Ямская повинность это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что представлял собой среднестатистический извозчик? Стереотип рисовал его бородатым мужиком средних лет, носившим кафтан летом и тулуп – зимой, иногда подпоясанным красным кушаком (в память о ямщиках, носивших такие), ездившим на рессорной коляске с тонконогой лошадкой. Такой типаж даже изображали на открытках.

В реальности этим промыслом мог в принципе заниматься любой мужчина не моложе 18 и не старше 60 лет, не имевший при этом физических недостатков, вроде глухоты. Тот, кто желал заняться извозом, должен был удостоверить свою личность в полиции, а потом в назначенное время и место предоставить для осмотра лошадей, экипаж и весь необходимый инвентарь. После этого индивидуальный предприниматель регистрировался, платил сбор (около 1.5 рублей = примерно 2000 современных) и получал полицейское свидетельство, в котором указывалось место жительства извозчика, число лошадей и экипажей, а также наёмные работники, если лицо выступало организатором перевозок. Вслед за этим извозчик должен был получить в городской управе номерной знак. Как и на современный автомобиль, на экипаж прикреплялись две металлические плакетки белого цвета с номером. В то время они крепились сзади и сбоку, где сидел извозчик, при этом сзади разрешалось просто написать номер большими цифрами белой краской. По истечении срока и номера, и свидетельство возобновлялись.

Согласно правилам, полную ответственность за средства передвижения нёс извозчик. Поэтому им рекомендовалось брать для работы взрослых лошадей (не моложе 6-7 лет) с крепкими ногами (чтобы лошадь выдерживала каждодневный бег по булыжной мостовой). При покупке следовало тщательно осматривать копыта и глаза животного. Для удобства извозчиков все регламентации, а также практические советы по уходу за лошадьми и починке экипажа печатались в специализированных справочниках.

Справочник для извозчиков, 1900 г. Любопытно, что название воспроизводит московское произношение слова

Справочник для извозчиков, 1900 г.
Любопытно, что название воспроизводит московское произношение слова

Извозчик. Московский ванька.

Извозчик. Московский ванька.

Стоянка извозчиков на Лубянской площади в конце XIX в. Слева виден фонтан.

Стоянка извозчиков на Лубянской площади в конце XIX в. Слева виден фонтан.

Стоянка извозчиков на Лубянской площади в конце XIX в. Слева виден фонтан, наши дни

Тот же самый вид в наши дни

Время поездкиСтоимость в рублях старых/современных
до 10 мин.0.25 / 300
10-15 мин.0.4/480
16-20 мин.0.55/660
21-25 мин.0.65/780
26-30 мин.0.8/960
31-35 мин.0.9/1080
36-40 мин.1.05/1260
41-45 мин.1.2/1440
46-50 мин.1.35/1620
51-55 мин.1.45/1740
56-60 мин.1.6/1920

При поездке свыше часа добавлялось по 10 копеек (120 рублей) за следующие 5 минут. Кроме того, действовали ночные ставки: при езде в пределах получаса к обычной таксе доплачивалось 15 копеек (180 рублей), от получаса до часа – 30 копеек (360 рублей), свыше часа – 50 копеек (600 рублей). В качестве своеобразного реверанса извозчикам по тем же правилам позволялось требовать за проезд от вокзала дополнительные 20 копеек (240 рублей), а от увеселительных заведений – 30 копеек (360 рублей).

Монополия извозчиков оказалась серьёзно поколеблена в самом конце XIX в. с появлением трамвая. Первые в империи трамвайные линии появились в 1892 г. в Киеве. В 1899 г. они были проложены в Москве, а в 1907 г. – в Петербурге. Трамвай оказался надёжным и удобным, а проезд первоначально стоил всего 6 копеек (около 70 рублей). Интерес пассажиров к новому средству передвижения стимулировал развитие других отраслей общественного транспорта, в том числе такси.

Предложения по введению таксометров для извозчиков не увенчались успехом

Предложения по введению таксометров для извозчиков не увенчались успехом

- в Русском государстве до начала XVIII в. обязанность сельского населения предоставлять для государственных нужд подводы, лошадей и возчиков. Для ямщиков Я. П. была основной.

Смотреть значение Ямская Повинность в других словарях

Повинность Ж. — 1. Общественная или государственная обязанность граждан. 2. разг. Обязанность, обязательное исполнение чего-л., занятие чем-л.
Толковый словарь Ефремовой

Повинность — повинности, ж. 1. Обязанность крестьянского населения выполнять безвозмездно, в принудительном порядке, работы на помещиков и органы государственного управления (истор.).
Толковый словарь Ушакова

Воинская Повинность — - установленная законом обязанность
гражданина (обычно с 18 лет) нести военную службу в вооруженных силах своей страны. Впервые В.п. Была введена во Франции в 1798 г.
Экономический словарь

Повинность — -и; ж.
1. Обязанность, возлагаемая на население государством или обществом. Нести п. Воинская п. Трудовая п. (ист.).
2. Разг. Обязанность, которую возлагают на кого-л. и.
Толковый словарь Кузнецова

Рекрутская Повинность — -
способ комплектования русской регулярной армии. Р.п. подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и др.), которые выставляли от своих общин определенное число.
Экономический словарь

Автогужевая Повинность — - обязанность предоставлять в распоряжение гражданских или военных властей тягловую силу, автомобильный или гужевой транспорт во временное пользование для борьбы.
Юридический словарь

Воинская Повинность — - установленная законом обязанность населения (обычно с 18 лет) нести военную службу в вооруженных силах своей страны. Впервые В. п. введена в 1798 г. во Франции (конскрипция).
Юридический словарь

Издольная Повинность — - в 1861 - 1882 гг. - сохранившиеся после отмены креп. права барщинные работы для временнообязанных крестьян. После 1882 г. существовала в виде отработочной ренты.
Юридический словарь

Рекрутская Повинность — - способ комплектования русской регулярной армии в XVIII-XIX вв. Р. п. подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и др.), которые выставляли от своих общин определенное.
Юридический словарь

Воинская Повинность — установленная законом обязанность населения (обычнос 18 лет) нести военную службу в вооруженных силах своей страны. Впервыевоинская повинность введена в 1798 во Франции (конскрипция).
Большой энциклопедический словарь

Ямская Повинность — в России до нач. 18 в. обязанность сельского населенияпредоставлять для государственных нужд подводы, лошадей и возчиков. Дляямщиков ямская повинность была основной.
Большой энциклопедический словарь

Воинская Повинность — установленная законом обязанность населения нести воен. службу в вооруж. силах своей страны. Каждой социально-экономич. формации присущи свои специфич. формы В. п. В.
Советская историческая энциклопедия

Всесословная Воинская Повинность — установленная законом обязанность муж. населения всех сословий нести воен. службу в вооруж. силах своего гос-ва. Впервые введена в 1798 во Франции особым законом ("Конскрипции").
Советская историческая энциклопедия

Ямская Повинность — гос. повинность тяглого сел. и гор. населения России 10-17 вв. по обеспечению перевозок администрации, послов, гос. грузов. Я. п. известна в ден. (см. Ямские деньги) и натуральной.
Советская историческая энциклопедия

Воинская Повинность — (conscription) — см. Военно-гражданское соотношение.
Социологический словарь

Всеобщая Воинская Повинность (universal Conscription) — Система государственной службы, в которой каждый индивид определенного возраста (или, что более распространено, каждый мужчина определенного возраста) должен.
Социологический словарь

Трудовая Повинность — (corvee labour) — форма труда, требуемого государством или государственным представителем, часто в качестве арендной платы, налогообложения или другой дани. Многие.
Социологический словарь

Ямская Гоньба — система перевозки гонцов и правительственных чиновников, а также доставки письменных известий. Организована в 13 в. в центр, обл. рус. гос-ва и просуществовала до конца.
Словарь филателиста

Ямская Гоньба Скорая — официальное назв. системы перевозки гонцов и грузов в центр, обл. рус. гос-ва с 13 в. Гонцы и грузы перевозились ямщиками. Смена ямщиков и лошадей производилась в ямах по.
Словарь филателиста

Ямская Повинность — обязанность определенных сословий рус. гос-ва создавать в своей местности для скорой ямской гоньбы почт, станции - ямы, выделять специальных лиц - ямщиков для перевозки.
Словарь филателиста

Ямская Почта — назв. почты (преобразованной из скорой ямской гоньбы). Действовала в России в 18 в. наряду с заморской (нем.) почтой. Я. п. была организована на внутренних маршрутах в Сибири.
Словарь филателиста

Ямская Слобода — особое место, где постоянно проживали ямщики с семьями. Я. с. обычно размещались в городах, память о них до нашего времени сохранилась в назв. улиц (в Москве - Тверские-Ямские ул..
Словарь филателиста

ПОВИННОСТЬ — ПОВИННОСТЬ, -и, ж. Общественная или государственная обязанность населения. Трудовая п. Воинская п. (установленная законом обязанность нести военную службу, старое название.
Толковый словарь Ожегова

ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ - в России до нач. 18 в. Обязанность сельского населения предоставлять для государственных нужд подводы, лошадей и возчиков. Для ямщиков ямская повинность была основной.. ..

ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ, в 10-18 вв. Обязанность тяглого сельского и городского населения предоставлять для государственных нужд подводы, лошадей и возчиков. Для ямщиков ямская повинность была основной. С 1500 известны "ямские деньги" -один из основных государственных налогов. Наряду с ним в 1613 вводятся "большие ямские деньги". Ямская повинность отменена в начале 18 в.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Один из видов личных повинностей XVII в. В Московском государстве, установленный преимущественно для удовлетворения казенных интересов. Ямская повинность могла отбываться или всем населением и состояла в обязанности поставлять готовые подводы и проводников по требованиям правительства, или выполнялась нарочно для того выбранными ямщиками, устроенными правительством на особых землях в ямских слободах. В первом случае каждый раз нанимались подводы. Выборные старосты и целовальники собирали со всег..

- в Русском государстве до начала XVIII в. Обязанность сельского населения предоставлять для государственных нужд подводы, лошадей и возчиков. Для ямщиков Я. П. Была основной.. ..

Точнее ямная (древнеямная) культурно-истори- ческая область, - условное наименование ряда близких археол. Культур, распространенных в каспийско-черноморских степях в 3-нач. 2-го тыс. До н. Э. Первые памятники Я. К. Открыты и определены В. А. Городцовым в 1901 на Северском Донце. Терр. Я. К. В период ее расцвета простиралась от Юж. Приуралья на В. До р. Днестр на З., от Самарской Луки на С. До pp.Терека и Кубани на Ю. Внутри нее выделен ряд вариантов, соответствующих конкретным племенным группам ..

Термин, применявшийся для обозначения ряда археол. Культур эпохи неолита (от кон. 4-го до сер. 2-го тыс. До н. Э.), распространенных в лесной полосе Вост. Европы. Названа по керамике (сосуды яйцевидно-конич. Формы), украшенной сплошным орнаментом из глубоких конич. Ямок, дополненных отпечатками гребенчатого штампа, полулунными вдавленнями и др. В лесной полосе Европ. Части СССР для эпохи неолита выделялись 3 этнокультурные зоны или ист.-культурные обл. 1) ист.-культурная обл. С гребенчато-ямочно..

Различные виды прямого гос. Налога в России 13-нач. 18 вв., заменявшего нек-рые формы натуральной ямской повинности и существовавшего иногда параллельно с нею. В 13-15 вв. В состав рус. Платежей в Золотую Орду входил ям ("татарский ям"). В 15 в. Существовал "ям" как ден. Налог, шедший непосредственно в великокняж. Казну. Я. Д. Впервые упомянуты в 1500 и были в 16 в. Одним из основных гос. Налогов, существовавшим наряду с ямской повинностью. Их ставки были различны (во 2-й пол. 16 в. Ок. 20 р. С ..

Центр. Учреждение в России 16-нач. 18 вв., ведавшее регулярной ямской гоньбой. Функциями Я. П. Были. Устройство и поддержание ямов и ямских слобод, адм.-финанс. Контроль над ними, суд над их населением и выдача подорожных. С 1613/14 расширились финанс. Функции Я. П. - сбор больших ямских денег и выплата жалованья ямщикам, а также полный контроль над всеми ямскими расходами. В 70-80-х гг. Я. П. Собирал также и ряд др. Налогов. Я. П. Не ведал ямской гоньбой на севере, северо-востоке и в Сибири. Уп..

Обязанность определенных сословий рус. Гос-ва создавать в своей местности для скорой ямской гоньбы почт, станции - ямы, выделять специальных лиц - ямщиков для перевозки гонцов и грузов, а также средства для их передвижения, поддерживать в порядке почт, тракты.. ..

Централизованное дорожное строительство в государстве Российском началось еще раньше – в XVI веке, когда начал создаваться Сибиpский тpакт, впоследствии самая пpотяженная в миpе доpога - 11 тысяч веpст. В других статьях вы прочитаете историю начала прокладки этого тракта. Здесь поговорим о "ямской" повинности.

До нас не дошло подpобных известий о том, в чем заключались обязанности населения по содеpжанию доpоги, но известно, что pасчистка пpосек в дpемучих лесах того вpемени и содеpжание pечных пеpепpав составляли одну из существеннейших повинностей местного населения. Пpи слабой населенности того pайона, по котоpому пpолегала Сибиpская доpога, повинность pаспpостpанялась далеко-далеко в обе стоpоны от нее за 200 и даже 300 веpст.

Со втоpой половины XVII в. от Москвы до Соликамска чеpез Вятку устанавливается новый путь, котоpым пользовались долгое вpемя одновpеменно со стаpой доpогой. Этот путь, являясь пpодолжением важной доpоги Московского центpа: Москва - Владимиp - Hижний Hовгоpод, шел от гоpода Козьмодемьянска на Цаpевосанчуpск, Яpанск, Котельнич, Вятку, Слободское, Кайгоpодок и Соликамск.

В 1702 году ямская повинность была заменена денежным налогом.

В следующей статье – подробный рассказ о том, что такое дорожная повинность.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 2 ямская повинность

Ямска́я пови́нность - в России до начала XVIII в. обязанность сельского населения предоставлять для государственных нужд подводы, лошадей и возчиков. Для ямщиков ямская повинность была основной.

ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ - в России до нач. 18 в. обязанность сельского населения предоставлять для государственных нужд подводы, лошадей и возчиков. Для ямщиков ямская повинность была основной.

Читайте также: