Классификация наук и проблема периодизации истории науки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наука вкл-ет в себя все условия производства нов. знаний о природе, общ-ве и мышлении: а) ученых с их знаниями и способ-ми, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией науч. труда; б) науч. учреждения, эксперим. и науч. оборудование; в) сис-му науч. информации, всю совок-сть знаний, выступающих как предпосылка, сред-во и рез-т науч. производства.

Этапы истории науки. На первомэтапе (классическом) идеалом познания было построение оконч., абсолютно истинной картины природы. Глав. внимание уделялось поиску очевидных, наглядных онтологич. принципов. На втор. этапе (неклассическом) происходит отказ от прямолин. онтологизма, разв-тся понимание относит. истинности картины природы, допускается истинность неск-х отличающихся друг от друга конкрет. описаний одной и той же реальности, ибо в каждом из них может содержаться момент объективно-истинн. знания. Принимаются объяснения и описания, кот. хар-ют не только объекты сами по себе, но и содержат ссылки на средства и операции познав. деят-сти. На третьем этапе (постнеклассическом) осущ-тся осмысление истор. изменчивости не только онтологии, но и самих идеалов и норм науч. познания, наука предстает в контексте соц. условий и соц. последствий, подчерк-ся значимость включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснении и описании ряда слож. системных объектов (напр., при описании эколог. процессов, обсуждении проблем генной инженерии и т.п.). Картины реальности становятся взаимозависимыми и предстают в кач-ве фрагментов целостной общенауч. картины мира. Современная филос. картина мира мозаична, многослойна, предполагает продолжение.

40. Наука и вненаучные знания в современной культуре.

Так наз. вненаучные явления (и соответственно вненауч. познание) рассматр-ся не вопреки науке, а дополняют ее, объясняя космос и духовность ч-ка преимущ-но нерацион. путем (откровением, озарением и пр.). Данные виды знания нельзя вычеркнуть из общ. дух. кул-ры людей. И все же паранаука лишает людей критически-взвешенного взгляда на мир. Сейчас рождаются и возрож-ся так наз-ые альтернат. науки (напр., трансперсональная психология, восточ. сис-ы миропонимания и т.д.). В безграничном мире необх-мы все формы его освоения чел-ком. Магия, астрология, паранорм. явл-ия трактуются как реализация объектив. возможностей, залож. в природе и ч-ке, но пока еще неизвес. науке.

В фактах науки выражено взаимодействие чувственного и рационального, объективного и субъективного. Объектив. составляющая факта – это реальные процессы, события, кот. служат исход. основой для фиксации познават. рез-та. Субъектив. момент – зависимость способов фиксации фактов от сис-мы исход. абстракций теории, теорет. схем, психол. установок ч-ка и т.п. Теорет. принципы нацеливают субъекта на выделение тех или иных фрагментов действ-сти, они же составляют интерпретацию факта. Наука объективные законы явл-й выражает в абстрак. понятиях и схемах, кот. в конеч. счете должны соответствовать действ-сти. В этом отличие науки от искусства, кот. выражает познанное в конкр. худож. образах, допускающих возм-сть вымысла, фантазии. Впрочем, и наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией (Фарадей). Наука, как и все виды искусства, требует воображения. Воображение, считает Эйнштейн, важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете.

Кроме отмеченных, к друг. признакам научного познания, в отличие от обыденного, относятся: логич. обоснование и практ. проверка знаний; выработка спец. искус. языка (науч. терминологии); осущ-ние междисципл. контактов через метаязык; применение спец. орудий, аппаратуры, приборов; использование специф. методов и методологии иссл-ния, призванной направлять науч. поиск; допущение критич. пересмотра оснований науч. поиска; наличие сис-мы ценност. ориентаций и целев. установок, основной из кот-х явл-ся поиск объектив. истины как высш. ценности науки; наращ-ие знаний, не повторяя пройденного, что не искл-т преемств-сти с приращением, так как каж. нов. виток в развитии знаний опирается на предшест. уровень; концептуал. и систем. хар-р знаний; при извес. условиях воспроиз-сть науч. явл-ий.

Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою фило-

форм движения соответствует последовательности ступе­ней развития самой природы в целом. Классификация наук, данная Энгельсом, не потеряла своей актуальности и по сей день.

Что касается классификаций современных наук, то они проводятся по самым различным основаниям (критери­ям). По предмету и методу познания можно выделить на­уки о природе — естествознание, об обществе — обще-ствознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, эпистемоло-гия и др.). Отдельную группу составляют технические на­уки. Очень своеобразной наукой является современная ма-

Вернадский В. И. О науке. Т. 1. С. 463.

тематика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшем элементом их мышления.

В свою очередь каждая группа наук может бьщ> под­вергнута более подробному членению. Так, в состав есте­ственных наук входят механика, физика, химия, геоло­гия, биология и другие, каждая из которых подразделяет­ся на целый ряд отдельных научных дисциплин. Наукой о наиболее общих законах действительности является фило­софия, которую нельзя, однако, полностью относить толь­ко к науке.

Могут быть и другие критерии (основания) для класси­фикации наук. Так, например, выделение таких главных сфер естественных наук как материя, жизнь, человек, Зем­ля, Вселенная — позволяет сгруппировать эти науки в сле­дующие ряды:

4) геология •* минералогия -* петрография -* палеон­тология •* физическая география и другие науки о Земле;

Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, экономическая теория, политология,

Вернадский В. И. О науке. Т. 1. С. 401—402.

Таким образом, развитие, история предмета, его пере­ходы от одного этапа к другому, есть в конечном счете не что иное, как развертывание основного, фундаменталь­ного противоречия между его полюсами (противополож­ностями). Каждый основной этап, главная, необходимая ступень — это одно из посредствующих звеньев этого раз­вертывания, причем эволюция основного противоречия — это процесс возрастания не только количества посредству­ющих, промежуточных звеньев, но и их качественных раз­личий, выражающих специфику каждого главного этапа истории предмета.

Применяя сказанное о периодизации к истории науки, следует прежде всего подчеркнуть следующее. Наука —

явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отече­ственной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разрабо­тан на материале истории естествознания — прежде всего физики (В. С. Степин, В. В. Ильин и Др.) и состоит в следующем.

Науке как таковой предшествует преднаука (докласси-ческий этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI—XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования ре­альной действительности.

Наука как целостный феномен возникает в Новое вре­мя вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклас­сический, постнеклассический (современный). На каж­дом из этих этапов разрабатываются соответствующие иде­алы, нормы и методы научного исследования, формиру­ется определенный стиль мышления, своеобразный поня­тийный аппарат и т. п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

1. Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятель­ности. Такое устранение рассматривалось как необходи­мое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XXв.), ис­ходный пункт которой связан с разработкой релятивистс­кой и квантовой теории, отвергает объективизм классичес­кой науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве усло­вия объективно-истинного описания и объяснения мира.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (со­вокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Клас­сическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее кар­тина мира строится на принципе жесткого (лапласовско-го) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана па­радигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

При этом смену классического образа науки некласси­ческим, а последнего — постнеклассическим нельзя по-

Следует иметь в виду, что историю науки можно пери-одизировать и по другим основаниям. Так, с точки зре­ния соотношения таких приемов познания как анализ и синтез (опять же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии:

II. Синтетическая, интегративная стадия, которая прак­тически совпадает с постнеклассическим естествознани­ем. Ясно, что строгих границ между названными стадия­ми провести невозможно: во-первых, глобальной тенден­цией является усиление синтетической парадигмы, во-вто­рых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них.

Характерной особенностью интегративной стадии яв­ляется возникновение (начавшееся уже, по крайней мере,

It seems you have no tags attached to pages. To attach a tag simply click on the tags button at the bottom of any page.

Add a new page

Проблема периодизации истории науки: проблема различия классической, неклассической и постнеклассической науки

Processing is not finished: kostik.

Ответ

Кохановский

Существует 2 вида периодизаций:
* формальный (по отдельному признаку)
* диалектический (основное противоречие исследуемого предмета)

Наука - явление конкретно-историческое, проходящее на своем пути ряд этапов, критерии для определения этапов до сих пор не ясны.

Текущая принятая периодизация была разработана Степиным и Ильином. В основе во многом лежит анализ истории развития математики и физики.
Этапы:

  1. Преднаука (зарождение элементов, предпосылок науки). Происходила на Древнем Востоке, в Греции, Риме, в Средние века впроть до XVI-XVII веков.
  2. Наука как целостный феномен Сформировалась в Новое время. Феномен науки, в свою очередь, проходит 3 основных этапа:
    • классический
    • неклассический
    • постнеклассический

Критерий данной периодизации - отношение объекта и субъекта познания.

  1. Классическая наука (XVII-XIX вв.)
    • стремилась устранить все, что относится к субъекту познания, средствам, приемам и операциям его деятельности; причина - нужны о объективные знания о мире
    • стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения объектом
  2. Неклассическая наука (первая половина XX в.)
    • толчком послужила разработка релятивистской и квантовой теории
    • отвергает объективизм классической науки, реальность зависит от средств и способов познания
    • связь между знаниями объекта и познавательной деятельностью
  3. Постнеклассическая наука Это тот этап, который наблюдается сейчас.
    • постоянная включенность субъективной действительности в тело знания
    • учитывает соотнесенность характера научных знаний не только с особенностью средств и операций субъекта, но и с его (и общества) ценностно-целевыми структурами

Каждая из стадий имеет свою парадигму:

  1. Механика и Лапласовский детерминизм. Мироздание представляется некоторым часовым механизмом.
  2. Относительность, дискретность, квантование, вероятность.
  3. Становление и самоорганизация.
      - общие принципы процессов самоорганизации
    • понятие "синергетическое движение" являет собой историческое время

Требуется отметить, что при переходе на новую стадию, результаты и методы предыдущей не забываются. Они интегрируются в новую науку.

Далее чисто для общего образования - при ответе не обязательно.

В истории естествознания Степин выделяет четыре таких революции

Первая глобальная научная революция (XVII в.)

Вторая глобальная научная революция (кон. XVIII — пер. пол. XIX вв.)

  1. происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования;
  2. видоизменяются философские основания науки, а именно, они становятся гетерогенными, т. е. включают широкий спектр смыслов тех основных категориальных схем, в соответствии с которыми осваиваются объекты;
  3. в эпистемологии центральной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза дисциплинарно разрозненных знаний и классификации наук.

Первая и вторая глобальные революции связаны с развитием классической науки (классической рациональности).

Третья глобальная научная революция (кон. XIX — сер. XX вв.)

IV. Четвертая глобальная научная революция (последняя четверть XX в. — наши дни)

Утверждение всего комплекса идей нелинейности, вероятности, хаоса и т.п. происходит в 70-е-80-е годы одновременно в самых различных областях как естественнонаучного, так и социо-гуманитарного знания. Это связано с развитием междисциплинарных исследований образования упорядоченных структур, теории самоорганизации ( синергетика Германа Хакена ( Германия), теория катастроф Тома Рене ( Франция ).
Ее суть:

ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ — раздел прикладной математики, ветвь теории бифуркаций, важный инструмент для исследования динамических систем; также — специальный раздел более общей теории сингулярностей в геометрии. Создание и развитие этой части математического анализа было связано с широкими возможностями наглядного анализа некоторых сложных явлений, особенно тех, которые встречаются при описании самых разных естественных явлений (радуга, каустика, устойчивость сложных систем, колебания и разрушение в строительной механике, поведение в этологии, и даже бунты в тюрьмах).

vedro-compota

2. Генезис (происхождение) науки и проблемы периодизации ее истории

Наука не есть нечто неизменное.
Она представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен.

При этом следует понимать, что часто чёткой границы между разными этапами развития чего-либо в истории нет, один этап плавно перетекает в другой.

Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается.

Рассмотрим один из них.
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI − XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа:

  1. классический,
  2. неклассический,
  3. постнеклассический (современный).

На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п.
Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

Классическая наука (XVII − XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то, не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора.
Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условия объективно-истинного описания и объяснения мира.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи.
Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.
С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации.

Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой − междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации.

При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего − постнеклассическим
нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа.

Особенности этой стадии:

  • непрерывная дифференциация наук;
  • явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими;
  • акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях;
  • рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.


Синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием.
Ясно, что строгих границ между названными стадиями провести невозможно: во-первых, глобальной тенденцией является усиление синтетической парадигмы, во-вторых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них.

Читайте также: