Описание танца краковяк кратко

Обновлено: 04.07.2024

Краковяк - польский народный танец. Возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). В 14 в. Краковяк распространился в шляхетской среде, был одним из самых популярных танцев Польши. В старину Краковяк танцевали только мужчины, позднее – мужчина в паре с женщиной.

На основе характерных народных движений этого танца русский балетмейстер Н.Л. Гавликовский создал отечественный бальный танец.

Гавликовский построил композицию, соединяющую характерные элементы танца Краковяк с Вальсом. Некоторое время композиция Гавликовского имела собственное название – "Варшавянка".

Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 12-13 лет.

Музыка:

Музыкальный размер - 2/4.

ОПИСАНИЕ ТАНЦА

Запись танца – Ивановой Е.И.

Основные танцевальные элементы и движения танца:

Основные танцевальные элементы необходимо тщательно изучить до начала разучивания всей композиции.

Композиция танца.

Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения и состоит из 2-ух фигур по 8 тактов каждая.

ПЕРВАЯ ФИГУРА (8 тактов) включает в себя "па де баск" (4 такта) и "проходку" (танцевальные шаги) по линии танца и против линии танца (4 такта).

Композиция допускает замену "проходки" на "двойной голубец с тройным притопом", также исполняемый в продвижении по линии танца и против линии танца.

Возможно также сочетание "проходки" - по линии танца и "двойного голубца с тройным притопом" - против линии танца.

ВТОРАЯ ФИГУРА (8 тактов) - 4 тура Вальса (4 полных вальсовых поворота), исполняемые в музыкальном размере 2/4.

Исходное положение:

Партнеры стоят рядом друг с другом, лицом по линии танца (девочка справа от мальчика).

Ноги – в 3 позиции: у мальчика левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди.

Корпус мальчика слегка повернут вправо (по диагонали от центра по линии танца), корпус девочки слегка повернут влево (по диагонали к центру по линии танца).

Голова мальчика немного наклонена налево, девочки – направо. Взгляд друг на друга.

Правая рука мальчика и левая рука девочки отведены в сторону (против линии танца) и соединены на уровне 2 позиции.

Свободные левая рука мальчика и правая рука девочки - на талии.

Мальчик начинает танец с левой ноги.

Девочка начинает танец с правой ноги.

ПЕРВАЯ ФИГУРА (1-8 такты)
1 часть первой фигуры (1-4 такты)

Мальчик выполняет па де баск с левой ноги, девочка - с правой ноги.

Корпусы партнеров разворачиваются друг от друга: мальчик – влево на 1/4 поворота (по диагонали к центру по линии танца), девочка - вправо на 1/4 поворота (по диагонали от центра по линии танца).

Голова мальчика слегка наклоняется направо (к правому плечу), голова девочки - налево (к левому плечу).

Мальчик выполняет па де баск с правой ноги, девочка - с левой ноги.

Партнеры поворачиваются в исходное положение: мальчик - вправо (по диагонали от центра по линии танца), девочка - влево (по диагонали к центру по линии танца).

2 часть первой фигуры (5-8 такты)

5-6 такты - "Проходка" по линии танца

7-8 такты - "Проходка" против линии танца

Счет 1-2-3- Поворачиваясь лицом по линии танца, партнеры исполняют три танцевальных шага вперед по линии танца: мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой.

С первым шагом соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции. (Свободные руки остаются на талии.)

Головы - прямо, взгляд - вперед.

Счет 4- Танцующие исполняют притоп (приставка ноги в 1 позицию с мягким ударом в пол): мальчик - притоп правой ногой, девочка - притоп левой ногой. При этом вес не переносится на приставляемую ногу, а остается у мальчика - на левой ноге, у девочки - на правой.

Исполняя притоп, мальчик делает полповорота вправо на левой ноге, девочка - полповорота влево на правой ноге (через положение - лицом друг к другу), оказываясь лицом против линии танца.

Соединенные руки опускаются вниз, а затем выводятся в сторону (против линии танца) на уровень 2 позиции. После поворота партнеров соединенные руки оказываются перед корпусами танцующих. (Положение свободных рук не меняется.)

Счет 1-2- Партнеры исполняют два танцевальных шага вперед против линии танца: мальчик начинает с правой ноги, девочка - с левой.

Счет 3- Поворачиваясь лицом друг к другу, партнеры делают шаг в сторону (против линии танца), слегка приближаясь друг к другу: мальчик - правой ногой, девочка - левой.

Счет 4- Танцующие приставляют свободную ногу в 3 позицию: мальчик приставляет левую ногу спереди, девочка - правую ногу спереди. (Вес корпуса на приставляемую ногу не переносится.)

2 часть первой фигуры (5-8 такты)

5-6 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" по линии танца

7-8 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца

В конце 4-ого такта (после исполнения движения "па де баск"), партнеры поворачиваются лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Соединенные руки направлены в сторону (против линии танца), свободные руки - на талии.

Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, продвигаясь по линии танца.

Также в позиции лицом друг к другу, не меняя положения рук:

Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с правой ноги, продвигаясь против линии танца.

Девочка исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, также продвигаясь против линии танца.

На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги.

2 часть первой фигуры (5-8 такты)

5-6 такты - "Проходка" по линии танца

7-8 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца

Счет 1-2-3- После 4-ого такта танцующие поворачиваются лицом по линии танца и исполняют три танцевальных шага вперед по линии танца: мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой.

Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции.

Счет 4- Танцующие исполняют притоп: мальчик - правой ногой, девочка - левой ногой.

Исполняя притоп, партнеры поворачиваются лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Вес на приставляемую ногу не переносится.

В позиции лицом друг к другу:

Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с правой ноги, продвигаясь против линии танца.

Девочка исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, также продвигаясь против линии танца.

На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги.

ВТОРАЯ ФИГУРА (9-16 такты)

Замечания к танцу

  • Танец исполняется весело, темпераментно.
  • "Проходка" (танцевальные шаги вдоль линии танца) исполняется энергично.
  • Горделивая осанка сохраняется в течение всего танца.
  • Следует точно соблюдать положение корпуса и рук в первой части танца.
  • В первой фигуре танца переход из одной позы в другую должен быть плавным, но конечное положение необходимо фиксировать.

Литература

  1. "Руководство для изучения танцев". Гавликовский Н.Л. Издание 4-е, испр., Изд. Лань, Планета музыки, СПб, 2010 г.
  2. "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд. Молодая гвардия, М., 1953 г.
  3. "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
  4. "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
  5. "Новые бальные танцы". Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1972 г.
  6. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  7. "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
  8. "Приглашаем танцевать". Сборник популярных бальных танцев. Составление и общая редакция В. Кудрякова. Изд. Советский композитор, М., 1982 г.
  9. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  10. "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.

Видео к танцу "Краковяк"

Композиция танца представлена в трех видеозаписях с разными вариантами 2-ой части 1-ой фигуры танца.

1) Композиция танца с 1-ым вариантом 2-ой части - с "проходкой".

Запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.

2) Композиция танца со 2-ым вариантом 2-ой части - с "двойными голубцами с тройным притопом".

Запись выполнена в 2014 г. на семинаре Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

3) Композиция танца с 3-им вариантом 2-ой части - с "проходкой" и "двойным голубцем с тройным притопом".

Запись выполнена в 2008 г. на танцевальном празднике в школе № 90 Выборгского района СПб.


История возникновения танца

краковяк

Виды

Краковяк исполняется в двух вариантах:

1. Краковяк народно-сценический

Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами на счет 2/4, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично. Основными движениями народного краковяка являются:

2. Краковяк бальный

Бальный вариант краковяка, разработанный Н. Гавликовским, за время своего существования претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем. Люди старшего поколения до сих пор прекрасно помнят его несложные фигуры, без которых не обходился ни один танцевальный вечер их молодости. Постараемся их кратко здесь изложить.

Танцоры стоят в парах, ноги в 3 позиции, парень правой рукой держит левую руку партнерши (руки отведены во 2 позицию), свободные руки на поясе. На первый такт первой фигуры исполняется 1 pas de basque (девушка с правой, а парень с левой ноги) спиной друг к другу. Соединенные руки в это время выводятся через низ вперед. На второй такт повторяется pas de basque с другой ноги в повороте лицом к друг другу (доворот на 90 градусов). На третий и четвертый такт движения повторяются. Во время пятого и шестого такта пара делает три танцевальных шага по линии танца с руками вперед, заканчивая последний шаг притопом. На седьмой и восьмой такт шаги повторяются против линии танца. Последующие 8 тактов (вторая фигура) – это четыре вальсовых поворота вправо с выходом на исходное положение. При этом музыкальный размер и быстрый темп не мешает выполнять вальсовое движение мягко и слитно. Однако, следует отметить, что существуют и другие бальные обработки краковяка.

Особенности краковяка

Танец краковяк исполняется с подтянутым корпусом и слегка горделиво поднятой головой. Четкие позы не только украшают краковяк, но и являются его характерными чертами. Прыжок в краковяке небольшой, приземление после прыжка делается на подушечки обеих ног, с легким ударом об пол.

Польша подарила миру три замечательных "больших" бальных танца - полонез, мазурку и краковяк. Каждый из них по-своему выражал наиболее яркие черты польского национального характера. Полонез - гордость, величавость, легендарный польский "гонор", мазурка - рыцарское, чуть аффектированне поклонение прекрасной даме, краковяк - способность посмеяться над этим самым "гонором"и "рыцарством", достигавшими у поляков абсолюта.

ь1 (466x700, 156Kb)

Краковяк возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). Музыка танца - быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. В 14 веке краковяк танцевали как танец - пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18 веке. Но это сразу придало ему грацию, задор и воздушность.

ь2 (398x600, 73Kb)

Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.

Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.

р1 (650x450, 175Kb)

Краковяк - старейший народный польский танец

Краковяк - старейший народный польский танец

× Close

Краковяк - старейший народный польский танец

Краков. Город с именем которого на ум сразу приходит известная колбаса. Но не только колбасой одной славится Краков: в свое время он был столицей Польши до того момента, как ею стала Варшава. Любопытный факт: у Польши в отличие от России было 3 столицы — Гнезно (сегодня это историческая столица, колыбель польской нации и польского народа), Краков (первая официальная) и нынешняя Варшава. Как гласит одно изречение: "в танце народа узнаешь его душу, его характер". Краков подарил миру не только колбасу, но и стал родиной старейшего польского народного танца — краковяка. Я же добавлю от себя: "любишь краковку кушать — люби танцевать краковяк; или ты вошь, или истинный поляк". Хотя я и не сильно интересуюсь историей танцев, иногда вспоминаю о том, что у меня музыкальное образование. Ну а раз уж я завел разговор об этом, то грех не поделиться информацией с уроков по муз. литературе.

История краковяка уходит в начало XIV в. В старину краковяк танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX в. он приобрел статус бального танца. В то время он был особенно востребован в шляхецкой среде. Позже краковяк прочно вошел в обиход крестьянских жителей. По своему характеру краковяк походил на полонез. Танец имел торжественный характер, однако со временем стал более разнообразен по своей структуре.

танцоры и танец краковяк

Всего Польша дала миру 5 танцев: краковяк, мазурка, полонез, куявяк и оберек, 3 из которых — бальные. Немаловажно, что по названию каждого несложно догадаться, откуда они родом (из каких городов) или какой смысл в себе несут. 2 последних родом из региона Куявия (Kujawy), что в сухопутной части северо-запада Польши. Куявяк называют "спящим" танцем, лирическим танцем-размышлением, как правило исполняемым в минорной тональности, после которого следует его продолжение — оберек, зародившийся там же.

В наши дни эта танцевальная тенденция прослеживается все чаще. Оберек немного подвижнее и содержит в себе движения с оборотами вокруг себя (отсюда и название), а сами эти 2 танца тяготеют к мазурке. Название "мазурка" происходит от региона Мазовше (или Мазуры, как еще его называют). В литературе можно встретить толкование "мазовецкий народный танец", что в принципе одно и то же.

Интересно, что гимн Польши, именуется как "Марш Домбровского", оригинальное название которого Mazurek Dąbrowskiego. Полонез — Польша в собственном соку, если так допустимо выразиться. Полонез — гордость, величавость, легендарный польский "гонор", мазурка — рыцарское, чуть аффектированное поклонение прекрасной даме. А краковяк — танец-насмешка над гонором и рыцарством вместе взятыми, которые временами достигали абсолюта.

польский народный танец краковяк

Музыка танца — быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. Краковяк, как правило, исполнялся в размере 2/4. Но из-за высокой популярности танец очень часто менял свою форму. В разные периоды своего формирования краковяк содержал шаги мазурки, польки, вальса. Также широкое распространение получила народная версия танца. При всех изменениях танец сохранил двудольность. Краковяк по своему характеру отличался быстрым темпом и четким ритмом. В первое время танец исполнялся исключительно мужчинами. Самый распространенный сценарий танца – один исполнитель изображает рыцаря, второй оруженосца. Однако, со временем в краковяк была добавлена женская партия и танец стал парным. Девушка, танцуя краковяк, выполняла плавные движения, а мужчина, напротив, делал резкие притопы.

В 14 веке краковяк танцевали как танец — пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18 веке. Но это сразу придало ему грацию, задор и воздушность.

Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.

Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.

Существует 2 варианта исполнения танца краковяк

Народно-сценический

Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично.

Основные движения народного танца:


Бальный


Бальный вариант краковяка, разработанный русским танцмейстером Н. Гавликовским, за время своего существования претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем.

Читайте также: