Источники права лекция кратко

Обновлено: 05.07.2024

Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех.

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Юридическая сила – свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядкам оформления.

Форма права – внешняя форма выражения права.

Правовой обычай – исторически первая форма права.

Судебный прецедент – судебное решение по конкретному юридическому делу.

Нормативно - правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Естественное права – это прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его Конституции.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. – С. 207-217.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Источником права является объективная реальность. Его начало заложено в человеческой жизни. Когда право приобретает юридическую силу, у него должна быть доступная форма выражения. Формой права называют внешнюю форму выражения права. Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. За все время существования права, было произведено много разных форм его закрепления. Группа основных источников права состоит из следующих элементов: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт и естественные права. Правовой обычай – это первая форма права в истории. Правовой обычай широко использовался в эпоху феодализма, а возник он в глубокой древности. Его можно считать обычаем, санкционированным государством.

Судебный прецедент еще принято называть юридическим прецедентом. Иными словами – это право судей или судебное право. В данном случае прецедент является судебным решением по определенному юридическому делу. В таких странах как Англия, США, Канада, Австралия судебный прецедент является одним из важных источников права.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, выраженный в письменной форме, который принимается компетентными государственными органами. Естественные права – это врождённые и права человека, официально признанные государством и закрепленные в Конституции РФ. Сферы общественной жизни, можно назвать предметами ведения, находящиеся в распоряжении одной или другой власти. Нормативные акты делятся на 2 вида: законы и подзаконные акты. Основой такой классификации послужила юридическая сила нормативного акта. Юридическая сила – свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядкам оформления.

Нормативно-правовые акты издаются органами местного самоуправления в форме решений. Закон – это нормативно – правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Все законы РФ по своей компетенции подразделяются на федеральные законы ( действия идут на всей территории страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия – только территория субъекта Федерации). Так же по значимости законы принято разделять на четыре группы: 1) На самой вершине находится Конституция РФ. Это основной закон государства; 2) На ступеньку ниже располагаются федеральные конституционные законы. Они регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства; 3) В третью группу входят текущие федеральные законы. Они регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений. 4) Законы субъектов Федерации.

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ. Правительство РФ, а так же правительство субъектов Федерации, издают нормативные акты в форме постановлений. Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства издают инструкции и постановления. Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить.

Одним из признаков права, которые отличают его от других соци­альных регуляторов (норм морали, традиций, обычаев, религиозных норм), является формальная определенность. При этом право закре­пляет не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся яв­ления и процессы в различных сферах жизни человека. Только чет­ко закрепляя правила поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах, государство придает им общеобязательный характер, который обеспечен возможностью го­сударственного принуждения.

  1. Разновидности источников (форм) права.

Источниками права являются: правовые обычаи, судебные прецеденты, и нормативные акты.

Исторически первым источником права был правовой обычай. Правовой обычай — это правило поведения, которое сложилось в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Обычай становится правовым только тогда, когда появляется государство. В этом случае он становится обязательным, опирающимся на возможность применения государственного принуждения. До этого обычай существовал как неправовой, как правило, которое не требовало санкции государства. Его предписания соблюдались добровольно, поскольку обычай был слит с нормами морали, религии. Обычай как мера должного поведения передавался из поколения в поколение в форме мифов, легенд, пословиц, поговорок. Все первые законы, например Законы Хаммурапи (Древний Вавилон. XVIII в. до н.э.), Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.) были сводами обычного права.

Правовые обычаи сохранились до настоящего времени, хотя и потеряли свое былое значение. Они достаточно распространены в торговом, морском и гражданском праве в качестве деловых обыча­ев, на основе которых взаимодействуют партнеры, а также в межго­сударственных отношениях, где значительную роль играет диплома­тический этикет, например делегации самого высокого уровня встречаются поднятием в их честь государственных флагов, испол­нением гимнов и т.п.




Интересно, что передача власти от одного правительства друго­му в Англии сегодня также основана на обычае. Премьер-министр, представитель проигравшей на выборах партии, после подсчета го­лосов избирателей едет в Букингемский дворец, где, преклонив ко­лено и поцеловав руку королеве Англии, вручает прошение об от­ставке. После того как он покидает резиденцию королевы, приезжает лидер победившей на выборах партии. Преклонив колено перед королевой, из ее рук он получает право на формирование собственного правительства. Вся процедура передачи власти от одной партии другой занимает сорок минут.

Судебный прецедент (от лат. precedent — предшествующий) явля­ется распространенным источником права в Англии, США, Канаде, Австралии, бывших колониях Великобритании. Судебный прецедент — решение суда, вынесенное по конкрет­ному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Создателем права является само государство в лице такого органа, как суд. В России характер судебного прецедента имеют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, являющиеся обязательными для всех судов. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья принимает решение по делу. Но решение должно приниматься в соответствии с принципами права, господствующем в обществе мировоззрением, мировоззрением судьи, моральными ценностями.

Достоинство прецедента состоит в том, что он предметно и бо­лее точно, чем общая норма, способен отразить существо конкрет­ного дела. Однако существует значительный недостаток, состоящий в том, что число прецедентов, которые применяются на практике в самой Англии, составляет около 500 тыс. В США ежегодно издаются 350 томов су­дебных решений, используемых в качестве прецедента. Поэтому практикующему юристу порой сложно ориентироваться в таком обилии норм, которые не систематизированы и чаще всего не собраны в единые сборники.

Переход к нормативному урегулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилась.

  1. Нормативно-правовые акты: понятие и виды.

Наиболее распространенным источником права является норматив­но-правовой акт — официальный документ, созданный уполномо­ченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведе­ния.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками:

1) они имеют правотворческий характер: в них нормы устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

2) нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;

3) нормативные акты облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия, номер акта;

4) нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить нормативным актам, имеющим большую юридическую силу;

5) все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения.

Таким образом, нормативно-правовой акт - содержащий юридические нормы офици­альный документ, который создается в результате правотворческой дея­тельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права.

Одним из признаков права, которые отличают его от других соци­альных регуляторов (норм морали, традиций, обычаев, религиозных норм), является формальная определенность. При этом право закре­пляет не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся яв­ления и процессы в различных сферах жизни человека. Только чет­ко закрепляя правила поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах, государство придает им общеобязательный характер, который обеспечен возможностью го­сударственного принуждения.

  1. Разновидности источников (форм) права.

Источниками права являются: правовые обычаи, судебные прецеденты, и нормативные акты.

Исторически первым источником права был правовой обычай. Правовой обычай — это правило поведения, которое сложилось в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Обычай становится правовым только тогда, когда появляется государство. В этом случае он становится обязательным, опирающимся на возможность применения государственного принуждения. До этого обычай существовал как неправовой, как правило, которое не требовало санкции государства. Его предписания соблюдались добровольно, поскольку обычай был слит с нормами морали, религии. Обычай как мера должного поведения передавался из поколения в поколение в форме мифов, легенд, пословиц, поговорок. Все первые законы, например Законы Хаммурапи (Древний Вавилон. XVIII в. до н.э.), Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.) были сводами обычного права.

Правовые обычаи сохранились до настоящего времени, хотя и потеряли свое былое значение. Они достаточно распространены в торговом, морском и гражданском праве в качестве деловых обыча­ев, на основе которых взаимодействуют партнеры, а также в межго­сударственных отношениях, где значительную роль играет диплома­тический этикет, например делегации самого высокого уровня встречаются поднятием в их честь государственных флагов, испол­нением гимнов и т.п.

Интересно, что передача власти от одного правительства друго­му в Англии сегодня также основана на обычае. Премьер-министр, представитель проигравшей на выборах партии, после подсчета го­лосов избирателей едет в Букингемский дворец, где, преклонив ко­лено и поцеловав руку королеве Англии, вручает прошение об от­ставке. После того как он покидает резиденцию королевы, приезжает лидер победившей на выборах партии. Преклонив колено перед королевой, из ее рук он получает право на формирование собственного правительства. Вся процедура передачи власти от одной партии другой занимает сорок минут.

Судебный прецедент (от лат. precedent — предшествующий) явля­ется распространенным источником права в Англии, США, Канаде, Австралии, бывших колониях Великобритании. Судебный прецедент — решение суда, вынесенное по конкрет­ному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Создателем права является само государство в лице такого органа, как суд. В России характер судебного прецедента имеют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, являющиеся обязательными для всех судов. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья принимает решение по делу. Но решение должно приниматься в соответствии с принципами права, господствующем в обществе мировоззрением, мировоззрением судьи, моральными ценностями.

Достоинство прецедента состоит в том, что он предметно и бо­лее точно, чем общая норма, способен отразить существо конкрет­ного дела. Однако существует значительный недостаток, состоящий в том, что число прецедентов, которые применяются на практике в самой Англии, составляет около 500 тыс. В США ежегодно издаются 350 томов су­дебных решений, используемых в качестве прецедента. Поэтому практикующему юристу порой сложно ориентироваться в таком обилии норм, которые не систематизированы и чаще всего не собраны в единые сборники.

Переход к нормативному урегулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилась.

  1. Нормативно-правовые акты: понятие и виды.

Наиболее распространенным источником права является норматив­но-правовой акт — официальный документ, созданный уполномо­ченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведе­ния.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками:

1) они имеют правотворческий характер: в них нормы устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

2) нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;

3) нормативные акты облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия, номер акта;

4) нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить нормативным актам, имеющим большую юридическую силу;

5) все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения.

Таким образом, нормативно-правовой акт - содержащий юридические нормы офици­альный документ, который создается в результате правотворческой дея­тельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права.

Благодаря существованию источников права каждый гражданин может ознакомиться с законами страны и защитить свои права. Защита прав может осуществляться как самостоятельно, так и при помощи специально уполномоченных на это лиц. Данная тема изучается на уроке обществознания и входит в перечень вопросов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Понятие и виды источников права

Под источником права понимается официальная, определенная государством, форма выражения права. Иными словами можно сказать, что это совокупность документов, содержащих правовые нормы, официально признанные таковыми государством.

Понятие источника права

В современном мире имеется классификация источников права, в которой две системы - англосаксонская и романо-германская. Для каждой из этих систем характерны свои основные виды источников права.

Вот например для англосаксонской системы главным источником права является судебный прецедент, а для романо-германской - нормативно правовой акт (НПА). Но кроме них существуют также и другие источники права, которые играют немаловажную роль для правовых систем.

Виды источников права обозначены на схеме, изображенной на рисунке ниже. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Виды источников права

Нормативный правовой акт

Это один из официальных документов, имеющий единую форму и принятый специально на это уполномоченным государственным органом или при помощи референдума с соблюдением определенной процедуры.

Нормативно-правовые акты

НПА содержит в себе правила поведения, обязательные для всего общества. Все НПА после их принятия направляются на подпись президенту и подлежат официальному опубликованию, т. е. становятся доступными обществу для ознакомления.

Примером НПА, принятым при помощи референдума, является Конституция РФ 1993 года. Ее проект был разослан во все субъекты РФ для общественного ознакомления, затем граждане могли вносить свои предложения для поправок. После формирования конечного проекта закона, он был выдвинут на всеобщее голосование, где и была решена его судьба.

Нормативный договор

Это еще один официальный документ, который является своего рода соглашением между субъектами права. Нормативные договоры бывают двух видов: внутригосударственный и международный.

Признаки нормативного договора

Для международного права он является основным источником права, разграничивает полномочия между странами-союзниками. Внутригосударственный же разграничивает предметы ведения и полномочия между субъектами страны и ее государственными органами.

Судебный прецедент

Особенность данного источника в том, что он характерен только для англосаксонской системы права и представляет собой решение суда по конкретному делу, которое потом является образцом для других судебных разбирательств.

Правовой прецедент

Например, в США запрещено кидаться мороженым из общественного транспорта, а все потому что один гражданин выкинув из окна автобуса рожок с мороженным нанес травму другому. Суд, рассмотрев данный случай, решил вынести подобный запрет. Вот почему в США существуют, на наш взгляд, такие странные законы.

Правовой обычай

Правовым обычаем считается исторически сложившееся правило поведения ввиду его цикличного повторения в течение длительного времени, которое было принято государством в качестве обязательного. Это самый первый и древнейший способ урегулирования общественных отношений.

В современном мире правовой обычай практически не применяется, его приоритетное использование больше всего было характерно в периоды рабовладения и феодализма.

Религиозные тексты

В качестве источников права религиозные тексты используются лишь в некоторых странах. Они представляют собой священное писание, которое применяется в судебной практике.

Коран

Использование подобного источника права больше всего характерно для мусульманских стран и тех, в которых религия занимает главное, почетное место. Например, одним из таких источников будет являться Коран или Сунна.

Правовые доктрины

Под правовой доктриной подразумеваются труды ученых, которые помогают решить спор по тем или иным юридическим вопросам при существовании пробела в законодательстве или отсутствии прецедента.

Правовая доктрина

Применение такого источника больше всего характерно для англосаксонской системы права. Доктрина по своему содержанию очень напоминает толкование определенных норм Конституционным судом, которые в свою очередь применяются для урегулирования тех же вопросов в РФ.

Общие принципы права

Принципы представляют собой руководящие начала, лежащие в основе права. В некоторых западных странах они применяются для решения правовых вопросов при отсутствии иных юридических норм, способных урегулировать возникшую проблему.

Примером таких принципов могут выступать принципы справедливости, гуманности, доброй совести.

Признаки зафиксированных источников права

Признаки права

Официальные источники права должны обладать рядом следующих признаков:

нормативность - предполагает систему эталонных, общих правил поведения;

общеобязательность - означает, что данные нормы обязательны для всех граждан, а не только для определенного круга лиц;

определенность - нормы должны быть ясными, четкими и понятными;

формальность - нормы принимаются с соблюдением специальной процедуры и должны быть зафиксированы в специальных документах;

системность - предполагает наличие определенной иерархии норм;

властный характер - нормы устанавливаются и обеспечиваются государством.

Источники права в РФ

РФ относится к романо-германской системе права, а это значит, что все российское законодательство состоит из НПА. Самым главным источником является Конституция РФ.

Источники права в РФ

Если какой-либо нижестоящий закон противоречит ей, то он должен быть либо отменен, либо изменен в имеющей разногласие части.

Затем по юридической силе следуют:

федеральные конституционные законы;

Также в Российской Федерации используются международные акты, которые при их ратификации главенствуют над всем российским законодательством. Как и в случае с Конституцией, ни один закон страны не должен противоречить им, в иных случаях будут применяться нормы международного права.

Источники права существуют уже очень давно, и их развитие не стоит на месте. Системы урегулирования общественных отношений как внутри, так и между государствами с каждым годом совершенствуются и не исключена возможность, что в скором времени в мире появятся новые источники права.


Источник права представляет собой не столько форму выражения права, сколько начало формирования права и системы факторов, которые определяют его содержание. Форма права – это системная внутренняя организация права, которая внешне выраженная для восприятия участниками общественных отношений.

Ученные-теоретики, в юридической литературе, определяют неоднозначно, а именно, как деятельность государства, направленная на создание правовых предписаний, а также как и результат такой деятельности.

В правоведении выделяют следующие источники права:

  • идеальные;
  • юридические;
  • материальные.

Следовательно, источники права отражают внутреннее содержание права и его предпосылки, а форма является его внешним выражением. Но когда речь идет все-таки об источниках права, то здесь следует понимать, что они оформляются юридически и носят общеобязательный, нормативный характер. Такие источники еще называют типичными. Сюда к ним можно отнести:

  • международные акты;
  • конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов Российской Федерации;
  • подзаконные акты;
  • другие нормативные правовые акты.

Подробнее рассмотрим каждый вид источника права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры российского государства являются основной частью всей правовой системы. Современное российское государство является участницей больше чем двадцати тысяч действующих международных договоров.

Правовую основу межгосударственных отношений образуют международные договоры. Они способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с принципами и целями Устава ООН, безопасности и поддержанию всеобщего мира. Законодательство Российской Федерации не должно противоречить положениям международных договоров российского государства. Международные договоры выполняют главную роль в обеспечении законных интересов государств, в защите основных свобод и прав человека, таким образом, нормы международных договоров выше по юридической силе, чем нормы российского законодательства. Это закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Международные договоры можно подразделить в зависимости от уровня, на котором он был заключен, а именно:

  • договоры, которые были заключены от имени РФ (межгосударственные);
  • договоры, которые были заключены от имени Правительства (межправительственные);
  • договоры, заключенные от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные).

Подобное деление носит практическое значение и определяет порядок принятия решений об их подписании и внесения предложений о заключении международных договоров. Президент РФ принимает решения о подписании наиболее важных межгосударственных договоров.

Правительство также имеет право принимать решения о подписании межгосударственных договорах, но только по вопросам, которые отнесены к его компетенции.

Конституция РФ

Среди всех нормативных правовых актов, главным источником права является закон. Конституция Российской Федерации является основным законом.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой, применяется на всей территории РФ и имеет прямое действие. Суды, согласно этому конституционному положению, должны рассматривать дела путем оценки содержания закона или другого нормативно правового акта, который регулирует рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять, в качестве акта прямого действия, Конституцию Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Для того чтобы защитить основы конституционного строя, основные права и свободы гражданина и человека, обеспечить верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на все территории государства – был создан институт конституционного контроля, который осуществляет Конституционный суд Российской Федерации. Главная деятельность такого суда заключается в проверки на соответствие существующих законов духу, смыслу и положениям Конституции российского государства.

В системе источников российского права, не менее важное место занимают Конституции и уставы субъектов РФ, которые определяют особенности развития регионального законодательства. Такая Конституция или Устав обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, применяются на всей территории и оказывают прямое действие. Законы и иные нормативные правовые акты, которые применяются, не могут противоречить Конституции (Основному закону) или Уставу субъекта РФ.

Федеральные конституционные законы

Федеральными конституционными законами являются законы, которые были приняты по вопросам, указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах. Таким образом, ч. 2 ст. 65 Конституции РФ закреплено, что принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта будет осуществляться в порядке, который определен федеральным конституционным законом. Такой закон был принят и действует сейчас. Федеральные конституционные законы определяют порядок проведения референдума, порядок и структуру деятельности судебных органов.

Федеральные законы

Для того чтобы наиболее комплексно урегулировать значимые группы отношений, издаются кодифицированные федеральные законы, к примеру, ТК РФ, ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ, УК РФ, ЗК РФ.

Кодекс – это нормативный правовой акт, объединяющий в себе систематизированные правовые нормы одной или нескольких отраслей законодательства, и благодаря этому система отрасли права находит свое отражение в структуре кодекса.

Законы субъектов РФ

Подзаконные акты

Подзаконные акты наряду с законами также являются источниками права. Подзаконный акт – это нормативный правовой акт, который принимается в результате исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти. К такой группе источников права можно отнести нормативные правовые акты в следующей последовательности по их юридической силе:

  • акты Президента Российской Федерации;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • приказы и иные акты министерств;
  • инструктивные письма;
  • регламенты и приказы различных ведомств.

Значение данной группы источников права заключается в том, что они описывают наиболее детально механизм действия правовых норм, которые содержатся в федеральных и иных законах, а также условия реализации правовых возможностей, заложенных в них. К примеру, если правовая норма в п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает правовую возможность доступа к приобретению земельных участков в собственность, то подзаконные акты должны обеспечить применение данной нормы: правительством издано постановление, которое регламентирует процедуру продажи земельных участков или права на заключение договора аренды.

Иные нормативные правовые акты

Локальные правовые акты (к примеру, правила внутреннего трудового распорядка, устав организации) также можно отнести к источникам права. Договоры тоже относятся, так как они носят общеобязательный характер для всех участников соглашения, либо в силу их трудовой связи с организацией действие таких актов будет распространяться и на них.

Судебный прецедент

Судебный прецедент будет являться источником российского права лишь тогда, когда речь идет о судебных актах, которые не столько изменяют и создают правоприменительную практику, сколько влияют на содержание правовых норм в действующих уже законах.

Правовой обычай

Правовой обычай представляет собой правила поведения, которые сложились и широко применяются в конкретной сфере жизнедеятельности человека, прямо не установленные законодательством РФ. Но их применение может быть санкционировано не только международными нормами, но и актами внутригосударственного характера. Правовой обычай относится к самому древнейшему источнику права. Из правила, которое было порождено обычаем и оформлено юридически, получаются самые результативные правовые нормы.

В правоприменительной практике, наиболее широкое распространение получил такой вид правового обычая, как обычай делового оборота, применение которого предусмотрено в ст. 5 ГК Российской Федерации.

Обычай делового оборота – это не предусмотренное договором или законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенно в своем содержании, и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности, к примеру, традиции исполнения тех или иных обязательств. Обычай делового оборота можно применять независимо от того, был он зафиксирован в каком-либо документе (изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, которые содержит сходные обстоятельства, опубликован в печатных изданиях).

Право зарождается в обществе и в жизни человека. Его источником служит наша объективная реальность. Когда право становится юридической реальностью и начинает функционировать, оно должно иметь доступную форму выражения.

Источником права признается способ внешнего выражения и закрепления правовых норм.

Правотворчество, то есть создание правовых норм реализуется через принятие нормативных актов государственными органами.

К основным источникам права относят:

  1. Естественное право.
  2. Правовые обычаи.
  3. Прецеденты.
  4. НПА (нормативно-правовые акты).

Также к источникам права относят юридическую доктрину — это отдельные положения, являющиеся общеобязательными и закрепленные в трудах авторитетных ученых-правоведов. Еще к источникам относят договор нормативного содержания, то есть соглашения между двумя и более субъектами.

Источником права интеллектуальной собственности являются соответствующие международные договоры РФ.

Основные виды источников права

Рассмотрим каждый вид источника более детально.

  1. Естественные права — неотчуждаемые права, закрепленные в позитивном праве. Они занимают лидирующее место в иерархии, так как каждый человек рождается с ними. Глава 2 Конституции полностью посвящается им.
  2. Правовой обычай — форма, кот государство придает особое значение и гарантирует его соблюдение. Его роль в РФ незначительна. Правовой обычай закреплен в ГК РФ ст. 5 — норма, регулирующая обычай делового оборота и ряд имущественных отношений. Не всегда правовой обычай указан в нормативном документе. Пример: суд в большинстве случаев оставляет детей с матерями.
  3. Судебный прецедент — суд решение по конкретному юридическому делу, который служит образцом при рассмотрении аналогичных дел. К ним обращаются в случае, когда соответствующие решения и нормы в законах страны. Распространен в Англии, США, Канаде и Австралии. В России судебный прецедент постепенно входит в практику. Решение принимается на основе моральных принципов судьи и его опыта.
  4. Нормативно-правовой акт. Является основным в РФ. Это выраженный в письменной форме документ, который принимается компетентным государственным органом. Это официальный документ государства, носит общеобязательный характер и предусматривает санкции за неисполнение. Акт обязателен для опубликования и издается для всего населения. Он излагается юридическим языком, понятным для людей.

Соотношение источника и формы права

Так, форма права демонстрирует содержание и организацию права во внешнем мире, а источник — указывает на сами истоки права и факторы, которые предопределяют его содержание.

Источник права — обстоятельства, вызывающие появление права.

Форма права — то, откуда черпаются знания о праве, то есть способ закрепления правовых норм.

Источники права в РФ

Как уже было сказано выше, нормативно-правой акт — основной источник права в РФ.

  1. Носит обязательный характер для всех.
  2. Гарантирован государством.
  3. Предусматривает санкции за нарушение норм.
  4. Должен быть опубликован.
  5. Носит формальную определенность.

Нормативные акты РФ делятся на законы и подзаконные акты. Они отличаются по своей юридической силе и от того, какой орган его издал.

  • федеральные — действуют на всю РФ;
  • субъектов — действуют на территории субъекта.

Статьи 71 и 76 Конституции разграничивают их пределы действия.

  1. Предметы ведения РФ — в пределах федеральной власти: ФКЗ (федеральный конституционный закон), ФЗ (федеральный закон). Законы субъектов при этом не должны им противоречить (ст . 71 Конституции).
  2. Предметы совместного ведения, куда входит круг вопросов, которые решаются на федеральном уровне и на уровне власти субъектов (ст. 72 Конституции).
  3. Вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъект имеют самостоятельность (ст. 73 Конституции).

Иерархия нормативно-правовых актов РФ представлена в следующей схеме.

Процесс принятия закона (законотворческий процесс) происходит в федеральном собрании и состоит из стадий:

Читайте также: