Охарактеризуйте каролингское возрождение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основные положения

Данный период проходил в период VIII — веков на территории Западной Европы, в основном в пределах обширной империи Карла Великого. Основной пик возрождения пришелся на момент правления королей Карла I Великого, Людовика I и Карла II. Все они были последовательными наследниками из династии Каролингов, от чего и произошло название данного возрождения. За период их правления происходил рассвет культуры, наук и искусств.

Архитектура

Архитектурный стиль зданий, строившихся в каролингской империи, тесно переплетался со стилем античных государств, таких как Греция и Рим. Во время походов на территорию Аппенинского полуострова был позаимствован стиль строительства, что понравился Карлу Великому. Впоследствии, архитекторы применяли в строительстве новых зданий колонны, капителеи и базилики. Смесь античного и средневекового стиля впоследствии дала начало романскому стилю строительства, долгое время актуальному в Европе. Мозаики и фрески стали нередким украшением в дворцах и храмах.

Изобразительное искусство

Знакомство Западной Европы с древнеримским искусством дало почву для создания нового направления в искусстве средневековья, со временем приобретшее черты готической направленности, а вскоре и искусства эпохи Возрождения. Для каролингского возрождения характерно было обильное наличие ярких и красочных иллюстраций в книгах. Для реализации этой потребности возникали целые мастерские. Яркость и живость образов и динамик композиций поражает даже современных искусствоведов.

Музыкальное искусство

Музыка во времена каролингов получила необычайный рассвет. На момент прихода к власти Карла, музыкальное искусство находилось в упадке и переживало застойное положение. В итоге были переняты многие элементы из обрядовой музыки разных стран, в основном из итальянской, что в дальнейшем послужило популяризации григорианского пения при римско-католических церквях.

Как наука, музыка отныне признавалась и входила в состав квадривиума. Квадривиум – это система точных наук в средневековой Европе. В него входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Развитие науки

Император Карл Великий слыл известным любителем учености и всячески приветствовал идеи научного развития. При нем и его потомках желающие могли свободно заниматься изучением наук и проведением опытов и не быть за это подвергнутым гонениям со стороны церкви. Теологи также почувствовали свободу, осознавая, что можно выдвигать свои теистические концепции, не сходящиеся с мнением римской церкви.

Среди всех наук особого рассвета достигла юриспруденция. В 802 году Карлом был издан приказ о записи всех прав народов, живущих на территории его империи. Были освещены все сферы человеческой деятельности и на государственном уровне решены вопросы о том, что можно делать, а чего нельзя. Эти распоряжения стали основой для дальнейшего образования средневекового права.

Цен­тром но­вой куль­ту­ры стал ко­ро­лев­ский двор. Знать от­прав­ля­ла сю­да сво­их де­тей, что­бы дать им не­об­хо­ди­мое об­ра­зо­ва­ние и под­го­то­вить к бу­ду­щей карь­е­ре. Ко­ро­лев­ская кан­це­ля­рия, в ко­то­рой с начала VIII века слу­жи­ли толь­ко кли­ри­ки, по­став­ля­ла кад­ры для цер­ков­ных ин­сти­ту­тов и государственного ап­па­ра­та ко­ро­лев­ст­ва. Карл I и его по­мощ­ни­ки ак­тив­но ра­зы­ски­ва­ли по всей Ев­ро­пе и при­гла­ша­ли ко дво­ру ин­тел­лек­туа­лов. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло куль­тур­ное ожив­ле­ние в Бри­та­нии, Ис­па­нии и Ита­лии, на­ме­тив­шее­ся уже к середине VIII века. Здесь ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась дея­тель­ность скрип­то­ри­ев, соз­да­ва­лись об­шир­ные биб­лио­те­ки, вклю­чав­шие не толь­ко бо­го­слов­скую, но и про­фан­ную язы­че­скую литературу. Пер­вые учи­те­ля при­бы­ли в начале 780-х годов из Ита­лии (грам­ма­тик Пётр Пи­зан­ский, бо­го­слов Пау­лин Ак­ви­лей­ский, по­эт и ис­то­рик Па­вел Диа­кон).

К началу 790-х годов при дво­ре важ­ное ме­сто за­ня­ло ирландское и английское ду­хо­вен­ст­во, бо­лее про­све­щён­ное и гра­мот­ное, чем мо­на­хи кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы. Анг­ло­сакс Ал­ку­ин соз­дал при дво­ре об­раз­цо­вую шко­лу, позд­нее пе­ре­име­но­ван­ную в Ака­де­мию, че­рез ко­то­рую про­шли сот­ни уче­ни­ков, вклю­чая пред­ста­ви­те­лей ко­ро­лев­ской фа­ми­лии. Да­же уда­лив­шись от дво­ра и став в 796 году аб­ба­том монастыря Святого Мар­ти­на в Ту­ре, Ал­ку­ин про­дол­жал под­дер­жи­вать связь со шко­лой и ис­пол­нять обя­зан­но­сти на­став­ни­ка. Вы­ход­цы с Бри­тан­ских островов ока­за­ли зна­чительное влия­ние на куль­тур­ное раз­ви­тие Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва (грам­ма­тик Кле­мент, тео­ло­ги Фри­ду­гиз и Мар­тин Скотт, по­эт Се­ду­лий Скотт и фи­ло­соф-бо­го­слов, пе­ре­во­дчик и ком­мен­та­тор Псев­до-Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та Ио­анн Скот Эриу­ге­на). Ещё од­ним ре­гио­ном куль­тур­ных за­им­ст­во­ва­ний ста­ла вест­гот­ская Ис­па­ния. Спа­са­ясь от арабской аг­рес­сии, от­ту­да в им­пе­рию пе­ре­се­ли­лись многие по­эты, бо­го­сло­вы, пра­во­ве­ды, фи­ло­со­фы, учи­те­ля (Лейд­рад, Аго­бард, Клав­дий, Пру­ден­ций, Бе­не­дикт Ани­ан­ский и Тео­дульф).

С при­хо­дом к вла­сти (814 год) Лю­до­ви­ка Бла­го­чес­ти­во­го по­ли­ти­ка ко­ро­лев­ской вла­сти в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния из­ме­ни­лась. Им­пе­ра­тор и его бли­жай­шее ок­ру­же­ние из цер­ков­ных ре­фор­ма­то­ров стре­ми­лись ог­ра­ни­чить ми­ря­нам дос­туп к об­ра­зо­ва­нию, что бы­ло свя­за­но с из­ме­не­ни­ем об­щих пред­став­ле­ний о ро­ли гла­вы го­су­дар­ст­ва. Ес­ли во вре­ме­на Кар­ла I ко­роль (но­вый царь Да­вид) пред­став­лял­ся со­вре­мен­ни­кам за­щит­ни­ком сла­бых, гла­вой Церк­ви, ве­ду­щим хри­сти­ан­ский на­род к спа­се­нию, то те­перь на­ря­ду с ко­ро­лём Лю­до­ви­ком Бла­го­чес­ти­вым (но­вый имп. Фео­до­сий) в осу­ще­ст­в­ле­нии его вла­ст­ных функ­ций ак­тив­ную роль на­чи­нал иг­рать епи­ско­пат. Од­на­ко куль­тур­ный подъ­ём, ос­но­вы ко­то­ро­го бы­ли за­ло­же­ны в пред­ше­ст­вую­щее цар­ст­во­ва­ние, об­рёл уже из­вест­ную са­мо­стоя­тель­ность. До­воль­но боль­шое ко­ли­че­ст­во хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ных лю­дей бы­ли в со­стоя­нии под­дер­жи­вать вы­со­кий уро­вень куль­ту­ры не­за­ви­си­мо от конъ­юнк­тур­ных из­ме­не­ний в по­ли­ти­ке центр. вла­сти. Де­ти и вну­ки Лю­до­ви­ка Бла­го­чес­ти­во­го про­дол­жа­ли раз­ви­вать школь­ное об­ра­зо­ва­ние, по­пол­ня­ли биб­лио­те­ки, под­дер­жи­ва­ли тес­ные от­но­ше­ния с ин­тел­лек­туа­ла­ми. С 820-х годов двор пе­ре­стал быть до­ми­ни­рую­щим оча­гом куль­ту­ры, ко­то­рая всё боль­ше пе­ре­ме­ща­лась в мо­на­сты­ри и епи­скоп­ские civitates. Они кон­цен­три­ро­ва­лись в центральных про­вин­ци­ях Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва, в са­мых бо­га­тых и раз­ви­тых ре­гио­нах и на тер­ри­то­ри­ях наи­боль­ше­го влия­ния ко­ро­лев­ской вла­сти - цер­ков­ных про­вин­ци­ях Рейм­са, Лио­на, Сан­са, Бе­зан­со­на, Кёль­на и Три­ра. Осо­бен­но вы­де­ля­лись мо­на­сты­ри Сен-Де­ни, Сен-Ри­кье, Сен-Ван­д­рий, Кор­би, Сен-Мар­тен-де-Тур, Сент-Аман, Ферь­ер, Ок­сер, Лорш, Фуль­да, Рай­хенау, Санкт-Гал­лен, а так­же епи­скоп­ские шко­лы Ор­леа­на, Ме­ца, Рейм­са, Лао­на, Лье­жа и Ут­рех­та. За пре­де­ла­ми этих зе­мель куль­тур­ная жизнь ед­ва те­п­ли­лась (не­зна­чи­тель­ные её сле­ды об­на­ру­жи­ва­ют­ся в Южной Фран­ции, Бре­та­ни и германских зем­лях). Не­ко­то­рый подъ­ём (не ра­нее IX века) на­блю­дал­ся в Ита­лии, оча­га­ми куль­ту­ры ста­но­вят­ся Па­вия, Ве­ро­на, Ми­лан, Фье­зо­ле и Рим.

К началу X века ка­ро­линг­ская куль­ту­ра по­сте­пен­но при­шла в упа­док. Это про­ис­хо­ди­ло од­но­вре­мен­но с рез­ким ос­лаб­ле­ни­ем ка­ро­линг­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти, раз­ру­ше­ни­ем вер­ти­ка­ли пуб­лич­ной вла­сти, раз­ви­ти­ем по­ли­тич. се­па­ра­тиз­ма и уси­ле­ни­ем маг­на­тов в ус­ло­ви­ях не­од­но­крат­ных нор­манн­ских, арабских и венгерских втор­же­ний.

Дополнительная литература:

Fleckenstein J. Die Bildungsreform Karls des Grossen als Verwirklichung der Norma rectitudinis. Freiburg, 1953;

Patzelt E. Die karolingische Renaissance. [2. Aufl.]. Graz, 1965;

Karl der Grosse: Werk und Wirkung. [Kаt.]. Aachen, 1965;

Morrisson K.F. The church, reform and Renaissance in the early Middle Ages // Life and thought in the early Middle Ages / Ed. R. S. Hoyt. Minneapolis, 1967;

Braunfels W. Die Welt der Karolinger und ihre Kunst. Münch., 1968;

Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the idea of kingship. L., 1969;

Hubert J., Porcher J., Vol­bach W. The Carolingian Renaissance. N. Y., 1970;

Riché P. Éducation et culture dans l’Oc­cident barbare (VI–VIII siècles). 3 éd. P., 1973;

Trompf G.W. The concept of the Ca­ro­lingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. 1973. Vol. 34. P. 3–26;

Müthe­rich F., Gaehde J. E. Karolingische Buchmale­rei. Münch., 1976;

McKitterick R. The Fran­kish church and the Carolingian reforms, 789–895. L., 1977;

Fichtenau H. The Carolingian Empire. Toronto; Buffalo, 1978;

Bullough D. The age of Charlemagne. 2nd ed. N. Y., 1980;

Heitz C. L’Ar­chi­tecture religieuse carolin­gien­ne: les formes et leurs fonctions. P., 1980;

Riché P. Les Carolingiens. Une famille qui fit l’Europe. P., 1983;

Contreni J.J. Carolin­gian learning masters and manuscripts. Alder­shot, 1992;

Нес­сель­штра­ус Ц.Г. Ис­кус­ст­во ран­не­го сред­не­ве­ко­вья. СПб., 2000.

Иллюстрации:

Трон Кар­ла I Ве­ли­ко­го. Ка­фед­раль­ный со­бор. Ахен (Гер­ма­ния).

Во­ро­та в Ло­рше. Около 767 года.

Каролингское возрождение — это интеллектуальный и культурный подъём, который пережила Северная Европа в течение полутора веков в период раннего средневековья. Оно заложило основу культурного, научного и государственного развития на много веков.

Что такое каролингское возрождение

С начала восьмого и до середины девятого веков в Западной Европе правила династия Каролингов.

Карл Великий

Один из наиболее известных правителей этого времени — Карл Великий, который объединил под своей властью большую часть европейского континента. В этой династии также правили Людовик Благочестивый, Карл Лысый.

Предыдущий исторический период характеризовался застоем во всех основных сферах жизни средневекового общества. Карл Великий собрал при дворе наиболее талантливых людей своего времени. Он сделал это для того, чтобы возродить культурную жизнь после веков упадка.

Одной из целей было дать образование в философской, научной и художественной сферах представителям различных общественных классов на самом высоком доступном в это время уровне.

Образование в средневековье

Один из фактов, который характеризует степень отсталости в это время — это то, что король не смог в своём государстве найти качественно сделанную Библию и полный текст правил Бенедиктинского ордена. За ними пришлось посылать в Рим.

Одной из причин такого усердия Карла Великого является, кратко говоря, то, что он хотел достигнуть единства франкской церкви на всей территории его государства. Это было для него особенно важно в связи с тем, что он имел полный над ней контроль.

В чем проявлялось каролингское возрождение

Термин Ренессанс оспаривается некоторыми современными историками в связи с тем, что возрождение происходило в значительной степени в сфере духовенства и не сопровождалось общественными движениями подобно итальянской Эпохе Возрождения.

Каролингское возрождение

Однако при этом нужно учитывать, что в Европе, в этот период истории, христианство было основной интегрирующей силой культуры и той основой, на которой происходило развитие общества.

Основная часть изменений была сделана под руководством Карла Великого. Его сын и внук — Людовик Благочестивый и Карл Лысый — продолжили осуществление начатых им реформ. Впоследствии, после распада империи, культурное развитие на время практически прекратилось.


Архитектура

В период возрождения происходило активное строительство религиозных и светских зданий.

Монастырь Сен Дени

Церковь при монастыре Сан-Дени

В период с 768 по 855 годы на территории империи Карла Великого было возведено:

417 монастырских сооружений;

100 королевских резиденций.

На этом проведение строительных работ не ограничилось. В большом количестве создавались города, крепости, школы, мосты и больницы.

Сен-Рикье

Монастырь Сен-Рикье

Примерами строений, возведённых в это время, являются монастыри Сен-Дени и Сен-Рикье. Даже в наше время специалисты отмечают продуманность организации пространства в них, где создаётся эффект непрерывности.

Bazilika-San-Vitale

Базилика Сан-Витале в Равенне

Были созданы два архитектурных стиля — романский и готический. Во время походов на территории Апеннинского полуострова Карл Великий увидел и ввёл в обиход использование базилик, колонн, оформление с использованием фресок.

Изобразительное искусство

Знакомство с искусством Древнего Рима было важным импульсом для развития художественной культуры империи франков. Со временем это привело к возникновению готического стиля в живописи.

Мастер Псалтирь Людовика Святого. Валаамова ослица

Мастер Псалтирь Людовика Святого.
Валаамова ослица

При переписывании книг в это время были введены не только стандарты письма, но и активно использовались книжные иллюстрации с использованием золотых и ярких красок, выполненные на высоком художественном уровне. Для работы над ними в это время создавались специализированные мастерские.

Наука

Хотя император покровительствовал развитию религии, тем не менее он понимал важность развития наук. Главное, чтобы религиозность не вырастала в мракобесие.

Средневековый ученый

При его жизни учёные могли заниматься исследованиями без опасений о том, что церковь может им помешать.

Книжная культура

В предыдущие годы переписывание старинных рукописей монахами происходило без должного контроля за качеством выполненной работы. Это приводило к тому, что тексты переписывались с большим количеством ошибок. Например, в новых экземплярах пропускались знаки препинания или не делались пропуски между словами.

Евангелие Годескалька

При этом отсутствовали стандарты письма в таких случаях. Не было, например, предусмотрено начертаний больших букв, стандартов оформления переписанных рукописей, отсутствовало академическое описание языка. Их определение было необходимо для улучшения качества работы.

В Эпоху Возрождения ситуация меняется. Происходит подробное изучение имеющихся рукописей, был установлен стандарт для написания латинских текстов.

Музыка

До Карла Великого музыка находилась в упадке. В это время происходило активное усвоение и переработка приёмов, которые использовались в обрядовой музыке различных стран и народов, в том числе итальянской.

Церковное пение

При его правлении активно поощрялось развитие церковного пения. Придворные любили дворцовое пение и всячески поддерживали его развитие. В специализированных школах производилось обучение этому искусству.

В развитии музыкальной культуры большую роль сыграла популяризация церковного григорианского пения.

При обучении в Академии использовалось понятие квадривиума — основных наук и искусств, необходимых образованному человеку. Теперь музыка входила в этот набор наряду с наукой.

Юриспруденция

В 802 году Карл Великий распорядился произвести запись действующих на тот момент законов.

Император Карл Великий

Он лично руководил изданием 65 капитулятов (трудов на юридическую тему). Они стали юридическим наследием и основой средневекового права в течение многих веков.

Были проведены реформы в административной и финансовой сферах, целью которых были централизация и укрепление императорской власти.

Заключение

Хотя каролингское возрождение в основном послужило развитию религии, однако не нужно забывать, что в средневековой жизни христианство было основой практически всех проявлений культурной, государственной и экономической жизни.


Каролингское возрождение – небольшой по временным рамкам, но достаточно яркий и самобытный период в истории западной Европы, связанный с расцветом культуры и научной мысли. Он проходил примерно с 800 по 900 годы.


Конспект


Рис. 1. Карл Великий принимает ученого Алкуина (Источник)

Римские первосвященники, папство по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким. Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император. Отношения императора с папой оставались очень сложными.

При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Ахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев — мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.

Видным лицом при дворе К

Введение

Каролингским возрождением принято называть период подъема в интеллектуальной и культурной жизни Западной Европы в конце VIII – середине IX в.

Основные положения

Данный период проходил в период VIII —

веков на территории Западной Европы, в основном в пределах обширной империи Карла Великого. Основной пик возрождения пришелся на момент правления королей Карла I Великого, Людовика I и Карла II. Все они были последовательными наследниками из династии Каролингов, от чего и произошло название данного возрождения. За период их правления происходил рассвет культуры, наук и искусств.

Предыстория

Архитектура

Архитектурный стиль зданий, строившихся в каролингской империи, тесно переплетался со стилем античных государств, таких как Греция и Рим. Во время походов на территорию Аппенинского полуострова был позаимствован стиль строительства, что понравился Карлу Великому. Впоследствии, архитекторы применяли в строительстве новых зданий колонны, капителеи и базилики. Смесь античного и средневекового стиля впоследствии дала начало романскому стилю строительства, долгое время актуальному в Европе. Мозаики и фрески стали нередким украшением в дворцах и храмах.

События

782–796 гг. – Алкуин руководит придворной школой в Аахене, учителями которой становятся лучшие ученые со всей Европы. На стыке двора и школы возникает ученое общество, которое получило название Академия Карла Великого (или Придворная академия).

840 г. – смерть Людовика Благочестивого, сына Карла Великого. Начало междоусобной борьбы за власть трех сыновей Людовика (Лотаря, Карла и Людовика).

843 г. – Верденский раздел. Договор сыновей Людовика о разделе империи на три части (договор между Лотарем, Карлом Лысым и Людовиком Немецким). Это ознаменовало распад империи Карла Великого.

Лотарю отошли территория Италии и узкая полоса земель вдоль Рейна (до Северного моря). Людовик получил земли восточнее Рейна (современная Германия). Карл – западную часть империи (современная Франция).

987 г. – во Франции династия Каролингов прерывается. К власти приходит династия Капетингов.

Изобразительное искусство

Знакомство Западной Европы с древнеримским искусством дало почву для создания нового направления в искусстве средневековья, со временем приобретшее черты готической направленности, а вскоре и искусства эпохи Возрождения. Для каролингского возрождения характерно было обильное наличие ярких и красочных иллюстраций в книгах. Для реализации этой потребности возникали целые мастерские. Яркость и живость образов и динамик композиций поражает даже современных искусствоведов.

Участники

Людовик Благочестивый – сын Карла Великого, франкский император (814–840 гг.).

Людовик Немецкий – сын Людовика Благочестивого, король Восточно-Франкского королевства (Германии) (843–876 гг.), основатель династии немецких Капетингов.

Карл Лысый – сын Людовика Благочестивого, король Западно-Франкского королевства (Франция) (840–877 гг.).

Лотарь – сын Карла Великого, король Италии и Рейнской области.

Алкуин– англосаксонский педагог и ученый, руководитель придворной школы в Аахене (782–796 гг.).

Музыкальное искусство

Музыка во времена каролингов получила необычайный рассвет. На момент прихода к власти Карла, музыкальное искусство находилось в упадке и переживало застойное положение. В итоге были переняты многие элементы из обрядовой музыки разных стран, в основном из итальянской, что в дальнейшем послужило популяризации григорианского пения при римско-католических церквях.

Как наука, музыка отныне признавалась и входила в состав квадривиума. Квадривиум – это система точных наук в средневековой Европе. В него входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Заключение

Верденский раздел (843 г.) заложил основы формирования современных наций. Позднее в разделенных частях империи образовались самостоятельные королевства – Франция, Италия, Германия, которые в эпоху феодальной раздробленности разделились на множество отдельных владений. Раздел империи стал шагом на пути к эпохе феодальной раздробленности IX–XI вв.

Каролингское возрождение было связано с попыткой Карла восстановить Римскую империю вместе с ее культурой. При дворе Карла ученые во главе с Алкуином изучали античную культуру и создавали свою, подобную античной. Новый подъем интереса к античности произошел в XII в., в так называемое малое Возрождение.

Подробнее о Каролингском возрождении.

Конспект


Рис. 1. Карл Великий принимает ученого Алкуина (Источник)

Римские первосвященники, папство по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким. Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император. Отношения императора с папой оставались очень сложными.

При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Ахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев — мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.

В это время начинает формироваться схоластика, которая становится основой средневекового мировоззрения, культуры и науки вплоть до Возрождения.

При всем своем увлечении античностью Карл Великий обязал ученых составить словарь современного ему франкского языка. Идет интенсивное собирание песен германских народов.

В городах строились каменные церкви и дворцы по византийским архитектурным планам. Из обширного архитектурного строительства Карла I до наших дней сохранилась капелла в Ахене.


Рис. 2. Дворцовая капелла в Ахене (Источник)

В 814 г. Карл Великий умирает в Ахене, и титул императора переходит его старшему сыну Людовику, который к тому времени был королем Аквитании. После смерти Карла Великого империя просуществовала недолго. Началась борьба центробежных и центростремительных сил, крупные феодалы империи в борьбе за власть настраивают против Людовика (впоследствии прозванного Благочестивым) его собственных сыновей. Лотарь и Людовик Немецкий становятся его противниками, и только третий сын, Карл Лысый, поддерживает отца во всех его начинаниях. После смерти Людовика Благочестивого между тремя братьями начинается междоусобица. В 843 г. в г. Вердене происходит раздел империи на три части. По Верденскому договору старший брат, Лотарь, получает территорию будущей Италии и будущей Франции, Людовик Немецкий получает немецкие земли (территорию будущей Германии), Карл Лысый — территорию к западу от земель, полученных Лотарем (западная часть будущей Франции и часть будущей Испании).


Рис. 3. Раздел империи Карла Великого

Титул императора становится чисто номинальным, но еще сохраняется — правда, он уже переходит не по основной линии Каролингского дома, а по боковой. В конце 80-х гг. императорская корона принадлежала Карлу Лысому, затем она перешла к сыну Людовика Немецкого Карлу Толстому. В X в. титул императора исчезает из употребления.

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

1. Какую политику проводил Карл Великий в сфере образования?

2. Какие науки развивались в империи Карла Великого?

3. Чем прославился ахенский ученый Эйнгардт?

4. На какие государства распалась империя Карла Великого? Почему это произошло?

Развитие науки

Император Карл Великий слыл известным любителем учености и всячески приветствовал идеи научного развития. При нем и его потомках желающие могли свободно заниматься изучением наук и проведением опытов и не быть за это подвергнутым гонениям со стороны церкви. Теологи также почувствовали свободу, осознавая, что можно выдвигать свои теистические концепции, не сходящиеся с мнением римской церкви.

Среди всех наук особого рассвета достигла юриспруденция. В 802 году Карлом был издан приказ о записи всех прав народов, живущих на территории его империи. Были освещены все сферы человеческой деятельности и на государственном уровне решены вопросы о том, что можно делать, а чего нельзя. Эти распоряжения стали основой для дальнейшего образования средневекового права.

Юриспруденция

В 802 году Карл приказал записать обычное право всех народов, находящихся под его властью. Сам он издал 65 капитуляриев по разным областям жизни, ставших одной из основ средневекового права. Для большей централизации государства Карл провёл административную и финансовую реформы.

Литература

Кол-во блоков: 26 | Общее кол-во символов: 32691
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: