Описание помещения в литературном произведении 6 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Интерьер Собакевича показывает сущность хозяина. Мебель была тяжелая, прочная, неуклюжая и имела сходство с хозяином. На стенах висели картины с изображением греческих и русских полководцев, пышущих здоровьем. Он сам был здоров и украсил комнату портретами крепких людей.

Потерявший человеческий образ Плюшкин жил в доме, утратившем жилой вид. Окна кое-где были забиты, из сеней дуло холодом. Нельзя было сказать, чтобы в доме обитало живое существо. Мебель была сломана, часы стояли, кругом была паутина. В углу комнаты была навалена куча хлама. Комната является отражением мрачной и безжизненной души своего хозяина.

2. Анализ художественных текстов, содержащих описание помещения.

3. Выявление структурных и содержательных особенностей текстов.

4. Написание сочинения – описания помещения.

Абзац ‒ часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Интерьер ‒ внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Микротема ‒ это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что такое описание. Это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

В художественной литературе часто встречается описание помещений и зданий: комнаты, дома, замка, избы. Автор может описать как внешний вид строения, так и его внутреннее пространство.

У самого залива
В зелёной тишине
Стоит наш зыбкий домик,
Прильнув спиной к сосне.
Вздувается, как парус,
Тугое полотно.
У входа вместо кресла
Корявое бревно.
Никто нас не разыщет
Под скалами в глуши…

Мы в самый зной на койках
Валяемся пластом.
Сквозной смолистый ветер
Гуляет под холстом.
Задравши кверху пятки,
Смотрю я, как на стол
Взбирается по ножке
Зелёный богомол.
Клубясь, в наш тихий домик
Вплывают облака,
И сонно виснет с койки
Ленивая рука…

Так как помещения имеют различное назначение – для жилья, отдыха, работы, учебы, спортивных соревнований, торжественных мероприятий, то и описывать их можно по-разному. Например, при деловом описании всё должно быть предельно точно, подробно в той степени, в которой это необходимо: размеры помещения, освещённость, обстановка, тип мебели, удобства. Такое описание уместно в объявлениях о продаже или обмене квартир, в документах по выполнению реставрационных работ.

К какому типу речи и к какому стилю относится этот текст? Конечно, это деловое описание, так как даёт точную информацию о столе, который находится в кабинете писателя. В этом описании нет выраженного отношения к тому, что описывается. Но в художественном описании всё иначе. Описание комнаты, вещей, находящихся в ней, необходимо для того, чтобы раскрыть характер литературного героя, дать читателю представление о его образе жизни и выразить своё отношение к нему.

Писатель должен быть наблюдательным. Всё, что его удивило, заставило задуматься он записывает. Затем из этих фрагментарных записей и строится большой текст.

Чтобы описать помещение, необходимо внимательно его осмотреть, выделить те предметы, которые вам показались важными, описать их признаки. Какова структура описания?

Общее представление о помещении, доме, квартире;

Все наблюдения необходимо систематизировать. Во-первых, нужно уточнить тему и замысел предстоящего сочинения. Зачем вы описываете помещение? Это поможет найти свой подход к описанию.

Во-вторых, определившись с темой и идеей, отбрасываете то, что не имеет важного значения для осуществления вашего замысла описания. В-третьих, сгруппируете оставшийся материал так, чтобы широко и полно раскрыть тему. Если необходимо, составьте план сочинения.

Таким образом, описывая интерьер, вы должны передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.

Теоретический материал для углубленного изучения

Ракурс – положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удалённых от переднего плана частей.

Сюжет в изобразительном искусстве – любой объект предметного мира, взятый для изображения.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите вариант ответа.

А) описание в официально-деловом стиле;

Б) описание в художественном стиле;

В) описание в разговорном стиле.

Разбор задания: это описание дома в художественном стиле, так как даёт яркое и образное представление о доме Автор не перечисляет предметы, которые находятся в доме, а описывает их.

Правильный ответ: Б.

Выбор элемента из выпадающего списка

Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире.

Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением последовательной связью:

А) Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская.

Б) Кроме гостиной и кухни, у нас имелись две спальни – родительская и детская.

Оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, раздаточный материал, презентация.

Эпиграф к уроку: “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…” (М.Рощин)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Тема нашего урока “Описание помещения как приём характеристики его обитателя (хозяина)”, сегодня на уроке мы будем с вами учиться описывать помещение, его внутреннее пространство.

3. Вступительное слово учителя

– Помещение – тот кусочек действительности в пространстве которого чаще всего находится человек, оно постоянно его сопровождает. Это и квартира, комната, школа, класс, дача, кинотеатр, музеи, магазины, театры, Дома творчества и т.д. Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда возникает необходимость описать помещение: купили новую квартиру – она какая; пришли в театр – какое прекрасное фойе, открыли новый магазин – необычный интерьер; школа первого сентября – всё в ней ново и неожиданно. Помещение может поразить, удивить, а может и разочаровать, оно может что-то сказать об авторе и обитателе.

4. Работа с ключевым словом “интерьер”

– Каждое помещение имеет свой интерьер. С французского языка это слово обозначает “внутренний”. Этот термин пользуется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания. Различаются следующие типы интерьера: общественный, жилой, театрализованный, спортивный и т.д.

Рассмотрим домик Барби:

– Какой он? (Красивый, двухэтажный… То что находится внутри домика и будет составлять интерьер домика Барби.)

5. Работа с картиной Т.Н. Яблонской “Утро”

“Обратим внимание на интерьер комнаты на картине Яблонской “Утро”. Высокий потолок, высокая балконная дверь, окно необычной формы придают ей простор, уют, не так много предметов: деревянная кровать, стул и стол, но во всём ощущение домашности, может быть от того, что нет в комнате строго порядка: постель ещё не заправлена, на стуле лежит форма девочки, на столе кувшин, хлебница, ещё что – то, оставленные там накануне…

6. Работа с эпиграфом к уроку

– Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку: “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…”:

У писателей есть даже такой приём: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам. Через художественное описание (комнаты, кабинета, дома) автор раскрывает особенности характера героя, его привычек, занятий, показывает свое отношение к персонажу.

Работа с текстами из художественной литературы в форме игры “Кто в домике живёт?”:

Текст 1. “И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.

В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно.

– Ну, а где твои картины с петухами? Они что, тоже взорвались?

– Нет, они не взорвались. Вот, гляди. И он указал на пришпиленный к стене возле шкафа лист картона. На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок. “Очень одинокий петух”, – так называлась картина.

  1. Кто он, этот герой? (Карлсон – маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик.)
  2. Какие детали интерьера (обстановки) помогают нам понять характер героя? – Какими языковыми средствами обозначены говорящие детали? (В тексте преобладают слова с оценочным значением, уменьшительно – ласкательные суффиксы берут на себя смысловую нагрузку.)
  3. Определите порядок следования слов, почему автор выбирает предложения типа Что? – Где?

Текст 2. Жил-был в норе под землей…. (хоббит, но имени пока не нужно называть)

Нора начиналась идеально круглой, как иллюминатор, дверью, выкрашенной зеленой краской, с сияющей медной ручкой точно посередине. Дверь отворяется внутрь, в длинный коридор, похожий на железнодорожный, но туннель без гари и дыма и тоже очень благоустроенный: стены там были обшиты панелями, пол выложен плитками и устлан ковром, вдоль стен стояли полированные стулья, и всюду были прибиты крючочки для шляп и пальто, так как хозяин норы очень любил гостей…”

  1. Кто живет в этом помещении?
  2. Какие детали обстановки помогают вам понять характер героя?

(Ответ: Да, ребята, это хоббит из сказки Джона Роналда Толкиена “Хоббит, или туда и обратно”. Герой её – удивительный и трогательный народец хоббит. Во всем любит порядок и основательность. Одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое, башмаков не носят. У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица; смеются они густым утробным смехом (особенно после обеда), а обедают они, как правило, дважды в день, если получится).

Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся…

Учитель: Представьте себе: повесть “Муму” вам ещё неизвестна. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?

7. Работа над планом описательного текста

– Любое сочинение-описание пишется по плану. Составим план предыдущего текста (описание каморки Герасима).

Краткий план может быть таким:

Развёрнутый план описания может быть таким:

I.
II.

1.
2.
3.
4.
Маленькая, тесная комната.
Кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах.
Дюжий сундук.
Столик такого же крепкого свойства.
Прочный приземистый стул на трёх ножках.

8. Орфографическая работа по карточкам:

Карточка 1

Вставить пропущенные буквы:
Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..лефон, п..лас, т..ршер, п..ртер, к..ртина, п..т..лок.

Карточка 2

Прочитайте и запомните написание слов:
Письменный; зеркало, справа, слева, направо, налево, неподалёку, здесь, здесь же, тут же, посреди, посредине.

9. Работа с памяткой

Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”.

Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, "перескакивая" при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок, сгруппируйте в соответствии с планом).

Примерный план описания

  1. Размеры комнаты.
  2. Стены.
  3. Окно.
  4. Полы.
  1. Стол.
  2. Стулья.
  3. Диван.
  4. Шкаф.

III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).

10. Итоги урока

– Что мы узнали сегодня на уроке? (Ответы учещихся.)

11. Домашнее задание

– Напишите сочинение-описание помещения, включите в него “говорящие детали”, чтобы можно было увидеть и понять героя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.

Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).

Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.

Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от. налево от. у окна, над столом, в углу, слева от. возле, где-то и др.

В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.

Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

Примерный план к описанию помещения

1. Само помещение: (какое?).

2. Мебель, обстановка.

Гардероб, шкаф – (какой?).

Другие предметы в комнате.

3. Как предметы расставлены, в каком порядке.

Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.

Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).

Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.

Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от. налево от. у окна, над столом, в углу, слева от. возле, где-то и др.

В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.

Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

Читайте также: