История физической культуры в капиталистическом обществе возрождение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тема II. Физическая культура в древнем мире
2.1.Истоки и причины возникновения физической культуры

Человек стал человеком, не только в ходе развития труда, но и в ходе развития самого человеческого тела, организма, как главной производственной силы.
В древнем мире первоначальным источником существования стала охота на крупных животных. В частности, для перехода по рыхлому снегу и поднятия тяжелого оружия из дерева, камня, костей животных нужна была сила. Для преодоления водных пространств и болотистых мест были необходимы навыки плавания. Физическая культура становится общественной формой добывания пищи.
Постепенно возникли условия для того, чтобы процесс обучения и передача опыта организованно отделились от непосредственной работы. Применение бега при охоте или при спасении от противника, прыжки через препятствия, различные движения при проведении магических действий способствовали возникновению таких разновидностей физической культуры, как бег на расстояние, прыжки в длину и высоту, метание (имитационные движения во время танцев).
Благодаря найденным при раскопках предметам древней культуры можно проследить за ее развитием начиная с 150 000 года до нашей эры. Например: 120 000 лет до н. э. был изобретен лук. На основе археологических раскопок относящихся примерно к периоду 40 000 лет до н. э. можно констатировать, что физическое развитие человека более поздней древней эпохи сопровождалось магическими действиями.
На следующих этапах (8000-3000 лет до н.э.) главным источником существования стало земледелие и животноводство. С уходом в прошлое первобытнообщинного строя (с VII тыс. лет до н. э.) и развитием пастушества, облавной охоты, у людей стал появляться интерес к верховой езде.
С появлением частной собственности возникают церемонии посвящения мужчин в воины. Впоследствии практика подобных церемоний стала общепринятой, в этот период появились первые соперничества и состязания.

2.2.Физическая культура в родовом обществе

В родовом обществе возникает новая форма социальной организации, вступает в силу ведение общего хозяйства. В связи с этим, быту древних людей становится присуща облавная охота, разнообразное метание.
Австралийцы, например, в своих обрядах (при рождении человека, переходе из одной группы в другую, принятии в племя) руководствовались принципами количественного участия. Во время посвящения в ходе совершения обрядов происходило поражение животного на песке, подбрасывание посвященного в воздух, бег и прыжки, охотничьи пляски, борьба, бег с препятствиями. После того, когда юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Обрядам предшествовали систематические занятия физическими упражнениями, к ним допускались лишь те юноши, которые достигали необходимой степени физической подготовленности и духовной зрелости.
У индейцев обрядам предшествовали такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, гонки на лодках, метание, игры с мячом. При совершении ритуалов посвящений широко применялись индийские танцы.
Физическая подготовка детей африканских племен отличались от тренировки силы и выносливости подрастающего поколения у других древних народов. Их собирали в команду и удаляли из селения на сборы, где упражнялись фехтованию палками и метанию в цель.
У эскимосов были широко распространены комплексные соревнования, типа простейших многоборий.

2.3.Физическая культура при рабовладельческом строе

2.4.Физическая культура в Древней Греции

2.5.Олимпийские игры и другие соревнования в Древней Греции

2.6. Причины упадка физической культуры в Древней Греции

Расцвет игр приходился на V в. до н. э., период, когда греческие города-государства вели напряженную борьбу против персидских завоевателей. Причиной же упадка физической культуры в Древней Греции послужило расслоение общества на бедных и богатых, когда произошел раскол рабовладельческого общества. Богатеющая верхушка начинала отклоняться от несения военных обязанностей. Именно в это время появились наемные войска и спортсмены–профессионалы, стали возникать специализации по видам спорта. Ослаблялось значение традиций физической культуры, посвященных религии. Соревнования атлетов все больше походили на обычные зрелища.
Повсеместный общий кризис приводил к ослаблению развития физической культуры во всех полисах, что дало возможность македонским царям — Филиппу и Александру воспользоваться ситуацией и объединить все полисы в единое государство — Грецию. После смерти Александра Македонского империя опять распалась на множество государств и, не выдержав конкуренции с растущей Римской державой, в конечном счете, присоседилась к ней. Таким образом, в состав Римского государства с середины II-го века до н. э. входила Греция.
Физическая культура в Древнем Риме. История Древнего Рима насчитывала два основных периода:
- царский период;
- период республики;
Царский период (XIII-XI вв. до н. э.) характеризуется эпохой разложения родового строя и появлением Римского государства. В этот период интенсивно развиваются соревнования — гонки на колесницах, метание копья, кулачные бои, соревнования всадников и др.
В период республики (VI-I вв. до н. э.) в физической культуре наиболее ярко был выражен военный характер. В Риме, в отличие от Греции, система физического воспитания не была обязательной. Именно в Риме зародились первые частные школы, где мальчики из зажиточных семей имели возможность получать хорошую физическую форму. Имели место попытки возрождения Олимпийских игр, но, к сожалению, они не увенчались успехом.
В период республики были построены первые спортсооружения, наподобие современных стадионов и цирков. Система военно-физической подготовки достигла своего совершенства. В те времена в Римской Армии для выполнения физических упражнениях широко применялись снаряды, например, штурмовые лестницы, чучела для нанесения ударов кулаками.

Тема III. Физическая культура в средние века (V-XVII вв.)

3.2.Физическая культура в период разложения феодализма
и зарождения капитализма

В основе развития физической культуры этого периода лежит борьба народных масс с религиозными средневековыми идеологиями. Появилось и интенсивно развивалось учение гуманистов, суть которого заключалось в том, что средства физического воспитания использовались не в военных целях, а для укрепления здоровья. Однако написанные гуманистами произведения были на латинском языке, это означало, что их учение не имело отношения к простому народу, так как простой народ в то время был абсолютно безграмотный.

3.3.Физическая культура в период перехода от Средневековья
к Новому времени

Вы здесь: Главная ГЛАВА 5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МИРОВОГО СООБЩЕСТВА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ § 2. Особенности развития физической культуры и спорта в капиталистических странах

§ 2. Особенности развития физической культуры и спорта в капиталистических странах

В наиболее развитых капиталистических странах Западной Европы и Се­верной Америки, а также в Австралии, ЮАР после Второй мировой войны не происходило коренных экономических преобразований. В Германии, Италии, Японии были расформированы фашистские организации физического воспи­тания молодежи тоталитарного толка. Пришедшие к власти социал-демокра­тические и христианско-демократические силы основывались на проверенных временем формах и средствах физической культуры и спорта. В США, Канаде,

Скандинавских странах, Великобритании остались неизменными традицион­ные структуры спортивного движения.

В то же время на развитие физической культуры в странах Запада наложи­ло свой отпечаток их стремление к экономической и политической интегра­ции (создание общего рынка, блока НАТО). Наряду с этим изменялись по­требности школьного и вузовского физического воспитания. Достижения научно-технической революции все активнее внедрялись в сферу физиче­ской культуры.

В США в 1950 г. были проведены исследования физической подготовки школьной молодежи в возрасте от 6 до 16 лет. Показатели, оказавшиеся почти на 10 % ниже, чем у их европейских сверстников, потрясли американскую об­щественность. При этом физическая подготовка учащихся государственных учебных заведений, почти не имевших современных спортивных сооружений, значительно отставала от показателей учеников частных учебных заведений.

В области спорта высших достижений также уже в начале 50-х годов наме­тилось серьезное противостояние со странами социалистического лагеря.

В 1971 г. президент Р. Никсон преобразовал комиссию по исследованиям в области физической подготовки в Федеральный совещательный и наблюда­тельный орган при президенте страны. Ее возглавил летчик-астронавт Дж. Лоуэлл, в состав вошли также известные тренеры и спортсмены. Одновре­менно были повышены спортивные стипендии в вузах, предоставлены налого­вые льготы предприятиям, строящим спортивные стадионы, площадки и дру­гие рекреационные сооружения.

В 1984 г. в США по инициативе Президентского совета состоялась Общена­циональная неделя проверки уровня физической подготовленности жителей. В ее программу вошли состязания по спортивной ходьбе, плаванию, бегу, в упражнениях на гибкость и т.д. Участники Недели, показавшие лучшие резуль­таты, были награждены почетными грамотами за подписью президента Совета Дж. Аллена.

90-е годы характеризуются внедрением в жизнь американцев имитацион­ной физической культуры, т.е. тренажерной. Наибольшую популярность приобрели тренажеры, имитирующие бег на лыжах, машина для бега по ступе­ням, тренажер - имитатор гребли на байдарке, силовые тренажеры. Менее по­пулярными стали занятия плаванием, бегом трусцой, спортивной ходьбой.

Современная структура американского спорта включает четыре основных направления:

- спорт в учебных заведениях (школах, колледжах, университетах);

Рекреационный спорт - организованная физическая активность с целью по­лучения удовольствия, так называемый массовый спорт, в котором задейство­вано примерно 20 млн молодых американцев. Основной формой является клубный спорт.

Программы любительского спорта ориентируют людей на состязательный спорт в рамках различных объединений, ассоциаций, союзов, таких, например, как Национальная ассоциация студенческого спорта (НКАА).

Основу любительского спорта высших достижений в США составляет именно студенческий спорт. Спортивные бюджеты многих крупнейших кол­леджей и университетов в конце 90-х годов XX в. составляли от 3 до 30 млн долларов в год.

Коммерческий подход к студенческому спорту имел много противников, особенно в 80-е годы прошлого столетия, однако идея профессионализации студенческого спорта все сильнее пробивает себе дорогу.

Профессиональный спорт - это главным образом коммерческое предприя­тие с акцентом на развлечения. Он представлен прежде всего Главной бейс­больной лигой (ГБЛ), Национальной футбольной лигой (НФЛ), Националь­ной баскетбольной ассоциацией (НБА) и Национальной хоккейной лигой (НХЛ). Оборот лицензированных продуктов лиг составляет примерно 5 млрд долларов США. Сейчас в этих четырех лигах насчитывается более 100 профес­сиональных клубов. Каждый город с населением более 150-200 тыс. человек считает необходимым иметь свою профессиональную команду. Бюджеты клу­бов исчисляются сотнями миллионнов долларов. В НБА средняя зарплата всех баскетболистов составляет более 1 млн долларов в год.

Самой крупной спортивной организацией с широкой структурой является Олимпийский комитет США (ЮСОК), в состав которого входят более 40 нацио­нальных спортивных федераций по видам спорта, 10 общенациональных спор­тивных организаций, представители олимпийских организаций всех 50 штатов США и др. спортивные организации. ЮСОК имеет три важнейшие функции: генеральной ассамблеи спортивных организаций - своего рода конгресса; ассо­циации, выполняющей определенные виды услуг для своих членов; корпорации спортивного бизнеса, которая занимается всеми деловыми аспектами.

Государство напрямую не финансирует развитие американского спорта. Ос­новная часть поступлений - это субсидии фирм, корпораций, частных лиц, дохо­ды от продажи билетов и прав на трансляцию, других маркетинговых программ.

В ФРГ верховной спортивной организацией является Немецкий спор­тивный союз (ДСБ), созданный в 1950 г. спортивными федерациями ФРГ и зе­мельными спортивными обществами. В ДСБ входят регулярные и особые (экстраординарные) члены. К регулярным относятся земельные спортивные объединения и федеральные спортивные федерации, представляющие ФРГ в международных спортивных объединениях. К экстраординарным членам от­носятся организации, для которых спорт представляет лишь часть их деятель­ности (например, организация спортивных врачей, спортивных журналистов, учителей физкультуры и т.п.).

Развитием отдельных видов спорта в ФРГ занимаются федерации, обла­дающие определенной автономией в своей деятельности. Наиболее крупными являются федерации футбола, гимнастики, стрельбы, легкой атлетики, плава­ния, тенниса, гандбола и настольного тенниса. В обязанности федераций вхо­дит организация чемпионатов ФРГ, представление страны на международных форумах, подготовка тренеров и судей. Наряду с федерациями существуют зе­мельные спортивные объединения, занимающиеся развитием спорта на своих территориях. В их функции входит также содействие в строительстве спортив­ных сооружений и подготовка тренеров.

Важную роль в развитии олимпийского спорта в ФРГ играет национальный олимпийский комитет, образованный в 1949 г. На Игры Олимпиады 1948 г. в Лондоне немецкие спортсмены не были допущены. С целью подготовки к уча­стию в Олимпийских играх в Хельсинки (1952) было создано Немецкое олимпийское общество.

Со стороны государства наибольшее внимание физической культуре уделя­ет Министерство внутренних дел ФРГ. В нем имеется специальный отдел по вопросам спорта, через который осуществляется субсидирование различных спортивных мероприятий: прежде всего, это научные исследования в области спорта, проведение различных спортивных и научных конгрессов, организация публикаций на научную тематику, подготовка кадров и т.д.

Молодежный спорт во многом регламентируется Министерством по делам молодежи, семьи и здравоохранения.

Большую роль в развитии спорта в ФРГ сыграло право на проведение Олим­пийских игр 1972 г. в Мюнхене, так как обеспечение высокого уровня Игр было делом чести для правительства ФРГ.

Во Франции государство также стало оказывать влияние на развитие физи­ческой культуры в стране. В 1947 г. была создана Генеральная дирекция по делам молодежи и спорта, во главе которой стоял специалист в области военного спорта полковник Ганстон Ру. В 1958 г., после прихода к власти де Голля, орга­низовывается Верховный комиссариат по делам молодежи и спорта, а первым комиссаром назначается известный альпинист Морис Эрцог. В июне 1963 г. этот орган был преобразован в Государственный комиссариат по делам молоде­жи, спорта и активного отдыха. В его функции входили создание материально-технической базы и подготовка специалистов в области физического воспитания и спорта, а также организация физического воспитания школьни­ков, медицинский контроль, контроль за деятельностью учебных заведений по физическому воспитанию и спорту, организация активного отдыха, лагерей во время каникул и др.

Во Франции было принято несколько законов о физической культуре, в том числе последний - в 2004 г.

В настоящее время спортивная политика страны определяется государством. Ведущей организацией на правительственном уровне является Министерство молодежи и спорта. Помимо вопросов управления спортом, оно, в содружестве с Министерством просвещения и некоторыми другими организациями, несет от­ветственность за университетский спорт и тренировочные программы.

Из неправительственных структур главными являются Французский олимпийский и национальный спортивный комитет (КОНСФ), основная цель которого - представление спортивных интересов Франции, подготовка спорт­сменов к участию в Олимпийских играх, развитие массового спорта, а также Национальная комиссия по спорту, в которой в равных пропорциях предста­влены государство и КОНСФ.

Основным источником финансирования выступает Национальный фонд развития спорта (НФРС), куда поступают деньги от налогов на лотереи и про­дажу алкогольных напитков.

Наибольшие успехи в развитии рекреационного спорта были достигнуты в Скандинавских странах. Весьма популярными стали различные акции, свя­занные со сдачей норм для получения спортивного значка.

В других развитых капиталистических странах этот показатель достигал 55-60% (Норвегия, Япония, Нидерланды). Чуть ниже он был в США, Дании, Швеции (45-50%), Австрии (40%). К примеру, в наиболее спортивной социа­листической ГДР этот показатель едва достигал 35%, а в СССР - 25%.

Спортивные пристрастия людей все в большей степени формирует телеви­дение. В Великобритании в 1988 г. самым популярным видом спорта, трансли­ровавшимся по английскому телевидению, был снукер (игра, похожая на биль­ярд). Соревнования по снукеру смотрели около 697,8 млн телезрителей, в то время как по футболу - только 320,8 млн человек, а по крикету - 230,3 млн человек. Далее в рейтинге популярности шли легкая атлетика, конный спорт, теннис, гольф, борьба, кегли, дартс (метание дротиков), бокс и американский футбол.

Большое значение для развития физической культуры в странах Запада имеет профиль финансирования. В большинстве случаев финансирова­ние осуществляют местные органы власти (в Германии - 98%, Великобрита­нии - 95%, Швейцарии - 92%, Швеции - 90% и т.д.). Правительственные субсидии из центральных органов составляют незначительную часть. Фи­нансирование из местных бюджетов позволяет более оперативно и адресно рас­ходовать денежные средства.

В США, Японии, ФРГ, Франции значительно расширяется научно-иссле­довательская работа как в области достиженческого спорта, так и в массовом рекреационном спорте. Исследуются биологические, психологические, исто­рико-социологические, методические проблемы физического воспитания. Большое внимание стало уделяться лицам с физическими или умственными недостатками. Актуальность этого была связана с принятием в США в 1973 г. закона, запрещающего дискриминацию данной категории людей. Практи­чески во всех развитых странах было покончено с остатками расовой дискри­минации.

Важнейшим фактором для развития спорта является строительство необ­ходимого количества спортивных сооружений. В США, к примеру, свыше 100 городов имеют ледовые дворцы, вмещающие по 15-20 тыс. зрителей. Универ­ситет штата Миннесота в Миннеаполисе, насчитывающий более 90 тыс. сту­дентов, располагает стадионом на 62 тыс. зрителей и легкоатлетическим закры­тым манежем на 17 тыс. посадочных мест.

Профессиональный спорт, получающий большую финансовую поддержку от телекомпаний, тем самым попадает в определенную зависимость от них. 90-е годы характеризуются переходом спортивных телетрансляций с государ­ственных на кабельные платные каналы. Прослеживается тенденция к замене стадионов телевидением, установлением больших телеэкранов в кафе, рестора­нах, на площадях и возможностью просматривать спортивные состязания из различных уголков мира, практически не посещая стадионы.

Следует отметить, что тенденция развития профессионального спорта ока­зывает огромное влияние на динамику международного спорта в целом и в отдельных странах. А тенденции развития массового спорта в развитых капи­талистических странах являются примером для других стран в плане его ре­зультативности и эффективности.

После Второй мировой войны, в 1950-60-е гг., в развитых капиталистических странах наметилось активное вмешательство государства в дело постановки физического воспитания населения. С разгромом фашизма милитаризация физического воспитания в Германии, Японии, Италии была ликвидирована. Содержание физического воспитания в Англии, США, Австралии, Канаде и Скандинавских странах в 1940-е гг. его осталось практически таким же, как и в довоенные годы.

Проследить какое внимание уделялось государствами физическому воспитанию, мы можем на примере США. Из опубликованных в 1950 г. данных о показателях физической подготовки в США было очевидно, что: 1. физическое развитие школьников 6-16 лет в Америке ниже, чем в Западной Европе; 2. уровень физической подготовленности в частных школах был выше на 10-15 %, чем в государственных (в государственных школах США и Англии обучается 90-95 % всех детей).

Особенности содержания программ:

США: единой программы для всех школ не существует, каждый штат и школьный округ имеют право разрабатывать собственную программу; ежедневные занятия в 10-12 классах введены с 1964 г., в 7-9 – по три часа в неделю, 1-6 классы – 2 раза по 15-20 мин. ежедневно.




Англия: нет единой программы, каждая школа составляет свою программу физического воспитания; 1-9 классы занимаются по 5 часов в неделю.

Австрия: 1-4 классы по 2 часа в неделю, 5-9 – по 3 ч.

Япония: 1-9 классы – по 3 часа в неделю, 10-12 – по 3-4 ч.; в 12 классе предусмотрен 1 час теоретических занятий.

Бельгия: 1-12 классы по 3 часа в неделю; танцы и плавание включены в программу во всех классах.

Таким образом, после Второй мировой войны в развитых капиталистических странах наблюдалось положительное влияние государственных структур на ход развития физической культуры и спорта. Объем занятий физическим воспитанием в разных странах неодинаков, в основном 3-4 часа в неделю. Программа, как правило, не является единой, а составляется с учетом возможностей и традиций школ. Все большее распространение получает внеурочная и внешкольная форма работы в виде дополнительных и факультативных занятий по физическому воспитанию.

Выводы по теме:

1. Филантропизм способствовал включению физического воспитания в программу школьного обучения, а также становлению немецкой и шведской гимнастических систем.

2. Педагогические взгляды на физическое воспитание в конце XIX – начале XX вв. во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, спортивной физиологии, биомеханики.

3. С конца XIX - начала XX в. наблюдалось слияние двух направлений в физической культуре – гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры – гимнастики, спорта и игр. К 30-м гг. XX в. уточняется классификация физических упражнений по их принадлежности к различным видам спорта. Активному распространению спорта в мире во второй половине века способствовал его выход на уровень международных отношений, становление средством демонстрации мощи, престижности государств и заинтересованность в этом государственных политических деятелей.

4. Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдалась милитаризация физического воспитания и спорта, которые стали средствами военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявилось в Германии.

5. После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах наблюдалось активное вмешательство государства в дело постановки физического воспитания населения. Объем занятий физическим воспитанием в разных странах неодинаков, в основном 3-4 часа в неделю. Единых программ для всех школ, как правило, не существует, а составляется с учетом возможностей и традиций школы. Большое распространение получает внеурочная и внешкольная работа по физическому воспитанию в виде дополнительных или факультативных занятий.

После Второй мировой войны, в 1950-60-е гг., в развитых капиталистических странах наметилось активное вмешательство государства в дело постановки физического воспитания населения. С разгромом фашизма милитаризация физического воспитания в Германии, Японии, Италии была ликвидирована. Содержание физического воспитания в Англии, США, Австралии, Канаде и Скандинавских странах в 1940-е гг. его осталось практически таким же, как и в довоенные годы.

Проследить какое внимание уделялось государствами физическому воспитанию, мы можем на примере США. Из опубликованных в 1950 г. данных о показателях физической подготовки в США было очевидно, что: 1. физическое развитие школьников 6-16 лет в Америке ниже, чем в Западной Европе; 2. уровень физической подготовленности в частных школах был выше на 10-15 %, чем в государственных (в государственных школах США и Англии обучается 90-95 % всех детей).

Особенности содержания программ:

США: единой программы для всех школ не существует, каждый штат и школьный округ имеют право разрабатывать собственную программу; ежедневные занятия в 10-12 классах введены с 1964 г., в 7-9 – по три часа в неделю, 1-6 классы – 2 раза по 15-20 мин. ежедневно.

Англия: нет единой программы, каждая школа составляет свою программу физического воспитания; 1-9 классы занимаются по 5 часов в неделю.

Австрия: 1-4 классы по 2 часа в неделю, 5-9 – по 3 ч.

Япония: 1-9 классы – по 3 часа в неделю, 10-12 – по 3-4 ч.; в 12 классе предусмотрен 1 час теоретических занятий.

Бельгия: 1-12 классы по 3 часа в неделю; танцы и плавание включены в программу во всех классах.

Таким образом, после Второй мировой войны в развитых капиталистических странах наблюдалось положительное влияние государственных структур на ход развития физической культуры и спорта. Объем занятий физическим воспитанием в разных странах неодинаков, в основном 3-4 часа в неделю. Программа, как правило, не является единой, а составляется с учетом возможностей и традиций школ. Все большее распространение получает внеурочная и внешкольная форма работы в виде дополнительных и факультативных занятий по физическому воспитанию.

Выводы по теме:

1. Филантропизм способствовал включению физического воспитания в программу школьного обучения, а также становлению немецкой и шведской гимнастических систем.

2. Педагогические взгляды на физическое воспитание в конце XIX – начале XX вв. во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, спортивной физиологии, биомеханики.

3. С конца XIX - начала XX в. наблюдалось слияние двух направлений в физической культуре – гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры – гимнастики, спорта и игр. К 30-м гг. XX в. уточняется классификация физических упражнений по их принадлежности к различным видам спорта. Активному распространению спорта в мире во второй половине века способствовал его выход на уровень международных отношений, становление средством демонстрации мощи, престижности государств и заинтересованность в этом государственных политических деятелей.

4. Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдалась милитаризация физического воспитания и спорта, которые стали средствами военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявилось в Германии.

5. После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах наблюдалось активное вмешательство государства в дело постановки физического воспитания населения. Объем занятий физическим воспитанием в разных странах неодинаков, в основном 3-4 часа в неделю. Единых программ для всех школ, как правило, не существует, а составляется с учетом возможностей и традиций школы. Большое распространение получает внеурочная и внешкольная работа по физическому воспитанию в виде дополнительных или факультативных занятий.

Новейшим временем в истории именуется эпоха после первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции, которое продолжается до наших дней. В отличие от Нового времени мировое сообщество раскололось на две противоположные социальные системы – капиталистическую и социалистическую, что отразилось и на развитии физической культуры и спорта в мире. Новейшая история в зарубежных странах подразделяется на два периода:

- между первой и второй мировыми войнами;

- после второй мировой войны и по настоящее время.

На развитие физической культуры и спорта первого периода оказали влияние такие факторы, как обострение классовой борьбы и рост противоречий между империалистическими странами, которые не смогла разрешить первая мировая война.

Каждая страна, выйдя из войны, по-своему использовала физическую культуру и спорт в вопросах воспитания молодежи в зависимости от ориентации того или иного государства. Но общей особенностью является организационная перестройка системы физического воспитания. Старые методы заменялись новыми с учетом уроков первой мировой войны и новых исторических условий. Все государства усилили контроль за деятельностью спортивных организаций. Особое внимание было уделено развитию спортивно-гимнастического движения в учебных заведениях.

В Японии проводилась обязательная военно-физическая подготовка в школах в размере 400 часов, в вузах – 300 часов, а также в военных и полицейских подразделениях, спортивно-гимнастических объединениях, скаутских организациях. Основными средствами были национальные виды физических упражнений: дзюдо, кендо, каратэ, фехтование, стрельба из лука, гимнастика, легкая атлетика, плавание, регби, бейсбол и сумо.

Во Франции в 1920 году был принят закон о физическом воспитании дошкольного и школьного возраста, а военное министерство утвердило положение о физической подготовке и спортивной работе в учебных заведениях, спортивных клубах и обществах. В основу средств и методов физического воспитания была положена модернизированная естественно-прикладная гимнастика Жоржа Эбера. Из видов спорта получили развитие футбол, горнолыжный спорта, фигурное катание, велоспорт, фехтование, тяжелая атлетика. С 1936 года получает право на существование и рекреационный спорт, так как создается Государственное Управление делами спорта и активного отдыха.

В Англии вопросами спортивно-гимнастического движения занимались организации: Центральный совет по физическому отдыху, Национальная организация игровых площадок, Британская Олимпийская организация. Великобритания имела хорошую систему физического воспитания в учебных заведениях (школах, колледжах и университетах), а также скаутские организации молодежи до 17 лет для занятий физическими упражнениями вне школьных занятий. Англия родоначальница многих видов спорта, таких как футбол, регби, бокс, велоспорт, крикет, гольф, гребля и других.

В других регионах земного шара (Азия, Африка, Латинская Америка) спортивно-гимнастическое движение еще не получило значительного развития. В отдельных странах культивировались некоторые виды современного спорта (хоккей на траве, борьба, некоторые дисциплины легкой атлетики), а также национальные виды физических упражнений и игр.

5.1.2. Международное рабочее спортивное движение.

5.1.3. Международное спортивное движение

5.2.1. Физическая культура и спорт в странах социализма

После второй мировой войны развитие физической культуры определялось условиями, связанными с образованием мировой социалистической системы, крахом колониализма и борьбой между реакционными и демократическими силами в капиталистических странах. Распад мира на различные общественные системы и государства привело к образованию трёх направлений в развитии физической культуры и спорта: в странах социализма, в развивающихся странах и капиталистических странах. Развитие физической культуры в странах социализма шло поэтапно. В послевоенные годы усилия молодых государств были направлены на преодоление наследия старых режимов и демократизацию физкультурного движения. Позже, в конце 40-х – начале 50-х годов в этих странах были созданы комитеты по физической культуре и спорту с общественным самоуправлением, что заключало в себя, как выяснилось много недостатков. В середине 60- годов многие социалистические страны вернулись к государственной форме руководства физическим воспитанием и спорта. Образовывались добровольные спортивные общества и первичные физкультурные организации, строившиеся по производственному принципу. Становится возможным развитие рекреационного направления в физической культуре. Создаются национальные олимпийские комитеты. Право граждан на физическое воспитание было закреплено в конституциях и законодательных актах. Идет строительство крупных спортивных сооружений, расширяется материальная база физкультурного движения. Большое внимание уделялось организации учебно-спортивной работы с детьми и юношами. Создаются спортивные школы и интернаты. Были открыты специальные физкультурные учебные заведения. Развернулась научно-исследовательская работа. Физическое воспитание в вузах сделали более специализированным. В школах увеличилось число занятий физкультурой с 2-х до 3-х раз в неделю. В учебный план было включено плавание. Всё это способствовало превращению физкультурного движения в массовое явление и росту мастерства спортсменов. Появляется много победителей крупных международных соревнований и Олимпийских игр. Ведущую роль в демократическом спортивном движении играло советское физкультурное движение. Поддержка Советского Союза помогала добиться спортсменам стран демократии больших успехов в физкультурном движении. Укреплялись экономические связи между социалистическими странами. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), работа которого также затрагивала культурные и спортивные сферы. Налаживалось спортивное сотрудничество, с 1952 года проводятся регулярные совещания руководителей спорта, проводятся совместные тренировочные сборы, комплексные международные соревнования, заключаются межгосударственные договоры о сотрудничестве и обмене опытом. Проводились совместные научные конференции, семинары тренеров, крупные спортивные мероприятия. Исключительное значение для укрепления дружбы между народами имели периодически проводимые фестивали молодежи и спортивные соревнования, которые на них организовывались. В 1947 году в Праге был проведен I фестиваль молодежи. В больших масштабах стали проводиться спортивные соревнования, первенства мира, Европы и Олимпийские игры.

5.2.2. Физическая культура и спорт в капиталистических странах

5.2.3. Физическая культура и спорт в развивающихся странах

В большинстве стран были созданы органы руководства физической культуры, национальные олимпийские комитеты, спортивные федерации и клубы. Физическая культура помогала преодолевать этнические, племенные и бытовые различия между народами. Спортсмены молодых независимых государств стали регулярно участвовать в Олимпийских играх, крупных международных и региональных соревнованиях. Таким образом, обретя независимость, бывшие колониальные страны получили возможность развивать национальную физическую культуру и спорт, включились в международное спортивное движение. Но эти страны до сих пор испытывают экономические трудности, сохраняются этнические и национальные пережитки. Недостаточным остается кадровое, материальное и научно-методическое обеспечение физического воспитания и спорта.

5.2.4. Международное спортивное движение

В послевоенные годы постепенно начинает восстанавливаться деятельность международных федераций, появляются новые федерации. В 1946 году – Федерация гребли на каноэ, Международная федерация культуризма (бодибилдинга), в 1947 году – Международная федерация волейбола, федерация современного пятиборья и биатлона, в 1948 году – Европейский союз дзюдо и так далее. В 1947 году создается Международный спортивный союз железнодорожников (МССЖ). Продолжают свою работу Международная ассоциация спортивной прессы и Международная федерация спортивной медицины. Начиная с 1949 года, вновь регулярно проводятся мировые и европейские чемпионаты. Изменения, произошедшие после войны в мировой системе, отразились на спортивном движении и на олимпийском движении. Начиная с Игр XV Олимпиады, спортсмены Советского Союза и социалистических стран стали выступать на Олимпийских играх, а ещё раньше - принимать участие в чемпионатах Европы и мира. Продолжает свое развитие и региональное спортивное движение. В 1949 году создается Ассоциация азиатских игр, а с1951 года проводятся летние Азиатские игры (Паназиатские игры). С 1963 года начинают проходить Панафриканские игры, активными участниками которых являются спортсмены Нигерии, Египта, Кении, Алжира и Туниса. После второй мировой войны были возобновлены Панамериканские (трансконтинентальные) игры, Карибские игры и Боливарские игры. В 1952 году по инициативе Франции было организовано проведение Средиземноморских игр. В них принимают участие страны средиземноморского бассейна Африки, Европы и Азии. С 1953 года представители Лиги Арабских государств для сближения между собой арабских народов организуют проведение Панарабских игр. В бассейне Тихого океана проводятся Тихоокеанские игры, а для стран Балтии организуются Балтийские игры, в них принимает участие также Беларусь. Продолжают свое развитие Игры Британской империи, Балканские игры, с 1956 года – Католические игры.

Вопросы для самопроверки:

1. Как повлияли итоги первой мировой войны на развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах?

2. Чем характеризовалось развитие рабочего спортивного движения в межвоенный период и после второй мировой войны?

3. Как развивалось международное спортивное движение после первой мировой войны?

4. Чем характеризовалась историческая обстановка после второй мировой войны и как она сказалась на развитии физической культуры и спорта в зарубежных странах?

5. Какие особенности отличали развитие физической культуры и спорта в развивающихся, капиталистических и бывших социалистических странах?

6. Как развивалось международное спортивное движение после второй мировой войны?

Часть II . История физической культуры нашей страны.

Тема II. Физическая культура в древнем мире
2.1.Истоки и причины возникновения физической культуры

Человек стал человеком, не только в ходе развития труда, но и в ходе развития самого человеческого тела, организма, как главной производственной силы.
В древнем мире первоначальным источником существования стала охота на крупных животных. В частности, для перехода по рыхлому снегу и поднятия тяжелого оружия из дерева, камня, костей животных нужна была сила. Для преодоления водных пространств и болотистых мест были необходимы навыки плавания. Физическая культура становится общественной формой добывания пищи.
Постепенно возникли условия для того, чтобы процесс обучения и передача опыта организованно отделились от непосредственной работы. Применение бега при охоте или при спасении от противника, прыжки через препятствия, различные движения при проведении магических действий способствовали возникновению таких разновидностей физической культуры, как бег на расстояние, прыжки в длину и высоту, метание (имитационные движения во время танцев).
Благодаря найденным при раскопках предметам древней культуры можно проследить за ее развитием начиная с 150 000 года до нашей эры. Например: 120 000 лет до н. э. был изобретен лук. На основе археологических раскопок относящихся примерно к периоду 40 000 лет до н. э. можно констатировать, что физическое развитие человека более поздней древней эпохи сопровождалось магическими действиями.
На следующих этапах (8000-3000 лет до н.э.) главным источником существования стало земледелие и животноводство. С уходом в прошлое первобытнообщинного строя (с VII тыс. лет до н. э.) и развитием пастушества, облавной охоты, у людей стал появляться интерес к верховой езде.
С появлением частной собственности возникают церемонии посвящения мужчин в воины. Впоследствии практика подобных церемоний стала общепринятой, в этот период появились первые соперничества и состязания.

2.2.Физическая культура в родовом обществе

В родовом обществе возникает новая форма социальной организации, вступает в силу ведение общего хозяйства. В связи с этим, быту древних людей становится присуща облавная охота, разнообразное метание.
Австралийцы, например, в своих обрядах (при рождении человека, переходе из одной группы в другую, принятии в племя) руководствовались принципами количественного участия. Во время посвящения в ходе совершения обрядов происходило поражение животного на песке, подбрасывание посвященного в воздух, бег и прыжки, охотничьи пляски, борьба, бег с препятствиями. После того, когда юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Обрядам предшествовали систематические занятия физическими упражнениями, к ним допускались лишь те юноши, которые достигали необходимой степени физической подготовленности и духовной зрелости.
У индейцев обрядам предшествовали такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, гонки на лодках, метание, игры с мячом. При совершении ритуалов посвящений широко применялись индийские танцы.
Физическая подготовка детей африканских племен отличались от тренировки силы и выносливости подрастающего поколения у других древних народов. Их собирали в команду и удаляли из селения на сборы, где упражнялись фехтованию палками и метанию в цель.
У эскимосов были широко распространены комплексные соревнования, типа простейших многоборий.

2.3.Физическая культура при рабовладельческом строе

2.4.Физическая культура в Древней Греции

2.5.Олимпийские игры и другие соревнования в Древней Греции

2.6. Причины упадка физической культуры в Древней Греции

Расцвет игр приходился на V в. до н. э., период, когда греческие города-государства вели напряженную борьбу против персидских завоевателей. Причиной же упадка физической культуры в Древней Греции послужило расслоение общества на бедных и богатых, когда произошел раскол рабовладельческого общества. Богатеющая верхушка начинала отклоняться от несения военных обязанностей. Именно в это время появились наемные войска и спортсмены–профессионалы, стали возникать специализации по видам спорта. Ослаблялось значение традиций физической культуры, посвященных религии. Соревнования атлетов все больше походили на обычные зрелища.
Повсеместный общий кризис приводил к ослаблению развития физической культуры во всех полисах, что дало возможность македонским царям — Филиппу и Александру воспользоваться ситуацией и объединить все полисы в единое государство — Грецию. После смерти Александра Македонского империя опять распалась на множество государств и, не выдержав конкуренции с растущей Римской державой, в конечном счете, присоседилась к ней. Таким образом, в состав Римского государства с середины II-го века до н. э. входила Греция.
Физическая культура в Древнем Риме. История Древнего Рима насчитывала два основных периода:
- царский период;
- период республики;
Царский период (XIII-XI вв. до н. э.) характеризуется эпохой разложения родового строя и появлением Римского государства. В этот период интенсивно развиваются соревнования — гонки на колесницах, метание копья, кулачные бои, соревнования всадников и др.
В период республики (VI-I вв. до н. э.) в физической культуре наиболее ярко был выражен военный характер. В Риме, в отличие от Греции, система физического воспитания не была обязательной. Именно в Риме зародились первые частные школы, где мальчики из зажиточных семей имели возможность получать хорошую физическую форму. Имели место попытки возрождения Олимпийских игр, но, к сожалению, они не увенчались успехом.
В период республики были построены первые спортсооружения, наподобие современных стадионов и цирков. Система военно-физической подготовки достигла своего совершенства. В те времена в Римской Армии для выполнения физических упражнениях широко применялись снаряды, например, штурмовые лестницы, чучела для нанесения ударов кулаками.

Тема III. Физическая культура в средние века (V-XVII вв.)

3.2.Физическая культура в период разложения феодализма
и зарождения капитализма

В основе развития физической культуры этого периода лежит борьба народных масс с религиозными средневековыми идеологиями. Появилось и интенсивно развивалось учение гуманистов, суть которого заключалось в том, что средства физического воспитания использовались не в военных целях, а для укрепления здоровья. Однако написанные гуманистами произведения были на латинском языке, это означало, что их учение не имело отношения к простому народу, так как простой народ в то время был абсолютно безграмотный.

3.3.Физическая культура в период перехода от Средневековья
к Новому времени

Читайте также: