Охрана окружающей среды при ремонте автомобиля кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Кавтарадзе Д.Н., Николаева Л.Ф., Поршнева Е.Б., Флорова Н.Б. Автомобильные дороги в экологических системах (проблемы взаимодействия). – М.: ЧеРо, 1999. –240 с.

3. Луканин, В. Н. Промышленно-транспортная экология / В.Н. Луканин, Ю.В. Трофименко. – М.: Высш. шк., 2003. – 273 с.

4. Салов, А. И. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта: учебник для студентов автомоб.-дор. вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1985. – 351 с., ил., табл.

Проблема неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения с каждым годом приобретает все большую актуальность, особенно в связи с резким увеличением количества автомобильного транспорта и соответственно, увеличением числа предприятий, обслуживающих этот транспорт.

Основной рекомендацией ВОЗ является срочное массовое развитие общественного транспорта, т.к. уже нынешняя плотность автотранспорта в крупных городах мира создает угрозу жителям, сравнимую разве что с войной или крупным стихийным бедствием.

Загрязнение окружающей природной среды происходит не только во время движения автомобильного транспорта по городским улицам и автотрассам, но также и при обслуживании, ремонте подвижного состава, во время проведения уборочно-моечных, контрольно-регулировочных, разборочно-сборочных, слесарно-механических, кузнечных, жестяницких, сварочных, медницких, промывочных, смазочно-заправочных, аккумуляторных, окрасочных и других видов работ на стационарных пунктах ремонта и обслуживания (АТП, АЗС, авторемонтных заводах). Все эти операции сопряжены с загрязнением всех компонентов биосферы: атмосферного воздуха, воды и почвы. При этом происходит расход конструкционных, эксплуатационных материалов и энергетических ресурсов.

На производственных участках автотранспортного предприятия, станциях технического обслуживания или авторемонтных заводах (мастерских) происходит выделение следующих загрязняющих веществ:

– оксид углерода (образуется в результате неполного сгорания топлива в двигателях внутреннего сгорания и котельных установках);

– соединения свинца (поступает в воздушную среду при пайке радиаторов, бензобаков, при ремонте аккумуляторов и т.д.);

– акролеин (СН2СНСНО) (поступает в воздух производственных помещений вместе с отработавшими газами дизельных двигателей автомобилей);

– оксиды азота (образуются при сжигании всех видов топлива);

– углеводороды (выделяются в атмосферный воздух с отработавшими и картерными газами двигателей внутреннего сгорания);

– сажа (образуется в результате термического распада молекул углеводорода в условиях сильного недостатка кислорода); во время работы дизельного двигателя в среднем выбрасывается до 1618 кг сажи на 1 т сжигаемого топлива;

– пыль (образуется в следующих процессах: горение топлива (зольный песок); обдирка, заточка, шлифовка и полировка деталей; пульверизационная окраска изделий на окрасочных участках; сжигание электродов при сварочных работах; деревообработка. Наиболее опасная по действию на человека – свинцовая пыль;

– оксиды серы (образуются при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания;

– аккумуляторная серная кислота, соляная кислота (при попадании на кожу вызывают ожоги и хронические заболевания верхних дыхательных путей);

– щелочи (применяются при обезжиривании и мойке автомобильных двигателей и других агрегатов, а также в щелочных аккумуляторах; оказывают прижигающее действие на кожу и слизистые верхних дыхательных путей;

– ароматические углеводороды (применяются как растворители красок, лаков, мастик, клеев. При хронических отравлениях ароматическими углеводородами наблюдаются поражения кроветворных органов, крови, изменения в сердечно-сосудистой системе);

– антифриз (применяется в качестве средства для предупреждения замерзания жидкости в системе охлаждения двигателя; действие на организм человека в основном наркотическое);

– смазочные масла (применяются для смазывания трущихся, вращающихся деталей). Для повышения смазывающих свойств в масла добавляются различные активирующие вещества (чаще всего сера), всевозможные присадки (полиизобутилен, соединения железа, меди и др.). Добавки в смазочные масла являются токсичными, причем, чем выше температура трущихся деталей, тем выше проявляются токсические свойства смазочных масел;

– смазочно-охлаждающие жидкости (применяются при обработке металлов резанием). В основном, это нефтяные масла (веретенное, машинное, соляровое и индустриальное). В процессе применения эмульсий состав их значительно изменяется, так как вследствие испарения воды при нагревании повышается содержание минерального масла и щелочность, увеличивается загрязнение металлическими и минеральными примесями, возрастает бактериальная флора. При попадании на вращающийся режущий инструмент или деталь, смазочно-охлаждающая жидкость разбрызгивается и загрязняет одежду рабочего, открытые части тела, воздушную среду помещения. Загрязнение смазочно-охлаждающими жидкостями приводит к развитию профессионального заболевания кожи, масляных фолликулитов (угрей), оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки верхних дыхательных путей и общее действие на организм человека при поступлении их в воздух производственных помещений в виде тумана.

В каждом автотранспортном предприятии предусмотрены участки, на которых производятся те или иные ремонтно-восстановительные или диагностические виды работ. При этом образуются производственные сточные воды, поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух и почву.

Для очистки ливневых и производственных сточных вод должны быть предусмотрены очистные сооружения с двумя вертикальными грязеотстойниками, с фильтром доочистки, бензо- и маслоуловителями, с одним вертикальным осветителем и маслосборной емкостью.

Предельная концентрация веществ не должна превышать норм, указанных в табл. 1.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязнения сточных вод (СанПиН 4630-80)

Говорова Ирина Евгеньевна


Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Современные автомобили занимает важное место в экономике и жизни людей. Но непомерное увеличение их количества вызвало появление глобальных экологических проблем. На сегодняшний день количество только легковых автомобилей в мире приближается к отметке 1 миллиард, что не очень благоприятно сказывается на окружающем нас мире. Автомобильная отрасль является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Техногенные воздействия автомобильного транспорта на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.

Использование автомобилей наносит ощутимый вред окружающей среде: водным ресурсам, почве, а сжигая огромное количество ценных нефтепродуктов - главным образом атмосфере. В результате накопления различных загрязнений в атмосфере происходит разрушение озонного слоя, который предохраняет земную поверхность от солнечной радиации. С осадками загрязняющие вещества возвращаются на Землю и попадают в водоемы и почву. Сточными водами, которые содержат и тяжелые металлы – свинец, ртуть, цинк, медь, кадмий загрязняются водные пространства и почва. Среди всех сфер деятельности человека автомобильный транспорт в процессе эксплуатации определяется как основной источник негативного воздействия на окружающую среду.

В связи с динамичным ростом автомобилизации и в особенности с ее негативными последствиями, во всем мире возрастают требования к безопасности в процессе эксплуатации автомобильной техники. Перед автомобильной промышленностью стоит задача создания безопасных, экономичных, эргономичных и экологичных автомобилей. В связи с этим - повышение безопасности эксплуатации автомобилей стало комплексной проблемой, а обеспечение экологической безопасности – одним из важнейших направлений решения этой проблемы. В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми автомобильным транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством.

Целью работы является определение антропогенных факторов при проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, приводящие к изменению экологических условий.

-изучение приемов и методов исследования применительно к техническим системам;

-поиск, подбор, систематизация информации;

-изучение вредных воздействий, влияющих на экологию в процессе технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;

-определение производственных процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей, влияющих на экологическую безопасность;

-рассмотрение путей и способов решения (осуществляемые и потенциально возможные) рассматриваемой проблемы;

Объект исследования: деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, приводящие к изменению экологических условий.

Предмет исследования: Факторы, влияющие на экологическую безопасность, при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Волгоград сегодня – один из крупных промышленных центров России с хорошо развитой многоотраслевой промышленностью и высокой концентрацией транспорта. Процессы модернизации экономики города развиваются по индустриальной модели, для которой характерно усиление роли развития транспортной сферы в экономической структуре города. Такое развитие города тесно сопряжено с природно-экологическими факторами и состоянием окружающей среды. По классификации института географии РАН регион Нижнего Поволжья, к которому территориально принадлежит Волгоград, относится к седьмому рангу, оценивающему степень экологической напряженности на территории как очень высокую [14].

Будущая профессиональная деятельность связана с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей. Исследовательская работа посвящена определению факторов негативного воздействия на экологию в процессе моей профессиональной деятельности.

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля как структурная составляющая

в обеспечении экологической безопасности в системе жизненного цикла автомобиля

Весь жизненный цикл автомобиля включает в себя три стадии: собственно его создание (проектирование и производство), эксплуатация и утилизация. Каждый этап является предметом человеческой деятельности и использования природных ресурсов, а следовательно, оказывает техногенное воздействие на экологию. Наиболее ощутимый вред наносится автомобилем во время его эксплуатации. Этап эксплуатации автомобиля состоит из двух взаимосвязанных частей:

Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств

1. Производство автомобильных и иных транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

3. Отношения в области производства и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств регулируются законодательством.

Охрана труда на механизированной дистанции обеспечивается комплексом организационных и технических мероприятий, разрабатываемых и внедряемых в соответствии с требованиями Государственной системы стандартов безопасности труда и предупреждающих профессиональные заболевания и травматизм работающих. Технологические процессы технического обслуживания и ремонта должны предусматривать полную безопасность выполнения всех производственных процессов.

Обслуживание и ремонт машин могут выполняться только обученным персоналом после проверки знаний в объеме соответствующих инструкций по технике безопасности, а так же медицинского освидетельствования. Кроме того, каждого рабочего необходимо проинструктировать по мерам безопасности при получении отдельных работ. На посту обслуживание машины на пневматическом ходу должны стоять с включенным ручным тормозом и задней передачей. При разборке гусеничного полотна под катки подкладывают упоры. Перед снятием колес необходимо поставить под машину козелки, а под неснятые колеса-упоры. Выполнять какие-либо работы на машине, вывешенной только на домкратах, воспрещается.

Регулировать, ремонтировать, смазывать вручную или выполнять какие-либо другие работы по обслуживанию во время работы машины категорически запрещается. При работающем двигателе допускается обслуживание системы питания и зажигания, а также испытания тормозов. Перед разборкой металлоконструкций грузоподъемных машин части, которые могут прийти в движение под действием силы тяжести или других причин, необходимо привести в положение, обеспечивающее безопасное ведение работ. Под обслуживаемой конструкцией не должны находиться люди. Ремонтные работы, особенно распасовку и запасовку канатов, разматывание их из бухт, необходимо выполнять в рукавицах. Рабочие должны быть снабжены исправными инструментами и приспособлениями.

Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек, не иметь трещин, заусенцев. Применять различные подкладки между гранями гайки и ключа, различного рода удлинители запрещается. Электрические дрели, электрогайковерты должны быть исправны и работать от сети напряжением 36 В.

Горючие и смазочные материалы хранят на специально отведенных площадках или в помещениях, оборудованных в соответствии с правилами и нормами пожарной безопасности. Нельзя открывать пробки у металлических бочек с горючим металлическим молотком и зубилом - это может привести к образованию искры. Заправлять топливо следует только закрытой струей при неработающем двигателе. При работе с этилированным бензином, а также жидкостью, не замерзающей при низкой температуре запрещается засасывать жидкости ртом.

После работы с бензином и антифризом необходимо вымыть руки теплой водой с мылом.

Смазочные работы следует выполнять с использованием механизированного оборудования (маслораздаточные колонки и баки, солидолонагнетатели, пистолеты)

Работы по обслуживанию и ремонту машин персонал должен выполнять в специальной одежде и обуви с применением предусмотренных для каждого рабочего места индивидуальных средств защиты.

Безопасность работы на производственных участках требует, чтобы помещения для ремонта машин были светлыми, чистыми, сухими, теплыми имели принудительною вентиляцию.

Запрещается загромождать проходы и проезды. Высота штабелей, в которые уложены агрегаты и детали, не должна превышать 1м. При мойке машин растворами кальцинированной или каустической соды необходимо соблюдать меры предосторожности.

Сварочные работы организуются таким образом, чтобы сварщики и окружающий персонал были защищены от вредного воздействия электрического тока, выделяющихся при сварки газов и пыли, от ожогов лучами электрической дуги и расплавленным и нагретым металлом.

При сварочных работах необходимо заземление оборудования, пускорегулирующей аппаратуры и свариваемых изделий, а также защита кабеля от механических повреждений.

Металлорежущее, деревообрабатывающее и другое оборудование должно быть прочно укреплено к фундаменту и заземлено, оборудовано защитными кожухами и экранами от разлетающейся стружки.

Абразивные круги перед установкой на заточные станки испытывают на разрыв, на стенде с частотой вращения, на 50% превышающей рабочую. Установленный на станок круг закрепляют зажимными фланцами с эластичными прокладками.

Помещения, где производят малярные работы, оборудуют приточно - вытяжной вентиляцией с 6 - 10 - кратным обменом воздуха. Работающим на окраске необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты (респераторы, перчатки и др.)

Все отделения, которые относятся к категориям производства с вредными условиями труда должны размещаться в изолированных от других участков помещениях, а работающим выдается соответствующий комплект спецодежды.

При использовании подъемно - транспортного оборудования и механизмов в процессе ремонта машин следует соблюдать установленные правила. Масса поднимаемого груза должна соответствовать номинальной грузоподъемности применяемых оборудования и механизмов, которую необходимо обозначать на месте. Запрещается транспортировать грузы над работающими людьми, а также поднимать грузы, масса которых не может определена. Применяемые грузозахватные приспособления, а также стропы систематически контролируются и подвергаются их установленным испытаниям. На каждом грузоподъемном механизме должна быть указана дата его последнего освидетельствования.

На каждом производственном участке, на видном месте помещаются инструкция по безопасным методам работы, а также плакаты и необходимые схемы выполнения отдельных операций.

Для предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду на каждом предприятии разрабатывают комплекс природоохранительных мероприятий, направленных на защиту атмосферы, почвы, растительного мира, на борьбу с шумом. С целью сокращения расхода свежей воды и объема сбрасываемых стоков внедряют технологические процессы, позволяющие уменьшить объем и загрязненность образующихся стоков, применяют оборотное и многократное использование воды для производственных нужд, а для сокращения концентрации загрязнений в стоках, выпускаемых в водоемы, создают более совершенные очистные сооружения. Осуществляются сбор и регенерация отработанных масел.

1. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин) М.:Профиздат, АСОТ, 2004,224с.

2. Инструкция по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин. № ЦММ-20 М.:Транспорт 2002, стр. 144.

3. Абгафоров В.А., Сатановский В.Г., Матюшин Л.Н. Техническое обслуживание и ремонт погрузочно-разгрузочных машин. М.: Транспорт,1989.

4. Голай Э.И. Коверин В.В. Монтаж ,Эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных машин. Машиностроение 1991, 320с.

5. Игнатов А.П. Погрузочно-разгрузочные машины на железнодорожном транспорте. М.: УМК МПС России,2002,384с.

6. Клочкова Е.А.Охрана труда на железнодорожном транспорте. М.: Маршрут, 2004,412с.

7. Зубрер Н.И. Охрана окружающей среды и экологии, безопасность на железнодорожном транспорте М.: УМК МПС России,1999,320с.

8. Теремин В.С. Охрана труда в путевом хозяйстве М.: Транспорт,1989,320с.

Раздел: Транспорт
Количество знаков с пробелами: 40072
Количество таблиц: 14
Количество изображений: 0

В процессе эксплуатации важно обеспечить поддержание на исходном уровне всех выходных параметров автомобилей. Практика показывает, что сохранение автомобильного парка в исправном состоянии дает эффект уменьшения загрязнения окружающей среды, соизмеримый с ужесточением стандартов на выпускаемые машины. Поэтому особенно важно помнить о снижении воздействия на окружающую среду при техническом обслуживании автомобилей.

Техническое обслуживание (ТО) представляет собой совокупность работ и операций технологического процесса для поддержания или восстановления работоспособности машины.

Экологические характеристики автомобиля после ТО зависят от качества проведения и результатов контрольно-диагностических, регулировочных, электротехнических, смазочно-очистительных, шинных, заправочных работ.

Контрольно-диагностические работы заключаются в контроле состояния или работоспособности агрегатов, механизмов, приборов, систем и машины в целом по внешним признакам (выходным параметрам) без разборки или вскрытия механизмов. Объектами таких работ являются ходовая часть, механизм управления, электрооборудование, ДВС (системы охлаждения, зажигания, питания, кривошипно-шатунный и распределительный механизмы), трансмиссия (сцепление, коробка перемены передач, задний мост, карданная передача).

Регулировочные работы включают операции по восстановлению путем регулировки работоспособности агрегатов, механизмов и систем машины с помощью предусмотренных в них соответствующих устройств до уровня, требуемого правилами ее технической эксплуатации или техническими условиями (например, частоты вращения коленчатого вала ДВС на холостом ходу, свободного хода педали сцепления и др. ).

Крепежные работы состоят из проверки состояния резьбовых соединений деталей (болтов, шпилек, шплинтов) и крепления их (подтяжки), постановки крепежных деталей взамен утерянных и замены негодных.

Электротехнические работы заключаются в проверке внешнего состояния источников электроэнергии (аккумуляторной батареи, генератора с реле-регулятором и выпрямителем переменного тока) и потребителей электроэнергии (приборов системы зажигания, стартера, приборов освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов), очистки от пыли, грязи и следов окисления контактных соединений, устранения неисправностей в результате диагностирования систем электрооборудования машины.

Работы по системе питания ДВС включают проверку внешнего состояния приборов этой системы (карбюратора, топливного насоса, воздушного фильтра и др. ), герметичности трубопроводов, устранение неисправностей и регулировку по результатам диагностики.

Смазочно-очистительные работы включают периодическое пополнение и смену масла в картерах агрегатов (ДВС, коробке перемены передач и др. ), смазку подшипников и шарнирных соединений трансмиссии, ходовой части, рулевого управления и кузова, заправку машины специальными жидкостями (тормозной, амортизаторной), очистку всех фильтров, замену фильтрующих элементов и отстойников. системы смазки.

Шинные работы состоят из проверки внешнего состояния покрышек шин с целью установления необходимости ремонта, удаления из протектора покрышек застрявших острых предметов, проверки внутреннего давления и доведения его до необходимого. В случае необходимости эти работы могут включать перестановку и замену шин.

Контрольные работы после завершения обслуживания включают проверку работы ДВС, действия тормозов, рулевого управления и других агрегатов и механизмов.

Заправочные работы включают заправку топливного бака машины и пополнения жидкостью системы охлаждения ДВС.

В приведенном перечне работ по ТО следует особо выделить диагностирование машин по показателям мощности, экономичности и влияния на окружающую среду, поскольку, по данным соответствующих исследований, до 30 % автомобилей эксплуатируются со значительным недоиспользованием мощности и перерасходом топлива. Основными причинами этого являются термодинамические потери ДВС и механические потери в трансмиссии автомобиля.

После диагностирования и устранения выявленных неисправностей средняя максимальная сила тяги увеличивается, а средний контрольный расход топлива уменьшается на 13 %. Восстановление колесной мощности автомобиля повышает его среднюю скорость движения, производительность его работы и снижает расход топлива. Соответствующие расчеты показывают, что в городских условиях в результате восстановления мощности при ТО техническая скорость автомобиля может возрасти на 7—8 %, а его производительность и экономичность увеличиваются на 4—5 %.


Рис. 1. Общая схема технологического процесса при капитальном ремонте автомобилей

Вместе с тем качественная реализация указанных выше работ по ТО машин может быть достигнута только на основе специализированных (автотранспортных) предприятий, поскольку лишь на них эффективно используются современные механизированные и автоматизированные технологические процессы. К таким предприятиям относятся следующие:

• базы централизованного технического обслуживания (ЦБТО);

• станции технического обслуживания (СТО);

• автозаправочные станции (АЗС).

Необходимо отметить, что на первых трех предприятиях независимо от вида ТО первоочередными являются уборочно-моечные работы, одной из задач которых является подготовка машины к последующим операциям ТО.

В общем случае экологическая безопасность автотранспортных предприятий должна обеспечиваться применением малоотходных технологий и внедрением стратегии более чистого производства. Однако в России эта стратегия пока не является составной частью государственной политики в области охраны окружающей среды. Поэтому внедрение более чистого производства может происходить только в результате инициативной деятельности предприятия. Для проявления такой инициативы руководству и коллективу предприятия должны быть понятны цели, преследуемые стратегией более чистого производства. Одной из характерных особенностей стратегии более чистого производства является ее интегрированный подход, при котором предотвращение загрязнения окружающей среды осуществляется путем разработки технических мероприятий (проектов), взаимосвязанных с их экологическими и экономическими оценками, и установления порядка их реализации с целью как сокращения образования отходов, так и экономии ресурсов.

Для производственных процессов более чистое производство означает более эффективное использование сырья, воды и энергоресурсов, исключение из применения токсичных и опасных материалов и предотвращение возникновения отходов и выбросов в месте их возможного появления.

Для готовой продукции и услуг стратегия более чистого производства направлена на снижение их влияния на окружающую среду в течение всего жизненного цикла продукта и/или услуги — от добычи сырья, необходимого для изготовления продукта и оказания услуги, до износа и окончательной ликвидации продукта и услуги.

Таким образом, можно заключить, что более чистое производство — это постоянное и системное применение стратегии предотвращения возникновения отходов и загрязнения с целью исключения или снижения их вредного воздействия на здоровье людей, окружающую и природную среду. Для стратегии более чистого производства характерны следующие признаки:

• постоянное применение — внедрение более чистого производства является постоянно действующим мероприятием, направленным на непрерывное улучшение экологических и экономических показателей промышленного предприятия;

• интегрирующее применение — методы стратегии более чистого производства исследуют технологический процесс целиком, они направлены на все составляющие окружающей среды, так как отходы и загрязнения возникают во всех материальных и энергетических потоках производства;

• превентивный подход — более чистое производство реализуется с помощью предотвращающих мероприятий, внедряемых в производственные технологии;

• стратегический подход — повторяемый системный подход, который направлен на рассмотрение всех экономически выгодных для предприятия возможностей предотвращения возникновения загрязняющих отходов, и только к остающимся отходам и загрязнениям применяются концевые технологии.

Другой принцип более чистого производства базируется на проведении мероприятий по экологически и экономически выгодным способам сокращения потребления сырья, энергии, воды и других природных ресурсов, а также использовании и переработке ресурсов с меньшим воздействием на окружающую среду.

Защита окружающей среды при уборочно-моечных работах.

Уборочно-моечные и обтирочные работы заключаются во внутренней уборке кабины водителя, платформы грузового автомобиля или салона машины, наружной мойке шасси и кузова и протирке его наружных частей, включая боковые, передние и задние стекла, и являются основным источником загрязнения сточных вод автотранспортных предприятий.

Мойку наружных частей кузова и шасси машины производят холодной или теплой (25—30 °С) водой. При этом, чтобы не вызвать разрушения окраски, разница между температурой воды и обмываемой поверхностью не должна превышать 18—20 °С. При пользовании мойкой чистой водой ее расход достаточно велик. Для повышения качества мойки и уменьшения расхода воды (в 2—3 раза) используют специальные моющие вещества — водные растворы синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ). Водные растворы СПАВ на обмываемую поверхность наносят с помощью пистолета или пульверизатора, после чего эта поверхность ополаскивается чистой водой. Таким образом, при мойке машины в процессе ТО образуются сточные загрязненные воды, проблема очистки которых здесь выходит на первый план с позиции уменьшения воздействия ТО машины на окружающую среду. При этом в настоящее время обязательным является использование на предприятии системы замкнутого (оборотного) водообеспечения.

Выбор методов и оборудования для очистки сточных вод должен осуществляться, исходя из их количества и концентрации примесей.

Сточные воды от отдельных производств на ремонтном предприятии, а также на предприятиях по производству автомобилей объединяются для последующей очистки по преобладающим загрязнителям с учетом их объемов (слабозагрязненные воды одного или нескольких видов примесей; циансодержащие; кислотно-щелочные стоки; стоки, содержащие нефтепродукты).

В настоящее время очистка сточных вод производится двумя методами: местная (локальная), когда очистные сооружения располагаются на предприятии, и общая, когда сточные воды от предприятия спускаются в канализацию, где они смешиваются с городскими сточными водами и очищаются перед сбросом в водоемы. В первом случае очистные сооружения, как правило, находятся в ведении предприятия, во втором — коммунальных служб. Местная очистка производится обязательно, если сточные воды предприятия могут нарушить работу городской канализации, например оказать разрушающее действие на материал труб и элементы очистных сооружений. Не допускается также спуск сточных вод предприятия в канализацию, если они содержат: более 500 мг/л взвешенных и всплывающих веществ; вещества, способные засорять сети или отлагаться на стенках труб; горючие примеси и растворенные газообразные вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси; вредные вещества, препятствующие биологической очистке, имеющие температуру свыше 40 °С. Местной очистке могут подвергаться сточные воды от одного цеха или даже от отдельных видов технологического оборудования и процессов. И только после очистки такие сточные воды могут сбрасываться в городскую сеть.

Читайте также: