Максим исповедник житие кратко
Обновлено: 02.07.2024
Преподобный Максим исповедник родился в Константинополе в 7 веке, в знатной и благочестивой семье. От природы он был очень умен и при этом получил хорошее образование. Видя разум и праведную жизнь Максима, царь Ираклий назначил его своим советником и секретарем. Все придворные его любили и уважали, и он делал много полезного для народа.
В то время возникла ересь монофелитов, которые утверждали, что у Христа, совершенного по естеству Бога и также совершенного по естеству Человека, нет человеческой воли, а только одна божественная. Этой ересью и хулой на Христа заразились очень многие люди, в том числе император. Тогда преподобный Максим оставил свою придворную должность, имение раздал нуждающимся, отрекся от всего мирского и ушел в монастырь. За добродетельную жизнь через несколько лет его сделали настоятелем.
Видя, что ересь усиливается, он очень скорбел и, плача, молился Богу о победе православного учения. Наконец преподобный Максим ушел из монастыря и стал, переходя из города в город, из страны в страну, проповедовать истинную веру. Беседуя с архиереями, он давал им советы, как бороться с хитростями еретиков, а к тем, кого не мог посетить лично, писал назидательные и исполненные духовной мудрости письма.
За это царь-еретик Констанс (внук Ираклия) повелел схватить преподобного и предал его неправедному суду. С этого времени начались для святого Максима годы страдания за Христа, за истинное, православное учение. Многократно его ссылали и ненадолго возвращали, держа под стражей. Льстили и уговаривали хотя бы не выступать против ереси, запугивали, возводили различные ложные обвинения и в конце концов предали на мучения и смерть.
Преподобного избили воловьими жилами по всему телу, так что на нем не осталось ни одного неповрежденного места, потом вырезали ему язык. Тогда Бог совершил чудо, ибо преподобный Максим и без языка продолжал говорить еще лучше и яснее, чем прежде. Потом ему отрубили правую руку и таскали еле живого святого старца по городу, ругаясь над ним. Наконец его отправили в дальнюю и дикую страну Аланию, где он прожил еще три года в темнице, тяжко страдая от ран и жестокости тюремщиков. Когда же для преподобного Максима исповедника наступил час кончины, он с веселием предал свою душу в руки Христа Бога, Которого возлюбил от юности и за Которого столько пострадал.
Преподобный Максим [1] родился в 580 году в знатной константинопольской семье [2] . Обладая выдающимся умом и редкими способностями к высоким философским размышлениям, получил блестящее образование и избрал карьеру политика. В 610 году, когда на престол взошел император Ираклий, он оценил значимость Максима и его христианские добродетели и сделал своим первым секретарем.
Однако слава, власть и богатство не смогли угасить в Максиме желание, которое он лелеял в своем сердце c юности, – вести жизнь, соответствующую истинной философии. Через три года он оставил должность и пустые почести мира сего и стал монахом в обители Богородицы в Хрисополе под Константинополем.
Проведя десять лет в безмолвии, преподобный Максим вместе c учеником Анастасием перебрался в маленький монастырь святого Георгия в Кизике. Там он положил начало своим первым произведениям: аскетическим трактатам о борьбе со страстями, о молитве, бесстрастности и святом милосердии. В 626 году совместное наступление персов и аваров на Константинополь (отраженное благодаря чудесному вмешательству Божией Матери [3] ) вынудило монахов покинуть обитель.
Для преподобного Максима настал новый период жизни – скитания ради истины. Отныне он должен был и поступками, и в произведениях нести свидетельство о Божественном милосердии в византийский мир, оказавшийся на грани катастрофы из-за персидских набегов. Некоторое время преподобный Максим провел на Крите, где начал борьбу за православную веру, выступив против монофизитских богословов. Затем перебрался на Кипр и в 632 году окончательно поселился в Карфагене.
В этом городе он познакомился со святителем Софронием (память 11 марта), большим знатоком монашеских традиций, богословом, уважаемым за приверженность Православию. Святой Максим стал его духовным учеником. Софроний жил в Евкратском монастыре вместе c другими монахами, бежавшими из Палестины после взятия Иерусалима персами.
На протяжении всего этого периода (626–634) преподобный Максим, прежде чем вступить в борьбу за веру, смог глубоко, как никто до него, разработать учение об обожении, взяв за основу философские и богословские принципы православной духовности. Его творения представляют собой глубокие и сложные трактаты о Божественной литургии, о трудных местах Священного Писания и неясных выражениях у Дионисия Ареопагита и святителя Григория Богослова. В них преподобный Максим возводит грандиозную богословскую систему. Согласно ей, человек, помещенный Богом в этот мир, чтобы быть священником космической литургии, призван собирать смыслы (logoi) всех существ, чтобы преподносить их Божественному Слову, их Первопричине, в диалоге свободной любви. Таким образом человек исполняет предназначение, ради которого и был создан: то есть, осуществляя союз c Богом, приводит также всю вселенную к ее совершенству во Христе-Богочеловеке [4] .
В 630 году император назначил Кира Фасисского патриархом Александрийским, поставив перед ним задачу объединиться c монофизитами, которых было особенно много в Египте.
Уния была подписана (633), и в александрийских тавернах народ хвалился, что монофизиты победили халкидонитов. Тогда святитель Софроний, единственный, подал голос в защиту двух природ Христа. Он направился в Александрию к Киру, который, желая избежать открытой борьбы, направил его к Сергию в Константинополь. После долгих и безрезультатных дискуссий Софронию запретили дальнейшие дебаты о природах и энергиях.
Вернувшись в Палестину, он был принят народом как защитник Православия и избран патриархом Иерусалимским. В это время арабы продолжали вторжение и стояли на пороге целого ряда крупных завоеваний, поставивших судьбу империи под серьезную угрозу. Сразу после интронизации святитель Софроний опубликовал окружное послание, в котором указал, что каждая природа наделена собственной энергией и Христос имеет одно Лицо, но две природы и, соответственно, два действия (энергии).
Преподобный Максим Исповедник
В обширной корреспонденции, адресованной папе Римскому, императору и влиятельным лицам империи, а также в глубочайших по мысли трактатах премудрый Максим показал, что Слово Божие, имея любовь и бесконечное уважение к Своему творению, восприняло человеческую природу во всей ее целостности, никак не умалив ее свободу. Будучи волен уклониться от страданий, Христос добровольно пошел на них как человек. По воле и замыслу Божиим, Он открыл нам Своими покорностью и послушанием путь ко спасению (ср.: Мф. 26: 39). Человеческой свободе, совершенным образом объединенной c абсолютной свободой Божией в Лице Христа, было благодатью возвращено ее естественное движение к единению c Богом и другими людьми. Все то, что преподобный Максим познал благодаря своему молитвенному и созерцательному опыту, он смог теперь изложить, основывая учение об обожении человека на богословии Боговоплощения. Никакой другой отец Церкви прежде не заходил так далеко в исследовании человеческой свободы и ее единения c Богом, будь то в Лице Христа или у святых. Преподобный Максим дал наиболее полное изложение православной доктрины о Боговоплощении. Спустя еще некоторое время святому Иоанну Дамаскину осталось только изложить ее более доступным языком, чтобы передать следующим поколениям как непреложную традицию.
Сергий Константинопольский умер в 638 году, а новый патриарх Пирр оказался ярым поборником новой ереси. Тем не менее, несмотря на притеснения, большая часть христиан сопротивлялась выполнению императорского декрета. Незадолго до смерти, в 641 году, Ираклий был вынужден признать свое поражение в религиозной политике. Пирр впал в немилость во время смены власти и бежал в Африку.
Политическая ситуация после завоевания Египта арабами стала более чем когда-либо непрочной. Поэтому император Констант II (641–668) опасался открытого разрыва c Римом и в ответ на вмешательство папы издал Типос (648), в котором любому христианину под страхом сурового наказания запрещалось дискутировать о двух природах и двух волях. Затем начались преследования и гонения на православных, в особенности на монахов и друзей преподобного Максима.
Исповедник встретился в Риме c новым папой Мартином I (память 13 апреля), который был твердо настроен поддерживать правую веру. По его инициативе в 649 году был созван Латеранский собор, осудивший монофелитство и отменивший императорский эдикт. В высшей степени раздраженный таким противостоянием, император направил в Рим экзарха во главе армии (653). Они арестовали больного и бессильного папу и, жестоко c ним обращаясь, доставили в Константинополь. Там его судили как преступника, подвергли публичному оскорблению и сослали в Херсонес. В сентябре 655 года святой Мартин Исповедник скончался.
Преподобный Максим также был арестован незадолго до папы Мартина, вместе со своим верным учеником Анастасием и папским апокрисиарием, также носившим имя Анастасий (память 20 сентября). Максим провел несколько месяцев в тюрьме, а после предстал перед тем же судом, который столь сурово обошелся со святым епископом Рима. Процесс над главой Православия хотели представить как политическое дело, поэтому Максима обвинили в выступлении против императорской власти и пособничестве арабам, завоевавшим Египет и другие африканские территории. Затем Максима осудили за то, что он своим учением вносит раскол в Церковь. Пребывая духом в Боге и исполненный милосердия к своим врагам, святой c невозмутимым спокойствием отвечал на клевету, объясняя, что не исповедует никакого особенного учения. Он заявлял, что готов скорее порвать общение со всеми Патриархатами и даже умереть, чем пойти на сделку c собственной совестью и предать веру. Все трое обвиняемых были приговорены к ссылке: Максим был отправлен в Визию (во Фракии), его ученик Анастасий – в Перверу, а другой Анастасий – в Месемврию. И хотя их жизнь преисполнилась всяческих лишений, они не утратили радости, страдая во имя Господа в ожидании воскресения.
Узнав во время этого судебного процесса, что новый папа Евгений I готов принять компромиссную формулировку, предполагающую наличие третьей энергии во Христе, преподобный Максим написал догматическое письмо. Этот поступок привел к тому, что римский народ взбунтовался и принудил папу обойтись без императорского согласия на его интронизацию. Тогда император понял, что не сможет подчинить себе христиан, пока не победит Максима, и послал к нему епископа Феодосия c двумя опытными придворными. Страдания в ссылке и долгое тюремное заточение нисколько не ослабили самообладания святого исповедника. Он без труда опроверг все их аргументы, вновь изложил православное учение и со слезами призвал императора и патриарха покаяться и вернуться к правой вере. После каждого ответа святого посланники императора бросались на него c яростью диких зверей, осыпая оскорблениями и покрывая плевками.
Именно здесь 13 августа 662 года в возрасте 82 лет в крепости Схимар преподобный Максим окончательно соединился со Словом Божиим, Которое он так любил и Животворящим Страстям Которого подражал своим исповеданием веры и мученичеством. По преданию, каждую ночь три лампады – символ Святой Троицы – сами собой зажигались над его гробницей. Святая десница преподобного Максима находится в монастыре святого Павла на горе Афон.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
3 февраля 2012 г.
[1] В Синаксарях под 13 августа отмечается перенесение мощей преподобного Максима, в то время как на самом деле это дата его кончины. Как и в случае со святым Афанасием (память 18 января), перенос памяти преподобного Максима на 21 января объясняется, по-видимому, желанием поставить его в один ряд с великими учителями и исповедниками, поминаемыми в течение января.
[2] Согласно сведениям недавно открытого сирийского жития святого (составленного монофелитом, неприязненно настроенным к Максиму, где, однако, возможно, сохранились некоторые точные сведения), преподобный Максим родился в Палестине в окрестностях Тивериады и получил образование в Старой Суккской лавре, расположенной к югу от Иерусалима. Этот монастырь, основанный святым Харитоном, был оплотом правой веры во время оригенистских споров VI в., разделивших палестинских монахов на два лагеря. Данный факт биографии может объяснить, почему преподобный Максим в своих первых произведениях подверг глубокому анализу и исправлению учение Оригена и Евагрия.
[3] Именно после этого события и был, по одному из преданий, написан акафист Божией Матери. Он читается в субботу пятой недели Великого поста (именуемую также Субботой акафиста).
Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611–641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора – ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане по своей необыкновенной скромности он, по собственным его словам, "оставался простым монахом". В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.
Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский – Сергием, Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.
Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис" – "Изложение веры", который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. "Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему", – свидетельствует его житие.
В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году – император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642–668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.
В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо "Экфесиса" вышел новый указ, составленный по поручению Константина Константинопольским патриархом Павлом – "Типос" – "Образец веры", который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора римскому папе Мартину I (649–654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину († 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений.
Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита († 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова († 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение богослужения, озаглавленное "Мистагогия" ("Введение о таинстве").
К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.
"Ничто в обожении не есть произведение природы, – писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, – ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам. Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем" (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны "Главы о любви". Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова.
Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова († 1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы († ок. 1360; память 14 ноября).
Христианские святые отстаивали веру не только в борьбе с язычеством. Монах, ученый, богослов Максим, названный Исповедником, прославился как борец с ересями, искажающими христианское учение. Максим причислен к лику святых как преподобный и исповедник, он отстаивал идею диофелитства – присутствия двух воль у Христа. Его мысли легли в основу многих доктрин православия, а стойкость и мужество Исповедника – примеры служения истине и Господу.
Краткое жизнеописание
В историю церкви святой вошел как ученый-богослов, прославившийся мужеством и последовательностью в отстаивании основных догматов христианской веры. Максим боролся с желанием византийской власти объединить церковь и страну на основе ложной идеи монофелитства, которая являлась ересью, искажающей учение о Христе.
Происхождение
О детстве и юности святого известно немного. Максим родился в 580 году в богатой знатной семье. Место рождения неизвестно (Константинополь или Палестина). Максим с детства отличался тягой к знаниям, изучал риторику, историю, философию. Его ученость, успехи и знатность были так велики, что Исповедник становится секретарем византийского императора Ираклия.
Житие и служение Богу
Служба в канцелярии императора, интриги двора утомили Максима, в 630 году он оставил службу и переехал в Хрисополь, где постригся в монахи, а позже стал настоятелем монастыря. Игуменом Максим служил около 10 лет, добился глубокого уважения монахов, его чтили за смирение, доброту, готовность прийти на помощь.
После захвата Анатолии мусульманами начались гонения на христиан, они бежали в западную часть Африки. В 640 году Максим, по наставлению патриарха, переезжает в Карфаген.
Слава Исповедника как писателя и богослова началась в Африке. Местная христианская община и отцы церкви ценили Максима за святую жизнь, глубокие познания. Позже святой переезжает в Александрию, где продолжает богословские труды и служение церкви. Исповедника считали одним из духовных лидеров африканских христиан, советником правителя Григория.
В эти годы набирает силу идея монофелитства – опасная ересь, утверждающая только божественную природу Христа. Сторонники ереси считали, что Иисус был лишен человеческой сущности и воли, им правил только Божий Дух. Эта доктрина противоречила основам христианского учения, раскалывала церковь.
Ересь быстро захватывала головы церковных иерархов и простых христиан. От общины откалывались целые народы – греки, копты, выделяясь в собственные церкви. Указы патриарха, направленные на борьбу с ересью, игнорировались, сторонники монофелитства стояли во главе епархий Александрии, Антиохии. Новый император Византии отличался жестокостью, нетерпимостью, поддерживал ереси, выгодные для его власти.
Максим вступил в активную борьбу с опасной ересью. Он состоял в переписке с папой римским, императором, церковными иерархами, влиятельными людьми Византии. Основами его текстов были глубокие знания, молитвенный опыт и духовная работа. Исповедник доказывал двойственную природу воли Христа в богословских трудах и личных беседах с противниками. При встречах со сторонниками ереси ученый умел убедить собеседника в лживости монофелитства, находил нужные слова и аргументы.
В 645 году состоялся диспут Максима с бежавшим в Александрию и потерявшим сан патриархом Пирром, который горячо отстаивал идеи монофелитства. Победил в ученом споре Исповедник, его аргументы и убедительность речи заставили Пирра признать свое поражение.
Бесконечные споры церковных иерархов, раскол в стране вынудили императора Контанта II издать Типос – указ о запрете дискуссий о природе Христа. На деле этот указ только укрепил ересь, ведь противостоять ей теперь запрещалось. В Риме указ императора оставили без внимания. Максим, вместе с папой Мартином, инициировали Вселенский собор, на котором предстояло разоблачить монофелитство как ересь.
Смерть
Латеранский собор состоялся, принятый документ подписали все участники, включая Максима Исповедника. В документе публично осудили монофелитов, признали учение ересью. Узнав о соборе, нарушившим запрет на дискуссии, Констант послал в Рим войска. Папа Мартин и Исповедник были арестованы и доставлены в Константинополь. Папу судили, публично оскорбляли, отправили в ссылку, где больной иерарх скончался спустя короткое время.
Максим до суда несколько месяцев провел в тюрьме. Представ перед судьями, святой держался кротко и просто, спокойно отвечал на вопросы. На судилище выступали свидетели, которые пытались оклеветать Максима, но все обвинения рассыпались, доказать их не могли.
Святого обвиняли в разжигании ненависти к властям и императору, провоцировании церковного раскола. Максим твердо стоял против монофелитства, отверг обвинения в государственной измене. Святой утверждал, что император, не являясь священником, не может руководить делами церкви, чем вызвал новый гнев Константа.
Суд продолжался более 2-х лет, учеников святого избивали, чтобы они оклеветали Максима, но выстроить обвинение в измене так и не сумели. Находящегося в заключении святого посещали посланники императора и патриарха, они надеялись склонить Максима к признанию Типоса. Святого убеждали, что это путь к объединению церкви и страны. Но исповедник был непреклонен, заявив, что не пойдет на сделку с совестью, лучше примет смерть.
Творческое наследие преподобного
Святой оставил церкви богословские труды, многие из которых легли в основу православного учения. Основной темой Максима были христологические исследования, в которых святой осмысливал сочетание человеческой и божественной сути Иисуса, природу Боговоплощения. Среди работ Максима:
- толкование молитвы Господней;
- изложение диспута с Пирром;
- объяснение некоторых глав из писания;
- комментарии к трудам Григория Богослова и Дионисия Ареопагита;
- антропологические труды;
- гимны.
Святой писал о любви к Богу и ближнему, которая поможет человеку достичь обожения, выйти из рабского состояния, совершенствовать свою душу.
Справка: многие важные мысли святого изложены в переписке с духовными и светскими лицами, поэтому с трудом поддаются систематизации.
Философию прп. Максима считают практической, святой дает советы людям, как поступать в отношениях, усмирять страсти, руководить своей волей. Борьба с ересями – одно из главных направлений богословских трудов святого.
Почитание святого
Через несколько лет церковные иерархи, которые преследовали Максима, на Вселенском соборе, были признаны еретиками и отлучены. Полная реабилитация и признание невиновности Исповедника и его учеников состоялись на VII Соборе. По некоторым данным, в 9 веке мощи святого перенесли в Константинополь, но место захоронения неизвестно. Отсеченная рука Максима хранится на горе Афон.
Справка: в трудах святого соединены божественное откровение и богословские мысли, глубокая вера и знания.
Иконография
Преподобный считается небесным покровителем ученых, философов, студентов и тех, кто несет слово Божие. Иконы св. Максима есть во многих православных храмах. На образах святого пишут старцем поясно или в рост. В руках Максима часто изображают свиток с письменами, указывая на труды по богословию и род деятельности.
Перед иконой святого просят:
- о помощи в учении;
- о даровании твердой веры;
- помощи в обретении истинного пути.
Исповеднику молятся за тех, кто заблуждается, потерял правильную дорогу, оступился в жизни и поддался ложным ценностям, искушениям.
Текст молитвы
Богословские труды Исповедника стали источником и основой для работ многих православных авторов. Борьба святого с ересями послужила укреплению истинной веры, сохранению целостности христианского учения. Жизнь святого, твердость убеждений, готовность на муки и страдания служит примером всем верующим.
Родился в Константинополе в 582 году и вырос в благочестивой знатной христианской семье. В юности он получил прекрасное разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел богословской диалектикой.
Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611-641).
Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольский монастырь (на противоположном берегу Босфора - ныне Скутари), где принял иноческий постриг. По Брокгазу, удаление прп. Максима было вызвано императорским указом, благоприятным для новой ереси (έκθεσις). Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, "оставался простым монахом". В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.
Святой Софроний Иерусалимский стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский - Сергием, Антиохийский - Афанасием, Александрийский - Киром.
Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис" ( "Изложение веры"), который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. "Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему", - свидетельствует его житие.
В конце 638 года скончался патриарх Сергий I Константинопольский, а в 641 году император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констант II (642-668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.
![]() |
Прп. Максим Исповедник. Фреска в церкви Протата, Карея, Афон (XIV в., автор Мануил Панселин) |
Когда Констант II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через несколько лет, в 653 году. Преподобный Максим был арестован незадолго до папы Мартина, вместе со своим учеником иеродиаконом Анастасием. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству, в частности в выступлении против императорской власти и пособничестве арабам, завоевавшим Египет и другие африканские территории, и заключили в тюрьму. В 656 году двое обвиняемых были приговорены к ссылке: Максим был сослан во фракийскую Визию (совр. Визе, Турция), его ученик Анастасий - в Перверу (на границе Македонии и Фессалии, совр. Греция). Затем преподобный Максим был переведен в Перверу, где шесть лет оставался в заточении вместе c Анастасием.
Еще один последователь преподобного Максима с тем же именем Анастасий, в прошлом занимавший должность папского апокрисиария в Константинополе, об аресте которого вместе с Максимом сообщают некоторые источники, в действительности за отказ принять "Типос" императора Константа был сослан в Трапезунд еще в 648 году, а затем, в 655 году переведен в Месемврию [3].
В 662 году Максим исповедник снова был привезен в Константинополь и предстал на суде перед Константинопольским патриархом и его Синодом. Вместе с преподобными Максимом и Анастасием-иноком на суд в Константинополь был отозван и Анастасий апокрисиарий [4]. Осыпав Максима и его учеников проклятиями и оскорблениями ("вместе с папой Мартином, патриархом Софронием и другими православными" [5]), члены церковного суда передали осужденных в руки гражданских властей в лице префекта города, который определил подвергнуть их жесточайшим пыткам. Согласно пространному греческому житию, после бичевания каждому из них отрезали язык, усекли правую руку и в крови провели по городским улицам [6]. Затем префект приказал заточить их в разных крепостях в далекой Лазике [7] на Кавказе.
8 июня 662 года, после прибытия в "страну христолюбивых лазов", троих узников по приказу лазского правителя немедленно разлучили. Обессилевшего прп. Максима сразу же отделили от его спутников и на сплетенных из прутьев носилках отнесли в "крепость Схимар, близ народа, называемого аланами" ("Κάστρον Σχήμαριν πλήσιον τοῦ ἔθνους τῶν λεγομένων Ἀλανῶν"), где и поместили в заключение [8]. Обоих же Анастасиев на лошадях отправили - апокрисиария в крепость Буколус, находившуюся в области, именуемой Мисимиана "на границе с аланами, которые эту крепость захватили и удерживают в своих руках", а инока в крепость Скотор, которая находилась в Апсилии "вблизи Абасгии" [9]. Согласно житию, тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать.
Преподобный Максим предсказал свою кончину, которая последовала 13 августа 662 года.
В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. По другому мнению, как и в случае святого Афанасия Александрийского, "перенос памяти преподобного Максима на 21 января объясняется, по-видимому, желанием поставить его в один ряд с великими учителями и исповедниками, поминаемыми в течение января" перед памятью Шестого Вселенского Собора [10]. Л. Г. Епифанович считал, что, возможно, празднование "перенесения мощей прп. Максима" 13 августа имеет в виду перенесение мощей не в Константинополь, а в церковь монастыря св. Арсения при крепости Мури [11]. По предположению епископа Стефана (Калаиджишвили), с "большой степенью вероятности, возможно, это упоминание о "переложении мощей св. Максима в Константинополь" связано с отсеченной правой рукой, которая после казни была спрятана или потеряна, а потом обнаружена и положена в одном из храмов Константинополя" [12].
Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений [13].
![]() |
Десница (правая) рука прп. Максима Исповедника. Афон. Монастырь св. Павла |
Молитвословия
Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной:) из службы 21 января:
Тро́ицы рачи́теля и вели́каго Макси́ма,/ науча́юща я́сно ве́ре Боже́ственней,/ е́же сла́вити Христа́,/ во дву естества́х, во́лях же и де́йствах су́ща,/ в пе́снех досто́йных, ве́рнии, почти́м, взыва́юще:// ра́дуйся, пропове́дниче ве́ры.
Ин кондак, глас 6 (Подобен: Еже о нас:) из службы 13 августа:
Свет трисия́нный, все́льшийся в ду́шу твою́,/ сосу́д избра́н показа́ тя, всеблаже́нне,/ явля́юща Боже́ственная конце́м,/ неудобопости́жных разуме́ний ты сказу́яй, блаже́нне,/ и Тро́ицу всем, Макси́ме, воспропове́дуяй я́сно,// Пресу́щную Безнача́льну.
Учение
Монофелитская ересь была смягченным видоизменением ереси монофизитов, которые более или менее последовательно стремились к устранению из понятия о Христе Его человеческого начала, упраздняя таким образом самую сущность христианства как религии богочеловеческой. Осужденное на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 году, это направление не утратило своей силы на Востоке — в Сирии, Армении и особенно Египте. Религиозное разделение, более или менее связанное с национальной враждой, грозило государственному единству империи; отсюда постоянное, но безуспешное стремление императоров к примирению религиозных партий посредством компромиссов: генотикон императора Зинона в конце V в., в следующем веке старания императора Иустиниана привлечь монофизитов через осуждение ненавистных им "трех глав", наконец, в VII в. более глубокий компромисс монофелитский. Это новое учение, соглашаясь с православием, что в Христе пребывают два естества — божеское и человеческое, — утверждало в Нем существование только одной воли (θέλημα) и одного действования (ένέργια, operatio).
Против этого Mаксим Исповедник — единственный в то время значительный философ во всем христианском мире — доказывал, что воля и действование присущи естеству или природе: следовательно, если в Христе пребывает самостоятельное по своим свойствам человеческое естество (не поглощенное божеским), то в Нем необходимо должна пребывать и самостоятельная человеческая воля или естественное хотение, с соответствующим ему действованием. Для личного или ипостасного единства достаточно нравственного согласия или гармонического сочетания двух волений, без слияния их в один физический (и метафизический) акт.
Это православное учение восторжествовало через 18 лет после смерти прп. Максима Исповедника, на VI Вселенском Соборе в Константинополе. В общем своем миросозерцании св. Максим примыкал к идеям так наз. Дионисия Ареопагита, но с большим равновесием между мистическим и рациональным направлением умозрения. Комментариями прп. Максима на Ареопагита воспользовался впоследствии Иоанн Скот Эригена, так что прп. Максим представляет собой посредствующее звено между греко-христианской теософией и средневековой философией Запада.
Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова (+1021) и святителя Григория Паламы (+ ок. 1360).
Творения
Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита и святителя Григория Богослова. К экзегетике относится также объяснение богослужения, озаглавленное "Мистагогия" ("Введение о таинстве"). К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о боговоплощении и об обожении человеческой природы.
"Ничто в обожении не есть произведение природы, - писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, - ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам. Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем" (письмо 22).
Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны "Главы о любви".
Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова.
- "Вопросы и ответы Фалассию" (частично - "Богословский вестник", 1916-1917 гг.),
- "Мистагогия" ("Введение о таинстве" - "Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения". Вып. 1. СПб., 1855);
- отрывки из "Глав о любви" и работы догматического и нравственного содержания - в III томе "Добротолюбия";
- историко-экзегетический трактат "О цели установления царской власти" ("Радость христианина" 1895, ноябрь).
- экзегетическое сочинение "Quaestiones et Dubia" ("Вопросы и недоумения"), М., Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2010.
Литература
- Епифанович С.Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. - Киев, 1917. С. 1 - 25.
- Житие прп. Максима Исповедника / Публ., вступит. ст. и прим.: А.И.Сидоров // Ретроспективная и сравнительная политология. М., 1991. - Вып. 1.
- Сидоров А. И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество. - Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1, М, 1993
- Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 564 с. (Византийская философия. Т. 1: Smaragdos Philocalias):
- http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/prp-maksim-ispov. om/ (электронная версия на сайте Православной энциклопедии "Азбука веры")
- http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/svjatootecheskoe-n. 19/ (электронная версия на сайте Православной энциклопедии "Азбука веры")
Использованные материалы
[1] "самый сильный, после Оригена, философский ум на христианском Востоке" по определению энциклопедии Брокгауза и Ефрона
[6] По замечанию Антона Карташёва, Анастасий Апокрисиарий, который описал свои странствия в письме к иерусалимскому монаху Феодосию Гангрскому, ничего "не сообщает об этом ужасном искалечении св. Максима". См. Карташёв А.В. Вселенские соборы. Суд над Максимом Исповедником.
[8] Письмо Анастасия Феодосию (ПАФ 4). В ПАФ 6 говорится не о нахождении Схимара в Лазике, но лишь о том, что на эту крепость простиралась власть патрикия Лазики, в введении которого были и другие территории, такие как Апсилия и Мисимиания, не являвшиеся частями собственно Лазики. См. Виноградов А. Ю., "Еще раз к вопросу о месте ссылки, смерти и погребения прп. Максима Исповедника" // Богословские Труды, Выпуск 45, 2013, с. 229.
[11] Епифанович Л. Г. Из неопубликованной работы (Украинская нац. библиотека, отд. рукописей). Гл. 6 "Исповеднический подвиг преп. Максима". - С. 31
[13] Письмо Анастасия Феодосию (ПАФ 5). Чудо с зажжением светильников над могилой святого наблюдал "комит Мистриан, который, неся дозор со своими воинами, видел их не раз и не два, но многократно…" (καυτὸς ὁ τοῦ αὐτοῦ κάστρου Σχημάρεως κώμης Μιστριάνος, ὁ καὶ βιγλεύων μετὰ τῶν ἑαυτοῦ στρατιωτῶν… οὐχ᾽ ἅπαξ, οὐ δίς). Цитата из "Воспоминания Феодора Спудея". См. Виноградов А. Ю., "Еще раз к вопросу о месте ссылки, смерти и погребения прп. Максима Исповедника" // Богословские Труды, Выпуск 45, 2013, с. 223.
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
Читайте также: