Теннесси уильямс биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Те́ннесси Уи́льямс (26 марта 1911 — 25 февраля 1983, англ. Tennessee Williams , настоящее имя Томас Ланир Уильямс, III-й, англ. Thomas Lanier Williams III ) — американский прозаик и драматург.

Биография

Томас Ланир Уильямс родился 26 марта 1911 года в городе Коламбусе (штат Миссисипи, США); псевдоним Теннесси взял в начале своего литературного поприща.

Не желая прозябать на производстве, к чему он был приговорён стеснённым материальным положением семьи, Уильямс вёл богемную жизнь, кочуя из одного экзотического уголка в другой (Новый Орлеан, Мексика, Ки-Уэст, Санта-Моника).

Смерть наступила в результате того, что ему в рот попал колпачок от спрея, которым он лечил насморк. [1]

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Теннесси Уильямс" в других словарях:

Теннесси Уильямс — (Tennessee Williams, настоящее имя Томас Ланье Уильямс III, Thomas Lanier Williams III) родился 26 марта 1911 г. в городе Коламбус (штат Миссисипи, США) в семье коммивояжера Корнелиуса Уильямса и Эдвины Уильямс (Дейкинс). Помимо Теннесси в семье… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Уильямс Теннесси — Теннесси Уильямс Драматург Дата рождения: 26 марта 1911 Место рождения: Коламбус … Википедия

Уильямс, Теннеси — Теннесси Уильямс Драматург Дата рождения: 26 марта 1911 Место рождения: Коламбус … Википедия

Уильямс, Теннесси — Теннесси Уильямс. УИЛЬЯМС (Williams) Теннесси (настоящее имя Томас Ланир) (1911 83), американский драматург. Лиричные психологические пьесы “Стеклянный зверинец” (1945), “Трамвай Желание “ (1947), “Орфей спускается в ад” (1955), “Кошка на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Уильямс, Теннесси — У этого термина существуют и другие значения, см. Уильямс. Теннесси Уильямс Tennessee Williams … Википедия

УИЛЬЯМС Теннесси — (Williams, Tennessee) (1911 1983), американский драматург, пьесы которого строятся на конфликте духовного и плотского начал, чувственного порыва и тяги к духовному совершенству. Как правило, его герои и героини сходятся в первобытном… … Энциклопедия Кольера

Уильямс Теннесси — (Williams) Уильямс (Вильямс), Теннесси (Williams, Tennessee) (наст. имя и фамилия Томас Ланир; Lanier, Thomas) (1911 1983) Американский драматург. Среди произведений психологические пьесы Стеклянный зверинец (1945), Трамвай Желание (1947)… … Сводная энциклопедия афоризмов

УИЛЬЯМС Теннесси — (наст. имя Томас Ланир Lanier) (1911 83), американский драматург, прозаик. Стеклянный зверинец (1945), Трамвай Желание (1947), Орфей спускается в ад (постановка 1957), Ночь игуаны (постановка 1962), сборник Драконова страна (1970) о страданиях… … Большой Энциклопедический словарь

Уильямс, Хейли — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Уильямс. Хейли Уильямс Hayley Nichole Williams … Википедия

Теннесси Уильямс — драматург, которого литературные критики называют американским Чеховым. Пьесы автора — истории об одиночестве главного героя, о неспособности найти гармонию с окружающим миром. Персонажи писателя утонченные, а мир, окружающий их, кажется грубым. Многие сюжетные линии, типажи, детали появлялись в произведениях творца на основе событий, происходивших в его жизни.

Детство и юность

Настоящее имя американского классика — Томас Ланир Уильямс III. Драматург родился 26 марта 1911 года в Колумбусе, в штате Миссисипи. В раннем возрасте мальчик переболел дифтерией, что подорвало его здоровье. Отец Томас Корнелиус, торговавший обувью и сильно пивший, был недоволен тем, что наследник растет не таким крепким, как другие дети. Между ним и матерью Теннесси Эдвиной постоянно происходили скандалы.

Вскоре семья переехала в Сент-Луис. Здесь подросток поступил в школу Солдан. Уже тогда Томас увлекся литературой, его любимыми авторами стали американский поэт Харт Крейн и русский драматург Антон Чехов. С 1929 по 1931 год юноша был студентом Миссурийского университета, где учился на факультете журналистики. В тот период он начал писать стихи, рассказы, пьесы и представлять сочинения на литературных конкурсах.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя была наполнена драматическими событиями, некоторые затем легли в основу его произведений. В конце 30-х годов парень понял: его привлекают мужчины. Первым возлюбленным молодого человека стал Фред Мелтон.

Самыми продолжительными в биографии Уильямса стали отношения с Фрэнком Мерло, которые продлились почти 15 лет. Мужчина стал не только отдушиной для сердца писателя, но и взял на себя функции секретаря, занимался бытовыми вопросами. Страстные натуры обоих, однако, вели к изменам, что стало причиной разрыва. Вскоре после расставания врачи обнаружили у Мерло последнюю стадию рака легких.

Узнав об этом, драматург вернулся к возлюбленному и заботился о мужчине до его смерти в 1963 году. Уход Фрэнка погрузил классика в глубокую депрессию, он много пил и использовал запрещенные препараты. Писателя неоднократно госпитализировали и помещали в клиники для душевнобольных.

Драматургия

Главный герой Том Уингфилд вспоминает о времени, когда жил с матерью Амандой и сестрой Лаурой. Вспыльчивая и амбициозная мать страстно желает, чтобы сын получил повышение, а дочь вышла замуж. Дама не обращает внимания на то, что работа в обувной лавке угнетает молодого человека, а девушка нелюдима из-за физического недостатка — одна нога Лауры короче другой.

Прототипом для персонажей пьесы стала семья драматурга — неуравновешенная Эдвина и сестра Роуз, мучившаяся от приступов затяжной депрессии. Сочинение получило успех у читателей, было поставлено на Бродвее.

Этот грубый, неотесанный рабочий выступает полной противоположностью героини. Мужчина делает все, чтобы досадить Бланш, разрушить ее счастье. Отправив супругу в родильный дом, Ковальски насилует Дюбуа, после чего та сходит с ума. Пьеса получила большой успех и была экранизирована в 1951 году. Главные роли в картине блистательно сыграли Вивьен Ли и Марлон Брандо.

Однако у того нет детей, хотя мужчина женат. Сердце Брика хранит тайну, связанную с его супругой Мэгги и лучшим другом Скиппером. Это произведение писателя также экранизировано. В 1958 году публика увидела фильм, в котором образы молодых супругов представили Элизабет Тейлор и Пол Ньюман.

Смерть

Драматург умер 25 февраля 1983 года. По предварительному заключению медэксперта, причиной смерти стало попадание в дыхательные пути мужчины колпачка от пузырька с лекарством. Однако позднее в отчетах появилась информация о том, что писатель погиб от передозировки алкоголя и успокоительных.

Теннесси Уильямс является олицетворением драматургии Америки начала и середины ХХ века. Каждая из его пьес становилась хитом на Бродвее и с успехом проходила на большом экране. Обладатель двух Пулитцеровских премий, он вошёл в историю мировой литературы благодаря пьесам "Кошка на раскаленной крыше" и "Трамвай желание".

Содержание статьи

Теннесси Уильямс: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Теннесси Уильямс: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Ванесса Уильямс: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Мишель Уильямс: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Биография и ранние годы

Томас Ланир Уильямс, известный под псевдонимом Теннесси Уильямс, родился 26 марта 1911 года в Колумбусе, штат Миссисипи. Он был вторым ребенком из трех детей Корнелиуса и Эдвины Уильямс. Воспитанный преимущественно своей матерью, Уильямс имел сложные отношения со своим отцом, требовательным продавцом, который предпочитал работать, а не воспитывать детей.


В 1929 году Уильямс поступил в Университет Миссури для изучения журналистики. Но вскоре он был отозван из школы своим отцом, который возмутился, узнав, что подруга его сына также посещает университет.

Уильямсу пришлось вернуться домой и по настоянию оцта поступить работать продавцом в обувную компанию. Будущий великий драматург ненавидел свою работу, находя отдушину лишь в своем творчестве. После работы он погружался в свой мир, создавая рассказы и стихи. Однако в конечном результате у него развилась глубокая депрессия, приведшая к нервному срыву.

После прохождения курса лечения Теннесси вернулся в Сент-Луис, где завел знакомства среди местных поэтом, которые учились в университете Вашингтона. В 1937 году Теннесси решил продолжить образование, поступив в Университет Айовы, который он закончил в следующем году.

Коммерческий успех и карьера писателя

Теннесси быстро доказал свой талант, выиграв 100 долларов на конкурсе писателей в Group Theater. Что более важно, это принесло ему знакомство с агентом Одри Вудом, который также стал его другом и советником.

Поздние годы

24 февраля 1983 года Теннесси Уильямс задохнулся бутылочной пробкой и умер, окруженный бутылками алкоголя и таблетками, в своей резиденции в Нью-Йорке в отеле Elysee. Он был похоронен в Сент-Луисе, штат Миссури.

Теннесси Уильямс внес неоценимый вклад в историю мировой литературы. Помимо двадцати пяти полнометражных пьес, Уильямс создал десятки коротких пьес и сценариев, два романа, новеллу, шестьдесят коротких рассказов, более ста стихов и автобиографию. Среди множества наград он получил две Пулитцеровские премии и четыре премии Circle Critics в Нью-Йорке.

Личная жизнь


Теннесси Уильямс не скрывал своей нетрадиционной ориентации, что, впрочем, было не в новинку в творческих кругах того времени. В конце 30-х годов он примкнул к гей-сообществу Нью-Йорка, где состоял его партнер Фред Мелтон. На протяжении всей жизни драматург имел несколько любовных связей, однако главным его увлечением стал Фрэнк Мерло, с которым он познакомился в 1947 году в Новом Орлеане. Мерло, сицилиец американского происхождения, проходил службу в военно-морском флоте США во время Второй мировой войны. Его влияние оказало успокаивающее воздействие на хаотичную жизнь Уильямса. В 1961 году Мерло умер от рака легких, что стало началом длительной депрессии для писателя.

Однако все портил ее характер. Она была склонна к снобизму, страдала от неврозов, часто закатывала истерики по любому поводу. Дед Томаса, Уолтер Дэйкин, был священником, а бабушка, Роуз О. Дэйкин — преподавала музыку. В родословной Уильямса нетрудно обнаружить англичан, валлийцев и гугенотов.

В 1912 году дед был направлен для службы в приход городка Кларксдейл. Там и прошли детские годы Томаса. В раннем возрасте Томас переболел дифтерией. После этого мать старалась оградить его от всевозможных проблем. Отец просто ненавидел сына за его слабость.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество

Томас Ланир Уильямс (Теннесси Уильямс) Американский драматург. Лауреат Пулитцеровской премии

Сам он был из первопроходцев Теннесси, имел жестокий характер и нередко показывал домочадцам свою силу на кулаках. В 1919 г. Конелиус был принят в офис обувной компании и семья перебралась в Сент-Луис.

Томас не смог сдать военную подготовку и был отчислен. Затем поступил на работу на обувную фабрику. Монотонность работы буквально сводила его с ума и, чтобы отвлечься он решил больше заниматься написанием рассказов.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-2

Ещё в 16 лет Уильямс получил первую премию за своё творчество

В 24 года Томас, работая над рассказами и эссе, чувствовал себя сильно переутомленным, однако успех его литературной деятельности все запаздывал. Все это привело в итоге к нервному срыву и уходу с работы. В 1935 г. родители Томаса расстались из-за почти беспробудного пьянства Корнелиуса.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-8

Томас всегда трепетно относился к своей сестре Роуз, которой еще в юности врачи поставили страшный диагноз, шизофрения. В 1943 г. её состояние значительно ухудшилось и ей была проведена лоботомия. В результате, Роуз навсегда осталась в спецклинике. Теннесси устроил сестру в частную клинику и часто навещал её.

В 1945 году Томас знакомится с уроженцем Мексики, Панчо Родригес-и-Гонсалесом. Мексиканец был очень ревнив, к тому же злоупотреблял алкоголем. Они жили вместе, много путешествовали. Но через два года расстались, оставшись друзьями.

На родине Теннесси сближается с актером Фрэнком Мерло, уроженцем Сицилии. Их отношения продолжались 14 лет, конец которым положила наркозависимость. Спустя короткое время у Мерло обнаружили рак лёгких, Теннесси забрал его домой и заботился о нём до последнего дня.

После кончины друга, для писателя наступает период постоянной депрессии, он все больше употребляет наркотики. Писатель неоднократно бывает госпитализирован в состоянии передозировки. Находится на учете в психдиспансере.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-17

Теннесси Уильямс с актером Фрэнком Мерло

Мировоззрение писателя

В мировоззрении Уильямса всегда живет представление о прекрасном мире, пусть неясном в классовых очертаниях, но могучем, подлинном и явно не совпадающем с американскими казусами — сюжетами его пьес. Положительный идеал Уильямса проводит явную демаркационную черту между ним и натуралистами, ним и экзистенциалистами.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-5

Том, долгие годы содержавший мать и сестру, жестоко предает их. Сюжетная атмосфера пьесы раскрывает и мрачный кризисный колорит 30-х годов в США, и отзвуки фашистской агрессии в Испании. В семье Аманды Уингфилд царят подозрительность, взаимные упреки, истеричность.

Но это не свидетельствует о порочности героев. Наоборот, многое в них чрезвычайно привлекательно: беспредельное жизнелюбие Аманды, терпеливость Тома, духовная утонченность Лауры. В трагичности их судеб виноваты они сами, они не ценят и не берегут эти качества, они рвут живые нити жизни.

По мере развития действия все четче определяется замысел Уильямса. Он рисует один из главных симптомов неблагополучия, противоречивости американского образа жизни, американской цивилизации: мещанство, духовную нищету.

Всем своим характером она демонстрирует это не осознанное ею мещанство. Все ее воспоминания о юности, все мечты — это постоянно мужчина-собственник, брак в ее представлении — капкан, западня, которую надо расставить жениху. Она втягивает и Тома и Лауру в атмосферу самой примитивной купли-продажи.

Конформизм губит во многом незаурядную и привлекательную натуру Аманды. Уильямс показывает ее жизнерадостность, энергию, способность не замечать драматические ситуации, тонкое чувство юмора (она первая может трезво оценить себя). Писатель создает сложный, подвижный характер.

Мы словно видим не только прошлое и настоящее Аманды, но и ее будущее: она-то найдет выход после бегства Тома. И все-таки именно она воспитала в нем жестокость. Уильямс показывает, как стихия конформистской жизни искажает прекрасную основу мира.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-6

Однако замысел Уильямса последователен и гуманистичен, все элементы пьесы необходимы для органического раскрытия концепции автора. И вновь наиболее сложный момент пьесы — ее эстетика. В конфликте Бланш и Стэнли, Бланш и Митча наивно видеть только виновную и только страдающую сторону, а в героине — олицетворение света и романтизма.

Он видит, что в этот момент его герои поразительно легко идут на преступление и поразительно быстро находят себе оправдание. Стэнли упекает свою золовку в психиатрическую лечебницу. Но ведь в сущности он, пожалуй, не хуже и ее и своей жены.

Уильямс и в этой пьесе связывает жестокость мещанства со сложным клубком социальных и исторических тенденций общества. Здесь переплелись и судьбы южной аристократии, и комплекс неполноценности, вызванный всеми видами расизма, и коррупция части рабочих, и земельные махинации, и недобросовестность медицины.

Даже имена Бланш и Стелла (чистая и звезда) звучат иронически. В пьесе есть своеобразный мотив возмездия. Уильямс считает, что люди сами создают атмосферу разложения и сами становятся ее жертвами. Толкнув мужа на самоубийство, Бланш словно подготовила и свою гибель.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-3

Другие пьесы Уильямса

С их выходом — как противовес жестокому стандарту — на сцене появляется то отблеск античного величия (неотразимость Орфея, дружба Ореста), то вакхическая удаль, то движение самой природы. Вэл Ксавье приносит с собой все обаяние и непрактичность искусства, а Лоренс Шеннон, словно самый яркий цветок джунглей, символизирует облик настоящего мира.

Если фрейдисты или экзистенциалисты искажают смысл древних мифов в угоду модернистским, трагическим концепциям современности, то Уильямс трактует миф как реалист. Древнюю мудрость он считает более плодотворной, нежели односторонний мрачный опыт.

Гнев конформистов теперь вызывают не дерзания Орфея, не титанический масштаб его личности, а гораздо более скромный Вэл Ксавье. Мир песен и искренних чувств, непрактичность и обаяние, даже простая артистичность манер и одежды вызывают ненависть.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-9

Любовь, как говорит Леди, героиня пьесы, сделалась синей птицей без лапок, поэтому на земле она умирает — умирает, когда пытается соединиться с жизненными формами Америки. Пьеса пронизана горьким юмором. Пластический (здесь мифологический) облик мира соединен у Уильямса с виртуозностью социально-психологического повествования.

Леди Торренс — жертва беспощадной конкуренции. Она предает память отца, становясь женою его первого соперника и убийцы — Джейба Торренса. В отличие от Вэла ей удается приспособиться к деловым кругам и вести хозяйство процветающей фирмы.

Мир человеческих отношений в пьесах Уильямса трагичен, но он уже не только противоположен природе, но в чем-то и подобен ей. Он освещен действиями людей, которые борются за величие этических ценностей. И именно эти люди по-настоящему сильны у драматурга.

Характер конфликта пьесы подчеркнут даже внешним обликом героев: обыватели физически отвратительны и патологичны. Мир словно во власти немощи и уродов, и эта немощь может смертельно ранить в своей агонии. Именно таков смысл развязки пьесы. Джейб накануне собственной смерти убивает Леди, а линчевание Вэла — деяние жестокой, но обреченной толпы.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-12

Последние пьесы Уильямса

Автор сгущает трагические краски, придает происходящему характер фантасмагории, его персонажи словно преображенная в кошмарном сне реальность, воплотившиеся ужасы предчувствий и подсознания. Но все здесь удивительно сходно с действительностью. Уильямс будто срывает внешнюю оболочку пристойности с лика мира, обнажает его сердцевину.

Несчастный случай и последующая нищета, любовь и борьба за существование — все представлено в пьесе в натуралистической обнаженности и в гиперболическом гротеске, напоминающем экспрессионизм. Пресса усматривала в подобных пьесах Теннесси Уильямса влияние фрейдистской литературы (напр., Лоуренса), театра жестокости (напр, Жене), театра абсурда.

Теннесси-Уильямс-американский-драматург-и-прозаик-Жизнь-и-творчество-1

Гнедигес лишилась всего — профессии, голоса, работы, надежды на любовь, рук и зрения. Рыбу, которую она ловит губами, пожирает сутенер со своими приспешницами. И все-таки сила любви, жизни, долга нисколько не поколеблены в героине — и в финале она вновь несет добычу для других.

Читайте также: