Опасные и вредные производственные факторы на жд транспорте кратко

Обновлено: 30.06.2024

Основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Никакие производственные показатели не должны ставиться выше, чем обеспечение безопасности человека. Попадая в зону работы железнодорожного транспорта, человек подвергается повышенной опасности механического травматизма, электротравматизма, вредного воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей, загрязненного атмосферного воздуха. Безопасность работника в условиях любого современного производства обеспечивается правовой, социально-экономической, организационно-технической, санитарно-гигиенической, лечебно-профилактической защитой. Защита человека - основа охраны труда.

Содержание работы

Введение. 3
Характеристика вредных и опасных факторов, присущих отрасли железнодорожного транспорта . 4
Шум как вредный производственный фактор. 6
Производственная вибрация как вредный производственный
фактор. 8
Электромагнитные, электрические и магнитные поля как вредные производственные факторы. 10
Микроклимат как вредный производственный фактор………………. ……12
Химические вещества как вредный производственный фактор……….……16
Пути увеличения безопасности производства работ на железнодорожном транспорте………………………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………….20
Литература. 21

Файлы: 1 файл

охрана труда.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА -

филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

студент гр. С-51 преподаватель

Горбунов И.П. Авсеенко Н.Д.

Характеристика вредных и опасн ых факторов, присущих отрасли железнодорожного транспорта . . . 4

  1. Шум как вредный производственный фактор. . . 6
  2. Производственная вибрация как вредный производственный
  1. Электромагнитные, электрические и магнитные поля как вредные производственные факторы. . . 10
  2. Микроклимат как вредный производственный фактор………………. ……12
  3. Химические вещества как вредный производственный фактор……….……16
  4. Пути увеличения безопасности производства работ на железнодорожном транспорте…………………………………………………… …………………18

Основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Никакие производственные показатели не должны ставиться выше, чем обеспечение безопасности человека.

Попадая в зону работы железнодорожного транспорта, человек подвергается повышенной опасности механического травматизма, электротравматизма, вредного воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей, загрязненного атмосферного воздуха.

Безопасность работника в условиях любого современного производства обеспечивается правовой, социально-экономической, организационно-технической, санитарно-гигиенической, лечебно-профилактической защитой. Защита человека - основа охраны труда. Главное же то, чему и как в области охраны труда научили будущего специалиста в школе, колледже, институте. Профессиональная грамотность, а также привитая при обучении культура четкого соблюдения норм и правил, регламентированных правовыми и нормативными документами, значительно снизят вероятность травмирования или возникновения у работника профессиональных заболеваний.

Специфичность условий функционирования железнодорожного транспорта, особенности производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и разнообразие технологий, их частая смена, быстродействие современных машин и механизмов, сложность и определенная опасность процессов их обслуживания заставляют уделять значительное место идеологии безопасности, определяют профессиональные задачи и направленность охраны труда в этой отрасли.

Производственная безопасность как жизненная позиция работников железнодорожного транспорта обеспечивается необходимыми знаниями о грозящих человеку на транспорте опасностях и вредных факторах, соблюдением определенных правил взаимодействия человека с техникой и с производственной средой. Каждому специалисту, в сфере его должностных обязанностей, следует уметь идентифицировать опасности, для чего необходимо знать их суть и возможные источники возникновения.

1. Характеристика вредных и опасных факторов, присущих отрасли железнодорожного транспорта

Человечество, решая задачи своего материального благосостояния и комфортности жизни, непрерывно воздействуют на окружающий мир. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число опасных и вредных факторов, воздействующих на него и окружающую среду.

Опасный фактор - это фактор, который при кратковременном воздействии (даже однократном) на человека приводит к развитию заболевания, травматизму, ожогам, увечью или смертельному исходу. Это могут быть ударная волна, опасные химические вещества, транспорт.

Вредный фактор - фактор, который при длительном воздействии на организм человека приводит к нарушению состояния здоровья, ухудшению самочувствия, снижению работоспособности, развитию болезней и даже смерти. К вредным факторам относятся повышенный шум и вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения, повышенная или пониженная температура, влажность, давление. В зависимости от продолжительности действия, а также уровня доз или концентрации вредных веществ или соединений они могут стать опасными.

Носителями опасностей в транспортной среде могут являться: человек, подвижной состав, машины, станки, инструменты, здания, сооружения, дороги, используемая энергия, материалы, технологии, информатизация и т.п. Носителями вредности - шумы, вибрации, пыли, электромагнитные поля, неблагоприятные микроклиматические условия, химические вещества и др. Железнодорожный транспорт как среда, в которой формируются факторы повышенной опасности и вредности, создает для работников на их рабочих местах комплексы негативных воздействий, определяя их сочетанное влияние на человека. Прежде всего, это относится к рабочим местам работников путевых машинных станций (ПМС). Они представляют собой значительную профессиональную группу работников железнодорожного транспорта, здоровье которых зависит от целого комплекса производственных факторов. Высокие уровни шума (113. 116 дБА). Уровни вибрации на большинстве машин по ремонту пути так же значительно превышают нормируемые величины. На машинах вибрационно-прессового принципа действия вертикальные колебания на полу и сиденьях превышают допустимые уровни почти в шесть раз.

На машинистов оказывают негативное воздействие тепловые и электромагнитные излучения, акустические и вибрационные колебания. В современных двигателях внутреннего сгорания только 50% энергии, выделяющейся при сгорании топлива, переходит в полезную механическую энергию, остальная - в основном в тепловую, создавая неблагоприятные микроклиматические условия на рабочем месте.

Объекты железнодорожного транспорта потребляют большое количество кислот, щелочей и других химикатов, которые отработав, могут попасть в стоки, а затем, после недостаточной очистки, - в сбросы, далее в реку, откуда возвращаются в производственную и бытовую среду. Такими загрязняющими объектами являются промывочно-пропарочные пункты обработки вагонов, шпалопропиточные заводы, локомотивные и вагонные депо. Загрязнение водных объектов негативно сказывается на здоровье населения железнодорожных поселков, примыкающих к указанным объектам.

Загрязнение рабочих зон происходит распыляемыми сыпучими грузами. При погрузке и выгрузке они попадают в организм работников, осуществляющих грузовые операции, при транспортировании - в организм путевых рабочих, нанося таким образом ущерб здоровью и сокращая продолжительность жизни людей.

2. Шум как вредный производственный фактор

Шум – один из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов окружающей среды, приобретающих важное социально-гигиеническое значение, в связи с урбанизацией, а также механизацией и автоматизацией технологических процессов, дальнейшим развитием авиации, транспорта. Шум определяют как звук, оцениваемый негативно и наносящий вред здоровью.

Шум – это совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты (шелест, дребезжание, скрип, визг и т.п.). С физиологической точки зрения шум – это всякий неблагоприятно воспринимаемый звук.

По спектральному составу в зависимости от преобладания звуковой энергии в соответствующем диапазоне частот различают низко-, средне- и высокочастотные шумы. Шум по временным характеристикам может быть постоянным по уровню и непостоянным. Непостоянный шум может быть колеблющимся по уровню, прерывистым и импульсным, по длительности действия – продолжительным и кратковременным. Шум как акустический процесс характеризуется с физической и физиологических сторон. С гигиенических позиций придается большое значение амплитудно-временным, спектральным и вероятностным параметрам непостоянных шумов, наиболее характерных для современного производства. С физической стороны он представляет собой явление, связанное с волнообразным распространением колебаний частиц упругой среды.

В различных отраслях железнодорожного транспорта имеются источники шума – это машины и механическое оборудование.

По источникам возникновения шум классифицируется:

1) Механический шум, обусловленный колебаниями деталей машин и их взаимным перемещением.

2) Аэрогидродинамические шумы возникают при движении газов и жидкостей, их взаимодействия с твердыми телами.

3) Электромагнитный шум возникает в электрических машинах и электрооборудовании.

Воздействие шума на организм человека вызывает негативные изменения прежде всего в органах слуха, нервной и сердечно- сосудистой системах. Степень выраженности этих изменений зависит от параметров шума, стажа работы в условиях воздействия шума, длительности действия шума в течение рабочего дня, индивидуальной чувствительности организма.

Субъективная реакция человека на шумовое воздействие зависит от степени умственного и физического напряжения, возраста, пола, состояния здоровья, длительности влияния и уровня шума.

Под влиянием шума у людей изменяются показатели переработки информации, снижается темп и ухудшается качество выполняемой работы.

Защита от шума достигается разработкой шумобезопасной техники, применением средств и методов коллективной защиты, индивидуальной защиты и строительно-акустическими методами.

Акустические средства защиты от шума в зависимости от принципа действия подразделяются на средства звукоизоляции, средства звукопоглощения, глушители шума. Наиболее эффективным методом защиты является уменьшение шума в источнике его образования, что достигается применением технологических процессов и оборудования, не создающих чрезмерного шума. Наиболее эффективными звукоизолирующими материалами являются:

3. Производственная вибрация как вредный производственный фактор

Вибрация - это механическое колебательное движение системы с упругим

Вибрацию по способу передачи на человека (в зависимости от характера контакта с источниками вибрации) условно подразделяют на:

местную (локальную), передающуюся на руки работающего, и общую, передающуюся через опорные поверхности на тело человека в положении сидя (ягодицы) или стоя (подошвы ног). Общая вибрация в практике гигиенического нормирования обозначается как вибрация рабочих мест. В производственных условиях нередко имеет место сочетанное действие местной и общей вибрации.

Производственными источниками вибрации являются ручные механизированные машины ударного, ударно-вращательного и вращательного действия с пневматическим или электрическим приводом.

Инструменты ударного действия основаны на принципе вибрации. К ним относятся клепальные, рубильные, отбойные молотки, пневмотрамбовки.

К машинам ударно-вращательного действия относятся пневматические и электрические шпалоподбойки (ЭШП).

К ручным механизированным машинам вращательного действия относятся шлифовальные, сверлильные машины, рельсорезные станки.

Вибрация также имеет место при точильных, наждачных, шлифовальных, полировальных работах, выполняемых на стационарных станках с ручной подачей изделий; при работе ручными инструментами без двигателей, например, рихтовочные работы.

Наиболее действенным средством защиты человека от вибрации является устранение непосредственно его контакта с вибрирующим оборудованием. Осуществляется это путем применения дистанционного управления, промышленных роботов, автоматизации и замены технологических операций.

Под факторами трудового процесса понимают основные его характеристики: тяжесть труда и напряженность труда.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно - сосудистую, дыхательную и др.), которые обеспечивают его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, степенью наклона корпуса тела, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда работника. К факторам, характеризующим напряженность труда относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Основные вредные и опасные производственные факторы

Под факторами производственной (рабочей) среды, в котором осуществляется деятельность человека, понимают самые различные свойства этой среды – от физических до социально – психологических. Все эти факторы так или иначе влияют на организм человека. Среди их многообразия выделяют такие производсвенные факторы, которые при определенных условиях представляют собой опасность (угрозу) для человека. Все опасности, связанные с охраной труда классифицируют как вредные и опасные производственные факторы физического, биологического и психофизиологического типа.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Во время работы на работников железнодорожного транспорта могут воздействовать следующие основные вредные и опасные производственные факторы:

Физические

- движущиеся машины и механизмы;

- подвижные части производственного оборудования;

- передвигающиеся изделия (материалы, заготовки);

- движущийся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства;

- повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- воздействие электромагнитных полей;

- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

- повышенная или пониженная температура, влажность, подвижность воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

- недостаточная освещенность рабочих зон;

- отсутствие или недостаток естественного света;

- повышенная яркость света прожекторов, пониженная контрастность, прямая блесткость;

- повышенный уровень ионизирующих излучений;

- повышенная пульсация светового потока;

- острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

- повышенная температура поверхностей оборудования, материалов;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

- психофизиологические факторы - физические перегрузки, эмоциональные нервно психические перегрузки дежурного персонала.

Химические

- влияющие на репродуктивную функцию.

По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм через органы дыхания, желудочно – кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Согласно ГОСТ 12.0.003 "ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация" опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на группы:

К физическим факторам относятся: подвижные части производственного оборудования, запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны, шум, вибрация, ультразвук и т.д.

Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека на:

мутагенные и т.д.

Биологические опасные и вредные производственные факторы включают биологические объекты:

патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы простейшие и т.д.) и продукты их жизнедеятельности;

микроорганизмы (растения, животные).

Психофизические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на:

Вредные вещества по степени воздействия на организм человека подразделяются на четыре класса:

вещества чрезвычайно опасные;

вещества умеренно опасные;

Каждое производство характеризуется своим комплексом опасных и вредных факторов, источниками которых являются оборудование и технологические процессы.

Условия труда на железнодорожном транспорте, характер действия на организм работающего факторов производственной среды, в том числе и вредных, имеют свою специфику и способны вызывать различные функциональные и органические изменения, которые, вполне вероятно, могут трансформироваться в синдромокомплекс профессионального заболевания.

В процессе труда на работников железнодорожного транспорта могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав и транспортные средства;

движущиеся машины, механизмы, оборудование и их элементы;

перемещаемые материалы верхнего строения пути, сборные конструкции и другие предметы;

падающие с высоты предметы и инструменты;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенные уровни шума и вибраций на рабочем месте;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток и при работе в тоннелях;

повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

повышенная и пониженная температура поверхностей металлических частей верхнего строения пути, оборудования и инструментов;

расположение рабочего места на значительной высоте;

повышенный уровень ионизирующих излучений при работах в зонах радиационного загрязнения;

физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, мостах и тоннелях во время движения поездов;

химические факторы при работах с ядохимикатами и новыми деревянными шпалами, пропитанными масляными антисептиками.

Предприятия железнодорожного транспорта отличаются многообразием производственных процессов и технологических операций. По выделению вредностей наиболее опасными являются производственные помещения, в которых выполняют работы малярные, баббитозаливочные, по переработке полимеров, зарядке аккумуляторов, гальванические, сварочные и другие, а также основные цехи щебёночных и шпалопропиточных заводов.

При окрасе подвижного состава в воздушную среду выделяется сложный комплекс опасных вредностей (толуол, ксилол, красочный аэрозоль), содержание которых при пульверизационном способе окраски превышает допустимые нормы.

В процессе сварочных и наплавочных работ выделяются окись углерода, окислы марганца и железа, фтористые соединения. При этом загрязнение воздушной среды теми или иными веществами зависит от типа обмазки применяемых электродов. Наименьшее загрязнение наблюдается при автоматической сварке под флюсом и электрошлаковой сварке.

Опасность влияния тепловых излучений.

На предприятиях железнодорожного транспорт к горячим производствам, в которых излучение оказывает существенное влияние на организм человека, относятся литейные и кузнечные участки, баббитозаливочные, пропиточные, термические и сварочные отделения, а также отдельные сварочные посты и секции тепловозов.

Опасные ситуации возникают при устранении отказов электрооборудования локомотивов в пути следования. В условиях дефицита времени и стрессового состояния при поиске и устранения отказа повышается вероятность ошибочных действий локомотивных бригад.

Погрузочно-разгрузочные работы сопряжены с опасностью падений стропальщиков и грузчиков, травмирование их грузом. Опасные ситуации возникают при нарушении правил строповки, обрывах грузовых канатов, при несогласованности действий крановщика и стропальщика.

При производстве путевых работ, помимо угрозы наезда подвижного состава, имеется ряд опасностей, связанных с применением грузоподъёмных механизмов, гидравлических приспособлений, электрифицированного инструмента. Орудия труда применяемые монтёрами, как правило, имеют большую массу, что кроме опасности механических травм, создаёт большие физические нагрузки.

В локомотивных и вагонных депо, на заводах по ремонту подвижного состава, щебёночных, железнодорожных конструкций могут возникнуть производственные вредности из-за невыполнения санитарных норм по параметрам воздушной среды, шума и вибрации на рабочих местах.

Согласно ССБТ опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действияна физические, химические, биологические, психофизиологические. Каждая из этих групп факторов в свою очередь подразделяется на подгруппы.

Группа физических опасных и вредных производственных факторов включает 25 подгрупп, среди которых: движущиеся машины и механизмы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны и др.

Группа химических факторов содержит две подгруппы, объединяющие опасные и вредные химические вещества по характеру воздействия на организм человека (общетоксические, канцерогенные и др.) и по пути проникновения в организм.

Биологические опасные и вредные производственные факторы делятся на микроорганизмы (бактерии, вирусы и т. п.) и макроорганизмы (растения и животные).

В группе психофизиологических опасных и вредных производственных факторов различают физические и нервно-психические перегрузки.

К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяженные тормозные пути, ограниченное расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяженность фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещенность рабочей зоны в темное время суток.

Одной из основных причин повышенной опасности труда на железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена, габаритом подвижного состава. Воздействие климатических факторов вносит ряд дополнительных трудностей. В зимний период резко ухудшается состояние производственной территории. Из-за снежных заносов усложняются условия перехода путей, передвижения по междупутьям. В гололед резко увеличивается опасность падений. В холодное время года приходится пользоваться теплой спецодеждой, затрудняющей движения, ухудшающей восприятие звуковых сигналов. Длительная работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению. Неблагоприятно на условиях труда сказывается резкая перемена погоды. Поэтому спецодежда и спецобувь железнодорожников, работающих на открытом воздухе, должны обладать свойствами, обеспечивающими нормальные условия работы при резкой перемене погоды.

Устранение отказов технических устройств сопряжено с повышенной опасностью, так как производится в непосредственной близости от движущегося подвижного состава или в опасных зонах.

На электрифицированных участках железных дорог большая группа работников в той или иной мере связана с обслуживанием электроустановок.

Непосредственная опасность поражения электрическим током при обслуживании и ремонте контактной сети угрожает работникам.

При производстве путевых работ, помимо угрозы наезда подвижного состава, имеется ряд опасностей, связанных с применением грузоподъемных механизмов, гидравлических приспособлений, электрифицированного инструмента. Орудия труда, применяемые монтерами пути, как правило, имеют большую массу, что, кроме опасности механических травм, создает большие физические нагрузки.

Согласно ССБТ опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действияна физические, химические, биологические, психофизиологические. Каждая из этих групп факторов в свою очередь подразделяется на подгруппы.

Группа физических опасных и вредных производственных факторов включает 25 подгрупп, среди которых: движущиеся машины и механизмы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны и др.

Группа химических факторов содержит две подгруппы, объединяющие опасные и вредные химические вещества по характеру воздействия на организм человека (общетоксические, канцерогенные и др.) и по пути проникновения в организм.

Биологические опасные и вредные производственные факторы делятся на микроорганизмы (бактерии, вирусы и т. п.) и макроорганизмы (растения и животные).

В группе психофизиологических опасных и вредных производственных факторов различают физические и нервно-психические перегрузки.




К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяженные тормозные пути, ограниченное расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяженность фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещенность рабочей зоны в темное время суток.

Одной из основных причин повышенной опасности труда на железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена, габаритом подвижного состава. Воздействие климатических факторов вносит ряд дополнительных трудностей. В зимний период резко ухудшается состояние производственной территории. Из-за снежных заносов усложняются условия перехода путей, передвижения по междупутьям. В гололед резко увеличивается опасность падений. В холодное время года приходится пользоваться теплой спецодеждой, затрудняющей движения, ухудшающей восприятие звуковых сигналов. Длительная работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению. Неблагоприятно на условиях труда сказывается резкая перемена погоды. Поэтому спецодежда и спецобувь железнодорожников, работающих на открытом воздухе, должны обладать свойствами, обеспечивающими нормальные условия работы при резкой перемене погоды.

Устранение отказов технических устройств сопряжено с повышенной опасностью, так как производится в непосредственной близости от движущегося подвижного состава или в опасных зонах.

На электрифицированных участках железных дорог большая группа работников в той или иной мере связана с обслуживанием электроустановок.

Непосредственная опасность поражения электрическим током при обслуживании и ремонте контактной сети угрожает работникам.

При производстве путевых работ, помимо угрозы наезда подвижного состава, имеется ряд опасностей, связанных с применением грузоподъемных механизмов, гидравлических приспособлений, электрифицированного инструмента. Орудия труда, применяемые монтерами пути, как правило, имеют большую массу, что, кроме опасности механических травм, создает большие физические нагрузки.


ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Задача работодателя — создать на производстве безопасные условия труда, чтобы каждый сотрудник получил возможность выполнять свои трудовые функции без риска для здоровья и жизни. Поэтому требование об оценке условий труда, их отражении в трудовом договоре и установлении льгот и компенсаций работникам, попадающим под воздействие вредных и опасных производственных факторов, четко прописано в федеральном законодательстве [2].

Вредные факторы, влияющие на условия труда на рабочем месте могут быть связаны с самыми разными факторами риска, например химическими (воздействием токсических веществ, соединений, смесей, композиций) или биологическими (аллергенами, препаратами крови, болезнетворными бактериями и т. д.). Также представители ряда профессий подвергаются воздействию физических факторов: высокой или низкой температуры воздуха, вибрации, производственного шума, различных видов излучения.

При оценке рабочих мест учитываются также факторы трудового процесса: например, физические перегрузки, связанные с напряжением зрения при работе с мелкими деталями, голосового аппарата, отдельных групп мышц. Даже офисные работники, которые проводят за компьютером более 50% рабочего времени ежедневно, должны проходить периодические медосмотры, поскольку подвергаются воздействию неблагоприятных производственных факторов.

Специфика труда железнодорожников обусловлена непрерывностью технологических процессов и перевозок грузов и пассажиров, особыми формами организации труда и отдыха работников, требованиями к обеспечению безопасности на транспорте. Трудовой кодекс устанавливает общие нормы регулирования труда. При этом кодекс предусматривает отражение своеобразия условий трудовой деятельности в отдельных сферах локальными нормативными актами по отрасли. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2016 г. № 44 [4] утверждены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов.

Целями охраны труда в Эксплуатационном локомотивном депо Омск являются: защита работающих от воздействия вредных производственных факторов, которые угрожают их здоровью и физической безопасности (безопасность и гигиена труда, режимы труда и отдыха), обеспечение лечения и компенсация утраты работоспособности при несчастных случаях на производстве и профессиональном заболевании, проведение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.

Для локомотивных бригад продолжительность непрерывной работы за поездку устанавливается по графику движе­ния поездов. Она исчисляется с момента явки на работу по расписанию, наряду или вызову до момента сдачи локомотива или поезда и не должна превышать 7—8 ч, в отдельных случаях до 12 ч. При этом суммарное время поездок в течение месяца не должно превы­шать установленную месячную норму рабочих часов.

Ведущими вредными профессионально-значимыми фак­торами у работников локомотивных бригад яв­ляются неблагоприятные виброакустические условия, нестабильный интермитирующий (нагревающий, охлаждающий) микроклимат, повышенное психоэмоциональное напряже­ние, высокая загрузка внимания, неритмичный график работы, бессистемные внутрисменные перерывы, напряжения анализаторных функ­ций.

В соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 труд локомотив­ных бригад классифицируется как 3 класс 3 степени (таблица 1).

Итоговая таблица по оценке условий труда работников локомотивных бригад по степени вредности и опасности, тяжести и напряженности

Читайте также: