Мастерство беседы и спора кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все действия, направленные на передачу информации от одного человека другому имеют, как мы уже говорили ранее, свои цели и ожидаемые результаты. В любом взаимодействии у участников есть свои роли. В диалоге зачастую оба участника главные, т.к. высказывают каждый свою точку зрения, при большой аудитории, бесспорно, спикер(оратор) выступает в главной роли ведущего и дающего информацию.

В данном модуле нашей задачей будет распознать роли участников, проиграть ситуации сопротивления участников в споре и взаимном давлении, а также проанализировать типы беседы и выявить технику поведения в них.

Тема 1. Речевые роли и цели: стереотипы сознания и оценка речи слушателя.

Устная деятельность имеет речевые роли и речевые цели. Речевые роли можно разделить на уровни: статусная роль и ситуационная роль.

Статусные роли повторяют социальные роли и действуют на протяжении длительного отрезка времени. Эти роли не изменятся в процессе того времени, в течение которого происходят. Пример статусной роли: начальник-подчиненный, учитель-ученик, родитель-ребенок, педагог- студент, воспитатель-ребенок и т.п. Это распределение ролей будет длиться до того момента, пока не изменится сама ситуация среди участников.

Большинство ораторских выступлений ориентировано на ситуационную роль: оратор-аудитория. Риторика учит искусству речи, прежде всего, на ситуационном (средневременном) уровне, т.к. именно речь является функциональной единицей ораторского мастерства. Создавая речь и планируя работу с аудиторией, стоит учитывать виды сознания, присущие человеку:

Стереотипы –это устойчивые и очень весомые в жизни каждого человека и всего общества идейные клише, стандартные представления и поведенческие установки. Чаще всего оратору приходится сталкиваться со стереотипами аудитории, ориентированными на мировоззрение или идеологию. В нашей работе мы рассмотрим именно стереотип мировоззрения, т.к. оратору необходимо понимать и уметь работать с внутренними убеждениями своего слушателя: миф, догма, утопия.

Миф -это устойчивый стереотип (идея), выдающий желаемое за действительное, невозможное за возможное, возникший в индивидуальном и массовом сознании. Миф возможно сравнить с самообманом. Идея мифа- если нет счастья, по мнению индивидуума или коллектива, то надо его придумать. Существует два реальных способа бороться с действительностью: приспособиться жить с ней, или приспособить действительность к себе. Все действия, как правило, выполняются по пути наименьшего сопротивления. Поэтому человек в состоянии перестроить себя, нежели мир. В следствие этого можно констатировать, что миф-следствие жизни и нужда в нем всегда будет актуальна.

Догма -личностное или массовое сознание, внедренное из среды власть имущих или оппозиции. Догма, в отличии от мифа, это обман. Говоря о мифе, можно сравнить его с наивностью и бескорыстием. Догма же подразумевает корысть, лукавство, изощрение и расчет. Но также, как и миф, догма выполняет функцию замещения реальности, иначе ее не примет слушатель. Здесь уместно применить понятие демагогии, т.е. игра с массами. К виду демагогий относится любая пропаганда, особенно обещающая покончить с мифами и догмами.

Следом за этим логично присоединить и понятие утопии. Это конструкции речи, созданные из мифов, догм и их гибридов. У каждого сообщества: партии, клана, среды есть свой набор мифов, догм и утопий. Именно этот набор характеризует наличие идеологических норм данной среды.

Если Ваша задача, как оратора, изменить мировоззрение или чье-либо мнение, можно воспользоваться следующими советами:

1. Не атакуйте публику. Не затрагивайте то, что вам не нужно. Не ставьте большие цели-рассчитывайте свои силы.

2. Переубеждая человека, вы влияете на его сознание. Продумайте, как не причинить ему боль. Выделите ценность в сознании слушателя и подайте свою мысль с точки зрения большей привлекательности для него.

3. Подумайте, как возможно применить противостоящую вам мысль или идею с учетом пользы для вас.

4. Научитесь присоединять свою идею к другой, не противоречащей вашей, как-бы в продолжение.

Слушатель всегда оценивает вашу речь. Насколько успешна она прозвучала, можно определить по реакции аудитории. Любая речь проходит три стадии оценки:

2. Рационально-логическая стадия. Содержит в себе анализ содержания речи. Главное-это логика, которая оценивает структуру речи, наличие в ней противоречий, умение использовать тезисы и формулировки на примерах жизненных фактов. Следует учитывать этот факт, работая с аргументацией своей речи.

3. Фактологическая стадия. Проверка сказанного (речи) последующими жизненными примерами. Эта стадия характеризует речи, в которых оратор категорично прогнозирует дальнейшую ситуацию. Реакция слушателя может вызвать недоверие. Впоследствии, при подтверждении прогноза, увеличивается доверие и уровень компетенции оратора. Если это действительно произойдет, и вы сможете сделать удачный прогноз, не стоит в следующую встречу активно щеголять своим успехом. Будет лучше, если вы слегка, как бы мимоходом об этом скажете. Это вызовет более естественную реакцию слушателей и поднимет ваш статус в их глазах.

Часто бывает, что оратору достаточно убедить или привлечь небольшую часть аудитории, которая в свою очередь привлечет остальных.

В педагогической риторике ставится задача именно привлечения, убеждения и донесения информации до всех учащихся.

Тема 2. Убеждение, как важная речевая цель.

Убеждение является одним из основных целей устной речи, помимо конкретной информации и эмоционального настроения. Как мы помним, Древние греки понимали риторику, как искусство убеждать. В речах любого типа существует, пусть и едва заметный, принцип убеждения. Профессиональная деятельность во многих направлениях и сферах не обходится в диалогах, собраниях, других речевых ситуациях без убеждения. К примеру: врачи, политики, юристы, агитаторы, педагоги, менеджеры и т.д.

Убеждение возможно тогда, когда аудитория доверяет оратору. Как мы говорили ранее, авторитет, заработанный временем, поведенческое состояние оратора (обаяние, артистизм и т.п.) позволяет добиться расположения и доверия слушателя.

Важным слагаемым успешного выступления является знание аудитории. Необходимо учитывать следующие факторы:

2. Речь должна быть подобрана таким образом, чтобы участникам была понятна основная мысль и важная информация, вне зависимости от социального состава аудитории. Для этого необходимо: адресный подход, учитывание общих интересов разных групп.

В убеждающей речи стоит учитывать:

-невозможно понравиться всем и сразу;

-относитесь равнозначно ко всем участникам, не выделяя ключевую группу тех, кому, по вашему мнению, вы очевидно нравитесь;

- найдите общие интересы для всех групп слушателей;

- при любой возникшей полемике не принимайте чью-либо сторону, стараясь не задевать достоинства ваших оппонентов.

Если понаблюдать за слушателями, то легко выделить группу заинтересованных в слушании. Это, так называемая, группа внимания. Также легко различимы, практически, с первых минут взаимодействия, такие группы, как:

а) Добросовестные слушатели, занимающие при свободной рассадке первые ряды (места, парты и т.п.), внимательно следя за информацией.

б) Колеблющиеся слушатели, характеризующиеся рассеянным неустойчивым вниманием.

в) Пассивные слушатели, иногда дремлющие, зевающие, иногда просто скучающие, отвлекающиеся и отвлекающие других.

3 . Стоит учесть распределение слушателей по полу и возрасту. Здесь надо помнить, что есть ряд вопросов, которые лучше обсуждать отдельно с мужчинами и женщинами. Если педагог работает с младшими школьниками, не стоит забывать про быструю утомляемость такого возраста и неустойчивое внимание.

4. Интересы, характер, воспитание, вкусы, образование и подобные характеристики тоже немаловажны при речевом событии. Необходимо это учитывать при составлении речи, чтобы случайно не задеть чьи-либо интересы, стереотипы и мировоззрение.

6 . Важно следить за психологической атмосферой вашей аудитории и понимать, как вы планируете отвечать и реагировать, если возникнут вопросы и несогласия. Надо быть готовым к любому повороту событий, но главное не дать почувствовать аудитории ваше замешательство и неуверенность. Продумайте заранее, какие вопросы могут возникнуть и как вы сможете на них ответить, какие привести аргументы или, возможно, видоизменить вопрос аудитории, переведя его в другую плоскость из проблемы в преимущество.

Тема 3. Спор, как искусство. Давление на оппонента.

Спор-частое явление, возникающая при коммуникации любого уровня. Часто в диалоге спор возникает по причине одного участника доказать свою правоту и правильность суждения другому. Аудитория не всегда может согласиться с оратором и, также, вступить в спор и обсуждения возникшей ситуации.

По классификации русского логика С.И. Поварнина (1) по речевой цели споры делятся на:

а) выяснения истины;

б) убеждения оппонента;

в) одержание победы;

г) спор, как самоцель.

Также можно выделить такие виды спора, как:

Дискуссия- публичный спор, который основывается на выявлении правильного мнения при сопоставлении разных мнений и взглядов. Целью дискуссии является совместный поиск истины. Часто этот вид спора применим в научной среде.

Полемика - данный вид больше характерен для политической сферы, для борьбы с идеологией. Этот вид больше характерен, как открытая конфронтация, противоборство идей и мнений.

При любом споре, чтобы не довести ситуацию до критической, необходимо понимать правила и приемы ведения спора, соблюдать законы логики.

Закон тождества. В процессе обсуждения мысли, ее содержание должно быть неизменно. В математике тождество-это равенство, верное при любых значениях переменных. В ораторском искусстве тождество также подразумевает приверженность к начальной идеи мысли, вне зависимости от того, как меняется ситуация вокруг. Нельзя изменять, допускать подмену. Надо четко следовать своей идеи, отстаивать и аргументировать ее. Исключение может составить только, вызванная необходимостью, ситуация.

Закон противоречия. Необходимо логически понимать, что две противоположные мысли об одном и том же предмете, не могут быть одинаково правильными и истинными. Одна из них определенно ложная.

Закон достаточного основания . Все мысли должны иметь обоснования и неопровержимую истину. Аргумент должен быть сильнее высказанного тезиса или утверждения. Более того, между тезисом и аргументом должна быть причинно-следственная связь, т.е. логика. Если она не убедительна или не очевидна, то ее следует доказать.

Спор можно отнести к искусству. Ведение спора, как владение искусством. Существуют правила цивилизованного ведения спора:

1. Установить четко тему(предмет) спора.

2. Обсудить общее и разное, убрать общее, как решенное и оставить истинное то, что является спорным.

3. Удостовериться, что обе стороны одинаково понимают значения и смысл используемых тезисов и терминов.

4. Договориться об ожиданиях, т.е. конечных целях спора: поиск истины, обращение в свою сторону, компромисс и т.п.

5. Понять, насколько реален ожидаемый вами исход спора, не надеяться на случайность и чудо.

Часто бывает, что уже после 1 п. спор исчерпан.

Существуют правомерные приемы ведения спора:

1. Опровержение позиции и доводов оппонента с помощью фактов.

2. Абсурдность тезиса. При утрировании, даже правильную идею можно сделать абсурдной.

3. Принцип бумеранга. Путем логических фактов существует возможность обратить аргумент оппонента против него.

5. Вопросы. С помощью различных типов вопросов проще выведать мнение и позицию оппонента, корректно утаивая свои. Этот метод на практике вполне может быть обоюдным.

6. Время. Можно переспрашивать некоторые моменты или уточнять их. Это позволить немного оттянуть время для обдумывания и принятия дальнейших шагов.

Правомерные приемы спора логичны и этичны.

Тема 4. Диалог в форме беседы: виды и стили поведения.

Беседа-наиболее распространённый жанр общения. Беседы могут проходить среди друзей, коллег, знакомых, учителя и ученика и т.д. В любой беседе разделяют две основные стратегии: эгоистическую и альтруистическую. Исходя их самих названий, вполне можно предположить, что именно характеризуют эти виды.

Эгоистическая стратегия превращает диалог в монолог. Цель эгоистической стратегии-выговориться, заявить о себе, самоутвердиться, а часто и подавить партнера.

Альтруистическая стратегия подразумевает истинный диалог. Выражается это в преследовании общей цели, поисках компромиссов решений, обоюдном уважении собеседников.

Беседа имеет свои формы и виды, а именно:

Светская беседа. Не слишком распространенный жанр беседы, который может встречаться среди определенной публики, в зависимости от статуса и стиля жизни. Беседе присущ альтруистический стиль. Если поблизости есть друзья, то подобная беседа перерастет в дружескую. Часто темы бывают абстрактными. В педагогической практике во взаимодействии ученика и учителя такая беседа не совсем уместна, т.к. не выражает основной цели педагогики. Но в большинстве произведений литературных классиков светская беседа хорошо описана и ученики вполне могут иметь полное представление о месте, темах, участниках подобных бесед.

Деловая беседа . Рабочий инструмент для бизнеса. По своей сути деловая беседа-это переговоры, торг, договоренности и т.д. Цель деловой беседы-выявление взаимовыгодных решений для удовлетворения разных интересов участников. Приемы деловой беседы: захватить и удержать инициативу, выяснить подлинное состояние дел, предложить партнеру альтернативу, обменять несущественное на существенное, четко обсудить и утвердить условия.

Информационная беседа. Разновидность такой беседы: экзамен. Форма информационной беседы: прямой вопрос-прямой ответ. Часто типичная ситуация для педагогической деятельности. В такой беседе важно, чтобы все речевые цели были подчинены конечной.

Для эффективной психологической организации беседы стоит обратить внимание на:

1. Атмосфера. Желательно, отсутствие ярких раздражителей в месте проведения беседы или неожиданных событий (ситуаций).

2. Оптимальное время для всех участников беседы.

3. Расположение собеседников в пространстве комфортно, при необходимости-согласно их статусу.

Действия при развитии диалога в беседе:

1. С целью получения информации расспрос одного участника другим.

2. Передача информации от одного участника другому.

3. Внимательное обоюдное слушание.

Для получения информации (расспроса) в беседе:

1. Настроить партнера на тему.

2. Стимулировать партнера на коммуникацию.

3. Стимулировать партнера на развернутость высказывания.

4. Уточнять, при необходимости, информацию партнера.

Важные элементы в слушании партнера:

1. Мобилизировать внимание для понимания смысла сказанного.

2. Уточнение или перефразировка слов партнера.

3. Понимание эмоционального состояния партнера.

4. Для более точного вникания в смысл и форму сказанного оценка ситуации с позиции партнера.

(1) Поварнин Сергей Иннокентьевич (1870-1952) русский философ и логик

(2) Аристотель (384 г. до н.э.-322 г. до н.э.) древнегреческий философ, основатель формальной логики, выдающийся энциклопедический ученый.

(3) Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) Известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик, эссеист.

Цель: знать, что такое диалог, первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога, принципы речевого поведения для диалогизации речевого общения; знать, что такое беседа и её важнейшие разновидности; знать, что такое спор и какие виды спора бывают; уметь применять полученные знания на практике; текст лекции позволит поставить общепредметную задачу морально-эстетического воспитания учащихся.

Вид занятия: урок изучения нового материала (урок-лекция, беседа).

Оборудование: оформленная доска, тетради по предмету, ручки, карандаши.

Ход занятия

1. Диалог. Закон гармонизирующего диалога

2. Беседа и её важнейшие разновидности

3. Спор и его разновидности

Диалог. Закон гармонизирующего диалога

ПЕРВЫЙ ЗАКОН — ЗАКОН ГАРМОНИЗИРУЮЩЕГО ДИАЛОГА. Сформулируем первый закон современной об­щей риторики — закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое об­щение возможно только при диалогическом вза­имодействии участников речевой ситуации.

Назовём принципы речевого поведения, которые выработала риторика для того, чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить живой отклик и активный отклик слушателя на речь говорящего.

Внимание к адресату.

Не без основания говорят, что начинать речь или беседу без предварительной оценки адресата (аудитории) – это всё равно что выходить в море без карты.

Принцип близости.

Предварительно оценив и приблизительно представив себе аудиторию или собеседника, вы можете позаботиться о том, чтобы выбрать для вашей речи, использовать в ней именно те факты, те примеры, те образы, те доказательства, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной слушателю.

Поэтому умелые ораторы на всём протяжении речи или беседы стремятся постоянно показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата и каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.




Принцип конкретности.

Конкретность помогает зримо воспринимать звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания. Поэтому живую образную речь (в отличие от общих фраз, абстрактно-расплывчатых утверждений) можно легко и без напряжения слушать.

ü Обязательно должны быть примеры – конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей.

ü Обратите внимание на образность речи.

Беседа и её важнейшие разновидности

Явление беседы, разговора многолико, разнообразно и лингвистически до сих пор мало изучено. Вместе с тем с древ­них времен это предмет пристального внимания философов и художников слова, деловых людей и политиков, педагогов и психологов. В наши дни явление беседы уже становится тем фокусом, куда направляются усилия современных ученых — специалистов в области неориторики, лингвопрагматики, эт­нолингвистики, изучающих речевое поведение человека.

Итак, перечисленные нами ситуации беседы можно объеди­нить в несколько типов.

1) Непринужденная беседа с близкими или хорошо знако­мыми людьми.

3)Деловая беседа, тема и ход которой определены профессиональными или деловыми интересами и задачами, офици­альная, часто с иерархией участников (начальник — подчи­ненный).

4)Застольная беседа — организованное по особому случаю речевое событие (разной степени официальности, нередко сложное по структуре, часто с ведущим).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

РАЗДЕЛ 6.РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМА 6.4ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ДИАЛОГА, БЕСЕДЫ, СПОРА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

Раздел 6. Речевое поведение человека

Тема 6.4 Основы мастерства диалога, беседы, спора

Цель: знать, что такое диалог, первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога, принципы речевого поведения для диалогизации речевого общения; знать, что такое беседа и её важнейшие разновидности; знать, что такое спор и какие виды спора бывают; уметь применять полученные знания на практике; текст лекции позволит поставить общепредметную задачу морально-эстетического воспитания учащихся.

Вид занятия: урок изучения нового материала (урок-лекция, беседа).

Оборудование: оформленная доска, тетради по предмету, ручки, карандаши.

Ход занятия

1. Диалог. Закон гармонизирующего диалога

2. Беседа и её важнейшие разновидности

3. Спор и его разновидности

Диалог. Закон гармонизирующего диалога

ПЕРВЫЙ ЗАКОН — ЗАКОН ГАРМОНИЗИРУЮЩЕГО ДИАЛОГА. Сформулируем первый закон современной об­щей риторики — закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое об­щение возможно только при диалогическом вза­имодействии участников речевой ситуации.

Назовём принципы речевого поведения, которые выработала риторика для того, чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить живой отклик и активный отклик слушателя на речь говорящего.

Внимание к адресату.

Не без основания говорят, что начинать речь или беседу без предварительной оценки адресата (аудитории) – это всё равно что выходить в море без карты.

Принцип близости.

Предварительно оценив и приблизительно представив себе аудиторию или собеседника, вы можете позаботиться о том, чтобы выбрать для вашей речи, использовать в ней именно те факты, те примеры, те образы, те доказательства, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной слушателю.

Поэтому умелые ораторы на всём протяжении речи или беседы стремятся постоянно показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата и каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.

Принцип конкретности.

Конкретность помогает зримо воспринимать звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания. Поэтому живую образную речь (в отличие от общих фраз, абстрактно-расплывчатых утверждений) можно легко и без напряжения слушать.

ü Обязательно должны быть примеры – конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей.

ü Обратите внимание на образность речи.

Беседа и её важнейшие разновидности

Явление беседы, разговора многолико, разнообразно и лингвистически до сих пор мало изучено. Вместе с тем с древ­них времен это предмет пристального внимания философов и художников слова, деловых людей и политиков, педагогов и психологов. В наши дни явление беседы уже становится тем фокусом, куда направляются усилия современных ученых — специалистов в области неориторики, лингвопрагматики, эт­нолингвистики, изучающих речевое поведение человека.

Итак, перечисленные нами ситуации беседы можно объеди­нить в несколько типов.

1) Непринужденная беседа с близкими или хорошо знако­мыми людьми.

3)Деловая беседа, тема и ход которой определены профессиональными или деловыми интересами и задачами, офици­альная, часто с иерархией участников (начальник — подчи­ненный).

4)Застольная беседа — организованное по особому случаю речевое событие (разной степени официальности, нередко сложное по структуре, часто с ведущим).

Как правильно вести дискуссию

В жизни невозможно обойтись без конфликтов, споров и дискуссий, они возникают во время учёбы, на работе и в быту. Рассказываем, как дискутировать, чтобы прийти к согласию и сохранить хорошие отношения с людьми.

При участии психолога Ларисы Осинкиной.

Шаг 1. Определите, зачем это вам

Обычно спор затевают, чтобы:

  • выразить свою точку зрения и узнать мнение собеседника;
  • найти компромисс;
  • доказать, что вы умнее других или лучше разбираетесь в предмете;
  • заставить оппонента изменить точку зрения.

Спор будет конструктивным, если вы хотите решить первую и вторую задачу — обменяться мнениями или найти решение, которое устроит всех. А вот стремление самоутвердиться или переубедить собеседника, скорее всего, приведёт к взаимным обидам и усугублению конфликта.

Шаг 2. Определите тему спора

Чем точнее вы сформулируете тему спора, тем спокойней и продуктивней он пройдёт. Заранее договоритесь с оппонентом не отклоняться от выбранной темы.

Шаг 3. Установите правила ведения спора

Лучше всего сформулировать правила заранее, а потом обсудить их со всеми участниками дискуссии. Важно, чтобы ваш оппонент согласился их соблюдать. Тогда есть шанс, что в споре вы найдёте истину и не поругаетесь. Самое главное — соблюдайте границы и не переходите на личности.

Вот универсальные правила для любой дискуссии:

Важно обговорить и организационные моменты:

  • высказывать своё мнение по очереди,
  • внимательно слушать собеседника,
  • не перебивать,
  • задавать уточняющие вопросы, когда оппонент заканчивает говорить.

Шаг 4. Подберите аргументы

Когда не стоит спорить

Теперь вы знаете, как правильно вести дискуссию. При этом порой лучший спор тот, что не состоялся. Собрали для вас пять случаев, когда дискуссии стоит избежать.

  • Когда цель — унизить собеседника и доказать своё превосходство.
  • Когда вы не разбираетесь в предмете дискуссии.
  • Когда у вас нет определённого мнения.
  • Когда вы не можете подобрать внятные аргументы.
  • Когда предмет спора настолько затрагивает вас, что вы не можете сдержать эмоций. Тогда лучше сначала успокоиться, а только потом вступать в дискуссию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: