Машиностроительный комплекс поволжья кратко
Обновлено: 05.07.2024
Важнейшими отраслями промышленной специализации в Поволжье являются добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия алюминия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность.
Добывающая промышленность Поволжья выделяется развитием нефтяной (Татарстан и Самарская область), газовой (Саратовская и Астраханская области) и горно-химической промышленности (Астраханская и Самарская области).
Электроэнергетика — одна из важнейших отраслей хозяйства региона, причём Поволжье выделяется развитием всех видов энергетики и особенно гидроэнергетики. Крупнейшими ГЭС в районе являются Волгоградская и Волжская, ТЭС — Заинская, работают две АЭС — Балаковская и Димитровградская.
Чёрная металлургия Поволжья представлена лишь передельной металлургией (Волгоград) и производством труб (Волжский).
Важное значение имеет металлургия алюминия (Волгоград).
Машиностроение — главная отрасль промышленной специализации района, где выделяется автомобилестроение. Около 80% легковых автомобилей, 99% троллейбусов, значительная часть грузовых автомобилей и вездеходов России производятся в Тольятти, Ульяновске, Набережных Челнах, Елабуге, Энгельсе. Также превалируют судостроение (Астрахань, Волгоград, Зеленодольск), самолётостроение (Самара, Казань, Ульяновск, Саратов), часовая промышленность (Пенза), станкостроение (Самара, Саратов), тракторостроение (Волгоград), сельскохозяйственное машиностроение (Сызрань, Когельниково, Фролово).
На западе Поволжье граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, на востоке - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Поволжье больше открыто к западу и востоку, т. е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны, поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию. Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое моря.
Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение. Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов готовой продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвуют несколько предприятий) . Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а многие детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть очень велико. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть. Транспортный фактор — важный фактор размещения машиностроения. Поскольку перевозка машин (или их деталей) осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.
Важнейшую роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Сызрань - Самара - Челябинск; Ртищево - Саратов - Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном) ; Инза - Ульяновск - Мелекес - Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридиональная дорога - Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Иловля. Построены дороги Кизляр - Астрахань - Агрыз; Элиста - Двины; Астрахань - Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути.
Примерно тридцать процентов промышленной продукции Поволжья состоит из изделий машиностроительного комплекса, а машиностроение является одной из сложных отраслей на Поволжье. Машиностроение Поволжья выделяется своей небольшой металлоемкостью, и в малой степени использует собственную металлургию Поволжье. Но очень активно использует металлургический Урал. Продукция, производимая машиностроением Поволжья, очень разнообразна и состоит из автомобилей, станков, тракторов, счетно-решающих приборов, моторов, подшипников, велосипедов, судов, самолетов, вертолетов и некоторой других изделий.
Поволжье является крупным производителем автомашин в Российской Федерации, так как хорошая транспортная развязка способствует этому. С помощью этого организованы широченные связи для кооперации с другими предприятиями и организациями. На территории Поволжья хорошо развиты отрасли, которые занимаются наукой, это авиакосмическая отрасль, приборостроение и электроника.
Поволжья - автоцех России
Поволжье принято считать автоцехом России. Тольяттинский ВАЗ выпускает легковые автомобили. Камский автомобильный завод, основное производство которого расположено в городе Набережные Челны, выпускает дизельные грузовые автомобили, автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Ульяновский автомобильный завод, который находится в городе Ульяновск, выпускает полноприводные автомобили: внедорожники, лёгкие грузовики и микроавтобусы. В городе Энгельс производятся троллейбусы и автобусы.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Лидирующие отрасли Поволжья
Такие города, как Саратов, Казань, Самара занимают лидирующие позиции в аэрокосмической отрасли, а Казань преуспела и в вертолётостроении. Поволжье можно считать одним из центров по нефтепереработке, так как вдоль реки Волга находятся несколько перерабатывающих заводов. Поволжье лидирует в химической отрасли и специализируется на поставках электроэнергии (Татарстан). Добыча серы производится в Самарской области, а соль добывают в Баскунчаке. Пластмассу производят в Самаре и Волгограде, а синтетический каучук изготовляют в Казане и Нижнекамске. А Нижнекамск вместе с Волжском занимается производством химического волокна. Судостроение хорошо развито в Астрахани. В Саратове сосредоточено около шестидесяти процентов продукции промышленного производства, которая производится машиностроительными организациями Саратова.
Саратов — это важнейший центр промышленного Поволжья. Здесь хорошо развивается приборостроение, и на предприятиях Саратова производятся разнообразные станки, оборудование транспортного назначения, холодильные установки и миниэлектростанции.
Машиностроение на территории Поволжья, начало ускоряться с помощью роста энергетической, химической и нефтегазовой сферы. Появление сети нефтепроводов обусловлено выгодным транспортным расположением Поволжья. Сопредельность с Центральными районами России, хорошая транспортная развязка, присутствие высококвалифицированных работников, вызвало потребность в создании заводов станкостроения и приборостроения.
Поволжье занимает третье место среди регионов России по развитию промышленной базы, что составляет примерно двенадцать процентов. Однако за последние несколько лет доля машиностроительной отрасли немного уменьшилась.
Ульяновский автомобильный завод
С одна тысяча девятьсот сорок седьмого года завод начинает выпуск грузовых автомобилей (ГАЗ-ММ, ГАЗ-69). А в одна тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году с конвейера предприятия вышел миллионный автомобиль. Модельный ряд УАЗа модифицируется постоянно. В две тысячи пятом году был выпущен УАЗ Патриот, а с две тысячи восьмого года начался выпуск УАЗ Пикап. В две тысячи пятнадцатом году производится выпуск УАЗ Профи.
Аэрокосмический комплекс Самары
Самарский комплекс является одним из самых технологичных и экономических секторов региона. В этот комплекс входят три группы: ракетно-космическая, двигателестроительная и авиастроительная группы. Аэрокосмический комплекс состоит из более двадцати предприятий. И на данный момент комплекс занимает выгодное экономическое положение, так как обеспечен постоянными заказами космического оборудования от российского правительства.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин
Не нашли нужную информацию?
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Гарантия возврата денег
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Машиностроительный комплекс — одна из самых крупных и сложных по структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходится не менее 1 /3 всей промышленной продукции района. Отрасль в целом характеризуется малой металлоемкостью (коэффициент металлоемкости здесь ниже среднероссийского и вдвое меньше уральского). Машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Машиностроительный комплекс объединяет разнообразные машиностроительные производства. Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомобили, станки, тракторы, счетно-решающие устройства, приборы, моторы, подшипники, электротехнические изделия, оборудование для различных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, судов. Авиационная промышленность возникла в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время заводы специализируются на производстве турбореактивных самолетов (Самара) и самолетов ЯК-40 (Саратов).
Одни отрасли развиваются в связи с потребностями самого района в соответствующей продукции (нефтеаппаратура, нефтеналивные суда) и наличием квалифицированных кадров рабочих (производство часов, счетной техники), другие — в силу благоприятного транспортно-географического положения, условий кооперирования поставок деталей и узлов (автомобилестроение).
предприятия Поволжья — Нижнекамский завод (покрышки), волжский завод РТИ (прокладки, резиновые кольца), заводы г. Димитровграда Ульяновской области (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши);
предприятия, специально построенные для поставки своих изделий ВАЗу в других районах страны, например Вологодский подшипниковый завод.
КамАЗ — крупнейшее в России предприятие по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В составе КамАЗа семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.
Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой проходимости, предназначенных для мелкопорционной перевозки грузов.
Традиционная отрасль Поволжья — речное судостроение. Крупнейший центр — Астрахань.
Итак, среди машиностроительных центров наиболее крупными являются:
Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, производство автотракторного электрооборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.);
Саратовский (станкостроение, производство нефте- и газохимической аппаратуры, дизелей, подшипников, самолетостроение, выпуск электротехнических изделий и др.);
Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др.);
Ульяновский (станкостроение, автомобилестроение, производство двигателей, дождевальных установок и др.);
Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа — ведущий в автомобильной промышленности страны, производство оборудования для цементной промышленности);
Нижнекамский (комплекс предприятий Камского автомобильного завода по производству грузовых машин и дизельных двигателей).
Важными центрами машиностроения являются Казань и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование для энергетической, нефтехимической промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и др.), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ). Наибольшие перспективы развития в Поволжском экономическом районе у автомобиле- и тракторостроения.
Смотрите также:
Учитывая зависимость экономического подъема России от состояния . в научный оборот термины "экономическая география" и "экономическая .
Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, . размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) .
bibliotekar . ru / regionalnaya - economika /1. htm
кафедра "Экономическая география " . Подробно анализируется стартовый уровень развития российской экономики при переходе к рынку. Уделяется .
Всемирная география . По запасам древесины Канада стоит на третьем месте в мире (после России и Бразилии), но по количеству . Всплеск экономического развития Канады с середины XIX в. связан с развитием торговли с США. . с 1976 г., но по силе своей экономики занимает там последнее место. .
bibliotekar . ru / rGeo /27. htm
Экономическая география. В Украине имеются три экономических района: Донецко-Приднепровский, Центрально-Западный и Южный. В первом .
На территории России выделяются три металлургические базы . размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) .
размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) . региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т. д.); . .
В масштабах же России она занимает первое место и по производству . размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) .
Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка . размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) .
Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам углей. . размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) .
Читайте также: