Падение третьего рима кратко

Обновлено: 05.07.2024


Об авторе: Дмитрий Александрович Урушев — историк и религиовед.

В нынешнем году исполнилось 350 лет Московскому Собору 1654 г., принявшему решение о введении новых церковных обрядов и исправлении русских богослужебных книг по греческим образцам. Это привело к многовековому расколу Русской Церкви и русского народа, который трагическим эхом отозвался в русской истории и не изжит до сих пор.

В XV веке Византийская империя, ослабленная междоусобицами, погибала под натиском турецких полчищ. От великой христианской державы, которой некогда принадлежало полмира, остался практически один Второй Рим — Константинополь. Предпоследний греческий император Иоанн VIII Палеолог решился искать поддержки у сильной и богатой католической Европы. Условие ее было известно — заключение союза (унии) между Восточною и Западною Церквами. После длительных переговоров 5 июля 1439 г. Иоанн VIII и Папа Евгений IV подписали на Соборе во Флоренции текст унии, формально воссоединившей православный Восток и католический Запад после раскола 1054 г. Подписал этот документ и глава поместной Русской Церкви Митрополит Исидор. Но великий московский князь Василий Темный не принял унию, и митрополит, вернувшийся было из Италии на Русь, бежал в Рим. Вместо грека Исидора на митрополичий престол был возведен русский епископ Иона. С этого момента начинается история самостоятельности Московской митрополии, впоследствии преобразованной в Патриархию.

В то же время по поручению Никона на Афон для покупки книг, необходимых для церковной реформы, отправился ученый инок Арсений Суханов. В 1655 г. Арсений вернулся в Москву, привезя около пятисот древних книг. Это были преимущественно греческие рукописи, из которых только семь можно было использовать для исправления богослужебных книг. Впрочем, впоследствии ни одна из этих древних рукописей не была использована.

После речи Патриарха Собору было предложено несколько примеров, свидетельствующих о различии русских и греческих обрядов (о времени служения воскресной литургии, об открытии царских врат до великого входа, о положении мощей при освящении церкви и проч.). Всякий раз, говоря об этих отличиях, Никон предлагал переменить их по греческому образцу, ложно ссылаясь на древние книги, а Собор неизменно давал на это свое согласие.

Но вот Патриарх предложил обсудить вопрос об отмене земных поклонов на великопостной молитве Ефрема Сирина. Соборяне уже послушно соглашались, как тут отважился встать и произнести речь Павел Коломенский.

Судя по всему, епископ заранее готовился к выступлению. В своей речи он высказался в защиту церковного предания — великопостных поклонов, аргументируя свои слова ссылками на две древние рукописные книги. Как рассказывает архидиакон Павел Алеппский, епископ говорил:

— С того времени как мы сделались христианами и получили правую веру по наследству от отцов и дедов благочестивых, мы держались этих обрядов и этой веры и теперь не согласны принять новую веру!

Падение Третьего Рима

Русский народ вверенное ему Богом сокровище — православие — промотал. Вытеснил из своей жизни.

Русский народ имел смысл существования именно как христианский народ. Москва была подлинным Третьим Римом — третьей столицей православной империи. Как бы ни смеялись над этим либералы, но Третий Рим закончился на нашей памяти, а Четвертому не бывать. Православных империй, к сожалению великому, в мире больше не будет.

Конечно, никакое земное устройство не надо идеализировать: на земле не может быть рая, не может быть, чтобы все было хорошо. Только безумные утописты могут такое воображать. Но православную империю — как форму государственного строя, при которой Церкви наиболее удобно осуществлять свою спасительную миссию, — мы безвозвратно потеряли.

Грозный против монархии

Одно из самых болезненных явлений современной церковной жизни — что существуют безумцы, которые хотят прославить в святых Ивана Грозного.

Иоанн IV — уродство русской истории. Безусловно, это был сумасшедший человек. Возможно, сначала-то он и был нормальным, но потом сошел с ума. Думаю, этот случай, увы, является сильнейшим аргументом в устах всех тех, кто отрицает монархию. Ведь те безобразия, опустошение и террор, которые Иван Грозный устроил на русской земле, — это и есть главная причина того, что вскоре после его смерти началось Смутное время.

Но важно помнить, что даже худшие цари, любая власть, и такая бандитская, как большевистская, попускается Богом в наказание согрешившему народу — так к этому и надо относиться .

По пути к обвалу

Последствия Смуты русский народ преодолел, собравшись под водительством Минина и Пожарского. Непоправимое случилось позже — при Романовых.

Алексей Михайлович, названный Тишайшим, совершил чудовищную ошибку вместе с Никоном. Они допустили раскол — и наиболее серьезная, наиболее в церковных вопросах сведущая часть русских людей оказалась вышвырнутой, преследуемой.

Дальше Петр — обезглавил Церковь, сделал ее своим духовным ведомством.

Теперь ясно, что Романовы рубили сук, на котором сидели. Еще и Церковь существовала, и святые были, и христианские писатели были, но Екатерина бездумно закрывала монастыри — что впоследствии осуждал Пушкин. Все шло к закату и падению.

У императоров и царей реальная власть. Им всегда хочется Церковь подчинять, чтобы она служила исключительно целям монархии. Симфония Власти и Церкви существовала только в идеале. Как Святая Русь, это некий нравственно-религиозный идеал, а не реально существовавшее русское государство какого-то периода.

Христианство — это очень возвышенное учение, это религия запретов. Истинных христиан на земле, тех, кто жил сообразно христианским заповедям, всегда было мало. Но если существует христианская монархия, если существует государство, которое признает себя христианским, то эти возвышенные идеалы волей-неволей воспринимаются обществом. Были святые князья и святые бояре, и были грешные государи, но и они не отрицали религию, молились как все. Простой же народ всегда тянется туда, к чему стремятся бояре, или, как бы сейчас сказали, элита. Но как только элита отходит от высших идеалов, то холопы это сразу же чувствуют.

Именно это совершил Петр. Он европеизировал аристократию и дворянство, оторвав от православия. Он оторвал их от быта, связанного с православием. Это была чудовищная ошибка, которая в итоге и привела через два с лишним века к полной катастрофе.

Тут надо оговориться: то, что творил Петр, чудовищно, но люди вообще слабы, все мы грешны. В любом случае это все равно несравнимо с ужасами XX века — творившимися вне монархии.

Царь-Мученик

Не только Пушкин, но многие Романовы критично оценивали своего великого предка. Вот свидетельство А. А. Мосолова, который занимал видный пост в Министерстве двора последнего императора.

Беседа состоялась в Крыму в дни празднования двухсотлетия основания Петербурга: «Столбцы газет были переполнены воспоминаниями о победах и преобразованиях великого Петра. Я заговорил о нем восторженно, но заметил, что царь не поддерживает моей темы. Зная сдержанность Государя, я все же дерзнул спросить его, сочувствует ли он тому, что я выражал.

Николай II, помолчав немного, ответил:

Далее Мосолов вспоминает, что Николай признался в большой любви к южному берегу Крыма:

«— Я бы хотел никогда не выезжать отсюда.

— Что бы Вашему Величеству перенести сюда столицу?

— Эта мысль не раз мелькала у меня в голове. [. ] Конечно, это невозможно. Да и будь здесь столица, я, вероятно, разлюбил бы это место. Одни мечты.

Потом, помолчав, добавил смеясь:

Не правда ли, красноречивые воспоминания, одинаково хорошо характеризующие и Петра I, и самого Николая II?

Увы, столь достойному государю, как Николай, досталось тяжкое историческое бремя. Избежать революции было невозможно. Церковь, превращенная в духовное ведомство, лишенная самостоятельности, сама находилась в глубоком кризисе. Ведь недаром значительная часть священников и многие епископы стали обновленцами. Предали государя почти все архиереи, в том числе будущий патриарх Тихон.

Все приветствовали отречение государя, не утруждая себя размышлениями о том, что будет с народом, который сознательно отрекается от царя. Поэтому избежать катастрофы было нельзя.

А сколько заговорщиков, предателей? Одни думцы чего стоят. Вот генерал Алексеев — смрадная фигура. Он вынуждал царя к отречению, обманывал государя, искажал его приказания, подталкивая ситуацию к кризису. Все высшие генералы, все были за отречение. Это значит, что они все были изменники присяги.

Вот великие князья, тот же самый Николай Николаевич, который вознамерился вернуть себе пост главнокомандующего. Протопресвитер армии и флота Шавельский описывает, как они в ставке разговаривают с Николаем Николаевичем о том, что императрицу надо заточить в монастырь. То есть измена полная.

Существует соблазн списать катастрофу 1917 года на личностные особенности императора Николая, мол, слишком слабый он был царь. Верно, государь был интеллигентный, но в каких-то вопросах он был достаточно твердый и к тому же блестяще образованный. Замечательный человек, епископ Зарубежной церкви Григорий (граф Грабе), в одном своем письме выразил мнение, что, если бы государь Николай был на престоле не в такое страшное время, а в более спокойное, он бы был одним из величайших царей в русской истории. Его внешнеполитические инициативы, его реформы, осуществляемые Столыпиным, и много чего еще — все это совершалось им совершенно сознательно. Кроме того, он был изумительный военный. В воспоминаниях барон Врангель поражается, что, когда он разговаривал с государем, тот точно помнил, где его, Врангеля, полк какого числа был и где сражался.

Это 1863 год — прямое пророчество!

На исправлении

Россия отреклась от Христа и бросилась в омут социализма. У нас часто любят помечтать о социализме с человеческим лицом. Но социализм не может быть с человеческим лицом, у социализма лицо сатанинское, это надо понимать. В лучшем случае он может надеть маску, но никакого человеческого лица на нем появиться не может.

Но Достоевский верил, что Россия выплюнула эту гадость, что бесы минуют. И не только он, но и такие мыслители, как Розанов, Соловьев.

Увы, Россия все это испытала на себе.

Речь же можно вести лишь о том, чтобы жить более или менее сносно. И главное — о том, чтобы Церковь могла исполнять свою спасительную миссию.

Падение Западной Римской империи — это событие мирового масштаба. Собственно, Римская империя была оплотом цивилизации в Древности. По территории империя включала в себя земли от Пиренейского полуострова и Гибралтарского пролива на Западе, до восточной части Малой Азии на Востоке. Мы не зря уточнили географию. Ведь если вы искусны в истории, то немедленно скажете, что Византия (читай Восточная Римская империя) падет только в 1453 году.

В этой статье мы разберем самым кратким образом падение именно Западной Римской империи.

Причины падения Западной Римской империи

К третьему веку новой эры от рождества Христова Римская империя вступила в затяжную полосу политического кризиса. Каждый наместник императора в провинциях и колониях империи хотел сам стать императором, и, порой, становился. А мы с вами знаем, что экономика следует за политикой. Собственно, поэтому наступает и экономический кризис.

pad

К причинам падения Западной-Римской империи также можно отнести ослабление центральной власти. А она ослабла в силу большой территории Империи, различного уклада жизни в ее землях и пр.

Ход событий

Два императора попытались приостановить падение Римской империи. Первым таким красавцем был император Диоклетиан (274 — 305 гг.). Он хоть и провел великие реформы, но заложил две бомбы в саму империю. Первая бомба: стал активно привлекать варваров на военную имперскую службу. Следствием этого стала варваризация армии.

Вторым значимым императором в период упадка империи был Константин Великий (306 — 337 гг.). Он продолжил политику Диоклетиана. В том числе подложил динамиту в обе, уже заложенные бомбы.

В итоге бомбы взорвались в 410 году, когда готы взяли Вечный город — РИМ. В 455 году Рим был вновь разграблен вандалами.

В 476 году варварский, германский полководец Римской армии Одоакр убил последнего императора Ромула. По счастливой случайности (или закономерности?) Римская империя началась с Ромула (и Рема) — Ромулом и завершилась. Таким образом 476 год — год падения Западной Римской империи.

Последствия падения Западной Римской империи

Все социальные отношения варваризировались. До конца эпохи средневековья этические римские нормы сменились варварскими представлениями.

Было утеряно множество культурных памятников.

Римская империя была последним заслоном на пути варваров. В дальнейшем все тюркские народы, вплоть до 13 века беспрятственно приходили в Европу и пользовались благами римской цивилизации, попутно убивая и уводя в плен европейцев.

Более менее свободная римская светская мысль уступила христианской идеологии.

Понравилась, статья? Смело жми на кнопки социальных сетей, делись с друзьями .

Вы должны понимать: чтобы сдать тесты ЕГЭ по темам Всемирной истории, надо знать ещё многие нюансы. Все они хранятся в материалах наших курсов подготовки: авторские видеоуроки, инфокарты, сочинения для ДВИ и многое другое, что, между прочим, предусмотрено государственными документами. Перейти к нашим курсам подготовки=>>

Падение Константинополя, или Как Москва стала Третьим Римом

В 1453 году под натиском турок-османов пал Второй Рим – Константинополь. Это событие ознаменовало гибель Ромейской империи, или Византии, и именно тогда центром православного мира, Третьим Римом, стала Москва.

Тяжелое положение

Период между X и серединой XV века был ознаменован сужением владений Византии и уменьшением влияния византийского басилевса (императора) в мире. Если в XII веке великий Константинополь населял один миллион человек, то в XV – всего 50 тысяч. Для христианской церкви на Востоке это было тяжелое время, вызванное крестовыми походами, нападениями турок-сельджуков, затем османов. При этом часть христианского населения проживала на землях, завоеванных арабами.

Падение Константинополя, или Как Москва стала Третьим Римом

Иоанн VIII Палеолог

Осада

Пришедший к власти в 1451 году турецкий султан Мехмед II Завоеватель приказал построить крепость на берегу самого узкого места пролива Босфор и отрезать таким образом Константинополь от Черного моря. Когда византийские послы прибыли на место строительства, чтобы узнать цель постройки, их просто обезглавили.

Константинополь располагался на полуострове, образованном Мраморным морем и заливом Золотой Рог. Со стороны моря город был неплохо укреплен, хотя и существенно хуже, чем с суши. Чтобы вражеские корабли не смогли зайти в константинопольскую бухту, залив был перекрыт огромными металлическими цепями, тянувшимися от берега до берега.

Падение Константинополя, или Как Москва стала Третьим Римом

Осада Константинополя турками с суши и моря началась в апреле 1453 года, а турецкая армия численно превосходила византийскую почти в 20 раз (по другим оценкам, преимущество было несколько меньшим). Вдобавок турки активно использовали специально сконструированные тяжелые пушки, которые постепенно превращали, казалось бы, несокрушимые одиннадцативековые стены Второго Рима в груды камней и битого кирпича. Это была, пожалуй, первая в истории артиллерийская бомбардировка города.

Впрочем, эта великолепная турецкая инженерная операция не стала последней точкой в осаде Константинополя. В бухте все еще находился христианский флот, доселе успешно отражавший натиск турок. В течение мая турки предприняли еще несколько осад городских укреплений, пробив в нескольких местах стены внешние, окружавшие город. Они рыли подкопы под стены города, осажденные рыли встречные подкопы, затапливая турецкие тоннели и взрывая их, так что турки отказались от этой затеи.

Падение Константинополя, или Как Москва стала Третьим Римом

Последние дни

Константинополь еле держался, турки были измотаны длительной осадой. Последнему византийскому императору Константину XI Палеологу предлагали бежать, собрать новое войско, отбить город. Но он стоял на своем: без вождя город уж точно падет. Мехмед II предлагал Константину сдать Константинополь, а взамен обещал выпустить из города всех, кто пожелал бы его покинуть. Самому Константину он сулил власть над Пелопоннесом. А Константин не соглашался, всеми силами желая город сохранить.

Но и среди турецкого командования были те, кто предлагал прекратить осаду. Однако Мехмед, как и Константин, был непреклонен. 25 мая 1453 года было принято решение о начале генерального штурма столицы Византийской империи. После двухдневной бомбардировки, в ночь на 29 мая турецкие войска по всей линии пошли на штурм. Первую волну атаки греки отразили, используя всё имевшееся в городе огнестрельное оружие, в том числе мушкеты и пищали, а также успешно применили знаменитый греческий огонь.

Падение Константинополя, или Как Москва стала Третьим Римом

Читайте также: