Описание города узла кратко

Обновлено: 02.07.2024

Средства обучения: Карты (тематические Москвы и Московской области, Центральной России), таблицы, схемы, плакаты.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный метод с элементами частично-поискового метода. Использование форм самоконтроля и взаимоконтроля, групповой деятельности.

Основное содержание: Нижний Новгород, географическое положение, выгоды ЭГП, специализация промышленности, значение. Воронеж, причины основания, развитие промышленности. Специфика территориальной структуры хозяйства и расселения Центрально-Черноземного района.

Новые термины и понятия: Узловой район, промышленно-транспортный узел, столичный регион.

Практические задания: Определение по картам атласа и учебника отраслей промышленной специализации узловых районов Центральной России.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка уровня усвоения материала прошлого урока (в форме индивидуальных диагностических заданий).
  3. Изучение нового материала.

Характеристика городов (промышленных узлов) Центральной России.

Для работы предлагаются города:

Учащиеся в процессе работы используют материалы атласа, учебника, дополнительные материалы, предложенные учителем. Работа организована в группах гомогенного состава. Задания и дополнительные материалы составлены с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В качестве эталона работы и освещения, наиболее сложных и информационно ёмких элементом темы учитель дёт развернутую характеристику ТПК Курской магнитной аномалии и города Воронежа.

Каждая группа получает инструкционный пакет – задание. Используя материалы атласа, учебника, предложенный дополнительный материал, составьте устную характеристику промышленного узла по плану:

  1. Определите географическое положение города, история образования, статистика.
  2. Определите, какие транспортные магистрали проходят через данный населённый пункт. Имеется ли река, судоходная ли она?
  3. Какими отраслями представлена промышленная специализация?
  4. Какие проблемы актуальны для города и его жителей.
  5. Какие факторы определили специализацию промышленного центра?

Характеристика городов (промышленных узлов) Центральной России

Промышленный узел, ТПК Специализация Факторы специализации Проблемы
ТПК КМА. Чёрная металлургия, тяжелое машиностроение. Сырьевой (КМА), Наличие металла (металлургическая база). Экологическая (карьеры, терриконы, нарушение почвенного покрова)
Воронежский. Машиностроение (точное, наукоёмкое, трудоёмкое, материалоёмкое), химическая промышленность. Трудовые ресурсы, привозное сырьё, потребительский. Экологические проблемы.
Нижегородский. Точное машиностроение, химическая промышленность. Трудовые ресурсы, привозное сырьё, потребительский. Экологические проблемы.
Чебоксарский.
Саранский.

1. ТПК Курской магнитной аномалии.

Находится на территории Центрально-Чернозёмного района. Территорию КМА пересекает сеть железных дорог

ТПК КМА развивается на базе богатейших месторождений железной руды. Руда с 32% содержанием железа залегает близко к поверхности, а богатые (с содержанием железа от 52 до 62%) залегают глубже (400-700 м).

Основные месторождения находятся на территории Белгородской и Курской областей (около городов Старый Оскол и Железногорск). Добыча руды связана с проблемой сохранения чернозёмов и необходимостью рекультивации почвы. Происходит также понижение уровня грунтовых вод.

Железные руды КМА используются на металлургических заводах: полного цикла – Новолипецком (г. Липецк) и Старооскольском электрометаллургическом комбинате. В основном же железная руда вывозится на металлургические заводы Центральной и Уральской металлургических баз. На базе собственного металла здесь развивается тяжёлое машиностроение (г. Воронеж – производство оборудования для горнодобывающей промышленности), сельскохозяйственное машиностроение (потребительский фактор), а так же производят трактора, кузнечно-прессовое оборудование.

С металлургией связана химическая промышленность-производство минеральных удобрений из отходов коксового производства Новолипецкого завода. На привозных нефти и газе производят синтетические волокна, синтетический каучук.

Проблемы ТПК КМА – экологические (карьеры, терриконы, нарушение почвенного покрова), водная проблема – здесь нет крупных рек.

2. Воронеж - крупнейший город российского Нечерноземья.

ВОРОНЕЖ, город в Российской Федерации, центр Воронежской обл., расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины, на юге зоны среднерусской лесостепи, по берегам р. Воронеж, в 12 км от ее впадения в р. Дон, в 587 км к юго-востоку от Москвы.

Воронеж – крупнейший город Центрально-Чернозёмного района. Город, находясь в центре сельскохозяйственного района России, был торговым центром. Здесь торговали мясом шерстью, кожей и прочими продуктами сельскохозяйственного производства и промыслов.

Воронеж - узел железнодорожных линий и автомобильных дорог. Через город проходят железные дороги на Липецк, Курск, Северный Кавказ. Действует аэропорт. Население 906,9 тыс. человек (2001). Основан в 1586. Город с 1779.

Основные отрасли промышленности:

Вблизи Воронежа построена Нововоронежская АЭС. Развита химическая промышленность: производство синтетического каучука и лекарств.

3. Чебоксары - столица Чувашии.

ЧЕБОКСАРЫ, город в Российской Федерации, столица Чувашской Республики, расположен на берегу р. Волга, в долине, образуемой р. Чебоксарка и Кайбулка, в 768 км к востоку от Москвы. Речной порт. Узел автомобильных дорог. Железнодорожная станция. Аэропорт. Через город проходят нефте- и газопроводы. Население 460,7 тыс. жителей (2001). Численность населения увеличилась по сравнению с 1990 года с 429 тыс. чел. Известен с 1469. Город с 1781. В состав Чебоксарский агломерации входит город Новочебоксарск, который возник при строительстве Чебоксарской ГЭС.

Наиболее развитые отрасли промышленности:

4. Саранск – столица Мордовии.

САРАНСК, город в Российской Федерации, столица Республики Мордовия, расположен на левом берегу р. Инсар (бассейн р. Волга), в 642 км к востоку от Москвы. Саранск (первоначально Саранеск) был основан в 1641 как крепость на юго-восточной окраине Русского государства, на Атемарской засечной черте. Население крепости (казаки, стрельцы, пушкари) состояло из русских, мордвы и татар. Крепость называлась Саранский острожек и располагалась на берегу р. Инсара, в устье р. Сарлей (современная Саранка). В 1651 Саранск получил статус уездного города.

Город находится на территории Волго-Вятского экономического района. Через город проходит железная дорога, нефте- и газопроводы. Узел автомобильных дорог. Действует аэропорт. Население 312,8 тыс. человек (2001). Основан в 1641. Город с 1651.

Основные отрасли промышленной специализации:

5. Нижний Новгород.

НИЖНИЙ НОВГОРОД (в 1932-1990 гг. Горький), город в Российской Федерации, центр Нижегородской области, расположен при слиянии рек Ока и Волга, в 439 км к востоку от Москвы. Крупный речной порт и железнодорожный узел. Аэропорт. Метрополитен (с 1985). Через район Нижнего Новгорода проходят газопроводы от Саратова и Маннибаева, нефтепровод из Альметьевска.

Другие отрасли промышленности:

Контрольные вопросы и задания.

Приведите примеры узловых районов Центральной России и расскажите, на каких отраслях промышленности они специализируются.

Результаты урока. Знания об узловых районах Центральной России, об их структурно-планировочных особенностях, причинах формирования, специализации промышленности, населении и транспорте.


- Речь пойдёт о городе Узловая, который своим названием благодарен местной железнодорожной станции.

Узловая - мой город, такой он один!
И вами, и мною он очень любим!
Памятных мест у нас в городе много,
Скорей отправляйтесь со мною в дорогу!


Ранним весенним утром корреспонденты Myslo отправились на восток Тульской области, чтобы исследовать красоты городка с населением 53 тыс.человек, ехать до которого оказалось чуть меньше часа.

Признаюсь честно, что первые мои свидания с Узловой датированы ещё прошлым десятилетием, но тогда цель у визита была скорее точечная, чем исторически-справочная.

Поэтому все 47 минут пути до пункта назначения я посвятил составлению того маршрута, который в конце дня дал бы мне представление о городе, где уже на протяжении более 100 лет не уставая грохочут поезда.


Немного истории

Датой основания города историки считают 1873 год, когда при строительстве Сызранско-Вяземской железной дороги возникла станция второго класса Хрущёвская, в последствии названная Узловая.

Любопытно, что статус города посёлок около станции Узловая получил только в 1938 году. Кстати, в этом же году была заложена первая угольная шахта, которая обеспечивала потребность в буром угле крупной Каширской угольной электростанции. Максимальное количество работающих одновременно шахт достигло двадцати в середине 60-х годов XX века. Но эта эпоха в жизни узловчан давно позади - последняя шахта закрылась в 2002 году.



Позади в истории города и страшные события, связанные с Великой Отечественной войной. Не случайно на въезде в Узловую установлен мемориал девушкам зенитчицам, охранявшим железнодорожную станцию от налётов немецкой авиации.


В день последней тяжёлой бомбёжки, 13 мая 1943 года, этого расчёта не стало. На мраморной доске навсегда вбиты имена зенитчиц: Октябрина Смирнова, Ираида Туркина. а дальше уже без имён: Денисова, Вольфсон, Суботина.


В зелёном поле с узкой серебряной каймой - вилообразный крест того же металла, посередине накрытый золотым колесом о шести спицах.

Обоснование символики:
Герб города языком символов и аллегорий отражает его исторические и культурные особенности. Щит, окаймленный серебром аллегорически символизирует город как центр одноименного района. Станция Хрущёвская основана как транспортный узел трёх направлений: на Ряжск, Елец и Тулу - это и показано в гербе тремя сходящимися в центре полосами - геральдическим вилообразным крестом. Колесо - символ вечного движения и развития, аллегорически показывает ритм движения поездов, определивших судьбу города и района. Серебро - символ совершенства, благородства, чистоты, веры, мира. Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие. Зелёный цвет - символ здоровья, стабильности, процветания, достатка.


Первым делом мы направились по главной улице города, Беклемищева, в узловской художественно-краеведческий музей, в котором нас ждала часовая экскурсия от директора музея Николая Цинделя с рассказами о знаменитых земляках, последними археологическими раскопками местных экспедиций и потрясающими декорациями, отображающими каждую эпоху в становлении города.






Набор шахтёра. По словам Циндель, закрытие шахт в Узловой - ошибка.

Николай Циндель

- Мы по праву гордимся теми экспонатами, которые представлены у нас в музее. К тому же, кроме исторических экскурсий, у нас постоянно проходят выставки современных художников. Вот сейчас у нас представлены работы Юрия Стихарёва.



Одно из произведений Юрия Стихарёва.

После музея мы решили двигаться на стук колёс о рельсы. Совсем скоро перед нами предстал знаменитый переезд в городе, на котором можно потерять не один час по рассказам местных водителей.

Неподалёку от переезда связующее звено населённого пункта - станция Узловая, которая является и в наши дни важным железнодорожным узлом. На запасном пути станции стоит паровоз ФД 20 - 1535, который во времена ВОВ перевозил военные и хозяйственные грузы.



Вскоре организм затребовал обеденного перерыва и лёгкой прогулки. С первым проблем не возникло - мы ещё рано утром заприметили неплохое кафе, где можно было вкусно отобедать.


Не испытали мы проблем и с пешими маршрутами. Для начала заглянули в замечательный парк культуры и отдыха, в котором, по рассказам местных дворников, совсем скоро появятся новые аттракционы.




А затем и вокруг Свиридовского пруда прогулялись, по пути зайдя на полчасика в уже анонсированную детскую библиотеку имени Зои Воскресенской.




На вторую половину дня мы оставили посещение необычного музея пчеловодства на улице Дзержинского и музея железнодорожного депо, который признан одним из лучших в стране по железнодорожной отрасли.


К сожалению, оба музея оказались закрыты по техническим причинам, но даже в такой ситуации мы нашли позитивные нотки этой неудачи.



Есть замечательный повод, чтобы ещё раз приехать в Узловую. А в Узловую хочется приезжать ещё и ещё. Виной тому доброжелательный народ, местные достопримечательности и рекомендованная психологами каждому смена обстановки.


Мой город, конечно, совсем не велик,
Но для меня он отчизны родник!
Он самый любимый, он самый родной,
Нет в мире прекрасней моей Узловой!

Паровоз-памятник ФД20-1535

В далеком 1873 году началось строительство Сызранско-Вяземской железной дороги, возникла станция 2-го класса Хрущевская как узел трех направлений на Ряжск, Елец и Тулу. С 1877 года станция стала называться Узловой.

Со времен неолита

Поселения человека на месте города обнаружены с неолита, речь идет о копях железной руды и городище в районе станции Дедилово Узловского района. В Средневековье территория города относилась к Дикому полю, постоянные поселения из-за угрозы набегов отсутствовали. Территория Узловского района была безлюдной до последней четверти XVIII века, когда возникли помещичьи владения графов Бобринских. В тот же период русским естествоиспытателем Болотовым на территории района обнаружены запасы бурого угля. Заселение территории города произошло во второй половине XIX века.

Важность железной дороги для развития района подтверждает герб. Железнодорожный узел на нем изображен в виде серебряного вилообразного креста. Поверх него золотое колесо с шестью спицами — символ поезда. Именно колесо и определило судьбу развития района.

Сейчас в муниципальный округ Узловой входит 114 населенных пунктов с общим числом жителей чуть менее 82 тыс. человек. Из них около 65% живут в районном центре. Узловая – единственный город муниципального образования.

О символах

Старинное здание, ставшее архитектурным памятником города – железнодорожная больница открылась в 1892 году.

Есть в городе памятник девушкам-зенитчицам, возведенный на средства родственников одной из погибших. Установлен в честь девушек, сохранявших мирное небо над головой узловчан в мае 1943 года.

Всего в пределах района 107 памятников культурного наследия, 38 из них посвящены ВОВ. Самые значимые - площадь 50-летия Победы, стела 14-декабря и братская могила №6 в с. Смородино.

Музеи и свой театр

Главный музей - Музей железнодорожного транспорта в локомотивном депо. Его экспозиция, собранная ветеранами-железнодорожниками, переросла отметку в 1300 подлинных экспонатов.

Хорошо известен и Узловский художественно-краеведческий музей, открытый 9 мая 1968 года. Он располагает одной из самых крупных коллекций картин советских художников в регионе. На базе музея работает археологическая экспедиция.

Славные узловчане

Вот только одно из большого списка славных имен.

Авраамий Павлович принимал участие в испытании первой советской атомной бомбы. Во многом благодаря его усилиям атомная угроза со стороны США была нейтрализована.

Завенягин умер в 1956 г. Урна с его прахом покоится в Москве на Красной площади в Кремлевской стене. В Узловой и Норильске А. П. Завенягину установлен бронзовый бюст, его именем названа улица. А в 1984 году в России появился ледокол имени Авраамия Павловича Завенягина.

Возрастная категория сайта 18 +

Транспортным узлом называют пункт стыкования и взаи­модействия двух или более видов транспорта, обладающий комплексом технических средств, устройств и технологий, предназначенных для обслуживания грузо- и пассажиропото­ков. Транспортный узел объединяет в себе железнодорожные станции и связывающие их рельсовые пути, морские, речные порты и аэропорты, автомобильные дороги, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, системы городских транспортных комму­никаций.

В транспортных узлах осуществляется:

· пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой.

· транспортное обслуживание предприятий и населения

Таким образом, основными операциями транспортного узла являются:

1) передача грузов с одних видов транспорта на другие

2) пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой;

3) осуществление всех операций, связанных с передачей грузов и пересадкой пассажиров;

4) обработка и обслуживание подвижного состава работающих в узле видов транспорта (судов, железно-дорожных вагонов, автомобилей);

5) изменение направлений грузовых и пассажирских потоков;

6) совместное обслуживание различными видами транспорта промышленных предприятий и населения района тяготеющего к транспортному узлу;

7) доставка грузов магистральными видами транспорта в пункты разгрузки подвижного состава в пределах транспортного узла;

8) доставка грузов от отправителей к магистральным видам транспорта и от магистральных видов транспорта – к получателям;

9) транспортно - экспедиционное обслуживание;

10) выполнение коммерческих операций, связанных с

передачей грузов с одного вида транспорта на другой и т.д.

Транспортные узлы классифицируют по следующим признакам:

1. количеству стыкующихся в узле видов транспорта

2. схемам взаимно­го расположения транспортных объектов

3. характеру эксплуатацион­ной работы

4. географическому положению

5. численности проживаю­щего населения.

6. по геометрическому построению,

7. расположению транспортных устройств и т.д.

По количеству взаимодействующих видов транспорта узлы под­разделяют на: железнодорожно-автодорожные, железнодорожно – водно -автодорожные, водно-автодорожные.

По взаимному расположению транспортных объектов различа­ют узлы: однокомплектные (с раздельным расположением пасса­жирского и грузового районов), многокомплектные (с объединен­ным расположением пассажирского и грузового районов), комбинированные (с комбинированным расположением указанных районов). Многокомплектные узлы характерны только для крупных городов, например для Москвы, Санкт-Петербурга. Они имеют не­сколько промышленных районов с обслуживающими их грузовы­ми железнодорожными станциями и самостоятельные вокзалы для разных видов пассажирского транспорта.

По характеру работы они делятся на узлы:

1) обслуживающие преимущественно транзитные грузовые и (или) пассажирские потоки;

2) выполняющие местную работу (транзита нет);

3) выполняющие транзитные операции и местную работу.

По географическому положению транспортные узлы подразделяют на сухопутные и прибрежные (расположенные рядом с акваториями морей, рек и озер).

По численности населения транспортные узлы имеют три градации: малые и средние с численностью населения до 100 тыс. человек, большие и крупные с населением до I млн. человек и крупнейшие, в которых проживает более I млн. человек.

По геометрическому построению транспортные узлы могут быть: тупиковые; вытянутые с последовательным расположением устройств; радиальные; радиально-кольцевые; полукольцевые.

В зависимости от типа и характера выполняемой работы в состав транспортного узла входят: морской (или речной) порт, железнодорожные станции, автотранспортные предприятия, подъездные пути промышленных предприятий, устройства трубопроводного транспорта, телекоммуникационные средства.

Транспортные узлы строят и развивают по генеральным схемам, объединяющим все входящие в узлы виды транспорта. Эти схемы разрабатывают с расчетом на длительную перспективу — до 50 лет, предусматривая в них резервные возможности для развития отдель­ных видов транспорта.




Работа транспортного узла по освоению пассажирских пере­возок в значительной мере зависит от планировки городов и сетей магистральных улиц. Эти сети должны иметь хорошие и удобные выходы на внегородские автодороги, а также на железнодорожные, автомобильные, речные, морские вокзалы и аэропорты.

При благоприятных возможностях подхода железной дороги к порту строят объединенные железнодорожно-водные вокзалы.

Автовокзалы в пределах транспортного узла также обычно размещают рядом с железнодорожными, морскими или речными вокзалами, обеспечивая этим удобства пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой.

Аэропорты размещают за пределами города на удалении до 30 км от жилой зоны и мест массового отдыха населения.

Линии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также емкости для хранения жидкого топлива располагают за пре­делами городов.


ТЕМА 4 ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ И ТЕРМИНАЛЫ

Транспортным узлом называют пункт стыкования и взаи­модействия двух или более видов транспорта, обладающий комплексом технических средств, устройств и технологий, предназначенных для обслуживания грузо- и пассажиропото­ков. Транспортный узел объединяет в себе железнодорожные станции и связывающие их рельсовые пути, морские, речные порты и аэропорты, автомобильные дороги, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, системы городских транспортных комму­никаций.

В транспортных узлах осуществляется:

· пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой.

· транспортное обслуживание предприятий и населения

Таким образом, основными операциями транспортного узла являются:

1) передача грузов с одних видов транспорта на другие

2) пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой;

3) осуществление всех операций, связанных с передачей грузов и пересадкой пассажиров;

4) обработка и обслуживание подвижного состава работающих в узле видов транспорта (судов, железно-дорожных вагонов, автомобилей);

5) изменение направлений грузовых и пассажирских потоков;

6) совместное обслуживание различными видами транспорта промышленных предприятий и населения района тяготеющего к транспортному узлу;

7) доставка грузов магистральными видами транспорта в пункты разгрузки подвижного состава в пределах транспортного узла;

8) доставка грузов от отправителей к магистральным видам транспорта и от магистральных видов транспорта – к получателям;

9) транспортно - экспедиционное обслуживание;

10) выполнение коммерческих операций, связанных с

передачей грузов с одного вида транспорта на другой и т.д.

Транспортные узлы классифицируют по следующим признакам:

1. количеству стыкующихся в узле видов транспорта

2. схемам взаимно­го расположения транспортных объектов

3. характеру эксплуатацион­ной работы

4. географическому положению

5. численности проживаю­щего населения.

6. по геометрическому построению,

7. расположению транспортных устройств и т.д.

По количеству взаимодействующих видов транспорта узлы под­разделяют на: железнодорожно-автодорожные, железнодорожно – водно -автодорожные, водно-автодорожные.

По взаимному расположению транспортных объектов различа­ют узлы: однокомплектные (с раздельным расположением пасса­жирского и грузового районов), многокомплектные (с объединен­ным расположением пассажирского и грузового районов), комбинированные (с комбинированным расположением указанных районов). Многокомплектные узлы характерны только для крупных городов, например для Москвы, Санкт-Петербурга. Они имеют не­сколько промышленных районов с обслуживающими их грузовы­ми железнодорожными станциями и самостоятельные вокзалы для разных видов пассажирского транспорта.

По характеру работы они делятся на узлы:

1) обслуживающие преимущественно транзитные грузовые и (или) пассажирские потоки;

2) выполняющие местную работу (транзита нет);

3) выполняющие транзитные операции и местную работу.

По географическому положению транспортные узлы подразделяют на сухопутные и прибрежные (расположенные рядом с акваториями морей, рек и озер).

По численности населения транспортные узлы имеют три градации: малые и средние с численностью населения до 100 тыс. человек, большие и крупные с населением до I млн. человек и крупнейшие, в которых проживает более I млн. человек.

По геометрическому построению транспортные узлы могут быть: тупиковые; вытянутые с последовательным расположением устройств; радиальные; радиально-кольцевые; полукольцевые.

В зависимости от типа и характера выполняемой работы в состав транспортного узла входят: морской (или речной) порт, железнодорожные станции, автотранспортные предприятия, подъездные пути промышленных предприятий, устройства трубопроводного транспорта, телекоммуникационные средства.

Транспортные узлы строят и развивают по генеральным схемам, объединяющим все входящие в узлы виды транспорта. Эти схемы разрабатывают с расчетом на длительную перспективу — до 50 лет, предусматривая в них резервные возможности для развития отдель­ных видов транспорта.

Работа транспортного узла по освоению пассажирских пере­возок в значительной мере зависит от планировки городов и сетей магистральных улиц. Эти сети должны иметь хорошие и удобные выходы на внегородские автодороги, а также на железнодорожные, автомобильные, речные, морские вокзалы и аэропорты.

При благоприятных возможностях подхода железной дороги к порту строят объединенные железнодорожно-водные вокзалы.

Автовокзалы в пределах транспортного узла также обычно размещают рядом с железнодорожными, морскими или речными вокзалами, обеспечивая этим удобства пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой.

Аэропорты размещают за пределами города на удалении до 30 км от жилой зоны и мест массового отдыха населения.

Линии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также емкости для хранения жидкого топлива располагают за пре­делами городов.

Читайте также: