Машиностроительный комплекс поволжья кратко

Обновлено: 05.07.2024

Важнейшими отраслями промышленной специализации в Повол­жье являются добывающая промышленность, электроэнергетика, ме­таллургия алюминия, машиностроение, химическая и пищевая про­мышленность.

Добывающая промышленность Поволжья выделяется развитием неф­тяной (Татарстан и Самарская область), газовой (Саратовская и Астра­ханская области) и горно-химической промышленности (Астраханская и Самарская области).

Электроэнергетика — одна из важнейших отраслей хозяйства ре­гиона, причём Поволжье выделяется развитием всех видов энергетики и особенно гидроэнергетики. Крупнейшими ГЭС в районе являются Вол­гоградская и Волжская, ТЭС — Заинская, работают две АЭС — Балаковская и Димитровградская.

Чёрная металлургия Поволжья представлена лишь передельной ме­таллургией (Волгоград) и производством труб (Волжский).

Важное значение имеет металлургия алюминия (Волгоград).

Машиностроение — главная отрасль промышленной специализации района, где выделяется автомобилестроение. Около 80% легковых авто­мобилей, 99% троллейбусов, значительная часть грузовых автомобилей и вездеходов России производятся в Тольятти, Ульяновске, Набережных Челнах, Елабуге, Энгельсе. Также превалируют судостроение (Астра­хань, Волгоград, Зеленодольск), самолётостроение (Самара, Казань, Уль­яновск, Саратов), часовая промышленность (Пенза), станкостроение (Са­мара, Саратов), тракторостроение (Волгоград), сельскохозяйственное машиностроение (Сызрань, Когельниково, Фролово).

На западе Поволжье граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, на востоке - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Поволжье больше открыто к западу и востоку, т. е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны, поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию. Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое моря.

Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение. Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов готовой продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвуют несколько предприятий) . Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а многие детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть очень велико. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть. Транспортный фактор — важный фактор размещения машиностроения. Поскольку перевозка машин (или их деталей) осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Важнейшую роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Сызрань - Самара - Челябинск; Ртищево - Саратов - Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном) ; Инза - Ульяновск - Мелекес - Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридиональная дорога - Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Иловля. Построены дороги Кизляр - Астрахань - Агрыз; Элиста - Двины; Астрахань - Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути.

Примерно тридцать процентов промышленной продукции Поволжья состоит из изделий машиностроительного комплекса, а машиностроение является одной из сложных отраслей на Поволжье. Машиностроение Поволжья выделяется своей небольшой металлоемкостью, и в малой степени использует собственную металлургию Поволжье. Но очень активно использует металлургический Урал. Продукция, производимая машиностроением Поволжья, очень разнообразна и состоит из автомобилей, станков, тракторов, счетно-решающих приборов, моторов, подшипников, велосипедов, судов, самолетов, вертолетов и некоторой других изделий.


Поволжье является крупным производителем автомашин в Российской Федерации, так как хорошая транспортная развязка способствует этому. С помощью этого организованы широченные связи для кооперации с другими предприятиями и организациями. На территории Поволжья хорошо развиты отрасли, которые занимаются наукой, это авиакосмическая отрасль, приборостроение и электроника.

Поволжья - автоцех России

Поволжье принято считать автоцехом России. Тольяттинский ВАЗ выпускает легковые автомобили. Камский автомобильный завод, основное производство которого расположено в городе Набережные Челны, выпускает дизельные грузовые автомобили, автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Ульяновский автомобильный завод, который находится в городе Ульяновск, выпускает полноприводные автомобили: внедорожники, лёгкие грузовики и микроавтобусы. В городе Энгельс производятся троллейбусы и автобусы.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Лидирующие отрасли Поволжья

Такие города, как Саратов, Казань, Самара занимают лидирующие позиции в аэрокосмической отрасли, а Казань преуспела и в вертолётостроении. Поволжье можно считать одним из центров по нефтепереработке, так как вдоль реки Волга находятся несколько перерабатывающих заводов. Поволжье лидирует в химической отрасли и специализируется на поставках электроэнергии (Татарстан). Добыча серы производится в Самарской области, а соль добывают в Баскунчаке. Пластмассу производят в Самаре и Волгограде, а синтетический каучук изготовляют в Казане и Нижнекамске. А Нижнекамск вместе с Волжском занимается производством химического волокна. Судостроение хорошо развито в Астрахани. В Саратове сосредоточено около шестидесяти процентов продукции промышленного производства, которая производится машиностроительными организациями Саратова.

Саратов — это важнейший центр промышленного Поволжья. Здесь хорошо развивается приборостроение, и на предприятиях Саратова производятся разнообразные станки, оборудование транспортного назначения, холодильные установки и миниэлектростанции.

Машиностроение на территории Поволжья, начало ускоряться с помощью роста энергетической, химической и нефтегазовой сферы. Появление сети нефтепроводов обусловлено выгодным транспортным расположением Поволжья. Сопредельность с Центральными районами России, хорошая транспортная развязка, присутствие высококвалифицированных работников, вызвало потребность в создании заводов станкостроения и приборостроения.

Поволжье занимает третье место среди регионов России по развитию промышленной базы, что составляет примерно двенадцать процентов. Однако за последние несколько лет доля машиностроительной отрасли немного уменьшилась.

Ульяновский автомобильный завод


С одна тысяча девятьсот сорок седьмого года завод начинает выпуск грузовых автомобилей (ГАЗ-ММ, ГАЗ-69). А в одна тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году с конвейера предприятия вышел миллионный автомобиль. Модельный ряд УАЗа модифицируется постоянно. В две тысячи пятом году был выпущен УАЗ Патриот, а с две тысячи восьмого года начался выпуск УАЗ Пикап. В две тысячи пятнадцатом году производится выпуск УАЗ Профи.

Аэрокосмический комплекс Самары

Самарский комплекс является одним из самых технологичных и экономических секторов региона. В этот комплекс входят три группы: ракетно-космическая, двигателестроительная и авиастроительная группы. Аэрокосмический комплекс состоит из более двадцати предприятий. И на данный момент комплекс занимает выгодное экономическое положение, так как обеспечен постоянными заказами космического оборудования от российского правительства.


Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин


Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Машиностроительный комплекс — одна из самых крупных и слож­ных по структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходится не менее 1 /3 всей промышленной продукции района. Отрасль в целом характеризуется малой металлоемкостью (коэффициент метал­лоемкости здесь ниже среднероссийского и вдвое меньше уральского). Машиностроение работает преимущественно на металлопрокате сосед­него Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Машиностроительный комплекс объединяет разнообраз­ные машиностроительные производства. Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомоби­ли, станки, тракторы, счетно-решающие устройства, приборы, моторы, подшипники, электротехнические изделия, оборудование для различ­ных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и лег­ковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, судов. Авиационная промышленность возникла в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время заводы специализируются на производстве турбо­реактивных самолетов (Самара) и самолетов ЯК-40 (Саратов).

Одни отрасли развиваются в связи с потребностями самого района в соответствующей продукции (нефтеаппаратура, нефтеналивные суда) и наличием квалифицированных кадров рабочих (производство часов, счетной техники), другие — в силу благоприятного транспортно-географического положения, условий кооперирования поставок деталей и узлов (автомобилестроение).

предприятия Поволжья — Нижнекамский завод (покрышки), волжский завод РТИ (прокладки, резиновые кольца), заводы г. Димитровграда Ульяновской области (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши);

предприятия, специально построенные для поставки своих из­делий ВАЗу в других районах страны, например Вологодский под­шипниковый завод.

КамАЗ — крупнейшее в России предприятие по производству гру­зовых автомобилей большой грузоподъемности. В составе КамАЗа семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, ли­тейный, колесный, ремонтно-инструментальный. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.

Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой проходимости, предназначенных для мелкопорционной перевозки грузов.

Традиционная отрасль Поволжья — речное судостроение. Крупней­ший центр — Астрахань.

Итак, среди машиностроительных центров наиболее крупными являются:

Самарский (станкостроение, производство подшипников, самоле­тостроение, производство автотракторного электрооборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.);

Саратовский (станкостроение, производство нефте- и газохими­ческой аппаратуры, дизелей, подшипников, самолетостроение, выпуск электротехнических изделий и др.);

Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др.);

Ульяновский (станкостроение, автомобилестроение, производст­во двигателей, дождевальных установок и др.);

Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа — ведущий в авто­мобильной промышленности страны, производство оборудования для цементной промышленности);

Нижнекамский (комплекс предприятий Камского автомобильно­го завода по производству грузовых машин и дизельных двигателей).

Важными центрами машиностроения являются Казань и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование для энергетической, нефтехимической промышленности, сельскохозяйственное машино­строение и др.), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ). Наиболь­шие перспективы развития в Поволжском экономическом районе у автомобиле- и тракторостроения.

Смотрите также:

Учитывая зависимость экономического подъема России от состояния . в научный оборот термины "экономическая география" и "экономическая .

Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, . размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) .

bibliotekar . ru / regionalnaya - economika /1. htm

кафедра "Экономическая география " . Подробно анализируется стартовый уровень развития российской экономики при переходе к рынку. Уделяется .

Всемирная география . По запасам древесины Канада стоит на третьем месте в мире (после России и Бразилии), но по количеству . Всплеск экономического развития Канады с середины XIX в. связан с развитием торговли с США. . с 1976 г., но по силе своей экономики занимает там последнее место. .

bibliotekar . ru / rGeo /27. htm

Экономическая география. В Украине имеются три экономических района: Донецко-Приднепровский, Центрально-Западный и Южный. В первом .

На территории России выделяются три металлургические базы . размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) .

размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) . региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т. д.); . .

В масштабах же России она занимает первое место и по производству . размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) .

Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка . размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) .

Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам углей. . размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в) .

Читайте также: