Описание танца краковяк кратко
Обновлено: 04.07.2024
Краковяк - польский народный танец. Возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). В 14 в. Краковяк распространился в шляхетской среде, был одним из самых популярных танцев Польши. В старину Краковяк танцевали только мужчины, позднее – мужчина в паре с женщиной.
На основе характерных народных движений этого танца русский балетмейстер Н.Л. Гавликовский создал отечественный бальный танец.
Гавликовский построил композицию, соединяющую характерные элементы танца Краковяк с Вальсом. Некоторое время композиция Гавликовского имела собственное название – "Варшавянка".
Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 12-13 лет.
Музыка:
Музыкальный размер - 2/4.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Запись танца – Ивановой Е.И.
Основные танцевальные элементы и движения танца:
Основные танцевальные элементы необходимо тщательно изучить до начала разучивания всей композиции.
Композиция танца.
Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения и состоит из 2-ух фигур по 8 тактов каждая.
ПЕРВАЯ ФИГУРА (8 тактов) включает в себя "па де баск" (4 такта) и "проходку" (танцевальные шаги) по линии танца и против линии танца (4 такта).
Композиция допускает замену "проходки" на "двойной голубец с тройным притопом", также исполняемый в продвижении по линии танца и против линии танца.
Возможно также сочетание "проходки" - по линии танца и "двойного голубца с тройным притопом" - против линии танца.
ВТОРАЯ ФИГУРА (8 тактов) - 4 тура Вальса (4 полных вальсовых поворота), исполняемые в музыкальном размере 2/4.
Исходное положение:
Партнеры стоят рядом друг с другом, лицом по линии танца (девочка справа от мальчика).
Ноги – в 3 позиции: у мальчика левая нога впереди, у девочки - правая нога впереди.
Корпус мальчика слегка повернут вправо (по диагонали от центра по линии танца), корпус девочки слегка повернут влево (по диагонали к центру по линии танца).
Голова мальчика немного наклонена налево, девочки – направо. Взгляд друг на друга.
Правая рука мальчика и левая рука девочки отведены в сторону (против линии танца) и соединены на уровне 2 позиции.
Свободные левая рука мальчика и правая рука девочки - на талии.
Мальчик начинает танец с левой ноги.
Девочка начинает танец с правой ноги.
ПЕРВАЯ ФИГУРА (1-8 такты)
1 часть первой фигуры (1-4 такты)
Мальчик выполняет па де баск с левой ноги, девочка - с правой ноги.
Корпусы партнеров разворачиваются друг от друга: мальчик – влево на 1/4 поворота (по диагонали к центру по линии танца), девочка - вправо на 1/4 поворота (по диагонали от центра по линии танца).
Голова мальчика слегка наклоняется направо (к правому плечу), голова девочки - налево (к левому плечу).
Мальчик выполняет па де баск с правой ноги, девочка - с левой ноги.
Партнеры поворачиваются в исходное положение: мальчик - вправо (по диагонали от центра по линии танца), девочка - влево (по диагонали к центру по линии танца).
2 часть первой фигуры (5-8 такты)
5-6 такты - "Проходка" по линии танца
7-8 такты - "Проходка" против линии танца
Счет 1-2-3- Поворачиваясь лицом по линии танца, партнеры исполняют три танцевальных шага вперед по линии танца: мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой.
С первым шагом соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции. (Свободные руки остаются на талии.)
Головы - прямо, взгляд - вперед.
Счет 4- Танцующие исполняют притоп (приставка ноги в 1 позицию с мягким ударом в пол): мальчик - притоп правой ногой, девочка - притоп левой ногой. При этом вес не переносится на приставляемую ногу, а остается у мальчика - на левой ноге, у девочки - на правой.
Исполняя притоп, мальчик делает полповорота вправо на левой ноге, девочка - полповорота влево на правой ноге (через положение - лицом друг к другу), оказываясь лицом против линии танца.
Соединенные руки опускаются вниз, а затем выводятся в сторону (против линии танца) на уровень 2 позиции. После поворота партнеров соединенные руки оказываются перед корпусами танцующих. (Положение свободных рук не меняется.)
Счет 1-2- Партнеры исполняют два танцевальных шага вперед против линии танца: мальчик начинает с правой ноги, девочка - с левой.
Счет 3- Поворачиваясь лицом друг к другу, партнеры делают шаг в сторону (против линии танца), слегка приближаясь друг к другу: мальчик - правой ногой, девочка - левой.
Счет 4- Танцующие приставляют свободную ногу в 3 позицию: мальчик приставляет левую ногу спереди, девочка - правую ногу спереди. (Вес корпуса на приставляемую ногу не переносится.)
2 часть первой фигуры (5-8 такты)
5-6 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" по линии танца
7-8 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца
В конце 4-ого такта (после исполнения движения "па де баск"), партнеры поворачиваются лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Соединенные руки направлены в сторону (против линии танца), свободные руки - на талии.
Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, продвигаясь по линии танца.
Также в позиции лицом друг к другу, не меняя положения рук:
Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с правой ноги, продвигаясь против линии танца.
Девочка исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, также продвигаясь против линии танца.
На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги.
2 часть первой фигуры (5-8 такты)
5-6 такты - "Проходка" по линии танца
7-8 такты - "Двойной па голубец с тройным притопом" против линии танца
Счет 1-2-3- После 4-ого такта танцующие поворачиваются лицом по линии танца и исполняют три танцевальных шага вперед по линии танца: мальчик начинает с левой ноги, девочка - с правой.
Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции.
Счет 4- Танцующие исполняют притоп: мальчик - правой ногой, девочка - левой ногой.
Исполняя притоп, партнеры поворачиваются лицом друг к другу (мальчик - спиной к центру, девочка - лицом к центру). Вес на приставляемую ногу не переносится.
В позиции лицом друг к другу:
Мальчик исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с правой ноги, продвигаясь против линии танца.
Девочка исполняет "двойной па голубец с тройным притопом" с левой ноги, также продвигаясь против линии танца.
На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги.
ВТОРАЯ ФИГУРА (9-16 такты)
Замечания к танцу
- Танец исполняется весело, темпераментно.
- "Проходка" (танцевальные шаги вдоль линии танца) исполняется энергично.
- Горделивая осанка сохраняется в течение всего танца.
- Следует точно соблюдать положение корпуса и рук в первой части танца.
- В первой фигуре танца переход из одной позы в другую должен быть плавным, но конечное положение необходимо фиксировать.
Литература
- "Руководство для изучения танцев". Гавликовский Н.Л. Издание 4-е, испр., Изд. Лань, Планета музыки, СПб, 2010 г.
- "Танцы". Составитель Л. Богаткова. Изд. Молодая гвардия, М., 1953 г.
- "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
- "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
- "Новые бальные танцы". Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1972 г.
- "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
- "Историко-бытовой танец". Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
- "Приглашаем танцевать". Сборник популярных бальных танцев. Составление и общая редакция В. Кудрякова. Изд. Советский композитор, М., 1982 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
- "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.
Видео к танцу "Краковяк"
Композиция танца представлена в трех видеозаписях с разными вариантами 2-ой части 1-ой фигуры танца.
1) Композиция танца с 1-ым вариантом 2-ой части - с "проходкой".
Запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.
2) Композиция танца со 2-ым вариантом 2-ой части - с "двойными голубцами с тройным притопом".
Запись выполнена в 2014 г. на семинаре Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
3) Композиция танца с 3-им вариантом 2-ой части - с "проходкой" и "двойным голубцем с тройным притопом".
Запись выполнена в 2008 г. на танцевальном празднике в школе № 90 Выборгского района СПб.
История возникновения танца
Виды
Краковяк исполняется в двух вариантах:
1. Краковяк народно-сценический
Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами на счет 2/4, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично. Основными движениями народного краковяка являются:
2. Краковяк бальный
Бальный вариант краковяка, разработанный Н. Гавликовским, за время своего существования претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем. Люди старшего поколения до сих пор прекрасно помнят его несложные фигуры, без которых не обходился ни один танцевальный вечер их молодости. Постараемся их кратко здесь изложить.
Танцоры стоят в парах, ноги в 3 позиции, парень правой рукой держит левую руку партнерши (руки отведены во 2 позицию), свободные руки на поясе. На первый такт первой фигуры исполняется 1 pas de basque (девушка с правой, а парень с левой ноги) спиной друг к другу. Соединенные руки в это время выводятся через низ вперед. На второй такт повторяется pas de basque с другой ноги в повороте лицом к друг другу (доворот на 90 градусов). На третий и четвертый такт движения повторяются. Во время пятого и шестого такта пара делает три танцевальных шага по линии танца с руками вперед, заканчивая последний шаг притопом. На седьмой и восьмой такт шаги повторяются против линии танца. Последующие 8 тактов (вторая фигура) – это четыре вальсовых поворота вправо с выходом на исходное положение. При этом музыкальный размер и быстрый темп не мешает выполнять вальсовое движение мягко и слитно. Однако, следует отметить, что существуют и другие бальные обработки краковяка.
Особенности краковяка
Танец краковяк исполняется с подтянутым корпусом и слегка горделиво поднятой головой. Четкие позы не только украшают краковяк, но и являются его характерными чертами. Прыжок в краковяке небольшой, приземление после прыжка делается на подушечки обеих ног, с легким ударом об пол.
Польша подарила миру три замечательных "больших" бальных танца - полонез, мазурку и краковяк. Каждый из них по-своему выражал наиболее яркие черты польского национального характера. Полонез - гордость, величавость, легендарный польский "гонор", мазурка - рыцарское, чуть аффектированне поклонение прекрасной даме, краковяк - способность посмеяться над этим самым "гонором"и "рыцарством", достигавшими у поляков абсолюта.
Краковяк возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). Музыка танца - быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. В 14 веке краковяк танцевали как танец - пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18 веке. Но это сразу придало ему грацию, задор и воздушность.
Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.
Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.
× Close
Краковяк - старейший народный польский танец
Краков. Город с именем которого на ум сразу приходит известная колбаса. Но не только колбасой одной славится Краков: в свое время он был столицей Польши до того момента, как ею стала Варшава. Любопытный факт: у Польши в отличие от России было 3 столицы — Гнезно (сегодня это историческая столица, колыбель польской нации и польского народа), Краков (первая официальная) и нынешняя Варшава. Как гласит одно изречение: "в танце народа узнаешь его душу, его характер". Краков подарил миру не только колбасу, но и стал родиной старейшего польского народного танца — краковяка. Я же добавлю от себя: "любишь краковку кушать — люби танцевать краковяк; или ты вошь, или истинный поляк". Хотя я и не сильно интересуюсь историей танцев, иногда вспоминаю о том, что у меня музыкальное образование. Ну а раз уж я завел разговор об этом, то грех не поделиться информацией с уроков по муз. литературе.
История краковяка уходит в начало XIV в. В старину краковяк танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX в. он приобрел статус бального танца. В то время он был особенно востребован в шляхецкой среде. Позже краковяк прочно вошел в обиход крестьянских жителей. По своему характеру краковяк походил на полонез. Танец имел торжественный характер, однако со временем стал более разнообразен по своей структуре.
Всего Польша дала миру 5 танцев: краковяк, мазурка, полонез, куявяк и оберек, 3 из которых — бальные. Немаловажно, что по названию каждого несложно догадаться, откуда они родом (из каких городов) или какой смысл в себе несут. 2 последних родом из региона Куявия (Kujawy), что в сухопутной части северо-запада Польши. Куявяк называют "спящим" танцем, лирическим танцем-размышлением, как правило исполняемым в минорной тональности, после которого следует его продолжение — оберек, зародившийся там же.
В наши дни эта танцевальная тенденция прослеживается все чаще. Оберек немного подвижнее и содержит в себе движения с оборотами вокруг себя (отсюда и название), а сами эти 2 танца тяготеют к мазурке. Название "мазурка" происходит от региона Мазовше (или Мазуры, как еще его называют). В литературе можно встретить толкование "мазовецкий народный танец", что в принципе одно и то же.
Интересно, что гимн Польши, именуется как "Марш Домбровского", оригинальное название которого Mazurek Dąbrowskiego. Полонез — Польша в собственном соку, если так допустимо выразиться. Полонез — гордость, величавость, легендарный польский "гонор", мазурка — рыцарское, чуть аффектированное поклонение прекрасной даме. А краковяк — танец-насмешка над гонором и рыцарством вместе взятыми, которые временами достигали абсолюта.
Музыка танца — быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. Краковяк, как правило, исполнялся в размере 2/4. Но из-за высокой популярности танец очень часто менял свою форму. В разные периоды своего формирования краковяк содержал шаги мазурки, польки, вальса. Также широкое распространение получила народная версия танца. При всех изменениях танец сохранил двудольность. Краковяк по своему характеру отличался быстрым темпом и четким ритмом. В первое время танец исполнялся исключительно мужчинами. Самый распространенный сценарий танца – один исполнитель изображает рыцаря, второй оруженосца. Однако, со временем в краковяк была добавлена женская партия и танец стал парным. Девушка, танцуя краковяк, выполняла плавные движения, а мужчина, напротив, делал резкие притопы.
В 14 веке краковяк танцевали как танец — пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18 веке. Но это сразу придало ему грацию, задор и воздушность.
Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.
Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.
Существует 2 варианта исполнения танца краковяк
Народно-сценический
Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично.
Основные движения народного танца:
Бальный
Бальный вариант краковяка, разработанный русским танцмейстером Н. Гавликовским, за время своего существования претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем.
Читайте также: