Описание бюста нефертити кратко

Обновлено: 07.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Бюст Нефертити - подделка?

Бюст Нефертити — одно из самых известных произведений искусства Древнего Египта. Представляет собой стилизованный портрет главной жены фараона XVIII династии Эхнатона (около 1351—1334 до н. э.). Демонстрируется в экспозиции Нового музея ( Neues Museum ) в Берлине.

1. Внешний вид.
Бюст изготовлен из известняка, имеет слой гипсовой штукатурки и полностью окрашен. Высота 48 сантиметров. Изображение имеет незначительные повреждения: левый глаз не инкрустирован, одно ухо царицы немного отломано, имеются сколы и повреждения на головном уборе.

2. История находки.
Бюст был обнаружен немецким археологом Людвигом Борхардтом (Ludwig Borchardt) в 1912 году. Борхардт стоял во главе экспедиции, проводившей раскопки в Тель-эль-Амарне. 6 декабря они обнаружили бюст в доме скульптора по имени Тутмос. Вся экспедиция была профинансирована немецким предпринимателем Джеймсом Симоном. При вывозе с территории Египта скульптурный портрет Нефертити был намеренно изуродован гипсом и, будучи признан египтянами малоценным, перевезён в Германию. До сих пор является предметом бесконечных споров между двумя странами.

Слева: Людвиг Борхардт на раскопках в Амарне, 1912 год. Справа: брат короля Саксонии, герцог Иоганн-Георг (Johann Georg) рядом со своей второй женой, герцогиней Марией Иммакулой. Самым подозрительным в событиях дня 6 декабря 1912 года было странное совпадение: прибытие делегации и обнаружение бюста Нефертити.

3. Скульптуры Нефертити.
На самом деле скульптур, обнаруженных экспедицией, было несколько, цветной бюст - лишь самый известный из них.

Гранитная голова Нефертити (Older Nefertiti), XIV век до н.э. Египетский музей в Берлине.

4. Подозрения.
Главная причина популярности и связанной с этим странностью бюста Нефертити – его современность при полном несоответствии канонам древнеегипетского искусства, таких выразительных лиц древнеегипетские мастера не ваяли. Скульптура передаёт портретную индивидуальность царицы - ничего подобного в искусстве древнего Египта ни до, ни после просто не существовало.

5. Подделка.
Разговоры о подлинности скульптуры идут давно, однако саму статую Нефертити датировать невозможно, поскольку она сделана из известняка, пигментные краски по результатам радиоуглеродных анализов говорят об их подлинности. Однако вышедшая в 2009 году книга швейцарского историка искусства Анри Стирлина (Henri Stierlin) "Le Buste de Nefertiti - une Imposture de l'Egyptologie?" ("Бюст Нефертити - египтологическое надувательство?") подвела некую черту под старыми подозрениями.

Последовательно рассмотрим аргументы, говорящие в пользу этой версии.

6. Идеальная сохранность.
Считается, что условия пребывания бюста Нефертити в земле были идеальными, неплохо же сохранились амарнские мумии, по составу менее стойкие, чем любой даже самый мягкий скульптурный материал. Однако это не так - мумии в Амарне помещали в скальные гробницы, которые находились в горах в двух замурованных захоронениях — Северном и Южном (ниже на карте они обозначены как North Tombs и South Tombs), без доступа воздуха, влага и температура были постоянными.

Такие идеальные условия существовали практически во всех египетских гробницах — вот почему в них сохраняли первозданную форму даже гипсовые изделия. Зато так называемая мастерская Тутмоса, где был обнаружен бюст царицы, находилась на открытом воздухе, в ней условия пребывания скульптурных изделий были совершенно иные.

7. Паводки Нила.
Город Амарна (Tell el-Amarna) или Ахетатон стоял на самом берегу Нила на небольшом плоскогорье, так что мастерская Тутмоса находилась примерно в 150-200 метрах от воды. Время от времени паводки на реке были столь сильными (5-7 метров высотой), что водой заливалась вся территория. Известковые и гипсовые изделия, которые якобы нашли в мастерской, включая цветной бюст Нефертити, во время паводка должны были находиться если не в воде, то в насыщенном влагой грунте. Борхардт сообщает, что бюст Нефертити лежал в песке на небольшой глубине менее метра, место находки находилось на самом берегу Нила. В этих условиях надеяться на то, что известняковый бюст, покрытый гипсом, сможет пролежать в земле 3360 лет и при этом останется совершенно невредимым - следует поверить в чудо.

Слева: Подлинная известняковая голова Нефертити. Разрушение мягкого известняка столь существенно, что с трудом можно разглядеть исходные контуры скульптурного портрета, однако рисунок левого глаза можно видеть довольно отчетливо. Скульптура обнаружена в Амарне, размеры головы — 35,8 × 17,1 × 21,7 см, передана в дар Каирскому музею Гарисом Дэвисом в 1907 году.

8. Идеальный вакуум.
Ещё одна странность - бюст Нефертити не имеет следов контакта с грунтом, создается впечатление, будто он находился в термостате, лишённом воздуха. Между тем условия пребывания скульптуры были далеки от идеала, мягкий известняк и покрывающий его гипс за три тысячи с хвостиком лет должны были испытать внутренние структурные изменения и внешнюю эрозию, которая повредила бы окраску лица и создало бы неровности его поверхности - они почему-то отсутствуют. Гипс - очень мягкий материал и тем удивительней, что на лице нет ни одной царапины, ободрано лишь ухо, немножко пострадало основание скульптуры и, как нарочно, больше всего краски слезло с головного убора, за левым ухом, почти на затылке. Итак, мы видим лишь небольшие механические повреждения на ушах и в других местах головы, появившиеся не иначе как при разрушении мастерской мифического Тутмоса.

9. Мастерская.
Традиционно считается, что мастерская принадлежала скульптору по имени Тутмос и ему приписываются эти уникальные произведения. Однако всё тождество основывается на одной случайной надписи, это крохотный фрагмент текста, нацарапанный на лошадиной шоре из слоновой кости. Само изваяние колесницы, запряженной двумя скакунами, бесследно исчезло, от него остался лишь небольшой обломок.

10. Древнеегипетская устойчивость.
Скульптура древнего Египта предельно статична, это её главный признак, она всегда выполнена с чрезмерным запасом устойчивости. Любой древнеегипетский мастер прекрасно ощущал эту механическую устойчивость своего творения, у него и в мыслях не было слепить нечто воздушное, изящное и легкое. Он делал вещи на долгие века, которые не могли опрокинуться от случайного дуновения ветра. Бюст Нефертити входит в противоречие с этими традициями, центр тяжести сильно смещён вперёд, скульптура крайне неустойчива. Для её крепления в Новом Музее было решено вмонтировать в ее основание два металлических штифта.

Вопрос: этот крепеж тоже придумал Тутмос? И к какому месту во дворце Эхнатон прикручивал бюст своей любимой супруги?

Слева: ренгенограмма скульптуры с металлическими старжнями. Справа: Хорошо видно наложение двух слоев гипса различной плотности. Их назначение: добиться приемлемого равновесия головы. Видно, что балансировка проводилась в два этапа: сначала был наложен менее плотный гипс, однако фигура осталась неустойчивой. Затем был добавлен еще один слой гипса, более плотный. Фигура стала более устойчивой, но недостаточно: при небольшом толчке она потеряла бы равновесие.

11. Несоответствие канонам.
Обратите внимание на вертикально отсечённые плечи скульптуры. Больше ни одна древнеегипетская скульптура не имеет такой формы, они всегда заканчивались либо шеей, либо по пояс или в полный рост человека.

Вертикальный же срез плеч характерен для скульптур эпохи модерн, для стиля конца 19-го – начала 20-го века, кстати, такую форму часто имели магазинные манекены для демонстрации женских украшений.

12. Отсутствие документов.
Журналы экспедиции сохранились, но упоминаний о сенсационной находке в них нет. Выяснилось полное отсутствие каких-либо археологических записей экспедиции Людвига Борхардта - все профессиональные археологи ведут журнал, куда записывают сведения о найденных ценностях: где и когда они были обнаружены, делаются их описи, прилагаются фотографии артефактов или их зарисовки и так далее. При вывозе археологических предметов с места раскопок в другую страну египетское правительство выдавало специальное разрешение - в случае с бюстом Нефертити ничего этого не обнаружено.

14. Компьютерная томография.
С её помощью были сделаны объемные модели внутренней части скульптуры. Выяснилась странная вещь - внутри бюста спрятана вторая скульптура. Мы имеем дело многослойным технологическим процессом, когда художник сначала работает с камнем, а потом вытаскивает горшок с гипсом и начинает шаг за шагом создавать идеальную форму по каменной заготовке. Ни один из древних мастеров не пользовался подобной технологией изготовления и археологи никогда не имель дела с вложенными друг в друга скульптурами. А это как раз и есть важнейший аргумент в пользу всего лишь столетнего возраста бюста – при изготовлении скульптуры на самом деле используется современная технология подделок.

15. Разные глаза, странные уши.
С помощью томографии удалось заглянуть под горный хрусталь, из которого сделан правый глаз. Оказалась, что поверхность левого и правого глаза изначально обработаны по-разному: у левого глаза плоская поверхность, у правого — выпуклая. Таким образом, стало понятно, что левый глаз не утерян - его никогда в глазнице не было. Теперь представьте себе, что было бы с бедным Тутмосом, который изваял одноглазую красавицу – скульптура ведь полностью закончена. Скульптора казнили сразу же, как только его творение увидел кто-нибудь из окружения фараона.

Одноглазие было запланировано с самого начала, о чем свидетельствует различная обработка поверхности левой и правой глазницы на уровне гипса.
Повреждение ушей осуществлено на уровне заготовки. Слева: снимки сделаны с помощью компьютерного томографа, поверх правого уха наложена координатная сетка с мм и см делениями, которые позволяют произвести точные измерения всех частей бюста Нефертитии установить отклонения от строгой симметрии. В частности, правое ухо оказалось больше левого за счет мочки с отверстием для серьги; у левого уха мочка почти отсутствует.

Правое ухо скульптуры, на которых явно видна работа фальсификатора. Он демонстративно оставил следы от реконструкции поврежденного уха, даже неспециалист заметит, что реконструкция понадобилась ему лишь для того, чтобы нанесенные им же самим повреждения выглядели как можно более естественно. Главная ошибка заключается в том, что это ухо не имеет следов тысячелетней эрозии. Мы видим, например, что краску на нем соскоблили будто вчера, кусочек гипса был отколот и тут же приклеен, он не лежал отдельно в песке три с лишним тысячи лет.

17. Подлинная Нефертити.
Наиболее радикальная версия заключается в следующем: вся экспедиция Людвига Борхардта изначально ставила своей целью легализацию подделок, выплоненных на основе подлинной гранитной головы Нефертити (Older Nefertiti), которая и была единственным подлинным артефактом, обнаруженным экспедицией.

Гранитная голова Нефертити подверглась эрозии. Очертания ее лица сделались нечеткими, достаточно внимательно посмотреть на ушную раковину и отломанный нос из гранита-диорита. По ним сразу видно, что этой скульптуре не одна тысяча лет. Длительная естественная эрозия твердого материала оставляет особые следы, хорошо видные как раз на острых изломах, такое выветривание породы невозможно подделать.

Один из самых известных женских скульптурных портретов был создан более 3 тыс. лет назад.

Нефертити была сторонницей проводимых мужем реформ, а по мнению ряда египтологов, еще и их инициатором. На публике супруги всегда появлялись вместе. Тем удивительнее, что к 14-му году правления Эхнатона все упоминания о царице исчезают.

н1.jpg

Бюст был обнаружен во время раскопок в 1912 году в древнеегипетском городе Ахетатон — столице, основанной Эхнатоном примерно в 1350 г. до н. э. После смерти фараона город опустел, Фивы вернули столичный статус. Экспедицией руководил Людвиг Борхардт, а финансировал ее предприниматель, второй казначей Германского восточного общества Джеймс Симон. Именно в его доме в течение 7 лет после обнаружения находился бюст, который затем был передан музею.

Для предмета, которому более 3 тыс. лет, скульптурный портрет Нефертити сохранился поразительно хорошо. Утрачен урей, который, очевидно, был надо лбом царицы, повреждены уши и головной убор — вот и все. Красочный же слой находится в оригинальном состоянии и по сей день.

Основа выполнена из известняка и покрыта гипсо-ангидритовой смесью. На бюсте нет надписей, которые говорили бы о том, кому он принадлежит и кто его выполнил. Узнать Нефертити удалось по синему головному убору, который появился ко времени переезда в Ахетатон и служил особым знаком отличия супруги фараона Эхнатона.

н2.jpg

Артефакт был найден в мастерской Тутмоса, из чего сделали вывод, что этот скульптор (один из немногих древнеегипетских мастеров, чье имя дошло до нас) и был автором.

Скульптурный портрет Нефертити противоречит канонам древнеегипетского искусства. Отсутствие глаза, вертикально обрезанные плечи, общая неустойчивость из-за смещенного центра тяжести — все это расходится с традицией. По одной из версий, это дерзкое поведение Тутмоса связано с религиозной реформой Эхнатона, которая повлекла изменения и в художественной традиции. По другой, бюст был образцом для выполнения последующих скульптурных портретов Нефертити. В пользу этой гипотезы говорит то, что у бюста не обнаружено признаков, которые говорили бы о том, что его планировали в дальнейшем соединить с телом статуи.

Лицо абсолютно симметрично. Правый глаз выполнен из горного хрусталя. Отсутствующий левый глаз — одна из многочисленных загадок бюста. Нет никаких признаков ни того, что в глазнице был камень или красящий пигмент, ни того, что их планировалось добавить позднее. Традиция же древнеегипетского искусства не допускала подобных вольностей. И даже если принять, что это не окончательный вариант, а модель для последующих работ, все же остается неясной суть идеи — оставить Нефертити с одним глазом.

н3.jpg

Однако через несколько лет после проведенного томографического сканирования немецкий Федеральный институт исследования и тестирования материалов заявил, что при обработке данных были допущены ошибки, и потому никакого так называемого реального лица не существует.

Бюст практически не содержит органического материала, а потому определить его точный возраст невозможно. Считается, что он был создан в 1340 г. до н. э. Однако идеальное состояние зародило сомнение в подлинности бюста. Существует версия, что верхний раскрашенный гипсовый слой был создан сразу после обнаружения бюста, то есть в 1912 году.

Выдвинул ее швейцарский историк культуры Анри Штирлин. По его мнению, бюст был изготовлен по заказу Борхардта для демонстрации одного из обнаруженных драгоценных артефактов принцу Иоганну Георгу Саксонскому. Последний прибыл на место раскопок в Ахетатон с супругой именно в тот день, когда, по официальной версии, был обнаружен бюст Нефертити. При демонстрации саксонский принц якобы был так впечатлен бюстом, что, чтобы его не расстраивать и не признаваться, что портрет — лишь подделка, было решено назвать бюст оригинальным произведением.

Против этой гипотезы выступают ученые, которые провели анализ материалов. Результаты говорят, что такие же пигменты использовались и в Древнем Египте. При этом о составе амарнской смеси, из которой изготовлен верхний слой, во времена Борхардта еще не было известно, а посему изготовить подобную подделку было невозможно.

Один из самых известных скульптурных женских портретов был создан более трёх тысячелетий тому назад, а сегодня является знаменитым творением, созданным в Древнем Египте. Это – бюст Нефертити, царицы, что прославилась не только своим правлением, но и необыкновенной, поистине притягательной внешностью.

Скульптура её лица словно переносит нас в те далёкие времена, когда на египетских землях правили фараоны, а великий Эхнатон, супруг царицы, устанавливал новые правила почитания богов. Египтяне дали Нефертити новое имя – “Совершенная”, и эту характеристику доказывает её изваяние. Какую же историю может поведать нам бюст египетской правительницы?

Загадочная царица

В период правления фараона-реформатора Эхнатона не меньшую известность в Древнем Египте приобрела и его супруга. Но если сам египетский царь вызывал неоднозначные высказывания в свой адрес, то о красоте Нефертити не было споров.

О совершенстве и утончённости этой женщины слагались легенды. Интересно, что до сих пор историки не могут сказать, принадлежала ли Нефертити к знатному роду или была обыкновенной египтянкой, перед которой не смог устоять даже фараон.

В гробнице Эйе одна из надписей упоминает и Нефертити. В ней говорится:

“Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами (музыкальным инструментом), при звуке голоса её ликуют”.

Для древних египтян эта женщина была земным воплощением богини, а потому величайшие скульпторы и художники того времени стремились запечатлеть прекрасный образ.

Особенности бюста Нефертити

Бюст Нефертити был создан около 1350 года до нашей эры неизвестным автором. Основным материалом для творения послужил известняк, что в ту пору активно использовался и для строительства храмов, усыпальниц. За исключением отдельных утерянных деталей, изображение Нефертити прекрасно сохранилось.

Я хочу отметить, что эта скульптура совершенно не соответствует древнеегипетским традициям воссоздания человеческого портрета. Отсутствие одного глаза, смещённый центр тяжести, вертикальный срез плеч – всё это заметные отступления от канонических принципов.

Нельзя исключать, что реформаторская деятельность Эхнатона в области религии повлияла и на стили искусства, основные принципы мастеров. Ряд исследователей считает, что бюст мог быть образцом для создания последующих изваяний царицы. На эту мысль наталкивают и вертикально срезанные плечи, которые не предполагали соединять с телом (а это также нетипично для египтян).

Лицо Нефертити поражает своей правильной строгой красотой. Оно имеет идеально симметричные линии, превращаясь в совершенное творение. Но на что вы в первую очередь обратили внимание? Я думаю, на отсутствие одного глаза. Раскрыть эту тайну бюста древнеегипетской царицы не могут до сих пор.

Изучение скульптуры показало, что такой внешний вид соответствовал замыслам неизвестного автора, однако в корне противоречит традициям искусства египтян. В чём же заключалась суть идеи – показать царицу с одним глазом? На этот вопрос учёные пока не могут дать ответ.

История открытия

Обнаружение бюста Нефертити произошло в начале прошлого века, в 1912 году. Он находился в древнем городе Ахетатоне, основанном Эхнатоном и на время его правления объявленном столицей Египта.

Скульптура была найдена в мастерской Тутмоса, из чего сделали вывод, что именно этот мастер и был создателем одного из величайших произведений искусства. Руководителем археологической экспедиции был Людвиг Борхардт, однако находка несколько лет находилась дома у предпринимателя Джеймса Симона, что финансировал раскопки.

Впервые публика увидела бюст Нефертити в 1924 году, а в военные годы он был вывезен в бункер соляной шахты вместе с другими творениями. Фонд прусского культурного наследия считает скульптуру своим достоянием, однако власти Египта продолжают заявлять о незаконности вывоза изображения Нефертити с исторической родины.

Факты и гипотезы

Неоднократно бюст египетской царицы подвергался различным опытам. В 2006 году после проведения томографического сканирования учёные были поражены полученными данными. Оказалось, что под ровным известняковым слоем, создающим идеальное лицо Нефертити был обнаружен другой “портрет” – принадлежащий немолодой женщине с лицом, изборожденным морщинами. Неужели египетскую царицу решили “омолодить”?

Есть предположение, что скульптор Тутмос сначала создал максимально приближенную к оригиналу версию, после чего придал ей идеальности. Впрочем, немецкие исследователи заявили, что при проведении опыта были допущены ошибки, а “второе лицо” Нефертити – лишь выдумка.

О бюсте Нефертити есть и другая легенда. Согласно ей, он был всего лишь подделкой, изготовленной к приезду принца Саксонского. Египтолог Борхардт, руководивший раскопками, продемонстрировал тому несколько находок, среди которых были и ненастоящие экспонаты.

Вот только бюст Нефертити так поразил принца, что подделка была названа оригинальным творением. Хочу заметить, что категорически против этой гипотезы выступают учёные, которым лично доводилось изучать материалы скульптуры.

О бюсте Нефертити рассказывают немало фактов или небылиц. Это древнее произведение искусства не перестаёт будоражить умы. Без сомнения, и сама египетская царица не была бы столь известной, если бы не изображение её прекрасного лица, получившее бессмертие. Она смотрит на нас сквозь тысячелетия и, словно сфинкс, продолжает задавать миллионы загадок.

Вы здесь: Home Мировая художественная культура Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Бюст Нефертити

Бюст Нефертити

Скульптурный портрет царицы Нефертити отличается реалистичностью и индивидуальностью.

Нефертити

Бюст Нефертити. Мастерская Тутмоса (около 1351-1334 гг. до н.э.). Известняк. Новый музей (Берлин)
Автор: Philip Pikart – собственная работа, из Википедии
Происхождение Нефертити неизвестно. Ни одна из версии не подтверждена источником. Существует два мнения на этот счёт: Нефертити была иноземной принцессой или египтянкой.
Любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона – столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда ещё в египетском искусстве не было произведений, так ярко демонстрирующих чувства царственных супругов.

Бюст Нефертити

Анхесенамон в образе богини Серкет. (Позолоченная статуя одной из 4-х богинь-охранительниц из гробницы Тутанхамона, XIV в. до н. э.)

Бюст Нефертити

Бюст Неферти́ти – одно из наиболее известных произведений амарнского стиля и древнеегипетского искусства в целом, стилизованный скульптурный портрет Нефертити, супруги фараона-реформатора Эхнатона, правившего в Древнем Египте приблизительно в 1351-1334 гг. до н. э.

История находки

Бюст Нефертити был обнаружен 6 декабря 1912 г. в Тель-эль-Амарне на раскопках древнего города Ахетатона. Раскопки проводила археологическая экспедиция под руководством немецкого египтолога Людвига Борхардта.

Портрет Л. Борхардта
Автор: Макс Либерман, из Википедии
Бюст находился в доме древнеегипетского скульптора Тутмоса Младшего вместе с десятками других скульптур, изображавших фараона Эхнатона и его приближённых.

Тутмос Младший (середина XIV в. до н.э.)

Благодаря находкам Людвига Борхардта этот древнеегипетский скульптор получил известность – в остатках его мастерской были найдены не только портреты Эхнатона, его жены Нефертити, но и их дочерей, а также гипсовые отливки лиц неизвестных людей для создания скульптурных портретов. Подписей скульптор на произведениях не ставил, и сейчас нельзя выявить, какие из найденных портретов непосредственно исполнены самим Тутмосом, а какие – его помощниками.
Искусство Тутмоса Младшего серьёзно отличалось от традиционного египетского канона нехарактерной для древневосточного искусства свободой, внутренней одухотворённостью образов, изысканной красотой, отсутствием условностей, неповторимой тонкостью моделировки.
В 1996 г. французским археологам удалось обнаружить гробницу скульптора, значительная часть росписей и рельефов в которой выполнена им самим.

Бюст в Германии

В 1913 г. бюст Нефертити был вывезен в Германию и хранился в доме предпринимателя и второго казначея Германского восточного общества Джеймса Симона, который лично финансировал раскопки в Египте. В 1920 г. Джеймс Симон передал скульптуру в дар Музею Передней Азии в Берлине. Впервые широкой публике скульптурный портрет Нефертити демонстрировался в 1924 г. на Музейном острове в Новом музее, специально построенном под египетскую коллекцию.
Во время Второй мировой войны бюст Нефертити вместе с другими культурными ценностями хранился в бункере зенитной башни и соляной шахте. После войны он демонстрировался в Западном Берлине. И только в 2009 г. снова и окончательно вернулся на Музейный остров в экспозицию восстановленного Нового музея. Египет продолжает настаивать на незаконности его вывоза в Германию и требовать возврата в страну.

Описание бюста Нефертити

Бюст Нефертити удивительно хорошо сохранился, за исключением нескольких повреждений. Во время реставрационных работ 1925 г. по мелким осколкам гипса были восстановлены уши. Красочный слой скульптуры сохранён в оригинальном состоянии и не реставрировался. Во время многочисленных перемещений в Германии скульптура подвергалась различного рода воздействиям (вибрациям, колебаниям температуры и уровня влажности воздуха), но сохранила свой великолепный облик.
Т.к. бюст практически не содержит органического материала, точная датировка и определение возраста, например, с помощью анализа изотопа углерода C невозможна. Но по остаткам воска из правой глазницы стал возможен радиоуглеродный анализ, который в 1997 г. определил возраст бюста в 3347 лет.
Высота бюста 50 см. Вес – около 20 кг, на его известняковую основу наложен слой стука (гипсовой штукатурки). Правый глаз имеет вкладку из горного хрусталя, очень тонко процарапанную радужку, прокрашенную чёрной краской и закреплённую воском, зрачок сделан из чёрного дерева. Белок глаза аккуратно закрашен белой краской. Зрачок левого глаза отсутствует, определить, был ли он установлен скульптором, не представляется возможным.
Высокое головное украшение на голове Нефертити Л. Борхардт назвал париком. В Древнем Египте женщины практично сбривали волосы на голове, спасаясь от жары и насекомых, и носили пышные шерстяные парики, иногда сразу несколько, один на другой.
Мнения специалистов относительно левого глаза очень сильно расходятся. В основном его отсутствие объясняют тем, что он так и не был установлен, поскольку пустая глазница не имеет следов оригинального крепления с помощью клея или обработки, хотя вкладка должна была быть помещена туда ещё при изготовлении бюста. Ввиду высокой ценности скульптуры получить образец для дальнейшего анализа не представляется возможным. В связи с тем, что царица Нефертити не упоминается после 12-го или 13-го года правления Эхнатона, в течение некоторого времени считалось, что она впала в немилость, и работа над её изображениями прекратилась. По ещё одной версии, у царицы была болезнь глаз.

Читайте также: