Интерес к ребенку и детству образы детства в живописи и литературе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Образ ребенка занимает одно из важных мест в русской литературе. Многие литературоведы в разные времена изучали образы детей в русской литературе. Подобные исследования проводили и в других областях, например, в изобразительном искусстве, религии. И. С. Кон выделял следующие детские образы в русской культуре:

Но именно в литературе детский образ нашел свое непохожее на остальные сферы отражение. Образ детей прослеживается в русской литературе следующих направлений:

  • классицизм
  • просвещение
  • романтизм
  • реализм

Образ детей в литературе классицизма

Образ детей в литературе эпохи просвещения

В это время происходит зарождение нового детского образа в литературе, интерес к личности ребенка развивается во многих областях. Общество начинает осознавать, что детство - это человеческая ценность. В основном детская тема носит поучительный характер. Писатели того периода начинают ориентировать свои произведения не только на взрослое аристократическое общество, но и на детей, так как дети глубже других воспринимают информацию, и подвержены большему благоприятному воздействию. В произведениях все больше уделяется внимания детским годам главного героя, так как они являются тем временем, когда происходит формирование личности. Но детство все еще не рассматривается как самостоятельный жизненный этап, детство по мнению писателей того времени всего ишь подготовка к настоящей жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

По мнению писателей, того времени книги помогают заложить в ребенке положительные качества, которые будут необходимы ему во взрослой жизни, именно поэтому книги пишутся на доступном для детей языке.

Образ детей в литературных произведениях эпохи романтизма

Только в эпоху романтизма детство начинает восприниматься не как подготовительная фаза к взрослой жизни, а как особый мир, который демонстрирует свою привлекательность взрослым. В эпоху романтизма в литературе взгляд на детство меняется коренным образом. Ранее считалось, что детство — это недоразвитая степень взрослости, в эпоху романтизма считается что детство — это непосредственность и чистота, а взрослый человек теряя эту детскую наивность, становится ущербным и обделённым.

Детский образ в литературных произведениях периода романтизма предстает как идеальный, невинный образ, совершенно далекий от образа реального ребенка. Образ ребенка в романтизме близок природе, он является девственным, не искушенным. По мнению писателей того времени детство представляет собой самую счастливую, безмятежную пору. Но в то же время сам ребенок как психологический объект ни каким образом не освещался. Образ детей находит место не только в детской литературе, но и во взрослой: идет противопоставление ущербным взрослым идеальных детей.

Образ детей в произведениях 19 века

В первой половине 19 века в литературе был представлен образ ребенка с национальными чертами, черты сословия были стерты. Русское детство было представлено эпизодами из деревенской жизни, традиционными детскими забавами. Писатели того времени обращают внимание на то, что детский возраст сам по себе является ценностью, изображают богатство души маленького ребенка. Ключевой линией в произведениях о детях этого периода является та грань, которая проходит между детским миром мечтаний и сложным миром реальности и ответственности за свои поступки.

Во второй половине 19 века детский образ наполняется реалистичными чертами, но в то же время не теряет своей идеальности. В конце 19 века в произведениях о детях появляется линия обездоленных детей. Цель писателей того времени обратить внимание на тяжелое положение детей, которые вынуждены существовать в мире, где правят взрослые, целью которых является только власть и нажива.

Тема тяжелого детства наполняет произведения многих известных писателей того времени. Еще одна линия, которая проходит в произведениях о детях того времени, – это идея психологического состояния детей в богатых семьях. В своих произведениях писатели стараются показать, как отношения со взрослыми, обстановка вокруг оказывают влияние на психологический мир ребенка.

Образ детей в произволениях конца 19 - начала 20 века

В это время тема детства преобладает в русской литературе. Некоторые писатели пытались разгадать загадку будущего основываясь на том, какие предпосылки для этого закладываются в детстве. В это время тему детской проблематики затрагивают такие авторы как М. Горький, Л. Андреев, А. Куприн и др. Писатели повествуют о том, как в жизненных реалиях закаляется характер ребенка или наоборот, как умирает детская душа, в этих суровых обстоятельствах.

В начале 20 века актуальной становится тема осиротевших детей, связано это с началом Первой мировой воны.

В 30-х годах 20 века литературные тенденции претерпевают изменения. Писатели больше не имеют возможности описывать в своих произведениях психологические образы. Авторам ничего не остается как изображать ребенка в образе маленького взрослого. Ребенок становится во всем похож на взрослого героя, пропадают уникальные детские черты, характеристики, сюжет сводится к действиям.

Образ детей в литературе периода Второй мировой войны и после нее

Неизгладимым образом великая отечественная война повлияла на все сферы жизни людей. Литература не стала исключением. В это время писатели используют в своих произведениях образ ребенка, лишенного войной детства. Образы детей в произведениях того времени крайне символичны: дети - это жизнь, война – смерть. Позже начинает появлятся образ ребенка - мстителя. Дети в произведения выступают тружениками, помощниками взрослым.

Бородкина Светлана Александровна

Мир детства - неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Однако художественный интерес к этому вопросу, возникает лишь на определённом этапе культурного развития общества. Большой вклад в понимание этого мира внесли литература и искусство.

Особый мир сокровенных чувств открывается в творчестве художников. Дети служили им вечным источником красоты и вдохновения.

Живописцы, изображая детские образы, следовали культурным и нравственным канонам своего общества. Западно-европейские художники в течение нескольких веков осваивали духовную сферу детского портрета. Русским мастерам удалось ускоренными темпами искать и разрабатывать изобразительные средства и способы отражения мира детства. Детские образы в русской живописи наделены непередаваемой самобытностью, чувственностью, присущей отечественным мастерам.

Целью проекта является исследование художественных средств передачи образа ребенка в русском изобразительном искусстве для лучшего понимания уклада жизни, нравов, исторических событий разных эпох.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать развитие образа ребенка в произведениях живописи;

2. исследовать изображение детей на картинах К.П. Брюллова;

3. изучить полотна В.А. Серова, посвященные теме детства;

4. выявить особенности передачи чувств детей в творчестве В.Г. Перова;

5. провести анализ детских образов на картинах Ф.П. Решетникова.

Объектом исследования являются произведения изобразительного искусства XII – XX веков.

Предметом проекта являются художественные средства, с помощью которых художники разных эпох передают образ ребенка.

Методами исследования стали наблюдение, анализ, синтез, индукция и дедукция.

1. Образ ребенка в изобразительном искусстве

Дети ― наше будущее; все лучшее ― детям… Эти слова привычны для нас, представление, что дети ― самые ценные члены общества ― давно вошло в плоть и кровь нашей культуры. Но так было не всегда. Большую часть своей истории человечество не замечало своих детей. Сейчас мы осознаем детство как золотую пору жизни, желаем удлинить этот период, ценим многие детские черты и стремимся сохранить их на протяжении своей жизни. Но 200–300 лет назад все было наоборот! Искусство отражает повседневность. Посмотрим, как живописцы прошлого видели ребенка, как они рассматривали детство. Средневековое искусство было по преимуществу религиозным. Рассмотрим иконы с изображениями младенцев, наиболее известные на Руси: это Владимирская Богоматерь, Богоматерь Великая Панагия (см. Приложение 1).

Иконописец не ставил задачи показать детство, ему не было это интересно. Главное для него было создать образ, созвучный христианскому пониманию. Оттого у персонажей иконы как будто бы нет возраста, дети условны, они не обладают чертами детскости. Они целомудренно закутаны с ног до головы. Черты лица детей плохо выражены и символизируют лишь смирение.

Условный образ младенца используется иконописцами и при изображении души: художник писал спеленатого младенца. Ему было необходимо напомнить зрителю о детской чистоте, безгрешности, невинности. Примером является икона Успение Богоматери (см. Приложение 1).

Образ младенца использован с целью выражения трепетного отношения матери к ребенку. Тело ребенка не пропорционально, но этому и не уделялось внимание. Важное значение отдано лишь глазам - они обращены на мать и одновременно - на молящихся.

В конце века наступает эпоха сентиментализма, когда человек открывает для себя мир чувств в культуре и живописи. Возникает культ семьи, дружбы, романтической любви, природы. Художника привлекает камерная жизнь, слитая с природой.

2. Дети на картинах К.П. Брюллова

Карл Павлович Брюллов создает идеальные образы, его меньше всего интересует конкретный человек. Не случайно Брюллов так любил изображать мать с ребенком - самый возвышенный образ, известный художникам всех времен и народов (см. Приложение 5).

3. Мир детства в творчестве В.А. Серова

Выдающийся мастер портретной живописи В.А. Серов в отличие от К.П. Брюллова предлагает совершенно другое решение темы детства. Живопись В.А. Серова отличалась глубоко реалистической манерой изображения.

Его полотна, воплощающие детскую тему, отмечены не только глубиной постижения мира детства, но и проникнуты высоким и светлым чувством. Несомненной заслугой В.А. Серова как живописца являлось, что он сумел проникновенно увидеть в детях восторженность и радостность восприятия жизни, очарованность ею, которые уже никогда не повторятся в их взрослой жизни, обременённой тревогами и заботами (см. приложение 6).

Яркий образ детства мы видим в портрете четырехлетнего мальчика Микки Морозова. Кажется, портрет исполнен в одно мгновение. Серов создал, умный, серьезный и правдивый образ. Ребенок сидит в глубоком кресле, отчего его фигурка кажется еще более хрупкой. Холодный белый тон костюмчика подчеркивает теплоту смуглого лица, румяна щек, ярких губ, переливающихся бронзой пушистых волос. Рот слегка приоткрыт. Какая-то мысль рождается в детской голове. Во всем облике Мики чувствуется движение, взволнованность, нетерпение и любопытство. Особенно это состояние подчеркивается широко раскрытыми глазами, распахнутыми миру. Поза мальчика также выражает эту внутреннюю энергию: кажется, вот-вот соскочит он с кресла, побежит, и мы услышим его звонкий, как колокольчик, смех. Краски, которые использует художник, выражают настроение картины и ее душу, от белого тона костюмчика мальчика, его золотисто-коричневой фигурки до темно-коричневого фона.

Свободная композиция картины дала возможность Серову показать четырехлетнего ребенка в движении, захваченного изменчивостью впечатлений.

Таким образом, мы видим, что каждая картина В.А. Серова, обращённая к вечной теме – мира детства, – своеобразное творческое открытие художника, открытие того, что когда-то происходило с ними, того, что уникально и неповторимо. Но не только уникальность и мимолётность сказочного мира детства блестяще воплотил на своих картинах выдающийся русский живописец. Он сумел в своих произведениях передать тончайшие нюансы внутреннего мира и душевного состояния детского мирозерцания.

4. Дети в творчестве В.Г. Перова

Во второй половине XIX века наступает эпоха критического реализма.

Образы прекрасного детства сменяются трагическими образами, демонстрацией страданий ребенка в жестоком мире. Невыносимые тяготы, тяжелые судьбы, беспросветные страдания пронизывают картины В.Г. Перова (см. Приложение 7).

Глядя на эту картину, сжимается сердце и хочется плакать. А кругом белая, холодная равнина, мрачное, мглистое небо. И ни души. Только собачка-дворняжка вместе с осиротевшей семьей провожает покойного.

Картина написана довольно просто, без лишних изысков. Исходя из стиля написания, её относят к реализму, столь любимому Перовым. С первого же взгляда картина переносит зрителя в типичную для того времени сельскую жизнь. Сюжет очень незатейлив и прост, что придаёт картине особый шарм.

Г лавными действующими лицами являются обыкновенные босоногие ребятишки, которые спят на соломе в каком-то старом сарае.

Если внимательно посмотреть, с какой тщательностью и бережливостью прорисованы все детали, становится понятным, насколько автор любит то, что рисует, и даже человек, не слишком сведущий в живописи, невольно начинает симпатизировать несчастным героям картины.

Мягкий косой свет, который падает сверху из окна, по большей части освещает девочку. Мальчик же практически весь остаётся в тени. Перов прекрасно воспроизводит очень сложные ракурсы очертаний детей. Можно заметить, как автор любуется запрокинутой головкой девочки. В умелом построении композиции и грамотном использовании светотеней проявляется весь талант художника.

Каждая из этих картин – законченная новелла о человеческом горе, о непростой судьбе детей.

5. Детские образы на картинах Ф.П. Решетникова

XX век положил начало новому течению в живописи, которое получило название социалистический реализм. Одним из ярких представителей этого времени был Ф.П. Решетников, посвятивший немало полотен раскрытию детских образов.

Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Светлая голова с хохолком на макушке, пухлые губы, живые, немного грустные глаза. Ребенок хорошо виден на фоне голубовато-белой стены комнаты, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие смотрят на него и обращают тем самым внимание зрителя тоже на него. Лицо круглое, румяное, раскрасневшееся от мороза. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку.

Образ сестры в глубине комнаты – полная противоположность: аккуратная, подтянутая, в пионерском галстуке. В згляд и поза выражают осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата; стоит чуть склонив голову, внимательно, требовательно смотрит на брата.

Даже вещи и цвета как будто упрекают двоечника. Ярких цветов нет, может, они все поблекли при виде мальчишки, который, наверное, не первый раз заработал двойку. Автор запечатлел момент, когда в комнате наступила полная тишина, только ветерок из окна на кухне дует, напоминая нам, что время остановилось. Минуту назад мама могла разговаривать с дочкой, а младший братишка петь веселую песенку, но сейчас все замолчали и смотрят на мальчишку-хулигана. А он ни на кого не смотрит, он смотрит себе в душу, в сердце.

У суворовца, начищенные до блеска ботинки, пуговицы и пряжка отливают золотом, чёрная форменная шинель с красными погонами, серая шапка-ушанка на голове, отутюженные брюки с красными лампасами, в левой руке он держит чемодан. У мальчика белоснежная улыбка, розовые щёки, широко распахнутые глаза. Дедушка и сестра, очень рады его приезду . Скорее всего, он рапортует деду об успешном завершении четверти, дед же с удовольствием принимает рапорт внука. Осанка деда и его военная выправка свидетельствуют о том, что в прошлом он был военным человеком.

Эта картина пронизана радостью близких, увидевших друг друга после долгой разлуки.

Эти полотна привлекают тем, что делают зрителей участниками семейных печалей и радостей. На картинах художник не просто воссоздает реальные житейские сцены, но и очень хорошо передает характеры детей, их желания, стремления, печали, горести, надежды, отношение к жизни.

В замысле картины большое значение имеет приглушенный колорит: темная одежда на мальчиках, серая мостовая: белая надпись особо выделяется на грязной стене. Красный цвет (флаги, транспаранты) вызывает чувство тревоги и, в то же время, придает больше уверенности в победе за мир.

За судьбами мальчишек - судьбы поколений, страницы жизни того времени, волнующие и многозначительные!

Так в отдельной, будто невзначай выхваченной из жизни сценке художник умеет показать глубокий и серьезный смысл, умеет стать летописцем дней и событий, активным участником которых является он сам.

Ф.П. Решетников - художник тонкой наблюдательности, умеющий обобщить и выбрать главное, взять в жизни не частное и случайное, а общее, наиболее типическое и закономерное. Поэтому он и может вложить в жанровую сценку так много жизненных наблюдений, выводов и обобщений, поэтому каждая такая сценка - повод для размышлений, пища уму, сердцу и воображению зрителя.

Каждую из этих картин можно сравнить с коротким рассказом - та же конкретность сюжета, выпукло очерченные характеры, точность композиции. Художник захватывает зрителя, как писатель делает это с читателем. Картина дает лишь один конкретный момент из жизни детей. Воображение дорисует остальное, то, что художник в силу специфики своего искусства не мог показать на полотне.

Мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Детство – не просто период человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание.

В данном проекте была предпринята попытка определения художественных средств передачи образа ребенка в в произведениях русских живописцев XII - XX веков:

1. П роанализировано развитие образа ребенка в произведениях живописи. Анализ показал, что на протяжении XII – XX веков в искусстве осуществлялся поиск наиболее выразительных средств изображения образа ребенка, в результате чего произошло усложнение художественных средств передачи эмоциональных состояний и чувств детей;

2. Исследование полотен К.П. Брюллова показало, что художник стремился идеализировать образ ребенка, передать богатство нарядов, условности русского общества того времени, но не интересовался действительными чувствами и эмоциями детей;

3. Изучение живописи В.А. Серова показало, что его манера изображения детских образов отличалась глубокой реалистичностью, глубиной постижения мира детства. Живописец сумел проникновенно увидеть в детях восторженность и радостность восприятия мира, очарованность им, которые уже никогда не повторятся в их взрослой жизни, обременённой тревогами и заботами;

4. Выявление особенностей передачи чувств детей в творчестве В.Г. Перова показало, что основным сюжетом его произведений являются страдания ребенка в жестоком мире невыносимых тягот, тяжелых судеб и беспросветных страданий. Используя данные изобразительные средства, художник стремился раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие;

5. На к артинах Ф.П. Решетникова в образах детей - судьбы поколений, страницы жизни того времени, волнующие и многозначительные. Каждую из картин этого художника, посвященных образам детей, можно сравнить с коротким рассказом - конкретность сюжета, четко очерченные характеры, точность композиции. Он не просто изображает детей, а вкладывает в образы жизненные наблюдения, выводы и обобщения, поэтому каждая картина - повод для размышлений, пища уму, сердцу и воображению зрителя.

    Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2-ух томах. М.: Искусство, 1967.

/module/item/name

Как мы уже говорили в первом параграфе диплома, изучение образа ребенка не ограничивается рамками какой-либо одной дисциплины, он проходит своеобразной нитью через многие науки и обнаруживается в искусстве, религии и других сферах общественного сознания. Чтобы более полно в нем разобраться, рассмотрим литературу как отдельную область, в которой этот образ нашел свое отражение.

В России образ детства наделяется глубокой значимостью у М.Ю.Лермонтова. Он высказывает мысль о том, что детство представляется зыбким цветущим островом посреди пустынного моря жизни. Пушкин же в свою очередь относится к детству, так же как и к старости, как просто к моменту в круговороте времен.

Уже в XIX веке концепция романтизма начинает уходить на второй план, отдавая предпочтение другому образу, глубже всего он проявляется у Ф.М. Достоевского. Образ невинного, безгрешного ребенка все более уходит в прошлое. Образ ребенка у Ф.М. Достоевского построен на двойной природе ребенка. С одной стороны – это неповторимая детская чистота, с другой – жестокость во всех своих проявлениях. Это традиционный христианский образ и существо демоническое, готовое разрушить все заповеди. У М.Ф. Достоевского есть высший идеал, который представляет собой уже взрослого с невинностью и непосредственностью ребенка и опытом нравственного сознания.

Противопоставляя образу английскому, в русской литературе сложился свой образ ребенка, для которого специфичным можно считать интерес к миру природы и вещей. Если у Л.Н. Толстого мы увидели направленность на людей, то у Аксакова на первом плане выступает природа и отношение с ней ребенка. Аксаков считает, что ребенок – это человек до грехопадения, тот человек, который нарекал имена всем вещам и животным, пришедшим к нему. Образ ребенка включает в себя увлеченность и вовлеченность в процесс общения с природой, интерес ко всему окружающему. Преимущественный интерес к вещам, а не людям возникает, по мнению Аксакова, только в период младенчества.

М. Твен показывает ребенка, который любит романтику странствий и приключений, радость бездомности. И если у Диккенса, ребенок не любит, даже ненавидит свой дом, потому что он утратил теплоту родства, то Гекльберри Финн ненавидит родной дом, потому что это ограниченное пространство, а ему нужно широта и простор. Если Оливер без слез не может вспоминать о матери, то Финн люто ненавидит своего отца. Детство Финна и Тома Сойера счастливо так же, как и у Николеньки Л.Н. Толстого и Сережи Аксакова, только по-разному они счастливы. Первые полной свободы действия и фантазии, вторые – в единстве себя и земли, глубоком чувстве земли.

У Хемингуэя, Фолкера, Т. Вулфа, Сэлинджера образ ребенка строится на естественности ребенка, нетерпимой к фальши, отвергающей конформизм.

Только в XX веке в русской литературе появляется образ ребенка твеновского типа. Это мальчики сорванцы, дерзкие, отважные, раскованные – это Тимур А. Гайдара. Это ребята готовые к боевым поступкам, они жаждут неизведанности, готовы к любым испытаниям.

В 40 – 50-е гг. XX века у Пришвина, Паустовского выступает сентиментальный образ ребенка, где ребенок окружен реальностью природы и атмосферой сказки, в нем отмечены черты наивности, высокой простоты, детскости.

Но каждый новый образ ребенка — не просто этап углубления художественного познания детства, но и специфический вид социальной проекции, отражение чаяний и разочарований взрослых.

Многомерность и разнообразие детских образов в литературе или портретной живописи отражают не только прогресс художественного познания и различия индивидуальностей авторов, но и изменения в реальном содержании детства и его символизации в культуре.

Система представлений, отраженная в книге, реально активно формирует как образ мира, так и образ ребенка. Образ в книге сам становится второй реальностью, подчас более реальной, чем сама реальность. И поскольку книга - это непредельное расширение связей субъекта социального действия с миром, то чем более открывается книга для личности, тем богаче становится ее личностный образ мира.

Ломов Б.Ф. выделял в построении образа роль слова и определял его формирующую роль через художественную литературу. При помощи слова писатель рисует живую картину, которая потом воссоздается читателем. Так, например, при чтении описаний степи в произведениях М.А. Шолохова возникают не только яркие зрительные образы, но и воссоздаются звуки и запахи.

Строя свой образ мира, человек не может хотя бы в минимальной степени не быть включенным в процесс обучения тому образу мира, который характерен для его социума, потому что книга есть опредмеченная потребность в адекватной включенности в нормативные общественные и личные нравственные отношения. Книга является значимым фактором не только в структурировании, но и в характере созидания образа мира и образа ребенка и их особенностей.

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis .

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась .

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. .

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. .

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика


Мир детства - неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа.
Особый мир сокровенных чувств открывается в творчестве художников. Дети служили им вечным источником красоты и вдохновения.
Живописцы, изображая детские образы, следовали культурным и нравственным канонам своего общества.
В это серии Вы увидите картины художников:
Arthur John Elsley, Emile Munier, Богданов-Бельский Николай, Маковский Владимир, Маковский Константин, Gaetano Chierici, Franz Xavier Winterhalter, Grace Carpenter Hudson, Morgan Weistling , Харламов Алексей, Jessica Zemsky и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы и искусства. Использованы произведения А.Н.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого,В.Е.Маковского, И.Е.Репина.

Цель: формирование высоких эстетических вкусов школьников;

восстановить и углубить сведения о биографии писателей;

вызвать интерес у учащихся к подлинной литературе, живописи, научить детей видеть и понимать прекрасное в искусстве;

развивать у школьников образное мышление.

Оборудование: портреты Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского,

Словарная работа: самопожертвование, благодарность, сострадание.

Оформление доски: эпиграфы

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминание о ней.

Знаете, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома.

( Ф.М. Достоевский) (Пишу в процессе)

I. Орг. момент.

Слово учителя:

Мир детства предстает иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства люди были добрее, и небо выше, и трава зеленее. О людях добрых, весёлых, чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребёнком.

Вопрос классу: - Почему это происходит? Что особенного в мире детства?

(Любой человек от рождения стремится к добру и справедливости, он ещё не ведает лжи, клеветы, притворства. Он чист душой.)

Слово учителя:

Поэтому к миру детей часто обращаются писатели, поэты. Художники.

Мы с вами вспомним произведения литературы XIX века, которые посвящены или рассказывают о детях.

Обратите внимание на эпиграфы.

Работа по теме урока.

1.1. Какой поэт XIX в. посвящал стихи детям? (Р.А.Некрасов)

2. Какие стихи Некрасов писал о детях и для детей?

3.Как зовут Мужичка с ноготок и сколько ему лет?

(Власом, шестой миновал)

(…в поле цветы)

5. Кого ставит в пример сельскому школьнику Некрасов:

«Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Некрасов, рассказывая о детях. Верил в силу России, в её светлое будущее.

2. К этой же теме обращаются и художники XIX в. Вот несколько примеров.

Вопрос классу: Чем близко творчество поэта Н.А. Некрасова и

художников Маковского, Богданова-Бельского?

3. 1) Беседа

В какое время жил Л.Н.Толстой? (1828 – 1910)

К какому сословию относился Л.Н. Толстой? (дворянин)

Проверим ваши знания при помощи теста. Вы должны ответить на вопрос, выбрав один вариант ответа.

Какова главная черта в характере Николеньки?

Г) склонность к самоанализу.

почему Николенька плачет, после того как Наталья Савишна попросила у него извинения за свою несговорчивость?

А) он продолжает сердиться на Наталью Савишну;

В) он понимает, что отплатить за обиду не удастся.

почему Наталья Савишна отказалась от вольной?

А) решила, что от неё хотят избавиться;

Б) очень сильно любила барыню;

Г) она понимала, что ей будет сложно жить в другом месте.

В чём причина волнения Карла Ивановича?

А) он должен расстаться с детьми;

Б) он может потерять место;

В) считает, что к нему были недостаточно признательны.

Какой представляется автору жизнь в дворянской усадьбе?

А) скучной и безрадостной;

Б) полной и содержательной;

Б) суетной и бездуховной;

Г) поэтической и одухотворённой взаимной любовью.

Карточки для подсказок.

Продолжи предложение: как называют….

Жертвование собой, своими личными интересами для блага других? (самопожертвование)

Кто жертвует собой ради других? (Наталья Савишна)

Как называют чувство признательности за оказанные услуги, добро? (Благодарность)

К кому испытывает благодарность Николенька? (Карл Иваноич)

Как называется одинаковое чувство с кем-нибудь? (сочувствие)

Кому сочувствует главный герой? (Иленьке Грапу)

Слово учителя:

Посмотрим ещё картины.

Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) художник середины XIX - нач. XX тоже рисовал детей. Портрет Мики Морозова полон внутренней динамики. Стремительная поза, движение рук, взгляд наивных карих глаз передают момент сильной детской взволнованности.

Вопрос классу: Чем дети на этих картинках отличаются от детей на

картинах Маковского, Богданова-Бельского?

5. Слово учителя:

В каком романе Достоевский осуществил свой замысел?

Трудно читать Достоевского. Он втягивает в тяжёлые переживания, заставляет страдать вместе со своими героями. Писатель изображает их не в обычной жизни, а в напряжённые, переломленные моменты, когда все чувства накалены, душа страдает.

Вопрос классу: 1)

Назовите главных героев отрывка.

Алёша Карамазов – послушник, готовится стать монахом. Илюша Снегирёв, Коля Красоткин – гимназисты.

Вспомните самые яркие и горькие эпизоды.

(Унижения Николая Ильича Снегирёва. История с Жучкой. Болезнь и смерть Илюши.)

2) И ещё одно понятие нравственности.

Как называют: жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем?

(Сострадание)

Достоевский заставляет думать о сложностях жизни, возбуждает жалость и сострадание к униженным и оскорблённым, воспитывает доброе чувство в человеке и побуждает видеть в жизни не только светлые стороны, но и зло, с которым можно бороться и можно одолеть.

Чему учат нас произведения Некрасова, Толстого, Достоевского? (Состраданию, жалости, любви к ближнему)

С какими нравственными понятиями познакомились? (Самопожертвование, благодарность, сочувствие, сострадание)

Фамилии каких русских художников прозвучали на уроке?

Маковский, Богданов-Бельский, Репин, Серов.

Заключительное слово учителя:

У Некрасова заострена социальная сторона детской темы, поэт поднимает проблему детского труда, отношение общества к ребёнку.

Л.Н. Толстой пристально вглядывается, во внутренний мир ребёнка в то же время мы наблюдает за детской с позиции взрослого.

Совершенно по-иному рисует детство Достоевский. Он изображают страдающий, униженных, задумавшихся детей. Сострадания ускоряют взросление.

Читайте также: