 3-ем тыс. до н.э. в Каспийско-Черноморских степях (от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере) распространились племена ямной культуры.

Внутри ямной культуры выделено девять локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Основной объединяющий признак ямной культуры – погребальные памятники, захоронения в скорченном положении под курганами (древнейшими из известных доныне). Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров. На втором этапе (3-я – начало 4-й четверти 3-го тыс. до н.э.), как результат слияния с местными племенами, возникают локальные варианты. Потомки племён ямной культуры на востоке сыграли основную роль в формировании срубной культуры, на западе они были ассимилированы предками славян – племенами катакомбной, среднеднепровской культуры, усатовской культуры. Основой экономики ямной культуры было кочевое и полукочевое скотоводство. Потомки племён ямной культуры вошли в состав некоторых этнических групп индоевропейской языковой семьи [Мерперт Н.Я., 1974].

В Волжско-Уральском междуречье на основе местного варианта ямной культуры сформировалась срубная культура. Во 2-ой половине 2-го – начале 1-го тыс. до н.э. она распространилась в степной и лесостепной зонах Европейской части бывшего СССР. Представлена поселениями, курганными кладбищами, кладами металлических изделий, а также литейных форм и инструментов металлообработки. Распространение срубной культуры привело к установлению в этот период культурного единообразия от Урала на востоке до Днепра на западе, от р. Кама и правых притоков р. Ока на севере до Азово-Черноморских степей на юге. Поселения располагались на берегах рек, на позднем этапе иногда укреплялись валами и рвами. Жилища – полуземлянки или наземные (бревенчатые или каменные). Погребения в индивидуальных могилах под курганами. Посуда с геометрическим орнаментом. Орудия, оружие и украшения главным образом бронзовые (проушные топоры, ножи, кинжалы, кельты, втульчатые копья, на позднем этапе – короткие мечи, серпы, клепаные котлы). Известны мощные очаги металлообработки срубной культуры в Волжско-Уральском междуречье и Северо-Западном Причерноморье. В конце срубной культуры появляются признаки использования железа. Хозяйство: в степной полосе – преимущественно скотоводство, в лесостепи – земледелие и придомное скотоводство. Объединения племён сыграли значительную роль в формировании исторически известных киммерийцев, а позднее – скифов [Городцов В.А., 1905; Кривцова-Гракова О.А., 1955].


Рис. 14. Скифы:
слева – скиф из Никопольского могильника, справа – скифский царь Скилур (реконструкции М.М. Герасимова).

Сменившие ямную культуру племена катакомбной культуры в 1-й половине и 3-й четверти 2-го тыс. до н.э. распространились в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Носителями катакомбной культуры была группа родственных племён, генетически связанных с жившими в 3-м тыс. до н.э. на этой же территории племенами ямной культуры. Характерны родовые посёлки и курганные могильники (захоронения в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, посыпаны красной краской, символизирующей огонь). Глиняная посуда с орнаментом, нанесённым верёвочными штампами, характер узоров которого позволяет включить катакомбную культуру в более широкий круг шнуровой керамики культуры. Занятия – скотоводство и земледелие, металлургия меди и бронзы. Вели обмен через племена Кавказа с Передней Азией, Ираном, Египтом. К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н.э. племена катакомбной культуры были вытеснены продвинувшимися из района Средней Волги племенами срубной культуры (сформированной также племенами ямной культуры) [Попова Т.Б., 1955; Клейн Л.С., 1960].

Относящиеся к общности культур шнуровой керамики (боевых топоров) славяне русы фатьяновской культуры в 1-ой половине 2-го тыс. до н.э. распространились от Прибалтики до Волго-Камья с центром в Волго-Окском междуречье (локальные варианты: верхневолжский, московско-клязьминский и средневолжский (балановский) и др.). Фатьяновцы хоронили умерших в грунтовых могильниках в скорченном положении в специальных сооружениях (из дерева, берёсты, прутьев), мужчин – на правом боку, головой на запад, женщин – на левом, головой на восток. Шаровидные сосуды орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах – солярные знаки. Занятия: основные – скотоводство, земледелие; подсобные занятия – охота, рыболовство и собирательство. Была развита металлургия меди. Верования – культ предков, медвежий и солярный культы [Третьяков П.Н., 1966; Кpайнов Д.А., 1972; Денисова Р.Я., 1975].

На территории современной Москвы могильники фатьяновской культуры обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др. [Крайнов Д.А., 1963].

Во 2-й половине 2-го тыс. до н.э. на территории современной Воронежской области, Марий Эл, Чувашии и Башкирии (в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале) распространились племена абашевской культуры, которые, принадлежа к культуре шнуровой керамики и обнаруживая родственные связи со среднеднепровской культурой, следует отнести также к славянам. Погребения – подкурганные в ямах. Посуда – орнаментированная. Развитие металлургии – значительное. Места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье [Федоров Г.Б., 1952, стр. 94 – 101; Абашевская культура, 1961; Сальников К.В., 1967, стр. 17 – 146].

В 13 – 4-ом вв. до н.э. от Балтийского побережья до Дуная и от р. Шпре до Волыни была распространена наиболее древняя из культур полей погребальных урн – лужицкая культура [Спицын А.А., 1948; Pittioni R., 1949; Muller-Karpe H., 1959]. Занятия: земледелие (применялись деревянная соха и плуг) и скотоводство. Из привозной бронзы изготавливались серпы, кинжалы, мечи, украшения, сосуды. В 7 – 6 вв. до н.э. распространилась металлургия железа, и во 2-й половине 1-го тыс. до н.э. железо уже полностью господствовало в производстве. Многие учёные (А.Л. Монгайт и др.) считают племена лужицкой культуры предками славян современных германских земель [Третьяков П.Н., 1953; Кухаренко Ю.В., 1969].

На рубеже 2 – 1-го тыс. до н.э. в долинах рек Дунай и Рейн в северо-западной части Швейцарии и Восточной Франции возникли южногерманская и порейнская культуры полей погребальных урн. В начале железного века носители этих двух культур проникли далее на территории Франции, а в 8 в. до н.э. – на Пиренейский полуостров (Каталония, Кастилия), в 9 – 8 вв. до н.э. появились в Британии [Спицын А.А., 1948; Pittioni R., 1949; Muller-Karpe H., 1959].

Культуры полей погребальных урн в Испании и Британии принадлежали предкам кельтов, а на территории Русской равнины – пшеворская культура, зарубинецкая культура и черняховская культура – принадлежали предкам древних славян [Спицын А.А., 1948; Pittioni R., 1949; Muller-Karpe H., 1959]. А академик Б.А. Рыбаков и многие другие археологи черяховцев уверенно называли русами.

Зарубинецкая культура в 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. была распространена на территории Среднего и, отчасти, Верхнего Приднепровья. Большинство исследователей считают её древнеславянской. Зарубинецкая культура на западе граничила с пшеворской культурой [Зарубинецкая культура, 1959; Кухаренко Ю.В., 1964].

Черняховская культура была распространена во 2 – 5 вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра на востоке, а также на территории Румынии, где она именуется Сынтана-де-Муреш – Черняхов. Осёдлоземледельческие, скотоводческие племена носителей Черняховской культуры жили в больших неукрепленных поселениях; жилища – наземные и землянки – располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов превышала 100 м2. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. В погребальном обряде черняховской культуры сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). Существует мнение, что черняховская культура была уничтожена гуннским нашествием в конце 4 в. Но наиболее вероятно, что она переросла в древнерусскую культуру [Черняховская культура, 1960; Проблемы изучения, 1970].

Первые поселенцы летописной Москвы удивительным образом, как братья близнецы, схожи с людьми волосовской и других древних культур Русской равнины.

Фатьяновская культура

Фатьяновская археологическая культура относится к Бронзовому веку и была распространена на территории центральной части России. Данная культура располагалась на Верхнем Поволжье и бассейнах волжских притоков (Оки и низовой Камы). Свое название получила по имени первого могильника, который был открыт 1873 году у деревни Фатьяново Даниловского района Ярославской области.

Какими особенностями обладает фатьяновская культура?

Племена фатьяновцев для своего времени были продвинутой культурой в земледелии и животноводстве, знали способы выплавки меди и бронзы, что было видно по их оружию, украшениям и орудиям для труда (рисунок 1).

Фатьяновская культура

Рисунок 1. Археологические находки подтверждают высокое развитие племен того времени

Исходя из археологических исследований, стало известно о разложении их первобытнообщинного строя, поскольку у фатьяновской культуры выделялась мощная родоплеменная верхушка. Также для племен был характерен определенный порядок захоронения. Например, покойники мужского пола лежали на правом боку головой на запад, а женщины на левом боку головой на восток.

История развития и локализация

Фатьяновская культура обладала характерными признаками (широколицесть, долихокрания), которые присутствовали у населения ладожского неолита, и связывает генетически эти племена с Прибалтикой.

По завершению сравнительного краниологического исследования стало известно, что присутствует общность происхождения между племенами боевой и шнуровой культуры Восточной, Юго-Восточной Прибалтики и фатьяновцев Волго-Окского междуречья.

На просторах Волго-Окского междуречья фатьяновские племена появились вначале 2 тыс. года до н.э. Носители этой культуры вторглись на Русские равнины в 1800 г. до н.э. с территории Висло-Рейнского междуречья и Литвы, двигаясь на восток и распространившись на огромных равнинах России. Постоянные войны с племенами угрофиннов и протоскифов вынуждали завоевателей двигаться на северо-запад (рисунок 2).

Такие войны за территорию были отмечены в найденных могильниках в следующих областях нашей страны:

  • Ивановской
  • Владимирской
  • Нижегородской,
  • Московской
  • Калужской
  • Смоленской
  • Костромской
  • Пензенской (Озименки)
  • Орловской
  • Тульской
  • Рязанской
  • Новгородской.

Также могильники с останками племен того времени были обнаружены в Татарстане, Чувашии и Мордовии.

Антропология и палеогенетика

Как выглядели племена бронзового века

Рисунок 3. Схематическое изображение людей того времени

Антропологический тип фатьяновцев, которые были обнаружены в могильниках московско-клязьминской группы, близок к верхневолжским и юго-западным элементам. У верхневолжских фатьяновцев антропологический характер имел ярко выраженную долихакранию, большой высотный диаметр, а также профилированное лицо средней ширины и высоты (рисунок 3).

Представители такого племени были высокого роста с удлиненной формой головы. Антропологи отмечают близость данных племен к прибалтийскому типу представителей культур боевых топоров и определенное сходство с краниологической серией Средней части Европы (Чехия, Силезия).

В ходе многолетних исследований Фатьяновской культуры стали известны такие факты:

  1. Трепанация черепа (Сущевский могильник)
  2. Искусственная деформация черепа (Волосово-Даниловский могильник)

В тоже время антропологический тип средневолжского сурско-свияжского (балановского) обладает смешанным характером с доминированием средиземноморского европеоидного краниологического варианта.

Ведение хозяйства

Представители фатьяновской культуры в основном занимались скотоводством (овцы, козы, свиньи и лошади). Выпасы животных осуществляли мужчины в лесах, иногда на достаточно большом расстоянии от постоянного жилища. Главным помощником в управлении стадами животных была собака лайка.

Ведение хозяйства в бронзовом веке

Рисунок 4. Фатьяновцы занимались преимущественно скотоводством и земледелием

Также фатьяновцы занимались подсечно-огневым земледелием (ячмень, пшеница), на что указали найденные каменные и костяные мотыги. Не малое значение для жизнедеятельности племен оказывала охота, рыбалка и собирательство. Например, в могильниках часто встречались костные останки зверей, моллюсков, рыбных костей и бус (рисунок 4).

Однако доказательств того, что данные племена занимались полноценным земледелием, пока так и не было найдено. Однако широко известны средства их передвижения, а именно телеги на четырех и двух колесах, которые служили для перевозки легких жилищ.

Центром кочевой территории являлось родовое кладбище. В женских погребениях были обнаружены предметы посуды, вещи домашнего обихода и украшения (чаще всего из меди). А в мужских захоронениях находились каменные орудия труда из костей, сверленые топоры из камня и шаровидные сосуды. По нашедшимся глиняным ложкам одни ученые сделали вывод, что фатьяновцы употребляли в пищу отварную еду, а другие исследователи предположили о применении их в цветной металлургии.

Организация поселений и оружие

Представители фатьяновской культуры делали свои поселения укрепленными с полуземляночными жилищами по берегам рек и защищали их рвами или валами. Однако в научной литературе можно встретить предположения о том, что у фатьяновцев отсутствовали постоянные места проживания и исходя из этого можно сделать вывод о кочующем образе жизни (рисунок 5).

Учитывая большое количество металлических находок в фатьяновских могильниках можно утверждать о том, что в жизни данной культуры изготовление орудий (каменных, костяных, кремниевых) играло ключевую роль. Самое высокое качество наблюдается в изготовлении каменных сверленных боевых топоров.

Оружие бронзового века

Рисунок 5. Фатьяновцы особенно преуспели в изготовлении оружия

На сегодняшний день насчитывается около 20 различных типов таких боевых орудий. Большинство таких изделий имеют изящную совершенную форму, а техника сверления и полирования орудия делает его высокохудожественным произведением.

Керамика и одежда

Фатьяновская посуда имеет свой характерный почерк, который присущий только этой культуре. Круглодонные сосуды разнообразных форм: реповидные, бомбовидные, шаровидные, тарелковидные, чашевидные и пр.

Посуда была с высокими и низкими шейками, и без шеек. Изготавливали ее ручным способом лепки с добавлением в отмученное тесто небольшого числа примеси дресвы, песка и шамота. Керамические изделия получались тонкостенными с лощеной поверхностью за счет среднего кострового обжига (рисунок 6).

Керамика фатьяновской культуры

Рисунок 6. Изображения украшений и керамических изделий того времени

Качество гончарных изделий свидетельствует о высоком уровне мастерства гончарного дела. По форме сосудов можно предположить, что они изготавливались руками женщин с помощью кольцевой ленточной, ленточно-спиральной или комбинированной техники. На днище сосудов имеются ямки или кольцевые налепы, которые, вероятнее всего, имели техническое назначение.

Погребальный обряд

Погребение умерших фатьяновцы проводили в земляных могильниках в скорченном положении и специальных сооружениях (из дерева, бересты, прутьев). Мужчин хоронили на правом боку головой на запад, а женщин на левом боку головой восток (рисунок 7).

Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, которые чаще всего располагались на возвышенностях. Могилы старейшин всегда выделялись огромными размерами и богатством инвентаря.

Покойников оборачивали в шкуры или бересту и клали в яму прямоугольной формы с погребальным сооружением из деревянных плах, досок, луба, плетенки, бересты и т.д. Яму сверху покрывали легким настилом и не делали заметных сооружений сверху или курганов. Иногда покойников присыпали красной краской.

Погребальный обряд бронзового века

Рисунок 7. Фатьяновцы имели свой особый погребальный обряд

В могилу клали весь нужный для жизни инвентарь: шаровидные сосуды (предположительно с пищей), рабочие и боевые сверленные каменные топоры (длиной до 13 см), орудия из меди и бронзы, кремневые ножи. Также клали в могильник наконечники для стрел, украшения из зубов зверей (медведя, волка, кабана, рыси, лисицы) и янтаря, куски мяса. Еще одной особенностью фатьяновской культуры является захоронение животных, в частности медведей. Отсюда можно предположить о наличии медвежьего культа.

Больше информации и интересных фактах о традициях того времени вы сможете найти в видео.

Рессетинская культура 11-го тыс. до н.э., генетически связанная с палеолитическими памятниками неоантропов Русской равнины, наследует верхнепалеолитические традиции памятников типа Гагарино (А.Н. Сорокин; [2192]) – Хотылево II – Мёзин (В.Ф. Копытин, [2192]), близких Костёнкам. Рессетинская культура неоантропов сосуществовала со свидерской культурой неандертальцев (см. п. 7.2.0.3. гл. IV). Представлена рядом памятников в верховьях р. Ока. Стоянки рассетинской культуры: селище Колтово 7 (под Каширой, Московская область), техникой обработки кремня показывает дальнейшее развитие традиции костёнковской культуры, а также относящейся к костёнковско-авдеевско-виллендорфской общности Зарайской стоянки (21 – 20 тыс. до н.э.) [2178].

Основной вид хозяйства племён иеневской культуры – охота, специализированная в зависимости от сезона, рыболовство и собирательство (маркер Pt-). Образ жизни – осёдлый, о чём свидетельствуют мощные культурные слои и наличие жилищ сложной конструкции (маркер Gt-).

Иеневская культура неоантропов находилась во враждебных отношениях с бутовской культурой неандертальцев: под давлением иеневцев распалось неандертальское население бутовской культуры (см. п. 7.2.0.3. гл. IV) [2191].

В 1972 году Верхневолжская экспедиция Института археологии Российской академии наук открыл комплекс Сахтышских неолитических стоянок, расположенных в Тайковском районе Ивановской области по берегам речки Койки, вытекающей из озера Сахтыш и впадающей в реку Нерль-Клязменскую. Стоянки представляют собой многослойные поселения, в толще наслоений которых последовательно залегают слои верхневолжской (5240 – 3430 л. до н.э.), льяловской (4040 – 2550 л. до н.э.) и волосовской (3065 – 1840 л. до н.э.) культур [2250]. Антропологическое соответствие культур: верхневолжская и волосовская – неоантропы, льяловская – неандертальцы (см. п. 10.5.2. гл. III).

Исследование стоянок выявило, что всюду верхневолжский слой располагается над мезолитическим слоем неандертальской бутовской культуры, датируемой 8 – 6-ым тыс. до н.э. Верхневолжская культура занимает обширный Волго-Окский регион [2228; 2176, стр. 86]. Поселения верхневолжской культуры располагаются на высоких берегах рек и озёр, на озёрных островах, дюнных холмах. Жилища небольшие, от 6 до 12 кв. м, овальной, округлой или прямоугольной формы с очагами в центре.

Над верхневолжским располагается культурный слой льяловской культуры (с. Льялово под Москвой) неандертальцев (см. п. 7.2.0.3. гл. IV), которые в этих местах были чужеродным населением [2250]. Об этом убедительно свидетельствуют археологические данные – предметы материальной и, особенно, духовной культуры (предметы искусства) и по содержанию, и по количеству отличаются как от предшествующих верхневолжских, так и от последующих, относящихся к волосовской культуре [2232]. Волосовцы и выбили пришлых неандертальцев из этого региона.

Эта мысль выдающегося археолога нашла подтверждение в тесных контактах волосовцев со скотоводческими племенами фатьяновской, балановской и абашевской культур. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические источники.

Волосовская культурно-историческая общность была настолько обширна, что сформировала пять (только основных) своих вариантов: верхневолжский, западный, средневолжский, окский и северо-западный.

Археологи придерживаются мнения о местном происхождении волосовской культуры – на основе верхневолжской культуры.

Антропологами на стоянке Сахтыш I в 1962 – 1966 и в 1971 гг. было исследовано 15 погребений. Одно из них (№ 1) датируется позднебронзовым веком, остальные – энеолитом. Погребение № 1, 1962 г., обнаружено на глубине 70 см. Костяк лежал на правом боку в скорченном положении, головой на запад. Умерший был спелёнат (или связан). Датировка – поздняя бронза, абашевская культура. Скелет принадлежал молодой женщине примерно 18 – 20 лет. Остальные три скелета происходят из раскопа № 3, где вместе было захоронено 11 человек на глубине 25 – 80 см. Костяки были расположены на близком расстоянии друг от друга параллельными рядами в направлении с севера на юг и находились возле поздневолосовского, слегка углубленного в землю, жилища. На двух из них найдены следы повреждений, нанесенных орудиями типа топора и дротика. Возле погребений №№ 2, 5 и 7 обнаружены отдельные кости медведя. Датировка погребений – волосовское время [2250].

Т.И. Алексеева утверждает, что

Для мезолитического и, в меньшей степени, неолитического населения лесной и лесостепной полосы Восточной Европы выделяется морфологический тип с абсолютно длинными конечностями и относительно удлинёнными дистальными сегментами руки и ноги. Антрополог В.П. Якимов указанные особенности интерпретирует как архаичные, восходящие к верхнему палеолиту [2249]. Таким образом, эти особенности строения скелета были унаследованы волосовским населением Русской равнины от своих верхнепалеолитических предков европеоидного антропологического типа (у неандертальцев Русской равнины скелетные особенности иного типа – близкого к монголоидному [2150]). Следует отметить, что выраженность этого морфологического своеобразия достаточно стабильна на огромных пространствах Русской равнины [2250].

Волосовская культура была широко распространена в энеолите – на всей территории лесной зоны от Камы до Прибалтики керамические материалы свидетельствуют о существовании единых традиций с разнообразными локальными вариантами [2233].

В раннем периоде южнобугского варианта (поселения у сс. Скибенцы, Сокольцы II и др.) распространены остродонные горшки, миски, сосуды с отогнутым венчиком (криволинейный и вертикальный проглаженный орнамент), бомбовидные сосуды с небольшим дном.

В среднем периоде (поселения Печера, Самчинцы и др.) много плоскодонных сосудов, характерных для европеоидных европейских культур Кёрёш, Старчево (см. п. 7.1.1.3.1. гл. IV), орнамент пластический – шишечки, налепные валики, пальцевые защипы, криволинейные ленточные композиции; к концу периода под влиянием европеоидов днепро-донецкой культуры появляются остродонные сосуды, украшенные отпечатками гребенчатого штампа. Появляются новые орудия – мотыги из трубчатых костей, развивается техника кремнёвых вкладышей.

В керамике видны параллели с балканскими культурами Турдаш, Винча, Хаманджия. В днестровском варианте выделены пять фаз, из них первая – Сорокский комплекс – бескерамическая, но с элементами производящего хозяйства – доместикация животных (свинья, бык). Фазы II – IV составляют Трифауцкий комплекс, керамика которого сочетает южнобугские элементы с элементами культур Кёреш, Старчево, линейно-ленточной керамики (все – европеоиды) и днепро-донецкой.

Буго-днестровкая археологическая культура явилась одним из компонентов формирования трипольской культуры.

На днях у этого блогера какая-то пейсательница несла несусветную чушь о Павле Первом и войне с Наполеоном. Но вот этот пост меня заинтересовал:

Какие только учёные не тыкали традиционных историков лицом в цифры и факты. И инженеры, которые экспериментальным путём доказывали абсолютную несостоятельность метательных машин древности. И агрономы, указывающие на абсолютно нереальные для античной и средневековой агротехники и производительности, запасы фуража и пищи, необходимые для содержания заявленной историками численности войск. И логисты, которые тыкали пальцем в фантастические для гужевого транспорта плечи доставки грузов. у традиционных историков на все доводы ответ чисто в стиле Михалкова-старшего: "Ерунда-не-ерунда, а петь будете, стоя. "

Сегодня, очередная черная метка историческим дельцам - гуманитариям. На этот раз - от генетиков:


Ряд статей профессора Анатолия Клёсова, посвященных ДНК-генеалогии, вызвали широкий резонанс у нашей аудитории. От читателей пришел настоящий шквал откликов и вопросов. Мы связались с профессором, и он нам дал эксклюзивное интервью, разъясняющее детали его исследований.

- Какое достижение ДНК-генеалогии в сфере изучения истории русского народа вы считаете важнейшим на сегодняшний день?

Так вот, фатьяновцев никогда русами не называли только потому, что по понятиям многих историков славяне древними быть не могут. Якобы у славян и русских практически нет корней. Иначе говоря, по умолчанию принимается, что древних предков у славян вообще, и русских в частности нет и не было.

Об антах и склавенах еще можно найти некоторые сведения в литературе, но о том, кем были фатьяновцы, нет ничего. Типа, непонятно, кто же это такие. Однако ДНК-анализ показал, что фатьяновцы принадлежат к гаплогруппе R1a, а половина современных этнических русских тоже – R1a.

Более того, и трупоположение захоронений фатьяновцев было типично для людей, относящихся к гаплогруппе R1a. Иными словами, фатьяновцы – это прямые предки половины современных этнических русских, имеющих ту же гаплогруппу R1a (остальная половина имеют гаплогруппы I2a, N1c1, и минорные по численности гаплогруппы, или рода).

Тем не менее, ДНК-тесты однозначно показывают прямую связь между этническими русскими и фатьяновцами, и это я считаю, одним из недавних важнейших достижений ДНК-генеалогии.

- Существует множество спекуляций на тему якобы финно-угорского происхождения русского народа. Что говорит ДНК-генеалогия на этот счет?

- Конечно, я с такими рассуждениями сталкивался не раз и рассматриваю их как часть информационной войны. Из той же категории, что и пресловутый норманнизм. Норманнизм и финно-угризм – это близнецы-братья. Причем тон взяли такой, как будто финно-угры - это что-то плохое.

В-четвертых, гаплогруппа N1c1 появилась в Прибалтике и на территории Русской равнины примерно 2500 лет назад, в середине I тысячелетия до нашей эры, причем появилась она сначала на южной Балтике, и ее носители, видимо, уже говорили на языках индоевропейской семьи, как и носители гаплогруппы R1a, а потом на территории современной Финляндии, примерно 1500-2000 лет назад.

К тому времени на территории Русской равнины давно уже существовала Фатьяновская культура. Там жили люди, относящиеся к гаплогруппе R1a. Самое интересное, что когда я ищу корни мифа о финно-угорском происхождении русских, то вижу, что изначально данный тезис формулировался только как гипотеза. Это было лишь предположением, понимаете? Оснований к той гипотезе не было, их придумали, путем интерпретации косвенных данных. А то и просто придумали, когда данных не было.

Когда гипотезу выдают за непреложный факт, то мы сталкиваемся с идеологизированным подходом. И цель его прозрачна: внедрить среди русских убеждение, будто бы они живут на чужой земле. Славяне здесь якобы пришельцы, и территория по праву им не принадлежит.

- Часто заявляют, что само название столицы России финно-угорского происхождения, и это считают одним из доказательств финно-угорского происхождения всего русского народа.

ДНК-генеалогия тем и хороша, что это точная наука, не допускающая множество идеологизированных перетолкований. Мы не занимаемся созвучием каких-то старых названий, не берем два разбитых горшка и по субъективной схожести их внешнего вида не делаем далеко идущих выводов, и не принимаем на веру, кто и по какому поводу, что сказал в древности, Геродот или Гомер.

- Рассмотрим еще одну известную культуру, которая простиралась от южного Приуралья до Днестра. Это Ямная культура, с датировками 4600-5300 лет назад

- В академической литературе высказан тезис о том, что представители Ямной культуры создали Афанасьевскую культуру Алтая. Этот вывод сделан на основе как раз внешней схожести материальных признаков двух культур.

ДНК-генеалогия способна четко показывать не только связь культур, но и направление миграций народов. Сейчас с помощью ДНК-тестов доказано, что выходцы из Южной Сибири, в том числе и предки ямников, двигались на запад. Корни Ямной культуры оказались в Афанасьевской культуре, а не наоборот. А из Ямной культуры те древние люди (гаплогруппы R1b) шли на юг, через Кавказ в Месопотамию, а не на запад, якобы в Европу, как уже полвека считают историки с археологами.

- Ваши оппоненты постоянно подчеркивают, что Вы не генетик, а химик, а значит, не являетесь профессионалом в области, за которую взялись. Даже самые ярые противники не подвергают сомнению Ваши достижения мирового уровня в химии. Но ведь это же не генетика, согласитесь?

- Налицо элементарная подмена тезиса. ДНК-генеалогия и генетика – это разные вещи, разные научные дисциплины. Я никогда не говорил, что я – генетик, никогда не утверждал, что я занимаюсь генетическими исследованиями. Я вообще-то и не нейрохирург, и не шпагоглотатель, но причем здесь ДНК-генеалогия? Вот также и с генетикой.

ДНК-генеалогия стоит на плечах генетиков, точнее, на одном плече. Другое плечо – это физическая химия. Третье плечо, если бы такое было – это исторические науки. А я специалист в физической химии, в чем генетики не разбираются. Поэтому генетики не могли создать ДНК-генеалогию. А я не мог создать генетику, на что и не претендую.

Если полушутя, то ДНК-генеалогия – это применение химических методов для обработки данных, которые получены генетиками. Видите разницу или нет?

Проще говоря, а что такое ДНК? Это дезоксирибонуклеиновая кислота. Кислота, понимаете? Ну, пусть теперь кто-то скажет, что химики кислотами не занимаются и это не их сфера профессиональной деятельности. Курам на смех!

Если серьезно, то важнейшая часть ДНК-генеалогии – это превращение картины мутаций, развернутой во времени, в хронологические показатели. Иначе говоря, во времена, которые прошли с определенных исторических событий и явлений, как, например, древние миграции, образование древних археологических культур, переход мигрантов в другие регионы и на другие континенты, вопросы эволюции человека – там же ведь тоже эволюция проходила во времени.

Здесь огромную роль играют скорости мутаций в Y-хромосоме, точнее, в разных участках хромосомы, а для этого необходимо знать уравнения скоростей реакций, методологии специализированных расчетов.

-Спасибо за развернутые ответы. Вопросов осталось еще много, и мы обязательно обратимся к Вам вновь, если Вы не против.

Читайте также: