Политические концепции нового времени кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев.

Работа содержит 1 файл

Политич.концепции нового времени доклад.docx

Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.

Но зарождались и другие политические взгляды, прямо противоположные первым. Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества.

Одной из фундаментальных политических идей нового времени была идея договорного характера государства, которая пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли отражение рационально-критическое отношение к реальности и желание создать новые вдохновляющие идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть.

Другая идея Европейского социализма обратилась к проблематике государства, права, власти в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления.

Существовала и теория естественного права. Гуго Гроций определял Естественное право определял как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие — в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека — признается либо морально позорным, либо морально необходимым.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

По Нового времени сформировались основные национальные школы политической мысли, совершенствовались актуальны и для настоящего политические идеи. Основные идеи этого периода были связаны с развитием двух теорий: общественного

договора и естественного права. Фактически мыслители этого периода пытались дать ответ на вопрос: кто для кого существует - государство для человека, или человек для государства?

ОСОБЕННОСТИ развития политических знаний Нового времени:

- Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни;

- Формирование либеральной политической идеологии;

- Обоснование необходимости разделения властей;

- Анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;

- Формирование концепции прав человека и гражданина.

По Гоббсу, государство - это и есть общество, а общество - это и есть государство, которые возвышаются над человеком. То есть, по Гоббсу - человек существует для государства, отсюда возникла вся школа тоталитарных учений.

ДЖОН ЛОКК (1632-1704) - главный основатель классического либерализма. Локк был выразителем либерально-демократического направления английской политической мысли. В работе "Два трактата о государственном правлении" он первым среди мыслителей уровне в цепочке "человек - общество - государство" поставил на первое место человека (потребности и интересы человека), на второе - потребности и интересы общества и только на третье - потребности и интересы государства. Этот подход впоследствии был положен в основу политической доктрины классического либерализма.

Государство, по Локку, возникла не вследствие «войны всех против всех", а из первоначального мира и согласия среди равных и свободных людей для обеспечения этих природных, неотчуждаемых прав и защиты частной собственности. Люди, передав государству права, не теряют их. Государство охраняет такие права. А самой совершенной формой государства является не абсолютная, а конституционная монархия. Гарантом предотвращения в ней политического произвола в отношении лица должен быть разделение властей на законодательную, исполнительную (в т.ч. и судебной) и союзное (занимается внешней политикой). Такое разделение следует осуществлять на основе и принципах верховенства закона, которому подчиняются все, в т.ч. и законодатели.

ШАРЛЬ Луи Монтескье (1689-1755) - французский правовед, просветитель, один из основателей новой политической науки. В своих работах - "Персидские письма", "Размышления о причинах величия римлян и их упадка", "О духе законов" - он отмечает, что главная задача государства - обеспечить человеку политические свободы (возможность делать все, разрешено законами, и не делать того , что законами запрещено, потому что тогда такой свободы не будет ни для кого), и гражданские свободы (спокойствие духа, чувство гражданской безопасности, предотвращения необоснованных частным и публичным обвинением индивида, гуманное уголовное законодательство, неукоснительное соблюдение правил судопроизводства, недопущения деспотизма и злоупотреблений со стороны должностных лиц, строгое соблюдение законов и неподвижный режим законности).

Монтескье утверждал, что такое обеспечение политических и гражданских свобод возможно лишь при существовании в государстве независимых друг от друга ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Именно независимость, а не распределение функций между ними, ставил Монтескье на первое место, понимая, однако, что реально в политической жизни может идти только о независимости суда.

Для достижения подлинной независимости судей Монтескье предлагает внедрить опыт Франции по покупке-продаже судейских должностей, и "олицетворение" этой власти в присяжных (выборных народных представителя, которых периодически созывают на специальные сессии).

Независимость законодательной и исполнительной власти, по Монтескье, имеет относительный характер, потому что в действительности в системе сдержек и противовесов существует своеобразная "независимая зависимость", когда одна власть не позволяет другой злоупотреблять своими функциями, что и является гарантией обеспечения прав и свобод граждан.

Законодательную власть, по его мнению, должен олицетворять двухпалатный парламент, который состоял бы из нижней - народной палаты, депутаты которой избирались бы на основе всеобщего избирательного права всем населением, и верхней - аристократической палаты, палаты пэров, члены которой назначаются из представителей господствующих слоев и передают должности своим наследникам. Такой модели присущи относительная независимость палат, распределение их функций и сдерживания, поскольку обе палаты наделены правом приостановления или отмены решений друг друга. Принятые парламентом законы обязательны для исполнения исполнительной и судебной ветвями власти, то есть законодатели приоритет, но в том случае, если сами подчиняются законам.

Важнейшей чертой исполнительной власти Монтескье считал скорость действий. А это возможно при условии, когда она сосредоточена в руках одного человека - монарха.

Ни одна из властей не должна обладать полномочиями отменять решения первых двух, но каждый может приостановить постановление, противоречит закону. Иными словами, ветви власти относительно друг друга выполняют еще и контрольные функции. Монтескье блестяще обосновал механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина, одновременно он доказывал, что отмена привилегий панов, духовенства, дворянства, горожан приведет к деспотической народного государства.

Благосклонно он относится к демократии, которой свойственно тяготение общества к добродетели и общего блага. Главным для аристократии мыслитель считает умеренность (неприхотливость), а монархии - честь. Всем им присущи соответствующие правовые системы: для демократии важно законодательно закрепить равенство прав детей при наследовании, запретить накопление богатств в одних руках, для аристократии - ограничить великолепия, чтобы не вызвать зависти у бедных, для монархии - сохранить собственность, поддержать богатое дворянство как силу и величие государства.

Деспотия же держится на страхе, произволе, законы ей не нужны, потому что деспот разрушает общество и искажает естественные права человека.

Форма государства определяет не только "дух законов", но и характер внешней политики: для республики - мир и умеренность, для монархии - воинственность. Большое значение для государства имеет размер ее территории: малой республике угрожают завоеватели, большая монархия способна противостоять им, но подвержена загниванию изнутри, к деспотизму. Поэтому небольшим государствам целесообразно объединяться в федеративные образования, где можно будет использовать преимущества малых и крупных стран.

Значительный вклад в политическую науку Нового Времени было сделано Жан-Жаком Руссо, Г. В. Ф. Гегель, И. Кантом, а также представителями утопического социализма Т. Мором, Т. Кампанеллой, Ш. Фурье, Р. Оускон и другими . Идеи указанных мыслителей, в частности относительно сущности властных отношений, концепции разделения властей, теории общественного договора, идеологических основ развития общества и другие, будет подробнее рассмотрен при рассмотрении тем модулю.

Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и не­разумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений

Оглавление

1.Введение.
2.Гражданская концепция политики.
3.Социальная концепция политики.
4.Заключение

Файлы: 1 файл

политология.docx

  1. Введение.
  2. Гражданская концепция политики.
  3. Социальная концепция политики.
  4. Заключение.

Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и

гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся

буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и не­разумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших

социальных проблем. Но зарождались и другие политические взгляды, прямо противоположные первым. Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества.

Гражданская концепция политики.

В ХVI-ХVII вв. разнородные социально-политические силы и идейные движения подрывают власть католической церкви. В результате реформации церкви государство освободилось от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Одним из результатов религиозных реформ явилась свобода совести и мирское признание христианина.

Таким образом, освободившись от философско-этической политической концепции древнего мира и религиозной концепции средневековья, политическая мысль приобретает светский характер. Появляется гражданская концепция политической мысли, отправной точкой которой становится индивид гражданин.

Макиавелли Никколо (1469-1527) выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель.

По мнению Макиавелли, государство не промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. Политическое стояние общества характеризуется определенны отношениями между людьми, между правителем подданными. Цель этих отношений обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности.

Макиавелли считал, что власть любого государства должна опираться на хорошие законы и на сильное войско. А сам правитель должен быть подобен кентавру, соединяющему в себе силу льва и хитрое лисицы.

Из всех форм государственного правления Макиавелли отдавал предпочтение республиканской форме. Он считал, что именно в ней возможно наилучшим образом сочетать блага и свободы граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь как о частных, так и общественных интересах. Но формы государственного правления устанавливаются не по прихоти отдельных личностей или групп, а в зависимости от соотношения постоянно борющихся сил.

По мнению Гоббса, верховная власть абсолютна, но не тотальна: она не вмешивается в личные дела граждан. Люди вольны делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договора, продавать и приобретать собственность и т. д.

Джон Локк (1632-1704) английский философ и политик, родоначальник либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. По его мнению личности создают общество, а общество государство. Общество и государство не одно и то же. Падение государства не означает падение общества. Общество может создать другую государственную власть, если существующая его не удовлетворяет

Локк был сторонником ограниченной монархии, считая что абсолютная монархия хуже чем естественное (догосударственное) состояние. Он одним из первых выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную, при этом отдавая приоритет законодательной власти, которая, по его мнению, определяет политику государства. Основная же цель государства, по мнению Локка, это защита прав личности.

Монтескье Шарль Луп (1689-1755) - французский политический философ, историк, правовед, социолог.

Монтескье внес большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли. Остановимся на двух наиболее значимых фрагментах из его наследия.

Второе, анализируя труды своих именитых предшественников, Монтескье приходит к выводу о том, что политическая власть в обществе должна быть разделена на три основных вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Эпоха буржуазных революций в Европе положила конец средневековью, началось Новое время. У людей появилась возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Это породило полемику о природе государственной власти.

Английский философ Джон Локк (1632–1704) исходил из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки.

Огромное влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689–1755).

Он обосновал сформулированную Дж. Локком теорию разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия человеческих правил объективным законам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 215. Нарушение норм учета времени полета и времени отдыха летного персонала

Статья 215. Нарушение норм учета времени полета и времени отдыха летного персонала Нарушение на предприятиях, эксплуатирующих воздушные суда, норм учета времени полета и времени отдыха летного персонала, неосуществление учета времени полета и времени отдыха членов

13. Политическая мысль античности

13. Политическая мысль античности В древности в Греции и Риме политическая мысль развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Существование полисной демократии невозможно без активного участия граждан в

104. Политическая мысль в США

104. Политическая мысль в США Американская политическая мысль прошла ряд этапов: 1) с конца XIX в. до Первой мировой войны; 2) между двумя мировыми войнами; 3) после Второй мировой войны и до сегодняшних дней.На первом этапе (более организационном) при крупных университетах

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (извлечения)

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (извлечения) I. Общие положения1. … Положение распространяется на отдельные

5.6 Понятие рабочего времени и времени отдыха

5.6 Понятие рабочего времени и времени отдыха Рабочим временем является время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка, трудовым договором должен выполнять свои трудовые обязанности.Рабочее время различается по продолжительности:

Раздел IV. Государство и право нового времени

Раздел IV. Государство и право нового времени Эпоха Нового времени охватила относительно непродолжительный период — XVII–XIX вв. Однако в мировой истории государственных укладов и правовых институтов она стала важнейшей (с позиций современного представления об

§ 4*. Становление права Нового времени в США

§ 4*. Становление права Нового времени в США 25 мая 1787 г. в американском городе Филадельфия открылся Учредительный конвент для выработки конституции. Бурные обсуждения продолжались почти четыре месяца. Дело шло успешно, не в последнюю очередь благодаря усилиям

Читайте также: