Описание картины петрова водкина смерть комиссара кратко

Обновлено: 01.06.2024

Картина поражает своей антигероичностью и глубоким внутренним драматизмом. Мы видим на полотне суровый пейзаж: земля изрезана оврагами, песок, глина, чахлая трава и камни. В центре – на переднем плане - смертельно раненный комиссар отряда. Вдали – сбившиеся в кучу, бегущие в бой под стук барабанов фигуры солдат, написанные без всякой патетики. Тонкое нервное лицо комиссара исполнено предсмертной муки. Страдальческий взгляд устремлен одновременно на небо и вслед отряду. Его поддерживает простоватого вида боец, в котором нет ни гнева, ни боли. Петров-Водкин очень много работал над фигурой и взглядом комиссара. Сохранившиеся наброски показывают, как постепенно он убирал всякую театральность и героику (вроде протянутой руки). Благодаря этому в полотно вошла трагическая будничность и недоговоренность. Никакого внешнего пафоса… Все очень просто и выглядит буквально так, как нарисовано: люди бегут, стреляют, один из них упал и теперь умирает; он только что был с ними и вдохновлял их; теперь его нет, а они продолжают бежать…

Полное потрясение.Спасибо, Константин, за знакомство с этой картиной.
С теплом.
Кира.

Вы мне льстите, Кира. Уверен, Вы не раз видели ее репродукции. Когда-то Петров-Водкин считался классиком соцреализма и его вставляли во все школьные учебники. У этой картины есть "второе дно". Она неоднозначна, как любое великое творение. И каждое поколение может увидеть в ней что-то новое.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Смерть комиссара, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, 1928

В этом произведении находят свое полное выражение художественная система автора, его оригинальное понимание живописного пространства и колористического строя. Сосредоточивая внимание на основной группе, данной крупным планом, мастер открывает в картине значительную пространственную глубину с дальними селениями, плавными силуэтами холмов, с синей лентой реки. Словно глазами умирающего комиссара увиден этот мир, огромный, как планета, и в то же время, близкий и осязаемый, остро динамичный и застывший. Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы. Композиционные точки зрения художник перемещает в строгой последовательности как бы по поверхности сферы, что дает ему наибольшую полноту охвата. Этот прием сферической перспективы играет роль художественной метафоры, выражающей в поэтической форме философскую позицию автора. Изображенное событие приобретает космическое общечеловеческое звучание. Здесь же и ключ к пониманию замысла картины — мгновение смерти комиссара открывает смысл его жизни, смысл его героической жертвы, утверждающей революцию.

Значительную роль в образном решении играет колорит картины. Вся живопись выдержана в гармоническом сочетании голубовато-зеленых и охристых тонов. Цвет картины подчеркивает глубину пространства, акцентирует основные планы и группы, помогает ощутить легкость и прозрачность голубоватой дымки, материальность, весомость предметов и фигур. Напряженным, драматическим аккордом звучит черный в сочетании с красным в фигуре комиссара. Равновесие основных цветовых плоскостей определяет цельность и декоративность холста. Торжественной красотой колористического строя художник утверждает нравственную красоту героев, их подвига.

Это произведение подвело итог многим живописным и философским исканиям Петрова-Водкина. Кроме того, оно стало одним из этапных произведений советского искусства.

На полотне мы видим бой. Потресканная земля холмов, представляющая собой смесь глины, песка, камней, изрытая оврагами, служит красноречивой декорацией разворачивающегося на первом плане действа. А здесь, перед самым зрителем, умирает комиссар отряда, тяжело раненный в бою. Гибнущего командира, поддерживает красноармеец, остальные же бегут дальше в бой, хотя некоторые и оглядываются назад, силясь понять, что случилось с их комиссаром, который только что смело вёл их в бой.

Поражает то, что вся экспозиция лишена всякого пафоса – просто бегут солдаты, тихо угасает человек на поле брани. И никаких последних напутствий и речей. Даже солдат выглядит очень просто и спокойно – ни горе, ни стенаний, ни гнева. Так и происходит всё в бою, а вся эта наносная патетика далека жестоких реалий – говорит нам живописец.

Нельзя ни обратить внимание на цветовой колорит полотна: вроде бы реалистичный сюжет выдержан в гармоничном фантастическом сочетании голубых, охристых и зелёных тонов – такая необычная колористическая трактовка является одной из отличительных черт художественного стиля живописца.

красноармейца, взвод бойцов продолжает своё наступление. Исходя из стабильности сюжета, изображение этой сцены переходит границы прецедента, преследуя пик философии и условности звуков.

В этой работе абсолютно выражены система художества творца, неординарное осознание красочного места и колористического строя. Концентрируясь на ведущей группе цветов, художник раскрывает важный момент глубины пространства с дальними селениями, изгибами бугров с голубой рекой. Живописец отклоняется от классического направления.

В плоскости картины происходит гибель людей, в то же время, акцентируя внимание

зрителя на момент всей жизни. Геройский характер присутствует в картине, обозначенный суровыми тонами красок. Военное направление показать не всегда удаётся, но Кузьма Сергеевич явно убеждает в обратной стороне медали. Необязательно быть в центре событий, можно все выразить чувствами.

Многоплановое композиционное возведение картины люди воспринимают как единство пластических форм реализма. Этому содействуют найденные образы силуэтных очертаний, центральные группы полководческих объединений показаны с внутренним беспокойством и решительностью. Петров – Водкин сделал шедевр, который максимально точно отвечал стандартам того времени.


На что обратить внимание:

1. Церковь. Ми­ни­а­тюр­ное изо­б­ра­же­ние хра­ма ста­но­вит­ся од­ним из уз­ло­вых цен­т­ров про­из­ве­де­ния, а ми­зан­сце­на с уми­ра­ю­щим ко­мис­са­ром яв­ля­ет­ся за­ву­а­ли­ро­ван­ной ал­лю­зи­ей Пье­ты, сю­жет ко­то­рой был осо­бен­но по­пу­ля­рен сре­ди италь­ян­ских ма­с­те­ров эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, по­клон­ни­ком ко­то­рых был ав­тор

2. Цветовое решение. Зна­чи­тель­ную роль в об­раз­ном ре­ше­нии иг­ра­ет ко­ло­рит кар­ти­ны. Вся жи­во­пись вы­дер­жа­на в гар­мо­ни­че­с­ком со­че­та­нии го­лу­бо­ва­то-зе­ле­ных и ох­ри­стых то­нов. Цвет кар­ти­ны под­чер­ки­ва­ет глу­би­ну про­стран­с­т­ва, ак­цен­ти­ру­ет ос­нов­ные пла­ны и груп­пы, по­мо­га­ет ощу­тить лег­кость и про­зра­ч­ность го­лу­бо­ва­той дым­ки, ма­те­ри­аль­ность, ве­со­мость пред­ме­тов и фи­гур.

3. Отряд. Те­ряя бой­цов, и да­же ко­мис­са­ра, от­ряд про­дол­жа­ет упор­но ид­ти к сво­ей це­ли. И толь­ко один кра­с­но­ар­ме­ец ог­ля­ды­ва­ет­ся бро­сить по­с­лед­ний взгляд на уми­ра­ю­ще­го ко­ман­ди­ра.

4. Красногвардеец. И в эс­ки­зе, и на кар­ти­не Пе­т­ров-Вод­кин на­стой­чи­во под­чер­ки­ва­ет: бо­ец яв­но рус­ский кре­сть­я­нин, а не ра­бо­чий.
Кре­сть­я­нин яв­ля­ет­ся ор­га­ни­ч­ным кон­т­ра­стом об­ра­зу ко­мис­са­ра. От­ли­чие под­чер­ки­ва­ет­ся и от­вер­же­ни­ем ору­жия: кра­с­но­гвар­де­ец ро­ня­ет вин­тов­ку, не­сколь­ко от­стра­няя ее от се­бя, че­го нет в эс­ки­зе. Его взгляд на­пра­в­лен на­зад в про­шлое, ко­мис­сар же ус­т­ре­м­ля­ет пред­смерт­ный взор впе­ред в бу­ду­щее.

6. Комиссар. Вна­ча­ле ра­бо­ты Пе­т­ров-Вод­кин го­во­рил о ко­мис­са­ре: "Кто он? Он ти­по­граф­ский ра­бо­чий — так я ре­шил где-то вну­т­ри — из Пи­те­ра. Он с Вол­ги, а раз так, то в нем дол­ж­но быть что-то та­тар­ское или мор­дов­ское". И имен­но та­кой ко­мис­сар был на эс­ки­зе.


Автор : Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Выставлена в музее : Русский музей. Год : 1927. Холст, масло. Эскиз к картине "Смерть комиссара"

Но в окон­ча­тель­ном ва­ри­ан­те про­то­ти­пом стал по­зи­ро­вав­ший ху­до­ж­ни­ку по­эт Сер­гей Спас­ский. Ха­ра­к­тер­ное нер­в­ное ли­цо по­э­та с глу­бо­ко за­пав­ши­ми гла­за­ми оп­ре­де­ли­ло об­лик ко­мис­са­ра­, и, в ко­не­ч­ном сче­те, ста­ло пру­жи­ной об­раз­но­го ре­ше­ния всей кар­ти­ны.



Микеланджело. Пьета, 1499. Мрамор. Высота: 174 см. Собор Святого Петра, Ватикан

8. Винтовка. Уми­ра­ю­щий ко­мис­сар все рав­но про­дол­жа­ет сжи­мать вин­тов­ку. Он ве­дет свой бой до кон­ца, до смер­ти.

В этом произведении находят свое полное выражение художественная система автора, его оригинальное понимание живописного пространства и колористического строя. Сосредоточивая внимание на основной группе, данной крупным планом, мастер открывает в картине значительную пространственную глубину с дальними селениями, плавными силуэтами холмов, с синей лентой реки. Словно глазами умирающего комиссара увиден этот мир, огромный, как планета, и в то же время, близкий и осязаемый, остро динамичный и застывший. Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы. Композиционные точки зрения художник перемещает в строгой последовательности как бы по поверхности сферы, что дает ему наибольшую полноту охвата. Этот прием сферической перспективы играет роль художественной метафоры, выражающей в поэтической форме философскую позицию автора. Изображенное событие приобретает космическое общечеловеческое звучание. Здесь же и ключ к пониманию замысла картины — мгновение смерти комиссара открывает смысл его жизни, смысл его героической жертвы, утверждающей революцию.

Значительную роль в образном решении играет колорит картины. Вся живопись выдержана в гармоническом сочетании голубовато-зеленых и охристых тонов. Цвет картины подчеркивает глубину пространства, акцентирует основные планы и группы, помогает ощутить легкость и прозрачность голубоватой дымки, материальность, весомость предметов и фигур. Напряженным, драматическим аккордом звучит черный в сочетании с красным в фигуре комиссара. Равновесие основных цветовых плоскостей определяет цельность и декоративность холста. Торжественной красотой колористического строя художник утверждает нравственную красоту героев, их подвига.

Это произведение подвело итог многим живописным и философским исканиям Петрова-Водкина. Кроме того, оно стало одним из этапных произведений советского искусства.

В конце 1927 — начале 1928 года, работая над самой картиной, художник решительно изменил облик и образ комиссара. На ряде близких между собой по времени набросков повторяется резкий профиль повернутого теперь вправо, обострившегося лица смертельно раненного. Очевидно, что к этому моменту Петров-Водкин нашел его, причем нашел с помощью реального прототипа. Этим прототипом явился позировавший ему поэт Сергеи Спасский. Представляется, что характерное нервное лицо поэта с глубоко запавшими глазами определило облик комиссарами, в конечном счете, стало пружиной образного решения всей картины. Ведь общая композиция холста, пейзаж, группа наступающих бойцов-все это практически не изменилось при переходе от эскиза к окончательному варианту. Сравнительно мало изменился и силуэт первопланной группы но ее пластическое и смысловое выражение преобразилось, и ото необычайно обострило звучание картины в целом.

Размещенные на первом плане, приближенные к зрителю фигуры сраженного пулей комиссара и поддерживающего его бойца, естественно, прежде всего приковывают к себе внимание. От них взгляд, следуя повороту головы комиссара, уходит вправо в глубину — к бегущим в атаку бойцам, затем левее, где открывается далекий пейзаж с облачками снарядных разрывов, и, наконец, снова возвращается к смысловому и композиционному центру — умирающему комиссару и бойцу-ординарцу.

Все в этой картине — как во всяком большом произведении искусства — неоднозначно, в каждой детали за прямым ее содержанием всплывает более общий и глубокий смысл. Мертвенно-бледный, неловко упавший комиссар, уже не владеющий своим телом, из которого на наших глазах уходят последние жизненные силы, могуч духом и верой в правоту дела, за которое он боролся и теперь умирает. Последним усилием воли он устремляет взгляд потухающих глаз вслед своему от ряду, мысленно призывая бойцов исполнить боевой долг. Красная повязка на рукаве черной кожанки комиссара придает его образу траурную скорбность. Между первопланной группой и устремляющимся в атаку отрядом виден упавший, только что убитый красноармеец. Этим рефреном художник дает понять что смерть комиссара — не единственная потеря в бою за новую жизнь.

Комиссар упал на жестком скате холма, но этот покрытый скудной травой и усыпанный камнями склон превращен художником в поистине драгоценную живописную поверхность. Вместе с чарующим, тающим в сиреневом мареве пейзажем с домиками селения, бледно-зелеными пашнями, оврагами и взгорьями зеленый холм становится символом огромной и up-красной страны, за лучшую долю которой боролся и умер рыцарь революции. Таким образом, картина сознательно построена Петровым-Водкиным на повторах и уподоблениях, сближающих ее строй со строем народной песни, протяжной и печальной, как песни о героях волжской вольницы.

В этой работе абсолютно выражены система художества творца, неординарное осознание красочного места и колористического строя. Концентрируясь на ведущей группе цветов, художник раскрывает важный момент глубины пространства с дальними селениями, изгибами бугров с голубой рекой. Живописец отклоняется от классического направления.

В плоскости картины происходит гибель людей, в то же время, акцентируя внимание зрителя на момент всей жизни. Геройский характер присутствует в картине, обозначенный суровыми тонами красок. Военное направление показать не всегда удаётся, но Кузьма Сергеевич явно убеждает в обратной стороне медали. Необязательно быть в центре событий, можно все выразить чувствами.

Многоплановое композиционное возведение картины люди воспринимают как единство пластических форм реализма. Этому содействуют найденные образы силуэтных очертаний, центральные группы полководческих объединений показаны с внутренним беспокойством и решительностью. Петров — Водкин сделал шедевр, который максимально точно отвечал стандартам того времени.



Автор : Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Выставлена в музее : Русский музей. Год : 1927–1928. Холст, масло. Землетрясение в Крыму.


Автор : Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Выставлена в музее : Русский музей. Год : 1916. Холст, масло. На линии огня.



Автор : С. В. Герасимов. Выставлена в музее : Русский музей. Год : 1933. Холст, масло. Клятва сибирских партизан.

И, тем не менее, работа — о смерти. Прежде всего, о смерти духовной.

Читайте также: