Холодная война ближневосточный конфликт кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ближневосточный конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных Израилю палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века.

Создание государства Израиль. Хронология событий

После распада Османской империи в результате её поражения в Первой мировой войне конфликт между евреями-сионистами и арабским населением Палестины сводился, главным образом, к территориальным притязаниям обеих сторон на подмандатную Палестину.

Условия мирного соглашения между общинами были с каждым разом все менее благоприятными для палестинских арабов: в 1937 г. им предлагалось создать государство на 80% всей территории подмандатной Палестины, в 1947 г. — на 45%, в 2000 г. (на переговорах в Кемп-Дейвиде и в Табе) — на примерно 22% (около 95% территорий Иудеи и Самарии, а также весь сектор Газы). Палестинские лидеры последовательно отвергали все эти (и подобные) предложения, в результате чего палестинское арабское государство не создано до сих пор.


29 ноября 1947 года Генеральная ассамблея ООН проголосовала за создание двух государств – еврейского и арабского, а также интернациональной зоны Иерусалима. За раздел Палестины проголосовали 33 государства (в том числе Франция, США и СССР), против – 13, воздержались – 10 (в их числе была Великобритания). Это решение изначально было отвергнуто как соседними арабскими государствами, так и арабским населением самой Палестины. Арабы единогласно не хотели признавать идею возвращения евреев в Палестину, считая эту территорию своей. С этого момента и начались открытые столкновения между еврейскими и арабскими вооруженными формированиями.

Сионистское движение, на основе которого было создано государство Израиль, видит в Палестине историческую родину еврейского народа и исходит из утверждения, что этот народ имеет право на собственное суверенное государство. Это утверждение основывается на нескольких основных принципах: 1) равенства народов, 2) необходимости защиты от антисемитизма, 3) исторической родины.

Дата

Событие

Развитие ближневосточной проблемы

29 ноября 1947 г. ООН приняла резолюцию об образовании на территории Палестины двух государств: еврейского (57% территории) и арабского (43%). Иерусалим объявлялся международной зоной. Арабы категорически выступили против образования еврейского государства
Январь 1948 г. Арабы блокировали Иерусалим и другие города, нападали на еврейский транспорт
3 апреля 1948 г. Еврейские вооруженные отряды уничтожили арабское поселение Дейр-Ясин. Великобритания приняла решение досрочно (до 14 мая 1948 г.) вывести свои войска
Палестинцы, не признававшие резолюцию ООН от 29 ноября 1947 г., не смогли создать собственного государства; этому мешало отсутствие политических структур Палестины

Первая арабо-израильская война

15 мая 1948 г. Арабские страны (Египет, Иордания, Сирия, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен), которые не признавали Израиль, объявили против него войну. Армия Израиля остановила нападающих и нанесла ответный удар
Апрель-июнь 1949 г. Между сторонами было подписано перемирие. Однако палестинское государство вновь не было образовано. Территорию, отведенную для образования государства Палестина, захватили Израиль (6,7 тыс. км), Египет (сектор Газа) и Иордания (западный берег р. Иордан). Возникла проблема палестинских беженцев (около 1 млн человек), которые расселились по разным странам


Процесс нормализации израильско-палестинских отношений

1979 г. Подписано Кэмп-Дэвидское соглашение между Израилем и Египтом, которое урегулировало отношения между двумя государствами
30 октября 1 ноября 1991 г. На международной конференции в Мадриде было принято решение о начале арабо-израильских переговоров
13 сентября 1993 г. В Вашингтоне премьер-министр Израиля И. Рабин и глава Организации Освобождения Палестины (ООП) Я. Арафат подписали Декларацию о принципах мирного урегулирования между Израилем и ООП. На основе этой декларации была создана палестинская автономия в пределах Израиля
26 октября 1994 г. Подписан мирный договор между Израилем и Иорданией
Сентябрь 1995 г. Подписан израильско-палестинский договор об автономии западного берега р. Иордан

Ноябрь 1995 г. На многотысячном митинге религиозный студент убил премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. Ряд кровавых преступлений против мирных жителей Израиля совершили палестинские террористы.

Способы урегулирования ближневосточного кризиса и решение палестинской проблемы в конце XX — начале XXI века

В мае 1996 г. премьер-министром Израиля стал Б. Нетаньяху, который занял жесткую позицию относительно палестинцев, отказался от территориальных уступок арабам, категорически отрицал возможность создания палестинского государства.

В 1999 г. новым премьер-министром Израиля стал Э. Барак. Он занял более конструктивную позицию по проблемам израильско-палестинского урегулирования. Переговорный процесс возобновился. На рубеже столетий произошло резкое обострение израильско-палестинского противостояния. В 2000 г. начались массовые беспорядки палестинцев, которые переросли осенью 2000 г. в новое восстание, а затем в открытые военные столкновения против Израиля.

Однако очередные террористические акты, предпринятые палестинцами, снова привели к военному противодействию. С 2009 года премьер-министром Израиля снова стал Б. Нетаньяху.

развитие конфликта

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Солдаты израильского батальона Каракаль.

Арабо-израильский, или как его часто называют, Ближневосточный конфликт, является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к 40‑м годам XX века и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств.

!--[if gte mso 9]>![endif]-->!--[if gte mso 9]>![endif]-->!--[if gte mso 10]> ![endif]-->Арабо-израильский, или как его часто называют, Ближневосточный конфликт, является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к 40‑м годам XX века и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств. Такое решение было принято Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 года. Однако это решение изначально было отвергнуто и соседними арабскими государствами, и арабским населением самой Палестины. Арабы принципиально не признавали идею возвращения евреев в Палестину, считая эту территорию своей

Первая война

29 ноября 1947 года Генассамблея ООН проголосовала за создание двух государств – еврейского и арабского – на Западном берегу реки Иордан (Резолюция № 181). Еврейское население приветствовало этот план, арабское – отвергло: территория еврейского государства оказалась намного больше.

14 мая 1948 года еврейский Национальный совет провозгласил создание Государства Израиль.

В первые месяцы 1949 года под эгидой ООН были проведены переговоры между всеми воюющими странами. В феврале 1949 года на острове Родос было заключено египетско-израильское перемирие, к которому присоединилась Трансиордания

20 июля соглашение о перемирии было достигнуто между Израилем и Сирией. Соглашение о перемирии вступило в силу 17 июля в Иерусалиме, а во всей стране – 18 июля. В результате прибрежная полоса, Галилея и вся пустыня Негев отошли к Израилю; полоса Газы – к Египту. Территория Палестины к западу от реки Иордан, не занятая израильскими войсками, оказалась под контролем Трансиордании, которая, присоединив эту территорию к себе в апреле 1950 года, получила свое современное название — Иордания. Город Иерусалим поделили на две части: западная досталась Израилю, а восточная отошла Иордании. В восточной части оказался Старый город с Храмовой горой — святым местом трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. Палестинское арабское государство так и не было создано. Арабские государства продолжали считать себя находящимися в состоянии войны с Израилем; само существование Израиля рассматривалось ими как "агрессия". Это привело к эскалации конфликта

Вторая арабо-израильская война 1956 г. "Суэцкая кампания"

Напряженность в регионе резко возросла в октябре 1956 года в связи с вопросом о будущем Суэцкого канала, который был национализирован Египтом 26 июля того же года. Акционеры канала — Франция и Великобритания — приступили к подготовке военной операции "Мушкетер" — в качестве основной ударной силы должен был выступить Израиль.

29 октября 1956 года Израиль начал операцию против Египта на Синайском полуострове. На следующий день Англия и Франция начали бомбить Египет через неделю вошли в Порт-Саид. Кампания кончилась 5 ноября, когда израильские войска заняли Шарм‑аш‑Шейх. Под контролем Израиля оказался почти весь Синайский полуостров, а также Газа.

В 1964 году по инициативе египетского президента Гамаль Абдель Насера была создана "Организация освобождения Палестины" (ООП). В программном документе ООП, Национальной Хартии, говорилось, что разделение Палестины и создание там еврейского государства незаконно. Ставилась задача полного освобождения территории своей родины. ООП создавалась как прообраз палестинского государства, и ее структура включала подразделения, призванные заниматься политическими, экономическими, социальными, культурными, образовательными и военными вопросами.

Третья арабо‑израильская война ("шестидневная война")

Война, известная как "шестидневная", началась 5 июня 1967 года. Египет, Сирия и Иордания стянули свои войска к границам Израиля, изгнали миротворцев ООН и заблокировали вход израильским кораблям в Красное море и Суэцкий канал. По соотношению сил арабы превосходили израильтян в личном составе в 1,8 раза, в танках – в 1,7 раза, в артиллерии — в 2,6 раза, в боевых самолетах – в 1,4 раза. Израиль предпринял упреждающее наступление; за один день израильские ВВС полностью уничтожили боевую авиацию Египта и большинство сирийских самолетов. Потеряв 679 человек, Израиль приобрел весь Синайский полуостров, Голанские высоты и взял под контроль Иудею и Самарию. Весь Иерусалим принадлежал Израилю.

Четвертая война 1969-1970 гг. ("война на истощение")

Была начата Египтом с целью возвращения Синайского полуострова, захваченного Израилем в ходе Шестидневной войны в 1967 года. Имели место артиллерийские перестрелки, рейды через Суэцкий канал, воздушные бои. Война велась с переменным успехом и после дипломатического вмешательства США была закончена. В 1970 году было подписано соглашения о прекращении огня без территориальных изменений у сторон конфликта.

Пятая война 1973 года ("война Судного дня")

6 октября, в Судный день, самый святой день еврейского календаря, Египет напал на Синай, а Сирия – на Голанские высоты. Успешное наступление арабов в первые дни сменилось отступлением их к концу недели. Несмотря на значительные потери, нападение египетской и сирийской армий было успешно отражено ЦАХАЛем, после чего войска вернулись на прежние позиции.

После этого при посредничестве СССР и США 23 октября было достигнуто соглашение о прекращении огня как на синайском, так и на сирийском фронте. В ходе войны погибло более 8,5 тысячи арабов и более 2,8 тысячи израильтян.

В январе 1974 года израильские войска покинули западный берег Суэцкого канала и Эль-Кунейтру, сохранив, однако, контроль над Голанскими высотами. В марте 1979 года вступил в силу египетско-израильский мирный договор, заключенный при посредничестве президента США Джимми Картера президентом Египта Анваром Садатом и премьер-министром Израиля Менахемом Бегином. Израиль ушел с Синая, сохранив под своим контролем лишь сектор Газа.

Шестая (ливанская) война 1982 года под кодовым названием "Мир для Галилеи"

Израиль ставил задачей уничтожение террористов из ООП: базировавшиеся в Южном Ливане террористы ООП постоянно обстреливали Галилею. Поводом послужило убийство 3 июня палестинскими террористами израильского посла в Лондоне.

Наступление началось 5 июня, в 15-ю годовщину Шестидневной войны. Израильские войска нанесли поражение сирийской армии, палестинским формированиям и их ливанским союзникам, захватили города Тир и Сидон, а также вошли в столицу страны Бейрут. Во время этой войны погибли 600 израильских солдат, но поставленная Израилем цель — уничтожение ООП — не была достигнута. После захвата израильтянами Бейрута президентом Ливана был избран израильский ставленник ливанский христианин Башир Жмайель. Он обещал подписать после вступления в должность мирный договор с Израилем, но вскоре был убит просирийскими исламскими террористами. Его сторонники с разрешения израильского командования вошли в лагеря палестинских беженцев Сабра и Шатила — якобы для того, чтобы уничтожить террористов ООП, устроили там резню, убив около тысячи человек. Боевиков среди них было ничтожное количество.

В 1985 году Израиль вывел войска с большей части территории Ливана, кроме буферной зоны, которая оставалась под израильским контролем до 2000 года.

В 1993 году в Осло было достигнуто соглашение о взаимном признании ООП и Израиля как партнеров по переговорам. Руководство ООП официально объявило о своем отказе от терроризма. В том же году состоялась встреча лидера ООП Ясира Арафата с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином.

В 1994 году было заключено соглашение о первой фазе установления самоуправления на части палестинских территорий. В 1995 году в Осло подписано очередное соглашение о принципах самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан и о выводе израильских войск из нескольких палестинских городов.

В 1999 году на территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа была создана Палестинская национальная автономия, над частью которой палестинцы получили полный контроль. На этой части был сформирован вооруженный корпус палестинской полиции и палестинская администрация.

С целью решения арабо-израильского вопроса в последние годы созывалось немало международных конференций: Мадридская конференция в 1991 году, конференция в Осло (1993), конференция в Кемп‑Дэвиде (2000), принятие "квартетом международных посредников" (США, ЕС, ООН, Россия) плана "Дорожная карта" в апреле 2003 года.

В 2006 году Лига арабских государств (ЛАГ) выдвинула свой план решения ближневосточного конфликта: признание арабскими государствами права Израиля на существование, отказ от насильственных акций с обеих сторон, признание палестинской стороной всех предыдущих соглашений, отвод израильских войск к границам 1967 года и возвращение палестинских беженцев. Однако урегулирование конфликта с мертвой точки не сдвинулось.

В 2005 году в результате плана премьер-министра Ариэля Шарона по одностороннему размежеванию, Израиль вывел из Сектора Газа войска и уничтожил все еврейские поселения. Также были разрушены 4 поселения в северной части Самарии. В результате вооруженного переворота, власть внутри зоны была захвачена у ФАТХ радикальным палестинским движением ХАМАС.

Вторая Ливанская война (в арабском мире — "Июльская война") 2006 года

Вооруженное столкновение между государством Израиль, с одной стороны, и радикальной шиитской группировкой "Хезболла", фактически контролировавшей южные районы государства Ливан, с другой стороны, в июле – августе 2006 года.

Конфликт был спровоцирован 12 июля ракетно-минометным обстрелом укрепленного пункта "Нурит" и приграничного населенного пункта Шломи на севере с одновременным нападением на пограничный патруль Армии обороны Израиля на израильско-ливанской границе боевиками "Хезболлы". В ходе наземной операции армии Израиля удалось продвинуться вглубь ливанской территории на 15-20 км, выйти к реке Литани и в значительной степени зачистить оккупированную территорию от боевиков "Хезболлы". Кроме того, боевые действия на юге Ливана сопровождались непрерывными бомбардировками населенных пунктов и объектов инфраструктуры на всей территории Ливана. Боевики "Хезболлы" в течение месяца проводили беспрецедентный по масштабам массированный ракетный обстрел северных городов и поселений Израиля.

Боевые действия продолжались с 12 июля по 14 августа 2006 года, когда в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН было объявлено прекращение огня.

1 октября 2006 года Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана. Контроль над югом Ливана полностью перешел к подразделениям правительственной ливанской армии и миротворцам ООН.

С 2006 года ситуация в Палестинской национальной администрации осложняется внутрипалестинским противостоянием между движениями ФАТХ и ХАМАС.

В октябре 2007 года Израиль объявил сектор Газа "враждебным государственным образованием" и приступил к его частичной экономической блокаде, периодически отключая подачу электроэнергии, прекращая снабжение энергоносителями и т.д.

В ноябре 2007 года в американском городе Аннаполис прошла встреча по ближневосточному урегулированию на которой, в частности, была достигнута предварительная договоренность о проведении в течение года конструктивных переговоров по вопросу создания независимого палестинского государства.

Эта статья посвящена теме современной геополитики, и ее не следует путать с событиями на Ближнем Востоке в период холодной войны (1947–1991).


  • Иран
  • Саудовская Аравия
  • Соперничество в третьих странах

Холодная война на Ближнем Востоке (или новая холодная война по - французский и Иран - Саудовская Аравия прокси конфликт на английском языке) является недавним геополитическим понятием со ссылкой на соперничество между Саудовской Аравией и ее союзниками с одной стороны , и Ираном и его союзниками на с другой стороны в современной истории Ближнего Востока . Как холодной войны , что ямки США , то Советский Союз и их союзники во второй половине XX - го века , существует противостояние проводится в основном косвенно между двумя лагерями и принимает различные формы: дипломатические, военные, экономические, религиозные или даже культурное соперничество. Два государства разорвали дипломатические отношения в 2016 году и в своей борьбе за влияние работают над поддержкой враждующих лагерей на Ближнем Востоке и даже за его пределами.

Резюме

Ближневосточный геополитический контекст

В отношениях между Саудовской Аравией и Ираном являются частью глобального геополитического контекста Ближнего Востока , регион , который занимает стержневое положение между Европой , Азией и Африкой и чья экстраординарным богатством в углеводородах , но и разнообразие и социальных различия, культурные и религиозные источники часто старая напряженные , но усугубил XXI - го века роста неравенства и экстремизм.

Во второй половине XX - го века , то холодная война между западным блоком и советским блоком простирается Ближний Восток . Советы поддерживают арабские страны и поставляют большое количество оружия в Египет и Сирию, с которыми эти страны лидируют и проигрывают Израилю в Шестидневной войне 1967 года и войне Судного дня в 1973 году. Соединенные Штаты устанавливают связи, прочные союзы с Турцией и Иран, который граничит с Советским Союзом , оказывает финансовую и военную помощь Израилю, чтобы не дать ему быть захваченным его арабскими соседями. Это равновесие нарушено иранской революцией 1979 года, которая свергает монархический режим Мохаммада Резы Пехлеви, поддерживаемый Соединенными Штатами, и устанавливает антизападную теократическую Исламскую республику . Это событие также знаменует собой начало великого разрыва между Ираном и Саудовской Аравией , который углубляется с момента его связей с Соединенными Штатами и поддерживает Ирак против Ирана во время долгой войны между двумя странами с 1980 по 1988 год. Противостояние между шиизмом , доминирующей ветвью ислама в Иране, и суннизмом, которого в Саудовской Аравии в основном большинство.

Проблемы с углеводородами

Страны Персидского залива обладают 60% эксплуатируемых запасов нефти и 40% запасов газа планеты; они производят 30% мировой нефти и 12% газа; что делает разработку углеводородов основным видом деятельности большинства стран Персидского залива, а также их основным источником дохода. Крупнейшие страны-производители объединены в Организацию стран-экспортеров нефти (включая Саудовскую Аравию, Ирак и Иран) и направляют эти ресурсы в страны-импортеры по морю или по трубопроводам в связи с Соединенными Штатами, Средиземным и Красным морем или напрямую с Европой через Турцию.

Например, 80% государственных доходов Саудовской Аравии, 55% ее ВВП и 90% ее экспорта прямо или косвенно связаны с эксплуатацией ее нефтяных месторождений, и даже если страна предприняла усилия по диверсификации своей экономики (в частности, с помощью его суверенный фонд благосостояния ) зависимость остается важной и поэтому занимает важное место в национальной и внешней политике страны. То же самое в разных пропорциях и для других стран региона.

Большая часть морского экспорта из Саудовской Аравии и стран Аравийского полуострова на азиатские рынки проходит через Ормузский пролив - узкий проход между Объединенными Арабскими Эмиратами , Оманом и Ираном - и экспорт в Европу через Баб-эль-Мандеб и Суэц. Канал - контролируется Египтом. В этом отношении международные отношения играют важную роль, потому что, хотя теоретически свобода передвижения торговых судов в проливах гарантируется Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву , на практике беспорядки в прибрежных странах почти систематически приводят к к росту дипломатической напряженности, даже к прямым столкновениям, связанным с необходимостью сохранения свободы прохода для этих кораблей.

Дуализм между суннизмом и шиизмом

Отношения между Саудовской Аравией и Ираном также отмечены этнологическим соперничеством между персами и арабами и религиозной враждебностью между шиитами и ваххабитами , касающимися не только доступа к святым местам ислама, но и богословских вопросов .

Политизации религиозных расколов и культурных различия также повторяющийся фактор в военных конфликтах и борьбе за власть на Ближнем Востоке . Этот факт не нов и подтверждается происхождением ислама, но он регулярно выдвигается в современных средствах массовой информации как основной элемент, объясняющий современную ситуацию в регионе; для большинства геополитиков он должен быть квалифицирован, а его роль должна быть сбалансирована с учетом множества объясняющих факторов.

В последнее время напряженность особенно обострилась в тех областях, где сосуществуют две религиозные группы, при этом религия не является наиболее разобщающим фактором: в Йемене , Ираке, Катаре или Ливане преобладали политические факторы. Схематично, противостояние между про- Риядскими группами и другими, поддерживающими Тегеран. .

Последствия иностранных держав

В этом соперничестве иностранные державы также играют роль на Ближнем Востоке, но также и за его пределами, будь то обеспечение поставок сырья, экспорт своих идеологий или реагирование на стратегические вопросы, экономические, политические или военные и т. Д. , То Соединенные Штаты , Россия , Китай или государства - члены из Европейского Союза ( Великобритания и Франция , бывшие колониальные державы в регионе, в основном) очень активны на международной арене. В этой логике недавние интервенции в Сирии и Ираке против группировки Исламское государство и различных местных субъектов (сирийское правительство, курдские или военизированные группировки ) показали, что каждый субъект имел свои собственные интересы и в соответствии с ними позиционировал себя рядом с региональными субъектами. Таким образом, Россия позиционирует себя с Ираном рядом с сирийским правительством; Запад вместе с Саудовской Аравией и большинством арабских стран позиционирует себя против террористических групп; Турция объединила свои силы с суннитскими ополченцами против курдов и т. Д. .

Вовлечены также международные организации ; являются ли они организациями, ориентированными на арабский мир, такими как Лига арабских государств , Организация исламского сотрудничества или Совет сотрудничества стран Персидского залива ; явления региональной интеграции означают, что их вес имеет тенденцию к увеличению и что их все чаще призывают принимать участие в конфликтах, в которые вовлечены их члены.

Таким образом, несмотря на развитие американской внешней политики за последние два десятилетия, Ближний Восток остается зоной влияния, в которой Соединенные Штаты хотят и дальше полагаться; их дипломатические и экономические сети хорошо развиты, а американские вооруженные силы имеют несколько баз в регионе для своих трех видов оружия (воздушного, наземного, морского) и регулярно вмешиваются на этом театре действий.

В случае с Россией аналитики озадачены больше; хотя он принимает все более активное участие в регионе, его роль по-прежнему ограничивается несколькими ключевыми моментами его внешней политики ( база в Тартусе в Сирии, сотрудничество с Ираном, повторяющиеся разногласия с Западом в Совете Безопасности США) . 'ООН и т. Д. ); Ближний Восток снова больше похож на театр военных действий, соперничающий с Соединенными Штатами, чем на конкретную зону, в которой они будут стремиться навязать свое влияние на долгосрочной основе.

Ядерное оружие в регионе

Из стран региона по крайней мере три имеют военное оборудование, использующее ядерные технологии, или возможности для производства такого оборудования на своей территории; Турция, у которой есть американское ядерное оружие в рамках НАТО, но которая также желает развивать свою собственную ядерную программу , Израиль, у которого есть гражданская и военная программа, но который не контролируется МАГАТЭ, и Иран, который официально имеет гражданскую программу и по которой есть подозрения в разработке военной программы.


В статье анализируются события, происходящие на территории Ближнего Востока с 1940-х по 1960-е гг. Исследуются конкретные политические и военные действия сторон азиатского конфликта. Рассматриваются советско-американские отношения в период кризисного состояния в Ближневосточном регионе. Даются общие и особенные характеристики кризиса.

Ключевые слова: Ближний Восток, израиле-палестинская война, палестинский вопрос, Суэцкий кризис, сионистская политика, СССР, США

Одним из самых длительных и напряженных конфликтов в мировом сообществе является кризис на Ближнем Востоке. Процесс формирования кризисного состояния на ближневосточной территории начался с появлением на политической карте государства Израиль 14 мая 1948 г. [12, с. 322].

Палестина с 1920 г. находилась под британским колониальным управлением. Положение Палестинского государства как колонии способствовало сионистскому проникновению в арабскую территорию. Еврейское население содействовало социально-экономическому развитию страны. Это привело к тому, что в конце Второй мировой войны более 80 % палестинской промышленности занимал еврейский сектор [11, с. 286].

Палестина являлась важным стратегическим объектом для колониальных европейских держав. Поскольку она находилась вблизи Суэцкого канала, соединяющего страны Европы и их владения в Азии и Африке [6, с. 3]. На пути интеграции и огосударствления евреев встало общество палестинских арабов. Арабский народ и их религиозные лидеры твердо отказались от идеи раздела Палестины. С 1930-х г. отношения между этими общинами обостряются — политическое противостояние, вооруженные столкновения.

С 1947 г. большую часть палестинской территории охватила война. Такие события в Палестине подтолкнули правительство Британии передать вопрос о ее будущем статусе на рассмотрение в ООН. Генеральная ассамблея ООН 29 ноября 1947 г. подавляющим количеством голосов приняла решение о снятии английского мандатного режима в Палестине [11, с. 286].

Следует отметить, что СССР и США высказали обоюдное общее мнение по палестинскому вопросу. В итоге на территории Палестины были созданы два независимых государства — арабское и еврейское. После государственного оформления Израиля на палестинскую территорию вступили трансиорданские, иракские, египетские, сирийские и ливанские войска. Также Саудовская Аравия и Йемен объявили войну израильскому народу [13, с. 3–13].

Таким образом, арабский антиизраильский союз ставил перед собой цель остановить территориально-экспансионистскую политику сионистов и, прежде всего, противостоять разделу Палестины. Важно отметить, что ключевую роль в разгорании израиле-палестинской войны 1948–1949 гг. сыграли Англия и Соединенные Штаты. Английское государство стремилось сохранить свои властные позиции в Палестине. Американская же сторона устремилась к установлению контроля над Ближневосточным регионом.

В итоге в феврале-июле 1949 г. при посредничестве международной организации ООН на острове Родос были подписаны соглашения о перемирии между Израилем, с одной стороны, и Ливаном, Египтом, Сирией и Трансиорданией — с другой [9, с. 142]. Перемирия носили временный характер. Они должны были функционировать до принятия окончательного соглашения по установлению мира в Палестине. Но дальнейшие переговоры по урегулированию не принесли успехов, поскольку Израиль отказался уступать захваченные территории в период войны. А также израильская сторона выступила против репатриации беженцев.

Таким образом, родосские договоренности не были подкреплены последующими соглашениями для заключения мира. По-прежнему, оставались нерешенными территориальный вопрос, положения Иерусалима и проблема беженцев Палестины.

Для Соединенных Штатов палестинская территориальная сфера вызывала экономический интерес. Американское руководство планировало строительство нефтепровода из Аравии к Средиземному морю. В Палестине же Штаты намеревались построить нефтеочистительные заводы [6, с. 3].

Такой экономичный арабский проект Америки стал фактором обострения англо-американских отношений, недавних союзников по антигитлеровской коалиции. Долговременный правительственный английский режим в Палестине означал бы для Вашингтона, полный контроль Британии над вывозом нефти из Саудовской Аравии. В связи с этим, правительство США начало активно выстраивать и поддерживать отношения с арабскими и еврейскими национальными движениями.

Надо отметить, что в период президентства Ф. Д. Рузвельта Соединенные Штаты не стремились к сотрудничеству с сионистами. По палестинскому вопросу рузвельтовский кабинет твердо придерживался проарабской позиции. Об этом свидетельствует письмо Ф. Рузвельта к королю Саудовской Аравии Абдулу-Азизу ибн Абдуррахману, где американский президент гарантировал поддержку арабскому лидеру. Израильский историк М. Бар-Зохар считает, что, несмотря на гибкую сионистскую политику США, при Ф. Рузвельте государство Израиль никогда бы не возникло [6, с. 3].

В рузвельтовский период Соединенные Штаты отстаивали позицию политического невмешательства в решение палестинской проблемы. После Второй мировой войны Вашингтон изменил направление внешней политики. Решение ближневосточного вопроса Америка не мыслила без своего участия. Американское правительство активизировало сионистскую деятельность, как одну из методов конфронтации на Ближнем Востоке.

Для Великобритании Палестина — это важная ближневосточная стратегическая зона. После эвакуации британских войск из Египта, англичане перебросили военное снаряжение в Палестину. Англия с 1946 г. начала строительство нефтепровода из Иракского Киркука к побережью Средиземного моря (палестинская Хайфа) [6, с. 3]. В свою очередь, в палестинском обществе преобладало антианглийское настроение.

С 1946 г. Вашингтон стал использовать палестинскую территорию как воздушную базу для совершения регулярных полетов по линии Нью-Йорк-Бомбей, а в Лидде (между Яффой и Иерусалимом) США оборудовали большой аэродром [6, с. 3]. Прежде всего, для Америки овладение Палестиной способствовало бы созданию опорной базы на Средиземном море. Поскольку военные объекты на этом море у американцев отсутствовали.

Возникновению кризиса способствовали неоднократные вооруженные нападения Израиля на Египет. Египетское государство уступало своему сопернику в вооружении. Израиль получал из Северной Америки современное оружие. Североатлантический альянс отказался поставлять вооружение Египту. Так как Штаты требовали плату за оружие наличными долларами, которыми эта страна не располагала [10, с. 157]. Советский Союз, наоборот, принял предложение Г. А. Насера, потому как это могло усилить его влияние на Ближнем Востоке.

Тель-Авив, главным образом, старался добиться территориальных изменений в регионе. Нападение на Египет вызывало негодование у ближневосточных стран. С Великобританией дипломатические отношения разорвали Иордания, Саудовская Аравия и Сирия [10, с. 159]. Иордания, в свою очередь, запретила использование английских баз на своей территории. Сирийско-иорданская сторона объявила о готовности военной поддержки Египта [10, с. 160].

В 1967 г. палестинская проблема вновь стала приоритетной в ближневосточной политике государств. Агрессивная политика Израиля к арабским странам привела к продолжительному движению сопротивления палестинцев с 1967 по 1974 гг. Такое враждебное поведение израильской власти можно обосновать военно-политической поддержкой Вашингтона. Израиле-американский блок преследовал захватнические цели. Во-первых, свергнуть прогрессивные режимы в Сирии и Египте. Во-вторых, подавить палестинское движение и захват новых территорий [8, с. 158].

Вооруженная борьба Палестины представляла собой партизанскую войну. Из статуса беженцев палестинцы позиционировали себя уже героями арабского общества [8, с. 158]. Палестинское движение сопротивления характеризовалось образованием новых организаций и дроблением существующих. Филиалы ПДС действовали в Ираке, Сирии, Иордании, Ливии. Движение сопротивления имело идеологическую разновидность: социалисты, леворадикалы [3, с. 143].

Таким образом, послевоенное противостояние сверхдержав, СССР и США, распространилось на Ближний Восток. Борьба за влияние на определенных территориях, проблема передела мира, геостратегические расчеты государств — это общая черта военно-политических кризов второй половины ХХ века.

Можно отметить, и особенные характеристики ближневосточной проблемы, прежде всего, палестинского вопроса. Во-первых, кризисное состояние на Ближнем Востоке сформировалось на основе историко-этнического самоопределения еврейского народа. Это вылилось в продолжительную конфронтацию евреев и арабов за палестинскую территорию. Во-вторых, очень весомым фактором в разгорании ближневосточного кризиса является экономическая заинтересованность европейских стран, в первую очередь, США и СССР и их союзников. Борьба за арабскую нефть и контроль над ее добычей оживила жесткую военно-политическую деятельность государств в отношении друг друга.

  1. Антонов А. Реакции в арабских странах // Компас. — 2002. — № 15. — С. 12–13.
  2. Аль-Саад СМ. Лига арабских государств как региональная. — М.: Наука, 1966. — 136 с.
  3. Давыдков Р. М. Документы ООН, международных организаций и конференций. — М., 1984. — 143 с.
  4. Дудайти А. К. Суэцкий кризис 1956 года и позиция Федеративной Республики Германии // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 18 (119). — С. 108–116.
  5. Егорова Н. И. Холодная война. 1945–1963 гг. Историческая ретроспектива. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 640 с.
  6. Носач О. В. Просионистские тенденции в дипломатии США (1945–1946 гг.) // Известия высших учебных заведений. — 2009. — № 3(11). — С. 3–12.
  7. Оганесян Н. О. Политика империалистических держав на Арабском Востоке в годы второй мировой войны (1939 -1945 гг.). — Ереван: АН АрмССР, 1980. — 78 с.
  8. Примаков Е. М., Лебедев Е. А., Наумкин В. В. Новейшая история арабских стран Азии. 1917–1985. — М.: Наука, 1988. — 644 с.
  9. Тузмухамедов Р. А. Движение неприсоединения и международное право. — М.: Наука, 1989. — 190 с.
  10. Хахалкина Е. В. Суэцкий кризис 1956 г. — Поворотный момент британской внешней политики? // Вестник Томского государственного университета. — 2016. — № 404. — С. 156–164.
  11. Хирш Э. Факты об Израиле. — Иерусалим, 1992. — С. 286.
  12. Чайко И. А. К развитию палестино-израильского конфликта // Востоковедный сборник. — М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2002. — С. 322–337.
  13. Широков А. Ситуация на Ближнем Востоке резко обострилась // Восток. — 2002. — № 15. — С. 3–13.

Основные термины (генерируются автоматически): Палестина, Египет, Ближний Восток, СССР, США, Вашингтон, англия, великобритания, суэцкий канал, Ближневосточный регион.

Читайте также: