Ольга чехова биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Биография этой талантливой женщины знаменита как благодаря профессиональным достижениям, так и личной жизни. Имя и фотопортреты актрисы Ольги Книппер-Чеховой в начале XX века были украшением афиш знаменитого Московского художественного театра, на сцене которого она блистала вместе с великим Константином Станиславским. В самом начале карьеры она встретила свою большую и единственную любовь – писателя Антона Чехова, их роман скрасил последние годы гения.

Детство и юность

Ольга Книппер родилась 21 сентября 1868 года в городе Глазове Вятской губернии. Отец Леонард Книппер – обрусевший эльзасский немец, уроженец Пруссии, работал инженером-технологом на винокуренном заводе. Мать Анна Ивановна Зальца – музыкант, обладала прекрасным голосом и виртуозно играла на фортепиано.

Пара воспитала троих детей – Константина, Ольгу и Владимира. В 1871 году семья Книппер переехала в Москву. Дети благодаря матери росли в творческой атмосфере: к праздникам неизменно готовили музыкальные спектакли, сами шили костюмы, рисовали декорации, разучивали песни и выступали.

Все изменила смерть отца в 1894 году. Материальное положение семьи резко ухудшилось. Тут пригодилось музыкальное образование Анны Ивановны, она давала частные уроки, а через некоторое время стала профессором пения при школе Филармонического училища. Ольга и Владимир как могли помогали матери. Константин в то время служил на Кавказе.

Театр

Мечтая об актерской карьере, Ольга дважды пыталась получить профессиональное образование. В первый раз девушка пробовала силы в студии актера и педагога Александра Ленского, но тот не разглядел в студентке будущую актрису. Вторая попытка тоже был неудачной: в 1895 году ее приняли в драматическую школу-студию Императорского Малого театра, но отчислили после первого несданного экзамена.



Вокруг личности Ольги Чеховой, племянницы Ольги Книппер-Чеховой и сестры композитора Льва Книппера, на протяжении вот уже нескольких десятилетий сохраняется ореол загадочности. Она начинала свою карьеру в Художественном театре, в эмиграции стала звездой немецкого кино и даже получила звание Государственной актрисы Третьего рейха. Впоследствии Ольгу Чехову сравнили с Матой Хари и заговорили о непосредственном её отношении к советской разведке. Но кем была она на самом деле?

Ольга Константиновна Чехова. / Фото: www.yandex.net

Интересна судьба актрисы, которая училась в студии при Художественном театре, куда попала по протекции родной сестры её отца Ольги Книппер-Чеховой, супруги Антона Чехова. Но вскоре после начала учёбы она вышла замуж за Михаила Чехова, известного на тот момент актёра и племянника Антона Павловича.

Ольга Константиновна Чехова. / Фото: www.yandex.net

Ольга Константиновна Чехова, 1939 год. / Фото: www.rg.ru

В 1936 году она вышла замуж во второй раз, теперь уже за бельгийского промышленника, и получила звание Государственной актрисы. Брак её распался спустя два года, а сниматься она продолжала всю жизнь, правда, в послевоенные годы она уже не была столь же востребована и популярна.

Она была дружна с Евой Браун, подругой и впоследствии женой Адольфа Гитлера, была знакома не только с самим фюрером, но и с другими высокопоставленными чиновниками нацистской Германии.

Ольга Константиновна Чехова. / Фото: www.lifeonphoto.com

Виталий Викторович Коротков. / Фото: www.svr.gov.ru

После выхода в печать книги Николая Долгополова с автором связался полковник Виталий Викторович Коротков. Он окончил Высшую разведывательную школу в 1952 году и сразу был принят на работу в немецкий отдел МИД СССР. Молодому сотруднику дали возможность познакомиться со старыми делами, среди которых было и дело Ольги Константиновны Чеховой.

Ольга Чехова и Адольф Гитлер. / Фото: www.loveread.ec

После того, как в Берлин вошли советские войска, на актрису обратили внимание, её неоднократно приглашали на беседы. Сначала с Ольгой Чеховой работали простые сотрудники, затем подключились руководящие работники, а после передачи отчётов о беседах в Центр, ею заинтересовались и в Москве, поэтому и было принято решение об отправке актрисы в СССР.

В столице Ольгу Чехову поселили на конспиративной квартире, где её посещали руководители органов Государственной безопасности. Фамилии тех, кто беседовал с актрисой, Виталий Викторович не называл. В деле содержались сведения о проведённых беседах и об отправке Ольги Константиновны назад в Берлин.

Ольга Чехова. / Фото: www.svavva.ru

При это ни о какой вербовке речь не шла, как ни разу ни в одном отчёте не было упомянуто о сотрудничестве актрисы с органами внешней разведки во время её жизни и работы в Германии после эмиграции из Советской России. Всё это позволяет утверждать, что Ольга Чехова была простой актрисой и не имела никакого отношения к агентуре и разведывательной деятельности.

Уже после её возвращения в Германию к ней была направлена Зоя Рыбкина. Но после того, как разведчица договорилась о встрече с Ольгой Константиновной, она получила приказ от генерала Судоплатова о возвращении в Москву первым же самолётом.

Ольга Чехова. / Фото: www.mtdata.ru

Виталий Коротков предположил, что Ольгу Чехову хотели использовать в тот момент, когда у Лаврентия Берии возникла идея объединения Германии, которую он активно продвигал. Возможно, через Судоплатова планировалось изучение мнения об этом в немецких кругах, куда и была вхожа актриса. Но после ареста Берии этим уже никто не занимался, потому Зою Рыбкину и вернули в спешном порядке в Москву.

Не подтверждает бывший разведчик полковник Коротков и версию о том, что указания от разведки Ольга Чехова получала через своего родного брата и известного композитора Льва Книппера. Он на самом деле работал на советскую разведку и должен был принимать участие в готовящемся покушении на Гитлера. Но его сестра не имела совершенно никакого отношения к его деятельности.

Ольга Чехова. / Фото: www.yandex.net

Виталий Викторович Коротков, досконально изучивший дело Ольги Чеховой, твёрдо убеждён, что слухи об агентурной работе актрисы и её связи с советской разведкой – не более, чем миф. После того, как он закончил работу над документами, он предложил сдать это дело в архив. И руководство с ним согласилось.

А все слухи могли возникнуть исключительно из желания кого-то из начальников того времени показать, что в военные годы в окружении Гитлера был наш агент.

После прихода к власти нацистов из Германии уехали многие актеры и режиссеры, а Ольга Чехова осталась. Её представили Гитлеру, Гиммлеру и Геббельсу. Гитлер поощрял ее дружбу с Евой Браун и покровительствовал ей как актрисе, называя своей любимой артисткой.


Ольга Чехова. Любимая актриса Гитлера или советский агент?


Ольга Константиновна Чехова


"Эротика с удавом" - Ольга Чехова

Ольга Чехова — биография

Ольга Чехова – известная русская и немецкая кино и театральная актриса.

Она приходилась племянницей жене Чехова, известной актрисе Ольге Книппер-Чеховой. Тоже прославилась, как актриса, только в Германии. Они обе блистали в одно и то же время, им обеим симпатизировали диктаторы: тете – Сталин, племяннице – Гитлер. Ольга Чехова прожила удивительную жизнь, которая до сих пор не дает покоя историкам. Еще бы, ведь Чехова знала не только крупных деятелей военной и политической элиты Германии, но и самого Гитлера. А как объяснить тот факт, что ее не преследовали власти страны Советов и не присудили ей срок в лагерях, как другим преступникам военного времени. Именно это стало причиной слухов о том, что актриса находилась на службе советской внешней разведки.

Детство и юность

Родилась Ольга Книппер (Чеховой она стала по мужу) 13(26) апреля 1897 года в городе Александрополь. В настоящее время это город Гюмри, Армения. Ее родители – обрусевшие немцы, предки отца поселились в России в начале 19-го века, до этого жили в Вестфалии. Отца звали Константин Книппер, он работал инженером-строителем. На момент рождения Ольги в семье уже подрастала старшая дочь Ада, спустя некоторое время родился и сын Лев.

Ольга Константиновна Чехова

Ольга с детства владела двумя языками – русским и немецким, на них говорили в семье. Помимо этого, в совершенстве знала итальянский и французский языки. До шестнадцати лет девочка жила с родителями, вначале на Кавказе, потом семья переселилась в Петроград.

Оля с самого детства выделялась не только внешними данными, но и незаурядными умственными способностями. А еще ее очень интересовал театр. Многие родители протестовали против увлечения своих детей театром, только не Ольгины. Наоборот, они поддержали дочь, и сделали все, чтобы ее мечта о сцене сбылась.

Ольга Константиновна Чехова

В шестнадцать лет Книппер уехала в Москву, где жила ее любимая тетя, родная сестра отца – Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Есть мнение, что Олю даже назвали в честь тети. Именно она помогла племяннице продолжить обучение в студии при Художественном театре, на сцене которого сама блистала на протяжении нескольких лет. Однако учебу вскоре пришлось оставить, у Ольги случились перемены в личной жизни, она вышла замуж.

Карьера

Ольга Константиновна Чехова

Адольф Гитлер просто обожал эту русскую актрису, а вот Геббельс наоборот, относился к Ольге настороженно. Фюрер поздравлял Чехову с днем рождения, Рождеством и другими праздниками. В дар от него актриса получала много сладостей, а еще его портрет, на котором красовалась дарственная надпись. Гитлер выражал актрисе свое искреннее восхищение и уважение.

Ольга Константиновна Чехова

Среди подруг Чеховой была и жена Геринга, ее коллега, актриса. Может быть, по этой причине Геринг тоже благоволил к Ольге. Актрису называли примадонной нацистского экрана, и такое положение дел ее полностью устраивало. В 1936-м Гитлер присвоил Ольге Чеховой звание Государственная актриса Германии.

Ольга Константиновна Чехова

Чехова снималась до тех пор, пока существовал Третий рейх. В годы войны часто бывала на фронте, давала концерты, ее любили солдаты и офицеры. Актриса поднимала боевой дух солдат нацистской армии, ее фото бережно хранили и летчики люфтваффе, и простые солдаты в окопе.

В конце войны Чехова жила в пригороде Берлина, там ее и нашли советские оккупационные власти и арестовали 27 апреля 1945 года. Самолетом отправили в Москву, а 25 июня того же года вернули обратно в Берлин, тоже самолетом.

После возвращения вокруг актрисы образовался своеобразный вакуум. Ее больше не звали на съемки, в театре она была почти не задействована, но продолжала выходить на подмостки на протяжении нескольких послевоенных лет. В 1949-м актриса сменила место жительства. Берлин был поделен на две оккупационные зоны, и ее дом находился в районе советской зоны. Чехова перебралась в западноберлинский район Шарлоттенбург.

В 1949-1974-м годах вышло 22 картины с участием Ольги Чеховой, причем половину их сняли в 50-е. В 1950-м актриса переехала в Мюнхен, теперь там находился центр кинопроизводства Западной Германии.

Ольга Константиновна Чехова

В годы войны сердцем яркой красавицы завладел командир эскадрильи истребителей капитан Йепа. Чехова снова выходит замуж, и снова остается одна. Но на этот раз семейной жизни помешала трагедия, супруг не вернулся из боя.

Дочь Ольги – Ада Михайловна Чехова сочеталась законным браком с известным гинекологом Вильгельмом Рустом. В 1940 году в этом браке родилась дочка Вера. Они жили одной большой семьей, вместе с матерью в Берлине. После войны Ада служила в театре, организованном ее матерью. Но ее жизненный путь оказался слишком коротким, женщина погибла в авиакатастрофе 1966 года. Вера и ее брат Михаил попали на воспитание к бабушке – Ольге Чеховой.

Ольга Константиновна Чехова

Местом ее упокоения стало мюнхенское кладбище Оберменцинг.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Ольга Чехова

Ольга Константиновна Чехова (урожденная Книппер). Родилась 13 (26) апреля 1897 года в Александрополе (ныне Гюмри, Армения) — умерла 9 марта 1980 года в Мюнхене (ФРГ). Русская и немецкая актриса театра и кино. Государственная актриса Третьего рейха.

Ольга Книппер, впоследствии ставшая известной как Ольга Чехова родилась 13 (26 по новому стилю) апреля 1897 года в Александрополе (ныне это армянский город Гюмри) в семье обрусевших немцев.

Отец - Константин Леонардович Книппер, инженер-строитель. Его предки перебрались в Россию в начале XIX века из Вестфалии.

Кроме нее в семье было еще двое детей: старшая сестра Ада и младший брат Лев.

С детства у нее было два родных языка - русский и немецкий. Также владела французским и итальянским. Получила классическое русское образование. До 17 лет она жила с родителями то на Кавказе, то в Петрограде.

Ольга с ранних лет выделялась красотой и умом, очень интересовалась театром.

В 16 лет она отправилась в Москву - к своей любимой тёте, родной сестре отца Ольгe Леонардовнe (по некоторым данным, свое имя она получила именно в честь Ольги Леонардовны). Тетя определила племянницу в студию при Художественном театре, в котором сама играла уже несколько лет.

Однако учёба для Ольги завершилась быстро: она влюбилась в Михаила Чехова, считавшегося восходящей звездой МХАТа, и вышла за него замуж.

Ольга Чехова в театре

В 1920 году Ольга Чехова уехала из России в Германию.

Ольга Чехова в молодости

К началу 1930-х годов Чехова стала настоящей звездой немецкого кино. В 1930 году получила немецкое гражданство.

Она дружила с женой Геринга, тоже актрисой. Пользовалась покровительством её мужа. Положение примадонны нацистского экрана вполне устраивало Чехову. В 1936 Ольге Чеховой было присвоено звание государственной актрисы Германии.

Ольга Чехова и Адольф Гитлер

Ольга Чехова и Адольф Гитлер

Выразительное, надменное лицо, яркая внешность и решительность жеста - таковы были ее отличительные черты как актрисы. Она играла героинь и авантюристок, режиссёры уговаривали её сняться у них.

Активно снималась в кино вплоть до крушения Третьего рейха.

Во время войны ездила на фронт с концертами, имела успех у солдат и офицеров. Она поднимала дух германской армии, её фотографии у лётчиков люфтваффе и в солдатских окопах.

Ольга Чехова в фильме "Милый друг"

Ольга Чехова Милый друг

Конец войны застал кинозвезду недалеко от Берлина. 27 апреля 1945 года была арестована советскими властями и на самолёте доставлена из Берлина в Москву. Два месяца спустя, 25 июня, на самолете её снова отправили в Берлин.

Вокруг Чеховой образовалась полоса отчуждения. Её перестали приглашать в кино, в театре ролей было мало. В первые послевоенные годы Чехова работала в основном в театре. В 1949 году переехала из дома во Фридрихсхагене в советской оккупационной зоне на новую квартиру в западноберлинском районе Шарлоттенбург.

Ольга Чехова 3

С 1949 по 1974 год сыграла в 22 фильмах, из которых половина была снята в 1950-х.

В 1950 году она обосновалась в Мюнхене, который стал центром западногерманского кинопроизводства.

Ольга Чехова в старости

Ольга Чехова в старости

В 1977 году собиралась приехать на Родину, прислала все необходимые бумаги, но разрешение на поездку не было получено.

Ольга Чехова скончалась от рака мозга в возрасте 82 лет. Похоронена в Мюнхене на кладбище Оберменцинг (нем. Friedhof Obermenzing).

могила Ольги Чеховой

могила Ольги Чеховой

Ольга Чехова и советская разведка

Вскоре после поездки в Москву в немецкой и зарубежной прессе появился ряд статей, в которых утверждалось, что Ольга Чехова в годы Второй мировой войны была двойным агентом Гитлера и Сталина.

Однако в дальнейшем ни одна из публикаций не была подтверждена документально.

Сама Ольга Чехова в своей книге (а ещё ранее в своих опровержениях 1945 года) отрицала, что была агентом советских спецслужб.

Ольга Чехова

Личная жизнь Ольги Чеховой:

Четыре раза была замужем.

В 1915-1919 годах состояла в браке с актером Михаилом Александровичем Чеховым. У пары родилась дочь Ада Чехова.

Михаил Чехов - первый муж Ольги Чеховой

Михаил Чехов первый муж Ольги Чеховой

От Михаила Чехова Ольга ушла с Фридрихом Яроши, бывшим австро-венгерским военным и авантюристом. Он стал ее вторым мужем. В январе 1921 года она уехала с ним в Германию. В Берлине Ольга вскоре рассталась и со вторым мужем.

В 1936 году вышла замуж в третий раз - за бельгийского миллионера Марселя Робинса. Но и этот брак завершился разводом.

Во время войны влюбилась в командира эскадрильи истребителей капитана Йепа. Он стал ее четвертым мужем. Йеп погиб в бою.

Дочь актрисы - Ольга Михайловна Чехова - вышла замуж за известного гинеколога Вильгельма Руста, жила вместе с матерью, в 1940 году родила дочь Веру в Берлине. В послевоенные годы много работала в маленьком теате, который открыла её мать. В 1966 году погибла в авиационной катастрофе. Внучку Веру и внука Михаила воспитала бабушка.

Ольга Чехова и дочь Ада

Ольга Чехова и дочь Ада

Внучка актрисы - Вера Чехова-Руст - пошла по ее стопам. В 2006 году она была удостоена награды "За вклад в немецкий кинематограф", учреждённой властями земли Гессен. После смерти бабушки Вера Чехова приезжала в Россию, присутствовала в Мелихове на праздновании 80-летия со дня кончины Антона Павловича Чехова, была участницей в 1983 году XIII Московского международного кинофестиваля.

Вера Чехова - внучка Ольги Чеховой

Вера Чехова внучка Ольги Чеховой

Фильмография Ольги Чеховой (Россия):

1917 — Аня Краева — Наташа Краева
1918 — Калиостро
1918 — Последние приключения Арсена Люпена

Фильмография Ольги Чеховой (Германия):

1921 — Замок Фогелед (Schloß Vogelöd) — баронесса Шаферстадт
1921 — Авантюрист (Hochstapler)
1922 — Борьба за Я (Der Kampf ums Ich)
1922 — Смертельная карусель (Der Todesreigen) — Ольга Петровна
1923 — Нора (Nora) — Нора
1923 — Пагода (Die Pagode)
1923 — Знаки смерти (Scheine des Todes)
1923 — Татьяна (Tatjana) — Татьяна
1923 — Потерянный башмачок (Der verlorene Schuh) — Эстелла
1924 — Дебет и кредит (Soll und Haben) — Сабина
1924 — Вакханка (Die Bacchantin)
1925 — Венера Монмартра (Die Venus von Montmartre)
1925 — Город искушения (Die Stadt der Versuchung)
1925 — Старый бальный зал (Alte Ballhaus)
1925 — Нужно ли выходить замуж? (Soll man heiraten?)
1925 — Любовные истории (Liebesgeschichten)
1925 — Орда (Die Horde)
1926 — Опустившиеся (Die Gesunkenen) — Мальва
1926 — Мельница Сан-Суси (Die Mühle von Sanssouci) — Барберина
1926 — Человек с того света (Der Mann aus dem Jenseits)
1926 — Семья Шимек — венские сердца (Familie Schimeck — Wiener Herzen) — Ольга
1926 — Труде шестнадцати лет (Trude, die Sechzehnjährige)
1926 — Человек в огне (Der Mann im Feuer) — Дива Ромола
1926 — Его большое дело (Sein großer Fall) — Мэри Мельтон
1926 — Холм полководца (Der Feldherrnhügel) — графиня Ландерен
1927 — Горящая граница (Brennende Grenze) — Надя
1927 — Мастер мира (Der Meister der Welt)
1927 — Море (Das Meer)
1927 — Блаженное высочество (Die selige Exzellenz) — баронесса фон Виндегг
1928 — Соломенная шляпка (Un chapeau de paille d’Italie) — Анаис де Бопертюи
1928 — Мулен Руж (Moulin Rouge) — Паризия
1928 — Ад любви (Liebeshölle) — Аля Суминска
1928 — Женщина в огне (Weib in Flammen) — графиня Кларисса Тальберг
1929 — После приговора (After the Verdict) — Вивиан Денис
1929 — Диана — история парижанки (Diane — die Geschichte einer Pariserin) — Диана Мервил
1929 — Любовь братьев Ротт (Die Liebe der Brüder Rott) — Тереза Донат
1929 — Шут своей любви (Der Narr seiner Liebe) (режиссёр)
1929 — § 173 Уголовного кодекса. Кровосмешение (§ 173 St.G.B. Blutschande (Strafbare Ehen)) — Лизбет Крюгер
1930 — Студентка химии Хелена Вильфюр (Stud. chem. Helene Willfür) — Хелена Вильфюр
1930 — Любовь на ринге (Liebe im Ring) — Лилиан
1930 — Тройка (Troika) — Вера Валова
1930 — Детектив кайзера (Der Detektiv des Kaisers) — Ольга
1930 — Трое с бензоколонки (Die Drei von der Tankstelle) — Эдит фон Турофф
1930 — Любимец богов (Liebling der Götter) — Ольга фон Дагомирская
1930 — Два галстука (Zwei Krawatten) — Мабель
1930 — Путь в рай (Le Chemin du paradis) — Эдит де Туркофф
1930 — Девушка с Реепербана (Ein Mädel von der Reeperbahn) — Ханна Булова
1931 — Любовь по приказу (Liebe auf Befehl) — Мануэла
1931 — Мэри (Mary) — Мэри Беринг
1931 — Паника в Чикаго (Panic in Chicago) — Флоранс Дингли
1931 — Ночь решения (Die Nacht der Entscheidung) — Мария Иванова-Саблина
1931 — Концерт (Das Konzert) — Мария Хейнк
1932 — Ночная колонна (Nachtkolonne) — Инка Мария
1932 — Тренк — роман большой любви (Trenck — der Roman einer großen Liebe) — русская царица Елизавета Петровна
1932 — Шпионы в отеле Савой (Spione im Savoy-Hotel) — мисс Харрис
1932 — Любовь, в которой нуждаются женщины (L’Amour qu’il faut aux femmes)
1933 — За толику счастья (Um ein bisschen Glück)
1933 — Лейтенский хорал (Der Choral von Leuthen) — графиня Марианна
1933 — Игра в любовь (Liebelei / Une histoire d’amour) — баронесса фон Еггерсдорф
1933 — Некий господин Гран (Un certain monsieur Grant / Ein gewisser Herr Gran) — мадам Мервин
1933 — Пути к хорошему браку (Wege zur guten Ehe) — Клара Вейлер
1933 — Учитель Уве Карстен (Heideschulmeister Uwe Karsten) — Тереза ван дер Страатен
1934 — Полицейский отчет сообщает (Der Polizeibericht meldet) — Гизела Остеркамп
1934 — Между двух сердец (Zwischen zwei Herzen) — Инге Лейтхоф
1934 — Мир без маски (Die Welt ohne Maske) — Бетти Банделоу
1934 — Маскарад (Maskerade) — Анита Келлер
1934 — Что я без тебя (Was bin ich ohne Dich) — Лили Петрова
1934 — Приключения молодого господина в Польше (Abenteuer eines jungen Herrn in Polen) — графиня Любенская
1934 — Пер Гюнт (Peer Gynt) — Баронесса
1935 — Регина (Regine) — Флорис Белл
1935 — Провокатор Азеф (Lockspitzel Asew) — Таня Азеф
1935 — Вечная маска (Die ewige Maske) — мадам Негар
1935 — Любовные мечты (Liebesträume) — графиня Мадлен Дюдей
1935 — Любовь художника (Künstlerliebe) — Оливия Вандерхаген
1935 — Вальс вокруг башни Стефана (Ein Walzer um den Stephansturm) — Сильвия фон Полонская
1936 — Фаворит императрицы (Der Favorit der Kaiserin) — русская царица Елизавета Петровна
1936 — Деньги (L’Argent) — баронесса Сандорфф
1936 — Его дочь Петер (Seine Tochter ist der Peter) — Нора Нуар
1936 — Маня Валевска (Manja Valewska) — графиня Поля Валдевская
1936 — Ханнерль и её любовники (Hannerl und ihre Liebhaber) — фрау фон Сталь
1936 — Бургтеатр (Burgtheater) — баронесса Сибах
1937 — Любовь идет странными путями (Liebe geht seltsame Wege) — Антония Дельварес
1937 — Без посторонних (Unter Ausschluss der Öffentlichkeit) — Бригитта Спаренберг
1937 — Желтый флаг (Die gelbe Flagge) — Хелен Редер, американская журналистка
1937 — Грозовой полет к Клаудии (Gewitterflug zu Claudia) — фрау Майнбург
1938 — Приключения влюбленных (Verliebtes Abenteuer)
1938 — Воронка (Der Trichter)
1938 — Девушка с хорошей репутацией (Das Mädchen mit dem guten Ruf) — Мирандолина
1938 — Красные орхидеи (Rote Orchideen) — Мария Дорандо
1938 — Две женщины (Zwei Frauen) — Паула Корвей
1939 — Милый друг (Bel Ami) — Мадлен Форестье
1939 — Я отказываюсь от дачи показаний (Ich verweigere die Aussage) — Нора Оттендорф
1939 — Паркштрассе 13 (Допрос в полночь / Parkstrasse 13 / Verhör um Mitternacht) — Эвелина Шратт
1939 — Жуткие желания (Die unheimlichen Wünsche) — Феодора, актриса
1939 — Освобожденные руки (Befreite Hände) — Керстин Томас
1940 — Страсть (Leidenschaft) — Герда
1940 — Ангелика (Angelika) — Ангелика
1940 — Лиса из Гленарвона (Der Fuchs von Glenarvon) — Глория Грандисон
1941 — Люди в бурю (Menschen im Sturm) — Вера
1942 — Андреас Шлютер (Andreas Schlüter) — графиня Вера Орлевская
1942 — Глазами женщины (Mit den Augen einer Frau) — Мари-Луиза фон Дитмар
1943 — Вечное звучание (Der ewige Klang) — Жозефина Мальти, певица
1943 — Путешествие в прошлое (Reise in die Vergangenheit) — Марианна фон дер Хальден
1943 — Опасная весна (Gefährlicher Frühling) — Юлиана фон Буквиц
1944 — Мелузина (Melusine) — Нора
1945 — Шива и цветок виселицы (Shiva und die Galgenblume)
1948 — В храме Венеры (Im Tempel des Venus) — Карола Вебер
1950 — Ночь в отдельном кабинете (Eine Nacht im Separee) — Вера
1950 — Ни один ангел не бывает столь чистым (Kein Engel ist so rein) — Марго
1950 — Двое в одном костюме (Zwei in einem Anzug) — Кэтрин Тюрнер
1950 — Магараджа полневоле (Maharadscha wider Willen) — Сюзанна де Бон, журналистка
1950 — Мятеж в раю (Aufruhr im Paradies) — Мириам
1950 — Мужчина, который хотел жить дважды (Der Mann, der zweimal leben wollte) — Ирена Хессе
1951 — Вожделение (Begierde)
1951 — Женщина с сердцем (Eine Frau mit Herz) — Вера фон Везенер
1951 — Тайны брака (Geheimnis einer Ehe) — Тина Кампхаузен
1951 — Мой друг, вор (Mein Freund, der Dieb) — Персис Швестер
1952 — За стенами монастыря (Hinter Klostermauern) — настоятельница
1953 — Все для папы (Alles für Papa) — фрау фон Плесков
1954 — Ротмистр Вронский (Rittmeister Wronski) — фрау фон Эйхофф
1954 — Резли-роз (Rosen-Resli)
1955 — Я была уродливой девушкой (Ich war ein hässliches Mädchen)
1955 — Барринги (Die Barrings) — Амелия фон Эйфф
1958 — У47 — капитан-лейтенант Прин (U47 — Kapitänleutnant Prien)
1963 — Джек и Дженни (Jack und Jenny) — мать Йохансена
1971 — Дуэль втроем (Duell zu dritt) — мадам Прюнель
1972 — Шоу Ивана Реброва (Die Ivan-Rebroff-Show) — Актриса (камео)
1973 — Двойня с Имменхофа (Die Zwillinge vom Immenhof) — бабушка Аркенс
1974 — Весна в Имменхофе (Frühling auf Immenhof) — бабушка Аркенс
1974 — Место встречи сердце (Treffpunkt Herz)

Образ Ольги Чеховой в кино:

2008 - Легенда об Ольге (в роли Ольги Чеховой - Ольга Погодина)
2011 - Контригра (в роли Ольги Чеховой - Мария Порошина)

Ольга Книппер-Чехова фотографии

21 сентября 1868, село Кокман (окрестности Глазова), Вятская губерния, Российская империя — 22 марта 1959, Москва.

Заслуженная артистка Республики (27.10.1923).
Народная артистка Республики (27.10.1928).
Народная артистка СССР (23.09.1937).

Окончила Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (1898, класс Вл.И. Немировича-Данченко), училась вместе с В.Э. Мейерхольдом.

Похоронена рядом с А.П. Чеховым в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Младший брат — оперный певец, заслуженный артист РСФСР Владимир Нардов (1876—1942).
Племянники: композитор, народный артист РСФСР Лев Книппер (1898—1974) и русско-немецкая актриса Ольга Чехова (1897—1980).

последнее обновление информации: 11.11.17

источники информации

публикации

Она постигла сложный, многогранный и тонкий образ чеховской женщины с ее женской тоской, парадоксальностью и лукавством, умом и неистребимым обаянием. В ней странно и тревожно соединялось жгучее женское беспокойство с мажорным мироощущением. По существу, в ее чеховских женщинах постоянно жила тоска по миру огромному, необозримому и чувству сильному и всеохватывающему.

Вслед за Чеховым она как бы расширяла рамки текста и ловила любой намек на возможность протянуть порою очень тонкие нити между образом, его прошлым и окружающим его бытом. Малейшая деталь, только мелькнувшая в пьесе, глубоко вливалась в создаваемый ею образ, он обрастал многими и зачастую сложными ассоциациями. Они становились для нее знаками обширной жизни, которая пропитывала все ее пребывание на сцене. Она обнаруживала это не грубо и не настойчиво, а со свойственным драматургии Чехова строгим изяществом, легкостью, художественной экономией, а порою и недоговоренностью. Оттого ощущение полноты и художественной гармонии — хотя бы образы и были противоречивы — неизменно сопровождало ее сценическое исполнение.

Из всех чеховских ролей ей оставалась теперь одна Раневская. При всем артистическом мужестве Книппер ей не хватало сил расстаться с этой ролью, которая обозначала для нее всю жизнь, ибо с ней были связаны ее самые большие успехи. Ольга Леонардовна человечески совпадала с образом и в легком отношении к деньгам, в пренебрежении жизненными и материальными благами и в чувстве поэзии. Каждый понимал бросающееся в глаза возрастное несоответствие, но Книппер так схватила зерно роли, так передавала благородное легкомыслие, душевную неустроенность, что ни одна актриса в дальнейшем не могла с ней состязаться в этой роли.

Но как бы ни были противоположны образы, которые она создавала, за ними все время чувствовалась индивидуальность самой Книппер-Чеховой, стоявшей над этими образами, — нашей современницы, умной, тонкой женщины.

Ольга Леонардовна обладала редким даром — она не знала противоречий между тем, как она жила и кем была, и тем, что она делала на сцене и в театре.

Ее великая роль в театре, единство ее духовной и артистической индивидуальности навсегда сохранится, в особенности для тех, кто имел высокое счастье видеть ее на сцене и встречаться с ней в жизни. Она была человеком, понявшим жизнь в ее силе, в ее печалях, в ее радостях — замечательной личностью, внесшей огромный вклад в русскую культуру.

Читайте также: