Куда обращаться по поводу защиты своих прав потребителей финансовых услуг кратко

Обновлено: 30.06.2024

1. Потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:

1) непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного частью 8 статьи 20 настоящего Федерального закона срока рассмотрения обращения и принятия по нему решения;

2) прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона;

3) несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.

2. Потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи.

3. В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.

4. В качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель финансовых услуг представляет в суд хотя бы один из следующих документов:

1) решение финансового уполномоченного;

2) соглашение в случае, если финансовая организация не исполняет его условия;

3) уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, предусмотренное частью 4 статьи 18 настоящего Федерального закона.


Куда обращаться за защитой нарушенных прав потребителя финансовых услуг?
31 Мая 2018

Потребитель финансовых услуг порой сталкивается с тем, что его права нарушены. Как поступать в такой ситуации и куда обращаться за помощью, ответы в нашей подборке полезных советов от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Отказ от права на обращение в суд недействителен.

В КАКОЙ СУД ОБРАЩАТЬСЯ?

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: жительства или пребывания истца; нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности её филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения её филиала или представительства.

Исключение составляют иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, которые должны предъявляться в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

В СУД РАЙОННЫЙ ИЛИ МИРОВОЙ?

Прежде чем обратиться с иском в суд, необходимо выяснить, относится ли рассмотрение данного спора к компетенции мирового или районного суда.

К компетенции мировых судей относятся дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей. В случае если цена иска превышает 50 тысяч рублей, дело подсудно районному суду.

adult-1868015_1920.jpg

ПЛАТА ЗА ПРАВОСУДИЕ

При подаче искового заявления в суд от оплаты государственной пошлины освобождаются истцы – потребители по искам, связанным с нарушением их прав.

К сведению! Также, в силу действия ст. 333 Налогового кодекса РФ, от оплаты государственной пошлины освобождаются истцы:

  • по искам, вытекающим из трудовых отношений;
  • по искам, вытекающим из авторского права;
  • по искам о взыскании алиментов;
  • по искам о возмещении вреда, причинённого увечьем, повреждением здоровья;
  • граждане – при подаче заявления об усыновлении.

От уплаты госпошлины также может освободить своим решением судья. Для этого необходимо обратиться к суду с ходатайством, приложив к нему документы, свидетельствующие о тяжёлом материальном положении.

СОБИРАЕМ ДОКУМЕНТЫ

Основным документом является исковое заявление.

Оно пишется в произвольной форме, но должно содержать определённые реквизиты, в числе которых:

  • наименование суда, в который подаётся заявление;
  • наименование истца, его местожительство, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подаётся представителем;
  • наименование ответчика, его местожительство или, если ответчиком является организация, её местонахождение;
  • цена иска, если он подлежит оценке, а также расчёт взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
  • в чём заключается нарушение либо угроза нарушения прав, законных интересов истца и его требования;
  • обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

К сведению! Обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, а также в связи с перевозкой пассажиров, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом.

К исковому заявлению в суд прилагаются его копии в количестве, равном количеству привлекаемых по делу ответчиков.

Документами, подтверждающими изложенные истцом обстоятельства, могут являться:

- любые другие свидетельства, подтверждающие написанное в заявлении, в том числе свидетельские показания, расчёты денежных сумм.

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем. К заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

ПОДАЧА ИСКА

Есть два варианта подачи исковых заявлений в суд.

1. Судье на приёме.

2. Заказным письмом с заказным уведомлением о вручении.

КАКИЕ ПРАВА ИМЕЮТ ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ?

Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам, присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, когда такое присутствие может помешать исследованию; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле, обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права.

club-2492011_1920.jpg

СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО: ПОДГОТОВКА, ЗАСЕДАНИЕ, ИТОГИ

На этапе подготовки дела к судебному разбирательству судья может назначить предварительное судебное заседание с целью:

  • определения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определения достаточности доказательств;
  • закрепления распорядительных действий сторон, направленных на окончание дела;
  • установления фактов пропуска срока исковой давности и сроков обращения в суд, причин пропуска таких сроков.

Рассмотрение дела по существу:

  • доклад председательствующего;
  • объяснения лиц, участвующих в деле. Вначале заслушивается истец и третье лицо на его стороне, потом ответчик, затем другие лица, участвующие в деле;
  • устанавливается последовательность исследования доказательств (допрос свидетелей, исследование письменных доказательств, вещественных доказательств, заключение эксперта (при его наличии);
  • судебные прения лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает истец, затем ответчик;
  • после судебных прений председательствующий удаляется в совещательную комнату для принятия решения.

Вынесение и объявление решения суда

Если составление мотивированного решения было отложено на срок до пяти дней (ст.199 ГПК РФ), то оглашается только вводная и резолютивная часть решения. При этом председательствующий обязан разъяснить, когда участвующие в деле лица, их представители, могут ознакомиться с мотивированным решением суда.

ЧТО ТАКОЕ ЗАОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО?

Дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства в случае неявки ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.

Таким образом, заочное решение выносится при соблюдении следующих условий:

  • неявка ответчика;
  • его надлежащее извещение;
  • отсутствие уважительных причин неявки;
  • просьбы ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие;
  • согласие истца.

ВСТУПЛЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЙ СУДА

Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.

После вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

В представленном материале предлагаем потребителям ознакомиться с основными десятью правилами, которыми следует руководствоваться при заключении различного рода финансовых сделок и договоров.

  1. 1.Прежде чем подписывать договор, прочтите его и получите полную информацию об условиях. Не покупайте то, чего не понимаете!

Финансовая организация обязана подробно рассказать вам об услуге. Вы должны получить полную и достоверную информацию о следующих основных параметрах услуги:

- Сумма и сроки всех платежей, которые должны сделать вы и которые будут сделаны финансовой организацией в вашу пользу (в т.ч. за дополнительные/связанные услуги).

- Обязательства сторон по договору.

- Штрафы и пени за невыполнение обязательств.

- Риски, вероятности выигрышей и потерь.

- Возможность досрочного прекращения сделки и связанные с этим потери.

- Детальная процедура оказания услуги (от заявки до закрытия договора).

Задавайте уточняющие вопросы, если вам непонятно что-то из объяснений сотрудника финансовой организации или неясен смысл каких-то выражений в документе. Вы не обязаны понимать все сразу или действовать быстро. Главное – четко понимать суть и все основные детали вашей сделки.

Ваше право на раскрытие информации об условиях договора до момента его заключения защищено Законом о защите прав потребителей (ст. 10).

Если вам предлагают подписать сразу несколько документов, не спешите, прочитайте каждый из них. Договор – это письменное свидетельство о решениях, которые вы приняли. Убедитесь, что вы согласны со всем его содержанием, прежде чем подписывать.

2. Особое внимание обращайте на мелкий шрифт в документах

Если часть документа, который предлагает вам финансовая организация, напечатана мелким шрифтом, ее надо прочитать с особым вниманием. Скорее всего, именно там могут содержаться условия, незнание которых может привести к проблемам.

3. Сравнивайте разные предложения. Слышите о выгодах – выясняйте, каковы сопутствующие затраты

Финансовые организации конкурируют между собой и привлекают клиентов, стремясь предложить более выгодные условия, чем у других. Если вы выслушаете у нескольких конкурентов, как они хвалят свои услуги и критикуют чужие, вам будет легче судить об этих услугах самостоятельно.

Сравните несколько финансовых предложений по основным параметрам (суммы, сроки, штрафы/пени и пр.) и выберите наиболее выгодное для вас.

Если вам предлагают два разных варианта, и при этом один из них кажется во всех отношениях более выгодным, чем другой, это значит, что вы что-то упустили из вида.

4. Отказывайтесь от дополнительных услуг, если они вам не нужны

Вам часто могут в комплекте с основной услугой предлагать несколько дополнительных. Всегда замечайте, когда это происходит, и думайте о каждой услуге отдельно, нужна ли она вам. Финансовые организации не имеют права отказывать вам в основной услуге, если вы не хотите приобретать дополнительную (Закон о защите прав потребителей, статья 16-2). Однако ваш отказ от дополнительной услуги может привести к тому, что основная услуга станет для вас менее выгодной (дороже). Поэтому готовых решений здесь нет, и надо всегда учитывать конкретные обстоятельства.

5. Ваши персональные данные: сообщайте только правду, надежным людям, в надежных местах

Сообщая финансовым организациям любые сведения о себе, будьте точны и правдивы.

Искаженные/неактуальные данные о вас могут помешать финансовой организации сообщить вам вовремя важную для вас информацию.

Если придется обращаться в суд, то в случае обмана с вашей стороны суд будет принимать решения по возможным спорам не в вашу пользу. Кроме того, в будущем финансовые организации не будут вам доверять.

Кроме правдивости от вас требуется осторожность. Прежде, чем сообщать о себе какие-то сведения, особенно по телефону, подумайте, с кем вы говорите: с настоящим сотрудником финансовой организации или с неизвестным подозрительным лицом. Сообщив свои персональные данные мошеннику, вы рискуете потерять деньги!

Важно помнить следующее:

- Сотрудники финансовых организаций всегда звонят с одного и того же номера, представляются и обращаются к вам по имени прежде, чем задать какой-либо вопрос.

- Сотрудники финансовых организаций никогда не просят вас позвонить по какому-то новому номеру; они доступны по тем телефонным номерам, которые приведены у вас в договоре, указаны на карточке, сопутствующих документах или сайте организации. Если же вам присылают какой-то новый номер в виде СМС, электронного письма или диктуют по телефону, это признак обмана.

- Сотрудники финансовых организаций никогда не настаивают, чтобы вы сделали что-то немедленно.

- Сотрудники финансовых организаций никогда не возражают, если вы хотите перезвонить им на другой номер или проверить их слова, обратившись к другим сотрудникам этой организации.

- Сотрудники финансовых организаций никогда не спрашивают у вас ПИН-коды или пароли.

Помните, ваше право на конфиденциальность ваших личных данных охраняется законом.

6. Храните копии всех документов

Если вы подписываете какой-то документ, проследите, чтобы одна из его копий осталась у вас. Все копии финансовых документов надо аккуратно хранить, иначе потом будет трудно разобраться, что произошло и кто прав.

7. Если у вас возникли проблемы с исполнением обязательств – пытайтесь договориться с финансовой организацией

В жизни всякое случается. Даже если вы, заключая договор с финансовой организацией, все просчитали, хорошо подумали и приняли взвешенное решение, с течением времени ситуация может кардинально измениться (изменения в семейном положении, потеря работы, болезнь и т.п.). У вас могут возникнуть проблемы с выполнением ваших обязательств (например, выплатой по кредиту). Не затягивайте проблему – сразу обращайтесь к финансовой организации, с которой у вас заключен договор. Честно расскажите о своих проблемах и постарайтесь прийти к взаимовыгодному решению.

Помните, добросовестная финансовая организация заинтересована в своих клиентах и пойдет вам на встречу (например, можно договориться об изменении графика платежей с учетом временных финансовых трудностей заемщика). В любом случае, даже если проблема не сможет быть решена в досудебном порядке, в процессе судебного разбирательства ваша активная и ответственная позиция будет учтена в вашу пользу.

Возможно, причина в ошибках или злоупотреблениях каких-то рядовых сотрудников финансовой организации, и более компетентные специалисты вам помогут.

Не исключено, что у и вас есть некие заблуждения относительно возникшей проблемной ситуации. Т.ч. открытый диалог в любом случае лучше эскалации конфликта.

Решив самостоятельно разрешить конфликт, подготовьтесь к общению с сотрудниками финансовой организации, подготовьте все документальные подтверждения вашей позиции, почитайте соответствующую литературу. Четко доведите свою позицию и дайте понять, что вы знаете ваши права и готовы их отстаивать. В большинстве таких случаев организация идет на мирное урегулирование конфликта по соглашению сторон, ей тоже не особо хочется связываться с судебным разбирательством и его возможными последствиями (в виде дополнительных проверок контролирующих органов и т.п.).

Если вы чувствуете, что у вас недостаточно знаний и навыков для самостоятельного разрешения конфликта, обращайтесь за консультацией в Роспотребнадзор (в т.ч. территориальные подразделения) или общественные организации по защите прав потребителей (в т.ч. специализирующиеся на защите прав потребителей финансовых услуг). Эти организации могут дать вам профессиональную юридическую консультацию и проработать с вами наиболее приемлемый и выгодный для вас способ защиты ваших прав.

В качестве досудебного механизма разрешения споров может быть использован также общественный институт финансового омбудсмена. Финансовый омбудсмен — это третейский судья, который может урегулировать большинство предъявляемых банкам потребителями претензий, не доводя конфликт между ними до суда. Обычно данный механизм применяется при средних размерах сумм претензий к финансовым организациям (до нескольких сот тысяч рублей). Главные достоинства этого механизма – независимость, профессионализм, справедливость. И при этом, рассмотрение споров для потребителей является бесплатным. Единственное ограничение – в настоящее время в России этот институт недостаточно развит, находится в стадии становления и законодательно почти никак не регламентируется (соответствующие нормативно-правовые акты находятся в процессе разработки).

9. Если ваши права нарушены, и переговоры не помогли - обращайтесь в суд по месту жительства. Вы имеет право на возмещение ущерба и моральную компенсацию

Если организация в отношении вас неправа, не исправляет свои нарушения и досудебное урегулирование не помогло – обращайтесь в суд. Право потребителя на судебную защиту его законных прав и интересов предусмотрено статьей 17 Закона о защите прав потребителей.

По суду вы можете требовать от организации-нарушителя ваших прав следующее:

- возмещение убытков в полном объеме, в том числе взыскании незаконно удержанных или уплаченных денежных средств (пункт 1 статьи 12, статьи 13, 14, 16 Закона о защите прав потребителей);

- уплата неустойки (пени), предусмотренной законом или договором (статья 13 Закона о защите прав потребителей);

- компенсация морального вреда (статья 15 Закона о защите прав потребителей);

- признание частично или полностью недействительным кредитного договора (статья 16 Закона о защите прав потребителей).

Вы имеет право обращаться в суд по месту жительства. Это можно сделать самостоятельно (лично или нанять юриста, компетентного в данной области), либо с помощью Роспотребнадзора или общественных организаций по защите прав потребителей. Это называется общественной защитой. Они могут дать вам полезные консультации по поводу наиболее оптимальной стратегии защиты ваших интересов и даже представлять ваши интересы, в том числе, подать иск от вашего имени.

Масштабы общественной защиты определены в статье 45 Закона о защите прав потребителей. При этом часть штрафа с нарушителя, присужденного судом в пользу потребителя, перечисляется общественным объединениям потребителей (если они выступили с заявлением в защиту прав данного потребителя).

10. Если финансовая организация нарушает ваши права, жалуйтесь в государственные регулирующие органы (Роспотребнадзор, Банк России, ФАС)

Если вы выявили серьезные нарушения в деятельности финансовой организации в отношении прав потребителей, вы можете написать жалобу в государственные регулирующие органы:

- Роспотребнадзор (и его территориальные органы);

- Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Ваша активная гражданская позиция может помочь другим потребителям и пресечь незаконную деятельность организации-нарушителя.

При этом вы должны убедиться, что действия организации незаконны и на ваши обращения организация не реагирует.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173


Эл. почта:

Внимательно проанализируйте заключенный договор относительно следующих условий:

наступил ли срок возврата денежных средств;

есть ли в договоре условие о том, что в случае, неистребования денежных средств к определенному договором сроку, срок действия договора автоматически продлевается;

содержит ли договор обязательный претензионный порядок.

Претензия направляется ценным письмом с описью вложения по месту нахождения должника, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

Обращение в суд

Если Ваши требования не удовлетворены должником в претензионном порядке, рекомендуем обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании денежных средств.

К исковому заявлению необходимо приложить:

квитанцию об отправке искового заявления должнику;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

копии документов, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования (договор, дополнительное соглашение, приходно-кассовый ордер, квитанция о передаче денежных средств и проч.);

претензионная переписка с должником (при наличии);

расчет взыскиваемой денежной суммы

Обращение в правоохранительные органы

Если Вы полагаете, что в отношении Вас совершены противоправные действия, необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о преступлении.

В заявлении необходимо указать дату, время, место произошедшего, сформулировать суть происшествия, факты, указать размер причиненного ущерба. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающие передачу денежных средств (договор, выписку по банковскому счету, приходный кассовый ордер и т.п.).

Заявления о преступлениях должны принимать в любом органе внутренних дел круглосуточно. При регистрации заявления в дежурной части оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю.

Заявление о преступлении также может быть направлено через официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В течение 3 суток по каждому заявлению должна быть проведена проверка и принято решение.

По ходатайству следователя (дознавателя) этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного отдела (начальником органа дознания). При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки до 30 суток.

По результатам проверки орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа принимают одно из постановлений:

о возбуждении уголовного дела (при наличии оснований);

об отказе в возбуждении уголовного дела (при отсутствии оснований либо при обстоятельствах, исключающих производство по делу);

Обращение в Роспотребнадзор

ПОСТРАДАВШЕМУ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПК

Обращение к финансовом уполномоченному

Финансовый уполномоченный рассматривает споры, по которым потребитель финансовой услуги и финансовая организация не смогли прийти к согласию в претензионном порядке (либо направленная претензия оставлена без ответа).

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включенных в реестр либо перечень финансового уполномоченного (реестр и перечень опубликованы на официальном сайте финансового омбудсмена), при условии, что требования потребителей о взыскании денежных сумм не превышают 500 000 руб., за исключением требований о компенсации морального вреда и возмещении убытков в виде упущенной выгоды.

Обращение к финансовому уполномоченному может быть направлено в письменном виде (по адресу 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3, телефон 8 (800) 200-00-10) или в электронной форме (в том числе через личный кабинет потребителя на официальном сайте финансового уполномоченного).

По результатам рассмотрения обращения потребителя финансовый уполномоченный принимает решение, которое подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный в решении срок.

Обращение в саморегулируемую организацию кредитных кооперативов

Контроль за деятельностью кредитных кооперативов осуществляет саморегулируемая организация, в которую входит данный кооператив. Саморегулируемая организация также обеспечивает имущественную ответственность своих членов путем формирования компенсационного фонда.

В связи с изложенным, рекомендуем о действиях/бездействии КПК сообщить в саморегулируемую организацию, членом которой является КПК.

Узнать о том, членом какой саморегулируемой организации является КПК можно в Государственном реестре кредитных потребительских кооперативов, опубликованном на официальном сайте Банка России.

Обращение в Банк России

Банк России вправе применить меры по предупреждению банкротства финансовой организации (в т.ч. кредитного потребительского кооператива) либо инициировать процедуру ее банкротства.

Во избежание дополнительных затрат рекомендуем указанные способы защиты своих прав осуществлять самостоятельно, без обращения к услугам юристов. Со своей стороны, Фонд готов предоставить вам необходимую консультационную помощь по юридическим вопросам, возникающим при осуществлении указанных действий.

Читайте также: