Эволюция лирики лермонтова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Характерной чертой ранней лермонтовской лирики в целом является неразрывная связь, взаимопроникновение самых интимных мотивов и мотивов общественных, вселенских. Характерная особенность лирического “я” у Лермонтова – сочетание условности, чрезмерного использования поэтических штампов и автобиографических деталей, что неоднократно подчеркивалась учеными-лермонтоведами.

В переходный период за четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона - в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений "Парус", "Я жить хочу! Хочу печали. ", "Моряк" (1832).

Многие стихотворения, написанные в начале зрелого периода, такие, как “Я не хочу, чтоб свет узнал…”, “Гляжу на будущность с боязнью…” и некоторые другие, по исповедальному тону, стилистике еще тесно связаны с ранней лирикой. Однако постепенно происходит перестройка лирической системы, что и станет предметом рассмотрения в настоящей статье.

Изменения в лермонтовском методе проявятся, прежде всего, в сознательном отказе от “бессвязного и оглушающего” языка романтических страстей (“Из альбома С.Н.Карамзиной”, “Журналист, читатель и писатель”, “Не верь себе”). Лирическая тема развивается в 1837-1841 годы без импульсивного эмоционально-интеллектуального потока: О чем писать? Восток и юг Давно описаны, воспеты;

Коснулось изменение и романтической антитезы “поэт” - “толпа”. Теперь “толпа” уже не враждебный “поэту” монолит, нечто, определяемое только отрицательно (тупая, бесчувственная, непонимающая), теперь она состоит из живых, разных страдающих, как и поэт, людей:

Лирический герой ранней лирики Лермонтова отмечается чертами гиперболизма: отсутствием полутонов, максимолизмом, сверхчеловеческими деяниями. Деятельный, гордый герой не приемлет покоя. Герой лирики зрелого периода утрачивает эти черты.. Тем не менее, утрачивая черты демонизма, становясь проще, лирический герой не утрачивает ни воли, ни стойкости, ни желаний.

Прежде всего претерпевают заметную эволюцию мотивы “изгнанничества”, “одиночества”, ни то, ни другое не является теперь признаком исключительности героя. Изгнанничество, как и странничество, не может принести ничего, кроме “холода, зноя и горя” (“Листок”).. Изгнание – не вершинная точка в судьбе героя, а лишь частный, хотя и очень важный эпизод.

Конкретизируется и образ “гонителей”; гонения зачастую приобретают отчетливо социальную мотивировку:

Прощай, немытая Россия Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ …

Одиночество, не будучи теперь признаком исключительности, по-прежнему является выражением подлинно трагического:

Можно отметить и явное ослабление мотивов “обмана” и “мщения”, что было связано с отказом лирического героя от прежних романтических притязаний, от тяжбы с законами мироздания. Мстительное чувство также угасает, Лермонтов склоняется теперь к признанию простых истин жизни. В строе чувств поэта преобладает метафизическая грусть, чувство прощения и прощания с миром (“Ребенку”, “Утес”, “Валерик”). Отметим также, что если раньше одной из сил, порождающих у лермонтовского героя желание мщения, являлась любовь (отвергнутая, обманутая), то в зрелой лирике любовь, даже отвергнутая или безнадежная, выступает как светлое, одухотворяющее начало (“Ребенку”, “Нет, не тебя так пылко я люблю”).

Зрелый Лермонтов стремится не к противопоставлению “неба” и “земли”, а к их синтезу. “Небо” и “земля” выступают как взаимодополняющая гармоническая пара: И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога…; В небесах торжественно и чудно, // Спит земля в сиянье голубом. На фоне такого единства становится еще более ощутимой неприкаянность “лермонтовского человека” (“Листок”, “Выхожу один я на дорогу”). Смерть не имеет теперь таких космических масштабов, какие имела в ранней лирике, но предстает во всей беспощадной простоте

Естественно, что изменения эмоционально-интеллектуальной атмосферы лермонтовской поэзии отразились и на системе лирических жанров. Появляются романсы (“Свидание” и др.), любовные послания (“Валерик”). Лермонтов пишет баллады (“Дары Терека”, “Тамара”, “Морская царевна”), и элегии, в которые вводит элементы повествования. В стихотворениях, рождающихся из такого скрещения жанров, объединяющим началом является непосредственная лирическая эмоция. Для зрелой лирики поэта характерна легкость,

прямой линии, как развивался А.С. Пушкин, да и большинство предшественников и современников поэта. В творчестве Лермонтова обнаруживается особый, редкий тип развития – развития по спирали. Смысл движения Лермонтова-художника не в отмене того, что было выработано на предыдущем этапе, а в постоянном обращении к предыдущим темам, излюбленным мотивам, которые на новом этапе варьировались, обогащались и усложнялись, отражая стремительное развитие личности самого писателя, рост его художественного мастерства, углубление философского содержания творчества.

Какое бы стихотворение о любви у Лермонтова мы ни прочли, всюду любовь является в трагическом облике.

Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.

Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, испытывая противоречивость чувств, которая царит в его душе. Любовные стихи Лермонтова превращаются одновременно и в философские. Для него любовь — это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью.

Михаил Юрьевич Лермонтов – крупнейший поэт послепушкинского периода, открыватель новых путей в русской поэзии и прозе.

Творчество Лермонтова приходится на 1830-е годы, и оно весьма полно отразило новый этап эволюции общественного сознания.

Ключевой мотив в творчестве Лермонтова - трагическое одиночество личности во враждебном и несправедливом мире. Жажда героического действия, тема Родины, любви в лирике. Исследование внутреннего мира человека.

Исследователи намечают различные периоды эволюции лирики Лермонтова: с1828 по 1832 и с 1833 по 1841; с 1828 по 1835 и с 1836 по 1841; с 1828 по 1832, с 1833 по 1836 и с 1837 по 1841 год. Первый период лирики Лермонтова убедительнее ограничить 1828—1836 годами. Основные темы юношеских стихов Лермонтова: природа, дружба, любовь, взаимоотношения людей, социально-политическая борьба, жизнь и смерть, человек и мироздание. Среди них не без влияния отечественной (Пушкин, Баратынский, Веневитинов) и западноевропейской (Шиллер, Байрон, Т. Мур, Гете, Гейне) литератур особо важное значение приобретает философское осознание бытия, места и роли в нем человека.

Любовь в понимании поэта. Основные мотивы любовной лирики. Тема любви - одна из вечных тем, одна из самых прекрасных тем, поэтому М.Ю. Лермонтов никак не мог обойти ее, поэтому он обращался к ней и в юношеский, и в более зрелый период.

Тема родины является главной в творчестве всех великих русских писателей. Своеобразное преломление находит она в лирике М. Ю. Лермонтова. В чем-то его задушевные мысли о России совпадают с пушкинскими. Лермонтова так же не устраивает настоящее родины, он так же желает ей свободы. Но в его лирике нет пылкой оптимистической уверенности Пушкина в то, что "взойдет она, звезда пленительного счастья". Его проницательный и беспощадный взор художника обнажает те негативные стороны русской жизни, которые заставляют поэта испытывать чувство ненависти к ним и без всякого сожаления расстаться с отечеством.

Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней

лирики Лермонтова. Они раскрывают сложный духовный мир мятежного

лирического героя. Ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской

реакции не сломили волю поэта, не убили в нем “веру гордую в людей” и жажду деятельности.

Лермонтов понимал, что истоки безыдейной поэзии коренятся в костности

дворянского общества, в реакционном направлении официальной культуры и просвещения.

Основой для христианского вероучения и мировоззрения являлись библейские книги (или Священное писание), а также сочинения наиболее авторитетных богословов.

Библия включает в себя книги Ветхого завета и Нового завета.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

К ним относились, во-первых, евангелия-апракос и апостол-апракос (от греч. апрактос — праздничный) —выбранные чтения из евангелий и апостольских деяний и посланий, расположенные в порядке чтения их во время церковных служб (определенные чтения на определенные дни недели или на дни церковных праздников). В церкви читался Паремийник, служебные минеи (книги, содержащие похвалы святым), различного рода служебники, часословы, требники, тропари и другие книги .

Книги священного писания и богослужебные книги, помимо чисто учительной и служебной функций, имели и немалое эстетическое значение: Библия содержала яркие сюжетные рассказы, книги пророков отличались повышенной эмоциональностью, яркой образностью, страстностью в обличении пороков и социальной несправедливости; псалтырь и служебные минеи являлись блестящими образцами церковной поэзии, хотя их славянские переводы и были прозаическими.

Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности.

Один из постоянных мотивов юношеской лирики – переживание предопределения смысла своей гражданской и поэтической миссии. Так, юный романтик пророчит себе одиночество, страдания и героическую смерть.

Поэт, наделенный нравственным и духовным максимализмом, чувствует, что жизнь его протекает без цели, что он чужд всему.

Особенностью ранней лирики является процесс художественного выражения, который совпадает по времени с процессом переживания (Лермонтов одновременно чувствует и тут же передает свои чувства). Основной формой лирики выступает лирический монолог.

Лирика 1837-1841

Любил и я в былые годы,

В невинности души моей,

И бури шумные природы

И бури тайные страстей.

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг,

И мне наскучил их несвязный

И оглушающий язык.

Разнообразие словесно-речевых, интонационных и стиховых форм направлено на создание психологически конкретного облика лирического героя, на индивидуализацию его переживаний.

Отличие зрелой лирики от ранней (я думаю под этим можно и понимать эволюцию):

1. уменьшается количество стихотворений исповедально и автобиографического характера. Эмоции Лермонтов прикрывает холодной иронией или снижено прозаической речью.

Лермонтов иначе стал воспринимать реальность, мир был осознан им как место обитания, где предстояло жить и действовать.

Если в ранней поэзии лирические чувства выступает крайне напряженными, то в зрелой они заметно притушены. Лермонтов избегает открытой эмоциональности.

Происходит скрещивание жанровых форм. Баллада вбирает признаки романса (Тамара) и песни (Дары Терека).

Лермонтовым новый поэтический мир, в замечательных по художественной экспрессивности образах, в проникновенно-волнующих словах, в удивительно гармонических звуках, выражал идеи, настроения и стремления, понятные и близкие передовым людям 30-х годов XIX в., не мирившимся с наступившей после разгрома декабристов черной реакцией.

Лермонтов с самого начала своей литературной работы органически примкнул к мощному течению романтизма, испытав воздействие со стороны самых разнообразных его представителей: Пушкина (как автора южных поэм), Рылеева, Полежаева, Жуковского, Козлова, Шиллера, Байрона, французских романтиков. Преодолевая одни романтические воздействия, трансформируя и сливая воедино другие, он создает свою вариацию романтизма, во многом близкую к байроновской. Поэзия Байрона помогла Лермонтову прояснить, укрепить и выразить в художественном слове свою идеологию, свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, возникшие закономерно на почве тогдашней русской действительности.

Этот решительный поворот Лермонтова в сторону реализма объясняется, во-первых, углублением критики современного общества в его творчестве и, во-вторых, выходом Лермонтова за пределы настроений романтического одиночества к положительно-гуманистическому мировоззрению.

Романтическая поэтика характерна для Лермонтова в юношеские годы: Эта ранняя манера Лермонтова не исчезла совершенно и в период его творческой зрелости, когда на первый план выступает новая поэтика — реалистическая, с сравнительной простотой и точностью образов, в которых автор стремится дать объективную характеристику явлений действительности. Некоторые особенности старой манеры сохранились и в этот период — только художественно утонченные и искусно применяемые, с соблюдением высокого вкуса и чувства меры. Не покидают поэта почти до конца и романтические герои (Демон и Мцыри).


Сен 25, 2018 | 5 комментариев

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Читайте также: