Охарактеризуй настроение каждой из трех частей концерта 23 для фортепиано с оркестром моцарта кратко
Обновлено: 03.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
II ЧЕТВЕРТЬ
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.
— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыке В.А. Моцарта.
— знание строения классического инструментального концерта на примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.
Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере творчества Моцарта.
– формировать умение следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;
- продолжить знакомство с творчеством В.А. Моцарта;
- развивающая – развивать творческое мышление, умение анализировать и обобщать;
- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведению В. А. Моцарта.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Формы педагогического контроля: Контроль понимания и эстетической оценки светлых, позитивных, радостных образов в искусстве. Контроль осознания этической ценности и необходимости темы радости в музыке. Контроль знания черт творческого облика В.А. Моцарта. Контроль участия каждого ученика в беседах и дискуссиях. Контроль умения высказать и отстоять собственную позицию в споре на темы культуры, творчества, искусства, музыки. Контроль развития вокально-певческих навыков. Контроль умения проанализировать нотные примеры разного содержания, обозначить в них музыкально-выразительные средства и объяснить их значение и влияние на характер произведения.
Организационный момент
- В начале сегодняшнего урока необходимо прослушать и вспомнить музыкальное произведение одного из русских композиторов, передающее человеческие чувства. Это позволит нам включиться в восприятие нового музыкального материала.
? Что это за музыкальное произведение? Какие настроения передаёт музыка данного музыкального фрагмента?
Ответы обучающихся.
- Да, это одна из песен гусляра Садко.
? А с какой целью композитор Римский-Корсаков включил в свою оперу весёлые народные песни и пляски?
Можно ли считать, что Хороводная песня Садко воплощает состояние всепоглощающей, безраздельной радости? Почему? Связано ли это с народностью песни?
Ответы обучающихся.
2. Целеполагание
- Верно, весёлые народные песни и пляски отличаются безраздельной удалью, искрят безудержным весельем.
Но не только народная музыка знает состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним, например, страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига…
Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.
Потому рассмотрим сегодня и сравним, исследуем характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры – Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта. Именно это будет являться основной целью нашего урока.
А также познакомимся с эпизодами его биографии и их влиянием на творчество, что может повысить ваш интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке Моцарта, и классической музыке в целом.
Перед прослушиванием музыки В.А. Моцарта обратим внимание на репродукции картин — портреты и пейзаж с изображением дома композитора.
? Что вы можете сказать об этом гениальном человеке, глядя на его портреты? Дайте характеристику дома Моцарта, изображённом на репродукции картины К. Хайда.
Неизвестный художник. И. Бюхе. Моцарт за сочинением произведений. Фрагмент
Портрет В.А. Моцарта
К. Хайд. Дом Моцарта
- На портретах можно отметить вдохновенное, творческое выражение лица композитора, утончённость и изысканность его облика, изящную одежду, соответствующую моде классицизма.
- Характеризуя изображение дома Моцарта на репродукции картины К. Хайда, мы отмечаем красивый гористый пейзаж Зальцбурга, солнечную радостную погоду, простоту и демократичность дома, в котором прошло детство композитора.
4. Жанр Инструментального концерта в музыке Моцарта
Моцарт писал концерты для фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Не было почти ни одного инструмента, для которого Моцарт не написал бы концертов. Он всегда развивал, обогащал виртуозные и выразительные возможности солирующего инструмента. Драматургия концертов Моцарта строится на соревновании, состязании, споре партий солиста и оркестра.
Концерты Моцарта имеют трёхчастное строение. Первая часть обычно активна, энергична, написана в быстром темпе. Вторая часть концерта медленная, певучая, она воплощает лирические образы. Третья часть — картина праздника, веселья, часто с влиянием народных песенно-танцевальных образов.
Остановимся поподробнее на фортепианных концертах В.А. Моцарта ( Презентация) :
1) Клавирные концерты. Обилие клавирных произведений в 1782–1786 гг. прямым образом связано было с концертной деятельностью Моцарта: в это время она достигла наивысшего расцвета. Первенства Моцарта как клавесиниста не мог оспаривать никто; он был самым популярным, самым признанным и любимым музыкантом Вены, бессменным победителем в состязаниях даже со всемирно известными исполнителями…
Итак, музыка фортепианного Концерта №23 Вольфганга Амадея Моцарта.
5. Слушание музыки. В.А. Моцарт. Концерт №23 для фортепиано с оркестром
Первые же такты Концерта погружают нас в атмосферу грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?
1) Прослушивание фрагмента I части Концерта. Музыкальный анализ:
- В музыке 1-ой части Концерта слышится спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой…
- Слушаем фрагмент II части Концерта Моцарта.
2) Прослушивание фрагмента II части. Музыкальный анализ:
- Начало 2-ой части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.
- Откуда такая грусть? Может быть, это преходящее настроение, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?
Согласитесь, ведь прослушав Адажио (2-ю часть), мы уже по-новому начинаем воспринимать и характер 1-ой части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить изначально?
Прослушайте 1-ю часть ещё раз.
3) Повторное прослушивание фрагмента I части.
- Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником, изображавшим реального, живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.
3-я же часть (Финал) Концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.
4) Прослушивание фрагмента Финала Концерта №23 Моцарта. Музыкальный анализ:
- Здесь, наверное, точнее было бы сказать о новой радости – радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.
5) Вывод
Так в рамках одного произведения мы видим столь различные стороны одного эмоционального состояния.
6 . Работа над нотными примерами
В нотных примерах 6–8 (ст. 43-46 Учебника) приведены фрагменты всех частей Концерта В.А. Моцарта.
Пример 6 — это начало I части, исполняемое оркестром. Солист (фортепиано) вступает позже, после оркестрового вступления. Вы видите клавир — фортепианное переложение оркестровой партитуры. Таким образом, каждый звук этого примера поручен разным инструментам, в клавире как бы скрыто звучание всего оркестра. Жизнерадостный, светлый характер музыки создаётся благодаря звучанию полётной мелодии и аккордового аккомпанемента в быстром темпе, мажорном ладу, тихой динамике. Часто и прихотливо меняются штрихи — небольшие лиги соседствуют с отрывистым звучанием звуков. Фактура достаточно прозрачна и легка.
Вторая часть (нотный пример 7) представляет собой тихую и печальную музыку в жанре сицилианы. ( Сицилиа́на (итал. siciliana — сицилийская ) — старинный итальянский танец пасторального характера, возможно, сицилийского происхождения). Триольное движение в медленном темпе и минорном ладу создаёт ощущение раздумья, трогательного признания. Хроматические ходы в мелодии придают музыке изысканный характер сожаления, они подобны вздохам.
В нотном примере 8 приведена основная тема финала — кипучая, энергичная, стремительная. Эта мелодия в финале проходит то у солиста, то у оркестра. Выразительность мелодии Моцарта — в её непредсказуемости, разнообразии, многогранности. Каждый такт готовит для слушателя новые сюрпризы и неожиданности. В музыке то и дело слышатся смех, шутки, весёлые возгласы оркестра и задорные ответы солиста.
7. По страницам жизненного и творческого пути В.А. Моцарта
- Более 250 лет назад на свет появился музыкальный гений, чьё имя стало синонимом гармонии. Творчество Моцарта глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира - таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке.
Родился Вольфганг Амадей Моцарт 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге. Музыкальное образование получил под руководством отца – скрипача и дирижёра, умного, образованного человека. Моцарт стал учиться музыке с трёх лет, а в пять лет уже сочинил свой первый менуэт.
В аристократических салонах Вены только и разговору было, что о музыкально одарённом вундеркинде из Зальцбурга, восхитительно играющем на клавесине. Да что там клавесин, – маленький волшебник виртуозно играл на всём, что способно звучать, блестяще отгадывал музыкальные загадки и с невиданной лёгкостью сочинял сложнейшие концерты! И это шести лет от роду!
В конце 1769 года отец и сын отправились в Италию – признание в этой музыкальной столице было необходимо для каждого уважающего себя музыканта. Поразили итальянцев фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его и, придя дамой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось раз в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он только запомнил!
Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где музыкальные интересы так ограничены.
Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.
Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся с пониманием к гастролям Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. Он пользовался любым поводом, чтобы сильно обидеть юношу. Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах без своего разрешения. И никаких поездок! Моцарту пришлось вытерпеть немало обид от графа и рабскую зависимость, унижения. Почти 5 лет Моцарт провел в захолустном Зальцбурге, разбирая свои впечатления от странствий, от падения с вершины успеха и славы до положения слуги-музыканта.
Как отражение состояния души Моцарта в это время – появление Симфонии соль минор, получившей порядковый номер 40. Эта всемирно известная симфония – глубоко личное произведение. Прослушайте фрагмент одной из частей – Аллегро.
Прослушивание музыкального фрагмента Симфонии №40 Моцарта.
Вся она полна волнения и тревоги, трагизма. Такой музыки до Моцарта ещё никто не создавал!
В ней композитор предстает человеком весёлым и переполняемым любовью.
Вскоре композитор женится. Семейная жизнь Моцарта сложилась в основном счастливо. Его женой стала Констанца Вебер. Констанца была весёлой, жизнерадостной, привлекательной девушкой. Констанца подарила Моцарту шестерых детей, но выжили только двое – Карл Томас и Франц Ксавьер. Первый стал обычным чиновником, а из Франца получился неплохой музыкант.
Младший сын, Франц Ксавьер был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. И по сей день в консерватории звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Амадея Моцарта.
Моцарт пишет в разных жанрах, но особое предпочтение отдает опере. Его опера – это философская сказка.
К радости и ужасу Моцарта деньги за произведение он получает сразу. Заказ был необычным - незнакомец заказал заупокойную мессу в то время как Моцарт славился на весь мир своими жизнелюбивыми и радостными сочинениями. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ как пророчество своей близкой смерти.
Текст песни (1969 г.):
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поёт,
Моцарт Отечества не выбирает -
Просто играет всю жизнь напролёт.
Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба - то гульба, то пальба.
Не оставляйте стараний, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Где-нибудь на остановке конечной
Скажем спасибо и этой судьбе.
Но из грехов своей родины вечной
Не сотворить бы кумира себе.
Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба - то гульба, то пальба.
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Коротки наши лета молодые.
Миг - и развеются, как на кострах,
Красный камзол, башмаки золотые,
Белый парик, рукава в кружевах.
Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба - то гульба, то пальба.
Не обращайте вниманья, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
9. Рефлексия (Викторина)
Вольфганг Амадей Моцарт – итальянский, английский или австрийский композитор?
В каком веке жил В.А. Моцарт?
Cын В.А. Моцарта был скульптором или музыкантом?
Какие музыкальные произведения были написаны первым и последним?
С одинаковой силой в музыке Моцарта передаются и ощущение полноты жизни, и радость бытия: одновременно страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя, и эмоции человека, страстно стремящегося к счастью, к радости.
Скорбь в музыке Моцарта нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.
Вообще в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство.
11. Вопросы и задания
Охарактеризуй настроение каждой из 3-ех частей Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.
Как ты считаешь, случайно ли использование композиторами крупных форм – симфоний, концертов, сонат – для воплощения мира человеческих эмоций? Объясни свой ответ.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Инструментальный концерт. Клавир. Клавесин. Адажио. Сицилиана. Реквием. Лакримоза.
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
Первая часть - аллегро - создает контраст между солирующим инструментом и оркестром. Торжественная музыка сменяется лирической, происходит подъем, который приводит к каденции и постепенно затихает.
Музыка второй части нежна и меланхолична. Часть начинается со вступления фортепиано, которое подхватывают остальные инструменты.
Третья часть - быстрая и живая, в форме рондо, не теряет своей оптимистичности до самого конца концерта, несмотря на несколько минорных эпизодов.
горизонталь. 1. туфли. 2. ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в массовые танцевальные номера. 3. основа . 4. автор музыкальных произведений. 5. мысли и чувства в выражаются языком танца, жеста и …. 6. жёсткая юбка, используемая в . 7. сергея прокофьева по сюжету одноимённой сказки шарля перро. 8. обтягивающее тело костюм. 9. одна из составляющих .
людвиг ван бетховен - "ярость из-за потерянного гроша",
вольфганг амадей моцарт - "рондо в турецком стиле",
михаил иванович глинка - рондо фарлафа из оперы "руслан и людмила";
нашел только 3 музыкальных произведений формы рондо
1) тип формы (простая трехчастная, сонатная и т. д.) 2) цифровая схема формы в крупных чертах, с буквенными обозначениями тем (частей) и их названиями ( i период, разработка и т. д.) б. анализ каждой из основных частей 1) функция каждой части в форме ( i период, середина и т. д.) 2) тип изложения (экспозиционный, срединный и т. д.) 3)тематический состав, его однородность или контрастность; его характер и средства достижения этого характера 4) какие элементы подвергаются развитию; способы развития (повторение, варьирование, сопоставление и т. д.); тематические преобразования 5) место кульминации, если она есть; способы, которыми она достигается и покидается. 6) тональное строение, каденции, их соотношение, замкнутость или разомкнутость. 7) подробная цифровая схема; характеристика структуры, наиболее важные моменты суммирования и дробления; "дыхание" короткое или широкое; характеристика пропорций. в. анализ соподчинения основных частей в целом 1) тематические соподчинения; однородность и контрастность, их подчеркнутость и сглаживание. 2) темповая однородность или контрастность в связи с тематическими соотношениями. 3) тональные соподчинения. 4) высотный профиль в крупных чертах; соотношение кульминаций в связи с динамической схемой 5) характеристика общих пропорций 6) характеристика целого, степень типичности формы; основы ее строения (сквозное развитие, сопоставление).
Другие вопросы по Музыке
Укажите тембры голосов этих оперных героев 1) кончак2) царь берендей3) антонида4) лель5) ленский6) мельника) сопраноб) меццо-сопранов) тенорг) басд) контральто.
Обращение к народно-песенной традиции, наиболее полно передающей радостные настроения в музыке, глубоко закономерно. Но не только народная музыка знает эти состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига. Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной; скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.
Как и все концерты, Двадцать третий ля мажор для фортепиано с оркестром состоит из трёх частей.
Первые же такты погружают нас в стихию грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?
Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой.
Все части концерта прекрасны, но жемчужина среди них – вторая. Она разительно контрастирует с радостными крайними частями.
Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.
Откуда такая грусть? Новое ли это настроение в музыке концерта, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?
Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов? И, возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.
И всё же финал концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.
Наверное, точнее было бы всё же сказать о новой радости - радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.
Так даже в рамках одного произведения мы видим столь различные нюансы одного эмоционального состояния.
Вопросы и задания:
- Одно из значительных мест в творчестве Моцарта, а также в истории жанра занимают концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра. Для какого солирующего инструмента написан Концерт № 23?
- Что вы знаете о таком жанре инструментальной музыки, как концерт? Какова особенность этого жанра?
- Чем сольный концерт отличается от кончерто гроссо?
- Что, по-вашему, чаще встречается в музыке: смена настроений или их одновременное выражение? Обоснуйте ваш ответ на примере Концерта № 23 В. А. Моцарта. Назовите другие музыкальные произведения, в которых соседствуют различные настроения.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Концерт № 23 in A Major, K488:
I. Allegro, mp3;
II. Adagio , mp3;
III. Allegro assai , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Читайте также: