Французская литература 20 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

Французская литература конца XIX – начала XX века

Историческая обстановка

Художественная мысль Франции уже с 1830 г. развивалась в условиях борьбы буржуазии с пролетариатом. Эта борьба с годами все более и более обострялась, принимая временами открытый характер, когда пролетариат и буржуазия противостояли друг другу с оружием в руках.

Июньское восстание 1848 г. В. И. Ленин охарактеризовал как первую великую гражданскую войну между пролетариатом и буржуазией, как первое геройское восстание против буржуазии.

Около 20 лет просуществовала Вторая империя. Полицейские репрессии против рабочего движения, против деятелей I Интернационала, против всякой свободолюбивой мысли — такова внутренняя политика Наполеона III. Многочисленные агрессивные войны характеризуют его внешнюю политику. В 1853—1856 гг. Франция участвует в Крымской войне против России, в 1856—1858 гг. вкупе с Англией она выступает против Китая. Военные экспедиции с целью захвата новых колоний (в 1860—1861 гг. — в Сирию, в 1862—1867 гг. — в Мексику) и, наконец, франко-прусская война 1870—1871 гг. — вот бесславные и мрачные эпизоды ее истории.

В результате последней войны Наполеон III вместе с армией оказался в плену у неприятеля. Немцы захватили значительную часть Франции, осадили Париж.

Правительство, объявившее низложение Наполеона III, ликвидацию империи и установление Третьей республики, больше боялось французского рабочего, чем немецкого солдата. Оно торопилось капитулировать, с тем чтобы использовать прусских захватчиков для подавления назревающего народного восстания. 18 марта 1871 г. правительственные войска пытались обезоружить рабочих. Этого им не удалось сделать, и тогда впервые в истории рабочий класс Франции сверг власть буржуазии. 28 марта 1871 г. была провозглашена Парижская коммуна. Лидеры буржуазии во главе с Тьером сумели со-_брать контрреволюционные силы. Парижская коммуна была разгромлена.

Дальнейшая история Франции характеризуется постепенным переходом к концу XIX в. капитализма в новую фазу — империализм. Идет концентрация капиталов. Возникают крупнейшие монополистические объединения. В 90-х годах Франция захватила колонии в Африке, Западный Судан, Мадагаскар, Дагомею. Позднее начались военные операции против Марокко.

Борьба между пролетариатом и буржуазией не прекращается. Демократические силы и силы реакции вступают в конфликты по различным поводам. Не всегда участники политической борьбы ясно осознают свою роль в этой борьбе. Так, в конце 90-х годов XIX в. возникает широкий политический конфликт вокруг так называемого дела Дрейфуса. Эмиль Золя, Жан Жорес, Анатоль Франс, поднявшие свои голоса в защиту еврея Дрейфуса, офицера, ложно обвиненного в шпионаже, по сути дела боролись против реакционной военщины, против национализма, против политической реакции.

В 1914 г. началась первая мировая война. Она закончилась «пушением единой мировой капиталистической системы, возникновением в октябре 1917 г. на одной шестой части земного шара первого социалистического государства.

Развитие литературы

В 1850 г. Франция потеряла Бальзака.

В литературу пришли новые люди. Новые социальные, философские, художественные проблемы встали на очередь дня. Повествовательная проза по^Йрёжнему, как и в дни Бальзака, занимает первое место. Однако и поэзия в лице парнасцев, а потом символистов составляет значительный элемент духовной жизни французского общества.

Буржуазия попала под обстрел критики с первых же дней ее господства. Стендаль и Бальзак, величайшие мастера реализма, разоблачили ее образ жизни, мыслей и чувствований, с откровенным презрением к ней, с неприкрытой иронией.

Однако следует помнить, что очень мало было во Франции писателей и поэтов, которые откровенно поддерживали буржуазию: Морис Баррес и Поль Адан, Пьер Лоти и Клод Фаррер, да несколько фигур еще меньшего масштаба. Даже Марсель Пруст, буржуа по рождению, по родственным связям, по образу жизни, считает.своим долгом презирать буржуазию.

Мопассан, Золя, Франс, Роллан критикуют буржуазию во имя прогресса, во имя демократических идеалов, гуманизма, словом, во имя всех тех здоровых человеческих идей и чувств, которые всегда шли от широких народных масс. Великие мастера французского романа, честные мыслители, гуманисты не могли не любить народ, не замечать его нужд, не печалиться за него.

Творческая манера, у каждого великого романиста оригинальна. Золя присущи обстоятельность и строгость, Ромен Ролдану — задушевный лиризм, Анатолю Франсу — тонкая ирония. Много различий мы найдем в их философских и политических убеждениях. Но одно у них едино — гуманизм и демократизм в самом высоком значении этих слов.

Большое влияние на научную и художественную мысль Франции рассматриваемого периода оказала философия Огюста Конта (1788—1857).

Огюст Конт, назвавший свою философию позитивной (положительной, реалистичной), положил начало культу науки. Проповедуя уважение к достоверному факту, он вместе с тем полагал, что факты в их единичной конкретности представляют собой какую-то ценность, всякая же попытка сделать из них обобщения — пустая затея. Исследование сводилось им в сущности к бесцельному описательству. У науки отнималась главная ее цель — поиск закономерностей.

Натурализм

Во второй половине XIX столетия во

Человек, по пессимистическому заключению Тэна, никогда не свободен от животных инстинктов, он — зверь, лишь покрытый тонким слоем позолоты цивилизации. Поскребите позолоту — и перед вами окажется зверь доисторических времен. Время его не изменило. Он остался внутренне таким же, каким был в пещерный период своей истории.

Какие же принципы натурализма провозглашает Золя?

Декадентство

Вся сложность вопроса заключается в том, что те люди, которых относят к декадентам, отнюдь не являлись апологетами буржуазии. Они всячески отмежевывались от нее.

Парнасцы объявили о своей приверженности к культу чистого искусства. Иногда тезис искусства для искусства отождествлялся с призывом к освобождению искусства от опеки буржуазного государства. Однако у парнасцев культ чистого искусства превратился в пессимистическое отрицание смысла Жйзни, в презрение к действительности, в призыв к технической виртуозности стиха.

Эстетические принципы парнасцев противоречивы. С одной стороны, они требуют документальной точности в описании явлений, провозглашают культ науки, низводя художника до уровня простого регистратора страстей и событий. С другой — отрицание всякой точности, любовь ко всему неясному, неуловимому, подсознательному, культ чистого искусства. Художник здесь — жрец, великий служитель непостижимого.

И мы завидуем с мучительной тоской

Далекой юности, наивной и святой,

Той светлой юности, простой и непорочной,

Со взором голубым ясней воды проточной,

Богатой песнями, беспечной, как цветы,

Струившей аромат любви и красоты!

Поэты-символисты

Идейные позиции символистов мало чем отличаются от позиций парнасцев. Те же декадентские мотивы отчаяния, неверия в силы человеческие, та же тоска, те же мрачные образы.

Смыкает мне вежды,

Как в склепе могилы,

Мне тяжко сознанье.

Подобные рассуждения импонировали символистам. Не художественный пластический образ должен доминировать в поэзии, как это было у парнасцев, а музыкальный символ, полагали они. Долой логическую ясность стиха, да здравствует загадочный смысл звуков!

Les aanglots longs Des violons

De l’automne Blessent mon coeur D’une langueur

Мистический мир звуков, по мысли символистов, уносит человека в беспредельное, в потустороннее, туда, куда не проникает бескрылая логика, строгая человеческая мысль.

О, музыка всегда и снова!

Стихи крылатые твои Пусть ищут за чертой земного Иных небес, иной любви.

Поэты стремились передать лишь смутные чувства, впечатления, иногда они сами не понимали того, о чем хотели сказать. Иногда они пытались искусственно вызвать сомнамбулические грезы, галлюцинации. Рембо прибегал к наркотикам.

Нигилистическое бунтарство символистов распространялось и на вопросы морали. Они, так же как и парнасцы, ненавидели вкусы и понятия самодовольной буржуазии. Но что же они противопоставили лицемерной морали буржуа? Ничего, кроме отрицания вообще всякой морали.

. Молоденький солдат с открытым ртом, без кепи,

Всей головой ушел в зеленый звон весны.

Он крепко спит. Над ним белеет тучка в небе.

Как дождь, струится свет. Черты его бледны.

Он весь продрог и спит. И кажется — спросонок Чуть улыбается хворающий ребенок.

Природа, приголубь солдата, не буди!

Не слышит запахов и глаз не поднимает И в локте согнутой рукою — зажимает Две красные дыры меж ребер, на груди.

Таков путь поэта.

Литература французского пролетариата

Французский пролетариат, оформляясь в класс, способный бороться за свои интересы, приобретал и своих философов и начал создавать свою культуру. Одним из видных деятелей революционного движения того периода был Луи Огюст Бланки (1805—1881).

Материалист и атеист, искренне уверовавший в конечную победу пролетариата, он всю свою жизнь беззаветно боролся с капитализмом. Его упорство не сломили тюрьмы, в которых он просидел десятки лет. Парижские коммунары избрали его заочно членом Коммуны (в это время он был в тюрьме).

Бланки полагал, что кучка интеллигентов-энтузиастов может, составив заговор и успешно его осуществив, захватить власть и построить социалистическое общество. В этом и заключалось его главное заблуждение. Все заговоры, которые организовывал Бланки, кончались провалом. Однако он всегда оставался несомненным революционером и горячим сторонником социализма, как охарактеризовал его В. И. Ленин *.

Французский пролетариат в XIX столетии не мог еще создать своей большой литературы. Однако даже в условиях господства буржуазии, исподволь, в тайниках, в подполье стала создаваться культура пролетариата. Достаточно было 72 дней государства рабочих Парижской коммуны, чтобы культура нового властелина французской столицы забила мощным ключом1 2. На парижских улицах звучала пролетарская песня, иногда даже на мотив старых песен революции XVIII столетия.

Десятки поэтов и писателей, среди которых известны имена Эжена Потье, Луизы Мишель, Жюля Валлеса, Леона Кладеля, с энтузиазмом выражали средствами художественного слова мировоззрение пролетариата.

Эжен Потье

Эжен Потье говорит в своей песне о войнах. Они нужны тиранам, народ же ищет только мира. Но войну грабительскую, несправедливую можно обратить в войну с угнетателями, с теми, кто затевает войны:

Убийцы, в вас тогда направим Мы жерла пушек боевых!

Наконец, философии заката, гибели, пессимизма, которая овладела сознанием буржуазии и окрасила в мрачные тона ее декадентскую культуру, поэт-коммунар противопоставляет оптимизм идущего к победе класса.

. если гром великий грянет Над сворой псов и палачей,

Для нас все так же солнце станет Сиять огнем своих лучей. \

Нет хлеба, но есть либеральный Трезвон и слова без числа.

Старуха на рынке центральном Голодной вчера умерла.

Риторика бесит пустая!

Республика только такая,

Чтоб с голода не умирать.

Литература, непосредственно отражавшая настроение французского пролетариата, не могла, конечно, вызывать каких-либо симпатий у правящих кругов, но и анархические выходки парнасцев, символистов и позднее модернистов, эпатировавших буржуа как своим поведением в быту, так и в творчестве, встречали настороженное, а иногда и открыто враждебное отношение. Пессимизм, истерическая нервозность, моральная опустошенность, проникшие в искусство, пугали эти круги. В самой литературе возникли обратные тенденции.

Романская школа

Лишь к мертвецам лицо обращено мое,

Я все не сговорюсь со славою своею,

Зерном моих борозд живится воронье,

Мне жатвы не собрать, хоть я пашу и сею, —

пишет в одном из своих стихотворений Жан Мореас.

Марсель Швоб (1867—1905), Анри де Ренье (1864—1936), Пьер Луис (1870—1925) стремятся в своих романах сохранить стилистическую четкость и ясность авторов XVII столетия, обращаются, подобно им, к античности. Но как далеки они от писателей XVII в. и как близки к. парнасцам Барбе д’Орееильи или Вилье де Лиль Адану! Индивидуализм, болезненная эротика, ♦постижение* непостижимого — все это пышным; цветом цветет в их творчестве.

Литературные группы модернистов

Судьба жестоко посмеялась над Бергсоном. Он дожил до фашистского террора во Франции и, уже умирающий, должен был явиться в немецкую комендатуру, чтобы получить нарукавную нашивку с желтой звездой. Только смерть избавила его от концлагеря.

Я выстроил свой дом в открытом океане,

В нем окна — реки, что текут из глаз моих,

И у подножья стен кишат повсюду спруты.

Тройные бьются их сердца и рты стучат в стекло, Порой быстрой,

Порой звенящей Из влаги выстрой Свой дом горящий!

Кладут аэропланы яйца.

Эй, берегись, уж наготове якорь!

Марсель Пруст (1871-1922)

Рассказы лист 1

Рассказы лист 2

Рассказы лист 3

Лирический герой писателей этого времени обращался к народу, призывая дать отпор врагу (Арагон, Элюар, Марсенак). В драматургии Сопротивления появился свой новый бескомпромиссный герой, установивший свое родство с героями народных легенд, античной мифологии, но безысходно одинокий (пьесы Ануя, Сартра).

Современная французская литература развивается в соприкосновении идейных и эстетических направлений. В литературе идет процесс смешивания различных тенденций – экзистенциалистских, абсурдистских и реалистических. Писателей привлекают острые жизненные проблемы, которые нельзя раскрыть, пользуясь одним литературным направлением.

Литература:
1. Литературная энциклопедия. М. 1978 г.
2. Аникин Г. В. История французской литературы. М. 1975 г.

Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.


Французская литература 20-го века является частью бурного века, отмеченного двумя мировыми войнами, из-за опыта тоталитарной фашистской, коммунистической и деколонизации. Литература также увидит, что ее статус развивается под влиянием технологических преобразований, таких как появление и развитие карманных изданий или конкуренция других видов досуга, таких как кино, телевидение или компьютерная практика. В то же время после эпохи сюрреализма, экзистенциализма и нового римлянина произойдет постепенное размывание эстетических и интеллектуальных течений.

обзор
Французская литература была глубоко сформирована историческими событиями века, а также сформировалась в результате политических, философских, моральных и художественных кризисов века.

Французская литература двадцатого века не подвергалась изолированному развитию и раскрывает влияние писателей и жанров со всего мира, включая Уолта Уитмена, Федора Достоевского, Франца Кафки, Джона Доса Пассоса, Эрнеста Хемингуэя, Уильяма Фолкнера, Луиджи Пиранделло, британцев и американцев детектив, Джеймс Джойс, Хорхе Луис Борхес, Бертольт Брехт и многие другие. В свою очередь, французская литература также оказала радикальное влияние на мировую литературу.

Из-за творческого духа французских литературных и художественных движений в начале века Франция завоевала репутацию необходимого места для писателей и художников. Важными иностранными писателями, которые жили и работали во Франции (особенно в Париже) в двадцатом веке, были: Оскар Уайльд, Гертруда Штайн, Эрнест Хемингуэй, Уильям С. Берроуз, Генри Миллер, Анаиш Нин, Джеймс Джойс, Сэмюэл Беккет, Хулио Кортазар, Владимир Набоков, Эдит Уортон и Эжен Ионеско. Некоторые из самых важных работ века на французском были написаны иностранными авторами (Эжен Ионеско, Сэмюэл Беккет).

В романе ранние работы Андре Гида, особенно L’Immoraliste (1902), преследуют проблемы свободы и чувственности, которые символизировал; Роман Алена-Фурнье Le Grand Meaulnes — это глубоко ощущаемый портрет ностальгического прошлого.

Влияние и диссидентство
Влияние сюрреализма будет иметь большое значение для поэтов, таких как Сен-Джон Персе или Эдмонд Джабс, например. Другие, такие как Жорж Батай, создали свое движение и группу в ответ. Швейцарский писатель Блейз Сендрарс был близок к Аполлинеру, Пьеру Реверди, Максу Джейкобу и художникам Шагалу и Леже, и его работа имеет сходство как с сюрреализмом, так и с кубизмом.

Французская поэзия 20-го века является одновременно наследницей и новаторской по своим темам и по форме с явным предпочтением свободным стихам, но она кажется упадком или, по крайней мере, перешла в более неопределенную область песни.

Начало столетия символизма, декаданса, духовной поэзии

Поэзия и песня
Распространение все более и более массивных рекордов решительно примет участие в новом жанре, поэзии, написанной в 1950-1970 годах Борисом Вианом, Лео Ферре, Жоржем Брассенсом, Жаком Брелом и Жаном Ферратом. Важность их преемников очень деликатная, чтобы установить, с очень переменными аудиториями и эффектами моды, таких как народная песня, рэп или шлемы …

Современная поэзия
После войны сюрреализм потерял импульс как движение, хотя и сильно повлиял на поэтическое производство второй половины века. Поэты, которые появляются на поэтической сцене, такие как Ив Боннефой, Жак Дюпин, Филипп Жаккотте или Андре дю Буше, отклоняются от сюрреалистических путей в пользу поэзии в поисках подлинности, более подозрительны к искусству языка и, в частности, к метафоре.

В 1950-х годах в традициях Движения Леттиста Исидора Ису, звуковая поэзия (Анри Дюшан и журнал ОУ) и поэзия-действие (Бернард Хайдсик). Эти поэты используют магнитофон и поддержку виниловой пластинки, чтобы публиковать поэзию, основанную на устной речи даже на звуках.

1960-е и 1970-е годы также видели более экспериментальную поэзию. Именно так OuLiPo (с Раймондом Куено в частности) предлагает писать, навязывая формальные ограничения для стимулирования поэтического производства. Это также период, когда развивается литерализм, который практикуется, в частности, Эммануэлем Хоккватом или Энн-Мари Альбиах и теоретизируется Жан-Мари Глейз.

1980-е годы ознаменовались новым лиризмом, которым пользовались такие поэты, как Гай Гоффетт, Мари-Клэр Бэнкварт, Джеймс Сакред или Жан-Мишель Молльпи.

Тяжелая работа языка
Другая вена иллюстрирует конец 20-го века, тяжелую работу языка. Пьер Мишон, Ив Чарнет, Жан-Клод Демей и Клод Луи-Комбет иллюстрируют эту тенденцию, где доминирует спрос на богатое письмо и сильное чувство.

Некоторые очень недавние авторы
Завершите этот обзор французского романа 20-го века, отмечая появление писателя, сочетающего субъективность и социологию того времени, Мишель Уэльбек.

Современный театр
Давайте добавим несколько имен сегодня, которые показывают, что текст театра остается живым наряду с драматургическими переживаниями нынешних режиссеров: Жан-Клодом Грумбергом (L’Atelier — 1979), Бернардом-Мари Колтисом (Roberto Zucco, 1988) или Жан-Клодом Брисвилем (Jean-Claude Brisville) Le Souper, 1989).

Авторы Georges Perec, Raymond Queneau, Jacques Roubaud связаны с творческим движением Oulipo (основан в 1960 году), которое использует сложные математические стратегии и ограничения (такие как липограммы и палиндромы) как средство запуска идей и вдохновения.

Самый важный обзор периода после 1968 года — Тель Кель — связан с писателями Филиппом Соллерсом, Джулией Кристевой, Жоржем Батейлом, поэтами Марселином Плейнетом и Денисом Рошем, критиками Роландом Бартом, Жераром Гентетом и философами Жаком Дерридой, Жак Лакан.

С 1960-х годов многие из самых смелых экспериментов на французском языке литература взята из писателей, рожденных во французских заморских департаментах или бывших колониях. Эта франкоязычная литература включает в себя призовые романы Тахар бен Еллун (Марокко), Патрик Чамосо (Мартиника), Амин Маалуф (Ливан) и Ассия Джебар (Алжир).

Образы, мотивы, художественные особенности поэзии Г. Аполлинера. М. Пруст как создатель жанра модернистского психологического романа. Экзистенциализм в творчестве Жан-Поля Сартра, Альбера Камю. Характеристика испанской литературы первой половины ХХ века.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 02.11.2020
Размер файла 69,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Общая характеристика французской литературы первой половины ХХ века

Гийом Аполлинер принес в стихи элементы кубизма и формы визуальной поэзии. Вдохновленный поэтом Рембо, Поль Клодель использовал формы свободного стиха для своих мистических обращений.

В романах Андре Жида рассматривались вопросы свободы и чувственности. Символизм представлен Ален-Фурнье в романе Ле Гранд Мольн, являющим собой глубоко чувственный портрет ностальгического прошлого.

Радикальные эксперименты не были по достоинству оценены всеми литературными и художественными кругами начала XX века. Буржуазные вкусы того времени были довольно консервативны. Очень популярной в начале XX века была поэтическая драма Эдмона Ростана, особенно его Сирано де Бержерак, написанная в 1897 году.

Фантастический жанр в начале XX включал в себя и детективный жанр. В этой области работали писатели Гастона Леру и Морис Леблан.

В 1930-х и 1940-х годах происходило развитие литературы во французских колониях. Французский (мартиникский) писатель ЭмеСезер (AimйCйsaire) вместе с ЛеопольдСедарСенгором и Леон Дамасом создали литературное обозрение L'ЙtudiantNoir, которое было предтечей движения Негритюд (Nйgritude), теоретическую базу которого составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности негроидной расы.

2. Образы, мотивы, художественные особенности поэзии Гийома Аполлинера

(1880-1918) Французский литератор в своей лирике, рассказах и драматических произведениях открыл новые возможности художественного изображения действительности. Аполлинер был приверженцем "кубизма", ввел в искусство понятие "сюрреализм" и последовательно связывал в своих стихах форму и содержание, новаторски достигая их симбиоза.

В свое былое ты забрел нечаянно

Под вечер поднимаясь на Градчаны

В корчме поют по-чешски под сурдинку

В Марселе средь арбузов ты идешь по рынку

Ты в Кобленце в Отеле дюЖеан известном во всем мире

Ты под японской мушмулой сидишь в тенечке в Риме

Пропорции реальной жизни искажены, потому что в сознании человека мера событий субъективна. Читатель видит мир не прямо, а в искажающем зеркале авторского восприятия, хотя оно отражает часто вполне вероятные и правдоподобные события.Поэтому искажен и ход времени. Время в романе не состоит из обычных часов, содержащих шестьдесят минут.

Эстетика Пруста чрезвычайно типична для его эпохи. Понятие непрерывно эволюционирующей личности, понятие времени, интеллекта и его роли в познании искусства как единственного средства постижения мира в его непостижимых глубинах -- все это можно найти в толпе философов, эстетиков, художников, композиторов и писателей. Но, вступив на этот путь, он пошел дальше многих своих современников.

Многие исследователи говорят о влиянии Пруста на литературу последних десятилетий. Может быть, нельзя проводить прямую линию от нового романа непосредственно к Прусту. Но многие положения современного модернизма действительно берут начало в эстетике, которая формировалась на рубеже XIX и XX веков.

В романах о Терезе, более чем во всех других произведениях, выражена нравственная эстетическая программа Ф. Мориака. Эпиграф из Бодлера, вводящий нас в роман об отравительнице, не оставляет сомнений в личном отношении автора к своей героине:

«Господи, смилуйся, смилуйся над безумцами,

над безумными мужчинами и женщинами!

разве может считать их чудовищами тот, кто

один только знает, почему они существуют на

свете, отчего они стали такими и как они

Уже эпиграфом Мориак заявляет о своём неприятии общепринятого буржуазного деления мира на преступников и порядочных людей. В предисловии к роману писатель развивает эту же бунтарскую мысль:

Судят не только служители закона, судит всё общество, и один писатель решает вступиться за преступницу:

Итак, Тереза всю жизнь прожила в Аржелузе, провинциальном захолустье, где нет ни церкви, ни мэрии, ни кладбища, лишь несколько разбросанных ферм, среди которых господские дома семейств Ларок и Дескейру. Тереза должна выйти замуж за Бернара Дескейру, соседа, брак с которым удобен, чтобы объединить хозяйственные угодья. Бернар, человек с больным сердцем, мучимый страхом смерти и постоянным недомоганием, никогда не нравился Терезе. Её раздражал его пустой взгляд, семья всё чаще становилась ей обузой:

Образ семьи-клетки - ещё один из постоянных у Мориака содержательных, наглядных символических образов. Так - семья-клетка - можно было бы назвать роман о несчастной Терезе, несчастной потому, что однажды она вышла замуж за буржуа и тем самым попала в клетку.

Тереза становится на преступную стезю: пытается избавиться от ненавистного мужа, кажущегося единственным препятствием на её пути.

В романе о преступлении и наказании Терезы, как и у Достоевского, фабула подчинена исследованию психологического и нравственного фона, на котором произошедшее стало возможным.

Повествование от первого лица, характерное в целом для романов Мориака, служит и здесь герою поводом, как на исповеди, раскрыть душу и разобраться в своих непростых взаимоотношениях с женой, детьми и внуками. Перед нами ещё одна мориаковская модель мира - семья, разъединённая ненавистью и отчужденностью.

он чувствует себя лишним и понимает, что даже смерть не изменит этого состояния, поскольку его мёртвая плоть будет такой же лишней;

существование - мира и человека - не имеет причин, а значит и лишёно смысла;

Выход из состояния Тошноты герой находит в творчестве. Слушая на протяжении всего романа старую пластинку с песней Негритянки, Рокантен как будто возносится над временем. По его мнению, музыка не принадлежит общему существованию. Она - сама по себе, как чувство, как эмоция, как порыв души. И именно через музыку герой приходит к мысли о том, что преодолеть тяжесть окружающего мира можно, написав книгу, которая покажет людям прекрасную часть существования.

Читайте также: