Мировосприятие человека индустриального общества кратко

Обновлено: 30.06.2024

Глубинные мировоззренческие противоречия, возникшие в процессе формирования индустриального общества, широкой урбанизации, секуля­ризации массового сознания, отразились в доктрине анархизма - первой протестной идеологии классического типа. Она впитала уникальное сочета­ние настроений отчаяния и оптимизма, нигилистической непримиримости и нравственного идеализма, разочарования в публичной политике и жажды радикальных общественных преобразований, стремления к тотальному раз­рушению и веры во всеобщую гармонию и свободу. Социальную опору анархизма составляли маргинальные слои населения, которые уже были интегрированы в индустриальную систему, но сохраняли традиционные представления о социальной справедливости, склонность к эмоциональ­ным, иррациональным действиям, укорененную неприязнь к городскому образу жизни со всеми присущими ему социальными атрибутами и пове­денческими установками.

В качестве альтернативы прогрессистским социально-политическим доктринам формировался классический консерватизм. Эта идеология отра­жала негативную реакцию элитарных социальных групп феодального об­щества на политические, социальные, экономические аспекты процесса модернизации. В то же время консерватизм представлял собой нечто боль­шее, нежели антиреволюционную политическую программу. Основу кон­сервативного стиля мышления и восприятия мира составлял традициона­лизм - естественное для человека стремление стабилизировать, сохранить, укрепить существующий социальный порядок как привычную среду обита­ния. Ценности традиционализма являлись важнейшей мировоззренческой характеристикой любых доиндустриальных обществ. Они проявлялись в качестве доминирующих умонастроений, стиля поведения, коммуникатив­ной культуры. Идеалы традиционализма не требовали какого-либо иного обоснования, кроме самой веры в постоянство и конечное совершенство мироздания. Но с появлением прогрессистских идеологических теорий, активизацией революционно-демократического движения возникли предпо­сылки для перерастания традиционализма в такую же целостную, рацио­нально аргументируемую идейно-политическую доктрину.

Рациональная социальная философия, прагматизм и деловитость, воз­веденные в ранг общечеловеческих ценностей, деформировали сам психо­логический строй личности. Ключевыми ориентирами жизнедеятельности становились независимость, эффективность, благосостояние. Новая систе­ма требовала от человека знаний, а не рассуждений, умелых действий, а не понимания смысла происходящего, передачи и восприятия информации, а не общения. Деловитость становилась непременным атрибутом успешнос­ти. Общество, провозгласившее приоритетной ценностью интересы лично­сти, пришло в своем развитии к отрицанию ее самобытности, к формализа­ции всех проявлений человеческой жизни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ №________

Вид занятия (тип урока): комбинированный Норма времени: 90 мин

сформировать представление о процессе формирования классической научной картины мира в период XVIII – сер. XIX вв., об особенностях развития духовной жизни Нового времени и мировосприятии человека индустриального общества;

формировать такие качества как: ответственность, сопереживание, предприимчивость; воспитывать интерес к анализу происходящих исторических явлений, чувство уверенности при аргументировании своих умозаключений; воспитывать чувство уверенности при аргументировании своих умозаключений.

Развивать способности выстраивать причинно-следственные связи, работать с историческими понятиями, историческими источниками, аргументировать свою точку зрения, анализировать, систематизировать материал, логически формулировать ответ на поставленные вопросы; развитие внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать исторические события.

Обеспечение занятия

Раздаточный материал: учебник, карточки для индивидуальных заданий при актуализации знаний, раздаточный материал для работы в группах.

Технические средства обучения: диапроектор.

3. Бобров И. Курс лекций по новой и новейшей истории. Тюменский государственный университет. – Тюмень: 2016.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Студенты должны уметь: выстраивать причинно-следственные связи, работать с историческими понятиями, историческими источниками, аргументировать свою точку зрения, анализировать, систематизировать материал.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Опрос с элементами беседы

Новой историей в исторической литературе традиционно называют развитие европейских и американских стран с середины XVI в. до начала ХХ столетия. Конечно, такое название условно. Но эта эпоха отличается от предшествующей большей плотностью событий, масштабом и интенсивностью общественных процессов, глубиной перемен, которые происходили в жизни народов, — в сущности, возникновение новой цивилизации. Действительно, это было иное, новое время. Рождение нового мира осознавалось еще историками эпохи Возрождения, которые ввели трехчастную структуру в развитии общества: Античность, Средние века, Новое время, проводя тем самым резкую границу между классическим и средневековым периодами и поставив эпоху Возрождения в авангард нового времени. Постараемся рассмотреть, как происходило изменение европейского мира в XVI - XVIII вв. в социально-экономической, духовно-идеологической и политической сферах.

Как происходит политическое развитие Европы в этот период? Каков политический контроль во Франции?

К середине первого десятилетия XIX века революция сменилась контрреволюцией. Какие действия происходят на политической арене?

Расскажите о революции в Испании. Каковы были основные требования революционеров?

Какой характер носили буржуазные революции в Англии?

Каково значение французской революции?

Вывод.

Чем определялось политическое развитие европейских стран в последующие годы?

В истории человечества известны 4 научно-технические революции Назовите их.

Что такое научно-техническая революция?

Какие 3 этапа выделяют в развитии НТР?

Охарактеризуйте их.

Расскажите о достижениях и преобразованиях в первом этапе научно-технической революции.

Можно выделить несколько факторов.

Великие географические открытия.

Торговая экспансия за пределы континента.

Приток драгоценных металлов.

Абсолютистские государства и колониальные авантюры требуют постоянных армий и технически нового флота, это стимулирует развитие промышленности.

Создается благоприятная почва для применения технических и технологических находок XVI в.

Резкое повышение в XVI - XVII вв. качества жизни, что формирует новые потребности людей, что также приводит к развитию промышленности и торговли.

Ренессанс и Реформация увеличили возможности для расширения круга самодействующих людей (индивидуализм и т.п.).

Однако все эти факторы вместе и по отдельности приводили в разных странах к различным последствиям, так, например, способствовали подъему Англии и стагнации социально-экономической жизни Испании.
В XVI - XVII вв. произошел еще ряд событий, приведших к серьезным изменениям экономики Европы.

Произошло смещение основных торговых путей из Средиземноморья в Атлантику.

Борьба европейских государств с экспансией Турецкой империи в Средиземноморье неблагоприятно сказывалась в этот период на экономике региона.

Религиозные преследования (изгнания из Испании в 1492 г. иудеев и евреев - христиан (мараны), в 1609 - 1614 гг. — арабо-берберского населения Пиренеев, обращенных в христианство, но придерживающихся ислама — морисков), Реформация, Контрреформация вызвали массовые перемещения населения, а эмигранты сыграли важную экономическую роль в странах, принявших их.

Революция во Франции 1789 г. и особенно свержение монархии и казнь короля в 1792 г. вызвали разные оценки в Европе. Одни приветствовали революционных французов, другие, как, например, Э. Берк считали всё произошедшее “сатанинским делом”. Европейские монархические режимы увидели в антиаристократическом и республиканском характере революции угрозу принципам монархизма, да и феодальному устройству в целом. Более того, “революционная зараза” находила отклик во многих странах, ведь и там политическая почва была подготовлена неоднозначными итогами политической пропаганды времён Просвещения, и даже реформаторством “просвещенных деспотов”. Поэтому в 1792 г. начинаются войны революционной Франции с контрреволюционными коалициями России, европейских монархов, более всего страдающих от революционного поветрия (Австрия, Пруссия, . ), и торийской аристократическо-буржуазной Англии, решавшей вопрос колониальных приобретений и ликвидации очага, из которого и на Остров распространялись идеи демократизации британской политической системы.

Первая новая революция в Испании в 1820 г. Главным требованием было восстановление Конституции 1812 г., развернувшаяся борьба радикалов и умеренных продолжалась вплоть до 1822 г ., когда в испанские дела вмешался Священный союз, выступивший на стороне консерваторов. Это выступление против испанской ветви Бурбонов спровоцировало революционные волнения в Италии. Революционно настроенные военные и буржуазные слои требовали изменить политико-государственные режимы Сицилии, Неаполя, Пьемонта в духе либеральной конституции Испании 1812 г. Итальянские революции также были прерваны вмешательством Священного союза.

В конце XVIII - начале XIX в. под влиянием французской революции находилось и внутреннее развитие Англии. Революционно-демократические лозунги революции 1789 - 1794 гг. стимулировали движение за политические реформы (в первую очередь реформу парламента). С аристократической и финансово-олигархической властью в 1790-е гг. вступили в борьбу не только виги, но и новые формации, в частности, Лондонское корреспондентское общество. Однако, сочувственные настроения в отношении революционной Франции вызвали опасение правящих кругов, которые обрушили репрессии на либеральное движение. Вплоть до начала 1820-х гг. в Англии был т.н. “антиякобинский период”, когда движение за реформы было третируемо властями. В 1815 г. английское правительство пытаясь сохранить выгодное для аристократии и финансовых кругов и аграриев положение сложившееся в годы войны, принимает “хлебные законы”, которые прецедентно посягали на право “свободной торговли”. Именно борьба за свободную торговлю и политическую реформу стала рефреном внутренней жизни страны вплоть до 1850-х гг.
В 1816 -1819 гг. в Англии возобновляются рабочие стачки и демонстрации с требованием реформы парламента. В начале 20-х гг. движение сторонников преобразований расширяется за счёт присоединения к вигам “левых тори”. Это происходит по причине того, что политическое господство земельной аристократии пришло в полное противоречие со значимостью промышленной буржуазии в условиях завершения “промышленной революции”. Следующей серьёзной проблемой для власть предержащих стал многочисленный рабочий и ремесленный класс Англии, который вступает в борьбу как за свои экономические интересы, так и за демократию. Причем, именно английский пролетариат и стал массовой базой либерально-демократического движения. Поэтому в 1824 г. правительство пошло на отмену закона 1799 г. о запрете стачек и рабочих организаций, именно это положило начало тред-юнионам. В 1832 г. в Англии проведена парламентская реформа, расширившая число избирателей и сделавшая выборы более справедливыми, ликвидировав “гнилые местечки” и урегулировав систему избирательных округов. В 1837 г. была проведена вторая парламентская реформа.

Политическое развитие европейских стран в последующие годы определялось: социальными и экономическими проблемами, порождаемыми раннеиндустриальным развитием Европы; борьбой новых буржуазных слоев, сопровождавшейся широким демократическим движением за ликвидацию государственно-политических институтов абсолютистско-монархического периода; борьбой ремесленников и пролетариата за свои экономические и социальные права; а также началом роста национализма, являвшегося плодом национального возрождения в Центральной и Южной Европе.
В 1830-е гг. в Англии начинается ограниченно-демократическое реформирование избирательной системы. В Германии повсеместно распространяются требования конституций. В Испании в ходе династической т.н. “карлистской войны” 1833 - 1837 гг. вновь вводится конституция, имевшая своим прообразом либеральную конституцию 1812 г., и получают размах антиклерикальные выступления. В Швейцарии в 1830-40-е гг. начинается демократический пересмотр конституций кантонов, который в 1847 г. из-за сопротивления олигархии кантонов, основавших т.н. Зондербунд (особый союз), привел к гражданской войне. Итогом этого столкновения стала швейцарская конституция 1848 г., превратившая Швейцарию в прочное союзное государство с всеобщим мужским избирательным правом. Во Франции в этот период наблюдается рост республиканских настроений, а с другой стороны, ширится буржуазное движение за либерализацию конституции 1830 г.

Нау́чно-техни́ческая революция ( НТР ) — коренное качественное преобразование производительных сил , качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Устные ответы по таблице

Сформулируйте вывод.

Таким образом, в рассматриваемый период можно отметить бурное развитие техники и технологии и создание тем самым предпосылок для промышленной революции, начало которой связано с изобретением в Англии в 60-егг. XVIII в. парового двигателя Дж. Уатта. В XVII-XVIII вв. разрабатывались и усовершенствовались подзорные трубы, микроскопы, телескопы, пневматические, гидравлические и электрические приборы. Так на стыке науки и техники возникла новая отрасль ─ приборостроение. Её становление и развитие были напрямую связаны с потребностями экспериментальной техники и регулирования производственных процессов. Усилилось взаимодействие науки и производства (в области металлургии, горнорудного производства и др.), взаимодействие науки и техники.

III Изучение новой темы

1.Определение целей и задач урока. Целеполагание.

Обучающиеся сами формулируют цели урока

Учение о жизни.

Накопленные человечеством знания о растениях и животных вызвали потребность привести их в систему, т. е. классифицировать.

В XVIII в. огромную работу по такой классификации провел шведский ученый К. Линней. Его классификация впоследствии оказалась несовершенной, но в то время она была большим шагом вперед в развитии ботаники и зоологии. Линней считал, что все растения и животные созданы богом и с тех пор существуют в неизменном виде. Так учила церковь.

В XIX в. накопился большой материал, свидетельствующий об изменчивости живых существ. Об этом говорили выведенные новые сорта растений и новые породы домашних животных, находки остатков ископаемых живых существ.

Учение Дарвина, гипотеза Канта и Лапласа о развитии Солнечной системы из газовой туманности, данные геологии об изменениях земной поверхности опровергали представление о неизменности природы, доказывали ее развитие.

Составление таблицы в тетрадях

Научная теория, исследование

Учение о жизни.

Возрастание роли естественных наук.

С развитием капиталистических мануфактур и фабрик увеличилась потребность в постоянном совершенствовании орудий труда. Постройка машин с быстрым движением частей, сооружение мостов, железных дорог требовали сложных и точных расчетов, невозможных без решения новых математических задач. Надо было изучить прочность и другие свойства разных материалов, более точно измерять время, размеры предметов, расстояния, скорость движения, температуру, давление и т. д. Возросло значение науки для развития техники.

Уже со времени зарождения мануфактур резко возрос интерес к изучению природы, познанию ее законов. От средневековой схоластики и примитивных религиозных представлений происходил поворот к познанию природы, основанному на опыте и наблюдении. Практические задачи науки все теснее соединялись со стремлением постичь устройство Вселенной, законы природы, что постепенно освобождало умы от пут религии.

Многие задачи математики и механики были решены при усовершенствовании таких механизмов, как мельница и часы в XVI – XVIII вв. Открытые и сформулированные Ньютоном законы механики и оптики дали основу для решения многих задач науки и техники. Одной из главных заслуг Ньютона является открытие им закона всемирного тяготения, который он применил для объяснения движения планет Солнечной системы. Это нанесло новый удар по религиозным представлениям о мире.

В XIX в. разрабатывались многие прикладные и теоретические вопросы математики.

В отличие от постулата Евклида, допускающего, что через точку, лежащую вне данной прямой, может быть проведена только одна, не пересекающаяся с этой прямой параллельная линия. Лобачевский принял за постулат, что таких линий может быть больше одной. Вначале многие представители официальной науки считали идеи Лобачевского пустой игрой ума, но впоследствии было доказано, что его геометрия была важным открытием.

Астрономия, физика, химия

Успехи математики, открытия Ньютона и усовершенствование телескопа дали мощный толчок развитию астрономии в XIX в. Были открыты тысячи неизвестных ранее звезд, многие кометы.

+

8 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 8

+

Эта эпоха характеризуется таким типом общественных отношений, в основе которых лежит разделение труда, а промышленность обеспечить людям комфортную жизнь. Является промежуточным вариантом между традиционным и информационным (постиндустриальным) обществом. Несмотря на то что историки называют современный уклад жизни постиндустриальным, у него много "индустриальных" черт. Мы ведь до сих пор ездим на метро, жжем уголь в котельных, а кабельный телефон иногда напоминает своим пронзительным звонком о промышленном советском

Ответ

+

1)Для жителей традиционного типа общества каждый день это череда одних и тех же событий,повторяющихся каждый год или более длительное время.

2)В индустриальном мире мировоззрение человека совсем иное,это как социальный лифт,что-то пойдет вниз,что-то возвысится или не удастся,будь то это прогресс,или же регресс.Люди не знают ,что будет дальше,как сложатся события в обществе.

Ответ

+

Ответ

+

Потому что для человека традиционного общества во главе угла стоял консерватизм. Ему было комфортно без каких либо нововведений, что приводит к рутине.
Человек же индустриального общества стремиться к познания нового и самосовершенствования. Для него будущее представляется развитием науки, знаний и т.д

Ответ

+

Потому что для человека традиционного общества во главе угла стоял консерватизм. Ему было комфортно без каких либо нововведений, что приводит к рутине.
Человек же индустриального общества стремиться к познания нового и самосовершенствования. Для него будущее представляется развитием науки, знаний и т.д

Ответ

+

Все слышали о таких понятиях, как индустриальная эпоха и индустриализация, но мало кто может их лаконично охарактеризовать. Что же, попробуем разобраться.

Индустриальное общество: какое оно

Эта эпоха характеризуется таким типом общественных отношений, в основе которых лежит разделение труда, а промышленность способна обеспечить людям комфортную жизнь. Является промежуточным вариантом между традиционным и информационным (постиндустриальным) обществом.

Несмотря на то что историки называют современный уклад жизни постиндустриальным, у него много "индустриальных" черт. Мы ведь до сих пор ездим на метро, жжем уголь в котельных, а кабельный телефон иногда напоминает своим пронзительным звонком о промышленном советском прошлом.

индустриальное общество характеризуется

Предпосылки индустриального общества

Вступление европейского общества на путь прогресса – это постепенный процесс, характеризующийся сменой феодальных отношений на капиталистические.

Новым временем (эпохой индустриализации) считается период с 16 по 19 (начало 20) вв. За эти три столетия европейское общество проделало большой путь развития, охватывший все сферы жизни человека:

  • Экономическую.
  • Политическую.
  • Социальную.
  • Технологическую.
  • Духовную.

Процесс постепенных новаций получил название модернизация.

что характеризует индустриальное общество

Переход к индустриальному обществу характеризуется:

  1. Разделением труда. Именно это вызвало увеличение производимой продукции, а также - образование двух экономических классов: пролетариата (наемных рабочих) и буржуазии (капиталистов). Итогом разделения труда стало становление нового экономического строя – капитализма.
  2. Колониализмом - господством развитых европейских стран над экономически отсталыми государствами Востока. Понятно, что колонизатор эксплуатирует человеческие и природные ресурсы зависимой страны. Достижения науки и инженерные изобретения изменили жизнь людей.

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами

  • Урбанизацией.
  • Переходом к капитализму.
  • Появлением общества потребления.
  • Образованием глобального рынка.
  • Снижением влияния церкви на жизнь человека.
  • Формированием массовой культуры.
  • Огромным влиянием науки на жизнь людей.
  • Появлением двух новых классов – буржуазии и пролетариата.
  • Уменьшением численности крестьян.
  • Индустриализацией.
  • Изменением мировоззрения людей (индивидуальность человека – высшая ценность).

Промышленная революция в европейских странах

Как говорилось ранее, индустриальное общество характеризуется индустриализацией. Перечислим поочередно страны Старого Света, в которых проходил этот процесс:

1. Англия – первая европейская страна, ставшая на путь прогресса. Уже в 16 веке был изобретен летучий челнок и паровая машина. 17 век можно вообще назвать веком изобретений: первый паровоз проделал свой путь из Манчестера в Ливерпуль. В 1837 году ученые Кук и Уинстон создали электромагнитный телеграф.

традиционное и индустриальное общество характеризуются

2. Франция немного "проигрывала" в индустриализации Англии из-за крепких феодальных порядков. Впрочем, прошедшая революция 1789-1794 годов изменила положение вещей: появились машины, и стало активно развиваться ткацкое дело. 18 век примечателен развитием текстильной и керамической промышленности. Заключительный этап французской индустриализации – это зарождение машиностроения. Подытожив, можно сказать, что Франция стала второй страной, избравшей капиталистический путь развития.

3. Германия значительно отставала от темпов модернизации своих предшественниц. Немецкий индустриальный тип общества характеризуется появлением в середине 19 века паровой машины. В итоге темпы промышленного развития Германии набрали внушительные обороты, и страна стала лидером по производству в Европе.

переход к индустриальному обществу характеризуется

Что общего между традиционным и индустриальным обществом

Одинаковые черты имеются у этих двух принципиально разных укладов жизни. Традиционное и индустриальное общество характеризуются:

  • наличием экономической и политической сферы;
  • аппаратом власти; - наблюдается при любом типе общественных отношений, поскольку все люди разные, вне зависимости от эпохи.

Экономика индустриального общества

По сравнению с аграрными отношениями средних веков, экономика нового времени была более производительной.

Как характеризуется экономика индустриального общества, что ее отличает?

  • Массовое производство.
  • Развитие банковского сектора..
  • Возникновение кредита.
  • Появление глобального рынка.
  • Цикличные кризисы (например, перепроизводства).
  • Классовая борьба пролетариата с буржуазией.

Предпосылкой для серьезных экономических изменений стало разделение труда, способствовавшее росту производительности.

Прекрасно описал это английский экономист Адам Смит. Он привел пример с производством булавок, на котором можно наглядно понять, что такое "разделение труда".

индустриальный тип общества характеризуется

Опытный мастер производит всего 20 булавок за день. Если же разделить производственный процесс на простые операции, каждую из которых будет выполнять отдельный рабочий, производительность труда возрастет во много раз. В итоге получится, что команда из 10 человек производит на свет около 48 тысяч булавок!

Социальная структура

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами, изменившими повседневную жизнь людей:

  • демографическим взрывом;
  • увеличением продолжительности жизни;
  • бэби-бумом (40-50 гг. ХХ века);
  • ухудшением экологии (с развитием промышленности возрастают вредные выбросы);
  • появлением партнерской семьи вместо традиционной - состоит из родителей и детей;
  • усложненной социальной структурой;
  • социальным неравенством между людьми.

Массовая культура

Что характеризует индустриальное общество, помимо капитализма и индустриализации? Массовая культура: она является его неотъемлемой частью.

индустриальное общество характеризуется следующими чертами

Шла в ногу с научно-технической революцией. Появились технологии звукозаписи, кинематограф, радио и прочие средства массовой информации – они объединили вкусы и предпочтения большинства людей.

Массовая культура проста и понятна всем слоям населения, ее цель – вызвать определенный эмоциональный отклик от человека. Она рассчитана на удовлетворение мимолетных запросов, а также – на развлечение людей.

Приведем примеры массовой культуры:

  • Женские романы.
  • Глянцевые журналы.
  • Шоу.
  • Комиксы.
  • Сериалы.
  • Детективы и фантастика.

В каком обществе живем мы

Западные социологи ввели такое понятие, как информационное (постиндустриальное) общество. Его ценностями являются знания, развитие информационных технологий, безопасность людей и забота о нашем большом доме – чудесной зеленой Земле.

как характеризуется экономика индустриального общества

Действительно, в нашей жизни все большую роль играют знания, а информационные технологии коснулись практически любого человека.

Но, несмотря на это, продолжает работать промышленность, машины жгут бензин, а картофель как собирали 100 лет назад по осени, так и собирают. Индустриальный тип общества, как говорилось ранее, характеризуется как раз промышленностью. А сбор картофеля - это сельское хозяйство, возникшее в незапамятные времена.

Индустриальное общество характеризуется множеством полезных открытий и посещением человеком Космоса.

Накопленный на сегодня багаж знаний огромен; другое дело, что он может как пойти на благо человечеству, так и нанести вред. Мы надеемся, что человеку хватит разумности применить накопленный потенциал знаний в правильном направлении.

Читайте также: