Иерусалимское королевство крестоносцев кратко

Обновлено: 05.07.2024

После Первого крестового похода на Востоке образовались христианские королевства, ставшие островками западной цивилизации в мусульманском мире. Самым большим и могущественным из них было Иерусалимское. Именно захват Иерусалима и Гроба Господня был целью похода крестоносцев, и теперь город стал оплотом воинов веры и паломников в чуждом и враждебном мире. История этого государства была недолгой и трагической, но при этом яркой страницей в летописях Средневековья и важной вехой в развитии как Европы, так и Ближнего Востока. В руки христиан Иерусалим перешел в 1099 г. За полвека до этого события персидский путешественник рассказывал, что город был очень большим, его население составляло около 20 тысяч жителей. Город был окружен мощной каменной стеной с железными воротами. В Иерусалиме были большие рыночные площади, чистые мощеные улицы, процветали ремесла и торговля. И все это несмотря на то, что за год до этого власть в городе поменялась — египетский халиф отбил город у сельджуков, персидской династии тюрков. Естественно, не обошлось без разрушений и жертв, но уже через год, как мы видим, город оправился от этого потрясения и имел большие запасы воды и провизии. Однако мирная жизнь оказалась недолгой — на израильскую землю ступили войска крестоносцев, которые уверенно продвигались к Иерусалиму. В связи с этим запасы продовольствия были увеличены, укреплены крепостные стены и построены новые сторожевые башни. Чтобы осаждающие терпели как можно больше неудобств, все окрестные колодцы были отравлены, посевы уничтожены, и без того немногочисленные леса вырублены. Последняя мера предосторожности должна была лишить крестоносцев возможности строить лестницы и осадные машины. Из города также были изгнаны все христиане, а евреи — согнаны в еврейский квартал.

Выручили павших духом крестоносцев генуэзцы, флот которых 17 июня пришел в Яффский порт. Среди итальянцев нашлись опытные плотники и инженеры, которые немедленно приступили к строительству осадных башен. Вскоре три осадных инженерных сооружения были готовы к штурму города. Они были защищены металлическими щитами и вымоченными в уксусе кожами, что предохраняло деревянную конструкцию от греческого огня. По случаю окончания подготовки к очередному штурму был объявлен трехдневный пост, после которого начался торжественный крестный ход вокруг стен крепости.

Под беспощадными лучами палящего солнца, по горячему песку и с непокрытыми головами, рыцари двинулись в обход стен, возглавляемые священниками, несшими хоругви и иконы. Мусульмане с искренним изумлением взирали на это странное шествие, насмехались над крестоносцами и даже пускали стрелы в сторону процессии. Но и на этот раз Бог не пожелал открыть ворота Святого города. Истомленные жарой и жаждой, обозленные и почти отчаявшиеся крестоносцы приняли решение штурмовать город. На рассвете Осадные башни притащили под стены. Завязал ся жестокий бой. К вечеру атакующие были вынуждены отступить, все осадные башни были повреждены. На следующее утро бой возобновился с новой силой. Осаждающим наконец удалось взобраться на стены. Окрыленные успехом, они вскоре смяли оборону мусульман и ворвались в город. Легенда повествует, что Танкред, взобравшийся на стену города одним из первых, вступил в бой с Аргантом, египетским посланником в этом городе. Аргант был убит, а Танкред получил тяжелейшую рану. Дочь бывшего царя сарацин Антиоха, прекрасная Эрминия, была влюблена в рыцаря. С помощью оруженосца Танкреда она явилась на место боя и осмотрела раны возлюбленного, а после перевязала их своими густыми волосами, которые отрезала мечом.

В это же время, примерно через 100 лет после захвата города, образовался еще один рыцарский орден — госпитальеров или иоаннитов. После взятия города несколько французских рыцарей основали странноприимный дом — госпиталь Святого Иоанна, в котором могли найти приют паломники и раненые. Они образовали религиозную организацию и посвятили себя заботам о бедных и больных, жили только милостыней. Позже организация изменила свой характер. В нее могли вступать лишь рыцари, а уход за больными был возложен на послушников и слуг. В больнице госпитальеров находили приют до двух тысяч больных и ежедневно раздавалась милостыня. Существует легенда, что сам Саладин переоделся нищим, чтобы ознакомиться с благотворительной деятельностью госпитальеров. Одежда этих рыцарей состояла из черной мантии с восьмиконечным белым крестом. Ордену тамплиеров Папа назначил для ношения белый плащ с красным крестом. Впоследствии немецкие рыцари-крестоносцы также основали свой орден, названный ими Тевтонским, и получили от понтифика белый плащ с черным крестом.

Кроме членов этих орденов в Святой земле сражались и многие свободные рыцари, которые собирались под знамена крестоносцев со всей Европы.

B первые годы своего существования Иерусалимское королевство было беднейшим из всех христианских государств Востока, настолько бедным, что пришлось упразднить часть древних епископств и при христианских правителях их стало меньше, чем во времена, мусульманского владычества.

Болдуин умер в 1118 г., не оставив наследников. На трон взошел его кузен Болдуин де Бурк, граф Эдессы. Болдуин II также был талантливым политиком и военачальником. Хотя он и оказывался несколько раз в плену у сельджуков, границы государства ему удалось значительно расширить. В 1124 г. его войсками был взят Тир.

Устройство государства основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но были и существенные отличия. Обусловлены они были прежде всего тем, что королевство было сравнительно небольшим, земель, пригодных для земледелия, было мало и основная масса населения обосновалась в городах. Там же жили и крупные феодалы. Как и в Европе, они имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельские общины имели высокую степень независимости и управлялись местными старейшинами. Владельцам земель выплачивалась регулярная дань, сами они в дела хозяйства не вмешивались. Сельские общины поставляли войскам короля продовольствие, но не несли военной службы, как крестьяне Европы. От воинской повинности были освобождены и итальянские купцы.

Таким образом, армия королевства была небольшой и состояла из жителей городов. Недостаток регулярного войска компенсировался рыцарями орденов тамплиеров и иоаннитов. Они со временем также получили в свои владения обширные земли, часто выкупая те территории, которые бароны не могли сами защитить. Ордена подчинялись непосредственно Папе Римскому, а не королю Иерусалима, были практически независимыми объединениями и не были обязаны поддерживать войска короля. Но поскольку их земли находились на территории королевства, тамплиеры и госпитальеры всегда принимали участие во всех главных сражениях. До поры до времени этих объединенных сил было достаточно, чтобы защитить торговые пути, по которым двигались многочисленные купеческие обозы. Палестина с давних пор была пересечением торговых путей, а теперь торговля распространилась и на европейские страны. На Ближнем Востоке и в Азии появился текстиль из Северной Европы, а в Европу хлынул поток заморских диковинок: шелк, пряности, мускус, алоэ, камфара, слоновая кость, жемчуг, апельсины, винная ягода, миндаль, сахар, вино, оливковое масло и произведения туземной промышленности — триполийские шелковые ткани и тирийские стеклянные изделия. Очень большую роль в торговле играли итальянские купцы, которые имели свой квартал и обширные представительства во всех городах королевства.

Тем не менее христиане, особенно на пограничных территориях, жили в постоянном страхе. Почти каждый год конные отряды мусульман совершали набеги на города. Христианские рыцари не оставались в долгу — они взимали налоги с сирийских крестьян и грабили мусульманские караваны, совершали набеги на мусульманские земли, забирали население в плен. Война была надежным источником дохода как для мусульман, так и для христиан.

Действия вождей Второго крестового похода были не согласованы между собой. Король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, не обсудив действия с Мелисендой, решили атаковать дружественного эмира Дамаска, как наиболее слабого противника. Мелисенда, которая заключила мирный договор с Дамаском, напротив, считала главным противником Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 г. полным провалом. Мелисенда продолжала управлять страной, пока ее сын Болдуин III не сверг ее. Однако в 1153 г. он вновь назначил ее регентом и своим главным советником. Правление Болдуина III ознаменовалось захватом Аскалона — последней египетской крепости на палестинском побережье. В то же время общее положение королевства значительно ухудшилось, так как Hyp-ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию.

Когда состояние короля ухудшилось, бразды правления практически перешли к Ги де Лузиньяну. Теперь он мог не скрывать своих истинных целей и открыто унижал больного короля. Когда осенью 1183 г. королю стало совсем плохо, он попросил Лузиньяна в обмен на Иерусалим отдать ему город Тир, где климат был лучше. Ги отказал. Разъяренный Болдуин собрал совет и лишил Ги звания регента, призвав ко двору изгнанного графа Раймунда. Король хотел даже расторгнуть брак сестры с предателем, но супруги успели укрыться в Аскалоне. Тогда, чтобы предотвратить дальнейшие посягательства зятя на престол, Болдуин приказал обвенчать другую свою сестру, Изабеллу, чтобы ее муж стал противовесом Ги. Еще он добился от всех придворных клятвы в том, что если наследник скончается до совершеннолетия, то графу Раймунду оставят права регента еще на 10 лет. За это время с помощью Папы Римского надлежало найти достойного кандидата на королевский престол.

Весной 1185 г. Болдуин IV умер и титул короля перешел к его племяннику, малолетнему Болдуину V. Регентом при юном короле стал граф Раймунд Триполийский. Как и подозревал Болдуин IV, его преемник умер через год после вступления на престол, и королевская власть перешла к его матери, Сибилле. Эта махинация удалась обманом. Выманив графа из Иерусалима, в его отсутствие подкупленный Сибиллой патриарх Ираклий надел на нее и Ги королевские короны. Граф Раймонд, узнав об обмане, пришел в бешенство. Он попытался напомнить придворным о клятве, которую они давали королю, но все его усилия были напрасны. Граф, оскорбленный до глубины души, удалился в свои владения, оставив государство на растерзание Ги де Лузиньяну и алчным придворным.

Пока Иерусалимское королевство страдало от внутренних раздоров, мусульмане постепенно собирали силы. Саладин захватил власть в Египте и стал султаном. Ему удалось присоединить к своим владениям часть Сирии и Месопотамии. В результате его земли почти полностью окружили христианское королевство. Теперь Саладину предстояло полностью изгнать крестоносцев с Востока. И он сделал все для достижения этой цели.

Воплощать свой план султан начал в 1187 г. Поводом для начала войны стало разбойничье нападение барона Рено де Шатильона, нарушившего условия перемирия. Рено напал на караван, отправленный Саладином из Египта в Сирию, ограбил его и захватил в плен сестру самого султана. Разъяренный султан потребовал от короля Иерусалима возместить ему убытки и покарать преступника, но король побоялся выступить против сильного и известного крутым нравом барона. Тогда Саладин поклялся сам отомстить за обиду и убить Рено. Он объявил священную войну против неверных — джихад. Граф Раймунд смог отплатить обидчикам за свое унижение — он позволил мусульманским войскам свободно пройти через свои земли.

Огромное мусульманское войско двинулось по христианским землям, захватывая все новые города. В апреле 1187 г. состоялся первый бой христиан с войском сына султана ал-Мелика ал-Афдаля на реке Крессон. Нападение застало крестоносцев врасплох. Только объединенный отряд тамплиеров и госпитальеров из 500 человек во главе с Жераром де Ридфором выступил навстречу врагу. Почти все рыцари погибли в неравном бою. Прославился в этой битве рыцарь-тамплиер Жак де Малье. Он остался один на поле боя, но не опустил меч и бесстрашно сражался, несмотря на многочисленные раны. Его буквально изрубили саблями. Враги не могли поверить, что сражались с человеком, а не со сверхъестественным существом. В битве на Крессоне уцелело только четверо рыцарей, в том числе Великий магистр тамплиеров, который бежал с поля боя. Всадники ал-Мелика ал-Афдаля приторочили к седлам трофеи — головы рыцарей — и повернули коней назад. Война только начиналась…

Вскоре на христианские земли ступило огромное мусульманское войско, которое вел сам Саладин. Современники писали, что за султаном шло 45 тысяч воинов. По тем временам это была огромная армия. Христиане собрали все военные силы — 2 тысячи рыцарей и 18 тысяч пехотинцев. Другие источники указывают цифру 1200 рыцарей. 3 июля 1187 г, мусульмане атаковали город Тивериаду и взяли его. Захватить не удалось только цитадель, обороной которой руководила жена графа Раймунда, Эсшива. Король Ги решил вернуть город под свою власть. Едва крестоносное войско выступило в поход, на него как град обрушились молниеносные атаки мусульманских конников. Не дойдя до места битвы, крестоносцы уже понесли значительные потери. Наконец христиане остановились в 5 км от Тивериады. Они сильно страдали от жажды.

Утром войско выступило в сторону единственного ручья — Хаттиского. По приказу Саладина его воины подожгли с наветренной стороны сухой вереск, и вскоре крестоносцы начали задыхаться в густом дыму. Несколько рыцарей почли за благо перебежать в стан мусульман, и тогда Сала-дин бросил несколько своих отрядов в бой.

Первый удар мусульман крестоносцам удалось выдержать, но боевой дух войска был сломлен. Саладин расставил свои войска так, чтобы не подпустить христиан к воде. Путь к отступлению также был перекрыт.

Отряд рыцарей графа Раймунда попытался разбить отряд мусульман, перекрывавший путь к Хаттину, но легкая конница Саладина… расступилась и пропустила рыцарей, которые, оказавшись в тылу врага, повернули коней к Тиру. Многие обвиняли Раймунда в предательстве. Но, скорее всего, Саладин не пожелал вступать в бой с отлично вооруженными и хорошо защищенными рыцарями, опасаясь потерять своих людей и открыть путь крестоносцам к роднику. Он предпочел выпустить малую часть христиан, чтобы наверняка погубить все остальное войско. В жестоком бою мусульманами была захвачена священная реликвия — Святой Крест. Христиане совсем пали духом. Мусульмане продолжали атаковать, конники сумели прорваться в центр лагеря и захватить шатер короля. Это послужило знаком к окончанию битвы. Крестоносцы сдавались на милость победителя.

В плен попали и король Ги де Лузиньян, и Рено де Шатильон. Саладин не забыл, что давал клятву убить обидчика, и теперь он смог совершить свою месть. Пленным тамплиерам и госпитальерам был предложен выбор: принять ислам или умереть. 230 рыцарей отказались предать свою веру и умерли мучительной смертью. Обычные рыцари были отпущены за выкуп или проданы в рабство.

6 июля 1187 г. Саладин отправился к Тивериаде, и цитадель сдалась. Вслед за крепостью пали Назарет, Акра, Бейрут, Хайфа, Яффа, Кесария, Аскалон. В конце сентября мусульмане осадили Иерусалим, который уже не мог сопротивляться. 2 октября Святой город открыл ворота султану. Под властью Саладина оказалось практически все Иерусалимское королевство. Христианским остался лишь Тир, оборону которого возглавлял Конрад Монферратский.

Страшная весть о разгроме Христова воинства в Святой земле достигла Европы и повергла людей в ужас. Спешно были собраны силы для Третьего крестового похода, который начался в 1189 г. под руководством Ричарда Львиное Сердце и Филиппа Августа. Армия крестоносцев дважды подступала к стенам Иерусалима, но так и не смогла завладеть им.

Только в 122 8 г. германский император Фридрих И, возглавлявший Пятый крестовый поход, смог ненадолго вернуть Иерусалим христианам, но уже к концу XIII в. все земли Сирии и Палестины вернулись в руки мусульман.

Иерусалимское королевство. Краткая история и интересные факты

Неискушенные в истории люди бывают удивлены, узнав, что на Ближнем Востоке некогда существовало самостоятельное христианское государство. И это не Византия, которая тоже там некоторое время присутствовала. Этим государством было Иерусалимское королевство, основанное крестоносцами в ходе своих походов на Ближний Восток. Какое-то время оно даже серьезно претендовало на лидерство в регионе, но внутренние проблемы и появление сильных внешних врагов привели в конечном итоге к краху этого государства.

Причины вторжения крестоносцев на Ближний Восток

В X-XI столетиях относительно недавно зародившийся в Азии ислам стал играть там доминирующую роль. Территории, контролируемые до этого христианами, стали стремительно уменьшаться. Особенно сильно это сказалось на Восточной Римской империи, терявшей свои регионы один за другим. При этом христианские жители захватываемых регионов подвергались массовым гонениям и даже истреблению. Параллельно с этим ликвидировались церкви. Но самым оскорбительным для христианского мира стало разрушение в Иерусалиме фатимидским халифом Аль-Хакимом Биамриллахом храма Гроба Господня. Столь провокационное действие не могло не вызвать ответной реакции, и в Европе началась подготовка к военному походу на Святую землю.

Крестовому походу, начавшемуся в 1099 году, во многом поспособствовала разобщенность между мусульманскими лидерами. Некогда единая Сельджукская империя распалась на несколько фрагментов. И хотя они управлялись близкими родственниками, но настроены они один к другому были довольно враждебно. Свой вклад в разобщенность мусульман на Ближнем Востоке внесла и вражда с шиитским халифатом Фатимидов, правивших тогда Египтом и большей частью Палестины. Нескончаемые войны, длившиеся добрую четверть столетия, подорвали силы всех мусульманских правителей, что в итоге сказалось на их невозможности противостоять христианскому нашествию.



Основание и ранняя история

Первый крестовый поход начался для христиан вполне удачно. Сначала они захватили ряд территорий на севере, а потом основные усилия перенесли южнее, в направлении Иерусалима. К июню 1099 года захватили ряд приморских населенных пунктов и начали продвигаться к собственно Иерусалиму. Уже 15 июля город был ими взят, и спустя неделю новые хозяева устроили в храме Гроба Господня свое первое заседание, на котором решался главный вопрос о том, кто станет правителем новосозданного государства. Таковым стал Готфрид Бульонский, один из героев штурма Иерусалима.

Правление Готфрида было совсем недолгим. Он, правда, еще успел присоединить к своим владениям Яффу, Хайфу, Тиверию и несколько других городов, но в следующем году скоропостижно умер. Власть в королевстве перешла в руки брата Готфрида Балдуину Бульонскому, с 1097 года правившим графством Эдесса. И если его брат заложил основы вассалитета в Иерусалимском королевстве, то Балдуин стал первым властителем его как светского государства.

В силу той эпохи, конечно же, обойтись без опоры на религию было нельзя, ведь и поход на Ближний Восток проходил под эгидой католической церкви. Однако в Иерусалиме стараниями Балдуина Бульонского ее роль была немного урезана. Католическая церковь в регионе имела явную лидерскую позицию, но одновременно с ней здесь действовали православная и сирийско-православная церкви. И хотя католики считали их раскольническими, а значит, незаконными, тем не менее, им приходилось мириться с подобным соседством.

При Балдуине I королевство продолжило расширять свои границы. Здесь, в частности, немалую роль сыграли союзники – итальянские города-государства и ряд высокопоставленных правителей-авантюристов. Благодаря сотрудничеству с ними Иерусалимское королевство приросло портовыми городами Акрой, Сидоном и Бейрутом. Кроме того, королевству отошли уже в качестве провинций графства Эдесса и Триполи, а также княжество Антиохия. За 18 лет правления Балдуин I сумел из очень хрупкой структуры собрать прочное феодальное государство с сильным единым руководством и жесткими внешними границами.



Дальнейшее развитие королевства

После кончины Балдуина I в 1118 году, как и после его старшего брата Готфрида, не осталось наследников. Трон предложили третьему из братьев, Евстахию III Бульонскому, но тот от него отказался. Тогда корону отдали двоюродному брату Балдуина – Балдуину де Бургу. Новый король оказался не менее грамотным правителем, чем предыдущий. Он вполне успешно отстаивал интересы страны на внутреннем и внешнем фронтах, учредил первые военно-монашеские ордена рыцарей-госпитальеров и рыцарей-храмовников. Появились первые письменные законы королевства и первый торговый договор с Венецианской республикой.

В отличие от своих бездетных венценосных братьев Балдуин II имел целых 4 дочери. Все они были удачно пристроены: одна стала графиней Трипольской, вторая – княжной Антиохийской, третья – влиятельной аббатисой. Самая старшая из сестер, Мелисенда, была выдана за Фулька V Анжуйского и назначена Балдуином своей наследницей. Фульк же был при ней в качестве короля-консорта. Параллельно с матерью еще одним наследником престола назначили их малолетнего сына, Балдуина III, что стало причиной многих потрясений в королевстве.

Распрями внутри страны не замедлили воспользоваться внешние враги. Самым опасным из них оказался атабек Мосула Зенги. Поначалу он взял под свой контроль Алеппо, а потом нацелился на Дамаск. В случае удачи на этом поприще Зенги смог бы создать очень мощную армию, способную серьезно угрожать Иерусалиму. Чтобы этого не случилось, Дамаск и Иерусалим создали союз, и только общими усилиями смогли остановить Зенги. Правда, затишье длилось недолго. В 1143 году Фульк неудачно отправился на охоту и погиб в результате несчастного случая. Воспользовавшись этим обстоятельством, Зенги тут же напал на Эдесское графство, и к 1146 году полностью его покорил. И хотя его вскоре убили, вернуть Эдессу в лоно христианства было уже нельзя.



Стагнация и конец Иерусалимского королевства

Падение Эдессы стало потрясением для христианской Европы. Ответом на ее захват стало начало Второго крестового похода. В 1148 году новая армия крестоносцев высадилась на Ближнем Востоке. Правда, предводители этого воинства имели свои виды на ведение войны. Вместо того чтобы атаковать Алеппо, главный на тот момент опорный пункт врага, они двинулись на союзника Иерусалима Дамаск. Осада этого города обернулась полным провалом миссии. Крестоносцы его не взяли, а лидеры армии перессорились, обвинив друг друга в предательстве. Вскоре остатки армии второго похода отправились по домам, а для Иерусалима это стало началом конца.

Крупномасштабных экспедиций из Европы на Ближний Восток больше уже не было, зато у мусульман появился новый агрессивный лидер Нур ад-Дин Махмуд. Он смог объединить под своим началом мелкие мусульманские государства Сирии, после чего в 1149 году покорил Антиохийское княжество. Следующий шаг он сделал в 1154, получив контроль над Дамаском. В самом же Иерусалиме в это время занимались борьбой за власть. Мать Мелисенда противостояла собственному сыну Балдуину III, что завершилось настоящей войной, победителем в которой оказался сын. В 1153 году Балдуин III был коронован на трон и немедленно отправился с армией на юг, чтобы захватить Аскалон, из которого египтяне регулярно нападали на южные регионы королевства.

Крепость он взял, но египтяне были не единственным и не самым грозным противником. Гораздо большая опасность нависала на севере, где император Византии Мануил I Комнин хотел прихватить себе Антиохию, и на востоке, где набирал силу Нур ад-Дин Махмуд. С первым Балдуин III решил договориться, совершив двойную женитьбу. Сам он вступил в брак с племянницей императора Феодорой Комнине, а тому предложил жениться на своей кузине Марии. От второго противника королевство пока прикрывали триполитанцы и антиохийцы.



Правление Балдуина III было относительно недолгим. Он скончался в 1162 году, передав трон своему брату Амори. С этого момента королевство вступило в непрекращающуюся череду войн за Египет и своих северных соседей – Антиохию и Триполи. Следствием этих непрекращающихся войн стало явление миру нового великого полководца Саладина (настоящее имя Юсуф). Он был племянником полководца Ширкуха, посланного Нур ад-Дином в Египет. После того как война в Египте победоносно для армии Нур ад-Дина закончилась, Саладин был объявлен египетским султаном. Прошло совсем немного времени, и он начал сам претендовать на владения своего сюзерена.

А в Иерусалиме никак не могли остановиться, борясь за власть. Ее пытались делить между собой родственники короля по отцовской и материнской линии. В конце концов, трон унаследовал сын Амори I Балдуин IV. Молодой король с ранних лет болел проказой, и хотя и оказался грамотным правителем и неплохим полководцем, но только на время смог отодвинуть внешнюю угрозу от своей страны. Весной 1185 года он умер, передав титул короля своему малолетнему племяннику Балдуину V, правление которого, к сожалению, оказалось совсем недолгим. Будучи крайне болезненным ребенком, он умер через год с небольшим, летом 1186 года. В Иерусалиме вновь началась чехарда борьбы за трон, которую прекратил только захват города войсками Саладина в 1187.

Фактически, на этом история Иерусалимского королевства закончилась. Правда, еще некоторое время происходили попытки реанимации государства. В 1192 году король Англии Ричард Львиное Сердце помог маркграфу Конраду Монферратскому получить титул короля Иерусалимского, однако его почти сразу убили заговорщики. В 1225 статус короля присвоили Фридриху II Штауфену, ухитрившегося дипломатическим путем вернуть на некоторое время Иерусалим христианам. Но в 1244 году город уже окончательно отвоевали мусульмане. После этого столицей Иерусалимского королевства на несколько десятилетий стала Акра, однако в 1291 под натиском мамлюков пала и она. Иерусалимское королевство навсегда прекратило свое существование.

Состояло из собственно Иерусалимского королевства и вассальных государств - Антиохийского княжества, графств Триполи и Эдесса, которые, хотя и признали сюзеренитет Иерусалимского королевства, фактически сохраняли независимость. Иерусалимское королевство просуществовало с 1099 по 1291 годы. В период наибольшего могущества Иерусалимское королевство контролировало полосу земли шириной в 150 км от моря до Заиорданского плато и около 450 км в меридиональном протяжении от Эйлата до Бейрута.

В годы правления Балдуина III (1143 (с 1153 годы единолично) - 1162 годы) и Амори I (1162-1174 годы) Иерусалимское королевство сблизилось с Византийской империей и фатимидским Египтом, но крах последнего привел к подчинению объединившихся Сирии и Египта Салах-ад-Дину, который провозгласил себя султаном. Король Балдуин IV Прокаженный (1174-1185 годы), а затем его племянник Балдуин V (1185-1186 годы) могли бы выступить против Салах-ад-Дина, но политика последующих правителей (Ги Лузиньяна и др.) привела Иерусалимское королевство к краху. В 1187 году Салах-ад-Дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине и захватил большую часть королевства, в т. ч. и Иерусалим. В руках крестоносцев оставался лишь порт Тир, откуда Конрад Монферратский начал военную кампанию против мусульман. В ходе 3-го крестового похода (1189-1192 годы), в котором приняли участие западноевропейские государи (германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Людовик VII, английский король Ричард I Львиное Сердце), христианами были отвоеваны некоторые важные стратегические пункты, в частности Акра. Возникло новое королевство (т. н. Второе Иерусалимское королевство). Оно сохранило прежнее название, несмотря на то что Иерусалим был утрачен (столицей нового государства стала Акра, или Сен-Жан-д'Акр, ныне г. Акко, Израиль).

Первый правитель нового государства Конрад Монферратский 24 апреля 1192 года был убит асассинами (смотрите Неоисмаилиты). Его преемники, короли Генрих Шампанский (1192-1197 годы), Амори II Лузиньян (брат Ги Лузиньяна; 1197-1205 годы), стремились защищать границы Иерусалимского королевства. Амори II удалось восстановить прибрежную полосу Иерусалимского королевства от Яффы до Бейрута. Преемницей Амори II стала Мария Монферратская (1205-1212 годы; до 1210 года правила вместе с регентом Жаном Ибелином). Ее муж Иоанн Бриенний в 1210-1212 годах как король, а после смерти супруги как регент (1212-1225 годы) при дочери Изабелле (Иоланте) возглавлял военную кампанию в Египте. В 1219 году ему удалось взять порт Дамиетту (ныне Думьят, Египет) и добиться от султана Египта согласия обменять его на Иерусалим. Сделка не удалась из-за сопротивления папского легата.

Иерусалимское королевство занимало только южную часть владений крестоносцев - от Аскалона на юге до Бейрута на севере. Кроме Иерусалима ему принадлежали города Наблус, Акра и Тир; они же составляли часть королевского домена. Вся остальная территория распадалась на 4 баронства и др. сеньории. Баронствами считались княжество Галилея со столицей в Тивериаде, графство Яффы и Аскалона, сеньория Сидона, сеньория Керака. Правители этих владений обладали правом иметь свой суд, чеканить монету и иметь собственную печать. Бароны являлись вассалами короля. Кроме 4 баронств в Иерусалимском королевстве было 22 крупные сеньории - Арсуф, Хеврон, Бейрут, Ибелин и др. Значительным влиянием обладали католические иерархи: за помощь и участие в крестовых походах Римско-католическая Церковь получила обширные земельные владения.

Римско-католическая Церковь стремилась держать под контролем церковные владения на Востоке (о Иерусалимском латинском Патриархате смотрите статью Латинские Патриархаты). Не реже 1 раза в год Святую землю посещали папские легаты, папы нередко вмешивались в выборы латинского Иерусалимского патриарха. Местное христианское население было подчинено латинской церковной иерархии. Большинство православных архиереев перебрались в Византию, где сохранялась ветвь Иерусалимских патриархов в изгнании. В то же время в источниках XII-XIII веков упоминаются несколько православных епископов, живших в Иерусалимском королевстве. Они рукополагали священников и отправляли богослужение для местного восточнохристианского населения, но не обладали административной властью. Католические прелаты не вмешивались во внутреннюю жизнь палестинских арабов-христиан, которые, выплачивая установленные сборы латинским епископам, продолжали вести богослужение по византийскому обряду и поминать на литургии православных патриархов в изгнании.

Источники:

Fulcherii Carnotensis Historia Hierosolymitana / Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913;

Willelmi Tyrensis archiepiscopi Chronicon / Ed. R. B. C. Huygens. Turnhout, 1986. 2 vol.;

La Continuation de Guillaume de Tyr (1184-1197) / Éd. M. R. Morgan. P., 1982;

Regesta regni Hierosolymitani, 1097-1291 / Ed. R. Röhricht. Oeniponti, 1893-1904. N. Y., 1960r. 2 vol.;

Le cartulaire du chapitre du Saint-Sépulcre de Jérusalem / Publ. par G. Bresc-Bautier. P., 1984;

Papsturkunden für Kirchen in Heiligen Lande / Hrsg. v. R. Hiestand. Gött., 1985;

Jerusalem Pilgrimage, 1099-1185 / Ed. J. Wilkinson. L., 1988;

Die Kanzlei der lateinischen Könige von Jerusalem. Hannover, 1996. 2 vol.

В начале XII века европейские христиане обосновались на Ближнем Востоке. Иерусалимское королевство стало самым мощным и передовым государством крестоносцев.

Государства крестоносцев: история христианских пилигримов

В 1099 году армия европейских дворян заняла Иерусалим. Ближневосточные христианские святыни оказались в руках у крестоносцев. Так и появилось новое государственное образование — Иерусалимское королевство.

1.jpg

Коронация Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии, станет отправной точкой в истории новой монархии. Конечно же, это было не единственное государство крестоносцев на Ближнем Востоке: также появились княжество Антиохийское, графство Триполи, графство Эдесское. Но именно Иерусалимское королевство стало главным оплотом христианского воинства.

2.jpg

В истории владений крестоносцев на восточном побережье Средиземноморья историки выделяют два важных этапа. Первый длился от основания королевства до захвата Иерусалима Саладином в 1187 году. Именно тогда наступил настоящий расцвет христианского Востока. Он пришелся на правление Лотарингского дома, представители которого яростно сражались за отвоёванные святыни. Но интриги местных элит и недальновидная политика по отношению к ближневосточным эмирам привели к хаосу: после потери Иерусалима подданные королевства долго не смогут собрать силы и хоть частично вернуть утраченные территории. Второй этап с конца XII до конца XIII столетия можно охарактеризовать как эпоху смут, склок и нестабильности. Финал был таков — в 1291 году крестоносцы лишились последнего опорного пункта на побережье. Пала Акра.

Иерусалимское королевство: структура и законы

На начальном этапе для нас интересен процесс формирования государственного аппарата новой монархии и её правовых институтов. Сама модель походила на западноевропейскую. Король выбирался советом крупнейших вассалов. Церковная власть принадлежала папе римскому и его особому представителю — патриарху Иерусалимскому. Этот человек поддерживал связь апостольского престола с королевством. Монарх опирался на королевскую курию или совет. Этот орган был представлен главными надомными слугами его величества: маршалом, кравчим, стольником, комитом. И, конечно же, изобилие графов, баронов, рыцарей Часто именно пёстрый состав вассалов разных мастей не давал возможности для объединения войск перед лицом врага. Левант, Иордания, Яффа, Аскалон и Цезарея составляли основу территориальной целостности молодой монархии.

3.jpg

4.jpg

Христиане на Ближнем Востоке

Но основной и самой болезненной проблемой для новоиспечённой христианской монархии была оборона захваченных земель. На финальной стадии Первого крестового похода большая часть пилигримов сочла свой долг выполненным и отправилась обратно на Запад. Около 15 тысяч воинов покинуло Святую Землю. Для короля первостепенной задачей стало наладить постоянный приток не только лояльных, но и боеспособных вассалов. Первым делом вокруг Иерусалима появляются крестьянские общины на льготных условиях. Далее — проводится активная миссионерская политика по отношению к местному населению.

Удары мусульманских эмиров и аттабеков не заставили себя долго ждать: начиная с 1120-х гг. на земли Иерусалимского королевство постоянно совершаются набеги и нападения. В этих условиях все христианские поселения должны были строго соблюдать законы военного времени. Да и в целом всё государство подчинялась подобным военным задачам. Экстренные меры в вопросе обороны состояли в создании цепи специальных оборонительных сооружений на северной, восточной и южной границе королевства, а также в формировании духовно-рыцарских братств.

5 копия.jpg

Фортификационным сооружениям в условиях постоянных столкновений с очень подвижными контингентами мусульманской кавалерии следовало быть крепкими и надёжными. Именно поэтому на Ближнем Востоке, а не внутри европейского континента рождается каменное военное зодчество Средневековья. Будет воздвигнуто несколько твердынь, но история сохранит самые успешные творения — Крак-де-Шевалье на границе Триполи и Иерусалимских владений, а также цитадель между Иерусалимом и песками у берегов Красного моря — Крак Монреаль. Безусловно, они стали настоящими шедеврами военного зодчества, пиком достижений военно-инженерного искусства Западной Европы в XII-XIII веках.

6.jpg

Создание военных духовно-рыцарских объединений было тесно связано с традицией паломничества X-XI столетий. Длительные странствия к святым местам требовали элементарных материальных благ и форм защиты паломников. История военно-монашеских орденов восходит к первым богадельням и приютам, из которых позже вырастут грозные и очень влиятельные организации.

Несмотря на обилие вполне логичных мер по обороне святынь, Иерусалимское королевство не смогло выстоять в борьбе с воинами ислама.

Ни для кого не секрет, что Ближний Восток сегодня является одним из самых неспокойных регионов нашей планеты, и оттуда исходят угрозы европейской цивилизации. Существует мнение, что корни этих явлений следует искать в глубине столетий, ибо они являются отголоском Крестовых походов. Именно поэтому для того, чтобы понять причины противостояния Востока и Запада, а также найти пути к их мирному сосуществованию, некоторые исследователи рекомендуют внимательно изучить историю. Например, интерес представляют Иерусалимское королевство, графство Эдесса и соседние государства, где христиане, прибывшие из Европы, и их потомки со временем научились мирно существовать с местным мусульманским населением.

Иерусалимское Королевство

Предыстория

Иерусалимское Королевство появилось на карте мира в 1099 году как результат захвата крестоносцами города, где был распят Спаситель. Они прибыли в регион по призыву Римского папы Урбана Второго, к которому с просьбой о защите христиан от турок обратился византийский император Алексей Первый. Этому предшествовала битва при Манцикерте. Поражение Византии привело к потере Армении и восточной части Малой Азии, что, по мнению историков, стало началом конца этой великой империи. Кроме того, появились слухи о зверствах как сунитов, так и шиитов в отношении христиан Палестины.

Защита единоверцев была не единственной причиной, заставившей папу благословить воинов на Крестовый поход. Дело в том, что к этому времени на большей части Европы установилась относительная стабильность, и тысячи хорошо подготовленных рыцарей остались без дела, что приводило к вооруженным стычкам по самым пустяковым поводам. Их отправка на Ближний Восток обеспечивала мир, а также давала надежду на экономический подъем в будущем (за счет трофеев).

Изначально освобождение Иерусалима не входило в планы крестоносцев. Однако позже они изменились, и 15 июля 1099 года город был захвачен и. разграблен.

Основание

короли Иерусалимского королевства

Правление первого короля Иерусалимского королевства

Тем не менее, будучи искусным политиком, Балдуин Первый расширил Иерусалимское королевство, захватив несколько портовых городов, и стал владыкой Антиохии и графства Триполи. Также при нем там выросло число жителей католического вероисповедания.

Умер Балдуин в 1118 году, не оставил наследников.

Короли Иерусалимского королевства до Второго крестового похода

Преемником бездетного Балдуина Первого, в обход родного брата, находящегося во Франции, стал его родственник — граф Эдессы де Бурк. Он также расширил границы государтва. В частности, де Бурку удалось сделать своими вассалами правителя Антиохского княжества — малолетнего Боэмунда Второго, внука короля Франции, а в 1124-м году им был взят Тир.

После убийства Фулька на охоте Мелисенда стала единолично руководить королевством и прослыла покровительницей церкви и искусств.

Став совершеннолетним, ее старший сын Балдуин Третий решил, что пора сделать ве возможное, чтобы Иерусалимское королевство крестоносцев перешло под его власть. Он вступил в конфронтацию с матерью, которая бежала вместе с его младшим братом Амори. В результате вмешательства духовенства сын отдал под управление Мелисенды город Наблус, однако она продолжала заниматься дипломатической деятельности на благо королевства.

Иерусалимское королевство крестоносцев

Второй крестовый поход

После падения Эдессы в 1144-м Мелисенда отправила к римскому папе послание с просьбой о помощи в освобождении графства. Оно не было оставлено без внимания, и понтифик объявил о начале Второго крестового похода. В 1148 году войска из Европы, возглавляемые французским королем Людовиком Седьмым, его супругой Алиенорой Аквитанской и германским императором Конрадом, прибыли в Латино-Иерусалимское королевство. Будучи 18 лет от роду, молодой Балдуин Третий проявил достаточную рассудительность, поддержав позицию матери и своего коннетабля, считавших, что следует атаковать Алеппо, чтобы поскорее вновь водрузить флаг Иерусалимского королевства над Эдессой. Однако прибывшие монархи имели совсем другие планы. Они намеревались захватить Дамаск, несмотря на то, что Иерусалимское королевство крестоносцев имело с этим городом-государством хорошие дипломатические отношения. В итоге победили "гости" из Европы, что впоследствии имело катастрофические последствия для христиан Ближнего Востока.

Отправившиеся на Дамаск Конрад и Балдуин ничего не добились и были вынуждены снять осаду. Отступление христиан воодушевило их врагов, а потери нанесли большой урон боеспособности Иерусалимского королевства. Так что после того, как Людовик и Конрад со своими армиями покинули Ближний восток, ситуация там стала намного более напряженной, чем прежде.

Иерусалимское королевство графство

Амори Первый

Балдуину Третьему с трудом удалось заключить перемирие с Дамаском, а одержанная им в 1158 году победа на Тивериадском озере восстановила прежний авторитет страны. Это позволило королю жениться на племяннице императора Византии — Феодоре Комнина. Спустя 4 года монарх скончался, возможно, от отравления, не оставив наследников.

После смерти Балдуина Третьего Иерусалимское королевство возглавил его брат, восшедший на престол под именем Амори Первого. В 1157 году он женился на Агнес де Куртенэ — дочери графа Эдессы Жослена и правнучке армянского царя Костандина Первого. Церковь не хотела благословлять этот брак, так как у молодых был общий прапрадед, но они настояли на своем. У пары родилось трое детей: Сибила, Балдуин и Аликс. Тем не менее Агнес не стала королевой, хотя в течение большей части следующего столетия короли Иерусалимского королевства были ее прямыми потомками.

Амори Первый направил свои усилия на захват территорий в Египте и усиление своего влияния в этой стране, что ему удалось частично. В то же время он сочетался вторым браком с племянницей императора Византии Марией, укрепив связи с этим государством. Она родила ему дочь Изабеллу.

Ситуация на Ближнем Востоке кардинально изменилась после того, как в январе 1169 года халиф аль-Адид назначил визирем тогда еще малоизвестного Салах ад-Дина. В 1170 году последний с войском вторгся на земли Иерусалимского королевства и захватил Эйлат. Все обращения Амори Первого к европейским монархам остались без отклика. В 1974 году он без поддержки извне осадил Баниас, который часто называли ключом к воротам Иерусалима. Не добившись успеха и заразившись брюшным тифом, он вернулся в свою столицу, где и умер. Перед смертью он подарил город Наблус жене Марии и их общей дочери Изабелле, а также назначил наследником сына Балдуина, которому на тот момент было всего 13 лет.

флаг Иерусалимского королевства

Правители Иерусалимского королевства: потомки Амори Первого

Вступив на трон, юный Балдуин Четвертый оказался полностью под влиянием своей матери Агнес де Куртенэ. Вскоре он заболел проказой, и этот недуг стал причиной его ранней смерти (в возрасте 24 лет). Однако с момента достижения совершеннолетия и до своей кончины молодой король, несмотря на недуг, успел проявить себя мудрым правителем.

Так как было очевидно, что юноша не сможет оставить потомство, его сестру Сибиллу выдали замуж за Гильома де Монферрата. Таким образом, она стала родственницей короля Франции и императора Священной римской империи. Брак продлился недолго, так как супруг скончался через несколько месяцев после свадьбы, не увидев рождения сына Балдуина.

Тем временем прокаженный король разбил войско Салах ад-Дина в битве при Монжизаре. С этого времени его стычки с войсками мусульман не прекращались до заключения мира в 1180 году. Тогда же овдовевшая Сибилла была выдана замуж за Ги де Лузиньяна. Однако вскоре новый зять потерял расположение монарха, который решил сделать своим наследником малолетнего сына сестры - Балдуина де Монферрата.

Жан Ришар Латино-Иерусалимское королевство

Сдача города

В правление Ги де Лузиньяна случились ужасные несчастья, приведшие страну к краху. Все началось с битвы при Хаттине в 1187 году, когда армия Иерусалимского королевства была разбита войсками Салах ад-Дина. Сам Ги де Лузиньян попал в плен, а в 1187 году Сибилла и известный рыцарь-крестоносец Балиан де Ибелин были вынуждены организовать оборону Иерусалима. Силы были неравны, и стало очевидно, что осажденным христианам грозит истребление. Балиан де Ибелин проявил себя искуснейшим дипломатом, добившись сдачи города на почетных условиях. После оставления Иерусалима Сибилла написала Салах ад-Дину письмо с просьбой отпустить супруга и смогла воссоединиться с ним в 1188 году.

Иерусалимское государство крестоносцев в 13 веке

Король и королева умерли практически одновременно в 1205 году, якобы от отравления несвежей рыбой.

Им наследовала старшая дочь королевы Мария де Монферрат. Она вышла замуж за Жана де Бриенна и умерла после родов. Ее дочь Иоланта была коронована, однако страной правил ее отец. В возрасте 13 лет ее выдали замуж за императора Священной Римской империи. В приданое Фридрих Второй получал титул короля Иерусалима и обязался вступить в крестовый поход. В Палермо королева родила дочь и сына Конрада. В 1228 году, после ее смерти, Фридрих отплыл в Святую землю, где короновался. Там он не нашел ничего лучшего, как начать войну с тамплиерами, попытавшись захватить Акру, где находился патриарх. Однако вскоре император передумал и решил увезти с собой вооружение, оставляя христианское население королевство Иерусалима практически беззащитным.

Перед своим позорным тайным побегом в Европу он поручил управление государством Бальану Сидонскому.

Изменение титула

Точку в истории господства крестоносцев в Святой земле поставил захват королевства хорезмийцами в 1244 году. Тем не менее в течение нескольких последующих веков некоторые европейские аристократические династии передавали по наследству титул монарха Иерусалима. В 1268 году он был отменен. На смену ему был учрежден титул короля Иерусалима и Кипра. Первым его носителем стал Гуго Третий — сын Изабеллы де Лузиньян. Он изменил герб Кипра, добавив к нему символы Иерусалимского королевства. Его потомки носили этот титул до 1393 года. После он был изменен, так как Жак Первый стал еще и королем Армении.

Ришар Латино Иерусалимское королевство

Жизнь простых людей в христианских государствах на Святой земле

Новое поколение, родившееся в Палестине, считало ее своей родиной и негативно относилось к крестоносцам, недавно прибывшим из Европы. Многие знали местные языки и женились на христианках, женщинах других конфессий, чтобы обзавестись родней, которая могла бы оказать поддержку в трудных ситуациях. При этом если аристократы жили в городах, то местное население - в основном мусульманское - занималось сельским хозяйством. В армию призывались только франки, а восточные христиане обязаны были снабжать ее продовольствием.

В искусстве, литературе и в мультимедийных продуктах

Теперь вы знаете, кто правил такими государствами крестоносцев, как Иерусалимское королевство, графство Эдессия и Антиохия, и какие события происходили на Ближнем Востоке после завершения Первого крестового похода и до фактической потери христианами контроля над регионом.

Читайте также: