Одорант это в искусстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

В период своего становления, искусство в Месопотамии, в первую очередь, выполняло религиозно-магическую функцию, а отнюдь не эстетическую. (О периодизации истории культуры, и особенностях религии Междуречья, вы можете прочитать в предыдущей статье ). Именно поэтому, начиная с культуры государств Шуме́р и Акка́д, появляются, а позже закрепляются основные виды, жанры и формы культового искусства , и в первую очередь – архитектуры.

Из-за отсутствия в достаточном количестве леса и камня, в качестве строительного материала шумеры активно использовали глину. Они научились изготавливать кирпич–сырец , который не обжигался на огне, а высушивался на солнце. Из него строились и жилые дома, и дворцы царей, а главное – храмы.

До нашего времени частично уцелел зиккурат в городе У́ре , посвященный богу На́нне, относящийся ко времени расцвета шумерского царства (3 тыс. до н.э.). Его сохранившаяся нижняя платформа поражает своими размерами – 65 на 43 м, высотой около 20 м. Согласно многочисленным реконструкциям, общая высота этого зиккурата изначально могла достигать 60 м.

В храмах Двуречья, впервые в истории человечества, начали применяться своды и арки , как важные архитектурные конструктивные элементы. В качестве декора использовались ниши, выступы, рельефы и глазурованная керамическая плитка разных цветов.

Изображения адорантов подчинялись кано́нам: их руки были сложены в молитвенной позе, уши выглядели непропорционально большими (чтобы лучше слышать слова бога), особенно выделялись на лицах огромные глаза, которые часто инкрустировались полудрагоценными цветными камнями. На губах адорантов, играла робкая, смущенная улыбка, придающая особую трогательность этим образам.

Очень редко, но всё же встречаются скульптурные портреты. Те, что дошли до нас, оставили нам облик древних правителей. Эти портреты выполнены в реалистичной манере и передают индивидуальные черты моделей. Например, портреты правителя шумерского города Лага́ш – Гуде́а или аккадского царя Сарго́на Древнего.

Популярным видом пластики в Междуречье были рельефы , украшающие стены храмов, дворцов и других архитектурных построек. В период Шумера и Аккада на них изображались бытовые сцены или сцены с храмовыми и дворцовыми церемониями. Фигуры располагались ровными рядами, величина изображаемых зависела от их социального положения (фигура царя всегда была больше остальных).

В Шумере появился особый вид декоративно-прикладного искусства – гли́птика - искусство резьбы по камню. Глиптика, в основном, использовалась для изготовления цилиндрических храмовых и царских печатей. Оттиск с такого цилиндра представлял какую-либо ритуальную, а чаще мифологическую сцену с множеством персонажей. Печати имели практическое и магическое значение. Их хранили как личные амулеты-обереги, иногда дарили храмам.

В 19 веке до н.э. происходит экономический и культурный подъем города Вавилон , который постепенно подчиняет всю территорию Месопотамии, в том числе государства Шумер и Аккад.

Как развивалось искусство Междуречья, в последующие эпохи, читайте в моих следующих статьях .

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.


Статуя адоранта представляла собой сидящего или стоящего молящегося человека со сложенными на груди руками. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт.

На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Адорант" в других словарях:

адорант — поклоняющийся, обожающий, верующий Словарь русских синонимов. адорант сущ., кол во синонимов: 3 • верующий (21) • … Словарь синонимов

Адорант — фигура (преимущ. женщины) с простертыми к небу руками в антич. и раннехрист. иск ве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи образа просящего или его просящей души … Древний мир. Энциклопедический словарь

Адорант — (лат. просящий), фигура (преим. женщины) с простертыми к небу руками в античном и раннехристианском искусстве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи образа просящего или его просящей души … Словарь античности

адорант — (грец., лат. прохальний) Зображення людини з простертими до неба руками, що символізувало душу, яка просить божого благословення. Мало місце в ранньохристиянському мистецтві, у Візантії та інших країнах … Архітектура і монументальне мистецтво

адорант — ондатра роданат … Краткий словарь анаграмм

верующий — богомольный, богобоязненный, благочестивый, богобоязливый, боголюбец, боголюбивый, религиозный, адорант, набожный Словарь русских синонимов. верующий см. религиозный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский … Словарь синонимов

ПРОТОИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ — мифологические представления древнего населения Северо Западной Индии, создателей т. н. хараппской культуры, представляющей городскую цивилизацию долины Инда (3 2 е тыс. до н. э.), тесно связанную с древними культурами Белуджистана и Синда.… … Энциклопедия мифологии

обожающий — прил., кол во синонимов: 20 • адорант (3) • боготворящий (13) • вздыхающий (11) • … Словарь синонимов

поклоняющийся — прил., кол во синонимов: 18 • адорант (3) • благоговеющий (7) • боготворящий (13) … Словарь синонимов

В Древней Месопотамии так называлась фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее — глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека. Она представляла собой сидящего или стоящего молящегося человека со сложенными на груди руками. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

Связанные понятия

Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя.

Полове́цкие ка́менные ба́бы — памятники сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Изваяния сделаны из серого песчаника по высоте от 1 до 4 м, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы.

Византийский светский костюм — одежда, использовавшаяся светскими членами общества Византийской империи.

Христос во гробе, Уныние или Смирение Нашего Господа, Высшее Умаление, Царь Славы (др.-греч. Άκρα Ταπείνωσις, Akra Tapeinosis — крайнее уничижение, смирение) — вариант иконографии Иисуса Христа, изображающий его мёртвым в гробу.

Граффито Алексаменоса (также известно как Богохульное граффито:393) — рисунок-граффити, высеченный на гипсовой стене рядом с Палатинским холмом в Риме, ныне находящийся в Антикварном музее Палатина. Считается одним из первых художественных изображений распятого Иисуса Христа (наряду с несколькими геммами).

Зелёный человек (англ. Green Man) — мотив в искусстве раннего Средневековья, скульптура, рисунок или иное изображение человекоподобного лица в окружении из листьев или как будто сделанного из них. Ветви или лозы могут прорастать в нос, рот, ноздри или другие части лица, и эти побеги могут нести на себе цветы или фрукты. Обычно используется как декоративный архитектурный орнамент. Зелёные люди часто встречаются на резьбе в церквях и другие зданиях (как светских, так и церковных). «Зелёный человек.

Скульпту́ра ма́йя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики.

Христианская нубийская живопись — стенописи из Нубии, датируемые периодом между VI и XIV веками и представляющие христианскую иконографию.

Знак буты́ли — условное название символического изображения, связанного с культом карфагенской богини Танит, и применявшегося наряду с более распространённым знаком Танит. Встречается на археологических памятниках. Общепризнанной интерпретации значения этого символа не существует.

Богиня со змеями — тип вотивных женских статуэток с пресмыкающимися в руках, датируемых примерно 1600 г. до н. э. Находки относятся к крито-минойской цивилизации и найдены в ранних слоях Нового Дворца в Кноссе. Всего известно два предмета.

Цивилизация Древнего Египта, возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.

Транзи́ — вид скульптурных надгробий, которые выполнены в виде частично разложившегося трупа. Такие надгробия создавались в Европе в период позднего Средневековья и в эпоху Возрождения.

Крати́р (др.-русск. кратырь, от ср.-греч. κρατήρ) — византийский и древнерусский литургический сосуд, большая чаша с широкой горловиной и двумя ручками по бокам.

Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры.

Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII века до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V век до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики, также оставил в истории несколько.

Статуи Айн-Газаля (Айн-Гхасала) — монументальные скульптуры, найденные на территории поселения Айн-Газаль (Иордания) и датируемые периодом докерамического неолита B (VII тысячелетием до н. э.). Одни из самых ранних известных крупноформатных скульптурных изображений человека. Большинство статуй находится в Музее Иордании в Аммане; одна экспонируется в Лувре.

Масонский табель (англ. Tracing board) — это эмблема спекулятивного масонства, произошедшая от чертёжных досок, используемых в разработке (проекта здания), и грифельных досок, используемых в каменоломне или на строительной площадке оперативными вольными каменщиками. Они представляют нарисованные или напечатанные иллюстрации, изображающие различные эмблемы и символы масонства. Могут быть использованы в качестве учебных пособий во время наставлений, которые следуют в каждой из трёх масонских степеней.

Восковые маски предков (лат. Imagines) — как считается, в Древнем Риме посмертные маски или скульптурные портреты умерших родственников знатных римлян, изготовленные из воска и хранившиеся в специальных шкафах (своего рода семейных алтарях — лат. armaria) в атриуме.

Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды.

Глаз, как духовно-религиозный символ, будучи органом зрения, тесно связан со светом, способностью духовного видения, познания и открытия истины.

Трёхглавый орёл — мифическая птица, фантастическая гербовая фигура. Изображается в виде орла, имеющего три головы.

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).

Драпировка — в скульптуре и живописи — туники, тоги, плащи и другие широкие, свободные виды одежды, в которые художник облекает изображённые человеческие фигуры, и вообще ткани, представляемые в картинах, статуях и рельефах.

Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Альфа и Омега (ΑΩ, Αω, αω) — сочетание первой и последней букв классического (ионического) греческого алфавита, которое является наименованием Бога в Книге Откровения Иоанна Богослова, символами Бога как начала и конца всего сущего.

Поля́ иконной доски — обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой, по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета — опушью.

Крест Оттона и Матильды — выносной крест из сокровищницы Эссенского собора, выполнен в X веке, использовался в праздничных процессиях вплоть до недавнего времени. Название креста происходит от потомков императора Священной римской империи Оттона I, изображённых на кресте: герцога Оттона Швабского и его сестры, аббатисы Эссенского монастыря Матильды II. Крест — одно из свидетельств особенно тесной связи представителей династии Оттонов с Эссенским монастырём.

Нимб (от лат. nimbus — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость. Бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (крещатый нимб) — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

Плат Вероники (Вуаль Вероники) — в христианстве нерукотворное изображение Иисуса Христа, которое, по преданию, появилось на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, когда Он нёс свой крест на Голгофу.

Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно 5 веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Статуя Гудеа в положении адоранта

Адора́нт (от лат. adoratio — обожание, поклонение) — фигура с простёртыми к небу руками, служившая для передачи образа просящего [1] .

В литературе о Древней Месопотамии так обычно называют фигурку человека, изготовляемую из мягких пород камня, а позднее — глины, и устанавливавшуюся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека [2] . Она представляла собой сидящего или стоящего молящегося человека со сложенными на груди руками. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

Особенно часто этот мотив встречается в росписях римских катакомб, начиная со II века [4] . В этой позе нередко изображались персонажи Ветхого завета, однако чаще всего в такой форме представлялись души умерших.

В последующем образ адоранта послужил основой христианской иконографии Богоматери Оранты.

так в древнем Двуречье называли фигурки людей, изготовленные из мягких пород камня, а позднее - глины , которые находились в храме для того, чтобы молиться за поставившего их туда человека. Их число в храмах возрастает в первой половине III тыс. до н.э. Способствовали развитию в Двуречье круглой скульптуры.

Смотреть что такое АДОРАНТ в других словарях:

АДОРАНТ

адорант поклоняющийся, обожающий, верующий Словарь русских синонимов. адорант сущ., кол-во синонимов: 3 • верующий (21) • обожающий (20) • поклоняющийся (18) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: верующий, обожающий, поклоняющийся. смотреть

АДОРАНТ

(лат. просящий), фигура (преим. женщины) с простертыми к небу руками в античном и раннехристианском искусстве (особенно в росписи катакомб), сл. смотреть

АДОРАНТ

фигура (преимущ. женщины) с простертыми к небу руками в антич. и раннехрист. иск-ве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи обра. смотреть

АДОРАНТ

(грец., лат. — прохальний) Зображення людини з простертими до неба руками, що символізувало душу, яка просить божого благословення. Мало місце в ранньохристиянському мистецтві, у Візантії та інших країнах. смотреть

АДОРАНТ

фигура (преимущ. женщины) с простертыми к небу руками в антич. и раннехрист. иск-ве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи образа просящего или его просящей души. смотреть

Читайте также: