Описание помещения в литературном произведении 6 класс кратко
Обновлено: 02.07.2024
Интерьер Собакевича показывает сущность хозяина. Мебель была тяжелая, прочная, неуклюжая и имела сходство с хозяином. На стенах висели картины с изображением греческих и русских полководцев, пышущих здоровьем. Он сам был здоров и украсил комнату портретами крепких людей.
Потерявший человеческий образ Плюшкин жил в доме, утратившем жилой вид. Окна кое-где были забиты, из сеней дуло холодом. Нельзя было сказать, чтобы в доме обитало живое существо. Мебель была сломана, часы стояли, кругом была паутина. В углу комнаты была навалена куча хлама. Комната является отражением мрачной и безжизненной души своего хозяина.
2. Анализ художественных текстов, содержащих описание помещения.
3. Выявление структурных и содержательных особенностей текстов.
4. Написание сочинения – описания помещения.
Абзац ‒ часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.
Интерьер ‒ внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.
Микротема ‒ это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью.
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.
План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.
Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.
Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.
Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.
Дополнительная литература:
1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы уже знаете, что такое описание. Это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
В художественной литературе часто встречается описание помещений и зданий: комнаты, дома, замка, избы. Автор может описать как внешний вид строения, так и его внутреннее пространство.
У самого залива
В зелёной тишине
Стоит наш зыбкий домик,
Прильнув спиной к сосне.
Вздувается, как парус,
Тугое полотно.
У входа вместо кресла
Корявое бревно.
Никто нас не разыщет
Под скалами в глуши…
Мы в самый зной на койках
Валяемся пластом.
Сквозной смолистый ветер
Гуляет под холстом.
Задравши кверху пятки,
Смотрю я, как на стол
Взбирается по ножке
Зелёный богомол.
Клубясь, в наш тихий домик
Вплывают облака,
И сонно виснет с койки
Ленивая рука…
Так как помещения имеют различное назначение – для жилья, отдыха, работы, учебы, спортивных соревнований, торжественных мероприятий, то и описывать их можно по-разному. Например, при деловом описании всё должно быть предельно точно, подробно в той степени, в которой это необходимо: размеры помещения, освещённость, обстановка, тип мебели, удобства. Такое описание уместно в объявлениях о продаже или обмене квартир, в документах по выполнению реставрационных работ.
К какому типу речи и к какому стилю относится этот текст? Конечно, это деловое описание, так как даёт точную информацию о столе, который находится в кабинете писателя. В этом описании нет выраженного отношения к тому, что описывается. Но в художественном описании всё иначе. Описание комнаты, вещей, находящихся в ней, необходимо для того, чтобы раскрыть характер литературного героя, дать читателю представление о его образе жизни и выразить своё отношение к нему.
Писатель должен быть наблюдательным. Всё, что его удивило, заставило задуматься он записывает. Затем из этих фрагментарных записей и строится большой текст.
Чтобы описать помещение, необходимо внимательно его осмотреть, выделить те предметы, которые вам показались важными, описать их признаки. Какова структура описания?
Общее представление о помещении, доме, квартире;
Все наблюдения необходимо систематизировать. Во-первых, нужно уточнить тему и замысел предстоящего сочинения. Зачем вы описываете помещение? Это поможет найти свой подход к описанию.
Во-вторых, определившись с темой и идеей, отбрасываете то, что не имеет важного значения для осуществления вашего замысла описания. В-третьих, сгруппируете оставшийся материал так, чтобы широко и полно раскрыть тему. Если необходимо, составьте план сочинения.
Таким образом, описывая интерьер, вы должны передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.
Теоретический материал для углубленного изучения
Ракурс – положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удалённых от переднего плана частей.
Сюжет в изобразительном искусстве – любой объект предметного мира, взятый для изображения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Выберите вариант ответа.
А) описание в официально-деловом стиле;
Б) описание в художественном стиле;
В) описание в разговорном стиле.
Разбор задания: это описание дома в художественном стиле, так как даёт яркое и образное представление о доме Автор не перечисляет предметы, которые находятся в доме, а описывает их.
Правильный ответ: Б.
Выбор элемента из выпадающего списка
Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире.
Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением последовательной связью:
А) Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская.
Б) Кроме гостиной и кухни, у нас имелись две спальни – родительская и детская.
Оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, раздаточный материал, презентация.
Эпиграф к уроку: “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…” (М.Рощин)
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Тема нашего урока “Описание помещения как приём характеристики его обитателя (хозяина)”, сегодня на уроке мы будем с вами учиться описывать помещение, его внутреннее пространство.
3. Вступительное слово учителя
– Помещение – тот кусочек действительности в пространстве которого чаще всего находится человек, оно постоянно его сопровождает. Это и квартира, комната, школа, класс, дача, кинотеатр, музеи, магазины, театры, Дома творчества и т.д. Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда возникает необходимость описать помещение: купили новую квартиру – она какая; пришли в театр – какое прекрасное фойе, открыли новый магазин – необычный интерьер; школа первого сентября – всё в ней ново и неожиданно. Помещение может поразить, удивить, а может и разочаровать, оно может что-то сказать об авторе и обитателе.
4. Работа с ключевым словом “интерьер”
– Каждое помещение имеет свой интерьер. С французского языка это слово обозначает “внутренний”. Этот термин пользуется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания. Различаются следующие типы интерьера: общественный, жилой, театрализованный, спортивный и т.д.
Рассмотрим домик Барби:
– Какой он? (Красивый, двухэтажный… То что находится внутри домика и будет составлять интерьер домика Барби.)
5. Работа с картиной Т.Н. Яблонской “Утро”
“Обратим внимание на интерьер комнаты на картине Яблонской “Утро”. Высокий потолок, высокая балконная дверь, окно необычной формы придают ей простор, уют, не так много предметов: деревянная кровать, стул и стол, но во всём ощущение домашности, может быть от того, что нет в комнате строго порядка: постель ещё не заправлена, на стуле лежит форма девочки, на столе кувшин, хлебница, ещё что – то, оставленные там накануне…
6. Работа с эпиграфом к уроку
– Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку: “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…”:
У писателей есть даже такой приём: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам. Через художественное описание (комнаты, кабинета, дома) автор раскрывает особенности характера героя, его привычек, занятий, показывает свое отношение к персонажу.
Работа с текстами из художественной литературы в форме игры “Кто в домике живёт?”:
Текст 1. “И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.
В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно.
– Ну, а где твои картины с петухами? Они что, тоже взорвались?
– Нет, они не взорвались. Вот, гляди. И он указал на пришпиленный к стене возле шкафа лист картона. На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок. “Очень одинокий петух”, – так называлась картина.
- Кто он, этот герой? (Карлсон – маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик.)
- Какие детали интерьера (обстановки) помогают нам понять характер героя? – Какими языковыми средствами обозначены говорящие детали? (В тексте преобладают слова с оценочным значением, уменьшительно – ласкательные суффиксы берут на себя смысловую нагрузку.)
- Определите порядок следования слов, почему автор выбирает предложения типа Что? – Где?
Текст 2. Жил-был в норе под землей…. (хоббит, но имени пока не нужно называть)
Нора начиналась идеально круглой, как иллюминатор, дверью, выкрашенной зеленой краской, с сияющей медной ручкой точно посередине. Дверь отворяется внутрь, в длинный коридор, похожий на железнодорожный, но туннель без гари и дыма и тоже очень благоустроенный: стены там были обшиты панелями, пол выложен плитками и устлан ковром, вдоль стен стояли полированные стулья, и всюду были прибиты крючочки для шляп и пальто, так как хозяин норы очень любил гостей…”
- Кто живет в этом помещении?
- Какие детали обстановки помогают вам понять характер героя?
(Ответ: Да, ребята, это хоббит из сказки Джона Роналда Толкиена “Хоббит, или туда и обратно”. Герой её – удивительный и трогательный народец хоббит. Во всем любит порядок и основательность. Одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое, башмаков не носят. У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица; смеются они густым утробным смехом (особенно после обеда), а обедают они, как правило, дважды в день, если получится).
Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся…
Учитель: Представьте себе: повесть “Муму” вам ещё неизвестна. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?
7. Работа над планом описательного текста
– Любое сочинение-описание пишется по плану. Составим план предыдущего текста (описание каморки Герасима).
Краткий план может быть таким:
Развёрнутый план описания может быть таким:
I.
II.
1.
2.
3.
4.Маленькая, тесная комната.
Кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах.
Дюжий сундук.
Столик такого же крепкого свойства.
Прочный приземистый стул на трёх ножках.
8. Орфографическая работа по карточкам:
Карточка 1
Вставить пропущенные буквы:
Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..лефон, п..лас, т..ршер, п..ртер, к..ртина, п..т..лок.
Карточка 2
Прочитайте и запомните написание слов:
Письменный; зеркало, справа, слева, направо, налево, неподалёку, здесь, здесь же, тут же, посреди, посредине.
9. Работа с памяткой
Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”.
Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, "перескакивая" при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок, сгруппируйте в соответствии с планом).
Примерный план описания
- Размеры комнаты.
- Стены.
- Окно.
- Полы.
- Стол.
- Стулья.
- Диван.
- Шкаф.
III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).
10. Итоги урока
– Что мы узнали сегодня на уроке? (Ответы учещихся.)
11. Домашнее задание
– Напишите сочинение-описание помещения, включите в него “говорящие детали”, чтобы можно было увидеть и понять героя.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.
Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от. налево от. у окна, над столом, в углу, слева от. возле, где-то и др.
В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.
Примерный план к описанию помещения
1. Само помещение: (какое?).
2. Мебель, обстановка.
Гардероб, шкаф – (какой?).
Другие предметы в комнате.
3. Как предметы расставлены, в каком порядке.
Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.
Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от. налево от. у окна, над столом, в углу, слева от. возле, где-то и др.
В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.
Читайте также: