Классификация межличностных конфликтов кратко

Обновлено: 06.07.2024

Наука о природе, причинах и динамики конфликтов, методах и средствах и предупреждениях регулирования и разрешения.

Объект конфликтологии как науки.

Конфликт как социально-психологическое явление.

Предмет конфликтологии. Социальная природа, типы, динамика развития конфликтов… Авторы теории жесткого индивидуализма – Локк и Гоббс. Автор теории нравственных чувств – Адам Смит (экономист).

Конфликтология как наука сформировалась в 50 –е годы 20 столетия. На пятом этапе ее развития произошло формирования основных теоретических направлений и национальных школ конфликтологии. Роттердамский, Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, осуждали социальные столкновения и вооруженные конфликты – гуманисты эпохи возрождения.

Фрэнсис Бэкон:

Первым предпринял попытку анализа совокупности основных причин конфликтов внутри страны…

В качестве ведущей причины социальных конфликтов выделил материальную причину.

В качестве конкретного способа разрешения социальных конфликтов определил устранение бедственного материального положения простого народа.

Средством разрешения конфликта относил искусство политического маневрирования.

Второй этап развития конфликтологии характеризуется попытками научного обоснования неизбежности конфликтов в социальной жизни…

Жан Жак Руссо, Вольтер, Гидро выступали с открытым осуждением насилия, утверждая, что ликвидация феодальных устоев приведет к установлению вечного мира.

Особое внимание уделяли поиску рациональных форм общественного устройства.

2. Ему принадлежит идея общественного договора, как способа разрешения соцконфликта.

3. Возможны рациональные способы разрешения социальных конфликтов.

Нем. Философ Эммануил Кант придерживался промежуточной точки зрения на причины возникновения соц.конфликтов.

С одной стороны его точка зрения была близка к Гоббсу, а с другой стороны к Жан Жаку Руссо.

Адам Смит в своем трактате исследований о природе и причинах богатства народов предпринял попытку скрыть основные предпосылки предупреждения и разрешения социальных конфликтов:

Благоразумие, справедливость, человеколюбие, экономические интересы.

На третьем этапе развития конфликтологии предпринимаются попытки научного обоснование конфликта, причин возникновения, приемов и способов предупреждения и разрешения…

Исследование конфликтов в различных областях знаний.

1. Решающий вклад в разработку математической теории игр как способов моделирования конфликтов. Лефевр, Саати и Копибин.

2. Авторы концепции позитивно-функционального конфликта. Льюис Козер.

Представители современных западно-европейских представителей конфликтологии. А.Турен, Р.Дарендорф.

Основные современные концепции конфликтов.

1. Индустриальная школа.

2. Концепция Парсонсона.

3. Теория социального содействия. Макс Вебер.

Основные методологические принципы конфликтологии.

2. Всеобщей связи

4. Диалектического единства теории, эксперимента и практики

5. Системного подхода

6. Конкретно-исторического подхода.

Характеристика конфликтов как социально-психологического явления.

Основные структурные компоненты конфликта:

Субъект, объект, инцидент.

Структурные компоненты конфликтной ситуации (Ксит).

Субъект плюс объект. Субъектов не менее 2, объектов не менее 1.

Основные функции конфликта:

Деструктивная и конструктивная (разрушает).

В объективном конфликте объект, как правило: материален. Объект духовен. Объект определяет поведение оппонентов.

Объект достаточно важен, значим для оппонентов.

Где нет, это конструктивные.

Дополнительные условия конфликтов. Образы конфликтной ситуации и условия протекания. Под участниками конфликта понимаются индивидуумы, социальные группы, организации…, чьи интересы сталкиваются в конфликте.

Субъекты конфликта – индивиды или их различные сообщества, интересы которых сталкиваются.

Объект конфликта – то, из-за чего произошел конфликт.

Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта.

Мотив конфликта. Внутренние побудительные силы, подталкивающие субъекты к конфликту.

Конфликтогены – слова, жесты, оценки, суждения, многоточия, способные привести к возникновению конфликта.

Образы конфликтной ситуации.

Своеобразные идеальные представления участников конфликта.

Группы причин, присущие социальному конфликту.

1. Общие (социально-политические, экономические, социально-психологические…)

2. Частные, присущие конкретному конфликту.

3. Объективные, обстоятельства социального взаимодействия

4. Субъективные, обусловленные образом конфликтной ситуации.

Типы конфликтов по направленности.

По составу субъектов:

  1. Личностные
  2. Групповые
  3. Организационные

По форме протекания и разрешения:

Стадия эскалации характеризуется:

Потеря субъектами конфликта объекта, расширение его границ, сужение когнитивной сферы, рост эмоциональной напряженности.

Основные уровни межличностного конфликта в соответствии с
4-х шаговым методом улучшения взаимоотношений Дена:

Основные стили поведения в межличностном конфликте: противоборство и уклонение, ассертивность (не ущемлять интересов других людей).

Межличностный конфликт – открытое столкновение взаимодействующих индивидуумов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Социально-психологические качества индивидуумов, оказывающие решающее влияние на динамику межличностного конфликта: темперамент, черты характера, уровни межличностного развития.

Уровни самооценки, влияющие на уровни межличностного конфликта: адекватная, завышенная и заниженная.

Линкольн выделил следующие поведенческие факторы, оказывающие влияние на конфликтное поведение:

- стремление к превосходству;

Факторы отношений по Линкольну:

- дисбаланс в отношениях;

- несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения в общении;

- различие в образовательном уровне;

- негативный опыт отношений в прошлом;

- уровень доверия и авторитетности.

Структурные факторы по Линкольну:

Информационные факторы, влияющие на межличностные конфликты по Линкольну:

- не полные, не точные;

- слухи, невольная дизинформация;

- преждевременная информация или информация до конца не известная;

- ненадежность источников информации;

- посторонние факторы (белый шум).

Ценностные факторы:

- предрассудки, предпочтения, приоритеты;

- приверженность к групповым традициям, ценностями, нормами;

- культурные, политические ценности, представления о добре и зле, справедливости и не справедливости.

Основные концепции межличностного конфликта:

- психоаналитическая интерпретация (К.Хорни).

- концепция удовлетворения потребностей (Курта Левина) – межличностный конфликт – это конфликт между собственными предпочтениями и вынуждающими силами (объективной действительностью);

- концепция зависимости от контекста (Дойч) – межличностный конфликт – это форма межличностного взаимодействия.

Основные компоненты МК:

- содержательная компонента (предмет спора – вопрос, вызвавший разногласия);

- психологическая компонента (индивидуальные, социально-психологические особенности участников конфликта).

Субъекты МК - конкретные личности…

Объект МК – конкретные потребности.

Предмет МК – конкретные противоречия.

Причина МК – конкретный способ удовлетворения потребностей.

Классификация межличностных конфликтов.

Если за основания берутся движущие силы и мотивация поведения субъектов МК, выделяют ресурсные конфликты и ценностные конфликты. Если за основание берется реальность – ложность конфликта, выделяют: смещенные конфликты, не верно приписанные конфликты, подлинные конфликты, случайные (условные), латентные и ложные конфликты.

Случайный (условный) конфликт – МК, зависящий от легко изменяемых обстоятельств.

К основным типам причинных факторов МК по Линкольну относят: поведенческие, информационные, ценностные, структурные и фактор отношения.

Конструктивные функции МК:

Перестроечная, заключается в том, что рационально разрешенный конфликт выводит межличностные взаимоотношения на новый уровень.

Познавательная – он вскрывает наличие конкретных противоречий в межличностных взаимоотношениях.

Развития – при соблюдении этических норм поведения в конфликте, он выступает источником развития его участников и совершенствование процессов взаимодействия.

Инстументальная – основной способ разрешения межличностного противоречия.

Деструктивные функции МК:

1. Психическое и физическое насилие как преобладающая форма конфликтного взаимодействия.

2. Истощение личностных ресурсов.

3. Снижение эффективности трудовой деятельности.

4. Закрепление социального опыта насильственного решения проблемы.

5. Формирование негативного образа оппонента.

6. Деструкция системы межличностных отношений.

Алгоритм деятельности менеджера по управлению межличностными конфликтами: прогнозирование МК, предупреждение МК, регулирование МК, разрешение МК.

Формы предупреждения МК: превентивная и вынужденная.

Комплекс конкретных психолого-педагогических и административных мер, направленных на нейтрализацию действия всех детерминирующих факторов МК.

Комплекс психолого-педагогических мер: беседы, разъяснения, формирование культуры межличностных отношений.

Административный комплекс мер – это изменения условий труда, перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены.

Тема 8. Групповые конфликты.

Субъекты групповых конфликтов:

организации и социальные группы.

Типы групповых конфликтов:

Причины конфликтов личность-группа:

1. Нарушение ролевых ожиданий.

2. Неадекватность внутренней установки к статусу личности.

3. Нарушение групповых норм.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

«Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
  • инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз¬решения противоречий);
  • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать.

  1. предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
  2. конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
  3. послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

  1. Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
  2. Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не при¬давать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
  3. Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
  4. Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
  5. Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эга позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
  6. Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов. Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность – её потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, её прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте. Существенную роль нередко играют и её внутренние духовные противоречия, поиски и метания.

Типичными примерами здесь могут быть конфликты между подчиненными и начальниками — управленцами, владельцами (вертикальные), между сотрудниками в организации (горизонтальные). В современных условиях в России часты конфликты в деловой сфере из-за нечеткого распределения ответственности, полномочий, различных ожиданий.

Вместе с тем отметим, что столкновения различных позиций и точек зрения отдельных людей или групп в процессе совместной деятельности практически неизбежны. Типичны для предприятий и организаций следующие конфликты:

  • Конфликты между менеджерским персоналом и подчиненными (вертикальные) по поводу способов управления и выполнения функциональных обязанностей;
  • Конфликты между персоналом (горизонтальные) в связи с принятием новых членов, распределением работ, оплатой труда и т. д.;
  • Конфликты между самими управленцами при определении целей, способов и направлений совместной деятельности.

Это тесно связано с личностными особенностями, кадровыми перестановками, практикой морального и материального стимулирования, влиянием внешней среды. Особую важность для понимания природы конфликта здесь имеет анализ мотивов деятельности людей в данной организации: что удерживает их, удовлетворены ли они способами управления, получаемыми ресурсами, своими карьерными перспективами, тем, как рядовые члены участвуют в принятии решений, и т. д.

б) По своему эффекту и функциональным последствиям конфликты бывают: конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные).

Обычно в конфликтах конструктивная и деструктивная стороны сосуществуют, как две стороны у монеты. Указанные типы конфликтов различаются тем, какая из этих сторон преобладает.

Конструктивная сторона межличностных конфликтов состоит в том, что они могут вести к прояснению взаимотношений между сторонами и нахождению способов улучшения как поведения, так и личностных качеств участников конфликта.

Конструктивные последствия межличностных конфликтов могут проявиться, например:

  • в создании общности людей, причастных к решению проблемы;
  • в расширении сферы сотрудничества на другие области;
  • в том, что скорее происходит процесс самоосознания, прояснения собственных интересов и интересов партнера.

При деструктивном конфликте наблюдается:

  • поляризация оценочных суждений партнеров;
  • стремление к расхождению исходных позиций;
  • стремление принудить партнера к невыгодному для него решению;
  • обострение конфликта;
  • желание уйти от исходной проблемы;
  • болезненные формы разрешения конфликтной ситуации.

Деструктивное разрешение конфликта обычно имеет три негативных следствия:
Во-первых, даже если кажется, что вы выиграли, а ваш партнер проиграл, то на самом деле это далеко не всегда так. Чаще всего страдают обе стороны.
Во-вторых, взаимоотношения становятся в будущем напряженными, переживается чувство негодования и обиды хотя бы одной из сторон. При этом участник, чувствующий себя в проигрыше, нередко обвиняет себя в том, что неумело вел себя в конфликте, а потому и проиграл. Это снижает его самоуважение и самооценку.
В-третьих, неспособность к взаимному удовлетворению разрешить межличностные проблемы является вредной для обеих участников потому, что не только не дает возможности разрешить содержательные проблемы между сторонами, но и отрицательно влияет на здоровье конфликтующих.

в) По критерию реальности или истинности—ложности, согласно М. Дойчу, выделяются следующие типы конфликтов :

Конфликт весьма разнообразное, уникальное, многоплановое социально-психологическое явление. Каждый конфликт по-своему неповторим и уникален. Это в определенной степени определяет многообразие в подходах к классификации и типологизации конфликтов.

Каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и что он не ошибается, когда судит о других.

ВложениеРазмер
lekciya_2._harakteristiki_mezhlichnostnyh_konfliktov.docx 28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристики межличностных конфликтов

Классификация и типологизация конфликтов предполагает их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам.

Классификация конфликтов отражает характерные связи между ними и заключается в объединении их в группы по какому-либо признаку, который называется основанием деления или основанием классификации.

В основу типологии, в отличие от классификации, закладывается существенный признак конфликта . Это более сложный вид классификации. В результате типологии выделяется ряд соответствующих типов конфликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества конфликтов по выбранному основанию классификации.

Подходы к классификации и типологизации могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание на социальные, психологи на психические, юристы на правовые признаки конфликта.

Типологизация конфликтов Р. Дарендорфа:
- Структурные конфликты (конфликты между социально-организованными системами);
- Неструктурные конфликты (случайные конфликты).

К. Боулдинг предложил 6-уровневую типологизацию социальных конфликтов:

- Случайные;
- Скрытые, латентные;
- Основанные на плохом знании;
- Фальшивые;
- Заместительные;
- Действительные.

Л. Козер выделяет два основных типа конфликтов:
- Конфликты по базисным принципам;
- Конфликты по проблемам.

Одну из наиболее развернутых общих типологизаций конфликта разработали А.Я. Анцупов и С.В. Баклановский, выделив конфликты с участием человека и зооконфликты.

А.Г. Здравомыслов предлагает 7-уровневую типологизацию конфликтов, Е.М. Бабосов 10-уровневую, Н.Ф. Вишнякова 3-уровневую. В управленческой конфликтологии сложилась 10-уровневая типологизация конфликтов.

Определенный интерес представляет классификация конфликгов на основе потребностей субъектов взаимодействия с последующим выходом на соответствующие типы конфликтов А.И. Шипилова.

Относительно полную классификацию представил С.М. Емельянов. Он выделяет для классификации пять оснований, по каждому основанию классифицирует от двух до четырех видов конфликтов, давая каждому из них общую характеристику.

Приведем примеры классификации конфликтов по некоторым из этих оснований.

По форме конкретных действий:
- Мирные;
- Насильственные.

По характеру противоречий:
- Главные;
- Второстепенные (побочные).

В зависимости от формы и остроты протекания:
- Явные и скрытые;
- Организованные и неорганизованные;
- Антагонистические и неантогонистические.

По функции:
- Конструктивные;
- Деструктивные.

В зависимости от пространственной распространенности:
- Микромаштабные;
- Макромаштабные;
- Мегамаштабные.

В зависимости от субъекта конфликта:
- Внутриличностный;
- Межличностный ;
- Организационный;
- Групповой.

Таким образом, анализ различных подходов к типологизации и классификации конфликтов свидетельствует о том, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона.

Межличностные конфликты могут протекать в форме:

  1. соперничества - стремления к доминированию;
  2. спора - разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
  3. дискуссии - обсуждения спорного вопроса.

- наличие значимых для сторон противоречий;

- необходимость их разрешения для эффективного взаимодействия сторон;

- действия сторон, направленные на преодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов; и т.д.

Структура конфликта включает в себя следующие составляющие:

Предмет конфликта — противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить.

Участники конфликта — отдельные люди или группы (противодействующие стороны), которые можно разделить на основных (прямых) участников и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта (оппоненты) — это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве, его главные действующие лица. Противоречие именно их интересов лежит в основе противостояния.

К неосновным участникам относятся все остальные лица, вовлеченные в конфликт (организаторы, посредники, пособники и т.д.). Им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта.

Макросреда конфликта — те конкретные социально-психологические условия, в которых он развертывается.

Образ конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп, не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации.

Например, мы можем преувеличивать значимость ситуации с опозданием коллеги, считая, что его поведение — это демонстрация личного превосходства или неуважения по отношению к вам. На самом деле такое поведение может быть всего-навсего следствием личной неорганизованности и не иметь лично к нам никакого отношения. То есть образ конфликтной ситуации носит субъективный характер и не отражает истинного положения дела.

Выделяют следующие виды межличностных конфликтов.

В зависимости от потребностей , неудовлетворение которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:

материальные (например, конфликт из-за кабинета, в котором несколько педагогов одновременно хотели бы вести урок);

статусно-ролевые (например, конфликт между учителем и учеником, который ведет себя, по мнению учителя, вызывающе, не уважая его статус);

духовные (возникают как следствие рассогласования жизненных ценностей и смыслов).

По направленности конфликты подразделяются на:

горизонтальные , возникающие между лицами, равными по социальному статусу (например, коллегами по работе);

вертикальные , возникающие между лицами неравными по социальному статусу (например, учитель — ученик);

смешанные (например, учитель — родитель).

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

кратковременные (длятся в течение непродолжительного времени);

быстротечные (краткосрочные конфликты, например, между пассажирами общественного транспорта);

длительные , продолжающиеся иногда годами и десятилетия ми (например, конфликт между членами семьи, соседями).

Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.

Первый - предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счёт ущемления интересов другого.

Второй - затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

Третий - представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искажённой) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

В зависимости от того, какие именно проблемы затрагиваются возникшим противоречием, выделяют следующие типы конфликтов :

ценностные конфликты — разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер;

конфликты интересов — затрагивают цели, устремления участников, которые оказываются противоречащими или несовместимыми;

конфликты, возникающие из-за нарушений норм или правил взаимодействия .

Особо можно выделить виды педагогических конфликтов :

конфликты деятельности , возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

конфликты поведения , поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне школы;

конфликты отношений , возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Понимание специфики различных конфликтов является важным, так как это во многом определяет способ их разрешения.

Однако, анализируя различные виды конфликтов, следует учитывать некоторую условность их разделения, так как одни и те же причины могут порождать разные конфликты.

Например, отказ учащегося выполнить задание учителя может стать основой для возникновения конфликта деятельности, который впоследствии может стать конфликтом отношений или конфликтом поступков, как и произошло в рассматриваемом примере.

На этом примере мы видим, что конфликт деятельности (разногласия по поводу критериев выполнения задания) приводит к возникновению конфликта поведения (отказ выполнять задания педагога, попытка сорвать урок), что, в свою очередь, приводит к возникновению конфликта отношений (просьба ученицы перевести ее в группу к другому педагогу).

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:

  1. ученик — ученик;
  2. ученик — учитель;
  3. учитель — учитель.

Конфликт “ученик — ученик”

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями.

Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов.

Конфликт “ученик — учитель”

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. В младших классах учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция “Я — взрослый”, которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем.

В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме.

Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая — в завышенных требованиях с целью подготовки учеников для поступления в институт. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.

Конфликт “педагог — педагог”

Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:

1) соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;

2) поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;

3) создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.

Характеризуя педагогические конфликты, М.М. Рыбакова отмечает следующие их особенности:

профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении;

присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной особенностью педагогических конфликтов является ответственность учителя за их разрешение. Умение педагога предотвращать и разрешать конфликтные ситуации может служить для учеников примером эффективного поведения и будет способствовать созданию более благоприятной психологической атмосферы в школьном коллективе.

Хороший пример — это самая лучшая проповедь.

Учитель математики после звонка задержал класс на перемене. В результате учащиеся опоздали на следующий урок — урок физики. Разгневанный учитель физики высказал свое негодование учителю математики, так как у него была запланирована контрольная работа. Его предмет, как он считает, очень сложный, и терять время урока из-за опоздания учащихся он считает недопустимым. Учитель математики возразил, что его предмет не менее важен и труден. Разговор происходит в коридоре на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.

1. Укажите структурные компоненты (предмет, участники, макросреда, образ) конфликта в каждой представленной ситуации.

Читайте также: