Охарактеризуй настроение каждой из трех частей концерта 23 для фортепиано с оркестром моцарта кратко

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

II ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.

— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыке В.А. Моцарта.

— знание строения классического инструментального концерта на примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере творчества Моцарта.

– формировать умение следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;

- продолжить знакомство с творчеством В.А. Моцарта;

- развивающая – развивать творческое мышление, умение анализировать и обобщать;

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведению В. А. Моцарта.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Формы педагогического контроля: Контроль понимания и эстетической оценки светлых, позитивных, радостных образов в искусстве. Контроль осознания этической ценности и необходимости темы радости в музыке. Контроль знания черт творческого облика В.А. Моцарта. Контроль участия каждого ученика в беседах и дискуссиях. Контроль умения высказать и отстоять собственную позицию в споре на темы культуры, творчества, искусства, музыки. Контроль развития вокально-певческих навыков. Контроль умения проанализировать нотные примеры разного содержания, обозначить в них музыкально-выразительные средства и объяснить их значение и влияние на характер произведения.

Организационный момент

- В начале сегодняшнего урока необходимо прослушать и вспомнить музыкальное произведение одного из русских композиторов, передающее человеческие чувства. Это позволит нам включиться в восприятие нового музыкального материала.

? Что это за музыкальное произведение? Какие настроения передаёт музыка данного музыкального фрагмента?

Ответы обучающихся.

- Да, это одна из песен гусляра Садко.

? А с какой целью композитор Римский-Корсаков включил в свою оперу весёлые народные песни и пляски?

Можно ли считать, что Хороводная песня Садко воплощает состояние всепоглощающей, безраздельной радости? Почему? Связано ли это с народностью песни?

Ответы обучающихся.

2. Целеполагание

- Верно, весёлые народные песни и пляски отличаются безраздельной удалью, искрят безудержным весельем.

Но не только народная музыка знает состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним, например, страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига…

Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.

Потому рассмотрим сегодня и сравним, исследуем характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры – Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта. Именно это будет являться основной целью нашего урока.

А также познакомимся с эпизодами его биографии и их влиянием на творчество, что может повысить ваш интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке Моцарта, и классической музыке в целом.

Перед прослушиванием музыки В.А. Моцарта обратим внимание на репродукции картин — портреты и пейзаж с изображением дома композитора.

? Что вы можете сказать об этом гениальном человеке, глядя на его портреты? Дайте характеристику дома Моцарта, изображённом на репродукции картины К. Хайда.

hello_html_f4e28b.jpg

Неизвестный художник. И. Бюхе. Моцарт за сочинением произведений. Фрагмент

Портрет В.А. Моцарта

hello_html_m1c39617e.jpg

К. Хайд. Дом Моцарта

- На портретах можно отметить вдохновенное, творческое выражение лица композитора, утончённость и изысканность его облика, изящную одежду, соответствующую моде классицизма.

- Характеризуя изображение дома Моцарта на репродукции картины К. Хайда, мы отмечаем красивый гористый пейзаж Зальцбурга, солнечную радостную погоду, простоту и демократичность дома, в котором прошло детство композитора.

4. Жанр Инструментального концерта в музыке Моцарта

Моцарт писал концерты для фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Не было почти ни одного инструмента, для которого Моцарт не написал бы концертов. Он всегда развивал, обогащал виртуозные и выразительные возможности солирующего инструмента. Драматургия концертов Моцарта строится на соревновании, состязании, споре партий солиста и оркестра.

Концерты Моцарта имеют трёхчастное строение. Первая часть обычно активна, энергична, написана в быстром темпе. Вторая часть концерта медленная, певучая, она воплощает лирические образы. Третья часть — картина праздника, веселья, часто с влиянием народных песенно-танцевальных образов.

Остановимся поподробнее на фортепианных концертах В.А. Моцарта ( Презентация) :

1) Клавирные концерты. Обилие клавирных произведений в 1782–1786 гг. прямым образом связано было с концертной деятельностью Моцарта: в это время она достигла наивысшего расцвета. Первенства Моцарта как клавесиниста не мог оспаривать никто; он был самым популярным, самым признанным и любимым музыкантом Вены, бессменным победителем в состязаниях даже со всемирно известными исполнителями…

Итак, музыка фортепианного Концерта №23 Вольфганга Амадея Моцарта.

5. Слушание музыки. В.А. Моцарт. Концерт №23 для фортепиано с оркестром

Первые же такты Концерта погружают нас в атмосферу грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?

1) Прослушивание фрагмента I части Концерта. Музыкальный анализ:

- В музыке 1-ой части Концерта слышится спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой…

- Слушаем фрагмент II части Концерта Моцарта.

2) Прослушивание фрагмента II части. Музыкальный анализ:

- Начало 2-ой части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.

- Откуда такая грусть? Может быть, это преходящее настроение, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?

Согласитесь, ведь прослушав Адажио (2-ю часть), мы уже по-новому начинаем воспринимать и характер 1-ой части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить изначально?

Прослушайте 1-ю часть ещё раз.

3) Повторное прослушивание фрагмента I части.

- Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником, изображавшим реального, живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.

3-я же часть (Финал) Концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.

4) Прослушивание фрагмента Финала Концерта №23 Моцарта. Музыкальный анализ:

- Здесь, наверное, точнее было бы сказать о новой радости – радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.

5) Вывод

Так в рамках одного произведения мы видим столь различные стороны одного эмоционального состояния.

6 . Работа над нотными примерами

В нотных примерах 6–8 (ст. 43-46 Учебника) приведены фрагменты всех частей Концерта В.А. Моцарта.

Пример 6 — это начало I части, исполняемое оркестром. Солист (фортепиано) вступает позже, после оркестрового вступления. Вы видите клавир — фортепианное переложение оркестровой партитуры. Таким образом, каждый звук этого примера поручен разным инструментам, в клавире как бы скрыто звучание всего оркестра. Жизнерадостный, светлый характер музыки создаётся благодаря звучанию полётной мелодии и аккордового аккомпанемента в быстром темпе, мажорном ладу, тихой динамике. Часто и прихотливо меняются штрихи — небольшие лиги соседствуют с отрывистым звучанием звуков. Фактура достаточно прозрачна и легка.

Вторая часть (нотный пример 7) представляет собой тихую и печальную музыку в жанре сицилианы. ( Сицилиа́на (итал. siciliana — сицилийская ) — старинный итальянский танец пасторального характера, возможно, сицилийского происхождения). Триольное движение в медленном темпе и минорном ладу создаёт ощущение раздумья, трогательного признания. Хроматические ходы в мелодии придают музыке изысканный характер сожаления, они подобны вздохам.

В нотном примере 8 приведена основная тема финала — кипучая, энергичная, стремительная. Эта мелодия в финале проходит то у солиста, то у оркестра. Выразительность мелодии Моцарта — в её непредсказуемости, разнообразии, многогранности. Каждый такт готовит для слушателя новые сюрпризы и неожиданности. В музыке то и дело слышатся смех, шутки, весёлые возгласы оркестра и задорные ответы солиста.

7. По страницам жизненного и творческого пути В.А. Моцарта

- Более 250 лет назад на свет появился музыкальный гений, чьё имя стало синонимом гармонии. Творчество Моцарта глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира - таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке.

Родился Вольфганг Амадей Моцарт 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге. Музыкальное образование получил под руководством отца – скрипача и дирижёра, умного, образованного человека. Моцарт стал учиться музыке с трёх лет, а в пять лет уже сочинил свой первый менуэт.

В аристократических салонах Вены только и разговору было, что о музыкально одарённом вундеркинде из Зальцбурга, восхитительно играющем на клавесине. Да что там клавесин, – маленький волшебник виртуозно играл на всём, что способно звучать, блестяще отгадывал музыкальные загадки и с невиданной лёгкостью сочинял сложнейшие концерты! И это шести лет от роду!

В конце 1769 года отец и сын отправились в Италию – признание в этой музыкальной столице было необходимо для каждого уважающего себя музыканта. Поразили итальянцев фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его и, придя дамой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось раз в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он только запомнил!

Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где музыкальные интересы так ограничены.

Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.

Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся с пониманием к гастролям Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. Он пользовался любым поводом, чтобы сильно обидеть юношу. Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах без своего разрешения. И никаких поездок! Моцарту пришлось вытерпеть немало обид от графа и рабскую зависимость, унижения. Почти 5 лет Моцарт провел в захолустном Зальцбурге, разбирая свои впечатления от странствий, от падения с вершины успеха и славы до положения слуги-музыканта.

Как отражение состояния души Моцарта в это время – появление Симфонии соль минор, получившей порядковый номер 40. Эта всемирно известная симфония – глубоко личное произведение. Прослушайте фрагмент одной из частей – Аллегро.

Прослушивание музыкального фрагмента Симфонии №40 Моцарта.

Вся она полна волнения и тревоги, трагизма. Такой музыки до Моцарта ещё никто не создавал!

В ней композитор предстает человеком весёлым и переполняемым любовью.

Вскоре композитор женится. Семейная жизнь Моцарта сложилась в основном счастливо. Его женой стала Констанца Вебер. Констанца была весёлой, жизнерадостной, привлекательной девушкой. Констанца подарила Моцарту шестерых детей, но выжили только двое – Карл Томас и Франц Ксавьер. Первый стал обычным чиновником, а из Франца получился неплохой музыкант.

Младший сын, Франц Ксавьер был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. И по сей день в консерватории звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Амадея Моцарта.

Моцарт пишет в разных жанрах, но особое предпочтение отдает опере. Его опера – это философская сказка.

К радости и ужасу Моцарта деньги за произведение он получает сразу. Заказ был необычным - незнакомец заказал заупокойную мессу в то время как Моцарт славился на весь мир своими жизнелюбивыми и радостными сочинениями. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ как пророчество своей близкой смерти.

Текст песни (1969 г.):

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поёт,

Моцарт Отечества не выбирает -

Просто играет всю жизнь напролёт.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба.

Не оставляйте стараний, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь на остановке конечной

Скажем спасибо и этой судьбе.

Но из грехов своей родины вечной

Не сотворить бы кумира себе.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба.

Не расставайтесь с надеждой, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые.

Миг - и развеются, как на кострах,

Красный камзол, башмаки золотые,

Белый парик, рукава в кружевах.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба.

Не обращайте вниманья, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

9. Рефлексия (Викторина)

Вольфганг Амадей Моцарт – итальянский, английский или австрийский композитор?

В каком веке жил В.А. Моцарт?

Cын В.А. Моцарта был скульптором или музыкантом?

Какие музыкальные произведения были написаны первым и последним?

С одинаковой силой в музыке Моцарта передаются и ощущение полноты жизни, и радость бытия: одновременно страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя, и эмоции человека, страстно стремящегося к счастью, к радости.

Скорбь в музыке Моцарта нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.

Вообще в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство.

11. Вопросы и задания

Охарактеризуй настроение каждой из 3-ех частей Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

Как ты считаешь, случайно ли использование композиторами крупных форм – симфоний, концертов, сонат – для воплощения мира человеческих эмоций? Объясни свой ответ.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Инструментальный концерт. Клавир. Клавесин. Адажио. Сицилиана. Реквием. Лакримоза.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Первая часть - аллегро - создает контраст между солирующим инструментом и оркестром. Торжественная музыка сменяется лирической, происходит подъем, который приводит к каденции и постепенно затихает.

Музыка второй части нежна и меланхолична. Часть начинается со вступления фортепиано, которое подхватывают остальные инструменты.

Третья часть - быстрая и живая, в форме рондо, не теряет своей оптимистичности до самого конца концерта, несмотря на несколько минорных эпизодов.

горизонталь. 1. туфли. 2. ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в массовые танцевальные номера. 3. основа . 4. автор музыкальных произведений. 5. мысли и чувства в выражаются языком танца, жеста и …. 6. жёсткая юбка, используемая в . 7. сергея прокофьева по сюжету одноимённой сказки шарля перро. 8. обтягивающее тело костюм. 9. одна из составляющих .

людвиг ван бетховен - "ярость из-за потерянного гроша",

вольфганг амадей моцарт - "рондо в турецком стиле",

михаил иванович глинка - рондо фарлафа из оперы "руслан и людмила";

нашел только 3 музыкальных произведений формы рондо

1) тип формы (простая трехчастная, сонатная и т. д.) 2) цифровая схема формы в крупных чертах, с буквенными обозначениями тем (частей) и их названиями ( i период, разработка и т. д.) б. анализ каждой из основных частей 1) функция каждой части в форме ( i период, середина и т. д.) 2) тип изложения (экспозиционный, срединный и т. д.) 3)тематический состав, его однородность или контрастность; его характер и средства достижения этого характера 4) какие элементы подвергаются развитию; способы развития (повторение, варьирование, сопоставление и т. д.); тематические преобразования 5) место кульминации, если она есть; способы, которыми она достигается и покидается. 6) тональное строение, каденции, их соотношение, замкнутость или разомкнутость. 7) подробная цифровая схема; характеристика структуры, наиболее важные моменты суммирования и дробления; "дыхание" короткое или широкое; характеристика пропорций. в. анализ соподчинения основных частей в целом 1) тематические соподчинения; однородность и контрастность, их подчеркнутость и сглаживание. 2) темповая однородность или контрастность в связи с тематическими соотношениями. 3) тональные соподчинения. 4) высотный профиль в крупных чертах; соотношение кульминаций в связи с динамической схемой 5) характеристика общих пропорций 6) характеристика целого, степень типичности формы; основы ее строения (сквозное развитие, сопоставление).

Другие вопросы по Музыке

Укажите тембры голосов этих оперных героев 1) кончак2) царь берендей3) антонида4) лель5) ленский6) мельника) сопраноб) меццо-сопранов) тенорг) басд) контральто​.

Обращение к народно-песенной традиции, наиболее полно передающей радостные настроения в музыке, глубоко закономерно. Но не только народная музыка знает эти состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига. Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной; скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.

Как и все концерты, Двадцать третий ля мажор для фортепиано с оркестром состоит из трёх частей.

Первые же такты погружают нас в стихию грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?

Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой.

Все части концерта прекрасны, но жемчужина среди них – вторая. Она разительно контрастирует с радостными крайними частями.

Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.

Откуда такая грусть? Новое ли это настроение в музыке концерта, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?

Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов? И, возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.

И всё же финал концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.

Наверное, точнее было бы всё же сказать о новой радости - радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.

Так даже в рамках одного произведения мы видим столь различные нюансы одного эмоционального состояния.

Вопросы и задания:

  1. Одно из значительных мест в творчестве Моцарта, а также в истории жанра занимают концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра. Для какого солирующего инструмента написан Концерт № 23?
  2. Что вы знаете о таком жанре инструментальной музыки, как концерт? Какова особенность этого жанра?
  3. Чем сольный концерт отличается от кончерто гроссо?
  4. Что, по-вашему, чаще встречается в музыке: смена настроений или их одновременное выражение? Обоснуйте ваш ответ на примере Концерта № 23 В. А. Моцарта. Назовите другие музыкальные произведения, в которых соседствуют различные настроения.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Концерт № 23 in A Major, K488:
I. Allegro, mp3;
II. Adagio , mp3;
III. Allegro assai , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Читайте также: