Охарактеризуйте каролингское возрождение кратко
Обновлено: 04.07.2024
Основные положения
Данный период проходил в период VIII — веков на территории Западной Европы, в основном в пределах обширной империи Карла Великого. Основной пик возрождения пришелся на момент правления королей Карла I Великого, Людовика I и Карла II. Все они были последовательными наследниками из династии Каролингов, от чего и произошло название данного возрождения. За период их правления происходил рассвет культуры, наук и искусств.
Архитектура
Архитектурный стиль зданий, строившихся в каролингской империи, тесно переплетался со стилем античных государств, таких как Греция и Рим. Во время походов на территорию Аппенинского полуострова был позаимствован стиль строительства, что понравился Карлу Великому. Впоследствии, архитекторы применяли в строительстве новых зданий колонны, капителеи и базилики. Смесь античного и средневекового стиля впоследствии дала начало романскому стилю строительства, долгое время актуальному в Европе. Мозаики и фрески стали нередким украшением в дворцах и храмах.
Изобразительное искусство
Знакомство Западной Европы с древнеримским искусством дало почву для создания нового направления в искусстве средневековья, со временем приобретшее черты готической направленности, а вскоре и искусства эпохи Возрождения. Для каролингского возрождения характерно было обильное наличие ярких и красочных иллюстраций в книгах. Для реализации этой потребности возникали целые мастерские. Яркость и живость образов и динамик композиций поражает даже современных искусствоведов.
Музыкальное искусство
Музыка во времена каролингов получила необычайный рассвет. На момент прихода к власти Карла, музыкальное искусство находилось в упадке и переживало застойное положение. В итоге были переняты многие элементы из обрядовой музыки разных стран, в основном из итальянской, что в дальнейшем послужило популяризации григорианского пения при римско-католических церквях.
Как наука, музыка отныне признавалась и входила в состав квадривиума. Квадривиум – это система точных наук в средневековой Европе. В него входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Развитие науки
Император Карл Великий слыл известным любителем учености и всячески приветствовал идеи научного развития. При нем и его потомках желающие могли свободно заниматься изучением наук и проведением опытов и не быть за это подвергнутым гонениям со стороны церкви. Теологи также почувствовали свободу, осознавая, что можно выдвигать свои теистические концепции, не сходящиеся с мнением римской церкви.
Среди всех наук особого рассвета достигла юриспруденция. В 802 году Карлом был издан приказ о записи всех прав народов, живущих на территории его империи. Были освещены все сферы человеческой деятельности и на государственном уровне решены вопросы о том, что можно делать, а чего нельзя. Эти распоряжения стали основой для дальнейшего образования средневекового права.
Центром новой культуры стал королевский двор. Знать отправляла сюда своих детей, чтобы дать им необходимое образование и подготовить к будущей карьере. Королевская канцелярия, в которой с начала VIII века служили только клирики, поставляла кадры для церковных институтов и государственного аппарата королевства. Карл I и его помощники активно разыскивали по всей Европе и приглашали ко двору интеллектуалов. Этому способствовало культурное оживление в Британии, Испании и Италии, наметившееся уже к середине VIII века. Здесь активизировалась деятельность скрипториев, создавались обширные библиотеки, включавшие не только богословскую, но и профанную языческую литературу. Первые учителя прибыли в начале 780-х годов из Италии (грамматик Пётр Пизанский, богослов Паулин Аквилейский, поэт и историк Павел Диакон).
К началу 790-х годов при дворе важное место заняло ирландское и английское духовенство, более просвещённое и грамотное, чем монахи континентальной Европы. Англосакс Алкуин создал при дворе образцовую школу, позднее переименованную в Академию, через которую прошли сотни учеников, включая представителей королевской фамилии. Даже удалившись от двора и став в 796 году аббатом монастыря Святого Мартина в Туре, Алкуин продолжал поддерживать связь со школой и исполнять обязанности наставника. Выходцы с Британских островов оказали значительное влияние на культурное развитие Франкского королевства (грамматик Клемент, теологи Фридугиз и Мартин Скотт, поэт Седулий Скотт и философ-богослов, переводчик и комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита Иоанн Скот Эриугена). Ещё одним регионом культурных заимствований стала вестготская Испания. Спасаясь от арабской агрессии, оттуда в империю переселились многие поэты, богословы, правоведы, философы, учителя (Лейдрад, Агобард, Клавдий, Пруденций, Бенедикт Анианский и Теодульф).
С приходом к власти (814 год) Людовика Благочестивого политика королевской власти в области образования изменилась. Император и его ближайшее окружение из церковных реформаторов стремились ограничить мирянам доступ к образованию, что было связано с изменением общих представлений о роли главы государства. Если во времена Карла I король (новый царь Давид) представлялся современникам защитником слабых, главой Церкви, ведущим христианский народ к спасению, то теперь наряду с королём Людовиком Благочестивым (новый имп. Феодосий) в осуществлении его властных функций активную роль начинал играть епископат. Однако культурный подъём, основы которого были заложены в предшествующее царствование, обрёл уже известную самостоятельность. Довольно большое количество хорошо образованных людей были в состоянии поддерживать высокий уровень культуры независимо от конъюнктурных изменений в политике центр. власти. Дети и внуки Людовика Благочестивого продолжали развивать школьное образование, пополняли библиотеки, поддерживали тесные отношения с интеллектуалами. С 820-х годов двор перестал быть доминирующим очагом культуры, которая всё больше перемещалась в монастыри и епископские civitates. Они концентрировались в центральных провинциях Франкского королевства, в самых богатых и развитых регионах и на территориях наибольшего влияния королевской власти - церковных провинциях Реймса, Лиона, Санса, Безансона, Кёльна и Трира. Особенно выделялись монастыри Сен-Дени, Сен-Рикье, Сен-Вандрий, Корби, Сен-Мартен-де-Тур, Сент-Аман, Ферьер, Оксер, Лорш, Фульда, Райхенау, Санкт-Галлен, а также епископские школы Орлеана, Меца, Реймса, Лаона, Льежа и Утрехта. За пределами этих земель культурная жизнь едва теплилась (незначительные её следы обнаруживаются в Южной Франции, Бретани и германских землях). Некоторый подъём (не ранее IX века) наблюдался в Италии, очагами культуры становятся Павия, Верона, Милан, Фьезоле и Рим.
К началу X века каролингская культура постепенно пришла в упадок. Это происходило одновременно с резким ослаблением каролингской государственности, разрушением вертикали публичной власти, развитием политич. сепаратизма и усилением магнатов в условиях неоднократных норманнских, арабских и венгерских вторжений.
Дополнительная литература:
Fleckenstein J. Die Bildungsreform Karls des Grossen als Verwirklichung der Norma rectitudinis. Freiburg, 1953;
Patzelt E. Die karolingische Renaissance. [2. Aufl.]. Graz, 1965;
Karl der Grosse: Werk und Wirkung. [Kаt.]. Aachen, 1965;
Morrisson K.F. The church, reform and Renaissance in the early Middle Ages // Life and thought in the early Middle Ages / Ed. R. S. Hoyt. Minneapolis, 1967;
Braunfels W. Die Welt der Karolinger und ihre Kunst. Münch., 1968;
Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the idea of kingship. L., 1969;
Hubert J., Porcher J., Volbach W. The Carolingian Renaissance. N. Y., 1970;
Riché P. Éducation et culture dans l’Occident barbare (VI–VIII siècles). 3 éd. P., 1973;
Trompf G.W. The concept of the Carolingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. 1973. Vol. 34. P. 3–26;
Mütherich F., Gaehde J. E. Karolingische Buchmalerei. Münch., 1976;
McKitterick R. The Frankish church and the Carolingian reforms, 789–895. L., 1977;
Fichtenau H. The Carolingian Empire. Toronto; Buffalo, 1978;
Bullough D. The age of Charlemagne. 2nd ed. N. Y., 1980;
Heitz C. L’Architecture religieuse carolingienne: les formes et leurs fonctions. P., 1980;
Riché P. Les Carolingiens. Une famille qui fit l’Europe. P., 1983;
Contreni J.J. Carolingian learning masters and manuscripts. Aldershot, 1992;
Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб., 2000.
Иллюстрации:
Трон Карла I Великого. Кафедральный собор. Ахен (Германия).
Ворота в Лорше. Около 767 года.
Каролингское возрождение — это интеллектуальный и культурный подъём, который пережила Северная Европа в течение полутора веков в период раннего средневековья. Оно заложило основу культурного, научного и государственного развития на много веков.
Что такое каролингское возрождение
С начала восьмого и до середины девятого веков в Западной Европе правила династия Каролингов.
Один из наиболее известных правителей этого времени — Карл Великий, который объединил под своей властью большую часть европейского континента. В этой династии также правили Людовик Благочестивый, Карл Лысый.
Предыдущий исторический период характеризовался застоем во всех основных сферах жизни средневекового общества. Карл Великий собрал при дворе наиболее талантливых людей своего времени. Он сделал это для того, чтобы возродить культурную жизнь после веков упадка.
Одной из целей было дать образование в философской, научной и художественной сферах представителям различных общественных классов на самом высоком доступном в это время уровне.
Один из фактов, который характеризует степень отсталости в это время — это то, что король не смог в своём государстве найти качественно сделанную Библию и полный текст правил Бенедиктинского ордена. За ними пришлось посылать в Рим.
Одной из причин такого усердия Карла Великого является, кратко говоря, то, что он хотел достигнуть единства франкской церкви на всей территории его государства. Это было для него особенно важно в связи с тем, что он имел полный над ней контроль.
В чем проявлялось каролингское возрождение
Термин Ренессанс оспаривается некоторыми современными историками в связи с тем, что возрождение происходило в значительной степени в сфере духовенства и не сопровождалось общественными движениями подобно итальянской Эпохе Возрождения.
Однако при этом нужно учитывать, что в Европе, в этот период истории, христианство было основной интегрирующей силой культуры и той основой, на которой происходило развитие общества.
Основная часть изменений была сделана под руководством Карла Великого. Его сын и внук — Людовик Благочестивый и Карл Лысый — продолжили осуществление начатых им реформ. Впоследствии, после распада империи, культурное развитие на время практически прекратилось.
Архитектура
В период возрождения происходило активное строительство религиозных и светских зданий.
Церковь при монастыре Сан-Дени
В период с 768 по 855 годы на территории империи Карла Великого было возведено:
417 монастырских сооружений;
100 королевских резиденций.
На этом проведение строительных работ не ограничилось. В большом количестве создавались города, крепости, школы, мосты и больницы.
Монастырь Сен-Рикье
Примерами строений, возведённых в это время, являются монастыри Сен-Дени и Сен-Рикье. Даже в наше время специалисты отмечают продуманность организации пространства в них, где создаётся эффект непрерывности.
Базилика Сан-Витале в Равенне
Были созданы два архитектурных стиля — романский и готический. Во время походов на территории Апеннинского полуострова Карл Великий увидел и ввёл в обиход использование базилик, колонн, оформление с использованием фресок.
Изобразительное искусство
Знакомство с искусством Древнего Рима было важным импульсом для развития художественной культуры империи франков. Со временем это привело к возникновению готического стиля в живописи.
Мастер Псалтирь Людовика Святого.
Валаамова ослица
При переписывании книг в это время были введены не только стандарты письма, но и активно использовались книжные иллюстрации с использованием золотых и ярких красок, выполненные на высоком художественном уровне. Для работы над ними в это время создавались специализированные мастерские.
Наука
Хотя император покровительствовал развитию религии, тем не менее он понимал важность развития наук. Главное, чтобы религиозность не вырастала в мракобесие.
При его жизни учёные могли заниматься исследованиями без опасений о том, что церковь может им помешать.
Книжная культура
В предыдущие годы переписывание старинных рукописей монахами происходило без должного контроля за качеством выполненной работы. Это приводило к тому, что тексты переписывались с большим количеством ошибок. Например, в новых экземплярах пропускались знаки препинания или не делались пропуски между словами.
При этом отсутствовали стандарты письма в таких случаях. Не было, например, предусмотрено начертаний больших букв, стандартов оформления переписанных рукописей, отсутствовало академическое описание языка. Их определение было необходимо для улучшения качества работы.
В Эпоху Возрождения ситуация меняется. Происходит подробное изучение имеющихся рукописей, был установлен стандарт для написания латинских текстов.
Музыка
До Карла Великого музыка находилась в упадке. В это время происходило активное усвоение и переработка приёмов, которые использовались в обрядовой музыке различных стран и народов, в том числе итальянской.
При его правлении активно поощрялось развитие церковного пения. Придворные любили дворцовое пение и всячески поддерживали его развитие. В специализированных школах производилось обучение этому искусству.
В развитии музыкальной культуры большую роль сыграла популяризация церковного григорианского пения.
При обучении в Академии использовалось понятие квадривиума — основных наук и искусств, необходимых образованному человеку. Теперь музыка входила в этот набор наряду с наукой.
Юриспруденция
В 802 году Карл Великий распорядился произвести запись действующих на тот момент законов.
Он лично руководил изданием 65 капитулятов (трудов на юридическую тему). Они стали юридическим наследием и основой средневекового права в течение многих веков.
Были проведены реформы в административной и финансовой сферах, целью которых были централизация и укрепление императорской власти.
Заключение
Хотя каролингское возрождение в основном послужило развитию религии, однако не нужно забывать, что в средневековой жизни христианство было основой практически всех проявлений культурной, государственной и экономической жизни.
Каролингское возрождение – небольшой по временным рамкам, но достаточно яркий и самобытный период в истории западной Европы, связанный с расцветом культуры и научной мысли. Он проходил примерно с 800 по 900 годы.
Конспект
Рис. 1. Карл Великий принимает ученого Алкуина (Источник)
Римские первосвященники, папство по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким. Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император. Отношения императора с папой оставались очень сложными.
При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Ахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев — мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.
Видным лицом при дворе К
Введение
Каролингским возрождением принято называть период подъема в интеллектуальной и культурной жизни Западной Европы в конце VIII – середине IX в.
Основные положения
Данный период проходил в период VIII —
веков на территории Западной Европы, в основном в пределах обширной империи Карла Великого. Основной пик возрождения пришелся на момент правления королей Карла I Великого, Людовика I и Карла II. Все они были последовательными наследниками из династии Каролингов, от чего и произошло название данного возрождения. За период их правления происходил рассвет культуры, наук и искусств.
Предыстория
Архитектура
Архитектурный стиль зданий, строившихся в каролингской империи, тесно переплетался со стилем античных государств, таких как Греция и Рим. Во время походов на территорию Аппенинского полуострова был позаимствован стиль строительства, что понравился Карлу Великому. Впоследствии, архитекторы применяли в строительстве новых зданий колонны, капителеи и базилики. Смесь античного и средневекового стиля впоследствии дала начало романскому стилю строительства, долгое время актуальному в Европе. Мозаики и фрески стали нередким украшением в дворцах и храмах.
События
782–796 гг. – Алкуин руководит придворной школой в Аахене, учителями которой становятся лучшие ученые со всей Европы. На стыке двора и школы возникает ученое общество, которое получило название Академия Карла Великого (или Придворная академия).
840 г. – смерть Людовика Благочестивого, сына Карла Великого. Начало междоусобной борьбы за власть трех сыновей Людовика (Лотаря, Карла и Людовика).
843 г. – Верденский раздел. Договор сыновей Людовика о разделе империи на три части (договор между Лотарем, Карлом Лысым и Людовиком Немецким). Это ознаменовало распад империи Карла Великого.
Лотарю отошли территория Италии и узкая полоса земель вдоль Рейна (до Северного моря). Людовик получил земли восточнее Рейна (современная Германия). Карл – западную часть империи (современная Франция).
987 г. – во Франции династия Каролингов прерывается. К власти приходит династия Капетингов.
Изобразительное искусство
Знакомство Западной Европы с древнеримским искусством дало почву для создания нового направления в искусстве средневековья, со временем приобретшее черты готической направленности, а вскоре и искусства эпохи Возрождения. Для каролингского возрождения характерно было обильное наличие ярких и красочных иллюстраций в книгах. Для реализации этой потребности возникали целые мастерские. Яркость и живость образов и динамик композиций поражает даже современных искусствоведов.
Участники
Людовик Благочестивый – сын Карла Великого, франкский император (814–840 гг.).
Людовик Немецкий – сын Людовика Благочестивого, король Восточно-Франкского королевства (Германии) (843–876 гг.), основатель династии немецких Капетингов.
Карл Лысый – сын Людовика Благочестивого, король Западно-Франкского королевства (Франция) (840–877 гг.).
Лотарь – сын Карла Великого, король Италии и Рейнской области.
Алкуин– англосаксонский педагог и ученый, руководитель придворной школы в Аахене (782–796 гг.).
Музыкальное искусство
Музыка во времена каролингов получила необычайный рассвет. На момент прихода к власти Карла, музыкальное искусство находилось в упадке и переживало застойное положение. В итоге были переняты многие элементы из обрядовой музыки разных стран, в основном из итальянской, что в дальнейшем послужило популяризации григорианского пения при римско-католических церквях.
Как наука, музыка отныне признавалась и входила в состав квадривиума. Квадривиум – это система точных наук в средневековой Европе. В него входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Заключение
Верденский раздел (843 г.) заложил основы формирования современных наций. Позднее в разделенных частях империи образовались самостоятельные королевства – Франция, Италия, Германия, которые в эпоху феодальной раздробленности разделились на множество отдельных владений. Раздел империи стал шагом на пути к эпохе феодальной раздробленности IX–XI вв.
Каролингское возрождение было связано с попыткой Карла восстановить Римскую империю вместе с ее культурой. При дворе Карла ученые во главе с Алкуином изучали античную культуру и создавали свою, подобную античной. Новый подъем интереса к античности произошел в XII в., в так называемое малое Возрождение.
Подробнее о Каролингском возрождении.
Конспект
Рис. 1. Карл Великий принимает ученого Алкуина (Источник)
Римские первосвященники, папство по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким. Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император. Отношения императора с папой оставались очень сложными.
При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Ахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев — мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.
В это время начинает формироваться схоластика, которая становится основой средневекового мировоззрения, культуры и науки вплоть до Возрождения.
При всем своем увлечении античностью Карл Великий обязал ученых составить словарь современного ему франкского языка. Идет интенсивное собирание песен германских народов.
В городах строились каменные церкви и дворцы по византийским архитектурным планам. Из обширного архитектурного строительства Карла I до наших дней сохранилась капелла в Ахене.
Рис. 2. Дворцовая капелла в Ахене (Источник)
В 814 г. Карл Великий умирает в Ахене, и титул императора переходит его старшему сыну Людовику, который к тому времени был королем Аквитании. После смерти Карла Великого империя просуществовала недолго. Началась борьба центробежных и центростремительных сил, крупные феодалы империи в борьбе за власть настраивают против Людовика (впоследствии прозванного Благочестивым) его собственных сыновей. Лотарь и Людовик Немецкий становятся его противниками, и только третий сын, Карл Лысый, поддерживает отца во всех его начинаниях. После смерти Людовика Благочестивого между тремя братьями начинается междоусобица. В 843 г. в г. Вердене происходит раздел империи на три части. По Верденскому договору старший брат, Лотарь, получает территорию будущей Италии и будущей Франции, Людовик Немецкий получает немецкие земли (территорию будущей Германии), Карл Лысый — территорию к западу от земель, полученных Лотарем (западная часть будущей Франции и часть будущей Испании).
Рис. 3. Раздел империи Карла Великого
Титул императора становится чисто номинальным, но еще сохраняется — правда, он уже переходит не по основной линии Каролингского дома, а по боковой. В конце 80-х гг. императорская корона принадлежала Карлу Лысому, затем она перешла к сыну Людовика Немецкого Карлу Толстому. В X в. титул императора исчезает из употребления.
Список литературы
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.
2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.
3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.
4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.
5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.
6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. Какую политику проводил Карл Великий в сфере образования?
2. Какие науки развивались в империи Карла Великого?
3. Чем прославился ахенский ученый Эйнгардт?
4. На какие государства распалась империя Карла Великого? Почему это произошло?
Развитие науки
Император Карл Великий слыл известным любителем учености и всячески приветствовал идеи научного развития. При нем и его потомках желающие могли свободно заниматься изучением наук и проведением опытов и не быть за это подвергнутым гонениям со стороны церкви. Теологи также почувствовали свободу, осознавая, что можно выдвигать свои теистические концепции, не сходящиеся с мнением римской церкви.
Среди всех наук особого рассвета достигла юриспруденция. В 802 году Карлом был издан приказ о записи всех прав народов, живущих на территории его империи. Были освещены все сферы человеческой деятельности и на государственном уровне решены вопросы о том, что можно делать, а чего нельзя. Эти распоряжения стали основой для дальнейшего образования средневекового права.
Юриспруденция
В 802 году Карл приказал записать обычное право всех народов, находящихся под его властью. Сам он издал 65 капитуляриев по разным областям жизни, ставших одной из основ средневекового права. Для большей централизации государства Карл провёл административную и финансовую реформы.
Литература
Кол-во блоков: 26 | Общее кол-во символов: 32691
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
Читайте также: