Типизация это в литературе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Иными словами, возникая как художественно-эстетическое отражение явлений жизни, типическое в литературе (и других видах искусства) несводимо обратно к своим действительным или потенциально возможным прототипам.

Первые художественно совершенные типы героев, как отметил А. М. Горький, появились еще в древнейшей мифологии и фольклоре. Геркулес и Прометей, Микула Селянинович и Святогор, доктор Фауст и Василиса Премудрая, Иван‑дурак и Петрушка — в каждом из них запечатлен сгусток житейской мудрости и исторического опыта народа. По‑своему были типичны герои античной и средневековой литературы, образы, созданные писателями эпохи Возрождения — Дж. Боккаччо и Ф. Рабле, У. Шекспиром и М. Сервантесом — и просветителями — Д. Дефо, Дж. Свифтом, Л. Стерном, Вольтером и Д. Дидро.

Итак, по Энгельсу, своеобразие реалистической типизации проявляется в динамическом взаимодействии трех тесно связанных между собой элементов: 1) типичных обстоятельств, окружающих характеры и заставляющих их действовать; 2) типичных характеров, действующих под влиянием обстоятельств; 3) действий, совершаемых характерами под давлением обстоятельств и выявляющих, во‑первых, степень типичности как характеров, так и обстоятельств, а во‑вторых, способность данных характеров не только подчиняться данным обстоятельствам, но и частично изменять своими действиями эти обстоятельства.

Таким образом, типическое в реалистическом произведении раскрывается не в статике отношений неизменных характеров и обстоятельств, а в процессе их диалектического саморазвития, т. е. в самом реалистическом сюжете.

Иное дело — романтическая типизация. Вспомним хитроумного, никогда не унывающего и преодолевающего любые трудности д’Артаньяна и таинственного, всемогущего графа Монте‑Кристо; благородного и величественного в счастье и несчастье Жана Вальжана или разочарованного в мире лермонтовского Демона. Все это — исключительные характеры в исключительных обстоятельствах, своими действиями побеждающие любые обстоятельства.

Как сделать доклад на литературную тему

Приступая к работе над докладом, изучите материал по данной теме. Например, если вы готовите доклад по драматургии А. М. Горького, определите, какие пьесы требуется в него включить, перечитайте эти пьесы, после чего ознакомьтесь с научной литературой.

После того как вы познакомитесь с научными материалами, приступайте к разработке плана доклада. Если он посвящен исторически значительному явлению, например поэтам-декабристам, то сначала охарактеризуйте поэтов в целом, расскажите об исторической обстановке, в которой формировались общие черты их творчества, затем перейдите к характеристике отдельных поэтов, показав, чем они отличались друг от друга. Подводя итоги, расскажите об их влиянии на русскую литературу и общественную мысль. Однако доклад на ту же тему можно построить иначе. Начните с высказываний о поэтах-декабристах наших современников, подчеркнув тем самым непреходящее значение их творчества. Затем, объяснив, какие именно стихотворения этих поэтов нам наиболее близки и почему, перейдите к анализу творчества отдельных авторов.

Точно так же доклад о жизни писателя вовсе не обязательно начинать шаблонно: он родился тогда‑то и т. д. Можно начать рассказ о писателе с какого‑нибудь яркого, запоминающегося эпизода, связанного с ним, а уж потом перейти к изложению его биографии.

В конце доклада обязательно укажите, какой литературой вы пользовались.

Хорошо, если доклад будет сопровождаться демонстрацией книг разных изданий, альбомов с репродукциями, кинофрагментов или диапозитивов, а также прослушиванием магнитофонных записей или пластинок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Так ли это? И как такое утверждение соотносится с типизацией образов, о которой говорили ещё в школе? А может, авторы комментариев не знают, что такое типизация, или забыли, о чём говорили в школе? Короче, давайте разберёмся.

Сегодня статью иллюстрирует столичный франт Евгений Онегин. Этот образ - один из самых ярких примеров единства типизации и индивидуализации. Ну и тот самый типичный "лишний человек". (Художник Дмитрий Билюкин).

Сегодня статью иллюстрирует столичный франт Евгений Онегин. Этот образ - один из самых ярких примеров единства типизации и индивидуализации. Ну и тот самый типичный "лишний человек". (Художник Дмитрий Билюкин).

Типизация образа — что это?

В широком понимании типизация — это один из приёмов или способов творческого мышления и самый начальный этап создания образа в литературе. Заключается метод типизации в анализе реальности и выделении наиболее характерных, типических черт каких-то объектов, явлений или ситуаций. Это могут быть характерные особенности провинциального города или мегаполиса, морского или городского пейзажа, неспешного деревенского бытия или суматохи студенческой жизни, дворянской усадьбы или военной казармы. Ну и, конечно, типические черты людей разных социальных групп, профессий, национальностей, возрастов и т. д.

Выявление типического — это непростая задача и требует вдумчивости, внимательности, умения анализировать и обобщать. Важную роль играет также способность абстрагироваться от частностей, деталей, которые так хочется изобразить в книге. Это понадобится, но позднее. Совершенно стихийно и неосознанно задачу типизации решить сложно, хотя есть люди с большим жизненным опытом, которые интуитивно замечают эти общие, типические черты. Но это, скорее, исключение. Всему надо учиться, типизации в том числе.

Типические особенности есть у всех социальных групп, в том числе у женщин и мужчин. Причём особенности, не только связанные с различием физиологии, но и с гендерными ролями. Поэтому женщина современного общества отличается от женщины эпохи Средневековья или начала XX века, так же как дворянка дореволюционной России отличалась от крестьянки.

Типизация и индивидуализация

Типизация не исключает и даже предполагает индивидуализацию. Потому что типический образ — это только схема, шаблон. И после того как создан обобщённый образ персонажа со всеми типичными чертами его социума, характерными особенностями поведения и речи, можно начать придавать образу индивидуальные черты.

Допустим, героиня у нас женщина — молодая, но самостоятельная и успешная, имеет свой небольшой, но развивающийся бизнес, которым гордится. Вот вам необходимый минимум для отбора типических черт, чтобы на их основе образ был узнаваем читателями. Такая женщина, несомненно, следит за собой, посещает салоны, значит, ухоженная, и даже если не слишком красивая, то всё равно выглядит привлекательной. Уверена в себе, слегка высокомерна, особенно в общении с мужчинами, которые, по её мнению, имеют более низкий, чем она, статус. Рядом с сильным и статусным мужчиной часто теряется, поэтому избегает таких знакомств. Внутреннее ощущение одиночества прикрывает показным эгоизмом, но не слишком явным, чтобы не вызывать неприязни клиентов.

Ну вот такая, очень условная и бегло набросанная схема на основе типических черт женщин этой социальной группы. Кто-то из вас может добавить своё. А теперь можно приступать к индивидуализации. Индивидуальные, яркие черты личности, своеобразие речи и поведения делают персонаж особенным, живым. И в то же время он остаётся частью социума, то есть узнаваемым.

Зачем нужна типизация

Всё-таки статья эта о ней. Вообще, на мой взгляд, довольно сложно (а то и невозможно) создать правдоподобный персонаж исключительно из уникальных черт. А если и получится, то он будет далёк от реалистичного. Даже если автор пишет о средневековом наёмнике, то он обычно имеет хотя бы смутное общее представление об особенностях людей этой категории. Но значение типизации ещё и в другом.

Таким образом, успех литературного произведения во многом зависит от того, как умело автор соединил, сплавил в образах персонажей типические и индивидуальные черты

процесс художественного обобщения жизненных явлений (человеческих характеров, обстоятельств, поступков, событий), при котором выявляются наиболее существенные, общественно значимые черты реальной действительности, закономерности развития личности и общества.

"При изучении типического в литературе необходимо учитывать особенности типизации в произведениях, созданных на основе различных художественных методов (реализм, романтизм, классицизм и др.)" (Г.Л.Абрамович).

"Творческое "домысливание" характеров заключается в том, что писатель не только выделяет в них существенные для него стороны, но и усиливает, развивает эти стороны в действиях, высказываниях вновь создаваемых для этого персонажей. В этом и состоит процесс творческой типизации социальных характеров в произведениях искусства" (Г.Н. Поспелов).

Смотреть что такое ТИПИЗАЦИЯ в других словарях:

ТИПИЗАЦИЯ

1) в литературе и искусстве — воплощение типического (см. в ст. Типическое). 2) В технике — обоснованное сведение многообразия избранных типов . смотреть

ТИПИЗАЦИЯ

типизация ж. 1) Воплощение средствами искусства общего, типичного в конкретных художественных образах, формах. 2) Сведение многообразия образцов чего-л. (машин, строений, технологических процессов и т.п.) к небольшому числу типов; унификация. 3) Отнесение к определенному классификационному типу.

ТИПИЗАЦИЯ

ТИПИЗАЦИЯ

типизация стандартизация, распределение, специализация, типирование, классификация, классифицирование Словарь русских синонимов. типизация сущ. • стандартизация Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. типизация сущ., кол-во синонимов: 7 • классификация (24) • классифицирование (12) • распределение (62) • специализация (8) • стандартизация (4) • типирование (1) • типичность (11) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: классификация, классифицирование, распределение, специализация, стандартизация, типирование. смотреть

ТИПИЗАЦИЯ

ТИПИЗАЦИЯ

типиза́ция (гр.; см. тип) 1) отбор или разработка типовых конструкций или производственных процессов на основе общих для ряда изделий или процессов т. смотреть

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ —теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и литературной критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. С другой стороны, Т. л. ближайшим образом связана с философией и эстетикой. Разработка таких вопросов, как вопрос о сущности познания действительности, следовательно, и поэтического ее познания (ленинская теория отражения), вопрос об основаниях эстетической оценки, о социальной функции литературы как одной из форм идеологии и т. п., ставят Т. л. в ближайшую зависимость от названных дисциплин. Т. л. изучает природу поэтического познания действительности и принципы его исследования (методология), а также исторические его формы (поэтика).

Обобщая опыт мирового художественного процесса, теория литературы, как тип познания человека, исследует природу духовно — эстетических ценностей (персонаж, характер, чувства), создает правила и законы о способах построения стихотворных, прозаических и драматургических произведений, призвана объяснять сущность общественного явления, осваиваемого и постигаемого литературоведением в целом. Без теории предмета нет истории предмета.

Общие положения этой науки обязаны использовать писатели. Для того чтобы наслаждаться искусством надо быть эстетически грамотным человеком. И в этом смысле теория литературы поднимает и расширяет художественное образование и просвещение общества

Понятие о типизации

Типизация- воплощение типического в литературе, обобщение, лежащее в основе создания художественного образа, процесс создания типического. Типизацию понимают также как синтезирование в одном человеческом образе целого ряда типичных черт, которые художник нашел у разных реальных людей, а также развертывание, доведение до конца тех возможностей, которые автор усмотрел в известных ему реальных людях. В типичных характерах, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами воплощается авторское мировоззрение.

Художник может показать не только тип. человека, но и типические обстоятельства, в условиях которых человек живет, типические действия, события. В связи с этим можно говорить также и о типе быта и о типе пейзажа. Вообще говоря, под типичным обычно разумеют такое явление, которое заключает в себе те или иные существенные видовые черты и в силу этого служит выразителем ряда явлений.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

1. Теория литературы как науки. Место теории литературы в ряду филологических дисциплин.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ —теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и литературной критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. С другой стороны, Т. л. ближайшим образом связана с философией и эстетикой. Разработка таких вопросов, как вопрос о сущности познания действительности, следовательно, и поэтического ее познания (ленинская теория отражения), вопрос об основаниях эстетической оценки, о социальной функции литературы как одной из форм идеологии и т. п., ставят Т. л. в ближайшую зависимость от названных дисциплин. Т. л. изучает природу поэтического познания действительности и принципы его исследования (методология), а также исторические его формы (поэтика).




Обобщая опыт мирового художественного процесса, теория литературы, как тип познания человека, исследует природу духовно — эстетических ценностей (персонаж, характер, чувства), создает правила и законы о способах построения стихотворных, прозаических и драматургических произведений, призвана объяснять сущность общественного явления, осваиваемого и постигаемого литературоведением в целом. Без теории предмета нет истории предмета.

Общие положения этой науки обязаны использовать писатели. Для того чтобы наслаждаться искусством надо быть эстетически грамотным человеком. И в этом смысле теория литературы поднимает и расширяет художественное образование и просвещение общества

Понятие о типизации

Типизация- воплощение типического в литературе, обобщение, лежащее в основе создания художественного образа, процесс создания типического. Типизацию понимают также как синтезирование в одном человеческом образе целого ряда типичных черт, которые художник нашел у разных реальных людей, а также развертывание, доведение до конца тех возможностей, которые автор усмотрел в известных ему реальных людях. В типичных характерах, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами воплощается авторское мировоззрение.

Художник может показать не только тип. человека, но и типические обстоятельства, в условиях которых человек живет, типические действия, события. В связи с этим можно говорить также и о типе быта и о типе пейзажа. Вообще говоря, под типичным обычно разумеют такое явление, которое заключает в себе те или иные существенные видовые черты и в силу этого служит выразителем ряда явлений.

Читайте также: