Описание картины айвазовского пушкин на берегу черного моря кратко

Обновлено: 05.07.2024

Название Пушкин на берегу Черного моря
Страна, художник Россия, Иван Айвазовский
Год 1887
Жанр Пастораль
Находится Художественный музей им. В.В. Верещагина, Николаев
Материалы Масло

Картина художника-мариниста с изображением Александра Пушкина была одной из заключительных полотен художника. Творение пополнило личную коллекцию Айвазовского, но после его ухода из жизни, коллекцию пришлось распродать с целью покрытия долга. Работы нашли свое пристанище за границей, но позже их выкупили владельцы музея и они снова очутились на родной земле.

Айвазовский всегда был поклонником творчества Пушкина, но личная встреча повлияла на художника удивительным образом: он увидел в поэте источник силы и так вдохновился им, что посвятил ему несколько полотен. Мастерская стала местом, где было создано творение, так как преклонный возраст уже не позволял длительных поездок. Картина создавалась в течение двух лет, и облик поэта менялся несколько раз. Она была написана в год, как прошло пол века со дня гибели Пушкина. Есть еще другая работа с Пушкиным на холсте, где и кисть Репина оставила свой след.

Картина состоит из сложного нагромождения предметов, которые поделены на некоторые этапы. Одним из первых этапов стали горы в правой части, которые кажутся великанами по сравнению с маленькой фигурой поэта. Художник акцентировал внимание именно на пейзаже, подталкивая нас к мысли о том, что фактическая разница между таким великим человеком, как Пушкин и любым другим – отсутствует. Человек придет и уйдет, а природа останется навсегда.

Следующим этапом идет изображение моря и неба. Этот этап представляется нам мутным и расплывчатым, словно недалеко приближение вечера. Здесь живописец применил технику, которая заключается в двойном наложении масла. Перед сушкой и лакировкой работы картина должна пройти акриловую обработку. Лишь после этих действий идет легкое нанесение слоя лака.

Студенческие годы Айвазовского в Санкт-Петербурге совпали во многом с противоречивым этапом в российской истории. С одной стороны, это был период суровой тирании и политического застоя при правлении царя Николая I, с другой стороны, художник был свидетелем большого расцвета русской культуры после наполеоновской войны 1812 г. Это была эпоха Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Глинки.

Пушкин и Айвазовский встретились и были представлены друг другу на выставке Академии 1836 года. Всю свою жизнь художник почитает поэта. Несколько раз он писал Пушкина, стоящего на берегу моря. Лучшая из этих картин была написана совместно с И. Е. Репиным в 1877 году.

Айвазовский и Пушкин – два алмаза русской земли.


Прощание А. С. Пушкина с морем. 1877 год.

Прощание Пушкина с морем

Если говорить о размере картины, можно сказать, что она очень большая. Но, с другой стороны, мы должны отметить, что выдающийся русский художник И. Айвазовский использовал такой размер, чтобы показать нам, красоту и широту Черное море. Это иллюстрация моря была возможна с помощью размера холста. Картина не только представляет само море, но высокая, тонкая, одинокая фигура Пушкина добавляет драматизм пейзажу. Драма показана также, при помощи бури в море на картинке.

Заявление художника: очень трудно ответить этот вопрос, достиг ли своей цели Айвазовский или нет, создав рисунок этого пейзажа, но ясно, что картина скрывает в себе душу художника.

На картинке состояние передается не только черным цветом моря, есть буря. Именно поэтому мы можем сказать, что художник использовал такое название не только, чтобы нарисовать Черное море, но чтобы показать нам темноту в бурном море, и в эту бушующую темноту попадает одинокий Пушкин.

Морской пейзаж в плохую погоду интригует, огромные каменные глыбы выступают на первый план. Средь них Пушкин, с торжественным выражением лица, в твердой позе, держа в правой руке шляпу, как бы говорит: вот я открыт, я не страшусь бури, я торжествую.

Картина создает эмоциональную реакцию: общее настроение картины загадочное, похоже, что — то появится из воды. Есть ощущение, что буря заодно с небом: оттенки моря передаются небу, волны перекликаются с тучами.

Репин и Айвазовский изобразили Пушкина у моря мастерски. На картине три элемента: море, небо, Пушкин. Каменные глыбы – это опора Пушкина. То на чем держится весь его мир. На это указывает и положение ног, и рука, опирающаяся о глыбу. Море темное, черное. Этот цвет передается небу. Море и небо заодно. Основное внимание картины захватывает Пушкин. Он в центре. Он безмятежен, бесстрашен, открыт, непобедим.

Полотно, масляные краски, карандаши и воображение художника были использованы для создания картины. Авторы сделали все лучшее, что было возможно представленным выбором среды.

Цвет использован реально (черное море, в белой пене волны и серое небо) и нужен для передачи эмоций. Черный цвет моря и неба символизирует проблемы и приходящие несчастья, серое небо дает спасительную возможность воли Божьей. Цвета прохладные, они устраивают тему.



А. С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897 год.












Два канонических портрета

Самыми известными изображениями поэта остаются два портрета кисти Василия Тропинина и Ореста Кипренского, написанные после триумфального возвращения Пушкина из ссылки в Михайловском. Оба были сделаны в 1827 году, первый — в начале года в Москве, второй — весной в Петербурге.

В. Тропинин. Пушкин Александр Сергеевич. Этюд к портрету. 1827 год. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Почти одновременное их появление стало событием — публика с удовольствием обсуждала разницу в подходах художников. Оба портрета представлены в экспозиции не в оригиналах, а в репродукциях художников разных лет.

К Тропинину Пушкин обратился сам. Тот показал его в домашней обстановке, в халате, в котором заказчик, скорее всего, не позировал. Карандашный набросок и этюд маслом, сделанные тропининской рукой, показывают процесс работы над шедевром — на этюде еще нет той легкой улыбки, которая появилась потом на портрете. Оба эскиза представлены на выставке.

Н. Уткин. С оригинала О. Кипренского. Портрет А.С. Пушкин. 1827 год. Государственный музей А.С. Пушкина

Профессор гравировального класса Академии художеств не ограничился механической репродукцией живописного оригинала. Отказавшись от музы и романтического тартана, изменив положение рук, Уткин смягчил образ, придал ему камерность. Неслучайно такой вариант портрета стал не только самым тиражируемым, но и, по мнению отца и друзей поэта, самым удачным изображением Пушкина.

Пушкин на берегу Черного моря

Обе картины отражают влюбленность Пушкина в эту стихию. Он с ней живет, он мыслит, он мечтает, в раздумье.

Небо едино с морем, едино с поэтом. Краски светлее, но все оттеки моря присутствуют. Темно синий цвет, как высота и глубина космоса, светлый зеленовато-серый, как символ надежды, открытой в будущее, розовый рассвет и торжественные розово-белые облака.

Горы – могучие твердыми. Но они не восстают против гения, они с ним заодно. Озаренные розовым оттенком с права и сливающиеся с тоном моря снизу картины.



Пушкин на берегу Чрного моря. 1887 год.

Пушкин стоит в расслабленно — напряженной позе. Он как бы ведет творческий диалог с любимой. Одна нога согнута в колене опирается о камень, другая твердо стоит на камне. Лазурное чистое светлое море лишь облизывает носок его ботинка. Но даже в этом отрывке оно величественно.

И снова камень, и снова твердыня.



А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899 год.

Подросток Александр

Е. Гейтман. Портрет А.С. Пушкина. 1822 год. Государственный музей А.С. Пушкина

Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.

Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову. Этот набросок не сохранился.

С. Чириков. Портрет А.С. Пушкина. Середина 1810-х годов. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Промашка с бакенбардами

В число приятелей Пушкина входили братья-художники Григорий и Никанор Чернецовы. В совместную работу, посвященную поэту, каждый из них вложил то, над чем уже работал ранее.

Г. Чернецов, Н. Чернецов. Пушкин в Бахчисарайском дворце. 1837 год. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Айвазовский – великий русский живописец. Его полотна известны во всем мире. Свою популярность он завоевал еще в молодости, после представления своих работ на морскую тематику на выставке.

Тогда она произвела невероятное впечатления на деятелей искусств. Его любовь к морю была с ним с самого детства, так как он родился и вырос на его берегу. Он объездил много европейских стран, где создал более пятидесяти полотен с разными морскими пейзажами. Его наследие неоценимо

Работы Айвазовского изображают морскую стихию во всех ее проявлениях: штиль, шторм, закат и рассвет, открытое море и бухты в известных живописных местах.

Но еще одним восхищением для художника служило творчество Александра Сергеевича Пушкина. Личное знакомство Айвазовского с Пушкином произошло в Санкт-Петербурге в 1836 году. Это событие вдохновило художника для создания новых картин. Он пишет цикл полотен, посвященных Александру Сергеевичу.

поэта. На ней Пушкин изображен сидящим на берегу моря на закате. Он что-то думает своей голове, возможно, сочините новые стихи.

Морская гладь слегка волнуется, словно, приветствует великого поэта. Картина еще раз доказывает мастерство кисти Айвазовского. Сочетание цветов, теней, линий придает полотну реализма и глубины.

Пушкин на берегу Черного Моря – одна из последних картин под авторством Ивана Айвазовского, написанная в 1887 году. Работа была написана для личной коллекции художника, однако, после его фактической смерти для того, чтобы покрыть часть долгов, коллекция была распродана. Картины отправились за границу, где находились в Париже. До второй мировой войны, и после нее. Но в начале существовании Российской Федерации, картина была куплена владельцами Николаевского художественного музея имени Верещагина.

История создания

Картина была написана уже в преклонном возрасте, когда Айвазовский не мог позволить себе длительные поездки. Вся работа велась в мастерской, где художник старался снова вдохнуть на холст редкие проблески жизни.
Картина имеет практическую копию, которую автор писал вместе с Репиным. Однако, та работа принадлежала им двоим, и Айвазовский не мог распоряжаться ей по своему усмотрению. Политика Российской Империи полностью заставила его пересмотреть собственные взгляды. Мужчина отгородился от социальной жизни, доверив в руки мыслителей судьбу своей страны. Сам он больше не мог участвовать в жизни общества, и стал обычным затворником для того времени.

Стиль написания

Картина представляет собой сложное нагромождение фигур, которые Айвазовский разделил на несколько этапов. Писалась работа два года, и за это время, образ Пушкина не раз изменялся по ходу рисования. При этом, сам художник в раннем возрасте уже встречался с мастером пера, и работа писалась именно на пятьдесят лет после его смерти.
Первым этапом стали горы, нарисованные по правую сторону холста. На них можно увидеть маленькую фигуру Пушкина, но акцент здесь, как и в истинном романтизме, делается на саму природу. Айвазовский как бы показывает зрителю, что нет фактической разницы, между человеком, и другим человеком тоже. Стихия все равно переживает их всех, и так будет всегда.
Второй этап – это море и небо. Вся работа выполнена мутно, словно наступил вечер. Выбирается техника двойного наложения масла. Перед тем, как сушить картину, и лакировать ее, работа несколько раз обрабатывается акрилом. Только после этого наносится легкий слой лака, с минимальным добавлением спирта.

Сюжет

Картина показывает Пушкина, что, стоя на утесе, в последний раз видит свое любимое море. Больше, он никогда уже не вернется в эти края.

Читайте также: