Итальянская опера 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Краткие сведения о жизненном пути и деятельности лучших представителей итальянской классической оперы — Россини, Беллини, Доницетти и Верди. Характеристика их наиболее знаменитых опер: "Севильский цирюльник", "Норма", "Любовный напиток", "Риголетто".

Рубрика Культура и искусство
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.10.2013
Размер файла 39,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФГБОУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт

Кафедра Теории и Методики дошкольного образования

Контрольная работа

По курсу истории зарубежной музыки

Быченкова Анна Александровна

студентка I курса (3,5)

проверил: Москвина И.В.

итальянский классический опера

ГЛАВА I. ДЖОАККИНО РОССИНИ

ГЛАВА II. ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ

ГЛАВА III. ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ

ГЛАВА IV. ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Особое место в общественной жизни Италии занял оперный театр. И в предшествующие исторические периоды его было велико - это исконно национальная традиция Италии. Но сила социального воздействия музыки необычно возросла в годы беспощадных гонений со стороны австрийской полиции и иезуитов на малейшее проявление свободолюбивой мысли. Наряду с богатейшим народно-песенным наследием революционным фольклором, любимые оперные мелодии отечественных композиторов способствовали подъему чувств эмоционального самосознания, патриотизма. Когда любые собрания были запрещены, ложи музыкальных театров становились местом встреч, широкого общения различных слоев городского населения.

Чужеземные поработители и католические реакционеры, учитывая большое общественное значение музыкального театра, чинили всевозможные препятствия его развитию. Новые произведения проходили строжайшую цензуру, в них беспощадно зачеркивалось все, что хоть сколько-нибудь напоминало о современном положении итальянского народа. Время действия передвигалось в глубь истории, действующие лица переименовывались, драматургия оперы кромсалась.

Однако, несмотря на эти слабые стороны, итальянский музыкальный театр первых десятилетий XIX века имел значительные достижения.

ГЛАВА I. ДЖОАКИННО РОССИНИ

Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 года в городе Пезаро в семье городского трубача и певицы. Получив начальное образование, будущий композитор начал свою трудовую жизнь в качестве подмастерья кузнеца. В раннем возрасте Россини переехал в Болонью - тогдашний центр провинциальной музыкальной культуры Италии.

В 1806 году, в возрасте 14 лет, он был избран членом Болонской академии наук и в том же году поступил в музыкальный лицей. В лицее Россини овладел профессиональными знаниями. Большое влияние на него тогда оказало творчество Гайдна и Моцарта. Особый успех в его обучении наблюдался в области техники вокального письма - культура пения в Италии всегда была на высоте.

В 1810 году Россини, окончивший лицей, поставил в Венеции свою первую оперу "Вексель на женитьбу". Через год после этого спектакля он стал известен всей Италии и с тех пор посвятил свое творчество музыкальному театру.

Через шесть лет он сочинил "Севильского цирюльника", который принес ему славу.

Россини было всего тридцать лет, когда его имя стало известно по всему миру, а музыка стала неотъемлемой частью XIX столетия. С другой стороны вплоть до 1822 года композитор безвыездно жил на родине, а из 33 опер, написанных им в период с 1810 по 1822гг., лишь одна попала в мировую музыкальную сокровищницу.

В ту пору театр в Италии был не столько центром искусства, сколько местом дружеских и деловых встреч, и Россини не боролся с этим. Он привносил новое дыхание в культуру своей страны - великолепную культуру belcanto, жизнерадостность народной песни Италии.

Особенно интересными были творческие искания композитора в период между 1815 и 1820 годами, когда Россини пытался внедрить достижения передовых оперных школ других стран. Это заметно в его произведениях "Дева озера" (1819) или "Отелло" (по Шекспиру).

Этот период в творчестве Россини отмечен, прежде всего, рядом крупных достижений в области комического театра. Тем не менее, ему надо было развиваться далее. Большую роль в этом сыграло его непосредственное знакомство с новейшим искусством Австрии, Германии и Франции. Россини посетил Вену в 1822 году, и результатом этого стало развитие оркестрово-симфонических начал в последующих его операх, например, в "Семириаде" (1823). В дальнейшем Россини продолжал свои творческие поиски в Париже, куда переехал в 1824 году. Причем за шесть лет он написал пять опер, две из которых представляли собой переработку его прежних произведений. В 1829 году появился "Вильгельм Телль", написанный для французской сцены. Он стал одновременно и вершиной, и концом творческой эволюции Россини. После его выхода Россини в возрасте 37 лет перестал творить для сцены. Он написал еще две знаменитых вещи "Stabat Mater" (1842) и "Маленькая торжественная месса" (1863). Не понятно, почему в триумфе славы композитор решил уйти с вершин музыкального Олимпа, но бесспорно то, что Россини не принял новые направления в опере середины XIX столетия.

В последние десять лет жизни (1857-1868) Россини увлекся фортепьянной музыкой. С 1855 он безвылазно жил в Париже, где и умер 13 ноября 1868 года. В 1887 его прах был перевезен на родину.

Комедия Бомарше, одного из наиболее ярких представителей культуры предреволюционной Франции, была подвергнута существенной переработке. В либретто россиниевской оперы нет ни философской риторичности, ни социальной сатиры, которые придавали в свое время произведению французского драматурга заостренную политическую актуальность.

Идейный замысел оперы Россини -- прославление предприимчивости и смелости и осмеяние косности, тупости и лицемерия -- перекликается с типичным содержанием излюбленного национального театра Италии и облекается в близкую ему драматургическую форму.

Все огромное мелодическое обаяние композитора воплотилось в этом шедевре.

Действие оперы развертывается в 1308 г. в Швейцарии, над которой тяготеет владычество Австрии. Гнет невыносим, и гнев зреет в сердце народа. Олицетворением мужества, патриотизма и свободолюбия являются главный герой оперы -- стрелок Телль, старый крестьянин Мельхталь, горец Лейтхольд. Сын Мельтхаля Арнольд в тревоге: он любит австрийскую принцессу Матильду, сторонницу наместника Гесслера. Сначала Арнольд едва не совершает предательства -- для того чтобы стать мужем Матильды, он готов служить австрийцам, -- но затем под впечатлением трагической гибели отца, казненного по приказу Гесслера, присоединяется к швейцарцам. Телль вызывает особую ненависть наместника, который подвергает его жестокой душевной пытке, приказав сбить яблоко с головы собственного сына. Стрелок сбивает яблоко, но тиран замечает, что для него самого Телль приберег вторую стрелу, и смельчака арестовывают. Горцы готовятся поднять восстание. Буря настигает лодку Гесслера, который везет в темницу Телля. Тот опрокидывает лодку и, добравшись до берега, поражает Гесслера выстрелом из лука. Восстание охватывает Швейцарию. Власть австрийцев сломлена.

Успех спектакля в обстановке, насыщенной революционным настроением, был велик. Но вскоре вмешалась цензура, попытавшаяся путем переделки либретто ослабить взрывчатую силу произведения. Ни одна опера Россини не подвергалась таким частым и грубым искажениям. Имя героя оказалось ненавистно консерваторам, и Телль заменялся то тирольцем Андреасом Гофером, то шотландцем Валласом (Париж, 1836).

Третьего ноября 1801 года в бедной семье итальянского церковного органиста родился мальчик Винченцо. Семья Беллини проживала в местечке Катанье на острове Сицилия. Отец Винченцо решил с раннего детства прививать сыну любовь к искусству и стал обучать маленького Винченцо игре на фортепиано.

Семья Беллини жила очень бедно, и если бы не помощь одного из дворян, который выделил средства на дальнейшее обучение, Винченцо вряд ли добился бы мировой известности. Богатый дворянин услышал игру юного Беллини и пришел в восторг, узнав о бедственном положении семьи одаренного юноши, он, не раздумывая, выделил средства на обучение Винченцо в Неаполитанской консерватории Сан-Себастьяно.

Опера в четырех действиях (первоначально в двух действиях, но разделенных на четыре картины) на либретто Феличе Романи, основанное на одноименной французской трагедии Луи Александра Сомэ.

Является превосходным образцом традиции бельканто. Заглавная партия -- одна из самых трудных в репертуаре сопрано.

Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица Норма. В ее сердце чувство долга борется с любовью к римскому военачанальнику Поллиону, отцу ее детей. Но Поллион разлюбил Норму и увлечен молодой жрицей Адальджизой. Норма подает знак к восстанию. Поллион схвачен, ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный ее поступком, Поллион следует за ней на смерть.

ГЛАВА III. ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ.

Родители Доницетти были бедные люди: отец -- сторож, мать -- ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником. В дальнейшем музыкальное образование получил в Болонском музыкальном лицее (1815-1817) у С. Маттеи.

В либретто использованы мотивы одноименного водевиля Э. Скриба, послужившего также источником оперы Обера.

Молодой крестьянин Неморино влюблен в Адину, красавицу-арендаторшу, но не смеет открыться ей. Она мечтает о возвышенной любви, о которой вычитала в книжке про Тристана и Изольду. У Неморино есть опасный соперник -- сержант Белькоре, которому красотка готова отдать руку. Купив у шарлатана Дулькамары бутылку любовного зелья (на самом деле -- дешевого вина), робкий Неморино становится необычайно развязным. Однако зелье не приносит ему победы. Тогда, чтобы повторить прием, юноша соглашается стать солдатом, а на полученные от вербовщика деньги покупает еще бутылку. Тронутая любовью Неморино, Адина отдает ему руку и освобождает от солдатчины. Дулькамара убеждает окружающих, что все сделал любовный напиток.

Это одна из лучших комических опер Доницетти, претворяющая традиции итальянской оперы-буффа. В ней ощущается пародийная, сниженная трактовка романтической темы: любовное зелье, решающее судьбу Изольды и Тристана (историей которых увлечена Адина), подменяется дешевым вином -- этот мотив идет от Скриба, певца практицизма, выразителя антиромантических тенденций. Однако в музыке пародийные элементы в обрисовке центральных героев -- Адины и Неморино -- не ощущаются. Вопреки комическим ситуациям, в которые под воздействием вина попадает робкий влюбленный, его мелос, когда он поет о любви, носит одухотворенный, мечтательный характер (такова ария Неморино, одна из самых популярных арий тенорового репертуара). Сфера комического -- это образы Дулькамары и Белькоре, в их партиях использованы характерные приемы буффа. Блестящая, искрометная, полная веселья и искреннего чувства музыка написана Доницетти за две недели. Не лишена опера и некоторых сатирических акцентов как в осмеянии шарлатанов, для которых невежество, темнота народа служит питательной средой, так и в образе вербовщика солдат Белькоре.

ГЛАВА IV. ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

Джузеппе Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье. Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились у ребенка очень рано. До 10 лет Джузеппе учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.

В 1847 Джузеппе Верди совершает первое заграничное путешествие. В Париже он сближается с Дж. Стреппони. Ее идея жить в загородной местности, занимаясь творчеством на лоне природы, привела по возвращении в Италию к покупке участка земли и созданию имения Сант-Агата.

Верди пошел на некоторые уступки: действие было перенесено из Франции в Италию, король стал герцогом Мантуанским, но образ главного героя композитору удалось отстоять, он только был переименован в Риголетто.

Опера написана в жанре лирико - психологической драмы, лишь некоторые сцены страдают излишним мелодраматизмом и романтической патетикой.

Образ Джильды так же развивающийся: от непосредственности и шаловливости - через глубокое разочарование и страдание - к самопожертвованию во имя любви. Джильда - самый благородный персонаж оперы, именно ей отданы самые лирические и задушевные темы.

Реалистично показаны образы разбойника Спарафучиле и его сестры Маддалены. Высшим достижением Верди - драматурга является сопоставление и объединение индивидуальных характеристик в знаменитом квартете 3д. Также несомненной драматургической находкой является резкое противоречие легкомысленной песенки Герцога и сцены смерти Джильды. 3 д. является самым лаконичным и напряженным в опере, завершаясь трагической развязкой.

Критика не сразу поняла новизну оперы, посчитав, что композитор обратил внимание на сферу ужасного и безобразного. Но у публики опера имела огромный успех; Россини считал, что в ней Верди, наконец, явил свой гений.

В опере сочетаются черты двух жанровых разновидностей:

· Трагический конфликт между стремлением к счастью и мрачной гнетущей силой власти определяет драматургию оперы. Одним ее полюсом являются лирические темы, череду которых открывает лейтмотив Аиды в инструкции.

Итальянская опера XIX века стала известна благодаря композиторам данной эпохи, которые отказались от традиционных мифологических сюжетов и обратились к человеку, к его внутреннему миру. Творчество Джоакино Россини и его последователей -- Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти --это, пожалуй, лучшие достижения итальянского оперного искусства в первой трети XIX в. Эти композиторы обогатили итальянскую оперу, используя прекрасные мелодии, близкие к народной песне.

Продолжая традиции своих предшественников Верди создал свой стиль, для которого характерны яркая театральность, острота и выпуклость в обрисовке действующих лиц и ситуаций, непрерывность развития, гибкость вокальной декламации, мастерство ансамбля, усиление роли оркестра. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность.

Лучшее наследие итальянской классической оперы -- творчество Россини, Беллини, Доницетти, и Верди. Произведения именно этих композиторов входят в репертуар большинства оперных и музыкальных театров.

1. Бронфин Е. Беллини // Сов. музыка № 9, 1960. С. 79-87.

2. Верди Дж. Избранные письма. Л.: Музыка, 1973

3. Джоаккино Россини. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания // Ред. сост., автор вступит статьи и прим. Е. Бронфин. Л.: Музыка, 1968.

4. Донати-Паттени Дж. Г. Доницетти. Л.: Музыка, 1980.

5. Конен Дж. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1972.

6. . Маркези Г. Опера: Путеводитель: От истоков до наших дней. М.: Музыка, 1990.

Винченцо Беллини

В период между последними операми Россини и первыми зна­чительными произведениями Верди Италия выдвинула двух оперных композиторов, завоевавших мировую известность: Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. В исторической перспективе их произведения не выдерживают сравнения ни с музыкой их велико­го предшественника, ни с творчеством гениального потомка. В опе­рах Беллини и Доницетти не было блеска, искрящейся жизнерадостности и простоты Россини. Эти композиторы не обладали и его исключительным мелодическим даром. Искусство ряда гениальных музыкантов второй половины века (Вагнера, Верди, Чайковского, Мусоргского) полностью затмило достижения Беллини и Доницет­ти в оперном театре. Но в свое время эти композиторы были очень известны. С ними связан и тот замечательный расцвет вокального исполнительства (представленный именами Малибран, Паста, Пат­ти, Гризи, Рубини, Лаблаш, Тамбурини), который так характерен для европейской культуры середины прошлого столетия.

В то же время эти два современника резко отличаются друг от друга художественной направленностью творчества.

В драматургии Беллини ясно вырисовываются две тесно пе­реплетающиеся линии.



Но в творчестве Беллини есть и другая сторона, которая осо­бенно пленяла современников. Это изящный лиризм, романтиче­ская мечтательность.



Вокальный стиль Беллини отличается исключительной плавно­стью, гибкостью; фиоритуры органически включены в мелодиче­кую ткань.

Гаэтано Доницетти / Gaetano Donizetti

После смерти Беллини, совпавшей с полным отходом Росси­ни от оперной деятельности, на итальянской сцене в продолжение почти двух десятилетий царствовал Гаэтано Доницетти (1797—1848). Это был весьма плодовитый композитор, автор шестидесяти пяти опер различных жанров.

Творчество Доницетти пользовалось широкой популярностью. Его оперы отличались острой занимательностью, исключительной легкостью мелодики, доступностью и изяществом. Многообразие и эффективность театральных приемов, блестящая вокальная вирту­озность привлекали к ним публику из многих стран Европы.

Итальянская опера

Бельканто - стиль исполнения, отличающийся лёгкостью и красотой звучания, безукоризненной кантиленой (напевностью), изяществом и виртуозностью. Этот стиль возник в Италии в середине XVII в. и формировался на основе фонетических особенностей итальянского языка. Влияние бельканто на вокальные школы Европы было настолько сильным, что оперные композиторы писали свои произведения, исходя из особенностей этого стиля. Помимо Италии бельканто проявило себя в произведениях Г.Ф. Менделя, К. В. Глюка и особенно В. А. Моцарта.

Джоаккино Антонио Россини (1792-1862), итальянский композитор, автор 39 опер

Для творчества Россини характерно взаимопроникновение жанров. В комических операх композитора встречаются драматические ситуации, а в серьёзных - бытовые эпизоды. Произведения Россини отличают неистощимая мелодическая изобретательность и драматургическое чутье.

В подвале одного из домов, прилепившихся к склону холма в Бергамо, в 1797 году в семье сторожа в лавке ростовщика родился Доменико Гаэтано Мария Доницетти, которому наряду с Винченцо Беллини и Джоаккино Россини, суждено было стать одним из великих композиторов оперы бельканто. Доницетти родился в очень бедной семье, далёкой от музыкального искусства, но ему повезло - его заметил и взял в свою Благотворительную музыкальную школу капельмейстер Иоганн Симон Майр, где Гаэтано стал лучшим учеником. Затем он поступил в Болонский музыкальный лицей.

Оперы Доницетти господствовали на европейской сцене более двадцати пяти лет. После смерти композитора его творчество было забыто до тех пор, пока в 1950-е гг. дирижёры Ричард Бонинь и Альберто Зедда, а также певицы Мария Каллас, Джоан Сазерленд и Монсеррат Кабалье не вернули оперы Доницетти в репертуар театров.

Винченцо Беллини появился на свет на Сицилии в городе Катания. Композитор был родом из музыкальной семьи (его дед был органистом, отец - дирижером). Семейная легенда гласит, что маленький Винченцо уже в полтора года пел арию Валентино Фьораванти. Теорию музыки Беллини начал изучать в возрасте двух лет, в три года стал учиться фортепиано, в пять уже бегло играл на рояле, а в шесть лет сочинил несколько пьес. Даже если эти факты его биографии немного преувеличены, ясно одно - Беллини было на роду написано стать знаменитым музыкантом.

Подобно другим гениям Моцарту и Шуберту, Винченцо Беллини умер молодым. Его жизнь оборвалась на вершине славы, ему было всего 34 года. После смерти популярность его произведений взлетела до небес, но впоследствии его имя было предано забвению почти на столетие. Интерес к его операм возобновился после Второй мировой войны. Новую жизнь произведениям мастера бельканто подарили такие оперные дивы ХХ века, как Мария Каллас, Монсеррат Кабалье и Джоан Сазерленд.

Блестящую музыкальную карьеру Беллини, отмеченную триумфами на оперных сценах всей Европы, прервала ранняя и неожиданная смерть.

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (1813-1901), великий итальянский композитор, автор 26 опер

Верди. Особое место в мировом оперном искусстве принадлежит Джузеппе Верди (1813-1901). Увлёкшись музыкой ещё в раннем детстве, Верди, однако, так и не получил регулярного музыкального образования. Вначале его музыкальные опыты поддерживал торговец и любитель музыки Антонио Барецци. В возрасте 18 лет будущий композитор приехал в Милан и попытался поступить в консерваторию, но не выдержал экзамена, поскольку по сути дела был самоучкой. Верди стал брать уроки музыки у композитора Винченцо Лавинья.

В своих произведениях Пуччини опирается на модель французской лирической оперы (Массне и Верди в Травиате). Мелодичность и сентиментальность причудливо сочетаются здесь с грубостью и жестокостью сюжетных ситуаций, причем заглавные роли у Пуччини - всегда женские. Он прекрасно владел средствами оркестра, но широкая мелодическая линия и непринужденные речитативы всегда имели для композитора преобладающее значение.

Умер Пуччини в Брюсселе 29 ноября 1924 года, став последним представителем итальянской оперной классики.

В оформлении материала использованы иллюстрации польского художника-графика, дизайнера сцены и сюрреалистического живописца - Рафаля Ольбиньского.

В музыке формирование национальной школы было вначале не столь явным, как в литературе. Но именно в музыке Италии сформировалась национальная школа, значение которой широко выходит за пределы итальянской культуры

Обновление итальянского музыкального искусства произошло именно в жанре оперы. Создателем новой национальной оперной школы был Джоаккино Россини. Своѐ наивысшее выражение она получила в музыке Джузеппе Верди. Благодаря творчеству этих двух композиторов итальянская музыка XIX века возвысилась до общеевропейского уровня и стала любимой во всѐм мире.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 44




Комедия Бомарше о хитром слуге, который устраивает личное счастье своего господина, значительно переработана. Из неѐ исчезла социальная сатира, главный акцент перенесен на веселье, комизм положений, наивный юмор демократического театра. Персонажи французской комедии приближены к действующим лицам итальянского народного театра (комедии масок). Это такие типажи как монах, ханжа, ученый, слуга, легкомысленная девица, одураченный старик. Изысканный аристократ граф Альмавива превращен в пылкого и искреннего юношу, вызывающего сочувствие

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 45

публики. Опекун юной красавицы Розины – Бартоло – типичный ворчливый старик. Розина – веселая плутовка, готовая на всѐ ради любви. Главная идея оперы состоит в прославлении смелости и предприимчивости и осмеянии тупости и лицемерия.

Джузеппе Верди (1813–1901) – выдающийся итальянский оперный композитор. Он выступил как реформатор итальянской оперы после кризиса 30–40-х гг. XIX в., связанного с культом красивого голоса и виртуозности. В оперу, из которой в угоду виртуозным ариям исчез драматический смысл, Верди вернул драматургическую цельность, динамизм, целенаправленность развития действия.

Верди называют композитором-реалистом, т.к. в своих лучших сочинениях он отразил мысли и чувства, свойственные его соотечественникам, сумел создать сценические ситуации, которые поражают своей жизненной правдивостью.

В своих операх Верди отразил лучшие традиции итальянской оперы (особенно Россини), которые проявились в яркой сценичности его произведений. Его оперы смотрятся с неизменным интересом, который только усиливается по мере приближения к развязке.

Оперное творчество Верди является одним из высочайших достижений мировой музыкальной культуры наряду с операми Моцарта, Россини, Чайковского и др.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 46

 сжатость, напряженность действия;

 подмена драмы характеров драмой ситуаций;

 замена арий лаконичными ариозо;

 преобладание женских образов.

К отрицательным чертам веристской драмы относят отсутствие глубоких художественных обобщений, тяготение к чертам натурализма и мелодрамы. В этих операх, в соответствии с традициями итальянской музыки, при значительном обогащении оркестра сохранялась ведущая роль певца.

Родился в Лукке (Италия), в семье музыканта. Еще прапрадед Джакомо был городским композитором. Когда в возрасте 5 лет мальчик лишился отца, городской магистрат из уважения к 4-м поколениям музыкантов обеспечил ему наследственную должность городского органиста.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 47

Большую часть своей жизни Пуччини провел в своей вилле под Луккой и в Виареджо, занимаясь там сочинением музыки. Время от времени он совершал турне по Европе.

Развивая принципы Верди, Пуччини создал новый для итальянского оперного искусства речитативно-ариозный стиль, ставший одним из главных компонентов современной европейской оперы.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 48

Немецкая опера. Рихард Вагнер (1813-1883) - один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства.

Вагнер произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования: для достижения полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижиро-вать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру, также он осуще-ствил разделение функций правой и левой рук. В 1839 г. в Париже он сбли-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 49

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 50

В музыке формирование национальной школы было вначале не столь явным, как в литературе. Но именно в музыке Италии сформировалась национальная школа, значение которой широко выходит за пределы итальянской культуры

Обновление итальянского музыкального искусства произошло именно в жанре оперы. Создателем новой национальной оперной школы был Джоаккино Россини. Своѐ наивысшее выражение она получила в музыке Джузеппе Верди. Благодаря творчеству этих двух композиторов итальянская музыка XIX века возвысилась до общеевропейского уровня и стала любимой во всѐм мире.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 44

Комедия Бомарше о хитром слуге, который устраивает личное счастье своего господина, значительно переработана. Из неѐ исчезла социальная сатира, главный акцент перенесен на веселье, комизм положений, наивный юмор демократического театра. Персонажи французской комедии приближены к действующим лицам итальянского народного театра (комедии масок). Это такие типажи как монах, ханжа, ученый, слуга, легкомысленная девица, одураченный старик. Изысканный аристократ граф Альмавива превращен в пылкого и искреннего юношу, вызывающего сочувствие

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 45

публики. Опекун юной красавицы Розины – Бартоло – типичный ворчливый старик. Розина – веселая плутовка, готовая на всѐ ради любви. Главная идея оперы состоит в прославлении смелости и предприимчивости и осмеянии тупости и лицемерия.

Джузеппе Верди (1813–1901) – выдающийся итальянский оперный композитор. Он выступил как реформатор итальянской оперы после кризиса 30–40-х гг. XIX в., связанного с культом красивого голоса и виртуозности. В оперу, из которой в угоду виртуозным ариям исчез драматический смысл, Верди вернул драматургическую цельность, динамизм, целенаправленность развития действия.

Верди называют композитором-реалистом, т.к. в своих лучших сочинениях он отразил мысли и чувства, свойственные его соотечественникам, сумел создать сценические ситуации, которые поражают своей жизненной правдивостью.

В своих операх Верди отразил лучшие традиции итальянской оперы (особенно Россини), которые проявились в яркой сценичности его произведений. Его оперы смотрятся с неизменным интересом, который только усиливается по мере приближения к развязке.

Оперное творчество Верди является одним из высочайших достижений мировой музыкальной культуры наряду с операми Моцарта, Россини, Чайковского и др.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 46

 сжатость, напряженность действия;

 подмена драмы характеров драмой ситуаций;

 замена арий лаконичными ариозо;

 преобладание женских образов.

К отрицательным чертам веристской драмы относят отсутствие глубоких художественных обобщений, тяготение к чертам натурализма и мелодрамы. В этих операх, в соответствии с традициями итальянской музыки, при значительном обогащении оркестра сохранялась ведущая роль певца.

Родился в Лукке (Италия), в семье музыканта. Еще прапрадед Джакомо был городским композитором. Когда в возрасте 5 лет мальчик лишился отца, городской магистрат из уважения к 4-м поколениям музыкантов обеспечил ему наследственную должность городского органиста.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 47

Большую часть своей жизни Пуччини провел в своей вилле под Луккой и в Виареджо, занимаясь там сочинением музыки. Время от времени он совершал турне по Европе.

Развивая принципы Верди, Пуччини создал новый для итальянского оперного искусства речитативно-ариозный стиль, ставший одним из главных компонентов современной европейской оперы.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 48

Немецкая опера. Рихард Вагнер (1813-1883) - один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства.

Вагнер произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования: для достижения полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижиро-вать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру, также он осуще-ствил разделение функций правой и левой рук. В 1839 г. в Париже он сбли-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 49

Читайте также: